Вербально коммуникативные: Вербально-коммуникативный метод — Психологос

2. Вербально-коммуникативные методы:

— беседа;

-опрос (интервью и анкетирование).

Беседа — специфичный для психологии метод исследования че­ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком­муникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого, называется методом бесе­ды. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Ж. Пиаже и представите­лей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру экс­перимента на первом этапе, когда исследователь собирает первич­ную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивиру­ет и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

Исследователи различают:

клиническую беседу, составную часть «клинического метода»;

— целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консуль­тации или психологического тренинга.

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследо­ватель выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты.

Тогда клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент. Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому, и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если за­пись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный кон­такт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и ви­деозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если за­пись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать ре­чевую информацию.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интер­вью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его при­менения — социология. Поэтому по традиции его относят к социо­логическим и социально-психологическим методам.

В. Гуд и П. Хетт определяют интервью как «псевдобеседу»: иссле­дователь все время должен помнить, что он — исследователь, не упус­кать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверитель­ный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к со­держанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Есть масса кон­кретных методических рекомендаций по поводу построения и про­ведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответст­вующей социологической и социально-психологической литературе.

В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты («открытые» или «закрытые»). Они предназначены для самостоятельного запол­нения испытуемым, без участия исследователя. Психологи часто об­ращаются к заочному опросу в своей исследовательской практике. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф. Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уро­вень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и оп­росил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже ан­кеты широко стали использоваться в психологии развития и психо­логии личности, в социальной психологии. Но анкетирование трудно отнести к собственно психологичес­ким исследовательским методам. Информация, получаемая с по­мощью анкеты, является декларативной и не может считаться на­дежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуе­мого влияют неосознаваемая мотивация и установки. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности, при проведении социально-психоло­гических исследований.

Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР | Консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме:

Основной жизненный опыт ребенка приобретается в общении. Люди, с которыми общается ребенок, являются для него носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Важнейшими факторами, определяющими развитие детей, являются интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.

 Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми.

Особую важность и актуальность развитие вербальной коммуникации приобретает в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период происходит интеллектуальное и личностное развитие.

В данном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью, как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями, строить с людьми адекватные лояльные отношения. Следовательно, нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса общения. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.

Можно выделить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, к которым относятся: наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; отмечаются нарушения коммуникативной функции — снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Выделяют следующие показатели коммуникации:

  1. Развитие речевой коммуникации
  2. Развитие речевого кругозора
  3. Развитие коммуникативной функции речи
  4. Сформированность эмоционально-речевого общения.

Методы развития вербальной коммуникации:

  1. Словесные
  2. Игровые
  3. Практические
  4. Наглядные

В процессе развития вербальной коммуникации старших дошкольников с ОНР должны выполняться следующие задачи:

  1. Расширение кругозора
  2. Обогащение словаря
  3. Оказание помощи в совместной деятельности
  4. Формирование умения вступить в разговор, поддерживать беседу
  5. Развитие взаимодействия со сверстниками
  6. Формирование умения делиться своими переживаниями

Формирование речевой коммуникации включает три этапа.

На 1-ом этапе у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.

На 2-ом этапе осуществляется обогащение коммуникативного ядра за счет упрочившегося благодаря упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применения полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Речевые навыки объединяют грамматические, лексические и фонетические навыки, которые обеспечивают порождение синтаксической конструкции, ее лексическое «наполнение» и звуковую форму выражения. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.

На 3-ем этапе осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, заключающее в формировании вторичных умений, то есть умений совершать комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально — коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.

Игра «Комплименты»

Выбирается ведущий. Остальные встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков. Этот игрок должен быстро сказать ему какой — либо комплимент, потом бросить ему мяч обратно. Если игрок не смог быстро сориентироваться и сказать какой-то комплимент или не успел вовремя отдать мяч, он должен выйти из игры. Комплименты могут быть разными. Если ведущий — мальчик, ему можно говорить такие вещи: «Ты очень сильный, умный, элегантный, спортивный, честный, находчивый, веселый» и т. д. Если ведущий — девочка, ей можно говорить такие слова: «Ты очень красивая, нежная, милая, очаровательная, нарядная» и т. д. Победителем становится тот, кто продержится в игре дольше других. Значит, у него самая быстрая реакция, к тому же он знает большее количество комплиментов.

Игра «А как ты считаешь?»

Оборудование: листы бумаги с изображением проблемных ситуаций

Ход игры: Для игры необходимо подобрать проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста, Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки и высказывают свое мнение по поводу поступков того или иного действующего лица. Эта игра создает ситуацию, в которой ребенок получает опыт высказывания собственного мнения и принятия его окружающими.

Игра «Слова»

Ход игры: Дети по очереди берут из колоды карточки, на которых изображены предметы, значимые для них. Затем они придумывают, что значат для них эти слова. Например, дети говорят: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т. п.

Игра «Давай поговорим»

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «увеличение — уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Бесконечное предложение»

Главным правилом данной игры является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило  солнце;

ярко  светило  солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце. ..

Невербальное общение Лицо и голос

На нашей странице, посвященной невербальному общению, объясняется, что невербальное общение жизненно важно для обеспечения понимания во время речи.

Эта страница является одной из двух на « типов невербального общения » и посвящена важности лица и голоса.

См. также нашу страницу, посвященную языку тела и движениям тела, позе и близости.

Аспекты лица и голоса, которые особенно важны для общения, включают зрительный контакт, выражение лица и элементы голоса, такие как высота тона, тон и скорость речи.


Зрительный контакт

Глаза – зеркало души


Анонимное высказывание

Зрительный контакт – важный аспект невербального поведения. В межличностном взаимодействии он служит трем основным целям:

1. Давать и получать обратную связь

Глядя на кого-то, он понимает, что получатель концентрируется на содержании его речи. Отсутствие зрительного контакта может указывать на незаинтересованность.

Общение может быть негладким процессом, если слушатель слишком часто отводит глаза.

Также было высказано предположение, что если кто-то поддерживает постоянный зрительный контакт, то он слишком старается и вполне может лгать.

2. Сообщить партнеру, когда наступает его очередь говорить

Это относится к первому пункту. Зрительный контакт, скорее всего, будет непрерывным, когда кто-то слушает, а не говорит.

Когда человек заканчивает то, что должен сказать, он смотрит прямо на другого человека, и это дает сигнал, что арена открыта. Если кто-то не хочет, чтобы его прерывали, зрительного контакта можно избежать.

3. Чтобы сообщить что-то об отношениях между людьми

Когда вам кто-то не нравится, вы склонны избегать зрительного контакта, и размер ваших зрачков часто сужается. С другой стороны, поддержание положительного зрительного контакта сигнализирует об интересе или влечении к партнеру.

Расширение зрачков — это непроизвольная реакция на взгляд кого-то привлекательного, поэтому повышенный зрительный контакт может быть биологическим механизмом, помогающим сделать этот сигнал расширения более четким для потенциального партнера.

Биологическая основа зрительного контакта?


Ученые обнаружили, что важность зрительного контакта в человеческом общении может иметь биологическую основу. Исследование, опубликованное в 2007 году, показало, что определенные характеристики радужной оболочки, в частности то, как линии расходятся от центра и изгибаются вокруг внешнего края, связаны с определенными чертами личности. Это может звучать как евгеника, но авторы исследования предположили, что результаты могут быть связаны с тем, что один и тот же ген отвечает за развитие как радужной оболочки, так и лобной коры головного мозга, которая является областью, связанной с личностью. Это звучит осуществимо, но очевидно, что требуется гораздо больше работы, прежде чем это станет общепринятой теорией.

Однако это дает возможную подсказку, почему мы ценим способность поддерживать постоянный зрительный контакт, когда разговариваем с кем-то еще.



Параязык или голосовые сигналы

Параязык относится ко всем аспектам голоса, которые не являются строго частью вербального сообщения, включая тон и высоту голоса, скорость и громкость, с которой сообщение доставлено, и паузы и колебания между словами.

Эти сигналы могут служить для обозначения чувств по поводу сказанного.

Подчеркивание определенных слов или использование определенных тонов голоса может означать, требуется ли обратная связь. Например, в английском и других нетональных языках повышение тона в конце предложения может обозначать вопрос.

См. нашу страницу: Эффективная речь для получения дополнительной информации.

Внимание!


Одна из причин, по которой носителям атональных языков, таких как английский, особенно трудно выучить тональные языки, например мандарин, заключается в том, что большая часть выражения и невербального общения в английском языке осуществляется с помощью тона. Однако в тональных языках тон изменяет слово, а не только его невербальное значение, и поэтому не может использоваться для передачи другого значения.


Любой, кто когда-либо пытался провести презентацию или выступить публично, когда нервничает, знает о некоторых эффектах на голос определенных эмоций и чувств.

Нервозность, например, вызывает физиологические изменения, такие как сжатие гортани или гортани, что делает голос более высоким. Нервные люди также часто говорят быстрее.

В отличие от некоторых аспектов невербального общения, в частности выражения лица, вполне возможно научиться контролировать эти аспекты речи. Первый шаг — развить в себе их осознание, и это важная часть преодоление нервов предлежания .


Выражение лица

Отображение эмоций — это выражения лица или жесты, которые показывают эмоции, которые мы испытываем.

Отображение аффекта часто непреднамеренно и может противоречить тому, что говорится. Такие выражения дают убедительные подсказки относительно истинного эмоционального состояния человека, и, как правило, им следует доверять больше, чем словам, если между ними есть несоответствие.

Учимся скрывать эмоции – и важность «подсказок»


Некоторые люди, например, профессиональные игроки в карты, много тренировались, чтобы контролировать выражение своего лица, чтобы не показывать возбуждение и не выдавать информацию о своих чувствах, например, когда у них особенно хорошая рука.

Однако, по слухам, у большинства людей есть «теллс» — подергивание или тик, выдающий волнение. Это говорит о том, что полностью скрыть эмоции чрезвычайно сложно, и что выражение лица является жизненно важной частью человеческого общения.


Человеческое общение — это сумма его частей

Одна из причин, по которой люди часто жалуются на телефон и электронную почту, не говоря уже о социальных сетях, заключается в том, что они не позволяют осуществлять невербальное общение. Это означает, что огромная часть смысла может быть потеряна.

По телефону, например, вам приходится гораздо больше работать над тем, чтобы передать свой эмоциональный отклик голосом, потому что ваше лицо не видно.

В электронной почте и социальных сетях мы использовали «смайлики» или смайлики для выражения наших эмоций.

Хотя смайлики могут показаться вам забавными, глупыми или даже раздражающими, они просто служат для того, чтобы подчеркнуть важность невербального общения.


Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать больше о своих навыках межличностного общения или развить их, и полны простой для понимания практической информации.


Устное/письменное общение | Готовые к карьере компетенции | Начало работы | Служба трудоустройства студентов

Устная и письменная коммуникация — это способность формулировать мысли и эффективно выражать идеи, используя навыки устного, письменного и невербального общения (информировать, инструктировать и убеждать) с несколькими аудиториями, а также слушать, чтобы понять смысл и понимание.

Оценка вашего уровня компетентности

Настало время серьезно задуматься о себе и о том, где вы находитесь с этой компетенцией. Задайте себе следующие вопросы, чтобы глубже погрузиться в свою самооценку:

  • Можете ли вы определить и использовать руководство по грамматическому стилю, которое чаще всего используется в вашей дисциплине или области?
  • Вы умеете писать x, y и z? например составить убедительное эссе?
  • Часто ли другим приходится просить вас повторить или уточнить свои комментарии во время разговора?
  • Задают ли другие уточняющие вопросы в вашем письменном сообщении или вы говорите ясно и кратко?
  • Можете ли вы определить, когда достаточно, когда пишете электронное письмо или сообщение, а не делаете его длиннее, чем необходимо? Кратко, но конкретно!
  • Вам комфортно выступать перед другими?
  • Проверяете ли вы свои письменные сообщения на отсутствие ошибок перед отправкой?
  • Обратной стороной общения является слушание. Действительно ли вы слушаете, когда говорят другие?
  • Думаете ли вы, прежде чем говорить?

Повышение уровня компетентности

Повысьте уровень своей компетентности с помощью следующих действий:

  • Работайте с репетиторами в Центре письма, чтобы улучшить свои навыки письма.
  • Спросите у преподавателей отзывы и советы по написанию.
  • Корректируйте онлайн и письменные сообщения, чтобы избежать ошибок, помня о вашей аудитории.
  • Посетить семинар CUSE «Составление убедительного предложения о гранте».
  • Ищите возможности поделиться своей работой на конференциях и ведомственных мероприятиях, например, на постерных презентациях.
  • Запишитесь на занятия, посвященные импровизированной речи.
  • Развитие навыков цифровой коммуникации, включая PPT или аналогичную программу.
  • Разработать и провести презентацию для класса.
  • Проверяйте понимание при разговоре с другими, задавая уточняющие вопросы.
  • Проведение информационных интервью.
  • Создайте сильное профессиональное онлайн-присутствие на Handshake и LinkedIn.
  • Создавайте профессиональные документы для поиска работы, такие как резюме и сопроводительные письма.
  • Присоединяйтесь к группе Toastmasters в кампусе
  • Измените свое 30-секундное профессиональное введение (представление в лифте/самопредставление) для разных аудиторий — типов работодателей, например.
    или спросить о присоединении к исследованиям факультета.
  • Посещайте сетевые мероприятия и информационные программы для работодателей и общайтесь как минимум с тремя новыми людьми на каждом мероприятии.
  • Практикуйте навыки интервьюирования/говорения с помощью Big Interview.

Сообщите об этой компетенции

Ваши коммуникативные навыки будут демонстрироваться на протяжении всего процесса подачи заявления: ваше сопроводительное письмо, резюме и последующие заметки, а также ваши навыки прохождения собеседования — все это способы общения с потенциальными работодателями. Вот почему так важно развивать свои навыки поиска работы. Сначала подумайте о любых возможностях, которые у вас были, чтобы использовать эти навыки общения:

Специалист в области бизнес-анализа Четко общаться в устной форме

Четко общаться в письменной форме

Легко общайтесь с новыми людьми Общайтесь творчески Определить
Умение редактировать/переформулировать Пишите пояснительно

Проведение встреч/групп

Убеждать других Обобщить информацию

Выполнение технических работ

Затем начните с утверждений, подобных приведенным ниже образцам, на основе которых:

Классный проект:  Начало сотрудничества с местной некоммерческой организацией для оценки потребностей клиентов Исследователи и аспиранты-исследователи

Студенческая организация :  Разработала кампанию в социальных сетях для клуба робототехники, увеличив количество членов на 150%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts