12.Восприятие, его виды и типы.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные.
2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения
Свойства восприятия:
1.предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
2.целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
3.структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
4. константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
5.осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
6.апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; 7.активность; 8.адекватность.
Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к
определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и
проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)
Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и
неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные
– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.
Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без
реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –
аффективные, вербальные, передолические).
Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.
Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.
Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.
В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.
Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир.
ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В. , послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В., начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич. движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и В. (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отд. ощущений.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Напр., на рис. присутствует т. н. градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естеств. окружении специфицирует глубину оптич. пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центр. точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
Ощущение и восприятие | SpringerLink
Али, Н., и Пиблз, Д. (2013). Влияние гештальт-законов организации восприятия на понимание гистограмм с тремя переменными и линейных графиков.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Американская психологическая ассоциация. (2013). Руководство APA для бакалавриата по специальности психология : Версия 2.0. Получено с http://www.apa.org/ed/precollege/undergrad/index.aspx
Американская психологическая ассоциация, Целевая группа по рекомендациям для магистерских программ в области психологии. (2018). Руководство APA по основным целям обучения для выпускников со степенью магистра психологии . Получено с https://www.apa.org/ed/precollege/about/psymajor-guidelines.pdf
- Barsz, K. (1990). Слуховые сенсорные процессы: бегущая волна на базилярной мембране. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), Учебник по обучению психологии (Том 3, стр. 70–71). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Бейнс, Британская Колумбия (1983). Световой короб: простой способ создания сложных цветных демонстраций. Преподавание психологии, 10 , 113–114.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бидерман, И. (1972). Восприятие сцен реального мира. Наука, 177 , 77–80. https://doi.org/10.1126/science.177.4043.77.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Билалич М., Гроттенталер Т., Нэгеле Т. и Линдиг Т. (2016). Лица на рентгенологических изображениях: Веретенообразная область лица поддерживает рентгенологическую экспертизу.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Брэди, Т. Ф., Шафер-Скелтон, А., и Альварес, Г. А. (2017). Глобальные ансамблевые представления текстур имеют решающее значение для быстрого восприятия сцены. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 43 , 1160–1176. https://doi.org/10.1037/xhp0000399.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Брайтенберг, В. (1984). Транспортные средства: эксперименты по синтетической психологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Брюэр Ф.В. (2012). Теория отягощенности психических процессов используется в научной деятельности. В RW Proctor & JE Capaldi (Eds.), Психология науки: неявные и явные процессы (стр. 290–233). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Брунер, Дж. С. и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии, 42, 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484. Онлайн: https://psychclassics. yorku.ca/Bruner/Value/
Брунер, Дж. С. и Постман, Л. (1949). О восприятии несоответствия: парадигма. Журнал личности, 18, 206–223. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1949.tb01241.x. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Bruner/Cards/
Бубич А., фон Крамон Д.Ю. и Шуботц Р.И. (2010) Прогнозирование, познание и мозг. Границы нейронауки человека, 4: e25. https://doi.org/10.3389/fnhum.2010.00025.
Батлер Д. Л. (1993). Графика в психологии: картинки, данные и особенно понятия. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры, 25 , 81–92. https://doi.org/10.3758/BF03204481.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шерон, Э. (2015). Эффект графических изображений в предупреждении о вреде для здоровья сигарет: призыв к более строгому регулированию упаковки в Японии. Журнал международного потребительского маркетинга, 27 (2), 137–151. https://doi.org/10. 1080/08961530.2014.979306.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кларк, А. (2013). Что дальше? Прогнозирующий мозг, ситуативные агенты и будущее когнитивной науки. Науки о поведении и мозге, 36 , 181–204. https://doi.org/10.1017/S0140525X12000477.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кори, Дж. Р., и Татц, С. Дж. (1990). Классное измерение зрительных иллюзий. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), Учебное пособие по преподаванию психологии (Том 3, стр. 63–65). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Крайтон Ф., Додд Г., Шмид Г., Гэмбл Г. и Петри К. Дж. (2014). Могут ли ожидания вызывать симптомы инфразвука, связанного с ветряными турбинами? Психология здоровья, 33 (4), 360–364. https://doi.org/10.1037/a0031760.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кушман, У. Б. (1981). Синяя слепота в центральной ямке. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Руководство по обучению психологии, том 1 (стр. 36–37). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Деккер, С. (2002). Полевое руководство по расследованию человеческих ошибок . Хэмпшир, Великобритания: Ашгейт.
Google Scholar
Дуда, Дж. Дж. (1981). Слепое пятно в зрении. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), . Руководство по обучению психологии, том 1, (стр. 43–44). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Эдкинс, Г. Д., и Поллок, К. М. (1997). Влияние постоянного внимания на железнодорожные аварии. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 29 , 533–539. https://doi.org/10.1016/s0001-4575(97)00033-x.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Эванс, Дж. Э., и Маундер, Э. У. (1903). Эксперименты относительно реальности «Каналов», наблюдаемых на Марсе. Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества, 63 , 488–499.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фантино, Б. (1981). Вкусовые предпочтения: Влияние обоняния и зрения. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Справочник по деятельности для преподавания психологии, том 1 (стр. 29–30). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Фэн, X., Цзян, X., Ян, X., Дук, М., и Ли, X. (2019). Алгоритмы компьютерного зрения и аппаратные реализации: обзор. Интеграция, 69 , 309–320. https://doi.org/10.1016/j.vlsi.2019.07.005.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фернандес-Дуке, Д., и Джонсон, М.Л. (1999). Метафоры внимания: как метафоры определяют когнитивную психологию внимания. Когнитивные науки, 23 (1), 83–116. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(99)80053-6.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фернандес-Дуке, Д., и Джонсон, М.Л. (2002). Причинно-следственные теории внимания: роль концептуальных метафор. Обзор общей психологии, 6 (2), 153–165. https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.2.153.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Firestone, C., & Scholl, BJ (2016). Познание не влияет на восприятие: оценка доказательств эффектов «сверху вниз». Науки о поведении и мозге, 39 , 1–72. https://doi.org/10.1017/S0140525X15000965.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Галисон П. (1997). Образ и логика: Материальная культура микрофизики . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
Google Scholar
Гашлер, Р., и Френш, П.А. (2009). Когда вакцинация против снижения информации работает, а когда нет. Психологические исследования, 54 , 43–53. https://doi.org/10.1007/s12646-009-0006-5.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гашлер, Р., Маревски, Дж. Н., и Френш, П. А. (2015). Раз и навсегда — Как люди меняют стратегию, чтобы игнорировать ненужную информацию в визуальных задачах. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 68 , 543–567. https://doi.org/10.1080/17470218.2014.961933.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гашлер Р., Мата Дж., Штёрмер В., Кюнель А. и Билалич М. (2010). Обнаружение изменений для новых этикеток продуктов питания. Качество продуктов питания и предпочтения, 21 , 140–147. https://doi.org/10.1016/j.foodqual.2009.08.013.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гашлер, Р., Швагер, С., Умбах, В. Дж., Френш, П. А., и Шуберт, Т. (2014). Несоответствие ожиданий: различия между ожиданиями, сгенерированными самим собой, и ожиданиями, вызванными сигналом. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 46 , 139–157. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2014.06.009.
перекрестная ссылка Google Scholar (2019). Роль нарушения образа тела в возникновении, поддержании и рецидиве нервной анорексии: систематический обзор. Обзор клинической психологии https://doi.org/10.1016/j.cpr.2019.101771.
Годау, К., Фогельгезанг, Т., и Гашлер, Р. (2016). Восприятие гистограмм – предвзятое впечатление? Компьютеры в поведении человека, 59 , 67–73. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016. 01.036.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гольдштейн, Э. Б. (2013). Ощущение и восприятие . Уодсворт, Огайо, Cengage Learning.
Google Scholar
Григгс, Р. А. (2014). Актуальное освещение во вводных учебниках с 1980-х по 2000-е годы. Преподавание психологии, 41 (1), 5–10. https://doi.org/10.1177/0098628313514171.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Григгс, Р. А., Джексон, С. Л., Кристофер, А. Н., и Марек, П. (1999). Вводные учебники по психологии: объективный анализ и обновление. Преподавание психологии, 26 (3), 182–189. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP260304.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Грософски, А. (1996). Лабораторные занятия по аудированию для обучения ощущению и восприятию. Преподавание психологии, 23 (1), 49–51. https://doi.org/10.1207/s15328023top2301_13.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Халвор Тейген, К. (2002). Сто лет законам психологии. Американский журнал психологии, 115 (1), 103–118. https://doi.org/10.2307/1423676.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Холлингворт, А., Шрок, Г., и Хендерсон, Дж. М. (2001). Обнаружение изменений в парадигме мерцания: роль положения фиксации в сцене. Память и познание, 29 (2), 296–304. https://doi.org/10.3758/BF03194923.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хорнер, Д. Т., и Робинсон, К. Д. (1997). Демонстрация иллюзии размер-вес. Преподавание психологии, 24 (3), 195–197. https://doi.org/10.1207/s15328023top2403_12.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хьюстегге, Л. , и Филипп, А.М. (2011). Влияние пространственной совместимости на процессы интеграции при понимании графов. Внимание, восприятие и психофизика, 73 (6), 1903–1915. https://doi.org/10.3758/s13414-011-0155-1.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
МГЭИК. (2014). Изменение климата 2014: Обобщающий доклад. В основной группе авторов, Р. К. Пачаури и Л. А. Мейер (редакторы), Вклад рабочих групп I, II и III в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Женева, Швейцария: МГЭИК. 151 стр.
Google Scholar
Китаяма К., Даффи С., Тадаши К. и Ларсен Дж. (2003). Восприятие объекта и его контекста в разных культурах: культурный взгляд на новый взгляд. Психологическая наука, 14 (3), 201–206. https://doi.org/10.1111/1467-9280.02432.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Коффка, К. (1922). Восприятие: введение в гештальт-теорию. Психологический бюллетень , 19 , 531–585. https://doi.org/10.1037/h0072422. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Koffka/Perception/perception.htm
Кустанаи, А., Болуа, Э., Ван Эльсланде, П., и Бастьен, К. (2008). Статистический анализ происшествий «смотрел, но не увидел»: выделение участия двух различных механизмов. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 40 (2), 461–469. https://doi.org/10.1016/j.aap.2007.08.001.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Крюгер, Дж. К., и Сучан, Б. (2016). Вы должны быть специалистом! Слабые показатели умственной ротации у досмотрщиков авиационной безопасности — сниженный уровень эффективности авиационной безопасности без гендерного влияния. Frontiers in Psychology, 7 , e333. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00333.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кубови, М. , и ван ден Берг, М. (2006). Группировка в виде случайных точек. Journal of Vision, 6 (6), 758–758. https://doi.org/10.1167/6.6.758.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кубови, М., и ван ден Берг, М. (2008). Целое равно сумме своих частей: вероятностная модель группировки по близости и сходству в регулярных шаблонах. Psychological Review, 115 (1), 131–154. https://doi.org/10.1037/0033-295X.115.1.131.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кункель, Массачусетс (1993). Учебная демонстрация, связанная с предполагаемым размером Луны. Преподавание психологии, 20 (3), 178–180. https://doi.org/10.1207/s15328023top2003_14.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ларсен, Дж. Д., и Фрич, К. (1998). Достоверная демонстрация недостающей фундаментальной иллюзии. Преподавание психологии, 25 (1), 29–31. https://doi.org/10.1207/s15328023top2501_8.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лаутенбахер С., Петерс Дж. Х., Хизен М., Шил Дж. и Кунц М. (2017). Возрастные изменения в восприятии боли: систематический обзор и метаанализ влияния возраста на пороги боли и толерантности. Нейронаука и биоповеденческие обзоры, 75 , 104–113. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.01.039.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
ЛаВуа, А.Л. (1987). Закон Эммерта. В В. Паркер Макоски, Л. Г. Уиттемор и А. М. Роджерс (редакторы), Руководство по обучению психологии (Том 2, стр. 46–48). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Лоусон, Т.Дж., и Крейн, Л.Л. (2014). Биолокационные удочки предназначены для оттачивания критического мышления и понимания идеомоторных действий. Преподавание психологии, 41 (1), 52–56. https://doi.org/10.1177/0098628313514178.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лоутон, Р., и Уорд, Нью-Джерси (2005). Системный анализ крушения железной дороги в Лэдброк-Гроув. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 37 , 235–244. https://doi.org/10.1016/j.aap.2004.08.001.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Левандовски С., Баллард Т., Оберауер К. и Бенестад Р. (2016). Слепая экспертная проверка противоречивых утверждений о климатических данных. Глобальное изменение окружающей среды, 39 , 91–97. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2016.04.013.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лант И., Джоб Р., Лекуйер Р., Пейро Дж. М. и Горбена С. (2014). Tuning-EuroPsy: ориентиры для разработки и реализации программ на получение степени по психологии . Получено с http://www.efpa.eu/professional-development/tuning-europsy-_-tuning-educational-structures-in-europe
Luo, M., Cao, B., Ji, W., Оуян, К., Линь, Б., и Чжу, Ю. (2016). Основная связь между личным контролем и тепловым комфортом: психологические или физические эффекты? Энергетика и здания, 111 , 56–63. https://doi.org/10.1016/j.enbuild.2015.11.004.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Луо Ю. и Чжао Дж. (2019). Мотивированное внимание к восприятию и действиям в области изменения климата. Frontiers in Psychology, 10 , e1541. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01541.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лурия, А. Р. (1976). Познавательное развитие: его культурные и социальные основы . Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Марр, Д. (1982). Зрение: компьютерное исследование человеческого представления и обработки визуальной информации . Сан-Франциско, Калифорния: Фриман.
Google Scholar
Мейсон, Дж. Р. (1981). Новый эксперимент для вводных курсов психологии: Психофизическая оценка обонятельной адаптации. Преподавание психологии, 8 (2), 117–119. https://doi.org/10.1207/s15328023top0802_21.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Майер, Р. Э. (2014). Кембриджский справочник по мультимедийному обучению . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Меннингхаус В., Вагнер В., Вассилевицкий Э., Шиндлер И., Ханич Дж., Якобсен Т. и Кельш С. (2019). Что такое эстетические эмоции? Psychological Review, 126 (2), 171–195. https://doi.org/10. 1037/rev0000135.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Митрофф, С. Р., и Биггс, А. Т. (2014). Эффект ультра-редкого предмета: визуальный поиск чрезвычайно редких предметов очень подвержен ошибкам. Психологические науки, 25 (1), 284–289. https://doi.org/10.1177/0956797613504221.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Наззаро, Дж. Р. (1981). Кожные двухточечные пороги. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Руководство по обучению психологии, том 1 (стр. 31–32). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Нойхофф, Дж. (2000). Демонстрации восприятия и познания в классе с использованием программного обеспечения для презентаций. Преподавание психологии, 27 (2), 142–144. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_11.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
О’Делл, К. Д., и Хойерт, М.С. (2002). Активное и пассивное прикосновение: проект методологии исследования. Преподавание психологии, 29 (4), 292–294. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2904_07.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
О’Реган, Дж. К. (2011). Почему красный не звучит как колокольчик: Понимание ощущения сознания. Издательство Оксфордского университета. Черновая версия в формате PDF: http://nivea.psycho.univ-paris5.fr/
Палмер, С.Э. (1975). Влияние контекстных сцен на идентификацию объектов. Память и познание, 3 , 519–526. https://doi.org/10.3758/BF03197524.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Педен, Б.Ф., и Хаусманн, С.Е. (2000). Графики данных в учебниках по психологии начального и старшего уровня: контент-анализ. Преподавание психологии, 27 (2), 93–97. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_03.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Питтенгер, Д. Дж. (1995). Знакомство учащихся с графиками. Преподавание психологии, 22 (2), 125–128. https://doi.org/10.1207/s15328023top2202_9.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Проффит, Д. Р. (2006). Воплощенное восприятие и экономия действия. Перспективы психологической науки, 1 , 110–122. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2006.00008.х.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Проффит Д. Р., Бхалла М., Госсвейлер Р. и Миджетт Дж. (1995). Восприятие географического уклона. Psychonomic Bulletin & Review, 2 , 409–428. https://doi.org/10.3758/BF03210980.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Прулл, М. В., и Бэнкс, В. П. (2005). Видя свет: демонстрация камеры-обскуры размером с классную комнату для обучения зрению. Преподавание психологии, 32 (2), 103–106. https://doi. org/10.1207/s15328023top3202_5.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ринер, К. (2019). Новые подходы и дебаты по обработке восприятия сверху вниз. Преподавание психологии, 46 (3), 267–272. https://doi.org/10.1177/0098628319853943.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шноц В. и Баннерт М. (2003). Построение и вмешательство в обучение из множественного представления. Обучение и инструкция, 13 (2), 141–156. https://doi.org/10.1016/S0959-4752(02)00017-8.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Швейкер, М., Фукс, X., Беккер, С., Шукуя, М., Довьяк, М., Хавигхорст, М., и Коларик, Дж. (2017). Оспаривание предположений о шкалах тепловых ощущений. Строительные исследования и информация, 45 (5), 572–589. https://doi.org/10.1080/09613218.2016.1183185.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Швейкер М. , Хюбнер Г. М., Кингма Б. Р. М., Крамер Р. и Паллубински Х. (2018). Факторы разнообразия в человеческом тепловом восприятии — обзор целостных моделей комфорта. Температура, 5 (4), 308–342. https://doi.org/10.1080/23328940.2018.1534490.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Соломон, П. Р. (1980). Восприятие, иллюзия и магия. Преподавание психологии, 7 (1), 3–8. https://doi.org/10.1207/s15328023top0701_1.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Стег, Л., и де Гроот, Дж. И. М. (2019). Экологическая психология: Введение . Уайли-Блэквелл.
Google Scholar
Томпсон, Т., Коррелл, К.У., Галлоп, К., Ванкампфорт, Д., и Стаббс, Б. (2016). Изменяется ли восприятие боли у людей с депрессией? Систематический обзор и метаанализ экспериментальных исследований боли. Журнал боли, 17 (12), 1257–1272. https://doi.org/10.1016/j.jpain.2016.08.007.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Торнтон, Т.Л., и Гилден, Д.Л. (2007). Параллельные и последовательные процессы визуального поиска. Psychological Review, 114 (1), 71–103. https://doi.org/10.1037/0033-295X.114.1.71.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
ВандерСтёп, С.В., Фагерлин, А., и Финстра, Дж.С. (2000). Что студенты помнят из вводной психологии? Преподавание психологии, 27 (2), 89–92. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_02.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Вертхаймер, М. (1912). Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung. Zeitschrift für Psychologie, 61 , 161–265.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1938). Законы организации перцептивных форм. В W. Ellis, W (Ed. & Trans.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 71–88). Лондон, Англия: Рутледж и Кеган Пол. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Wertheimer/Forms/forms.htm
Вествуд, Д. А., и Гудейл, Массачусетс (2011). Сходящиеся доказательства расходящихся путей: нейропсихология и психофизика рассказывают одну и ту же историю. Vision Research, 51 (8), 804–811. https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.10.014.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Витт, Дж. К., Проффит, Д. Р., и Эпштейн, В. (2005). Использование инструмента влияет на воспринимаемое расстояние, но только тогда, когда вы собираетесь его использовать. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 31 , 880–888. https://doi.org/10.1037/0096-1523.31.5.880.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Витткопф, П.Г., Ллойд, Д. М., и Джонсон, М.И. (2018). Влияние визуальной обратной связи частей тела на восприятие боли: систематический обзор клинических и экспериментальных исследований. Европейский журнал боли, 22 (4), 647–662. https://doi.org/10.1002/ejp.1162.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скачать ссылки
Восприятие
Восприятие означает способ организации, анализа и сознательного восприятия сенсорной информации. Мы получаем знания об особенностях и аспектах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего существования, посредством процесса восприятия. Восприятие формирует наше представление об окружающем мире и учит нас взаимодействовать с ним.
Осязание, зрение, слух, обоняние и вкус — пять чувств, составляющих восприятие. Он также содержит проприоцепцию, комбинацию чувств, которая позволяет вам замечать изменения в позе и движении вашего тела. Он также включает когнитивные процессы, необходимые для анализа информации, такие как узнавание знакомого лица или запах чего-то знакомого.
История восприятияВосприятие изучалось со времен древнегреческих философов, которых интересовало, как люди познают и понимают мир.
Интерес исследователей к пониманию того, как работают различные компоненты зрения, возник по мере того, как психология возникала как наука, отличная от философии, особенно в восприятии цвета. Психологам было интересно узнать, как разум интерпретирует и организует эти впечатления, и узнать основные физиологические процессы, которые происходят. Гештальт-психологи выступали за целостный подход, утверждая, что целое больше, чем сумма его частей.
Сегодня исследователи также работают над изучением значения восприятия на нейронном уровне и над тем, как травмы, условия и вещества могут влиять на восприятие.
Типы процессов восприятияВ восприятии участвуют как восходящие, так и нисходящие процессы. Восприятие строится на основе сенсорного ввода, называемого восходящей обработкой. Наши доступные знания, опыт и мысли, с другой стороны, влияют на то, как мы воспринимаем такие ощущения. Это называется обработкой «сверху вниз».
Другими словами, ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Ощущение того, что вы входите на кухню и чувствуете аромат запеченных булочек с корицей, — это обонятельные рецепторы, распознающие запах корицы. Восприятие может напомнить вам о времени, когда ваша мать пекла эти булочки с корицей.
Влияние других психологических процессов на восприятие ОщущениеХотя все ощущения приводят к восприятию, в действительности люди часто не замечают раздражителей, которые обычно остаются постоянными в течение длительных периодов времени. Это называется сенсорной адаптацией.
Представьте, что вы входите в класс и видите старые аналоговые часы. Когда вы впервые входите в комнату, вы можете услышать тиканье часов; однако, когда вы разговариваете с одноклассниками или слушаете, как лектор приветствует класс, вы меньше замечаете тиканье. Часы продолжают тикать, и эта информация продолжает воздействовать на слуховые сенсорные рецепторы. Тот факт, что вы больше не чувствуете звук, свидетельствует о сенсорной адаптации и доказывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
ВниманиеВнимание — еще один компонент, влияющий на ощущения и восприятие. Различие между переживаемым и воспринимаемым во многом определяется вниманием. Предположим, вы на вечеринке с музыкой, весельем и весельем. Вы погружаетесь в увлекательную беседу с другом, и окружающий шум стихает. Вы, вероятно, были бы в тупике, если бы кто-то спросил, какая музыка только что закончилась, а вы не смогли бы ответить.
МотивацияНа восприятие влияет мотивация. Вы когда-нибудь ждали телефонного звонка и думали, что слышите его звонок, принимая душ, только чтобы узнать, что это не так? Если это так, вы, вероятно, видели, как наше желание распознать осмысленный стимул может повлиять на нашу способность отличать реальную сенсорную стимуляцию от фонового шума.
Теория обнаружения сигналов относится к способности распознавать стимул в присутствии отвлекающего фона.