Воображение в психологии это: Определение воображения, его виды

Определение воображения, его виды

19.08.2012

Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.

Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза — она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.

д. — до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».

Виды воображение различаются на пассивные и активные. Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример — галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь. Все люди время от времени грезят о чем-то заманчивом и привлекательном. Но если человек слишком подвластен грезам, то он «создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни».

Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.

Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.

В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология

Материалы по теме

Формы воображения

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Сущность воображения

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Характеристики воображения

Карпов А. В., Общая психология

Представление и воображение

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Социологическое воображение: теория вопроса

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Физиологическая основа воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Особенности развития воображения младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Воображение подробно — Психологос

Воображении — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.

Выражается:

  1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;
  2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
  3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;
  4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие). Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения — намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.

Два вида воображения

Различают два вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное

Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Активное

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно — неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества.

Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, — воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому — преобразовывать мир в активной творческой деятельности.

Внимательность и «психологическое воображение»

. 2020 июнь;42(5):1184-1201.

дои: 10.1111/1467-9566. 13093. Epub 2020 16 апр.

Даниэль Неринг 1 , Эшли Фроули 2

Принадлежности

  • 1 Международная школа социальной работы, Восточно-китайский университет науки и технологий, Шанхай, Китай.
  • 2 Общественное здравоохранение, политика и социальные науки, Колледж наук о человеке и здоровье, Университет Суонси, Суонси, Великобритания.
  • PMID: 32297358
  • DOI: 10.1111/1467-9566.13093

Даниэль Неринг и соавт. Социальное здоровье Illn. 2020 июнь

. 2020 июнь;42(5):1184-1201.

дои: 10.1111/1467-9566.13093. Epub 2020 16 апр.

Авторы

Даниэль Неринг 1 , Эшли Фроули

2

Принадлежности

  • 1 Международная школа социальной работы, Восточно-Китайский университет науки и технологии, Шанхай, Китай.
  • 2 Общественное здравоохранение, политика и социальные науки, Колледж наук о человеке и здоровье, Университет Суонси, Суонси, Великобритания.
  • PMID: 32297358
  • DOI: 10. 1111/1467-9566.13093

Абстрактный

Мы анализируем рост «осознанности» в англоязычных медиа-дискурсах и контекстуализируем его с точки зрения его выражения устойчивого лежащего в основе «психологического воображения» в современном мышлении о социальных проблемах. Инверсия широко цитируемого социологического воображения Ч. Райта Миллса, психологическое воображение опирается на авторитет медицины и науки, рассматривая социальные проблемы как частные интересы, коренящиеся в индивидуальной биологии, менталитете и поведении. Мы анализируем роль, которую академические заявления, коммерческие интересы и средства массовой информации сыграли в росте внимательности с конца XIX века.70-х годов и далее. Сначала мы наносим на карту перевод внимательности из буддийской философии в западную психотерапию и популярную психологию, прежде чем рассматривать ее появление и выражение в публичной сфере заявлений средств массовой информации. Мы утверждаем, что там, где социологическое воображение «обещало» прежде всего трактовку личных проблем как общественных проблем и понимание «человеческого разнообразия», порожденного бесчисленными образами жизни, психологическое воображение обещает изоляцию общественных проблем как частных интересов, коренящихся в индивидуальных проблемах. биология, психика и поведение. Психологическое воображение пронизывает выражение осознанности как решения социальных проблем и символизирует сравнительный упадок предположений, подразумеваемых призывом Миллса к социологам в 20-м веке.

Ключевые слова: внимательность; средства массовой информации; социальное строительство; социальные проблемы; социологическое воображение.

© 2020 Авторы. Социология здоровья и болезней, опубликованная John Wiley & Sons Ltd от имени Фонда SHIL (SHIL).

Похожие статьи

  • Социология: потерянная связь в социальной психологии.

    Ойши С., Кесебир С., Снайдер Б.Х. Оиси С. и др. Pers Soc Psychol Rev. 2009 Nov; 13 (4): 334-53. дои: 10.1177/1088868309347835. Pers Soc Psychol Rev. 2009. PMID: 19815492 Обзор.

  • Актуальность теории не-я в современной внимательности.

    Джайлз Дж. Джайлз Дж. Curr Opin Psychol. 2019 авг; 28: 298-301. doi: 10.1016/j.copsyc.2019.03.016. Epub 2019 2 апр. Curr Opin Psychol. 2019. PMID: 31112909 Обзор.

  • Помощь специалистам в области здравоохранения и социальной помощи в развитии «представления о неравенстве»: модель для использования в образовании и на практике.

    Харт А, Холл В, Хенвуд Ф. Харт А. и др. J Ад Нурс. 2003 март; 41(5):480-9. doi: 10.1046/j.1365-2648. 2003.02555.x. J Ад Нурс. 2003. PMID: 12603573

  • Внимательность и личная идентичность в западном культурном контексте: призыв к большему космополитизму.

    Панайоти А. Панайоти А. Транскульт психиатрии. 2015 авг; 52 (4): 501-23. дои: 10.1177/1363461515573106. Epub 2015 12 марта. Транскульт психиатрии. 2015. PMID: 25765440

  • «Внимание пробелу»: воображение, творчество и человеческое познание.

    Пелапрат Э., Коул М. Пелапрат Э. и др. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 397-418. doi: 10.1007/s12124-011-9176-5. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21695391 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Алидина, С. и Адамс, Дж. (2010) Внимательность на работе: основы для чайников. Милтон: Wiley Publishing Australia.
    1. Альтейде, Д.Л. и Шнайдер, CJ (2013) Качественный анализ СМИ. Тысяча Дубов: Мудрец.
    1. Остин, Г. (1994) Сейчас и дзен. Возраст. Нексис, стр. 19.
    1. Бэтчелор, С. (2014) The Everyday Sublime. В Bazzano, M. (ed) After Mindfulness: New Perspectives on Psychology and Meditation. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
    1. Бест, Дж. (2006) Аромат месяца: почему умные люди влюбляются в причуды. Беркли: Калифорнийский университет Press.

термины MeSH

Беспокойство — это ваше воображение? Объясняет психолог.

· Ответы доктора Эллисон

Много лет назад я прочитал нечто, в котором говорилось: «Тревога — это всего лишь воображение». Я долго думал над этой фразой. И, честно говоря, я не в восторге от использования слова «просто». Я думаю, что это минимизирует и пренебрежительно. В тревоге больше сложности и нюансов, и слово «просто» кажется унизительным для людей, которые борются с тревогой. Но, если не считать слова «просто», я решил, что мне очень нравится эта фраза.

Тревога — это воображение.

Когда вы боретесь с тревогой, ваш мозг обладает невероятной способностью продумывать наихудший сценарий. Ваш мозг обладает невероятной способностью предсказывать наихудшие возможные последствия и объяснения происходящему.

Ваш друг читает ваше сообщение или открывает снимок, но не отвечает весь день, и вы убеждены, что он злится на вас. Ваш босс назначает встречу, и вы убеждены, что у вас проблемы. У вас появился новый и несколько необычный симптом, и вы убеждены, что это рак.

В каждой из этих ситуаций ваш мозг представляет наихудший возможный исход или объяснение. Он не знает наверняка, что это объяснение или результат. Тем не менее он воображает, предсказывает, а затем убеждается в этом ужасном объяснении.

Не знает. Оно воображает. Тревога включает воображение.

Вот где все становится круто. Если тревога связана с воображением, вы можете использовать это воображение, чтобы помочь себе. Вы можете использовать тот же навык, который вызывает у вас беспокойство, чтобы уменьшить беспокойство.

Давайте рассмотрим пример. Допустим, ваш начальник отправляет вам электронное письмо и говорит, что хочет назначить встречу. Сразу же вы думаете: «Дерьмо, у меня проблемы». Ваше беспокойство говорит о том, что вы сделали что-то не так, и вам делают выговор. Ваша тревога этого не знает; ваше беспокойство воображает это.

Итак, давайте воспользуемся этим воображением и представим все возможные причины, по которым ваш босс хочет встретиться. Возможно, дело в том, что вы попали в беду. Ваша тревога уже воображает это, и я дам вам это, это возможность. Но, может быть, ваш начальник хочет поговорить о новом проекте или задаче, которую он поручил вам. Возможно, они хотят узнать о чем-то, что вы сдали или представили ранее. Может быть, они хотят поговорить о перераспределении обязанностей в вашей команде. Возможно, они хотят узнать ваше мнение о чем-то. Может быть, они хотят поговорить об изменениях в расписании. Возможно, они скажут вам, что уходят в отпуск по уходу за ребенком или покидают компанию. Может быть, они хотят спросить мнение о том, как они работают в качестве начальника. Возможно, они хотят рассказать вам о захватывающей новинке в компании. Может быть, они хотят похвалить вас за потрясающую работу, которую вы делаете в последнее время. Или, может быть, они хотят дать вам повышение.

Ваша тревога просто хочет представить один, ужасный, ужасный результат или объяснение. Но вы можете использовать это воображение, чтобы рассмотреть другие возможности и объяснения. И когда вы это делаете, вы берете то, что кажется определенным, и делаете его менее определенным. Когда вы направите свое воображение на рассмотрение других возможностей, ваше беспокойство уменьшится.

Когда вы используете свое воображение, чтобы рассмотреть другие возможности, ваше беспокойство уменьшится.

Воображение включает в себя творческое мышление, выявление новых и различных идей. Это включает в себя нестандартное мышление, выход за рамки ваших первоначальных идей и поиск новых.

Однако хочу уточнить кое-что. Воображение не всегда легко. Конечно, если представить, что бы я сделал, если бы выиграл в лотерею, это несложно. Если я представлю себе все места, куда хочу поехать после пандемии, это будет легко. Но воображать разные исходы, когда моя тревога пытается убедить меня, что есть только одна определенная и ужасная возможность? Это НАМНОГО сложнее.

Если вы встревожены, вашему мозгу легко представить себе худшее. Но вашему мозгу гораздо сложнее представить лучший или даже промежуточный вариант. Итак, когда вы обнаружите, что предсказываете и воображаете худшее, вот что я хочу, чтобы вы сделали.

Позвольте себе признать и вообразить худшее. Это нормально на секунду. (В конце концов, это возможно.)  Но после этого бросьте себе вызов и придумайте множество других объяснений и результатов. Каким бы глупым, маленьким или маловероятным вы ни думали, назовите его. Признайте это. Представьте это как возможность.

Этим усилием, этим актом воображения вы проделываете дыры в своем беспокойстве. Это то, как вы подвергаете сомнению негативные результаты, которые кажутся вашему мозгу определенными.

Так что, когда на этой неделе возникнет тревога, используйте свое воображение. Используйте свое воображение, чтобы обдумать все возможности, все объяснения и все исходы, которые могут произойти. Делайте это снова и снова с намерением, и вы будете поражены тем, как быстро пройдет ваше беспокойство.

Тревога — это воображение. Представим вместе.

  • Настоящая причина, по которой я не снимал видео на YouTube более года

    Привет. Привет? Эта штука включена? Прошло больше года с тех пор, как я выложила новое видео. Честно говоря, я не думал, что кто-то …

  • Тревога из-за коронавируса: советы психолога, как удержать панику и страх от захвата власти

    В последние несколько недель наш мир был на грани распространения коронавируса COVID-19. Страх в США …

  • Стоит ли спокойствие? Обзор приложения Calm 2020

    Представьте себе это. На дворе 2006 год, и мне 23 года, я новенькая аспирантка. Яркие глаза и пушистый хвост, я был …

  • Как перестать прокрастинировать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts