Виды цели в психологии: что это такое, виды целей и как они возникают?

что это такое, виды целей и как они возникают?

С самого детства человек слышит о необходимости выбрать правильную цель. Родители, учителя, наставники, все как один, уверяют, что от этого зависит успех и результативность человека. Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Но как найти верное направление? Как понять, куда необходимо двигаться? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят? Не переоценивается ли ее значение? Можно ли стать успешным без навыков целеполагания? Какие препятствия возникают перед человеком, у которого нет цели?

Что такое цель?

Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.

Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?

Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.

Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.

Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.

Пройти тест на тип личности

Каким образом возникает цель?

Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.

Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.

Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении. Вот почему примитивные цели реализуются легче и быстрее, а мотивы более возвышенных задач необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены.

Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:

  • Specific – конкретность;
  • Measurable – измеримость;
  • Achievable – достижимость;
  • Relevant – значимость;
  • Time bound – ограниченность во времени.

Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено.

Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.

Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации.

Мелкие задания выполняются с минимальным количеством действий, и не требуют сложных алгоритмов.

Пройти тест на самооценку

Виды целей.

Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.

По завершенности процесса:

  • Промежуточные – подразумевают выполнение одного из этапов общего процесса;
  • Конечные – замыкают логическую последовательность событий.

По приоритетности:

  • Необходимые – первоочередные цели, которые следует достигать вначале;
  • Желательные – рекомендованы к исполнению, но не обязательны;
  • Возможные – не имеют конкретного значения в данный момент.

По сложности:

  • Простые – предусматривают одно необходимое действие;
  • Сложные – предполагают прохождение нескольких этапов.

По форме выражения:

  • Качественные – не поддаются измерению;
  • Количественные – могут быть подсчитаны.

По масштабу:

  • Стратегические – определяют перспективные глобальные задачи;
  • Тактические – отвечают за механизм достижения стратегических целей;
  • Оперативные – текущие подзадачи, от выполнения которых зависит успех всей кампании.

По срокам исполнения:

  • Долгосрочные – срок от трех до пяти лет;
  • Среднесрочные – период от года до трех лет;
  • Краткосрочные – их сроки измеряются неделями, либо месяцами.

По взаимосвязи:

  • Индифферентные – никак не связанные;
  • Конкурирующие – одна цель замедляет достижение другой;
  • Комплементарные – дополняющие друг друга;
  • Антагонистические – взаимоисключающие;
  • Идентичные – совпадающие цели.

Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.

Пройти тест на темперамент

Жизненные цели человека.

Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека. Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих. Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.

Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.

К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой. Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу. В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.

Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов. Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.

Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.

Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.

Пройти тест на полушария мозга

Классификация целей личности: VIKENT.RU

«Задача этой главы […] — поделиться соображениями (на уровне  предварительных наметок) о принципах деления людей на разные психологические  типы и, исходя из них, дать зарисовки некоторых типов. […] Интереснее, пожалуй, начать с людей, которых природа не обошла большими  возможностями. Вообразив себе ситуацию, носящую скорее символический характер: несколько человек, обладающих значительными и разнообразными  способностями, комментируют своё возможное участие в постройке пирамиды  (пирамида здесь — символ любого большого дела).

«Какую пирамиду можно построить! — воскликнул первый. — История не забудет  её создателя! И сделать это могу только я!» «Нужно делать, а не рассуждать!» — отрубил второй и пошел организовывать  доставку каменных блоков. «А занятно будет повозиться!» — заметил третий, потирая руки от  удовольствия. «Дело стоящее, — сказал четвёртый. И добавил, подумав: — А ведь можно  сделать лучше». «Да-да-да! — прокудахтал пятый. — На днях я сидел в президиуме с самим  фараоном, он сказал, что обязательно привлечёт меня для консультации». «Не исключено, что я погибну здесь, — мрачно изрёк шестой, обратив свой взор  внутрь, — но в этом испытании я, может быть, наконец, найду себя»

Что ни высказывание, то тип. У каждого из этих людей разное «хочу», а потому  разная направленность, разный психологический склад и, самое главное, разная  общественная значимость (конечно, это только некоторые из возможных типов  личностей).

Первый тип — это властолюбец, жаждущий культа собственной личности (Вл.  Вагнер называл его вожаческим типом). Такой человек может обладать  интересными идеями, огромными организаторскими способностями, может  самозабвенно заниматься большим делом — и все же на первом месте у него не  дело, которому он служит, а собственное «я», его он возвеличивает. Если  подобного деятеля «держать в рамках», он может принести немало пользы. Но  беда в том, что, как правило, «сильную личность» с такой направленностью не  удается удержать в пределах общественно полезного. Не успеешь оглянуться, и  уже не он работает на общество, а общество на него. То, что человек может сделать для общества, во многом определяется тем, что  он хочет. Но его «хочу», в свою очередь, зависит от того, что он может. В  арсенале возможностей вожаческого типа на первом месте колоссальный заряд  актерских способностей. Подобно вожаку горильей стаи, представитель этого  типа удивительно ловко использует грозный взгляд, выразительную мимику,  вовремя сделанный неотразимый жест и т. д. Но вдобавок к этому как человек  он отлично знает когда, что, кому и как сказать, каждому поступку он умеет  придать особый символический смысл; он щедро раздает мелкие подачки (поможет  одному, поддержит другого), чтобы потом, завоевав популярность (ах, он  хороший, он добрый, он великий!), безжалостно собрать дань по большому  счету. Но почему же властолюбец не хочет направить свои способности на бескорыстное  служение обществу? Видимо, если отвечать на этот сложный вопрос предельно  кратко, потому что творческие его потенции всё же гораздо слабее  «актёрских». Ему легче и приятнее изобразить величественный жест, чем  спокойно делать скромное дело. Конечно, работать ему тоже приходится, и  порой с бешеной энергией, но движет им не любовь к работе, а непомерное  тщеславие. Тщеславие же это становится непомерным в тот период, когда этот  будущий «кумир» ещё ходит непризнанным, в чем-то даже отстает от обычных  людей, а его актерские замашки вызывают вместо истерического восторга  здоровый смех.

Второй тип — деловой человек. Он включает в себя ряд далеко не одинаковых  разновидностей: здесь и человек дела, и «деловик», и, наконец, делец. Но  общим для них всех будет полное безразличие к тому, ради какой общественной  цели совершается дело. Представитель делового типа силен своими навыками,  волей, смекалкой. Но цели ему должны быть заданы либо обществом, либо  обстоятельствами, либо биологическими потребностями. Размышлять о них он не  станет, ибо абстрактное мышление, мышление, направленное на анализ  человеческих ценностей, ему не дано. Если цель, которой подчинено его дело,  общественно полезна, он незаменимый человек. Но выпустил его из-под  контроля — и он подчинит все именно ближайшей цели, именно интересам того  дела, которое он делает сам, поскольку не соотносит задачи своего участка с  задачами общего фронта работ.

Третий тип — человек игры. Он сходен с «деловиком» тем, что также  безразличен к общественной значимости целей своей деятельности. Но он менее  серьезен и более избирателен. Ради любого дела он «вкалывать» не станет, а  займется лишь тем, которое вызовет в нем интерес, азарт, раззадорит его.  Всякое занятие для него лишь новая игра, которая должна быть «занятной» и  «любопытной». На людей, слишком (по его мнению) серьёзно относящихся к  своему делу, он смотрит со снисходительной усмешкой: «Жить не умеют». В  каждое дело он внесет множество интересных блесток, с ним не соскучишься, но  не дай бог поручить ему какой-либо выбор: целей, кадров и т. д., — вместо  объективного подхода все будет решать личный (и весьма неустойчивый) вкус. […]

Четвёртый тип наиболее совершенен. Это тип творца с социальной  направленностью. Он соединяет в себе достоинства человека дела, ибо тоже  умеет добросовестно работать, и человека игры, ибо дело ему интересно. Когда  нужно, он будет упорен, как робот, а если можно — всегда будет делать дело  артистично и с наслаждением. Но в отличие от предыдущих типов он хорошо  осознает социальную значимость своих целей, и его «хочу» органически  совпадает с общественными «нужно». Он много может, но не «Я могу!», а «Можно  сделать лучше!» движет его поступками. Поэтому в отличие от человека  вожаческого типа творец строит пирамиду не как памятник своему величию, а  как нечто нужное людям, украшающее мир и составляющее смысл его собственной  жизни. Его деятельность глубоко человечна и сознательна. «Наполеон и все  другие люди его типа, — сказал однажды Бернард Шоу, обращаясь к Альберту  Эйнштейну, — создавали империи. Но существует ещё класс людей, которые стоят  заведомо выше этого. Они создавали Вселенную, и у них, у создателей  Вселенной, чистые руки, не запятнанные ни единой каплей человеческой крови». Для человека творческого типа характерна особая ясность, прозрачность чувств  и намерений. Людям с замутненной душой эти качества представляются порой  детскостью и наивностью. Действительно, как «наивно»: зачем интриговать,  завидовать, суетиться, быть беспокойным властолюбцем, угрюмым роботом или  азартным игроком, когда в этом прекрасном мире можно так великолепно  творить?!

Я радости не знал — сознательно обидеть,
Свобода ясности мне вечно дорога.
К. Бальмонт

За свою «наивность» люди этого типа не раз расплачивались здоровьем и  жизнью, ибо за истину и красоту, которую они несли, их подвергали гонениям,  сажали в тюрьмы, предавали смерти. […]

Восхищение социально-творческим типом не должно закрывать от нас того факта,  что и это столь хорошее «хочу» тоже обусловлено вполне определенным «могу».  Творец более слаб, чем предыдущие типы, в том смысле, что он сам по себе  гораздо больше их нуждается в подлинно человеческих отношениях: доверии,  взаимопомощи, искренней любви. Тот, кому подчинение себе других людей  удается лучше, чем созидание в сотрудничестве с ними, не станет творцом. Но  это слабость того же типа, что заставила нашего далекого предка взять палку  в руки: есть хорошая слабость, так же как и хорошая неприспособленность.  Мощная тяга к созиданию, понимание, что «можно сделать лучше», неумение и  нежелание подлаживаться к плохому и несовершенному — вот основные  компоненты, из которых слагается «могу» этого типа.

Постоянное совершенствование мира и самого себя формирует большое чувство  ответственности, осознанную (в отличие от «деловика») серьезность (в отличие  от «игрока») в выполнении своего дела.

Пятый тип — это мастер показухи. Ему неважно — кем быть, важно — кем  казаться. И страшен он, если его способности велики, а цели мелки. Человек с  большими задатками, но мелкотравчатыми целями, отсутствием социальной  ответственности, серьёзного отношения к труду становится пустоцветом. С  лёгкостью необыкновенной он создаёт видимость дела и как никто другой  развращает окружающих, ибо наглядно показывает, что быть обаятельным  болтуном — самый легкий способ существования. То, что одновременно это и  самый пустой способ, доходит несколько позже. А ведь обидно видеть, когда,  например, человек с бесспорно острым и гибким умом употребляет его не на  дело, а лишь на создание антуража, на пускание пыли в глаза: или когда  женщина, обладающая блестящими способностями, гораздо больше обеспокоена не  их реализацией, а тем, чтобы казаться неотразимой и загадочной. Спохватится  потом человек, а уже поздно: всё ушло на то, чтобы казаться причастным к  вершинам, вместо того чтобы быть среди тех, кто упорно карабкается на них.

Шестой тип — это «экзистенциалистский индивид», который «ввязывается в  ситуацию не для того, чтобы разрешить последнюю, а для того, чтобы  посмотреть, что же с ним самим теперь произойдёт, что в нём проявится» (Э.  Соловьев). В какой-то мере так бывает с каждым, когда человек выбирает свой  жизненный путь. Но у «экзистенциалиста» (экзистенциализм — одно из  направлений современной буржуазной философии, сосредоточивающее своё  внимание на анализе внутреннего мира человека и противопоставляющее этот мир  объективной действительности) способность глядеть внутрь себя  гипертрофируется, а способность объективно сопоставлять свои возможности с  нуждами дела, в котором он участвует, атрофируется. Человек этого типа  способен порой на отчаянный порыв, но его эгоцентризм, удивительное умение  во всём видеть только себя и свои переживания, раздражает окружающих и не  приносит счастья ему самому.

Всё сказанное лишь беглые зарисовки. Каждый из этих типов достоин более  серьезного анализа. Не менее достойны его и другие, не упомянутые здесь  психологические типы. А если добавить, что каждый тип имеет множество  разновидностей и, кроме того, в конкретных личностях часто смешаны черты  различных типов, то станет ясным, что проблеме классификации личности стоит  посвятить особую книгу, да и не одну».

Сагатовский В.Н., Вселенная философа, М., «Молодая гвардия», 1972 г., с. 95, 97-99 и 101-102.

 

Система и динамика целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

Четыре основные цели психологии (определение и часто задаваемые вопросы)

Обновлено 30 сентября 2022 г.

Четыре основные цели психологии — описывать, объяснять, предсказывать и изменять или контролировать разум и поведение других. Как междисциплинарная и многогранная наука, психология включает в себя широкий спектр подполей, таких как социальное поведение, развитие человека и когнитивные функции. Вы можете получить более глубокое понимание психологии, если поймете четыре цели психологии. В этой статье мы рассмотрим цели психологии, исследуем каждую из четырех целей и ответим на некоторые часто задаваемые вопросы.

Каковы цели психологии?

Цели психологии сосредоточены на понимании эмоций, личности и разума людей. Посредством научных исследований, наблюдений, экспериментов и исследований психология стремится к достижению конкретных целей. Описание, объяснение, предсказание и изменение или контроль составляют четыре цели психологии. Карьерные возможности психолога выходят за рамки медицинских услуг в такие области, как образование, бизнес и маркетинг.

Связано: 15 типов психологов и их обязанности

Почему важны 4 цели психологии?

Большинство теорий и исследований, пытающихся объяснить когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни, опираются на четыре цели психологии. Психологические исследования позволяют людям лучше понять влияние биологических процессов, психических процессов, социальных отношений и взаимодействий. Это может помочь людям улучшить свой образ жизни или преодолеть препятствия, чтобы принять более взвешенные решения.

Связанный: Как стать психологом в Канаде

4 цели психологии

Вот объяснение каждой из четырех целей психологии:

Описать

Способность описывать имеет решающее значение для психологов, поскольку позволяет определить, является ли мысль или поведение типичным или нетипичным. Описания позволяют психологам лучше понять поведение и мысли. Например, вы можете описать, как ведет себя друг, коллега или член семьи или как меняется их поведение. Психологи могут достичь этой цели, используя различные методы исследования, такие как самопроверка, наблюдение, опросы и тематические исследования. Психологи также могут использовать описания, чтобы узнать больше о том, как изменить мысли и поведение человека.

Связанный: Самые популярные виды психологии для рассмотрения

Объясните

Психологи выходят за рамки описания мыслей и поведения. Они стремятся объяснить, почему возникает такое поведение и мысли, и ответить на вопросы, почему люди действуют или ведут себя определенным образом. Психологи исследуют мотивы чьих-либо действий с помощью научных экспериментов, наблюдений и точных тестов. Например, психологи могут проводить экспериментальные исследования, чтобы измерить, как люди реагируют на определенные переменные. После проведения этих экспериментов они могут разработать свои теории и объяснения человеческого поведения. Объяснение поведения позволяет понять, почему люди ведут себя именно так, а не иначе в различных условиях.

Связанный: 10 профессий в области социальной психологии для исследования (с оплатой труда)

Предсказание

Третья цель психологии состоит в том, чтобы предсказать будущие модели поведения. Психологи могут предвидеть, как и когда может повториться прошлое поведение, как оно может измениться и какие обстоятельства могут вызвать его, отмечая прошлое поведение. Когда психологи и исследователи изучают качественные данные, касающиеся моделей мышления и действий, они могут более точно предсказывать поведение человека. Например, если результаты тестов на пригодность показывают, что определенные баллы позволяют предсказать процент отсева, эта информация может дать оценку числа учащихся, которые могут покинуть школу каждый год. Психологи могут научиться изменять или контролировать поведение на основе предсказания, что является последней целью психологии.

Связанный: 7 методов исследования в психологии (важность и типы)

Контроль или изменение

Четвертая цель психологии состоит в том, чтобы изменить или контролировать поведение, чтобы создать положительные, значимые и устойчивые изменения в жизни людей и улучшить результаты поведения. Например, человек может научиться справляться с паническими атаками с помощью психологических исследований и выводов. Изменение или контроль поведения зависит от способности точно идентифицировать поведенческую проблему, определить ее основные причины, а также разработать и внедрить теорию и вмешательства, основанные на фактических данных. Различные психологические теории касаются изменения или контроля поведения человека, включая модель убеждений о здоровье, теорию запланированного поведения, распространение инноваций и теорию социального познания.

Связанный: В чем разница между социологией и психологией?

Часто задаваемые вопросы о 4 целях психологии

Ниже приведены несколько часто задаваемых вопросов о целях психологии:

Что такое человеческое поведение?

Человеческое поведение относится к тому, как люди ведут себя и взаимодействуют. Поведение является результатом стимульных ситуаций и индивидуальных факторов, влияющих на действия человека. Многие факторы, такие как генетика, культура, индивидуальные ценности и взгляды, способствуют развитию личности и влияют на него. Поведение включает движения тела, эмоциональные реакции, речь и выражение лица. Наука о поведении относится к любой дисциплине, которая опирается на эксперименты и наблюдения для научного изучения человеческого и нечеловеческого поведения и реакций. Например, психология, психобиология, социология и антропология являются науками о поведении.

Связанный: Что такое когнитивная психология? (с вариантами карьеры и часто задаваемыми вопросами)

Что такое качественный метод?

Качественные исследования включают сбор данных путем наблюдения, интервью, фокус-групп и тематических исследований психологами и исследователями. Качественное исследование противоположно количественному исследованию, которое включает сбор и анализ числовой информации для статистических целей. Общепринято проводить качественные исследования в гуманитарных и социальных науках, включая такие предметы, как антропология, социология, образование и здоровье. Качественное исследование относится к множеству подходов к интерпретации данных, которые являются гибкими и обеспечивают содержательную интерпретацию. Качественные исследования дают представление о том, как люди воспринимают и реагируют на свое окружение.

Связанный: Объяснение качественного наблюдения с примерами

Что такое модели поведения и мышления?

Модели поведения — это повторяющиеся реакции, которые отдельные лица или группы лиц демонстрируют в ответ на явление или событие. Паттерн — это набор из двух или более реакций, которые происходят в заданном паттерне или последовательности. Большинство паттернов развиваются через вознаграждение и наказание, также известное как усвоенное поведение.

Мышление и мышление относятся к сознательным когнитивным функциям, которые могут возникать независимо от сенсорных входов. Суждения, рассуждения, формирование понятий, решение проблем и обсуждение — вот некоторые формы мышления. Когда у вас есть шаблон мышления, это означает, что вы думаете с одним и тем же мышлением каждый день, и ваши мысли воплощают это мышление. Ваш образ мышления отвечает за качество всех ваших конкретных мыслей. Вот несколько примеров моделей мышления:

  • Черно-белое мышление: Тот, кто использует черно-белое мышление, обычно мыслит в основном абсолютами. Например, вы можете думать, что определенное событие всегда происходит или что вы никогда не занимаетесь определенной деятельностью.

  • Катастрофизация: акт катастрофизации предполагает наихудшее и преувеличение сложности или серьезности ситуации. Например, человек может бояться провалить экзамен, независимо от его понимания предмета или того, сколько времени он потратил на изучение.

  • Персонализация: Персонализация — это убеждение в том, что то, что говорят или делают другие люди, может оказать существенное влияние на вашу собственную жизнь. Например, человек может предположить, что люди рядом с ним всегда говорят о нем, независимо от контекста.

  • Чрезмерное обобщение. Чрезмерное обобщение модели мышления — это форма когнитивного искажения, когда человек применяет концепции одного события ко всем будущим событиям, независимо от того, сопоставимы ли эти события или обстоятельства.

  • Эмоциональное мышление: Мышление в соответствии с эмоциональным мышлением — это убежденность в том, что то, что вы чувствуете, истинно, несмотря ни на какие условия, термины или доказательства. Например, вы можете полагать, что из-за опасений по поводу задачи эта деятельность небезопасна.

Связанный: Различные типы мышления (с Как найти свое)

Что такое психологические теории?

Термин психологическая теория относится к фактическому описанию явления человеческого поведения. Первый шаг к построению теории — сформулировать гипотезу, которую можно подтвердить фактами. Новые данные появляются со временем в результате дополнительных исследований, которые могут привести к уточнению, модификации или даже отклонению теории, если она противоречит текущим научным открытиям. Сила научной теории зависит от ее способности объяснить широкий круг явлений. Ниже приведены пять основных типов психологических теорий:

  • Поведенческие теории: Бихевиоризм — это теория обучения, основанная на теории о том, что люди могут научиться любому поведению посредством обусловливания. Обусловливание происходит в ответ на подкрепление, такое как вознаграждение, и увеличивает частоту и предсказуемость ответов.

  • Когнитивные теории: Когнитивная теория психологии делает упор на внутренние состояния, такие как мотивация, решение проблем и принятие решений. Целью когнитивных теорий является объяснение различных аспектов психических процессов человека, в том числе того, как мозг обрабатывает информацию и как мысли влияют на эмоции и поведение человека.

  • Гуманистические теории: Гуманистические теории поведения подчеркивают человеческую доброту, а не ненормальное поведение и психологические расстройства. Чувства, самооценка и навыки межличностного общения являются общими чертами, которые определяют эту теорию.

  • Психодинамические теории: Психодинамические теории рассматривают бессознательные концепции, влияющие на эмоции, восприятие и личность человека. Цели психодинамических подходов состоят в том, чтобы понять основные причины бессознательного поведения.

  • Биологические теории: Биологическая теория психологии связывает человеческие эмоции и поведение с биологическими факторами. Согласно биологической теории, природа преобладает в дебатах о природе и воспитании человеческого поведения.

Четыре цели психологии и как их применить в жизни

Спросите 100 человек на улице, что такое психология, и вы получите 100 разных ответов.

Кто-то может сказать, что это чтение мыслей и попытка разгадать секреты людей. Другие будут думать, что это связано с выяснением того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Но на самом деле это намного сложнее, чем думает большинство людей. Психология — это наука, и в ней есть нечто большее, чем догадки о скрытых мотивах людей!

На самом деле существует четыре основных принципа психологии, которые определяют ее цели и намерения. Мы рассмотрим, что это такое и как вы можете не только применить их в своей жизни, но и извлечь из них пользу…

Итак, каковы эти четыре цели психологии? Проще говоря: для описывать, объяснять, прогнозировать и контролировать.

Звучит довольно просто?

В этих концепциях гораздо больше глубины, чем вы думаете, и есть несколько действительно простых способов взломать их и применить в своей жизни.

Давайте рассмотрим их один за другим.

Описать

Описание вещей — это то, чем мы все занимаемся каждый божий день, но в психологии это немного отличается.

Психологи работают над описанием поведения отдельных лиц, а также подмножеств и групп людей, которое определяется множеством факторов.

Описывая то, что происходит, мы получаем более глубокое понимание и более простой и доступный способ анализа происходящего.

Звучит неплохо, правда?

Описывая вещи, которые происходят в вашей жизни, вы можете начать понимать их смысл.

В мире психологии это может вращаться вокруг сеансов консультирования, мыслей и поведения человека.

Вы можете использовать этот же процесс для документирования своих собственных мыслей и чувств, а также расширить рамки, включив в них ваши отношения, личные цели и прогресс, а также все аспекты вашей жизни.

Это может включать составление списков, ментальных карт, ведение журнала или запись своих мыслей на диктофон или другое устройство.

Когда вы что-то описываете, важно вдаваться в подробности и быть как можно более подробным. Поэтому вместо того, чтобы использовать одно слово, чтобы сказать, что вы чувствуете или о чем думаете, разбейте его еще дальше.

Вот пример:

Вы беспокоитесь о предстоящем профессиональном экзамене. Ваше беспокойство проистекает из множества других вещей.

Страх, без сомнения, играет большую роль. Страх перед неизвестностью того, что именно будет включать в себя экзамен. Страх неудачи. Страх смущения и стыда в случае неудачи.

У беспокойства, несомненно, есть и физические симптомы. Ваше сердце может учащенно биться. Вы можете потеть больше, чем обычно. Ваш желудок может быть в узлах, и вам, возможно, придется чаще ходить в туалет.

Вы также можете испытывать желание сбежать и вообще избежать экзамена.

Но вам не нужно останавливаться на собственных мыслях или поведении. Ваша жизнь частично основана на отношениях, которые вы устанавливаете с другими. Вы можете использовать 4 цели психологии, чтобы улучшить эти отношения.

Для этой первой цели вы можете описать, как ведет себя партнер, друг, коллега или член семьи и как изменилось их поведение. Вы также можете поговорить с ними, чтобы понять, как они себя чувствуют.

Но помните, чем больше подробностей вы вложите в свое описание, тем больше оно поможет на следующем этапе…

Объясните

Зная, что происходит, вы гораздо лучше сможете это объяснить.

В общей психологии это может вращаться вокруг результатов тестов и неопровержимых доказательств. Например, после описания поведения пациента консультанты могут искать способы его объяснить. Это может означать проведение некоторых тестов, психологических или физических, и поиск результатов, дающих объяснение.

Это также может означать углубление в качественные данные, например, изучение детства человека, чтобы объяснить его текущие проблемы.

Конечно, это звучит довольно банально, но такого рода глубокое личное исследование может привести к множеству возможных объяснений поведения человека.

Заметки, которые вы сделали для цели «Описать», являются ключом к объяснению поведения, будь то у вас или у других.

Основной аспект этой цели — задавать вопросы «почему?» и давать разумные ответы.

Почему ты так себя чувствуешь. Почему кто-то ведет себя определенным образом?

Вернемся к примеру с беспокойством из описания цели.

Ваши страхи, связанные с экзаменом, могут иметь свои корни в вашем прошлом опыте. Вы провалили экзамен — даже этот экзамен — раньше?

Ваши сверстники, родители или начальник выражали свое разочарование или подшучивали над вами, когда вы терпели неудачу?

Вы боитесь неизвестного элемента экзамена, потому что не подготовились так тщательно, как могли бы?

Вы вообще чувствуете себя самозванцем, который всего в одной ошибке от того, чтобы быть обнаруженным миром?

Является ли бегство от проблем средством выживания, которое вы используете в других сферах своей жизни? Избегаете ли вы трудных дискуссий с другими? Вы прекращаете отношения, как только что-то начинает идти не так?

Почему еще вы можете волноваться перед экзаменом? Похоже ли это на важный поворотный момент в вашей жизни, который окажет большое влияние на ваше будущее? Есть ли последствия неудачи, с которыми будет трудно справиться?

Или, если вы наблюдаете за кем-то другим, подумайте, что влияет на его действия и мысли. Изменилось ли их поведение в последнее время? Выработали ли они новую привычку (плохую или хорошую)? Они стали более эмоциональными в последнее время?

На основании того, что вы видели, и заметок, которые вы, возможно, сделали, спросите, почему это происходит.

Что могло произойти, чтобы подтолкнуть их мысли, чувства и поведение в определенном направлении?

Они скорбят о потере? Они расстались со своим партнером? Иметь им предстоит экзамен, из-за которого они нервничают?

Это может быть очень полезно во многих жизненных ситуациях, от дружбы и отношений до проблем на работе. Часто можно найти объяснения чьим-то действиям и реакциям, если хорошенько подумать!

Изучите причины поведения, и вы сможете выявить закономерности, а значит, сможете начать предсказывать их…

Вам также может понравиться (продолжение статьи ниже):

  • Объяснение самооценки и ее влияния на всю вашу жизнь
  • Психология проекции: 8 чувств, которые мы передаем другим
  • 15 удивительных фактов о психологии, которые должен знать каждый

Predict

Предсказания, как правило, основаны на довольно веских доказательствах, но в мире психологии они могут быть основаны на более качественных данных.

Вы можете не проводить тест, чтобы узнать, как отношения человека с матерью повлияют на его будущие интимные отношения, но вы можете проанализировать чье-то сознание и сделать вывод.

В своем собственном анализе вы можете использовать заметки из первых двух целей, чтобы предсказать, когда вы можете чувствовать или вести себя определенным образом и почему.

В нашем примере вы сможете заранее предсказать, насколько сильно вы будете волноваться перед экзаменом. В более широком контексте вашей жизни вы можете обнаружить, что можете определять вещи, вызывающие определенную эмоциональную или физическую реакцию.

Возможно, вы почувствуете тревогу в отношениях, как только проживете шесть месяцев с новым партнером. Вы можете заметить, что встреча с определенным другом делает вас раздражительным. Или, может быть, вы набрасывались на других, когда у вас был плохой сон.

Конечно, вы также можете предсказывать поведение других на основе того, что вы наблюдали, и вашего анализа.

Вы могли бы описать, как ваш партнер начинает ревновать, когда вы что-то делаете, вы сможете объяснить это (например, вы отправляете сообщение бывшему!) и можете предсказать, что он расстроится, если ты делаешь это снова.

Или, в более позитивном ключе, вы можете описать и объяснить, когда с кем-то особенно приятно находиться рядом, и предсказать, когда это хорошее настроение, вероятно, вернется.

Это действительно простые примеры, но они показывают, как можно применить эти принципы на практике.

Это применимо в целом, поэтому вы можете подумать о том, как использовать это на работе или в других отношениях. Предсказывая, что произойдет, если вы будете действовать или реагировать определенным образом, вы сможете улучшить свои отношения.

Что подводит нас к последней цели психологии…

Контроль

Контроль — это то, к чему многие из нас стремятся, и это может быть огромным утешением. Частью психологии является обучение тому, как изменять ситуации и брать их под контроль.

Это может варьироваться от борьбы с паническими атаками с помощью различных методов до воздействия на поведение с целью поощрения позитивного настроя.

Изучая способы, которыми определенное поведение связывает и формирует паттерны, психология находит способ изменить эти пути.

Например, использование дыхательных упражнений для восстановления контроля во время приступа паники или использование различных методов терапии для лечения психических заболеваний.

Это можно использовать как в личной, так и в профессиональной жизни.

Во-первых, давайте вернемся к нашему примеру с волнением перед экзаменом.

Если вы больше всего боитесь неудачи, вы можете потратить часы перед экзаменом, сосредоточившись на наиболее важных частях вашего пересмотра и напоминая себе, насколько хорошо вы все это знаете.

Если экзамен — очень важный момент в вашей жизни, вы можете найти способы снять напряжение. Может быть, вы повторяете себе, что можете пересдать экзамен, если провалитесь, и что что бы ни случилось, завтра будет еще один день, чтобы стремиться к своей мечте.

Или, если вы беспокоитесь о том, что не успеете на экзамен вовремя, вы можете договориться о поездке, чтобы прибыть на час раньше, чтобы облегчить эти опасения.

Возможно, вы описываете неудовлетворенность своей работой, даже если она хорошо оплачивается, и объясняете это желанием иметь больше самостоятельности и гибкости. Вы предсказываете, что оставшись на этой работе, вы будете несчастны.

Один из способов контролировать ситуацию — уйти с работы и начать собственное дело или стать фрилансером.

В ваших отношениях, если вы знаете, как и почему кто-то будет реагировать на данную ситуацию, вы можете сделать одно из двух. Во-первых, вы можете избегать ситуаций, которые вызывают негативные эмоции и поведение, где это возможно. И, во-вторых, вы можете помочь им справиться с ситуациями, которые неизбежны.

Или, если вы обнаружите, что ваш партнер особенно дружелюбно настроен по выходным, вы можете отложить важные разговоры на это время, чтобы максимально облегчить их (для вас обоих).

Или представьте, что вы менеджер, который хочет получить максимальную отдачу от своей команды. Наблюдая за поведением каждого члена команды и тем, как они взаимодействуют друг с другом, затем описывая это, объясняя это и используя это для прогнозирования будущего поведения, вы можете найти более эффективные способы их мотивации.

Каждый участник может хорошо реагировать на разные вещи, и некоторые участники могут работать более гармонично, чем другие. Это ценное знание, позволяющее контролировать ситуацию и максимизировать производительность.

Конечно, существует тонкая грань между осуществлением определенного контроля над другими для создания более позитивного результата для всех и манипулированием людьми с целью получения выгоды за их счет. Всегда помните, что ваши действия должны быть на благо всех.

Итак, это четыре основных столпа психологии. Хотя вы, возможно, и не являетесь практикующим консультантом или врачом, вы можете взять эти концепции и применить их в своей жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts