Воспитание на основе православных традиций в истории россии: Духовно-нравственное воспитание | Кафедра 52 «История»

17. Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье | «Образование Ямала»

Чуракова Галина Гусейновна, Индивидуальный предприниматель

Тема «Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье»

Содержание
 

Введение ………………………………………………………………………………………………3

1. Семья как основа православного воспитания детей ………………………………………..5

2. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры………..8

3.  Средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье………11

Заключение …………………………………………………………………………………………..13

Список литературы ………………………………………………………………………………….14

 

Введение

Актуальность темы данного доклада обусловлена тем, что институт семьи в настоящее время переживает глубокий кризис, а проблемы современной семьи выходят на первый план и относятся в нашей стране к числу наиболее важных и актуальных.

В конце ХХ века в России в результате резкой смены модели общественной жизни, произошло изменение социально-психологического статуса семьи,деформация, неопределенность и частичная утрата семейных ценностей. Семья как социальный институт претерпела большие изменения, приведшие к снижению рождаемости, росту разводов, увеличению количества неполных семей, так называемых гражданских браков, широкому распространению внебрачных отношений и внебрачных рождений детей. Между тем именно семья имеет возможность оказывать глубокоевлияние на весь комплекс физической и духовной жизни детей. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, превышает все другие воспитательные воздействия. От того, какие традиции сформированы в семье, какое место она занимает в жизни ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь. При этом одним из наиболее важных факторов, оказывающих положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей, являются духовно-нравственные ценности родителей, в частности, их религиозность и приверженность православным культурным традициям. В нашей стране на протяжении многих веков именно православная церковь и русская православная культура являлись основой формирования семьи. В настоящее время в современной России православная церковь остается одним из основных источников нравственности и подлинной духовности, социальным институтом с тысячелетней историей и пользующейся наибольшим доверием населения.

Нам видится противоречие в том, что в последние годы значительно возрос интерес к проблеме духовно-нравственных ценностей, однако большинство исследований по воспитанию детей продолжает вестись без учета влияния православной веры на нравственное воспитание детей в семье, что и определило актуальность данной проблемы и ее исследование в докладе.

Цель исследования состоит в раскрытии роли и влияния православной веры на нравственное воспитание детей в семье.

Для раскрытия цели доклада были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотреть семью как основу православного воспитания детей.

2. Раскрыть основы и особенности духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры.

3. Проанализировать средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье.

Гипотезы исследования: считаем, что если в современной российской семье будут сформированы ценности православного воспитания,такие как:вера в духовное совершенствованиеличности;воспитание трудолюбия, любви, доброты исострадания;соблюдение православных праздников,в такой семье будут формироваться традицииправославной культуры, а также будет осуществлятьсядуховно-нравственное воспитание детей.

1. Семья как основа православного воспитания детей

Семья для каждого человека является наиболее близкой и значимой средой, одной из наиболее жизненно важных ценностей. Именно семья представляет собой основу духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, а взаимоотношения, сформированные в семье, реализуются в общественных отношениях, в поведении человека как гражданина своей страны.   Как справедливо указывает Е.В. Щеголева,именно с семьи для ребенка начинается Родинаи  наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «малая Родина» [6; с.28].

Институт семьи в современных условиях находится в кризисном состоянии. Нравственные представления о семье, как о духовном единстве мужчины и женщины, вытеснены из современной жизни. Материальное богатство, реализация карьерного успеха заменили в современной семье традиционные отношения, построенные на уважении, жертвенной любви, нравственной добродетели.  Напротив, пропагандируется культ потребления, наслаждения и порока. Духовная пустота отталкивает детей в подростковом возрасте от родительского дома, с каждым годом растет число подростковых суицидов, увеличивается подростковая преступность, пристрастия детей к алкоголю и наркотикам. Присутствуют значительные проблемы детей и детства.

По мнению А.С. Курбатова, разрушение семейных традиций привело к тому, что у многих молодых людей не сформированы представления о добре и зле, пороке и добродетели, присутствует духовно-нравственная неразвитость при отсутствии потребности реализации чувств отцовства и материнства [4, с. 21]. Более того, в современных условиях многие внутрисемейные противоречия, являясь следствием изменения жизненных условий и деградации духовно-нравственных идеалов общества, имеют психологические причины и представляют собой достаточно сложнуюсоциально-психологическую ситуацию в целом в семейной сфере. Такая ситуация для России, с ее многовековой культурой и православными традициями, является противоестественной и гибельной. Для преодоления дегуманизации российского общества требуется восстановление жизнеспособности созидающей православной семьи.При этом возрождение института православной семьи в современных российских условиях возможно только на основе религиозных традиций православной культуры посредством укрепления семьи, ее традиционных культурно-исторических ценностей.

Семья является первой ступенью в жизни ребенка, направляет его сознание, волю и чувства. При участии родителей ребенок познает первый жизненный опыт, получает знания об окружающем, умения и навыки. От того, какие традиции сформированы в семье, какое место она занимает в жизни ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.

В нашей стране на протяжении многих веков именно русская православная культура являлась основой формирования семьи, способствовала воспитанию поколений сильных духом людей, преодолевающих трудности и невзгоды. Основой супружества всегда были религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Как пишет Протоирей Глеб Каледа, библейское содержание образа брачных отношений выделяло в них как основополагающую роль исполнение супругами их высшего личностного предназначения: муж и жена после бракосочетания представляли собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имевшую свое продолжение в детях [3, с. 115]. Высшим предназначением женщины с утверждением христианского понимания брака стало рождение и воспитание детей, а предназначением мужчины – забота о жене и детях.

В православной религиозной семье наиболее важное место отведено самой семье, с уважительными отношениями, как между родителями, так и между родителями и детьми. Православная семья содержит в себе все человеческие ценности. Воспитание детей в такой семье настраивает на духовное видение, а православный семейный уклад учит детей держать ответ за свои поступки, формирует чувство ответственностии чувство долга. Именно тогда семья становится крепостью, защищая всех ее членов, даря радость любви и общения, возможность личностного раскрытия. Православие формирует у членов семьи уверенность, что семья будет всегда рядом, чтобы в жизни не произошло. Каждый из членов семьи найдет поддержку и в счастье, и в горе. Никто не может заменить родных людей, детей и родителей. Православная семья учит детей любить людей и верить в добро, недержать обиду на окружающих, а принимать сложную ситуацию как испытание и преодолевать ее. Духовно питать детей может только семья, духовно целостная и здоровая.

Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью – это значит сохранить Родину и наше будущее – детей. В этом видится высокое предназначение совместной деятельности Православной Церкви, государства и общества.

Сегодня главное – найти средства и возможности возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Их действенная помощь – в сохранении традиций православного уклада российской семьи. И каждый из нас может внести посильную лепту в дело возрождения благородства нашего народа, нашего общества. Для этого нам необходимо восхождение к православному самосознанию, когда верность Родине начинается с верности мужу, жене. Забота об Отечестве обретается в заботе о собственных детях, внуках, так как весь великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада.

2. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры

В современной России, чтобы быть образованным, культурным человеком, необходимо владеть знаниями об основахроссийской культуры, сформированной на православных традициях и включающих в себя многовековой исторический опыт культурной, духовной и религиозной жизни государства.

Основными целями духовно-нравственного семейного воспитания является формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей и приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Для того, чтобы эти цели были достигнуты, по мнению Т.С. Георгиевой, необходимо выполнять следующие задачи [1, с.87]:

— учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь. Уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

— формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры;

— формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников;

— воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей в семье состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Как указывают А.Я. Данилюк с соавторами, главным результатом духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры должно стать усвоение ребенком вечных православных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и неприятию зла [2, с. 14].В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическомуразвитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Православные ценности – это, прежде всего, качества человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях.

В православии велико значение учения о добродетелях, характеризующих духовно-нравственные качества личности. Само понятие «добродетели» указывает на деятельную форму усвоения добра(«добродеять» — делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Главные православные добродетели – вера, надежда, любовь, а также милосердие, великодушие, терпение, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

Семейное воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке, учащий детей подражать людям с героической судьбой и причисленным после смерти к лику святых.

К лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических ситуациях остаться верными Христу. К числу таких святых относится и Князь Александр Невский, оказавший значительное влияние на судьбу России.

Александр Невский княжил на Руси в тяжелейший переломный период татаро-монгольского ига, когда само существование Руси как государства находилось под угрозой. Именно усилиями Александра Невского наша страна сохранила свою этническую самостоятельность, православие и культурные традиции. Деятельность Александра Невского не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Православной церковью Александр Невский был канонизирован как благоверный князь. Протоирей Иоанн Мейендорфуказывает, что, как и любой православный святой, благоверный князь  вовсе не был идеальным безгрешным человеком, однако он был правителем, руководствовавшимся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью [5, с.69].

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание детей на таких примерах, как святой и благоверный великий князь Александр Невский будет способствовать формированию у детей патриотических чувств и духовно-нравственных позиций.

3.  Средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье

Семейное духовно-нравственное воспитание детей возможно исключительно при условии формирования в самой семье духовности и нравственности на принципах религиозности и православия. Каждый ребенок в самого раннего детства должен знакомиться с православными традициями и обычаями.

Православие начинается с таинства крещения. Совместные семейные посещения церкви, участие детей в семейных молитвах, исповеди, причастия должны быть неотъемлемой частью жизни детей, так как являются связью между разными поколениями и, в тоже время, средством духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное семейное воспитание должно быть каждодневным трудом, как для родителей, так и для самих детей. Дети должны расти в хорошей, спокойной, счастливой среде. Родители обязаны любить своих детей такими какие они есть и стараться прививать им духовные и нравственные начала, давать религиозные православные знания, учить следовать традициям и церковным ежегодным праздникам.

Духовно-нравственное семейное воспитание должно формировать и укоренять в детях живую веру в Бога, навык «хождения перед Ним», внимание и заботу о том, чтобы не оскорбить Бога своими грехами. Именно страх Божий, по мнению Протоирея Глеба Каледы, способен возбудить в сердце ребенка возвышенные чувства, обуздать порывы его своеволия, привести в порядок желания и наклонности [3, с. 136]. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным.

К основным средствам духовно-нравственного воспитания детей в православной семье относится соблюдение религиозных православных традиций, которыми должны быть наполнены как воспитание и образование, так и семейный досуг.

Во-первых, чтение детских книг с духовным содержанием. Среди таких книг особое место отведено детской «Библии». Изучая такую литературу, слушая текст и рассматривая иллюстрации, ребенок узнает правила веры и запоминает основные события святого писания.  Полезны для детей также чтения, описывающие житие русских православных святых, таких как, например, Александр Невский, Андрей Первозванный, Дмитрий Донской, княжна Ольга, Сергий Радонежскийи многих других. Совместные чтенияукрепляют детско-родительские отношения, позволяют создавать доверительную атмосферу между родителями и детьми.

Во-вторых, семейные празднования православных праздников. Отмечать такие праздники следует в соответствии с религиозными православными традициями: соблюдение поста, исповедь накануне праздника, посещения праздничной службы всей семьей, принятие Таинства Святого Причастия. Подготовкой к празднованию также может стать изучение детьми совместно с родителями стихов и песен, выступления на импровизированных домашних концертах в кругу самых близких людей.

Детям необходимо объяснять отличия внешних и внутренних атрибутов религиозных православных праздников. Так, например, в праздник Светлой Пасхи выпечка куличей и крашение яиц – внешний атрибут. Внутренними атрибутами, наиболее важными, являются исповедь, посещение праздничной службы, принятие Таинства Святого Причастия.

В-третьих, паломнический туризм –посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребенка, укрепляют любовь к Отечеству, пополняют знания по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.

Выделим основные православные традиции, которые следует укоренять в каждой семье:крещение;посещение храмов;оказание почтения церковным праздникам;совместная трапеза;почитание взрослых;уход за маленькими и больными;обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Выделим также несколько требований, которые следует учитывать в духовно-нравственном воспитании детей. Воспитание должно быть:полным, нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела; гармоничным и согласованным с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре;соотнесенным с личностными способностями ребенка, уровнем его умственного и нравственного развития;непрерывным и постоянным;постепенным и основательным;строгим.

Заключение

Таким образом, православное семейное воспитание – это целенаправленная система воспитания ребенка для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи. Именно в семье происходит самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, формирует ответственность личности перед близкими и обществом.

Знания о позитивной роли семьи в становлении и развитии личности и общества являются чрезвычайно актуальными, так как способствуют пониманию закономерностей развития отношений между людьми, формируют активную гражданскую позицию, осознание себя гражданином, ответственным за все, что происходит вокруг.

Список литературы

1.Георгиева, Т.С. Культура России и русское православие. Очерки [Текст] /Т.С. Георгиева. – М.:  Издательство:Крафт+, 2019. – 496 с.

2.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:[Текст]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

3.Каледа, Г. Домашняя Церковь [Текст] / протоирей Глеб Каледа. – М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2013 – 280 с.

4.Курбатова, А.С. Православная педагогика о браке, семье и семейном воспитании[Текст] / А.С. Курбатова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 26с.

5. Мейендорф, И.  Брак в православии[Текст] /Протоирей Иоанн Мейендорф. – М: Издательство Христианская жизнь, 2004. – 93с.

6.Щеголева, Е.В. Православные брак и семья[Текст] /  Е.В. Щеголева. М.: Олма-Пресс, 2013. – 192с.

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ | Статья на тему:

Боровикова Е.Ю.,

воспитатель

Глазова С.Ю.,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 32 «Журавушка»

г. Губкина

Белгородской области

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной.   Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Но ведь дети – это наше будущее. Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков  человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.

       Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.  

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в  этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе,  детском саду, семье.

Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.  Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций, уклада жизни нашего народа. По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. ». Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и  плодовом изобилии на Спас.

Необходимо воспитывать у детей  любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа. Нужно показать детям тесную и органическую связь основных православных праздников с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.  Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.  Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Желательно, чтобы  воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществлялось совместными усилиями образовательной системы и семьи.  Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть и священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Литература:

1.  Азбука православного воспитания. Сборник., М: 1997 – 10с.

2.  http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/501/ Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений г. Курск Гребеньков В. А., Меньшиков В. М.

3.  http://festival.1september.ru/articles/510377/   Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.

Православная церковь в русских школах

РОССИЯ

Выдано:

Материал собран нашим корреспондентом из России/бывшего СССР Марией Антоновой. В школах и вузах ряда регионов России введены занятия по основам православной культуры. Они стали важной частью учебной программы – они обязательны и оцениваются. Представители православной церкви признают, что в советский период атеизм и материализм уводили население от православной культуры. Теперь часть России использует религию как средство укрепления национальной идентичности. Однако Россия — светская страна, где не менее четверти населения не являются православными.

Реклама

Материал нашего корреспондента из России/бывшего СССР Марии Антоновой

В школах и вузах ряда регионов России введены занятия по основам православной культуры. Они стали важной частью учебной программы – они обязательны и оцениваются. Представители православной церкви признают, что в советский период атеизм и материализм уводили население от православной культуры. Теперь часть России использует религию как средство укрепления национальной идентичности. Однако Россия — светская страна, где не менее четверти населения не являются православными.

Религиозное образование в России

Андрей — археолог и педагог. Он живет в Москве и преподает в частной школе и в университете. Он также является блогером. Андрей посетил несколько встреч с другими учителями по поводу введения религиозного образования в русских школах.

Главное, историю религии и смежных дисциплин будут преподавать не только светские профессора, но и священники. Это не то, что было обещано. Кроме того, школы, в которых вводятся уроки религии, получат финансовую поддержку от Министерства образования, а также от Православной церкви. Частные школы, которые участвуют, смогут получить скидки на арендную плату».

«Просто христианская пропаганда»

Юлия Зайцева, математик, живущая в Москве. Она в шоке от нового учебника своего маленького сына.

Авторы этой книги не пытались скрыть тот факт, что главу о религии написали православные священники. Авторы разделились по поводу заявления в главе, адресованной неправославным читателям: «Каждый волен верить или не верить в священное происхождение священной книги. Но ее должны прочитать все». Однако чуть позже, в разделе теории эволюции, светское образование наносит удар: «Дорогие дети, не забывайте, что первые люди, Адам и Ева, были сотворены здоровыми и чистыми. , и что человечество было развращено только после этого». А затем в книге, «Вы знаете, что происходит с рыбаками, которые не верят в Бога? Они попадают в ад и будут страдать вечно».

Итак, дамы и господа, давайте закончим эти дискуссии о религиоведении прямо здесь. Этот простой школьный учебник наполнен христианской пропагандой, санкционированной Министерством образования».

«Кто нуждается в Боге, тот придет в храм»

Дмитрий Струев — православный священник из Липецка. Он написал эту запись после того, как кто-то попросил его вести урок религии в школе.

Я категорически отказался вести курс. Те, кто нуждается в Боге, придут в церковь. Или они попросят меня прийти к ним домой. Такой тип обучения в школе окажет негативное влияние на молодежь. Мне было бы там не комфортно. А для неверующих это было бы поводом для зла. Что до меня, то я не был бы счастлив в этом положении».0003

Подробнее по связанным темам:

  • школа
  • Россия
  • Православная Церковь
  • образование

Преподавание православия в русских школах

Все произошло очень быстро. В середине 2009 годаДмитрий Медведев, тогдашний президент России, сказал «Пусть будет», и к сентябрю 2010 года Министерство образования ответил: «Да будет воля Твоя», и запустил пилотный проект по внедрить религиоведческие и этические исследования в 19 регионах России. Министерство подчеркнул, что именно школьники и их родители будут выбирать, кого из шесть модулей, которые они будут изучать в четвертом классе школы (10-11 лет) – основы ислама, иудаизма, буддизма, православия, мировых религиозных культур или Светская этика.

Чиновники по всей России объяснили, что новый предмет поможет дети развивают свою этническую идентичность, нравственное чувство и толерантность. Скептики Конечно, не замедлили указать, что выбор предметов несовместим с терпимостью с самого начала, включая три основные мировые религии, но что касается четвертого, христианства, то оно предлагало не общий обзор, а изучение только одной ветви. И это несмотря на то, что опрос, проведенный ВЦИОМ показал, что католики и Протестанты, которые также являются христианами, составляют около 1% населения России.

население, аналогичное цифре евреев и буддистов.

Пилотная схема была введена в большой спешке, программа только что составлена.

Пилотная схема

Более 60% родителей выбрали модуль светской этики, не зная, что имелось в виду – неудивительно, учитывая, что такого понятия не существует: этика является отраслью философии и поэтому не может быть ни священной, ни светской. Этот выбор был продиктован главным образом желанием избежать еще более туманной концепции «религиозная культура». Учителя пытались пролить свет на этот вопрос, хотя они сами не понимали, чему должны учить – они прошли только короткие вводные курсы по четырем религиям, проводимые местными «специалистов», которые сами прошли всего 72 часа обучения (хотя это был в Москве). Как вспоминала новосибирский учитель Наталья Ельцова, экспериментальная схема была введена в большой спешке. Программа была просто брошена вместе, а наставники-новички были совершенно бесполезны. Мы хотели учиться, но наш «Специалист», получивший образование в Москве, чья дневная работа заключалась в управлении исторического клуба, сама так испугалась, что мы не смели задавать вопросы».

0003

За неделю до старта регионального пилота еще не было учебников. Тексты Талмуда, подготовленные религиоведами для еврейского модуля, были отклонен Российской академией наук на том основании, что курс был задуман как введение в религиозную культуру, а не как обоснование догм. Но, очевидно, это не имело большого значения, и нужны были лишь некоторые изменения. до того, как они были переданы ученикам.

Как ни странно, даже те преподаватели, которые уже ввели Религиозное образование как факультативный предмет в их школах были против его вхождение в общую учебную программу. Владимир Чириков, директор одной из первые школы не только в Омске, но и во всей России с факультативный курс православной христианской культуры в его учебной программе уже 1991, сказал следующее: «Все наши учителя изучали этот предмет в течение ряда лет, а также восемнадцать месяцев готовили родителей на собраниях и специальные семинары, прежде чем знакомить своих детей с предметом. Но сейчас с этой региональной экспериментальной схемой родители имеют очень слабое представление о том, что происходит на.

Не было никаких попыток объяснить схему, только официальные лица, дающие их личное мнение».

Тем не менее, через два года пилот был официально признан успех (хотя и в довольно абстрактных терминах). Елена Низиенко, руководитель Департамент образования Министерства образования и науки сообщил, что: «Новый предмет полезен — более 60% взрослых считают, что он полезен. приблизил их к своим детям». После этого было уже не остановить – родителей больше никто не спрашивал. А миллиарды рублей уже были потрачено на это, в конце концов. Так, в 2012 г. «Основы религиозных культур и Светская этика» стала частью учебной программы для 10-11-летних.

«Основы религиозных культур и светской этики»

Ничего страшного в российских школах не произошло с тех пор, как этот предмет был введен. У детей, конечно, не было выбора, но ведь и нет. можно было ожидать, что они это сделают: вы не можете разделить класс на шесть групп только для того, один урок. В Новосибирской области пришли к единому мнению, что группа должна состоять не менее чем из 12 учеников, хотя, учитывая общий энтузиазм оптимизация ресурсов, школ нет ни у нас, ни у соседей Сибирские регионы успели предложить даже два варианта; учителя и администрация школы помогают родителям сделать свой «выбор». целый ряд этнических групп выбрали светский модуль, и не поступало сообщений о межконфессиональном конфликте, которого многие опасались. « Опасно то, что курс имеет явный конфессиональный характер, что бы там ни говорили о его светской основе, — говорит Александр Сайбединов, директор Томского Светленского лицея. «Здесь, в России, принадлежность к данному церковь или вера слишком тесно связаны с этнической принадлежностью. Представьте, что бы случиться, если ученики из разных модулей начали сравнивать записи о своих уроки и обнаружили, что их учат разным вещам. Рашид из одной веры, Иван из другой. Так что либо вера неверна, либо учитель. Но дети привыкли верить тому, что им говорят учителя» 9.0003

«Курс имеет явный конфессиональный уклон, что бы там ни говорили о его светской основе».

Нигде, конечно, не учат «вере Рашида»: модули по исламу и иудаизму есть только в учебных программах профильных этнических школ меньшинств, которых на всей территории меньше дюжины. Омская, Новосибирская и Томская области.

Приверженцев буддизма нет, и, видимо, нет. что много и за православие. Наталья Максимова, заместитель начальника единственного школе в Советском районе Новосибирска, чтобы преподавать этот модуль, объясняет их подход: «Это был выбор не всех, но те, кто за него не голосовал, были счастлив следовать за большинством. Но мы стараемся подчеркивать общечеловеческие ценности, а не религия. Учителя говорят о моральных нормах, которые являются общими для всех этические системы».

Православный крестный ход в г. Новосибирске (с) РИА Новости/ Александр Кряжев

Мало кто из учителей даже пытается объяснить понятие «Бог». учебник, рекомендованный министерством под редакцией профессора Московского Духовная академия утверждает: «Слово «Бог» используется для обозначения существа для что нет причин. Бог создал все; никто Его не создавал. Бог сотворил и мир, и время, поэтому времени не существовало до сотворения наша Вселенная. Сам Бог находится вне нашего мира и вне Времени. То, что вне Время называется Вечностью.

.. Бог свободен. Он создал природу и ее законы. Поэтому законы природы над ним не властны. Он может все, в том числе быть больше, чем просто Богом».

Без сомнения, трудно предложить лучшее объяснение, но оно одинаково трудно понять это. Как говорит Александр Сайбединов: «Это достаточно сложно для богослова, не говоря уже о школьном учителе. Лучшее, что мы можем надежда на то, что люди потеряют интерес к предмету. «Основы Курс «Религиозные культуры и светская этика» просто не вписывается в образовательные цели нашей школы. Мы стараемся привить любовь к знаниям ребенок, способность мыслить самостоятельно. А тут у нас учитель рассказывает им: «Бог есть» — без каких-либо объяснений».   

Закат учености

А где кончается православная культура и начинается фундаментализм? Владимир Крупко, астроном и педагог, директор Омского планетария в городского Дворца детского творчества, рассказывает, что в последнее время мамы приводили своих детей на «перевоспитание»: «Родители обеспокоены об отсутствии у детей интереса к учебе.

Вещи могут стать действительно отапливается дома: «Учитель сказал, что Бог сотворил мир; почему ты мне лжешь?» Матери приводят их посмотреть в наш телескоп. С одной стороны, религия вещь, конечно, хорошая: ты веришь, что Бог есть, значит, он есть и жизнь становится легче. С другой стороны – если Бог создал мир, вам не нужно узнайте, как это работает: зачем беспокоиться, если вы уже все это знаете? Как может необъятность космоса над нами не будет интересна? Что осталось – кухня-школа-туалет? У детей должен быть выбор. Но получают ли они его?»

2009 год, за год до запуска пилотной схемы, был Международный год астрономии. Это был также год, когда астрономия исчезли из российской школьной программы, а стандартный учебник использовался для преподавать его в течение двадцати лет потеряли свою официальную сертификацию. К следующему году, все забыли об астрономии и спорили о религии. Возможно вот почему поторопились ввести его в качестве школьного предмета? Галина Рассказывает Саренко, заведующий кафедрой географии Омского педагогического института. мне, что количество уроков географии в учебной неделе является самым низким для век. Физика, химия и литература также были урезаны до костей, а рисунок пропал совсем. В то же время количество информация вокруг постоянно расширяется и становится все более хаотичной, так как издание учебников стало очень прибыльным бизнесом.

Основными предметами, изучаемыми в настоящее время в школах, являются личная гигиена и хорошее самочувствие, физическая культура и история России.

‘Если верить опросам, 35% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земля», — вздыхает Владимир Крупко. «2300 лет назад Аристотель сидел на холме со своим студентов, а когда солнце садилось, он сказал им, что все эти белые точки, висящие над наши головы — далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты, подобные нашей Земле. Теперь тысячи лет спустя дети не знают разницы между планетами и звездами… красота земли также проходит мимо них. Они не понимают, что дано достаточно энергии, вы можете создать свою собственную вселенную. Основные предметы, преподаваемые в школах теперь есть Личная гигиена и хорошее самочувствие, Физкультура и Русский язык История, ни одна из которых не имеет никакого отношения к пониманию нашего мира».

Церковное строительство прежде всего

Настойчивая настойчивость родителей в выборе светской этики над Модуль «Православная культура» – постоянная забота Церкви, которая регулярно жалуется о давлении на семьи со стороны школ. Так глава Синода Отдел религиозного образования и просвещения митрополит Меркурий предложил не только удлинить существующую модуль, но включая Основы православной культуры для 2-10 классов Национальная программа; и Министерство образования и науки занялось свое предложение, хотя и не афиширует это развитие. И для некоторых причине представители других конфессий и конфессий не кажутся обеспокоенный.

Средства массовой информации распространяют информацию о том, что спасти Россию можно только сочетанием набожности и патриотизма.

Но еще до того, как Министерство приняло это решение, мечта Меркурия была уже внедряется в Крыму, где учителей обучают доставить новую программу, и учебники были наспех изготовлены. Цель очевидно, чтобы еще больше снискать расположение церковных деятелей в Кремле, ловить настроение момента. Внедрение православного учения в школы под видом «религиозной культуры» — не первый шаг в признание значения Церкви для России, но она является наиболее значительный. Пресса и, особенно, телевидение активно продвигали эту идею. с некоторых пор, что спасти Россию можно только сочетанием благочестия и патриотизм, оба из которых неразрывно и исключительно связаны с Православная Церковь.

В регионах тревожными темпами строятся храмы рейтинг – Леонид Полежаев, губернатор Омской области последние двадцать лет, строит десять новых церквей в год, несмотря на то, что местная промышленность и сельское хозяйство полностью пришло в упадок. Новосибирская область отстает в в этом отношении, управляя только 100 новыми местами отправления культа в то время, но в прошлом году его тогдашний исполняющий обязанности губернатора Василий Юрченко подписал соглашение с Патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, построит еще 100. В в то же время правительство настаивает на том, что это строительное бум продолжается полностью на пожертвования прихожан, а не из бедных региональные бюджеты. Это маловероятно: среднемесячный доход городского для сибиряков — всего 26 000 рублей (350 фунтов стерлингов), а для жителей сельской местности — только вдвое меньше.

Существует также быстро растущее движение православных активистов, начавшее после «кощунственного» панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве Спаситель. Активисты в Новосибирске добились запрета на троих концерты «кощунственных» артистов – польской хэви-метал группы Behemoth, Американский певец Мэрилин Мэнсон и британская рок-группа Cradle of Filth. И члены различных «организаций», известные своими кожаными куртками, короткими стрижки и склонность к провокационному поведению и дракам также вдруг стал поддерживать Церковь… Патриарх Кирилл на вопрос недавняя Молодежная православная конференция о деятельности Новосибирского активисты, одобрительно отзывались о том, что «все больше молодежи приходит к осознанию того, что нам нужно бороться за нашу веру и наши ценности».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts