Вера в существование духов и души это: Вера в существование души и духов, 7 (семь) букв

Вера в существование души и духов, 7 (семь) букв

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Вера в существование души и духов «, 7 (семь) букв:
анимизм

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова анимизм

Вера в духовность флоры

Вера в души и духов

Вера в духов

Религиозные представления о духах и о душе, наделение окружающей среды свойствами человека

Вера в существование души и духов, в возможность общения с духами

Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения и о возможности общения человека со своим духом, душой

Определение слова анимизм в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала — души; одухотворение сил и явлений природы.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Аними́зм — вера в существование души и духов , вера в одушевлённость всей природы . Анимистические представления присутствуют во всех религиях.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
анимизма, мн. нет, м. (от латин. anima — душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

Примеры употребления слова анимизм в литературе.

Обычный анимизм — они почитают души своих предков, живущих здесь, в этих нишах, пока не замостят ими всю эту часть планеты, да вдобавок еще китайских богов, кто их знает каких!

Многословный, остроумный и убедительный, профессор подробно остановился на возникновении анимизма среди дикарей, открытых всем стихиям, неспособных объяснить, почему идет дождь или гремит гром, и видящих лишь добрый или дурной знак в тех природных явлениях, которые ныне Наука сумела описать и объяснить.

Не будет большим грехом с моей стороны, если я скажу, что это убеждение живет у многих ученых, даже психолога, замаскированное утверждением своеобразности психических явлений, под которым чувствуется, несмотря на все научно-приличные оговорки, все тот же дуализм с анимизмом, непосредственно разделяемый еще массой думающих людей, не говоря о верующих!

Равным образом у меня лишь смутное представление о тотемизме, анимизме, табу, и я плохо разбираюсь в их обычаях.

Мне пришлось рассказать все, что я знаю об анимизме, тотемизме, многобожии.

Со временем Упанишады освобождаются от ребяческих гипотез, от черт анимизма и тотемизма и ставят сансару в связь с учением о нравственном миропорядке.

Источник: библиотека Максима Мошкова

3. Анимизм

Распространенной гипотезой о первоначальную форму религии до сих пор, являлась теория анимизма. Этот термин был введен английским антропологом Е. Тайлором в работе «Первобытная культура», который исследовал первобытные верования. По его мнению, в процессе размышления над такими явлениями, как сон, болезнь, смерть, переживанием галлюцинаций первобытный человек начала думать, что в ее теле находится душа, которая время от времени покидает его. Позже она пришла к выводу о существовании души после смерти человека, о переселении душ в другие тела, о потусторонний мир, о том, что предметы окружающего мира, как и люди, обладают желаниями, чувствами, волей. Так возникла вера в духов сил природы, растений, животных, умерших предков, названа анимизмом.

Анимизм (лат. anima-душа, дух) — вера в существование в теле человека его двойника — души, от которой зависят ее жизни, физиологическое и психологическое состояние. Анимизма свойственно приписывание качеств двойников материальным объектам: человеческому телу, животным, орудием труда и т.д., со временем процессам: болезни, войны, кузнечному делу и тому подобное. Это было вызвано тем, что древний человек рассматривала объекты окружающего мира, уподобляя их себе, наделяя их, соответственно, чувствами, мыслями, волей. Отсюда его вера в существование духов могучих сил природы, растений, животных, умерших предков. Славяне менее мощных двойников называли душами, мощных — духами. Итак, анимизм является верой в существование душ и духов. В анимизме происходит дальнейшее раздвоение мира: мир реальных объектов якобы дополняется миром духовной сущности. У многих народов главными двойниками были души умерших родственников. Поэтому первоначальный анимизм еще называют культом предков. В начальном анимизме двойники представлялись как другое тело, невидимое и неосязаемое.
У многих народов бытовало мнение, что при определенных обстоятельствах двойника можно увидеть, услышать, почувствовать: во сне — как отражение, в воде — как тень. На этой стадии развития религии не существовало представления о бестелесную душу, двойники мыслились как другая плоть имеет все вещественные характеристики: форму, объем, вес, цвет, запах. Поскольку люди во сне «видели» и души умерших, возникло представление о бессмертии двойников, которое переросло в представления о загробной жизни. Считалось, что страна мертвых находится не на небе, а где-то на земле или под землей. Жизнь душ представлялось обычным продолжением реальной жизни. У некоторых народов существовало представление о переселении душ в новые тела.

Фетишизм (от порт, fetico- амулет, очарована вещь) — это вера в природные явления или созданы вещи, которые в понимании первобытного человека были наделены таинственной сверхчеловеческой силой. Как способ очеловечивания природы, фетишизм возник в ранньородовому обществе. Впервые он был обнаружен вXVв. португальскими моряками в Западной Африке. А первым его описал французский исследователь Шарль де Бросс в работе «Культ богов-фетишей» (1760) на материалах верований африканских негров, древних египтян, греков, римлян. Предметы культа, которые должны были или приносить человеку счастье ( талисманы), или хранить от зла и несчастья ( амулеты), зафиксированы и во многих других странах, не только африканских. Часто считали, что статуэтки, изображающие божества или духов, является местом обитания духов, из-за которых они помогают или вредят человеку. Их также использовали для заклинаний, устранения опасностей подобное. Новейшие этнологические исследования показали, что фетиши у первобытных народов не имели религиозного характера, а выполняли общественные функции, которые связывали и поддерживали родовые, племенные или национальные традиции (сейчас такие функции часто выполняют гербы, флаги, эмблемы и т.д..). Фетиши, несмотря на то, что они известны во многих этнических религиях, особенно племенных, возникли на базе уже существующих религий и определенным образом их искажалиПравдоподобно, что через фетиши сначала отдавали дань Богу и духам-покровителям.

Глубокие исследования в Сенегале и Гвинеи показали, что там почитают единого высшего Бога, который «живет» в небе, и только после него почитаються разные земные божества, духи предков, героев, хотя люди верят и в то, что эти божества и духи предков могут поселяться в фетишах. Приняв, что фетиши в упомянутых странах были первоначальной формой религии человечества, следовало бы утверждать: если не все человечество, то хотя религия происходит от народов, населяющих эти страны, — а это никак невозможно доказать. Поэтому нельзя утверждать, что фетишизм был первой формой религии. В современных религиях фетишизм сохранился в вере в талисманы и амулеты.

Знаете ли вы основы анимизма?

Анимизм — это не религия.

Охватывая все, от общения с духами до послания Опры о самообожествлении, анимизм — это понимание того, что такое мир.

Люди, находящиеся под влиянием анимизма, обычно не идентифицируют себя как анимисты. Если спросить, какую религию они исповедуют, они, скорее всего, выберут преобладающую в своем регионе — христианство, ислам, иудаизм, — особенно если анимисты объединены с неанимистами или если неприсоединение к доминирующей религии приводит к неприятным политическим или социальным последствиям. Анимистические народы могут приписываться религии, сосредотачиваясь на главном духе или пантеоне. Многие из основных мировых религий, когда они были представлены в преимущественно анимистических странах, трансформировались в народные версии — анимизм с римско-католическим лицом, исламским привкусом или евангелистской драпировкой.

Анимисты разделяют некоторые общие взгляды на мир. Однако особенности анимистических мировоззрений и практик настолько разнообразны, насколько могут быть люди.

Духовный мир анимистов

Анимисты верят, что вся жизнь есть дух, а не материя. У людей есть души, как и у животных, насекомых, растений, водоемов, скал, гор, погодных систем и так далее. Все они в чем-то и хороши, и в чем-то злы, но важной характеристикой является сила, а не мораль.

Души, также называемые духами, — это живые существа, обладающие волей, настроением и способностью помогать или сеять хаос, если за ними ухаживают или обижают. Духи, не обитающие в живых существах, могут существовать в форме бога, личной силы или призрака.

Анимисты считают, что земные события имеют духовные причины. Духи влияют на успех или неудачу воплощенных людей. Многие духи легко обижаются и мстительны. Другие чувствуют угрозу и защищаются, причиняя вред людям. Расстроенные духи выбивают жизнь из равновесия, вызывая различные неприятности, от головной боли до ураганов.

По этой причине люди проявляют уважение к духам посредством ритуалов, обычаев и подношений. Умиротворение духов восстанавливает равновесие и дает благословение. Если культивировать, духи могут быть сильными союзниками против злонамеренных существ.

Для анимистов племенное сообщество состоит не только из людей с сердцебиением, но также из умерших членов семьи, нерожденных и часто тотема — обычно животного или растения, происходящего из того же источника жизни, что и люди в сообществе, и разделяющего особое отношение к ним. Зачатие и смерть не определяют одушевленное состояние человека; скорее они являются различными стадиями вечного существования.

Древность анимизма

Анимизм старше своего названия. Многие ученые считают анимизм основой всех религий. Антропологи девятнадцатого века, начиная с Э. Б. Тайлора, приписывали системам верований изучаемых ими племен ярлык «анимизм». Они применяли дарвинизм к философии и религии и считали анимистов окном в прошлое, полагая, что именно так жители Запада видели мир до того, как они превратились в менее суеверных теистов и, наконец, в цивилизованных атеистов.

Точно так же они считали, что «примитивный» человек эволюционирует, а анимизм вымрет. Фрейд объяснил эту траекторию развития беглым этноцентризмом в Тотем и табу и провел параллели между людьми с анимистическими убеждениями и людьми с неврозами, сделав вывод, что они имеют схожие черты.

«Анимизм — древнейший способ видения мира со времен хождения Адама с Богом».

Это правда, что анимистическая ориентация древняя — это самый древний способ видения мира со времен хождения Адама с Богом. Она удерживала человеческое воображение на протяжении веков и остается свежей, обновляясь не только в изолированных племенах, но и среди неоязыческой молодежи на Западе.

Анимизм на Западе

Если копнуть глубже, можно обнаружить корни анимизма в каждой культуре. Запад не исключение. Дни недели, западные свадебные традиции и Старый Святой Николай — это анимистические окаменелости североевропейских племен и кланов. Четверг — день Тора, а пятница чествует богиню плодородия Фрейю. Подружки невесты — это приманки, предназначенные для того, чтобы сбить с толку злых духов, которые украли бы невесту, если бы только могли увидеть ее за этой фатой. Дед Мороз менее страшен, чем Один Всеотец, который садил свои запряженные лошадьми сани на крыши своих прихожан, чтобы раздавать подарки, в сопровождении свиты призраков. (Вы когда-нибудь задумывались, почему Голливуд выпускает истории о привидениях под Рождество?)

Но анимистические ориентации не просто пережитки. Они многолетние. Элементы анимизма вплетены в эклектичные системы верований светских народов. Представьте, что Нэнси Рейган консультируется со своим астрологом о том, когда президент Рейган может безопасно путешествовать или встречаться с определенными высокопоставленными лицами. Сегодня среди жителей Запада, разочаровавшихся в модернизме и погрязших в плюрализме, язычество возвращается.

Неоязычество — термин, обозначающий современные религии, ориентированные на природу, — вызвано заботой об окружающей среде и является ответом на злоупотребления модернизма и на лицемерные мутации христианства. Его ритуалы, магия, календарь и духовная ориентация происходят от анимизма.

Ярлык «язычник», как и «христианин», изначально был уничижительным, но теперь приверженцы Запада с гордостью владеют им. Среди сотрудников больниц во Франции и Швейцарии есть ведьмы. В детском развлекательном фильме « Коко » рассказывается о постоянных отношениях между живыми и мертвыми, а супергероиня Божья коровка укрепляет связь со своим насекомым-поводырем. Сейчас популярно называть Вселенную всемогущим заменителем личного бога, решающим обстоятельства от вашего имени. Это тоже анимизм.

Бог и анимисты

Библия показывает реакцию Бога на людей, которые служат территориальным и родовым богам. Хотя он наказывал идолопоклонство, его первым прибежищем была любовь. Бог призвал Аврама из политеизма к общению с самим собой и через Аврама основал народ, отождествляемый с Единым Истинным Богом как маяком для всех остальных.

Когда народ столкнулся с другими народами и их божествами, Господь продемонстрировал свою власть над другими богами. Чума тьмы, которую он наслал на Египет, например, была оскорблением Ра, богу солнца, и самому фараону, считавшемуся потомком Ра (Исх. 10:21–29).).

Бог также продемонстрировал свою власть над всем — что, в отличие от других богов, он не ограничен ни территорией, ни топографией. Когда враг планировал напасть на Израиль в месте, которое, как считалось, контролировалось вражескими богами, Бог через пророка передал это сообщение царю Ахаву: «Потому что арамеи думают, что Господь — это бог гор, а не бог долины, Я предам это огромное войско в ваши руки, и вы узнаете, что Я Господь» (3 Царств 20:28 NIV).

Всемогущество и вездесущность были поразительно новыми божественными качествами, которые отвлекали внимание анимистов от их собственных богов и обращали их внимание на Элохимов. Во всем Ветхом Завете, в миссионерских поездках Павла и в переписке с церквями есть записи о борьбе за то, чтобы отказаться от прагматических союзов с территориальными и родовыми богами и полностью довериться одному Господу.

Даже сегодня многие люди из большинства мира предпочитают диверсифицировать свои духовные портфели, инвестируя в местных святых, духов и источники силы. Большинство анимистов думают, что верховный бог создал мир, а затем занялся другими интересами; он не занимается повседневными делами, в отличие от предков, духов и других сил в нашем мире.

Политик с северо-востока Бразилии нанимает колдуна, чтобы тот наложил порчу на своего противника на муниципальных выборах. Светская львица из Сан-Паулу присоединяется к сеансу, чтобы связаться с умершей сестрой, по которой она так скучает. Молодая образованная женщина из Лимы полагается на свою покойную мать как на ангела-хранителя и благодетельницу, более могущественную в загробной жизни, чем она была в этой жизни.

Анимизм живет. Поскольку время и опыт доказывают, что другие философии и мировоззрения ложны, люди находят утешение в новых старых привычках.


Дженнифер Уолдреп — миссионерка IMB в Лиме, ​​Перу .

Видео Эндрю Риверса, который живет со своей женой в Юго-Восточной Азии.

Анимизм — Энциклопедия Нового Света

Анимизм (от латинского: animus или анима, означает разум или душу) относится к вере в многочисленных персонифицированных, сверхъестественных существ, наделенных разумом, интеллектом и/или волей, которые обитают как в объектах, так и в живых существах и управляют их существованием. Проще говоря, это вера в то, что «все является сознательным» или что «у всего есть душа». Этот термин был дополнительно расширен для обозначения веры в то, что мир природы представляет собой сообщество живых личностей, лишь некоторые из которых являются людьми. Термин «анимизм» также использовался в академических кругах для обозначения типов культур, в которых живут эти анимисты.

Содержание

  • 1 Анимизм как категория религии
  • 2 Общие черты анимизма
    • 2.1 Существование душ или духов
      • 2. 1.1 Души или духи в естественной сфере
    • 2.2 Мир духов
    • 2.3 Шаманизм
    • 2.4 Выживание мертвых
  • 3 современных примера анимизма в человеческой культуре
    • 3.1 Племенной анимизм
    • 3.2 Современное неоязычество
    • 3.3 Новый анимизм
  • 4 Значение анимизма
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Хотя термин «анимизм» относится к широкому спектру духовных верований (многие из которых все еще существуют в человеческих культурах сегодня), он не обозначает какое-либо конкретное религиозное кредо или доктрину. Наиболее распространенной чертой анимистических религий является их внимание к деталям, о чем свидетельствует количество и разнообразие духов, которые они признают. Это можно сильно противопоставить всеобъемлющему универсализму монотеистических, пантеистических и панентеистических традиций. Кроме того, анимистическая духовность больше сосредоточена на решении практических потребностей (таких как здоровье, питание и безопасность), чем на решении абстрактных метафизических затруднений. Анимизм признает, что вселенная наполнена духами и что люди взаимосвязаны с ними.

Анимизм как категория религии

Термин «анимизм» впервые вошел в академический дискурс благодаря книге антрополога сэра Эдварда Бернетта Тайлора 1871 года « Первобытная культура». В нем Тайлор использовал этот термин для обозначения любой веры в мистических, сверхъестественных или неэмпирических духовных существ. Анимистическая мысль, как предположил Тайлор, была религией в ее самой зачаточной форме, служащей отправной точкой религиозного развития человека. Таким образом, так называемые «примитивные» культуры (например, охотники-собиратели, поддерживающие эти верования) просто выражали редуцированную форму религиозности, совместимую с их предположительно низким уровнем технологического и духовного развития. В этой эволюционной модели эти общества полагались на анимизм для объяснения возникновения определенных событий и процессов. Однако он утверждал, что по мере развития технической мысли людей развивались и их объяснения событий в физическом мире. По мере того, как общества переходили от «дикости» к стадиям «варварства» и, в конечном итоге, к современной цивилизации, Тайлор считал, что они впоследствии унаследовали (или развили) более сложные верования, такие как политеизм, кульминацией которого в конечном итоге стала предполагаемая вершина религиозной мысли, монотеизм.

В то время, когда писал Тайлор, его теория была политически радикальной, поскольку утверждала, что незападные народы (то есть нехристиане «язычники») действительно исповедуют религию. Несмотря на этот прогрессивный вывод, использование Тайлором термина «анимизм», несомненно, было уничижительным, поскольку оно относилось к тому, что он считал низшей формой религии. В результате его использование этого термина с тех пор было широко отвергнуто. Сегодня термин анимизм используется с большим уважением и чувствительностью к очевидной жизнеспособности племенных народов и их духовных верований. В настоящее время общепризнано, что религиозные верования действуют скорее эмоционально и социально, а не чисто для целей интеллектуального объяснения — предположение, которое гораздо больше иллюстрирует западные предубеждения Тайлора, чем какие-либо истины, касающиеся племенных народов, которые он изучал.

Тем не менее, многие мыслители вообще не считают анимизм формой религии. Они утверждают, что анимизм — это, в первую очередь, объяснение явлений, а не отношение ума к причине этих явлений. Таким образом, анимистическая мысль более философская, чем строго религиозная. Для этих мыслителей этот термин наиболее удобно использовать для описания квазирелигиозной практики, в которой люди пытаются установить отношения между собой и невидимыми силами, воспринимаемыми как духи, но во многих деталях отличающимися от богов политеизма. В то время как «полноценная» религия подразумевает чувство смирения людей перед богами, антрополог сэр Джеймс Дж. Фрейзер утверждал, что анимизм представляет собой попытку получить временное господство над духовными силами с помощью магии. В таком случае анимизм вряд ли можно отнести к категории религий, поскольку он был прежде всего утилитарным актом для личной и общественной выгоды. Кроме того, в отличие от политеистических богов, анимистические духовные сущности считались более общими и функциональными по своему характеру, поскольку им обычно не хватало глубоко развитой мифологии. Мыслители, считающие анимизм не религией, утверждают, что с верой в более «ведомственных» богов происходит развитие политеизма, а отныне и того, что считается полноценным религиозным мышлением. Для этих теоретиков политеистические верования вытесняют стихийных духов анимистического мировоззрения.

Напротив, те, кто утверждает, что анимизм является религией, сосредотачиваются на том факте, что даже в магических обрядах форма поклонения направлена ​​на духов, идентифицированных анимистом. Даже после принятия политеистических религиозных верований стихийные духи, которые были в центре магических обрядов, часто интерпретируются как «меньшие боги». К ним обращаются за помощью и вмешательством, приносятся жертвы и соблюдаются их инструкции (часто получаемые посредством гадания). Таким образом, эти мыслители продолжают утверждать, что анимизм воплощает в себе ритуальные черты религии и поэтому должен рассматриваться как таковой. Также многие утверждают, что утилитарные и ритуальные элементы присутствуют в большинство форм религии (особенно в молитвах или прошениях), факт, который во многом опровергает приведенный выше аргумент.

Общие черты анимизма

Существование душ или духов

Краеугольным камнем анимистической мысли является утверждение существования неких метафизических сущностей (таких как души или духи), которые рассматриваются как источник жизни (или жизнь -сила) человека, животных, растений и даже неживых предметов и явлений. Для анимистических культур существование этих сущностей (с их соответствующими оперативными и волевыми качествами) дает объяснение бесчисленным изменениям, наблюдаемым как в мире природы, так и в мире людей.

В анимистической мысли человеческий дух или душа часто отождествляется с тенью или дыханием. Это отождествление души и тени можно увидеть в Тасмании, Северной и Южной Америке, а также в классической Европе. Точно так же басуту Лесото считают, что человек, идущий по берегу реки, может погибнуть, если его тень упадет на воду, поскольку крокодил может схватить его душу и увлечь его течением.

Европейцам более знакома связь между душой и дыханием. Это отождествление встречается как в индоевропейских, так и в лингвистических корнях слов в семитских языках: в латыни дыхание — это spiritus , в греческом pneuma , в иврите ruach и в санскрите prana , все слова, которые также имеют духовное значение. Эта идея распространяется на многие другие культуры в Австралии, Америке и Азии. Другие распространенные представления отождествляют душу с печенью, сердцем, кровью или даже с отраженной фигурой, видимой снаружи в зрачке глаза.

Поскольку душу часто понимают как метафизическое, постоянное присутствие, неудивительно, что во многих анимистических культурах бессознательное объясняется отсутствием души. В Южной Австралии wilyamarraba , термин, относящийся к состоянию бытия без души, также используется для обозначения того, что не может быть воспринято органами чувств. Точно так же автогипнотический транс мага или шамана причинно приписывается их посещению дальних областей преисподней: они находятся в бессмысленном трансе, потому что их души буквально где-то еще . Точно так же болезнь часто объясняется отсутствием души, что требует от целителя принятия мер, чтобы заманить обратно этот бродячий дух. В китайской традиции считается, что когда человек находится на грани смерти, его душа покидает тело. Обычно плащ умирающего держат на длинном бамбуковом шесте, в то время как священник пытается вернуть дух умершего в плащ с помощью заклинаний. Если бамбук начинает вращаться в руках родственника, ответственного за его удержание, это считается признаком возвращения души больного.

Более распространенным, чем вышеупомянутые явления, является важность, придаваемая ежедневному периоду сна в анимистических традициях. Частые образы, включенные в сны, интерпретируются во многих культурах, чтобы проиллюстрировать тот факт, что душа путешествует, в то время как тело отдыхает. Сны и галлюцинации, вероятно, занимали центральное место в развитии анимистической теории в целом. Видение призрачных фигур друзей и других химер, ночных видений могло привести людей к дуалистическому разделению души и тела, которое распространено в анимистических традициях. Конечно, галлюцинаторные образы, как во сне, так и наяву, не обязательно являются живыми. Появление друзей или врагов, как мертвых, так и живых, первобытного человека, вероятно, привело к убеждению, что существует бестелесная часть человека, существующая отдельно от тела. Кроме того, если феномены сновидений имели такое большое значение для развития теории человеческих душ, то это верование также расширилось до общей натурфилософии. Во сне видятся не только люди, но и животные и предметы, и поэтому, возможно, анимисты пришли к выводу, что у этих существ тоже есть душа.

Души или духи в мире природы

Во многих анимистических культурах люди уважают и даже поклоняются животным (см. Тотемизм ), часто считая их родственниками. В некоторых случаях животные рассматривались как духовные обители умерших предков. Вероятно, в начале истории анимистических верований животные считались обладающими душой. Анимист может приписывать животным те же идеи и те же психические процессы, что и он сам, или же они могут быть связаны с еще большей силой, хитростью или магическими способностями. Мертвым животным иногда приписывают знание того, как обращаются с их останками, и потенциально способность отомстить охотнику, если он проявит неуважение. Например, у инуитов Северной Канады на всех этапах охоты принимаются различные меры предосторожности, чтобы не обидеть добычу. Такое правонарушение могло привести к несчастью в будущем охотнику, совершившему неправомерное убийство, что укрепит представление о том, что — по крайней мере, в некоторых анимистических культурах — животные могут обладать духами, независимыми от их тел, сравнимыми с теми, которые приписываются людям.

Подобно тому, как души приписываются животным, деревьям и растениям часто приписывают души, как человеческие, так и животные в форме. Во всем мире земледельческие народы практикуют сложные церемонии, объяснимые в рамках анимистических принципов. В средневековой Европе, например, дух кукурузы иногда считался имманентным урожаю, а иногда рассматривался как главенствующее божество, чья жизнь не зависела от жизни растущей кукурузы. Кроме того, этот дух часто представлялся в одних районах как принимающий форму быка, зайца или петуха, а в других — в образе старика или женщины. В Ост-Индии и Америке соответствующей фигурой является мать риса или кукурузы; в классической Европе и на Востоке у нас есть Церера и Деметра, Адонис и Дионис и другие божества, связанные с растительностью, происхождение которых, скорее всего, сходно с происхождением хлебного духа. В некоторых культурах лесные деревья не меньше, чем злаки, также считались обладающими собственным духом. В Бенгалии и Ост-Индии лесорубы стараются умилостивить дух любого дерева, которое они срубили. Кроме того, во многих частях мира деревья считаются обителью духов умерших. Подобно тому, как процесс синкретизма породил культы богов-животных, духи деревьев склонны отделяться от деревьев, которые с тех пор считаются лишь их жилищем. Здесь снова видно, что анимизм начал переходить в формы политеизма.

Некоторые культуры не делают различий между живыми и неодушевленными предметами. Природные явления, географические особенности, предметы быта и промышленные товары также могут рассматриваться как обладающие душой. На севере Европы, в древней Греции и в Китае водяной или речной дух имеет форму лошади или быка. Водяной монстр в форме змеи — еще более распространенный образ духа воды. Дух синкретизма проявляется и в этой части анимизма, превращая дух, имманентный природным силам, в господствующее джинн или местные боги, возникшие в более поздние времена.

Духовный мир

Помимо доктрины отделимых душ, которой мы до сих пор интересовались, существует также анимистическая вера в огромное множество непривязанных духов. Это не преходящие души, оторвавшиеся от своих обителей; вместо этого они представляют собой конкретные реальности со своим собственным независимым существованием. Эти духи часто считаются злонамеренными и поэтому принимают чудовищные или животные формы. Например, у народа оджибва из Миннесоты и Онтарио мир духов был населен большим количеством злых духов, которые существовали среди уважаемых: монстры, призраки и, в первую очередь, вендиго, людоед, который пожирал человеческую плоть и, как говорили, вызвать психоз. Обычно духи этих типов проявляли себя в явлениях одержимости, болезней и т.д. Наряду с такими представлениями о духовном зле мы находим также представление о том, что духи умерших тоже могут быть враждебными существами, по крайней мере, вначале. По прошествии длительного времени духи умерших родственников больше не воспринимаются как враждебные. В качестве фетишей, нагвалей, фамильярных духов, богов или полубогов они могут даже вступать в отношения с человеком. Страх перед злыми духами породил обряды изгнания зла, призванные изгнать эти сущности из общества.

Шаманизм

Из-за зачастую злобного характера таких духов, а также из-за различных недугов, которые могут постигнуть индивидуальную душу или сообщество в целом, анимистическое сообщество почти всегда развивает систему духовных технологий — шаманизм. Шаманизм относится к ряду традиционных верований и практик, которые объединены общим методом: использованием духов и контролем над ними. Хотя шаманизм часто рассматривается как целительная традиция, в некоторых обществах шаманские учения также включают способность причинять страдания другим. Шаманам приписывают способность лечить болезни, управлять погодой, проклинать врагов, предсказывать будущее, толковать сны и проецировать себя в астрале (включая способность путешествовать в высшие и нижние духовные миры). Несмотря на это, шаманизм и анимизм тесно взаимосвязаны: анимизм обеспечивает религиозно-философскую основу, а шаманизм предоставляет методы и технологии для контроля (или, по крайней мере, использования) этих сил.

Выживание мертвых

Большинство анимистических верований считают, что этот дух переживает физическую смерть. В некоторых случаях считается, что дух переходит в более спокойный мир изобилия дичи и вечно созревших культур, в то время как в других системах, таких как религия навахо, дух остается на земле в виде призрака, часто становясь злобным в процесс. Другие системы объединяют эти два верования, считая, что загробная жизнь включает в себя путешествие в духовный мир, в котором душа не должна потеряться. Это путешествие влечет за собой много блужданий в виде призрака. Правильное выполнение погребальных обрядов, траурных ритуалов и поклонения предкам часто считалось необходимым для ускорения завершения этого путешествия умершей души.

Кроме того, во многих частях мира считается, что человеческое тело является вместилищем более чем одной души, некоторые из которых позволяют человеку выжить после смерти. У народов острова Ниас, например, различают четыре: 1) тень и 2) разум, (каждый из которых умирает вместе с телом), а также 3) дух-покровитель, именуемый begoe , и 4) дух, которого носят на голове. Эти последние духи выживают даже после смерти. Подобные идеи встречаются у эуалаев юго-восточной Австралии, дакота Северной Америки, а также у многих других племен. Подобно тому, как в Европе считается, что призрак умершего человека бродит по кладбищу или месту смерти, в других культурах некоторым из множества душ приписываются различные обители. Из четырех душ дакоты одна остается с трупом после смерти, а другая — в деревне, третья уходит в воздух, а четвертая — в землю душ. В стране душ существование четвертого духа может зависеть от его социального положения в мирской жизни, пола, способа смерти или погребения. Многочисленные другие факторы его мирской жизни, например, правильно ли соблюдался его погребальный обряд, также влияют на его статус в духовном мире.

Из веры в выживание мертвых возникла практика ритуалов у могил, таких как подношение еды или зажигание костров в честь умерших. Хотя сначала это могло произойти как акт дружбы или сыновней почтительности, позже это стало актом полноценного поклонения предкам. Даже там, где культ предков не встречается, желание обеспечить умершим комфорт в будущей жизни могло привести к принесению в жертву жен, рабов, животных или других живых существ, а также к разбиванию или сжиганию предметов на могиле. или даже к таким положениям, как плата за проезд перевозчика, когда монета или монеты кладутся в рот или глаза трупа для оплаты дорожных расходов души. В анимистических обществах почитание умерших не заканчивается успешным переходом души в страну мертвых. Наоборот, душа может вернуться, чтобы отомстить за свою смерть, помогая раскрыть несправедливость или опознать убийц, или просто отомстить за себя. Существует широко распространенное мнение, что те, кто умер насильственной смертью, становятся злыми духами и угрожают жизни тех, кто приблизится к месту их смерти. Например, в малайзийской культуре мертворожденный ребенок или женщина, которая умирает при родах, становится девяткой.0080 pontianak , дух, который угрожает жизни людей. В результате таких духовных угроз люди прибегают к магическим или религиозным мерам предосторожности, чтобы отразить свои духовные опасности. В случае с pontianak малайзийцы вставляли трупу в рот стеклянные бусы, чтобы не допустить губительных криков их духа.

Современные примеры анимизма в человеческой культуре

Племенной анимизм

Количество культур, которые поддерживали анимистические верования, почти невозможно точно указать, поскольку система верований в своих различных итерациях поддерживалась бесчисленными культурами на протяжении всей истории. Несмотря на описание Тайлором анимизма как простой «стадии», через которую должны пройти все религиозные верования, многие культуры придерживались анимистических верований и практик, часто на протяжении многих тысяч лет и несмотря на значительный технологический прогресс. Многочисленные племенные культуры и культуры охотников-собирателей, поддерживающие древний образ жизни, также поддерживали анимистические верования, и многие из них все еще существуют в современном мире. Сегодня анимисты все еще живут в значительном количестве среди племенных народов в таких странах, как Замбия, Демократическая Республика Конго, Габон, Республика Гвинея-Бисау, Индонезия, Лаос, Мьянма, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Россия, Швеция и Таиланд, а также США и Канада. Хотя религиозные верования сильно различаются между каждой из этих культур, все они придерживаются основного принципа анимизма — существования множества душ, духов или сознаний.

Современное неоязычество

Современные неоязычники, особенно экоязычники, иногда называют себя анимистами, имея в виду, что они уважают разнообразное сообщество живых существ, с которыми люди делят космос. Современные неоязычники обычно озабочены отношениями между людьми и окружающей средой, что типично для анимистических культур. Мало того, что отношения с природой являются частью их духовного сознания, неоязыческие группы активистов часто также действуют в политической сфере, чтобы поддержать защиту окружающей среды. Многие неоязычники сочетают эту социальную активность со своей ритуальной магией, пытаясь претворить в жизнь свои экологические цели. В настоящее время по всему миру существует множество групп активистов Neopgagan, занимающихся различными делами.

В целом неоязыческие ритуалы во многом схожи с шаманскими обрядами классических анимистических культур. Например, обряды перехода, как и большинство форм неоязыческого ритуала, происходят внутри священного круга. Хотя существуют различные варианты создания кругов, большинство кругов ориентированы по сторонам света, которые обычно ассоциируются с силами природы: огнем, водой, воздухом и землей. Некоторые неоязычники обращаются к конкретным духовным силам определенного направления, в то время как другие обращаются к анимистическим силам, таким как «ветры». Подобно контактам между шаманом и многочисленными духами, неоязычники обычно призывают определенных богов и богинь, которых приглашают присутствовать в кругу или же воплощать в участниках. Во время ритуала участников часто отправляют в «астральное путешествие», во время которого они визуализируют другое царство существования, мало чем отличающееся от духовного царства, обсуждаемого в многочисленных анимистических культурах. Присутствие божеств, путешествия по другим мирам и возникающие в результате сдвиги в сознании — все это способствует переживанию участниками обряда.

Новый анимизм

Анимистическая мысль также была философски развита в наше время анимистическими мыслителями, чтобы способствовать ее дальнейшему выживанию. В статье под названием «Возвращение к анимизму» Нурит Берд-Дэвид опирается на работу Ирвинга Хэллоуэлла, обсуждая анимистическое мировоззрение и образ жизни народа наяка в Индии. Хэллоуэлл узнал от оджибва южно-центральной Канады, что люди — это лишь один вид «людей» среди многих, поскольку есть также «каменные люди», «человеки-орлы» и так далее. Хэллоуэлл и Бёрд-Дэвид обсуждают способы, которыми отдельные культуры коренных народов знают, как относиться к конкретным людям в природе. Они утверждают, что нет необходимости говорить о метафизике или приписывать неэмпирические «убеждения» при обсуждении анимизма. Скорее, требуется открытость для рассмотрения того, что люди не отделены от мира и не отличаются от других видов существ в наиболее важных аспектах. Новый анимизм также придает значительно больше смысла попыткам осмысления тотемизма как понимания того, что люди тесно связаны не только с другими людьми, но и с конкретными животными, растениями и неодушевленными предметами. Это также помогает, предоставляя термин для сообществ, среди которых работают шаманы. То есть они теперь считаются анимистами, а не шаманистами. Шаманы используются в анимистических сообществах для взаимодействия или посредничества с людьми, не являющимися людьми, в ситуациях, которые потенциально могут оказаться опасными для непосвященных или неподготовленных людей. Высоко академическая классификация «анимизма» не должна предполагать чрезмерно систематического подхода. Скорее, он предпочтительнее термина «шаманизм», который побудил многих комментаторов поспешно построить сложную систему из повседневных практик, используемых анимистами для взаимодействия с нечеловеческими личностями.

Значение анимизма

Анимизм является важной категорией религиозной классификации. Этот термин не только помог понять человеческие культуры, но и дает представление о современном мире. Хотя анимизм присутствует в племенных культурах Африки, Азии, Австралии и Америки, он также является тонкой частью более широкого диапазона человеческого сознания. Хотя вера в то, что невидимые духи, такие как демоны, феи и судьбы, оживляют природу, в современности в значительной степени угасла, религиозные и философские системы, приписывающие способности реагировать на окружающий мир, не исчезли. Фактически, основные верования анимизма, изложенные выше, сохраняются сегодня в явно неанимистических религиях. Даже монотеистические религии, такие как христианство и ислам, провозглашают существование как человеческих душ, так и духов (в случае ангелов). Практически все религии верят в своего рода выживание мертвых за пределами земной жизни, будь то суждение, столь важное в доктринах авраамических религий, или доктрина реинкарнации, столь популярная на Востоке. Тем не менее, почитание умерших во всех религиях, без сомнения, также возникло из анимизма. Наконец, ощущение связи человека с природой становится все более популярным в современной религии, поскольку важность экологии становится все более и более политическим и духовным вопросом. Таким образом, можно сказать, что принципы анимизма, по крайней мере частично, сформировали основу религии, какой мы ее знаем сегодня.

См. также

  • Монизм
  • Панентеизм
  • панпсихизм
  • Pantheism

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Bird-David, Nurit. 1991. «Возвращение к анимизму: личность, окружающая среда и реляционная эпистемология», Current Anthropology 40, стр. 67-91. Перепечатано в Харви Грэме (ред.). 2002. Чтения по религиям коренных народов (Лондон и Нью-Йорк: Континуум), стр. 72-105.
  • Хэллоуэлл, А. Ирвинг. «Онтология, поведение и мировоззрение оджибва» в Стэнли Даймонд (ред.). 1960. Культура в истории (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета). Перепечатано в Harvey Graham (ed.) 2002. Чтения по религиям коренных народов . Лондон и Нью-Йорк: Континуум. стр. 17-49.
  • Харви, Грэм. 2005. Анимизм: уважение к живому миру Лондон: Херст и компания; Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета; Аделаида: Wakefield Press.
  • «Системы религиозных и духовных верований». Новая Британская Энциклопедия: Том 26 Макропедия. Чикаго: Encyclopedia Britannica Inc., 2002. 530-577.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 20 июня 2021 г.

  • Тотемы животных

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторы и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Анимизм история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Анимизма»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts