Тема по ВПП № 12 для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту и призыву, а также для прапорщиков и мичманов Журнал Министерства обороны Российской Федерации
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №05 2022 Г
Д. САМОСВАТ,
подполковник запаса
Патриотизм — уставная и нравственная обязанность военнослужащего
Патриотизм — неотъемлемый компонент боевой мощи, постоянной боевой готовности Российской армии и флота, фундамент морально-психологического облика и высоких боевых качеств личного состава. Он необходим для успешного выполнения военнослужащими обязанностей в мирное и в военное время, играет роль одного из решающих факторов победы в войне.
Теоретические основы, истоки,
традиции патриотизма
Патриотизм как уставная обязанность военнослужащих закреплена в п.
Н.А. Некрасов писал: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе человека в военной форме.
Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовно-нравственного выражения и реально-действенного проявления.
Определение патриотизма довольно часто встречается в словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой этого явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т. д.
Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся у них взглядов и личной гражданской позиции, в т. ч. по отношению к своему Отечеству.
Патриотизм — тот фактор, который определяет социально-нравственную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.
В разные времена под патриотизмом в целом понималось служение народу и своему государству. Как чувство преданности определенной державе и ее институтам он существовал в Древней Греции, Риме и Средневековье. Во времена Киевской Руси смерть за родную землю считали почетной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре I Отчизна начала отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью людей. Но, несмотря на давность происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.
В литературе «патриотизм» (греч. patriotes — соотечественник, от patris — «родина», «отечество») определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, своему Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов». Все эти определения объединяет одно чувство — любовь.
Более свежее, современное определение понятия «патриотизм» приведено в работах профессора В.И. Лутовинова. Оно сформулировано так: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине».
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объект патриотизм — Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества. Будучи субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности — патриотизма.
Где же начало русского патриотизма, его истоки? Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве. Мы всегда болеем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию. Вытеснение же, ущемление естественной жизни этноса вызывало своеобразную защитную реакцию — патриотизм.
Суровые природно-климатические условия нашей страны, ее воинственное окружение исторически вынуждали ее народы постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Отсюда особое отношение к воинской службе. Недаром в народном эпосе, в сказках, песнях, былинах воспевались героизм, мужество и отвага защитников Отечества. Еще древнегреческий историк Маврикий Стратег писал: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе».
Своими истоками формирование патриотической идеи в нашей стране уходит в далекую древность и совпадет с возникновением Русского государства. На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX–XII веков. Это был период зарождения российской государственности. Поэтому патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине.
Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.С принятием православия (988–989 гг.) патриотизм выражался в верности святой православной Руси.
Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты своей земли, а не захвата чужих. «Да не посрамим земли русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим — «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.
Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, важным слагаемым российского менталитета.
Петровская эпоха — эпоха державного (государственного) патриотизма. В этот период служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, непременным условием получения чинов, наград, званий. Кроме того, в годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.
Вспомним в связи с этим обращение Петра I к российскому войску перед Полтавской битвой 1709 года. В нем чрезвычайно просто и емко сформулирована эта патриотическая идея: «Воины, — говорилось в обращении, — вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родное Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».Объединение граждан страны на патриотической основе в период Петровской эпохи резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило ее с государственностью.
«Государственный патриотизм» был закреплен законодательно в Уставе ратных и пушечных дел. Служба Отечеству, усердие в делах государственных объявлены главной добродетелью и законодательно закреплены в Табели о рангах, Учреждении к бою, Артикуле воинском и в Уставе морском как непременное условие получения чинов, наград и званий.
С середины XVIII в. начали создаваться педагогические основы патриотического воспитания воинов. Так, Инструкция пехотного полка полковнику требовала от командиров проводить патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения им уставов, артикулов и приказов; личным примером офицеров; пропагандой славы и могущества народов России, ее великодержавных символов.
С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
История нашего государства — это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому неудивительно, что стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других незаурядных личностей.
В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи, на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству и своим ближним». «Быть русским» означало быть слугой Отечества.
В конце XIX — начале XX в. в стране начинает утверждаться гражданский либерально-государственный патриотизм. Ему присущи следующие черты:
свободолюбие и отрицание всех форм социального угнетения;
гражданственность;
духовно-нравственная возвышенность, интеллектуализм и военно-практическая направленность;
неразрывная связь патриотизма с православием, существующей государственностью и народностью;
историческая преемственность;
любовь к Родине и нетерпимость к социальному эгоизму и национальной исключительности.
В то же время официальная пропаганда отождествляла Родину с образом царя-самодержца, призывая народ и армию верно служить и сражаться за него.
Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За веру, царя и Отечество».
Патриотическая идея сохранила себя и после революции 1917 года. Народ нашей страны остался патриотом своего Отечества, но в стране утверждается советский патриотизм. Его особенности состоят в следующем:
преданность социалистическому Отечеству, его общественному строю;
сохранение лучших патриотических традиций прошлого;
неразрывная связь с интернационализмом;
общенародность;
сознательный характер, ясность понятий людей о гражданском долге;
классовый характер.
С той поры Отечеством считалось только социалистическое Отечество, а патриотом — только тот, кто защищает его, о чем свидетельствуют лозунги того времени: «За Советскую власть!», «За социалистическое Отечество!», «За победу коммунизма!», «За Родину!».
Сторонники общенародного, внеклассового общества относились к социально чуждым элементам, врагам народа. Преувеличивалась и роль интернационального характера социалистического патриотизма, что привело к переподчинению отечественных интересов задаче международной пролетарской солидарности. Такой курс выражался, например, в государственной символике и государственной идеологической парадигме с идеей мировой пролетарской революции.
Однако само понятие патриотизма, содержание патриотического воспитания наиболее отчетливо проявилось в идеологизации патриотических идей. В смертельно опасной для новой власти обстановке выдвигается лозунг: «Социалистическое Отечество в опасности!».
Необходимо отметить, что россияне во все времена с глубоким сознанием шли на лишения и даже на самопожертвование во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Образ воина-патриота всегда уважительно воспринимался в обществе, а ратный труд считался престижным.
Так, например, мощь патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества. Народ и армия Советского Союза проявили небывалый по силе патриотизм, который стал залогом духовно-нравственного превосходства СССР над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.
В наше время понятие «патриотизм» сводится к национально-государственному патриотизму как проявлению чувства гордости за свою страну при активном участии граждан в укреплении государственности. Современный отечественный патриотизм содержит в себе идеи:
державности;
гражданственности;
целостности;
уверенности в защите территории Российского государства;
ответственности перед Отечеством;
неприязни к национализму;
гордости за принадлежность к России.
В начале XXI века в Российской Федерации были заложены теоретические основы патриотизма как неотъемлемой части патриотического воспитания. Так, например, в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой в 2003 году, определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
В реалиях XXI века патриотизм стал и духовно-нравственным плацдармом для борьбы общества с терроризмом.
Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз определял патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями: «Патриотизм — это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее… Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя как народ, способный на великие свершения».
Таким образом, патриотизм воплощает не только нравственное чувство гражданина, но и гражданско-правовую обязанность этого гражданина, который своими патриотическими действиями стремится приумножать значение Российской Федерации, защитить интересы России и ее народа как внутри страны, так и на международной арене.
Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны
Патриотизм представляет собой один из составных элементов структуры общественного сознания, в котором отражено отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. На протяжении многих веков эти отношения проявлялись только на уровне психологии, становясь в переходные и трагические моменты развития отчизны мощнейшим стимулом ее защиты.
Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития служат духовно-нравственный и историко-культурный компоненты.
Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма ни одна страна не могла добиться успеха в своих начинаниях. Во все времена, во всех армиях мира полководцами значительная роль в достижении победы над врагом отводилась патриотизму.
Каковы же роль и значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности нашей страны на современном этапе ее развития?
Во-первых, это воспитательная роль. Патриотизм позволяет воспитывать у военнослужащего, прежде всего, любовь к Родине и преданность Отечеству, что в конечном итоге помогает ее защитникам лучше осознать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Не случайно легендарный генерал А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».
Неподдельный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего — в верности своему конституционному, воинскому долгу и образцовом его выполнении.
Военно-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель — формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Во-вторых, патриотизм оказывает дисциплинирующую и мобилизирующую роль, это та основа, на которой во все времена зиждилась боевая мощь наших Вооруженных Сил.
Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, мобилизует их на более ответственное отношение к служебным обязанностям, помогает справляться с напряженным ритмом военной службы, «заряжает» на успешное преодоление многочисленных трудностей в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке.
В-третьих, патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего, его духовной составляющей. Патриотизм упрочивает духовные силы военнослужащих, сплачивает многонациональные воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины.
То, что патриотизм служит питательным источником морального духа воинов, проверено многовековой историей войн и сражений. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн серьезное, а часто и решающее влияние оказывает состояние духа войск, что при определенных условиях храбрость и патриотизм солдат может компенсировать численный перевес противника.
Так, например, Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется патриотическим духом и лишь на одну четверть — численным соотношением противоборствующих сторон».
В-четвертых, патриотизм — важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил России. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что имеется в армейской жизни. Патриотические идеи снижают воздействие отрицательных факторов в мирных и боевых условиях (материально-бытовая неустроенность, сложные климатические условия, плохое настроение, паника и т. д.), которые негативно влияют на морально-психологическое состояние войск, их стойкость в бою.
За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:
беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за него жизнь;
непререкаемый авторитет Военной присяги, исполнение ее в любых условиях;
стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;
высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;
преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;
уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;
личный пример командиров и начальников своим подчиненным и другие.
Анализируя положения Основного закона нашего государства, необходимо отметить, что в Конституции РФ идея патриотизма прямо не закреплена, но в преамбуле посредством таких понятий, как любовь и уважение к Отечеству, можно проследить косвенное закрепление данного института. Не случайно ежегодно Президент России, обращаясь с посланием к Федеральному собранию РФ, так или иначе затрагивает тему патриотизма.
Таким образом, говоря вкратце, быть воином-патриотом означает, что военнослужащий должен четко знать и выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои морально-боевые качества, строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.
Методические рекомендации
Во вступительном слове следует подчеркнуть актуальность темы, так как она обусловлена сложностью решаемых Вооруженными Силами России задач, выделить значение патриотизма как фундаментальной, базовой составляющей в системе традиционных для России духовных ценностей в достижении военных побед.
При рассмотрении учебных вопросов необходимо подчеркнуть роль и значение патриотизма как уставной, так и нравственной обязанности военнослужащего. Вся многовековая история России подтверждает необходимость обращения к ресурсу патриотизма во время кризисных, напряженных периодов развития страны. Сегодня под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм — частица целенаправленной деятельности по прогрессивному развитию и процветанию нашей страны.
Эффект от занятия удастся повысить, если изложение материала дополнить рассказом о конкретных проявлениях патриотизма в русской, Советской, Российской армиях, сопроводить лекцию просмотром и прослушиванием фрагментов музыкальных, фото- и кинопроизведений патриотической направленности.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.
ЛИТЕРАТУРА:
- Патриотизм как фактор развития российской государственности / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей [под общ. ред. И.В. Бочарникова]. — М.: Московский дом национальностей, 2015. — 368 с.
- Ильин Ю.Д., Урюпин В.Н. Патриотизм — духовная основа национальной безопасности России // Военная мысль. — № 1. — 2022. — С. 47-64.
- Волков С.С., Пузевич Н.Л., Васильченков В.Ф. Критерии патриотизма в России // Военная мысль. — № 2. — 2019. — С. 146-157.
- Формирование патриотизма на традициях прошлого и современного опыта. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2021.
- Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.
- Приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Медали за любовь и верность
Знакомства, студенческие свадьбы и проверки чувств на прочность. Трогательные истории любви от ветеранов семейного фронта прозвучали на вручении медалей в День семьи, любви и верности.
Достояние страны
В правительстве Иркутской области 37 семей наградили медалями «За любовь и верность». Их супругам вручил губернатор Игорь Кобзев. Еще 39 супружеских пар в этот день получили медали из рук мэров муниципальных образований.
– Вы прожили вместе в любви и согласии более четверти века. Вы всего добились своим трудом, достойно воспитали детей, прошли непростой жизненный путь, не потеряли оптимизма и веры в светлое будущее. Это итог большой заботы и труда. Сохранение семейного тепла требует ежедневных усилий, терпения и ответственности каждого члена семьи. Медаль «За любовь и верность» – знак общественного признания! Такие семьи, как ваши, без всякого сомнения, достояние нашей страны, – отметил глава региона.
Игорь Кобзев подчеркнул важность социальной политики страны в укреплении института брака, семьи, материнства и детства. Начиная с 2008 года медалью «За любовь и верность» в Иркутской области награждено более 890 супружеских пар. Каждый семейный союз – пример социальной ответственности, трудолюбия, любви, взаимной поддержки.
И телеграмму прислал: «Выходи за меня!»
У каждой пары – своя история любви. И все было в ней – радости и горести, долгие разлуки. Не всегда семейная жизнь – путь, усыпанный розами. Кто-то из супругов пережил тяжелые болезни, потерю близких. Но всех собравшихся в этот день объединяла любовь к одному единственному человеку – своей половинке. С кем бы из супругов ни приходилось общаться, все единодушны: главное в семейной жизни – верность, умение беречь свое домашнее счастье. Причем мужчины больше говорили о любви, женщины – о терпении.
Шелеховчане Валентина Александровна и Василий Владимирович Коцюрубские вместе прожили без малого 55 лет. И даже не догадаешься про солидный стаж, глядя на эту красивую и статную пару.
– Я замуж в 21 год вышла, окончила Иркутский учетно-кредитный техникум, Василий мой учился на четвертом курсе политеха. В ноябре 1967-го мы сыграли комсомольскую свадьбу, на последнем курсе дочь Оксана родилась, – вспоминает Валентина Александровна. – Работала я бухгалтером на Иркутском алюминиевом заводе, и супруг металлург, 23 года отдал заводу.
– Я еще и партийный работник. Был первым секретарем горкома комсомола, поэтому красиво выгляжу, – пошутил супруг.
Предложение руки и сердца Василий Владимирович сделал нетривиально. В 1966 году Валентина окончила учебу и уехала к своим родителям под Полтаву, на Украину. Повод для поездки был более чем серьезный – спустя 18 лет после Великой Отечественной войны нашелся ее отец. Семья воссоединилась. Пребывающий в статусе жениха Василий отчаянно тосковал по любимой. И отправил ей телеграмму с предложением руки и сердца. В телеграмму помещалось до 50 слов. Но молодой человек умудрился вложить всю свою страсть и нетерпение в этот короткий текст.
– Мы с Валей родились в 1946 году, – рассказывает Василий Владимирович, – послевоенное поколение, выросли безотцовщиной. Моего отца на Украине в 1953 году убили бандеровцы. И мы всю жизнь держались друг за друга, дорожили друг другом.
– Что еще нужно, чтобы состоялась крепкая семья?
– Терпение и еще раз терпение, – считает Валентина Александровна.
– Начинать надо с взаимоуважения, – добавляет ее супруг. – Мы выросли в таких традициях, что даже не позволялось думать по-другому: если я нашел ее, значит, она у меня одна на всю жизнь. Верность – вот что главное. Мы вместе прожили столько лет, и дети нам говорят сейчас: «Никогда не видели, чтобы вы ссорились».
– А как надо правильно ссориться?
– Легко, без большой обиды. И не держать никакого зла, – напутствует Валентина Александровна.
Слушать и слышать друг друга
Ирина Николаевна и Петр Андреевич Селивоник из Усолья-Сибирского вместе прожили 56 лет. Пара познакомились в политехническом институте. Там и состоялась студенческая свадьба, в общежитии родился первый ребенок.
– Петя мне так смешно предложение сделал, – с нежностью глядя на супруга, рассказывает Ирина Николаевна. – Мне надо было ехать на преддипломную практику в Барнаул. Петин друг, с которым он жил в комнате, сказал: «Ты что, с ума сошел? Она сейчас уедет на полгода!». «Давай тогда жениться до отъезда на практику!», – заявил мне Петя. Мы поженились в декабре 1966-го, а в феврале я уехала. Переписывались, муж использовал любую возможность приехать ко мне из Усолья в Барнаул. Он после армии поступил, поэтому оканчивал институт на два года позже.
Ирина Николаевна до сих пор работает в «Востсибгражданпроекте», супруг 30 лет после распределения трудился на «Усольехимпроме», сейчас на пенсии. У пары двое детей, шесть внуков и четыре правнука.
– Самое главное в семейном деле – терпение, взаимопонимание, умение прощать, – говорит женщина. – Петр Андреевич у меня молодец, он всегда подходит первым мириться – прав или виноват, неважно. За это ему, как сейчас говорят молодые, большой респект.
– У меня золотой характер, – шутя, добавляет супруг, – а золото – тяжелый металл. Вот Ирина борется всю жизнь с моим тяжелым характером.
Владимир Георгиевич и Мария Макаровна Тыхеевы из Баяндаевского района свадьбу отметили 33 года назад. Были одноклассниками и долго дружили. Предложение руки и сердца Владимир сделал традиционно – с букетом цветов и вручением кольца.
– Я училась в институте, Владимир работал. Ему пришлось меня ждать, – рассказывает Мария Макаровна. – Дождался, с тех пор мы всегда вместе. Семейная жизнь строится на доверии, уважении, понимании и любви, без этого никак. Нужно ценить и беречь свою половинку, уметь слушать и слышать друг друга.
Идеал совместной жизни
Иркутянка Нина Шафранская пришла поздравить с заслуженной наградой родителей мужа Ольгу Николаевну и Анатолия Владимировича.
– 28 августа мои свекр и свекровь отметят 50-летие совместной жизни. Глядя на них, я понимаю – это идеал совместной жизни. Они все делают вместе, идут в ногу, смотрят в одну сторону. Живут в дружбе и согласии – просто эталон супружества! Очень интеллигентная семья! Мы все – люди в погонах. Папа – подполковник, муж мой – майор, мама – прапорщик, я – военная медсестра. У нас в семье не принято повышать голос, мы люди порядка, ответственности и всегда держим слово: если сказали, то сделали.
Среди награждаемых были пары, которые прожили вместе 60 лет. Это Кузовниковы Валерий Борисович и Фаина Валентиновна из Ангарска, иркутяне Лужновы Владимир Иванович и Людмила Михайловна, Швец Владимир Владимирович и Лидия Павловна.
– Институт брака пережил разные времена. Наша общая задача – возрождать, сохранять и приумножать традиции бережного отношения к семье и родному очагу. От всей души желаю, чтобы в ваших домах всегда сохраняли любовь, понимание, поддержку и тепло родных людей. Уважайте, цените и оберегайте друг друга. Говорите слова любви и благодарности не только по праздникам. Будьте счастливы каждый день, – добавил в заключение Игорь Кобзев.
Инвестиционные предубеждения | Верность Инвестиции
Ключевые блюда на вынос
- Люди, как правило, имеют встроенные предубеждения, которые могут определять их финансовый выбор.
- Мы склонны чрезмерно сосредотачиваться на потенциальных опасностях в ситуациях, которые иногда могут заставить нас воспринимать вещи более рискованными, чем они могут быть на самом деле.
- Понимание того, почему инвестирование может заставить вас чувствовать себя определенным образом, может помочь вам выработать более здоровые финансовые привычки.
Когда рынки нестабильны, у многих инвесторов возникают одни и те же вопросы. Похоже, рынок продолжит падение; стоит ли мне по-прежнему инвестировать в акции? Могу ли я действительно доверять своему инвестиционному плану, который поможет мне достичь моих целей? Разве мои активы не были бы лучше в чем-то более безопасном, например, в наличных деньгах?
Понятно, что многие инвесторы беспокоятся о турбулентных рынках, говорит Мелисса Нолл, вице-президент по поведенческим наукам в Fidelity, даже если они признают, что спады, скорее всего, временные. Как люди, мы чрезмерно сосредоточены на том, чтобы избежать опасности, явление, известное как предвзятость к негативу. Эта тенденция сосредотачиваться на негативных аспектах ситуации, как показывают исследования, может быть жестко заложена.
Ваш мозг и волатильность рынка
«Когда наши предки жили в пещерах, а львы были буквально за углом, было разумно сосредоточиться на опасностях и на том, как их избежать», — говорит Натан Янг, исследователь поведения в Fidelity. «Но для современного инвестора это может затруднить формирование здоровых инвестиционных привычек».
Тем более, что большинство из нас не являются экспертами в управлении деньгами, наши решения об инвестировании могут руководствоваться теми же предубеждениями. Но когда рынки волатильны, ваши врожденные реакции могут побуждать вас оставаться в стороне или даже полностью обналичивать деньги, что может привести к тому, что вы упустите возможности и подорвете долгосрочный потенциал роста вашего портфеля.
Вот 3 причины, по которым вы, возможно, сейчас изо всех сил пытаетесь инвестировать, и как вы можете заметить свои собственные предубеждения и эмоциональные триггеры, помогая вам принимать решения, руководствуясь вашим долгосрочным планом, а не краткосрочным беспокойством.
1. Мы не любим потери больше, чем получаем удовольствие
Нахождение на улице 10-долларовой банкноты или потеря 10-долларов должны сделать нас одинаково счастливыми или огорченными. Но исследования, изучающие феномен под названием «неприятие потерь», показывают, что потери причиняют больше вреда, чем эквивалентные выгоды, которые доставляют вам удовольствие. 1
Когда дело доходит до ваших инвестиций, боль от любых убытков, которые вы понесли за последний год, может затмить вашу признательность за высокие рыночные показатели, наблюдаемые за последнее десятилетие. «Если вы часто проверяете свой портфель, вы можете испытывать то, что известно как близорукое неприятие потерь, когда наблюдение потери за потерей усугубляет ваши негативные чувства и лишает позитивного ощущения прибыли», — говорит Янг.
Неприятие потерь также использовалось для объяснения так называемого «эффекта диспозиции», который описывает склонность инвесторов удерживать инвестиции, потерявшие деньги, и продавать те, стоимость которых увеличилась. 2 Идея состоит в том, что мы не хотим мириться с тем фактом, что потеряли деньги на инвестициях, из-за чего нам хочется сохранить их, даже когда лучше двигаться дальше.
2. Неопределенность неудобна
Допустим, вам предложили выбрать между открытием конверта, в котором, как вы знаете, лежит 50-долларовая купюра, или выбором между двумя запечатанными конвертами — в одном было 100 долларов, а в другом ничего не было.
Теоретически вероятность получить 50 долларов при каждом из этих вариантов одинакова. Тем не менее в экспериментах люди склонны выбирать то, что верно, из-за нашей естественной склонности избегать двусмысленности. 3 «Риски, которые кажутся нам более определенными или известными, воспринимаются нами лучше, чем риски, которые неизвестны», — объясняет Нолл.
Большинство инвесторов знают, что важно брать на себя определенный уровень риска, чтобы потенциально увеличить свои долгосрочные доходы. Но когда рынки турбулентны, наша склонность отступать от неопределенных ситуаций часто может возобладать. «Сейчас рынок кажется некоторым людям слишком неоднозначным, поэтому наличные могут показаться более обнадеживающим вариантом», — говорит Нолл. «Некоторые люди могут чувствовать себя более комфортно, выбирая вариант, когда они знают, что они получают, даже если их долгосрочная прибыль, вероятно, будет меньше».
3. Сегодняшние доллары мы ценим больше, чем будущие
В ходе одного исследования людей спрашивали: вы бы предпочли иметь 700 долларов сегодня или 1000 долларов через год? Большинство людей выбрали немедленную выплату, хотя при этом они потеряли бы 30% возврата денег. 4
Мы склонны делать этот выбор из-за явления, известного как «предвзятость настоящего», которое заставляет нас переоценивать важность нашего текущего состояния по сравнению с будущим. «Сегодня мы ценим доллары больше, чем доллары в будущем», — говорит Нолл. Но благодаря сложным процентам и потенциальной отдаче от наших инвестиций доллары в будущем вполне могут стоить больше, чем доллары в настоящем.
Предвзятость к настоящему создает у нас тенденцию «жить сегодняшним днем» вместо того, чтобы придерживаться дисциплинированного пути, который может принести пользу нам в будущем. Например, если мы выбираем между пирожным и яблоком на десерт, мы, как правило, выбираем тот выбор, который делает нас счастливыми в настоящем (пирожное), а не сохраняет здоровье в будущем (яблоко). Когда дело доходит до денежных решений, предубеждение в настоящем делает более заманчивым тратить наши доходы и наслаждаться деньгами сегодня, и нам труднее откладывать и инвестировать в будущее. «Придерживаться плана инвестирования для нас, естественно, сложно, а когда рынки волатильны, это становится еще сложнее», — говорит Нолл.
Распознавайте свои эмоции и предубеждения при принятии решений
Может быть трудно — но не невозможно — контролировать свои чувства, связанные с инвестициями. Первый шаг: осознайте, как ваши инвестиционные решения зависят от ваших предубеждений. Тест Fidelity’s Money Mindset может помочь.
Как только вы станете лучше понимать себя, примите во внимание следующие советы:
Смотрите реже. Исследования показали, что инвесторы, которые часто проверяют свои портфели, менее склонны идти на риск и в долгосрочной перспективе могут снизить свою прибыль. 5
Позаботьтесь об источниках безопасности. Вы можете быть спокойны, зная, что некоторые из ваших активов защищены от риска фондового рынка. Это включает в себя чрезвычайный фонд с объемом основных расходов от 3 до 6 месяцев и основные элементы планирования имущества, такие как страхование жизни и инвалидности.
Не действуйте в одиночку. Автоматическое инвестирование, например, с помощью 401 (k), может помочь вам продолжать инвестировать в обычном ритме, независимо от того, что происходит на рынке. Вы также можете рассмотреть возможность профессионального управления счетом, который поможет вам придерживаться дисциплинированного процесса инвестирования и поможет вам поддерживать диверсифицированный портфель инвестиций.
Следующие шаги для рассмотрения
Узнайте, как консультант может помочь вам увеличить и защитить ваше богатство.
Получите доступ к статьям, вебинарам и идеям по планированию состояния и инвестиционным стратегиям.
Чувствуете благодарность? Дарите щедро! | Благотворительная Верность
В преддверии курортного сезона американцы обеспокоены экономическими перспективами. Большинство экономистов разделяют эти опасения, поскольку инфляция достигает 40-летнего максимума, Федеральная резервная система повышает процентные ставки почти рекордными темпами, а почти 70% прогнозистов предсказывают рецессию в 2023 году. раз — некоммерческий сектор нашей страны играет решающую роль в преодолении экономических трудностей. В 1,5 миллионах некоммерческих организаций страны работает почти 10% всех американцев, и они поддерживаются ежегодными пожертвованиями на сумму более 470 миллиардов долларов. Сейчас, как никогда ранее, настало время для тех из нас, кто может, выступить и поддержать их. И многие из нас. На самом деле 59% благотворителей Fidelity Charitable говорят, что рассматривают возможность пожертвовать больше в этом году, несмотря на экономические проблемы.
Укажите поправку на инфляцию : Некоммерческие организации уже столкнулись с прекращением помощи в связи с COVID, проблемами с рабочей силой и растущим спросом на их услуги. Добавьте к этому инфляцию на продукты питания, энергию и жилье, и вы поймете, что многие некоммерческие организации находятся на грани срыва — как раз в то время, когда они нужны больше, чем когда-либо.
Чем вы можете помочь? Дополните свои пожертвования за прошлый год корректировкой прожиточного минимума на конец года. Я рад, что инициатива Fidelity Charitable Trustees’ Initiative (FCTI) сделала именно это для своих многолетних грантополучателей. Программа предоставления грантов, отдельная от программы фондов, рекомендованных донорами, направлена на поддержку инфраструктуры социального сектора, FCTI распределила 9 долларов США. млн за последний финансовый год.
Если вы не можете справиться с поправкой на инфляцию для всех ваших пожертвований, начните с тех некоммерческих организаций с наименьшим бюджетом или тех, которые имеют меньший доступ к другим ресурсам, особенно те, которые предоставляют прямые услуги нуждающимся людям. В моем списке мест, где я живу, есть Фонд сообщества Маверикс и Фонд сообщества Станислава. Фонды местных сообществ хорошо чувствуют возможности и потребности местных некоммерческих организаций.
Используйте свою сеть: Делайте неограниченные пожертвования вашим любимым высокоэффективным благотворительным организациям, отмечайте их в своей любимой социальной сети и приглашайте своих друзей сделать пожертвование. Испытайте себя и своих друзей, чтобы сделать подарки автоматически повторяющимися грантами. Исследования показывают, что социальное поведение побуждает к более активному участию: четверть доноров сообщают, что делают пожертвования, узнав о причине в социальных сетях.