Нормы звуков в речи
А мы в 5 лет не говорим Р, это нормально?
«Мой еще не говорит»
«А нам сказали, что уже должен говорить шипящие»
«Да звуки сами встанут к школе! Или нет??»
Мы все сначала с нетерпением ждем первое слово своего малыша. Потом первую фразу, а затем, когда же он уже зарычит и зашипит.
Речь – один из важных показателей нормального психического развития ребенка. Дети постигают правильную речь долго и постепенно, для каждого возраста есть своя норма развития.
Что, как и во сколько должно появиться в речи?
Отвечаем и подробно рассказываем в этой статье
0 – 1 месяцев
Речь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х
1 – 3 месяца
Гуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.
6 – 8 месяцев
Лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т.д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.
8 – 11 месяцев
Появляются первые лепетные слова. Ребенок произносит цепочки повторяющихся слогов
11 – 15 месяцев
Первые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями
15 – 18 месяцев
Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.
От 1,6 лет
Ребенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки
2 – 3 года
К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».
По возрасту:
✅ К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.
✅ К 4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.
✅ К 5-5,5 годам появляются звуки: л, л’, р, р’.
✅ К 6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Это нельзя запускать, так как все ошибки в устной речи переходят на письмо.
А в норме ли звуки?
Ловите подробный чек-лист
Ответы на самые частые вопросы
Есть отклонения от нормы? Не можете определить сами? Сомневаетесь?
Запишитесь на бесплатную онлайн-диагностику с логопедом Novator!
Хочу на диагностику |
как стимулировать речь у малышей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу.
Откуда у детей задержка речевого развития
Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:
- в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя».
- к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов.
Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные.
Органические факторы
К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:
- Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг.
- Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
- Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов.
- Недоношенность и переношенность.
Спровоцировать отставание речевого развития также могут:
- заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения;
- нарушение слуха;
- наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).
Социальные факторы
- Отсутствие общения.
Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости.
- Переизбыток мультиков и гаджетов.
Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно.
- Гиперопека со стороны родителей.
Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.
Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!
Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Как врачи распознают и классифицируют ЗРР
Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР.
Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка.
Врачи выделяют несколько видов задержки речи:
- Темповая задержка речевого развития.
У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы.
- Алалия.
Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.
- Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха.
До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление.
- Аутизм.
Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно.
Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:
- логопеда;
- дефектолога;
- психолога;
- нейропсихолога.
Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится».
Как устранить задержку речевого развития
-
Формируем правильную речевую среду
Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи.
Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация.
Важно:
- как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
- читать книжки и стихи вслух;
- минимизировать взаимодействие с гаджетами;
- обеспечить физическое развитие ребенка;
- отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
- проконсультироваться с логопедами.
-
Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность
Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.
После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова.
Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики.
Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.
На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.
-
Выбираем правильные игрушки для развития речи
Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:
- кубики;
- пирамидки;
- книжки с большими картинками;
- обычные бытовые предметы.
Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.
Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи.
Материалы по теме:
- Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
- Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
ПодписатьсяКогда дети начинают ходить и говорить
Выберите тему17 января 2022 г. Ваш ребенок достигнет многих вех в своей жизни. Эти вехи могут состоять в том, чтобы держать собственную бутылку, переворачиваться, ползать, говорить и ходить.
В этой статье
- Итак, когда вам следует беспокоиться о вехах?
- Когда дети начинают говорить?
- Story Time: My Mother
Если у вас есть дети и вы провели исследование, вы знаете БОЛЬШИНСТВО детей делают свои первые шаги где-то между 10 и 12 месяцами . Это наша природа, как родителей, догадываться о ситуации, что, если наш ребенок не ходит к 14 месяцам, тогда ДОЛЖНА быть проблема, верно?
Неправильно. Это не значит, что с вашим ребенком что-то не так.
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Итак, когда вам следует беспокоиться о вехах?Чтобы определить, является ли неспособность вашего ребенка ходить причиной для беспокойства, вам необходимо взглянуть на картину в целом; посмотрите на все, что ваш ребенок может сделать. Даже если они не ходят в 14 месяцев, подтягиваются ли они, чтобы встать? Они стоят отдельно? Они подпрыгивают вверх и вниз, когда вы их держите?
Все это признаки того, что крупная моторика вашего ребенка развивается . Все это также указывает на то, что вскоре ваш ребенок может сделать свои первые шаги. Когда вашему ребенку исполнится 18 месяцев, если они еще не ходят, обсудите с педиатром развитие вашего ребенка.
Когда дети начинают говорить?
Это же правило относится и к разговору. Большинство детей произносят свои первые осмысленные слова примерно в 12 месяцев. Некоторые не говорят свое первое слово до 14 месяцев или позже. Для получения дополнительной информации о вехах речи, пожалуйста, ознакомьтесь с моим другим блогом Babbling and Speech Development.
Время историй: мой материнский опытЕсли вы читали мои блоги, то знаете, что у меня есть трехлетняя дочь и восьмимесячный сын.
Сначала моя дочь говорила «в соответствии» и в рамках норм развития, о которых я узнала в колледже, когда училась на логопеда.
Доказательством этого было то, что к 11-12 месяцам она постоянно говорила «да-да» и «ма-ма». Через 12 месяцев ее словарный запас и приближение к словам взлетели до небес. Хотя прогресс ее речи был зашкаливающим, она села без посторонней помощи в 7 месяцев, начала ползать в 9.месяцев, а в 12 месяцев начал самостоятельно ходить. Ситуация была совсем иной, чем с моим сыном.
Николас впервые перекатился в два месяца, начал переворачиваться в четыре месяца и очень близок к ползанию. Однако прогресс его речи медленнее, чем у Норы. Хотя он издает звуки, он не так много болтает, как она в его возрасте.
Я делюсь с вами этой информацией, чтобы успокоиться. Дети будут развивать свои навыки с разной скоростью. Играет роль как пол, так и порядок рождения. Я убеждена, что Николас движим, потому что он старается не отставать от Норы и очень старается быть везде, где мы с мужем.
Тем не менее, важно знать, когда очень поздние навыки могут стать проблемой.
Пожалуйста, ознакомьтесь с другими статьями в разделе блога Speech Blubs на их веб-сайте. У нас есть множество блогов, которые предоставят вам больше информации по этой самой теме (например, вехи разработки).
Я всегда говорю родителям, что если они обеспокоены, позвоните своему педиатру. Лучше ошибиться, чем ждать. Чем раньше начнется вмешательство, тем лучше!
Чтобы получить больше информации об этапах развития речи и языка вашего ребенка, не стесняйтесь получить БЕСПЛАТНЫЙ персонализированный отзыв о развитии речи вашего ребенка , проверенный сертифицированным логопедом.
Есть вопрос к нашим логопедам?
Развитие ребенка
Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте.
Начните работу с Speech Blubs
Отменить в любое время, без проблем!
Начать говорить
Когда дети начинают ясно говорить? — Разговор с малышом
Речевые вехи малыша 12–24 месяца
Автор Стефани Кеффер
Ну, это зависит. Речь детей 1 и 2 лет обычно труднее понять, чем детей старшего возраста, потому что их речевая система все еще развивается.
Это нормально, что вы и близкие члены семьи понимаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой — вы эксперт! Ваш мозг учится интерпретировать то, как ваш ребенок говорит определенные вещи, например, когда ваш ребенок говорит «тути» для печенья или «бапер» для подгузника, или недавно мой трехлетний ребенок говорит «Пинни Ву» для Винни. Пух ! Наш родительский мозг понимает их лучше, чем кто-либо другой.
С учетом сказанного вы хотите знать, нормально ли то, насколько хорошо вы или другие люди понимаете вашего ребенка. Эта таблица ниже должна помочь. Термин понятность не имеет абсолютно никакого отношения к тому, насколько умен (сообразителен) ребенок; это означает, насколько хорошо они могут быть поняты другими людьми, насколько они «понятны». Диапазон варьируется от 0% (вы ничего не понимаете, что они говорят) до 100% (вы все понимаете). Эта диаграмма показывает, насколько хорошо ребенок должен быть понят в определенном возрасте. Он разделен на столбец «Вы» (человек/люди, которые проводят больше всего времени с вашим ребенком) и столбец «Другие». Как вы уже поняли, вы, как правило, понимаете больше, чем продавец продуктового магазина или тетушка, которые видят ребенка только раз в месяц.
Возраст | Разборчивость для основного опекуна | Понятность для других |
18 месяцев | 25% | |
2 года (24 месяца) | 50-75% | 25-50% |
3 года | 75-100% | 50-75% |
4 года | | 100% |
Возвращаясь к вашему вопросу, когда дети начинают ясно говорить?
Младенцы начинают ясно говорить в возрасте около 3 лет. В 3 года можно ожидать, что самые близкие вашему ребенку люди могут понимать почти все, что они говорят, а другие люди могут понимать больше половины.
Мне трудно понять моего ребенка, и я хочу помочь ему выздороветь. Почему мне трудно понять моего ребенка?
Часто ребенку сложно понять, что он говорит, потому что он еще не научился произносить все звуки. Например, если ваш ребенок говорит «wight» вместо «light», потому что он не научился произносить «L» (мы не ожидаем, что он выучит это, пока не достигнет дошкольного возраста или старше). Тогда может возникнуть путаница в понимании того, о чем говорит ваш ребенок, если он пытается рассказать вам о чем-то вне контекста.
Нажмите на нее, чтобы продолжить читать о звуках, которые дети учатся произносить, и о том, когда вы должны начать слушать, чтобы ваш ребенок произносил их.
© 2020-2023. Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены.
Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.