128665 (Вклад Аристотеля в развитие психологии) — документ (150013)
Документ из архива «Вклад Аристотеля в развитие психологии», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «психология» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «психология» в общих файлах.
Введение
1. Учение Аристотеля о душе.
1.1. Структура человеческой души.
1.2. Душа и тело. Виды души.
1.3. Разумная часть души человека.
2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Источники
Введение
По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению.
Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное
Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.
В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.
1. Учение Аристотеля о душе.
Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.
1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.
Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).
По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с Богом, т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.
«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.
Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность.
И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия1. Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).1.3. Душа и тело. Виды души.
Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.
Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души.
Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.
Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.
Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.
Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе
; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
1.2. Разумная часть души человека
Такие функции души как ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно род души человека и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления.
Разумную души Аристотель делит на две части, каждая из которых имеет свою интеллектуальную добродетель и по-своему относиться к этическим добродетелям.
Рассудочная часть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум , практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.
Выше практичности– мудрость как добродетель разумной части разумной души. Эта часть души, в отличие от предыдущей, созерцает неизменные принципы бытия, где нет выбора, а существует лишь знание или незнание. В теоретическом мышлении благо и зло выступают как истина и заблуждение. Деятельность же разумной части разумной души Аристотель видит в науке, поскольку ее предмет–общее, то есть вечное. К практической деятельности эта часть души не способна: там требуется практическое мышление и стремления, присущие аффективной части души, но разумная часть души способна руководить практической (нравственно-политической) деятельностью.
Мудрость, «знание и понимание наиболее важного в природе», является, по мнению Аристотеля, той добродетелью, которая в сочетании с деятельностью приносит высшее блаженство. Такой деятельностью философ видит созерцание. «Деятельность Божества, будучи самой блаженной, есть созерцательная деятельность, а следовательно, и из людских деятельностей наиболее блаженна та, которая родственнее всего божественной».
Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
Аристотель, как известно, 20 лет провел в «Академии» Платона как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников, и только после смерти Платона в 335г. организовал свое учебное заведение в Ликее (Афины). Однако, несмотря на мощное влияние такого учителя как Платон, он был достаточно независим в своих собственных философских изысканиях. И хотя учение Аристотеля базируется на некоем сплаве достижений Платона и наиболее сильных сторон учения Демокрита, оно содержит ряд представлений, прямо противоречащих основным идеям Платона, в часности представлениям о душе.
Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия «человек». Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями:
Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть.
Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре.
И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем.
В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.
Аристотель же далек от подобного дуализма. Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т. е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.
Также, по Платону, как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием «интуиция», ведущим для творческого мышления).
Аристотель же утверждает, что душа смертна, и по мнению Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души.
Также Аристотель не согласен с Платоном, полагающим высшее благо в общем (в идее). Такое благо недостижимо для человека, считает Аристотель, следует же искать достижимое. Платон относит благо исключительно к категории бытия: по его мнению, это бог и разум. Но, возражает ему Аристотель, благо может быть и в других категориях: качества — добродетель, количества — мера, времени — удобный случай, пространства — приятное местопребывание и т.д. Поэтому благо Аристотелем понимается не как нечто общее, подходящее под одну идею, а нечто различное. Высшее же благо, счастье, эвдемония, по его мнению, состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (души), то есть сообразная с добродетелью деятельность, из которой приносящая наивысшее блаженство — мышление и познание. Блаженство же, по Аристотелю,–то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой.
Аристотель, как самостоятельный философ, преодолел многие воззрения своего учителя, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.
Влияние аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Вклад Аристотеля в развитие психологии
Реферат
- формат doc
- размер 74 КБ
- добавлен 21 июля 2011 г.
По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть
до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля».
Аристотель является основоположником собственно научной философии,
и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими
предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец
Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После
смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На
восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в
Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель,
преподаватель и равноправный член содружества философов платоников.
После смерти Платона в 335г.
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Исторические дисциплины
- История науки и техники
- Академическая и специальная литература
- Концепции современного естествознания (КСЕ)
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Культурно-историческая психология
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Методология и история психологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- История философии
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- Философия науки и техники
- Документальная литература
- Жизнь выдающихся людей
- Ученые, изобретатели, деятели науки
Смотрите также
Статья
- формат doc
- размер 606.5 КБ
- добавлен 06 июня 2011 г.
Философский период развития психологии. Предмет истории психологии. Генезис и характерные черты античной философии. Атомистические материалистические концепции души в античной философии. Философская и медицинская школа Гиппократа. Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона Аристотеля. Психологические идеи поздней античности. Научные и философские идеи периода Возрождения. Изменение стиля научного мышления при переходе…
Шпаргалка
- формат doc
- размер 262 КБ
- добавлен 01 декабря 2010 г.
Предмет истории психологии. Факторы развития науки. Значение курса в системе подготовки психолога. Периодизация развития психологии, краткая характеристика основных этапов. Материалистические учения о душе в античности. Психологические взгляды софистов и Сократа. Учение о душе Платона. Психологическое учение Аристотеля. Трактат Аристотеля «О душе» и его значение в истории психологии. Психологические идеи поздней античности. Специфика развития пси…
Реферат
- формат doc
- размер 95 КБ
- добавлен 29 мая 2011 г.
Введение. Учение Аристотеля о душе. Структура человеческой души. Душа и тело. Разумная часть души человека. Представления Аристотеля о познавательных процессах. Практическое значение учения Аристотеля о действии, поступке и характере. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Реферат
- формат docx
- размер 56. 72 КБ
- добавлен 16 февраля 2010 г.
УГАТУ, история психологии, 18 страниц Специальность психология История античной психологии. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения. Развитие психологии в Новое время. Зарождение психологии как науки. Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Использованная литература.
Лабораторная
- формат doc
- размер 5.21 МБ
- добавлен 12 апреля 2010 г.
Развитие французской и немецкой психологии, становление и развитие ассоциативной психологии. Становление и развитие экспериментальной психологии.
- формат doc
- размер 375 КБ
- добавлен 10 февраля 2011 г.
Содержание. Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии. Античный период. Период феодального строя. Период учения XVII — XVIII века. XIX век. Карта памяти по истории психологии. 1 период. 2 период. 3 период. Список литературы.
Дисертация
- формат pdf, doc
- размер 215.88 КБ
- добавлен 01 апреля 2011 г.
— Москва, — Институт Психологии РАН, — 2008, — 18 с. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Минькова Елена Сергеевна. Аннотация. Объектом исследования являются: биографические материалы и труды Н. О. Лосского в отечественной психологии религиозно-философско…
Шпаргалка
- формат docx
- размер 170.44 КБ
- добавлен 29 декабря 2011 г.
Экзамен АГПИ им. Гайдара/37 билетов Вопросы к экзамену 1. Предмет и функции истории психологии как научной дисциплине. 2. Принципы и факторы развития истории психологии. 3. Категориальный строй психологии. 4. Связь истории психологии с другими науками. 5. Общая характеристика психологии в период античности. 6. Гиппократ и его учение о темпераменте. 7. Психологическая концепция Демокрита. 8. Идеалистическая психология Сократа. 9. Взгляды Платона…
pottee
- формат doc
- размер 365. 63 КБ
- добавлен 27 октября 2009 г.
54 вопроса плюс бонус «История психологии. Конспект лекций»Лекции в виде учебного курса по истории психологии. Всего 241 стр. Вопросы к экзамену: Предмет и задачи истории психологии. Донаучный этап развития психологии: общая характеристика. Взгляды философа Демокрита (460-370 гг. до н. э. ) о душе. Представления философа Платона (428-348 гг. до н. э. ) о душе. Воззрения философа Аристотеля (384-322гг. до н. э. ) о душе. Роль французского мыслител…
Шпаргалка
- формат docx
- размер 129.75 КБ
- добавлен 27 октября 2011 г.
НИУ БелГУ. 4 курс. 2011г. 10 страниц. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История психологии». Содержание. История психологии как наука. Предмет и задачи истории психологии. Закономерности историко-психологического процесса. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей. Принципы историко-психологического анализа. Методы исторического исследования психологических событий; источники истории психологии. Развитие…
Психология Аристотеля — История психологии
Аристотель учился в Академии Платона в течение 20 лет, с момента ее основания (ок. 347 г. до н. э.) до смерти Платона (ок. 347 г. до н. э.). Его отец был личным врачом македонского царя Аминты II, отца Филиппа II и деда Александра Македонского, чьим учителем стал Аристотель.
Будучи преданным поклонником и другом своего великого учителя, Аристотель отошел от платоновской философии в диапазоне и деталях своих исследований и в способе исследования. Его классическая формулировка психических процессов в « О душе» часто полагалась на другие его работы. Однако любая попытка понять его удивительно полную и систематическую психологию требует тщательного изучения многих его трактатов, в том числе посвященных логике, этике, политике и метафизике.
При таком рассмотрении обнаруживается приверженность четко этологическому подходу к психологическим процессам и явлениям. Аристотель пытается определить основные или определяющие свойства данного класса животных, связать их с их особыми задачами и трудностями, с которыми они сталкиваются, а затем объяснить данную форму жизни с точки зрения ее успешных приспособлений. Как в его «Истории животных», так и в «Частях животных» предлагаемые отчеты полностью натуралистичны, а его описания часто точны и всеобъемлющи. Телеологический характер рассказов часто очень похож на то, что сейчас обычно встречается в современных этологических текстах (хотя Аристотель, в отличие от Эмпедокла, явно не выдвигал эволюционную теорию).
В трактате «О душе» Аристотель предлагает объяснение, которое, по его словам, должно быть «полностью совместимым с опытом», избегая знаменитого сократовского диалектического метода. В первой главе и эмоции, и ощущения рассматриваются как состояния души, которые могут существовать только через посредство тела. Все подобные душевные аффекты следует понимать как производные от тела. Этот существенно физиологический характер его психологии проявляется во всех его произведениях, в том числе и в тех, которые непосредственно не касаются психологических вопросов. В своей «Физике», например, он утверждает, что дела души вызываются изменениями чего-то в теле. Его учение о сне и сновидениях (De Somniis) снова объясняет явления, обращаясь к сенсорно-биологическим процессам. Память тоже трактуется в чисто биологических терминах. В «О памяти и воспоминании» он рассматривает акт воспоминания как «поиск образа в телесном субстрате» и объясняет недостатки памяти у детей, стариков и больных биологическими аномалиями. Сомнительно, однако, что Аристотель был последовательным материалистом, ибо в разных местах он специально отличает душу от разума, последний как-то обитает в душе, но, в отличие от души, непреходящ.
Теория психических функций Аристотеля охватывает диапазон от процессов питания и размножения до абстрактной рациональности. Различные силы (dunameis) или способности души различаются у разных видов. Разделительная линия между животным царством и всем остальным отмечена силой ощущения, причем эта функция, по словам Аристотеля, является частью самого определения «животного». Действительно, Аристотель относит ряд психологических функций, некоторые из которых весьма сложны, к восприятию. В результате, хотя он оставляет абстрактную рациональность за взрослыми людьми, он наделяет нечеловеческих животных широким спектром когнитивных, эмоциональных и мотивационных состояний и склонностей.
Рациональность несет в себе уникальную способность к обдуманному выбору (prohairesis), от которой зависят моральные добродетели. Соответственно, только обладающие такой рациональной силой могут быть по-настоящему мужественными, великодушными, справедливыми и т. д. Но сообщество нечеловеческих животных предлагает ослабленные примеры этих атрибутов, так что различие между человеческой и нечеловеческой психологией становится менее резким, чем шире читаешь сохранившиеся работы Аристотеля.
Теория восприятия Аристотеля также подчеркивает сенсорную интеграцию, процесс, который сам по себе не является сенсорным. Рассмотрим чашку кофе. Это горячая, слегка подслащенная темно-коричневая жидкость. Различные специализированные органы чувств реагируют соответственно на каждый из этих признаков: температуру, вкус, цвет и консистенцию. Но опыт не состоит из отдельных атрибутов. Скорее, это целостный, полностью интегрированный опыт, так что кофе становится отличным от любого количества других стимулов, которые также являются темными, горячими и сладкими жидкостями. Таким образом, в дополнение к классическим пяти чувствам существует также здравый смысл (koine aisthesis; sensus communis), с помощью которого опыт выковывается из отдельных вкладов различных органов чувств.
Отвергнув платоновскую теорию врожденных «истинных форм» в Книге 2 «О душе», Аристотель размышляет о том, как разум приходит к пониманию универсальных утверждений, которые не могут быть даны в опыте. Его решение требует различения актуального и потенциального: разум обладает потенциалом для такого понимания, но для того, чтобы он был актуализирован, мир должен воздействовать на него. То, что думает разум, должно быть в уме, говорит он, подобно тому, как буквы могут появиться на восковой табличке, на которой еще ничего не выгравировано. Как совокупность сложных процессов, психическая жизнь должна быть снабжена информацией, иначе не над чем было бы работать перцептивно-познавательным процессам. Таким образом, внешний мир должен вызывать физические отклики в органах чувств, причем эти отклики должны изображать, репрезентировать или выступать в качестве кодов для объектов, которые их вызывают. Ощущения вызывают определенные движения в душе. Они со временем ослабевают, но, если они производились достаточно часто, их можно воссоздать или, по крайней мере, можно воссоздать их подобие в сравнимых условиях. Благодаря повторению (по привычке или привычке) одни движения надежно следуют или предшествуют другим. Попытки вспомнить прошлые события — это всего лишь попытки инициировать правильные внутренние события. Вот почему, пытаясь вспомнить последовательность событий или предметов, нужно найти начало соответствующего ряда. В случае успеха приводится в движение целая цепь ранее установленных ассоциаций.
Конечно, Аристотель знал, что всестороннее научное знание невозможно посредством простых актов восприятия. Он подчеркивал особенность каждого подобного акта и противопоставлял ему «то, что соразмерно всеобще и истинно во всех случаях», что не может быть воспринято таким образом. Понимание последнего требует стандартов истины по существу когнитивного характера, с помощью которых простые факты интегрируются в систематические своды знаний. Такое знание становится возможным только благодаря тому, что Аристотель называл демонстрацией. Научное знание демонстративно в смысле рациональной или логической демонстрации. Такие демонстрации основаны на изобретенных им силлогистических способах аргументации. Большая посылка в таком аргументе может быть законом природы, второстепенная посылка — фактом природы, а заключение — необходимым и доказанным заключением. Между этой чертой аристотелевской философии науки и номолого-дедуктивной моделью, отстаиваемой в Новое время Карлом Гемпелем и другими, существует определенное родство.
Ни одна фигура из античности до семнадцатого века не была бы так важна для истории психологии, как Аристотель. Его наиболее общий вклад заключался в том, чтобы определить местонахождение интеллектуальных и двигательных особенностей разума в естественных науках, при этом оставив моральные и политические аспекты человеческой жизни за гораздо более широким пониманием самой природы. На уровне основных процессов его психология была биологической и этологической, основанной на соображениях, мало чем отличающихся от тех, которые Чарльз Дарвин разработает столетия спустя. Если его собственная версия эмпиризма не зашла так далеко, что научная истина была подвергнута простому подтверждению чувствами, она установила действительность и важность чувственного мира. При этом он представил сами чувства как объекты изучения. Он также предложил первые законы обучения, основанные на принципе ассоциации и усиленные принципами подкрепления. За исключением своего отступления к несколько фаталистическому наследственному учению в «Политике», он постоянно подчеркивал ту роль, которую играют ранний опыт, образование, практика, Привычка и жизнь внутри самого полиса в формировании психологических предрасположенностей. Таким образом, он представил человеческую психологию как предмет развития, родительской наукой которого были одновременно гражданское право и моральная философия.
Аристотель и его влияние на позитивную психологию
4 минуты
Аристотель предположил, что концепция позитивной психологии может дать нам практическую мудрость и «хорошую жизнь».
Последнее обновление: 21 мая 2020 г.
По концепции «позитивной психологии» опубликовано множество книг. Однако, по мнению некоторых, этот тип литературы во многих случаях является большим количеством «горячего воздуха». Это происходит потому, что некоторые авторы склонны преувеличивать силу позитивной психологии. Они продвигают идею о том, что принятие позитивной психологии — это кусок пирога.
Цель этих книг — распространять позитив и радовать читателей . Однако эти книги не заменят огромную помощь посещения психиатра.
Хотя позитивная психология и занимает свое место на современных книжных полках, правда в том, что ее основные принципы далеки от «современности». Аристотель впервые заговорил о позитивности в своих работах столетия назад. В этой статье объясняется влияние этого важного философа на позитивную психологию. Кроме того, будет затронуто то, как он интерпретировал эту концепцию и как она превратилась в концепцию, которую мы знаем сегодня.
Никомахова этикаАристотель написал Никомахову этику в четвертом веке до н.э. В этой работе вы можете начать видеть свидетельства того, что сегодня известно как позитивная психология. В этой части Аристотель обсуждает счастье (эвдемонию), добродетель, практическое мышление и эмоции как столпы того, что он называл «хорошей жизнью». Это то, к чему, по его мнению, стремился каждый. Аристотель считал, что для хорошей жизни важно развивать добродетели (хорошие привычки) и до максимально использовать свои сильные стороны.
Согласно Аристотелю, ваши сильные стороны — это врожденные аспекты вашего характера, которые дают вам чувство благополучия и счастья. Однако не все рождаются с этими врожденными сильными сторонами , которые являются ключом к достижению «хорошей жизни».
Например, тому, кто не уверен в себе, это будет труднее, чем тому, кто от природы очень уверен в себе и кому удобно выходить за пределы своей зоны комфорта. Тем не менее, Аристотель утверждает, что посредством самоконтроля и саморегуляции можно приобрести эти сильные стороны, даже если это требует некоторых сознательных усилий.
Практическая мудрость в позитивной психологииВажно упомянуть аристотелевскую концепцию «практической мудрости» или «фронезис», которая также является частью позитивной психологии. Аристотель считал, что практическая мудрость является главной добродетелью человека и что она позволяет принимать лучшие решения.
Американский психолог и писатель Селигман и его коллеги написали статью «Прогресс позитивной психологии: эмпирическая проверка вмешательств», в которой обсуждают, как «практическая мудрость» может улучшить самочувствие. Карнье и Гомес также описали эти действия в своей статье «Вклады позитивной психологии». Некоторые примеры:
- Записывайте три вещи , за которые вы благодарны раз в день.
- Также напишите благодарственную открытку тому, кто важен для вас. Вы можете отправить его или подарить предполагаемому получателю или просто оставить себе.
- Запись важных воспоминаний в блокнот. Это могут быть положительные или эмоциональные воспоминания. Это может занять некоторое время, так как вы можете вспомнить потерянные воспоминания, о которых вы даже не подозревали.
- Заполнение анкеты о ваших сильных сторонах , например, анкеты, доступной на сайте www.viacharacter.org. Все, что вам нужно сделать, это зарегистрироваться и выбрать предпочитаемый язык. Есть 120 вопросов, на которые нужно ответить, и важно быть честным, чтобы результат был таким же честным.
Эти типы действий могут приблизить вас к «мудрости», о которой упоминает Аристотель. Он считал, что добродетели нужно учиться на опыте, что также поддерживали психологи Шварц и Шарп.
Активное счастье в позитивной психологии«Жизнь преподносит оптимисту те же неудачи и трагедии, что и пессимисту, но оптимист переносит их лучше».
-Seligman-
Один принцип позитивной психологии, который также выдвигается Аристотелем, состоит в том, что вы можете достичь «хорошей жизни» через новые привычки и изменение определенных взглядов.