Виды восприятия в психологии таблица: Восприятие, его виды и свойства

12.Восприятие, его виды и типы.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные.

2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения

Свойства восприятия:

1.предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

2.целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

3.структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

4. константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

5.осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;

6.апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; 7.активность; 8.адекватность.

Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к

определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и

проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)

Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и

неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные

– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.

Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без

реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –

аффективные, вербальные, передолические).

Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.

Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.

Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.

В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.

Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир.

ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия

ВОСПРИЯ́ТИЕ, пер­цеп­ция (лат. perceptio), не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ное от­ра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра че­ло­ве­ком и жи­вот­ны­ми. Под В. по­ни­ма­ет­ся как сам про­цесс (или со­во­куп­ность пси­хо­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов), так и его ре­зуль­тат (образ). В. – од­но из центр. меж­дис­ци­п­ли­нар­ных по­ня­тий фи­лос. тео­рии по­зна­ния, пси­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки, ней­ро­фи­зио­ло­гии и сен­сор­ной фи­зио­ло­гии, эс­те­ти­ки, эр­го­но­ми­ки и не­ко­то­рых раз­де­лов ин­фор­ма­ти­ки.

Восприятие в истории философии и психологии

В. трак­то­ва­лось в фи­ло­софии как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощу­ще­ний («ато­мов» В., ото­бра­жаю­щих лишь отд. ка­че­ст­ва вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра, та­кие как «хо­лод­но», «свет­ло» и т. п.) и мыш­ле­ния. В цен­тре фи­лос. рас­смот­ре­ния В. бы­ли во­про­сы о спе­ци­фике В. и об ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых с помо­щью ор­га­нов чувств зна­ний. Ил­лю­зии вос­при­ятия и псев­до­вос­прия­тие (сно­ви­де­ния, гал­лю­ци­на­ции) по­слу­жи­ли ос­но­вой для кри­ти­ки чув­ст­вен­но­го по­зна­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц опи­сал В. (пер­цеп­цию) как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния (ап­пер­цеп­ции) в со­стоя­ние от­чёт­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. И. Кант по­ка­зал, что на­ми все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся не­рас­чле­ни­мое да­лее един­ст­во чув­ст­вен­ных дан­ных и ка­те­го­рий рас­суд­ка; вся­ко­му ак­ту В. пред­ше­ст­ву­ют, как ми­ни­мум, ап­ри­ор­ные ка­тего­рии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В фи­лосо­фии эм­пи­риз­ма от­гра­ни­че­ние В. от ощу­ще­ний и от пред­став­ле­ний про­во­ди­лось на ба­зе пред­по­ло­же­ния об объ­е­ди­не­нии ощу­ще­ний в В. и В. в пред­став­ле­ния на ос­но­ве прин­ци­па ас­со­циа­ции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Для экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний В. боль­шое зна­че­ние име­ло соз­да­ние в сер. 19 в. ме­то­дов из­ме­ре­ния ин­тен­сив­но­сти сен­сор­ных впе­чат­ле­ний Э. Г. Ве­бе­ром и Г. Фех­не­ром (см. Пси­хо­фи­зи­ка), а так­же из­ме­ре­ние ско­ро­сти про­ве­де­ния нерв­но­го раз­дра­же­ния Г.  Гельм­голь­цем и хро­но­мет­рич. опы­ты голл. оф­таль­мо­ло­га Ф. К. Дон­дер­са. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ло уточ­не­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. строе­ния ор­га­нов чувств и центр. моз­говых ме­ха­низ­мов ана­ли­за сен­сор­ных дан­ных разл. мо­даль­но­стей, вы­явив­шее, напр., роль за­ты­лоч­ных от­де­лов ко­ры для про­цес­сов зре­ния и верх­них ви­соч­ных струк­тур для слу­ха (К. Брод­ман).

До­ми­ни­рую­щей тео­ри­ей В. во 2-й пол. 19 в. ста­ла тео­рия бес­соз­на­тель­ных умо­зак­лю­че­ний Г. Гельм­голь­ца, со­глас­но ко­то­рой В. стро­ит­ся по схе­ме ре­ше­ния сил­ло­ги­стич. за­дач: на ос­но­ве зна­ния ти­пич­но­го со­от­но­ше­ния па­ра­мет­ров сти­му­ла и свойств пред­ме­тов (боль­шая по­сыл­ка сил­ло­гиз­ма) и зна­ния па­ра­метров сен­сор­но­го сти­му­ла (ощу­ще­ния – ма­лая по­сыл­ка) де­ла­ет­ся очень бы­ст­рый, не­дос­туп­ный для осоз­на­ния вы­вод о свой­ст­вах пред­ме­тов. Пер­вые на­уч. на­блю­де­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти (дви­же­ний рук, ощу­пы­ваю­щих пред­мет, и дви­же­ний глаз), со­про­во­ж­даю­щей про­цес­сы В. , по­слу­жи­ли ос­но­вой для ран­них ги­по­тез о сен­со­мо­тор­ной ос­но­ве В., вни­ма­ния и соз­на­ния (Н. Н. Лан­ге, Т. Ри­бо, И. М. Се­че­нов).

Восприятие в современной психологии

Но­вый этап изу­че­ния В., на­ча­тый пред­ста­ви­те­ля­ми геш­тальт­пси­хо­ло­гии, оп­ре­де­лял­ся дву­мя по­став­лен­ными К. Коф­фкой во­про­са­ми: «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем мир имен­но та­ким?» и «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем пред­ме­ты, а не про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми?». Ге­штальт­пси­хо­ло­ги об­на­ру­жи­ли за­ви­си­мость отд. час­тей вос­при­ни­мае­мой кар­ти­ны от це­ло­го. При уст­ра­не­нии об­ще­го кон­тек­ста В. труд­но­сти вы­зы­ва­ет да­же про­стей­шая за­да­ча зри­тель­ной ло­ка­ли­за­ции: не­под­виж­ный объ­ект в тем­но­те или в го­мо­ген­ном по­ле на­чи­на­ет ка­зать­ся хао­тиче­ски дви­жу­щим­ся (ил­лю­зия ав­то­ки­не­тич. дви­же­ния). На­про­тив, ес­ли при из­ме­не­нии всех час­тей со­хра­ня­ют­ся их струк­тур­ные от­но­ше­ния, то со­хра­ня­ет­ся и В. (так, ме­ло­дия, про­иг­ры­вае­мая в дру­гой то­наль­но­сти, лег­ко уз­на­ёт­ся). При этом мы не толь­ко не за­ме­ча­ем, но ча­ще все­го про­сто не мо­жем оп­ре­де­лить из­ме­не­ния отд. ощу­ще­ний.

Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.

На­ря­ду с це­ло­ст­но­стью для В. ха­рак­тер­на кон­стант­ность – от­но­сит. не­за­ви­си­мость свойств вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов от па­ра­мет­ров сти­му­ля­ции ор­га­нов

чувств. Напр., при уда­ле­нии ви­ди­мо­го объ­ек­та вдвое раз­ме­ры его про­ек­ции на сет­чат­ке так­же умень­ша­ют­ся в два раза, од­на­ко мы про­дол­жа­ем ви­деть его ве­ли­чи­ну не­из­мен­ной. Со­глас­но геш­тальт­тео­рии, ме­ха­низ­мом этой и др. ви­дов кон­стант­но­сти (на­прав­ле­ния, цве­та, фор­мы и т. д.) слу­жат ин­ва­ри­ант­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду вос­при­ни­мае­мы­ми ве­ща­ми и их ок­ру­же­ни­ем, вы­пол­няю­щим функ­цию сис­те­мы от­счё­та.

М. Верт­хай­мер вы­де­лил 6 за­ко­нов «пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции», поз­же объ­е­ди­нён­ные в еди­ный «за­кон пре­гнант­но­сти». Объ­ек­ты, ко­то­рые (1) рас­по­ло­же­ны близ­ко друг к дру­гу, (2) име­ют сход­ные ха­рак­те­ри­сти­ки яр­ко­сти и цве­та, (3) ог­ра­ни­чи­ва­ют не­боль­шую замк­ну­тую и (4) сим­мет­рич­ную об­ласть, (5) ес­те­ст­вен­но про­дол­жа­ют друг дру­га, (6) дви­жут­ся при­мер­но с рав­ной ско­ро­стью в од­ном на­прав­ле­нии, ско­рее бу­дут вос­при­ня­ты как еди­ное це­лое, или как фи­гу­ра, а не как раз­роз­нен­ные эле­мен­ты фо­на.

Кри­ти­ка по­пы­ток вы­ве­де­ния В. из ло­каль­ных ощу­ще­ний бы­ла про­дол­же­на во 2-й пол. 20 в. Дж. Гиб­со­ном и его по­сле­до­ва­те­ля­ми. Гиб­сон опи­сал ком­плекс­ные пе­ре­мен­ные сти­му­ля­ции, спе­ци­фи­ци­рую­щие для под­виж­но­го ор­га­низ­ма объ­ек­тив­ные свой­ст­ва сре­ды, пред­ме­тов и со­бы­тий. Напр., на рис. при­сут­ст­вует т. н. гра­ди­ент ве­ли­чи­ны и плот­но­сти (узор брус­чат­ки и ко­лонн по бо­кам про­хо­да), ко­то­рый в лю­бом ес­теств. окру­же­нии спе­ци­фи­ци­ру­ет глу­би­ну оп­тич. про­стран­ст­ва и обыч­но пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность для дви­же­ния впе­рёд. В про­цес­се та­ко­го про­дви­же­ния воз­ника­ет ди­на­мический гра­ди­ент, спе­ци­фи­ци­рую­щий ско­рость и на­прав­ле­ние, в ча­ст­но­сти, не­под­виж­ная центр. точ­ка (фо­кус гра­ди­ен­та) со­от­вет­ст­ву­ет на­прав­ле­нию дви­же­ния. Для об­ра­бот­ки от­кры­тых Гиб­со­ном гра­ди­ен­тов не тре­бу­ет­ся умо­зак­лю­че­ний или па­мя­ти, дос­та­точ­но про­стой ре­цеп­ции со­от­вет­ст­вую­щей ин­фор­ма­ции.

Идея ак­тив­но­го об­сле­до­ва­ния ок­ру­же­ния со­дер­жит­ся в пред­ло­жен­ном Дж. Гиб­со­ном по­ня­тии «пер­цеп­тив­ных сис­тем», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся не толь­ко сен­сор­ные ме­ха­низ­мы той или иной мо­даль­но­сти, но и все­воз­мож­ные дви­же­ния ор­га­нов чувств и ор­га­низ­ма, на­прав­лен­ные на В. внеш­не­го ми­ра. Роль дви­же­ний в В. под­чёр­ки­ва­ет­ся и в тео­рии пер­цеп­тив­ных дей­ст­вий, раз­ви­той рос. пси­хо­ло­га­ми А. В. За­по­рож­цем, В. П. Зин­чен­ко, Б. Ф. Ло­мо­вым. Так, пер­цеп­тив­ные дей­ст­вия с ис­поль­зо­ва­ни­ем кож­ной и сус­тав­но-мы­шеч­ной чув­ст­ви­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют разл. ви­ды дви­же­ний: при вос­при­ятии свойств тек­сту­ры по­верх­но­сти пред­ме­та это сколь­зя­щие дви­же­ния паль­цев, твёр­до­сти – дав­ле­ние на по­верх­ность, тем­пе­ра­ту­ры – ста­тич­ный кон­такт, ве­са – под­держ­ка в ла­до­ни без опо­ры, объ­ё­ма – ох­ват, фор­мы – со­че­та­ние ох­ва­ты­ваю­щей под­держ­ки од­ной ру­кой и ощу­пы­ва­ния кон­ту­ров дру­гой.

Со­глас­но У. Найс­се­ру, В. – это ак­тив­ный про­цесс из­вле­че­ния ин­фор­ма­ции из ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, ко­то­рый управ­ля­ет­ся схе­ма­ми В., ие­рар­хи­че­ски увя­зан­ны­ми друг с дру­гом (напр., схе­ма ком­на­ты, до­ма, ули­цы, го­ро­да, ми­ра). А. Н. Ле­он­ть­ев раз­ра­бо­тал пред­став­ле­ние о це­ло­ст­ной схе­ме ре­аль­но­сти – обра­зе ми­ра и о его взаи­мо­дей­ст­вии со схе­мой те­ла субъ­ек­та как о не­об­хо­ди­мом ус­ло­вии вос­при­ятия.

В ря­де на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельм­голь­цем В. рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс, по­доб­ный ре­ше­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных за­дач и за­ви­ся­щий от раз­ви­тия струк­тур ин­тел­лек­та (Ж. Пиа­же) или осо­бен­но­стей язы­ко­вых струк­тур (Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за). Со­глас­но Дж. Бру­не­ру, В. воз­мож­но бла­го­да­ря про­цес­су ка­те­го­ри­за­ции, не­осоз­на­вае­мо­го ос­мыс­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ния об от­не­се­нии вос­при­ни­мае­мо­го к то­му или ино­му клас­су объ­ек­тов или про­цес­сов, на ос­но­ва­нии со­от­не­се­ния с «пер­цеп­тив­ны­ми эта­ло­на­ми», или ка­те­го­рия­ми.

В ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что В. вклю­ча­ет мно­же­ст­во внутр. ком­по­нен­тов и эта­пов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, сре­ди ко­то­рых есть как экс­пли­цит­ные, дос­туп­ные соз­на­нию, так и им­пли­цит­ные, бес­соз­на­тель­ные (см. Под­по­ро­го­вое вос­при­ятие). К чис­лу внутр. ком­по­нен­тов В. от­но­сят­ся пер­цеп­тив­ные ожи­да­ния и вни­ма­ние к оп­ре­де­лён­ным ас­пек­там си­туа­ции. Вни­ма­ние, как ра­нее ап­пер­цеп­ция, час­то счи­та­ет­ся фак­то­ром, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ин­те­гра­цию отд. при­зна­ков в об­раз це­ло­ст­но­го пред­ме­та. Ка­ж­дый акт В. ос­тав­ля­ет из­ме­не­ния в разл. звень­ях про­цес­сов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Эти из­ме­не­ния им­пли­цит­но влия­ют на В. сле­дую­щей пор­ции све­де­ний («эф­фек­ты прай­мин­га»). Ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти В. от па­мя­ти и пер­цеп­тив­но­го обу­че­ния по­каза­ли, что адап­та­ция к ис­ка­жён­ным ус­ло­ви­ям В., как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ной толь­ко в ус­ло­ви­ях собств. дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти на­блю­да­те­ля.

Изу­че­ние он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка и жи­вот­ных по­зво­ли­ло ус­та­но­вить для мно­гих форм В. (напр., для В. ре­чи) на­личие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов в пер­вые го­ды жиз­ни, во вре­мя ко­то­рых по­вы­ша­ет­ся чув­ст­ви­тель­ность к оп­ре­де­лён­ным фак­то­рам сре­ды и про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное пер­цеп­тив­ное нау­че­ние. От­сут­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия с оп­ре­де­лён­ны­ми фак­то­ра­ми сре­ды (напр., от­сут­ст­вие фо­нем /р/ и /л/ в япон. яз.) ве­дёт к вы­па­де­нию со­от­вет­ст­вую­щих пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей. Ис­сле­до­ва­ния по­зна­ват. спо­соб­но­стей в диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии по­ка­за­ли, что па­ра­мет­ры В. и ин­тел­лек­та от­но­си­тель­но не­за­ви­симы друг от дру­га, но их кор­ре­ля­ция су­ще­ст­вен­но уси­ли­ва­ет­ся в на­ча­ле и в кон­це жиз­ни.

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии

­ Ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния В. про­во­дят­ся на разл. уров­нях ор­га­ни­за­ции: от мо­ле­ку­ляр­ных и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов до це­ло­ст­но­го по­ве­де­ния и лич­но­сти. Пер­вич­ные, вто­рич­ные и ас­со­циа­тив­ные (ин­тер­мо­даль­ные) зо­ны ка­ж­дой из сен­сор­ных сис­тем вклю­ча­ют мно­же­ст­во ней­роа­на­то­мич. под­сис­тем, чис­ло ко­то­рых толь­ко в слу­чае кор­ти­каль­ных ме­ха­низ­мов зри­тель­ной сис­те­мы пре­вы­ша­ет 30. Вы­яс­не­ны ней­рон­ные ме­ха­низ­мы зре­ния и слу­ха, обес­пе­чи­ваю­щие В. раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных при­зна­ков, та­ких как вы­со­та то­на, ори­ен­та­ция, цвет и т. п. Ие­рар­хич. объ­е­ди­не­ние ин­фор­ма­ции о при­зна­ках по­зво­ля­ет вы­де­лять и иден­ти­фи­ци­ро­вать пред­ме­ты и со­бы­тия (ка­те­го­ри­за­ция), вклю­чать их в кон­текст эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, на­лич­ных по­треб­но­стей и за­дач. В слу­чае зре­ния та­кое объ­е­ди­не­ние свя­за­но с т. н. вен­траль­ным по­то­ком пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рый ве­дёт от пер­вич­ных и вто­рич­ных зон зри­тель­но­го ана­ли­за в за­ты­лоч­ных об­лас­тях ко­ры к её ниж­не­ви­соч­ным струк­ту­рам. Дру­гой, дор­заль­ный по­ток ве­дёт от за­ты­лоч­ных до­лей (и, воз­мож­но, суб­кор­ти­каль­ных струк­тур) к зад­ним от­де­лам те­мен­ных до­лей и да­лее в лоб­ные об­лас­ти ко­ры и обес­пе­чи­ва­ет бы­ст­рую про­стран­ст­вен­ную ло­ка­ли­за­цию объ­ек­тов, а так­же ре­гу­ли­ру­ет сен­со­мо­тор­ные взаи­мо­дей­ст­вия с ни­ми. Ана­ло­гич­ные дан­ные об ана­то­мо-функ­цио­наль­ном раз­де­ле­нии про­цес­сов ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции по­лу­че­ны и в от­но­ше­нии ме­ха­низ­мов слу­хо­во­го вос­при­ятия.

Важ­ным мо­мен­том совр. ис­сле­до­ва­ний яв­ля­ет­ся ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­ние функ­ций В. и реа­ли­за­ция та­ких мо­де­лей с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных сис­тем рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. Рас­про­стра­нён­ным сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния В. слу­жат т. н. ис­кус­ст­вен­ные ней­рон­ные се­ти, де­мон­ст­ри­рую­щие воз­мож­ность обу­че­ния и по­сте­пен­ной оп­ти­ми­за­ции сво­ей ра­бо­ты.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

Ощущение и восприятие | SpringerLink

  • Али, Н., и Пиблз, Д. (2013). Влияние гештальт-законов организации восприятия на понимание гистограмм с тремя переменными и линейных графиков.

    Человеческий фактор: Журнал Общества человеческого фактора и эргономики, 55 (1), 183–203. https://doi.org/10.1177/0018720812452592.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Американская психологическая ассоциация. (2013). Руководство APA для бакалавриата по специальности психология : Версия 2.0. Получено с http://www.apa.org/ed/precollege/undergrad/index.aspx

  • Американская психологическая ассоциация, Целевая группа по рекомендациям для магистерских программ в области психологии. (2018). Руководство APA по основным целям обучения для выпускников со степенью магистра психологии . Получено с https://www.apa.org/ed/precollege/about/psymajor-guidelines.pdf

  • Barsz, K. (1990). Слуховые сенсорные процессы: бегущая волна на базилярной мембране. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), Учебник по обучению психологии (Том 3, стр. 70–71). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Бейнс, Британская Колумбия (1983). Световой короб: простой способ создания сложных цветных демонстраций. Преподавание психологии, 10 , 113–114.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бидерман, И. (1972). Восприятие сцен реального мира. Наука, 177 , 77–80. https://doi.org/10.1126/science.177.4043.77.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Билалич М., Гроттенталер Т., Нэгеле Т. и Линдиг Т. (2016). Лица на рентгенологических изображениях: Веретенообразная область лица поддерживает рентгенологическую экспертизу.

    Кора головного мозга, 26 (3), 1004–1014. https://doi.org/10.1093/cercor/bhu272.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брэди, Т. Ф., Шафер-Скелтон, А., и Альварес, Г. А. (2017). Глобальные ансамблевые представления текстур имеют решающее значение для быстрого восприятия сцены. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 43 , 1160–1176. https://doi.org/10.1037/xhp0000399.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брайтенберг, В. (1984). Транспортные средства: эксперименты по синтетической психологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Брюэр Ф.В. (2012). Теория отягощенности психических процессов используется в научной деятельности. В RW Proctor & JE Capaldi (Eds.), Психология науки: неявные и явные процессы (стр. 290–233). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Брунер, Дж. С. и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии, 42, 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484. Онлайн: https://psychclassics. yorku.ca/Bruner/Value/

  • Брунер, Дж. С. и Постман, Л. (1949). О восприятии несоответствия: парадигма. Журнал личности, 18, 206–223. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1949.tb01241.x. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Bruner/Cards/

  • Бубич А., фон Крамон Д.Ю. и Шуботц Р.И. (2010) Прогнозирование, познание и мозг. Границы нейронауки человека, 4: e25. https://doi.org/10.3389/fnhum.2010.00025.

  • Батлер Д. Л. (1993). Графика в психологии: картинки, данные и особенно понятия. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры, 25 , 81–92. https://doi.org/10.3758/BF03204481.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шерон, Э. (2015). Эффект графических изображений в предупреждении о вреде для здоровья сигарет: призыв к более строгому регулированию упаковки в Японии. Журнал международного потребительского маркетинга, 27 (2), 137–151. https://doi.org/10. 1080/08961530.2014.979306.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кларк, А. (2013). Что дальше? Прогнозирующий мозг, ситуативные агенты и будущее когнитивной науки. Науки о поведении и мозге, 36 , 181–204. https://doi.org/10.1017/S0140525X12000477.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кори, Дж. Р., и Татц, С. Дж. (1990). Классное измерение зрительных иллюзий. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), Учебное пособие по преподаванию психологии (Том 3, стр. 63–65). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Крайтон Ф., Додд Г., Шмид Г., Гэмбл Г. и Петри К. Дж. (2014). Могут ли ожидания вызывать симптомы инфразвука, связанного с ветряными турбинами? Психология здоровья, 33 (4), 360–364. https://doi.org/10.1037/a0031760.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кушман, У. Б. (1981). Синяя слепота в центральной ямке. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Руководство по обучению психологии, том 1 (стр. 36–37). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Деккер, С. (2002). Полевое руководство по расследованию человеческих ошибок . Хэмпшир, Великобритания: Ашгейт.

    Google Scholar

  • Дуда, Дж. Дж. (1981). Слепое пятно в зрении. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), . Руководство по обучению психологии, том 1, (стр. 43–44). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Эдкинс, Г. Д., и Поллок, К. М. (1997). Влияние постоянного внимания на железнодорожные аварии. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 29 , 533–539. https://doi.org/10.1016/s0001-4575(97)00033-x.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Эванс, Дж. Э., и Маундер, Э. У. (1903). Эксперименты относительно реальности «Каналов», наблюдаемых на Марсе. Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества, 63 , 488–499.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фантино, Б. (1981). Вкусовые предпочтения: Влияние обоняния и зрения. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Справочник по деятельности для преподавания психологии, том 1 (стр. 29–30). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Фэн, X., Цзян, X., Ян, X., Дук, М., и Ли, X. (2019). Алгоритмы компьютерного зрения и аппаратные реализации: обзор. Интеграция, 69 , 309–320. https://doi.org/10.1016/j.vlsi.2019.07.005.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фернандес-Дуке, Д., и Джонсон, М.Л. (1999). Метафоры внимания: как метафоры определяют когнитивную психологию внимания. Когнитивные науки, 23 (1), 83–116. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(99)80053-6.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фернандес-Дуке, Д., и Джонсон, М.Л. (2002). Причинно-следственные теории внимания: роль концептуальных метафор. Обзор общей психологии, 6 (2), 153–165. https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.2.153.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Firestone, C., & Scholl, BJ (2016). Познание не влияет на восприятие: оценка доказательств эффектов «сверху вниз». Науки о поведении и мозге, 39 , 1–72. https://doi.org/10.1017/S0140525X15000965.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Галисон П. (1997). Образ и логика: Материальная культура микрофизики . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.

    Google Scholar

  • Гашлер, Р., и Френш, П.А. (2009). Когда вакцинация против снижения информации работает, а когда нет. Психологические исследования, 54 , 43–53. https://doi.org/10.1007/s12646-009-0006-5.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер, Р., Маревски, Дж. Н., и Френш, П. А. (2015). Раз и навсегда — Как люди меняют стратегию, чтобы игнорировать ненужную информацию в визуальных задачах. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 68 , 543–567. https://doi.org/10.1080/17470218.2014.961933.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер Р., Мата Дж., Штёрмер В., Кюнель А. и Билалич М. (2010). Обнаружение изменений для новых этикеток продуктов питания. Качество продуктов питания и предпочтения, 21 , 140–147. https://doi.org/10.1016/j.foodqual.2009.08.013.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер, Р., Швагер, С., Умбах, В. Дж., Френш, П. А., и Шуберт, Т. (2014). Несоответствие ожиданий: различия между ожиданиями, сгенерированными самим собой, и ожиданиями, вызванными сигналом. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 46 , 139–157. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2014.06.009.

    перекрестная ссылка Google Scholar (2019). Роль нарушения образа тела в возникновении, поддержании и рецидиве нервной анорексии: систематический обзор. Обзор клинической психологии https://doi.org/10.1016/j.cpr.2019.101771.

  • Годау, К., Фогельгезанг, Т., и Гашлер, Р. (2016). Восприятие гистограмм – предвзятое впечатление? Компьютеры в поведении человека, 59 , 67–73. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016. 01.036.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гольдштейн, Э. Б. (2013). Ощущение и восприятие . Уодсворт, Огайо, Cengage Learning.

    Google Scholar

  • Григгс, Р. А. (2014). Актуальное освещение во вводных учебниках с 1980-х по 2000-е годы. Преподавание психологии, 41 (1), 5–10. https://doi.org/10.1177/0098628313514171.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Григгс, Р. А., Джексон, С. Л., Кристофер, А. Н., и Марек, П. (1999). Вводные учебники по психологии: объективный анализ и обновление. Преподавание психологии, 26 (3), 182–189. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP260304.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Грософски, А. (1996). Лабораторные занятия по аудированию для обучения ощущению и восприятию. Преподавание психологии, 23 (1), 49–51. https://doi.org/10.1207/s15328023top2301_13.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Халвор Тейген, К. (2002). Сто лет законам психологии. Американский журнал психологии, 115 (1), 103–118. https://doi.org/10.2307/1423676.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Холлингворт, А., Шрок, Г., и Хендерсон, Дж. М. (2001). Обнаружение изменений в парадигме мерцания: роль положения фиксации в сцене. Память и познание, 29 (2), 296–304. https://doi.org/10.3758/BF03194923.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хорнер, Д. Т., и Робинсон, К. Д. (1997). Демонстрация иллюзии размер-вес. Преподавание психологии, 24 (3), 195–197. https://doi.org/10.1207/s15328023top2403_12.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хьюстегге, Л. , и Филипп, А.М. (2011). Влияние пространственной совместимости на процессы интеграции при понимании графов. Внимание, восприятие и психофизика, 73 (6), 1903–1915. https://doi.org/10.3758/s13414-011-0155-1.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • МГЭИК. (2014). Изменение климата 2014: Обобщающий доклад. В основной группе авторов, Р. К. Пачаури и Л. А. Мейер (редакторы), Вклад рабочих групп I, II и III в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Женева, Швейцария: МГЭИК. 151 стр.

    Google Scholar

  • Китаяма К., Даффи С., Тадаши К. и Ларсен Дж. (2003). Восприятие объекта и его контекста в разных культурах: культурный взгляд на новый взгляд. Психологическая наука, 14 (3), 201–206. https://doi.org/10.1111/1467-9280.02432.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коффка, К. (1922). Восприятие: введение в гештальт-теорию. Психологический бюллетень , 19 , 531–585. https://doi.org/10.1037/h0072422. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Koffka/Perception/perception.htm

  • Кустанаи, А., Болуа, Э., Ван Эльсланде, П., и Бастьен, К. (2008). Статистический анализ происшествий «смотрел, но не увидел»: выделение участия двух различных механизмов. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 40 (2), 461–469. https://doi.org/10.1016/j.aap.2007.08.001.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Крюгер, Дж. К., и Сучан, Б. (2016). Вы должны быть специалистом! Слабые показатели умственной ротации у досмотрщиков авиационной безопасности — сниженный уровень эффективности авиационной безопасности без гендерного влияния. Frontiers in Psychology, 7 , e333. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00333.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кубови, М. , и ван ден Берг, М. (2006). Группировка в виде случайных точек. Journal of Vision, 6 (6), 758–758. https://doi.org/10.1167/6.6.758.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кубови, М., и ван ден Берг, М. (2008). Целое равно сумме своих частей: вероятностная модель группировки по близости и сходству в регулярных шаблонах. Psychological Review, 115 (1), 131–154. https://doi.org/10.1037/0033-295X.115.1.131.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кункель, Массачусетс (1993). Учебная демонстрация, связанная с предполагаемым размером Луны. Преподавание психологии, 20 (3), 178–180. https://doi.org/10.1207/s15328023top2003_14.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ларсен, Дж. Д., и Фрич, К. (1998). Достоверная демонстрация недостающей фундаментальной иллюзии. Преподавание психологии, 25 (1), 29–31. https://doi.org/10.1207/s15328023top2501_8.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лаутенбахер С., Петерс Дж. Х., Хизен М., Шил Дж. и Кунц М. (2017). Возрастные изменения в восприятии боли: систематический обзор и метаанализ влияния возраста на пороги боли и толерантности. Нейронаука и биоповеденческие обзоры, 75 , 104–113. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.01.039.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ЛаВуа, А.Л. (1987). Закон Эммерта. В В. Паркер Макоски, Л. Г. Уиттемор и А. М. Роджерс (редакторы), Руководство по обучению психологии (Том 2, стр. 46–48). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Лоусон, Т.Дж., и Крейн, Л.Л. (2014). Биолокационные удочки предназначены для оттачивания критического мышления и понимания идеомоторных действий. Преподавание психологии, 41 (1), 52–56. https://doi.org/10.1177/0098628313514178.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лоутон, Р., и Уорд, Нью-Джерси (2005). Системный анализ крушения железной дороги в Лэдброк-Гроув. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 37 , 235–244. https://doi.org/10.1016/j.aap.2004.08.001.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левандовски С., Баллард Т., Оберауер К. и Бенестад Р. (2016). Слепая экспертная проверка противоречивых утверждений о климатических данных. Глобальное изменение окружающей среды, 39 , 91–97. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2016.04.013.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лант И., Джоб Р., Лекуйер Р., Пейро Дж. М. и Горбена С. (2014). Tuning-EuroPsy: ориентиры для разработки и реализации программ на получение степени по психологии . Получено с http://www.efpa.eu/professional-development/tuning-europsy-_-tuning-educational-structures-in-europe

  • Luo, M., Cao, B., Ji, W., Оуян, К., Линь, Б., и Чжу, Ю. (2016). Основная связь между личным контролем и тепловым комфортом: психологические или физические эффекты? Энергетика и здания, 111 , 56–63. https://doi.org/10.1016/j.enbuild.2015.11.004.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Луо Ю. и Чжао Дж. (2019). Мотивированное внимание к восприятию и действиям в области изменения климата. Frontiers in Psychology, 10 , e1541. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01541.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лурия, А. Р. (1976). Познавательное развитие: его культурные и социальные основы . Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Марр, Д. (1982). Зрение: компьютерное исследование человеческого представления и обработки визуальной информации . Сан-Франциско, Калифорния: Фриман.

    Google Scholar

  • Мейсон, Дж. Р. (1981). Новый эксперимент для вводных курсов психологии: Психофизическая оценка обонятельной адаптации. Преподавание психологии, 8 (2), 117–119. https://doi.org/10.1207/s15328023top0802_21.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Майер, Р. Э. (2014). Кембриджский справочник по мультимедийному обучению . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Меннингхаус В., Вагнер В., Вассилевицкий Э., Шиндлер И., Ханич Дж., Якобсен Т. и Кельш С. (2019). Что такое эстетические эмоции? Psychological Review, 126 (2), 171–195. https://doi.org/10. 1037/rev0000135.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Митрофф, С. Р., и Биггс, А. Т. (2014). Эффект ультра-редкого предмета: визуальный поиск чрезвычайно редких предметов очень подвержен ошибкам. Психологические науки, 25 (1), 284–289. https://doi.org/10.1177/0956797613504221.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Наззаро, Дж. Р. (1981). Кожные двухточечные пороги. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Руководство по обучению психологии, том 1 (стр. 31–32). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Нойхофф, Дж. (2000). Демонстрации восприятия и познания в классе с использованием программного обеспечения для презентаций. Преподавание психологии, 27 (2), 142–144. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_11.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • О’Делл, К. Д., и Хойерт, М.С. (2002). Активное и пассивное прикосновение: проект методологии исследования. Преподавание психологии, 29 (4), 292–294. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2904_07.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • О’Реган, Дж. К. (2011). Почему красный не звучит как колокольчик: Понимание ощущения сознания. Издательство Оксфордского университета. Черновая версия в формате PDF: http://nivea.psycho.univ-paris5.fr/

  • Палмер, С.Э. (1975). Влияние контекстных сцен на идентификацию объектов. Память и познание, 3 , 519–526. https://doi.org/10.3758/BF03197524.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Педен, Б.Ф., и Хаусманн, С.Е. (2000). Графики данных в учебниках по психологии начального и старшего уровня: контент-анализ. Преподавание психологии, 27 (2), 93–97. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_03.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Питтенгер, Д. Дж. (1995). Знакомство учащихся с графиками. Преподавание психологии, 22 (2), 125–128. https://doi.org/10.1207/s15328023top2202_9.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Проффит, Д. Р. (2006). Воплощенное восприятие и экономия действия. Перспективы психологической науки, 1 , 110–122. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2006.00008.х.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Проффит Д. Р., Бхалла М., Госсвейлер Р. и Миджетт Дж. (1995). Восприятие географического уклона. Psychonomic Bulletin & Review, 2 , 409–428. https://doi.org/10.3758/BF03210980.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Прулл, М. В., и Бэнкс, В. П. (2005). Видя свет: демонстрация камеры-обскуры размером с классную комнату для обучения зрению. Преподавание психологии, 32 (2), 103–106. https://doi. org/10.1207/s15328023top3202_5.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ринер, К. (2019). Новые подходы и дебаты по обработке восприятия сверху вниз. Преподавание психологии, 46 (3), 267–272. https://doi.org/10.1177/0098628319853943.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шноц В. и Баннерт М. (2003). Построение и вмешательство в обучение из множественного представления. Обучение и инструкция, 13 (2), 141–156. https://doi.org/10.1016/S0959-4752(02)00017-8.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Швейкер, М., Фукс, X., Беккер, С., Шукуя, М., Довьяк, М., Хавигхорст, М., и Коларик, Дж. (2017). Оспаривание предположений о шкалах тепловых ощущений. Строительные исследования и информация, 45 (5), 572–589. https://doi.org/10.1080/09613218.2016.1183185.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Швейкер М. , Хюбнер Г. М., Кингма Б. Р. М., Крамер Р. и Паллубински Х. (2018). Факторы разнообразия в человеческом тепловом восприятии — обзор целостных моделей комфорта. Температура, 5 (4), 308–342. https://doi.org/10.1080/23328940.2018.1534490.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Соломон, П. Р. (1980). Восприятие, иллюзия и магия. Преподавание психологии, 7 (1), 3–8. https://doi.org/10.1207/s15328023top0701_1.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Стег, Л., и де Гроот, Дж. И. М. (2019). Экологическая психология: Введение . Уайли-Блэквелл.

    Google Scholar

  • Томпсон, Т., Коррелл, К.У., Галлоп, К., Ванкампфорт, Д., и Стаббс, Б. (2016). Изменяется ли восприятие боли у людей с депрессией? Систематический обзор и метаанализ экспериментальных исследований боли. Журнал боли, 17 (12), 1257–1272. https://doi.org/10.1016/j.jpain.2016.08.007.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Торнтон, Т.Л., и Гилден, Д.Л. (2007). Параллельные и последовательные процессы визуального поиска. Psychological Review, 114 (1), 71–103. https://doi.org/10.1037/0033-295X.114.1.71.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ВандерСтёп, С.В., Фагерлин, А., и Финстра, Дж.С. (2000). Что студенты помнят из вводной психологии? Преподавание психологии, 27 (2), 89–92. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_02.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Вертхаймер, М. (1912). Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung. Zeitschrift für Psychologie, 61 , 161–265.

    Google Scholar

  • Вертхаймер, М. (1938). Законы организации перцептивных форм. В W. Ellis, W (Ed. & Trans.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 71–88). Лондон, Англия: Рутледж и Кеган Пол. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Wertheimer/Forms/forms.htm

  • Вествуд, Д. А., и Гудейл, Массачусетс (2011). Сходящиеся доказательства расходящихся путей: нейропсихология и психофизика рассказывают одну и ту же историю. Vision Research, 51 (8), 804–811. https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.10.014.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Витт, Дж. К., Проффит, Д. Р., и Эпштейн, В. (2005). Использование инструмента влияет на воспринимаемое расстояние, но только тогда, когда вы собираетесь его использовать. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 31 , 880–888. https://doi.org/10.1037/0096-1523.31.5.880.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Витткопф, П.Г., Ллойд, Д. М., и Джонсон, М.И. (2018). Влияние визуальной обратной связи частей тела на восприятие боли: систематический обзор клинических и экспериментальных исследований. Европейский журнал боли, 22 (4), 647–662. https://doi.org/10.1002/ejp.1162.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

Скачать ссылки

Восприятие

Восприятие означает способ организации, анализа и сознательного восприятия сенсорной информации. Мы получаем знания об особенностях и аспектах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего существования, посредством процесса восприятия. Восприятие формирует наше представление об окружающем мире и учит нас взаимодействовать с ним.

Осязание, зрение, слух, обоняние и вкус — пять чувств, составляющих восприятие. Он также содержит проприоцепцию, комбинацию чувств, которая позволяет вам замечать изменения в позе и движении вашего тела. Он также включает когнитивные процессы, необходимые для анализа информации, такие как узнавание знакомого лица или запах чего-то знакомого.

История восприятия

Восприятие изучалось со времен древнегреческих философов, которых интересовало, как люди познают и понимают мир.

Интерес исследователей к пониманию того, как работают различные компоненты зрения, возник по мере того, как психология возникала как наука, отличная от философии, особенно в восприятии цвета. Психологам было интересно узнать, как разум интерпретирует и организует эти впечатления, и узнать основные физиологические процессы, которые происходят. Гештальт-психологи выступали за целостный подход, утверждая, что целое больше, чем сумма его частей.

Сегодня исследователи также работают над изучением значения восприятия на нейронном уровне и над тем, как травмы, условия и вещества могут влиять на восприятие.

Типы процессов восприятия

В восприятии участвуют как восходящие, так и нисходящие процессы. Восприятие строится на основе сенсорного ввода, называемого восходящей обработкой. Наши доступные знания, опыт и мысли, с другой стороны, влияют на то, как мы воспринимаем такие ощущения. Это называется обработкой «сверху вниз».

Другими словами, ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Ощущение того, что вы входите на кухню и чувствуете аромат запеченных булочек с корицей, — это обонятельные рецепторы, распознающие запах корицы. Восприятие может напомнить вам о времени, когда ваша мать пекла эти булочки с корицей.

Влияние других психологических процессов на восприятие

Ощущение

Хотя все ощущения приводят к восприятию, в действительности люди часто не замечают раздражителей, которые обычно остаются постоянными в течение длительных периодов времени. Это называется сенсорной адаптацией.

Представьте, что вы входите в класс и видите старые аналоговые часы. Когда вы впервые входите в комнату, вы можете услышать тиканье часов; однако, когда вы разговариваете с одноклассниками или слушаете, как лектор приветствует класс, вы меньше замечаете тиканье. Часы продолжают тикать, и эта информация продолжает воздействовать на слуховые сенсорные рецепторы. Тот факт, что вы больше не чувствуете звук, свидетельствует о сенсорной адаптации и доказывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание

Внимание — еще один компонент, влияющий на ощущения и восприятие. Различие между переживаемым и воспринимаемым во многом определяется вниманием. Предположим, вы на вечеринке с музыкой, весельем и весельем. Вы погружаетесь в увлекательную беседу с другом, и окружающий шум стихает. Вы, вероятно, были бы в тупике, если бы кто-то спросил, какая музыка только что закончилась, а вы не смогли бы ответить.

Мотивация

На восприятие влияет мотивация. Вы когда-нибудь ждали телефонного звонка и думали, что слышите его звонок, принимая душ, только чтобы узнать, что это не так? Если это так, вы, вероятно, видели, как наше желание распознать осмысленный стимул может повлиять на нашу способность отличать реальную сенсорную стимуляцию от фонового шума.

Теория обнаружения сигналов относится к способности распознавать стимул в присутствии отвлекающего фона.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts