Монтессори-метод обучения и воспитания детей, методика Марии Монтессори
Главная
— Монтессори метод
Мария Монтессори — выдающийся педагог, психолог, психиатр, первая в Италии женщина-врач.
Мария Монтессори основала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Она смогла на практике реализовать идеи свободного воспитания. Это объясняет устойчивую популярность педагогики Монтессори во всем мире.
Основные идеи методики
Ребенок играет ведущую роль в собственном развитии. Это определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностью к саморазвитию. Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Поэтому роль педагога значительно отличается от привычной: он не ведет ребенка, а идет за ним. Педагог руководит самостоятельной деятельностью детей в развивающей среде, помогает им сосредоточиться на интересной для них работе и внимательно следит за достижениями ребенка. Педагог, по словам М. Монтессори, «помогает разуму ребенка в работе над своим развитием».
Преимущества методики
- Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.
- Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности и возможности каждого ребенка.
- Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что специально организованная среда вдохновляет ребенка на самостоятельное исследование.
- Монтессори-среда. Специальная окружающая среда, разработанная Марией Монтессори для дошкольников, помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно.
- Дидактические материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
- Развитие самостоятельности. С самого раннего возраста методика помогает ребенку действовать самостоятельно и ответственно.
- Формирование высокой самооценки. Ребенок действует в своей зоне ближайшего развития, поэтому успех в деятельности ему гарантирован. У ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т.к. Монтессори-класс — не место для соревнований.
- Профилактика психосоматических заболеваний. Методика относится к разряду здоровьесберегающих, позволяет сохранить и укрепить эмоциональное и физическое здоровье ребенка.
Смотрите также
Чем хорош метод Монтессори?
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
11968 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Одна из самых популярных методик раннего развития детей получила название по фамилии автора — итальянского педагога Марии Монтессори. Она считала, что к каждому ребенку нужно относиться как к уникальной, неповторимой личности, со своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
«Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее. Задача педагога состоит скорее в том, чтобы питать и содействовать, наблюдать, поощрять, руководить побуждать, чем вмешиваться, предписывать или ограничивать».
Мария Монтессори
Заинтересуйте ребёнка
Педагоги должны не принуждать, а побуждать ребенка к саморазвитию. Для этого надо поместить его в специально подготовленную среду и дать свободу действий. Главные качества, которые развивает методика, — активность и инициативность.
Философия Монтессори не ограничивается одним лишь воспитанием детей. Эта система позволяет построить семью на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.
«Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это — не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную самостоятельную деятельность».
Мария Монтессори
В основе метода Монтессори лежит наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, какой он есть.
Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?
- Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
- Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
- Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
- Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее. Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
- Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
- В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках.
- Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
- Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
- В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
- Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
- Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
- Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
- Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!
«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».
Мария Монтессори
По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Что такое Монтессори-образование
Перейти к содержанию
Монтессори-образование помогает развивать все стороны ребенка.
Что такое Монтессори-образование? Вот уже более века ориентированный на детей подход, который доктор Мария Монтессори, итальянский врач, разработал для обучения детей, преображает школы по всему миру.
Как только вы входите в класс, вы понимаете, что происходит что-то необычное. Классы Монтессори сразу узнаваемы. Вы увидите, как дети работают самостоятельно и в группах, часто со специально разработанными учебными материалами; глубоко увлечены своим делом; и уважать себя и окружающих.
Метод Монтессори способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития — когнитивной, эмоциональной, социальной и физической.
Когда ребенку дают небольшую свободу действий, он сразу же крикнет: «Я хочу это сделать!» Но в наших школах, где среда приспособлена к потребностям детей, говорят: «Помогите мне сделать это одному. ‘
Д-р МАРИЯ МОНТЕССОРИ, ТАЙНА ДЕТСТВА
Изучайте язык Монтессори.
ОСНОВНЫЕ компоненты ТЕРМИНОЛОГИЯ
Монтессори-образование осуществляется учащимися в самостоятельном темпе, но направляется, оценивается и обогащается знающими и заботливыми учителями, руководством их сверстников и заботливой средой.
В сообществе разновозрастного класса, предназначенного для создания естественных возможностей для независимости, гражданственности и ответственности, дети получают мультисенсорное обучение и страстное исследование. Отдельные учащиеся следуют своему любопытству в своем собственном темпе, уделяя время, необходимое им для полного понимания каждой концепции и достижения индивидуальных целей обучения.
Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори вырастают уверенными в себе, полными энтузиазма и самостоятельными учениками и гражданами, ответственными как перед собой, так и перед своим сообществом. Они мыслят критически, работают сообща и действуют смело и честно. Какого лучшего результата вы могли бы пожелать своим детям?
Вместо того, чтобы просто знакомить детей с фактами, Монтессори-образование направлено на то, чтобы взрастить естественное стремление каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.
МЕЛАНИ ТИС, ДИРЕКТОР AMS по членству и аккредитации школ
AMS рекомендует
Узнать больше
Терминология Монтессори
Узнать больше
Преимущества образования Монтессори
Узнать больше
В классе Монтессори
Узнать больше
Монтессори и ваш ребенок
Почему стоит выбрать Монтессори для моего ребенка
Перейти к содержанию
Узнайте, как метод Монтессори может изменить жизнь вашего ребенка.
Все родители надеются найти лучшую образовательную программу для своих детей. И они признают длительное влияние, которое опыт раннего обучения оказывает на развитие ребенка и обучение в будущем. Что такого в философии и практике Монтессори, что так привлекает родителей?
Вот уже более века Монтессори-метод процветает во всем мире, и современные исследования подтверждают эффективность Монтессори-метода. Несколько ключевых элементов подхода соответствуют образовательным целям, которые сегодняшние родители ставят перед своими детьми, включая превращение их в способных людей, которые будут иметь сильное чувство собственного достоинства, способность общаться с другими и потенциал для продуктивной работы на протяжении всей своей жизни. С Монтессори этот рост начинается рано. Ранние годы (от рождения до 6 лет) — это критическое время, чтобы заложить прочную основу для того, кем станет ребенок и какую роль он или она будет играть в будущем.
Монтессори-образование воспитывает способных, ответственных, знающих людей с сильным чувством собственного достоинства, которое им необходимо для процветания в реальном мире.
Способный
Класс Монтессори продуман до мелочей, чтобы дать детям возможность развивать свои собственные способности, будь то научиться самостоятельно одеваться, умножать многозначное уравнение, эффективно сообщать о своих потребностях или решать проблемы с другими. Каждый класс наполнен развивающими занятиями, которые побуждают детей к взаимодействию с конкретными учебными материалами, а также к совместной работе с другими.
В классе намеренно предусмотрено только одно задание каждого вида. Учащиеся могут свободно выбирать деятельность, с которой они хотят работать, поэтому они учатся делать выбор в зависимости от того, что им интересно и что доступно. В то время как некоторые дети, естественно, предпочитают работать с другими, часто самые младшие ученики сосредотачиваются на индивидуальных занятиях. По мере взросления детей учебная программа намеренно предусматривает обучение в малых группах и совместную деятельность. Сочетание независимых, партнерских, малых и групповых уроков и занятий знакомит детей с различными учебными отношениями и межличностной динамикой — ценными навыками для их взаимодействия вне класса!
Предоставление детям возможности делать собственный выбор на основе внутренней мотивации, а не указаний взрослых создает прочную основу для развития способных детей.
Подотчетный
В классе, ориентированном на ребенка, где учебная деятельность представлена детям индивидуально, учащиеся продвигаются в своем собственном темпе. Им предоставляется возможность практиковаться, анализировать или двигаться вперед в зависимости от их собственных интересов и способностей. Они берут на себя ответственность за собственное обучение и несут ответственность за свои знания.
В классе Монтессори учителя ежедневно оценивают учеников, используя свои наблюдения за взаимодействием каждого ребенка в окружающей среде и со сверстниками. Они используют свои знания о развитии ребенка и академических результатах, чтобы создать среду, которая одновременно является стимулирующей и доступной в академическом, физическом, социальном и эмоциональном плане. Они разрабатывают индивидуальный план обучения для каждого ребенка, исходя из его или ее уникальных интересов и способностей. Учителя создают среду, в которой учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои вопросы и учатся самостоятельно искать новые знания.
Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью подхода в классе Монтессори. По мере взросления учащиеся учатся критически смотреть на свою работу и становятся искусными в распознавании, исправлении и извлечении уроков из своих ошибок.
Знающий
Метод Монтессори воспитывает в детях порядок, координацию, концентрацию и независимость с того момента, как они входят в класс. Дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают формирующуюся у учащегося саморегуляцию — способность обучаться и думать о том, что он изучает — от малышей до подростков. Последовательность Монтессори-уроков хорошо соответствует, а во многих случаях и превосходит государственные стандарты обучения, гарантируя, что дети знакомятся со сложными концепциями обучения посредством практического опыта, который приводит к глубокому пониманию.
Учебная программа Монтессори намеренно сгруппирована в 3-летние циклы, а не разбита на годовые ожидания в отношении обучения учащихся. При этом учитывается тот факт, что дети развивают и осваивают академические темы с разной скоростью, и что в действительности дети часто работают в определенных областях содержания рывками. Учитель поддерживает рост ребенка во всех областях учебной программы, чтобы убедиться, что он или она знакомится с полной последовательностью уроков в каждой области, и по мере необходимости обеспечивает поддержку и новые задачи.
Чувство собственного достоинства
Класс Монтессори состоит из учеников, возраст которых обычно составляет 3 года. В идеале ученики остаются с классом и учителем на протяжении всего цикла, создавая стабильное сообщество и значимые связи.
Часто можно увидеть, как учащиеся разных возрастов работают вместе. Старшим ученикам нравится наставлять своих младших одноклассников — иногда лучший учитель — это тот, кто недавно освоил поставленную задачу. Младшие ученики смотрят на своих старших «братьев» и «сестер» и получают представление о предстоящей заманчивой работе.
Когда дети взрослеют в классе Монтессори в течение 3 лет, они понимают, что являются частью сообщества, где у каждого есть свои индивидуальные потребности, но при этом он вносит свой вклад в сообщество. Дети проявляют независимость, но им также предоставляется возможность работать со своими сверстниками и поддерживать других, когда они в этом нуждаются.
Развитие самостоятельности и преследование собственных интересов в контексте заботливого сообщества воспитывает в каждом студенте сильное чувство собственного достоинства и поощряет гордость за свою уникальную индивидуальность.
Доктор Мария Монтессори, итальянский педиатр и дальновидный педагог, основавшая Метод, считала, что когда детям предоставляется свобода выбора своей учебной деятельности, вырастает уверенный в себе, любознательный и творческий ребенок. Как оказалось, этот подход, которому более 100 лет, — это именно то, что родители ищут сегодня.
Жизнь Монтессори: взгляд родителей
Родители делятся мыслями о том, что делает Монтессори-образование таким особенным.