читать онлайн лучшие книги. 49 популярных книг📚 автора в электронной библиотеке MyBook.ru
Лев Выготский (Выгодский): читать онлайн лучшие книги. 49 популярных книг📚 автора в электронной библиотеке MyBook.ruЧто выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная
- Библиотека
- ⭐️Лев Выготский (Выгодский)
49 книг
Отправим уведомление, когда появятся новинки.
Вы можете найти автора в разделе Мои Книги «Избранное»
Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. Википедия
Поделиться
книги
22
Трудное детство
Лев Выготский (Выгодский)
Психология искусства
Лев Выготский (Выгодский)
Мышление и речь
Лев Выготский (Выгодский)
Мышление и речь (сборник)
Лев Выготский (Выгодский)
Дефект и сверхкомпенсация
Лев Выготский (Выгодский)
Психология искусства
Лев Выготский (Выгодский)
Психология искусства. Анализ эстетической реакции
Лев Выготский (Выгодский)
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Лев Выготский (Выгодский)
К вопросу о динамике детского характера
Лев Выготский (Выгодский)
Развитие трудного ребенка и его изучение
Лев Выготский (Выгодский)
Все 22 книги
аудиокниги
27
Дефект и сверхкомпенсация
Лев Выготский (Выгодский)
Мысль и слово
Лев Выготский (Выгодский)
Трудное детство
Лев Выготский (Выгодский)
Мышление и речь
Лев Выготский (Выгодский)
Развитие трудного ребенка и его изучение
Лев Выготский (Выгодский)
К вопросу о динамике детского характера
Лев Выготский (Выгодский)
Дефект и сверхкомпенсация
Лев Выготский (Выгодский)
Трудное детство. Диагностика и развитие трудного ребенка.
Лев Выготский (Выгодский)
Лекция 1 «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»
Лев Выготский (Выгодский)
Воображение и творчество в детском возрасте
Лев Выготский (Выгодский)
Все 27 аудиокниг
Серии
5
#экопокет
23 книги
Обучение и умственное развития в детском возрасте
7 книг
Тайны науки (АСТ)
6 книг
Искусство и действительность
23 книги
Мастера психологии (Питер)
25 книг
Подборки
3
Топ психологии 2021
27 книг
Отзывы
54
Отзывы из книг
54 отзыва
Цитаты
1865
Цитаты из книг
1 865 цитат
Похожие авторы
10
Отто Вейнингер
10 книг
Гюстав Лебон
8 книг
Константин Станиславский
19 книг
Павел Ковалевский
28 книг
Александр Шевцов
57 книг
Владимир Бехтерев
18 книг
Аристотель
40 книг
Николай Кукушкин
1 книга
Творческий коллектив компании «Мегаплан»
7 книг
Юрий Вагин
13 книг
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Истоки научного творчества Л.
С. Выготского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»УДК 159.9
М. А. Лямзин
профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ИСТОКИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Л. С. ВЫГОТСКОГО
В статье рассматриваются первопричины становления научного мировоззрения и мышления выдающегося отечественного психолога, педагога и педолога с мировым именем Л. С. Выготского. В качестве начал его научного творчества анализируется влияние семейного образования и воспитания, учебы в гимназии г. Гомеля, обучения в Московском Императорском Университете и в Московском городском народном Университете имени А. Л. Шанявского, педагогической и исследовательской деятельности после учебы в Москве (до 1924 г.).
Ключевые слова: малая родина; семья; семейное образование и воспитание; гимназия; психология искусства; развитие; сознание.
M. A. Lyamzin
Professor, Advanced Doctor (Pedagogy),
Head of Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: lma-0907@mail. ru
THE ORIGIN OF L. S. VYGOTSKY’S SCIENTIFIC CREATIVENESS
The article discusses the background for the development of scientific worldview and concepts of the outstanding Russian psychologist and globaHy renowned educator and psychologist, L. S. Vygotsky. As the starting point of Vygotsky’s scientific career the author analyzes the impact of domestic education and upbringing, his study at a grammar school in Gomel, education at Moscow Imperial University and Moscow City People’s University named after A. L. Shanyavsky, pedagogical and research activity after studying in Moscow (before 1924).
Key words: homeland; family; domestic education and upbringing; grammar schooL; art psychoLogy; deveLopment; consciousness.
Сравнивая Л. С. Выготского с выдающимся австрийским композитором и музыкантом-виртуозом XVIII в. В. А. Моцартом, профессор Чикагского университета, автор нескольких книг по философии и истории науки Стефан Э. Тулмин назвал Льва Семеновича «Моцартом психологии». Этот сопоставительный образ закрепился, его часто используют исследователи творчества Л. С. Выготского. Известно, что именно Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Он обладал феноменальным музыкальным слухом,
памятью и способностью к импровизации. Работая во всех музыкальных формах своего времени, он добился большого успеха. Многие его сочинения признаны шедеврами музыкального творчества. Под стать В. А. Моцарту в психологии был и остается Л. С. Выготский.
Выдающегося ученого, психолога, педагога и педолога, теоретика и практика, прожившего весьма короткую (неполные 38 лет), но очень насыщенную жизнь, можно сравнить с кометой, промчавшейся на научном небосводе нашего Отечества и всего мира, оставившей яркий след для современников и потомков. Этот след освещал и будет впредь направлять деятельность многих поколений специалистов в разных сферах социальной жизни: образовании, науки, здравоохранении, культуре, управлении и др.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать и в обобщенном виде представить основные истоки зарождения и становления психологических взглядов Л. С. Выготского, а также кратко показать актуальные идеи его научного наследия.
Правомерно в качестве важнейшего начала жизнедеятельности Выготского, как и любого человека, рассматривать место его рождения и семью, в которой человек воспитывался. Будущий ученый родился 5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1896 г. Малой родиной Л. С. Выгодского является г. Орша Могилевской губернии (современная Беларусь). Пока мы пишем эту фамилию через д, потому что смена этой буквы на т произошла только в начале 20-х гг. XX в., когда стал активно публиковаться двоюродный брат Льва Семеновича — поэт, филолог и лингвист Д. И. Выгодский. Видимо, стремясь к «идентификации» и «размежеванию», Лев Семенович букву «д» в своей фамилии заменил на «т».
Через год после рождения Льва семья переехала в г. Гомель, который сам Лев Семенович считал своей родиной и с которым связаны многие важные события в жизни будущего психолога. В этом городе прошло его детство и отрочество, здесь он учился в двух гимназиях, общался со взрослыми людьми, которые оказали на него большое личностное влияние. Сюда он неоднократно возвращался, работал, в этом месте черпал силы для творчества и вдохновения.
Следует отметить, что Гомель в тот период отличался особым духом образования и своими учебными заведениями. Так, например, в 1819 г. в нем была открыта первая в Российской империи
ланкастерская школа. Она была построена на центральной улице Гомеля и состояла из комплекса зданий (главный корпус и четыре флигеля, бани, амбар, конюшни) с земельными угодьями, образцовой фермой и мастерскими. Это было первое учебное заведение подобного типа в Российской империи [1].
В основу учебного процесса в этой школе была положена Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Ее суть состояла в организации обучения более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Видимо поэтому Лев Семенович всю свою жизнь не только учился сам, но и учился у других, внимательно прислушивался к мнению коллег, принимал активное участие в научных конференциях и диспутах.
В год приезда семьи Выгодских в г. Гомеле была открыты первая гимназия, в которой в последующем учился Лева. Хотя начальное образование он получил дома, в обстановке многодетной (8 детей!) и довольно образованной по тому времени семье: отец был купцом, затем работал в Гомеле заместителем управляющего отделением Соединенного банка, мать — учительницей.
Стремление к гуманитарным наукам, в частности истории и философии, проявилась у мальчика довольно рано и сохранилась на всю жизнь. Как вспоминает его товарищ детских и юношеских лет С. Ф. Добкин, в 4-5 классах гимназии группа школьников, среди которых была и сестра Льва — Зинаида, впоследствии — лингвист, решили создать кружок по изучению истории народов (в том числе, еврейского). Льва избрали его руководителем. Вскоре тематика кружка (а он проработал два года) стала напоминать изучение философии истории! Видимо, отсюда начинается Выготский как мыслитель, мыслитель-историк [2, с. 20-21]. Вероятно, здесь, еще в школьные годы, возникло у него особое внимание и собственное понимание роли истории в развитии человека, осмысление значения исторического метода в познании явлений действительности.
В гимназические годы Лев Выгодский изучал язык эсперанто, коллекционировал марки и вел переписку на эсперанто с людьми из разных стран, увлекся латынью, играл в шахматы, много читал. На всю жизнь полюбил театр (пробовал себя даже в роли режиссера), стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, И. Ф. Анненского, Н. С. Гумилева и других поэтов, прозу И. А. Бунина, Андрея Белого,
романы Ф. М. Достоевского и др. В этот период своей жизни Выгодский начал писать труд о Гамлете и в 19 лет завершил замечательную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском», а также ряд других работ: психологический анализ басен, рассказов И. А. Бунина. Связь с культурой и искусством стала характерной для научной деятельности Выготского. Наверное поэтому кандидатская диссертация Льва Семеновича и была посвящена психологии искусства!
Итак, одним из существенных мест, откуда проистекало научной творчество Л. С. Выготского, была его малая родина и семья, заложившие основу для его дальнейшей кипучей деятельности на ниве науки.
В 1913 г., окончив школьное образование с золотой медалью, Лев Семенович едет в Москву и поступает в Императорский университет, по настоянию родителей, на медицинский факультет. На этом факультете он проучился всего месяц и перешел на юридический из соображений получить по выпуску право ему, еврейскому мальчику, жить вне черты оседлости (т. е. определенной границы территории, за пределами которой в то время запрещалось постоянное жительство иудеям и цыганам). Обучение на юридическом факультете было, что называется, по необходимости. Однако и оно помогало Льву Семеновичу формировать такие важные для науки способности, как конкретное мышление, умение видеть проблему с разных сторон (например, быть одновременно в роли обвинителя и защитника).
Кроме того, в период учебы на юридическом факультете студент Выгодский познакомился, как свидетельствует С. Ф. Добкин, с двумя книгами, которые «.. .дали сильный толчок интересу Льва Семеновича к психологии» [2, с. 29].
Во-первых, это работа «Многообразие религиозного опыта», изданная в 1902 г. одним из крупнейших американских психологов того времени Уильямом Джемсом (Джеймсом) (1842-1910). Идеи автора книги настолько захватили Выгодского, что он стал изучать другие его книги, в частности, «Принципы психологии». Второй книгой стал труд, который считается одним из основных исследований австрийского психолога, психиатра и невропатолога, создателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), — «Психопатология обыденной жизни» (1901). Однако идеи З. Фрейда заметного влияния на Выгодского не оказали.
Кроме этого, авторы некоторых источников [3, с. 188] отмечают, что в этот период Л. С. Выгодский изучил трактат крупнейшего для
того времени филолога Александра Афанасьевича Потебни (18351891) «Мысль и язык» (1862). После изучения этих книг, как считают исследователи научного творчества Выгодского, у Льва Семеновича возник серьезный интерес и появилось желание изучать психологию и заниматься психологической наукой.
Это желание воплотилось в жизнь тогда, когда Лев Семенович в 1914-1917 гг. стал учиться в уникальном для того времени и для Москвы высшем учебном заведении — Народном городском университете имени А. Л. Шанявского (ныне в этом здании на Миусской площади располагается один из корпусов Российского государственного гуманитарного университета) на историко-философском отделении. В этом частном университете преподавание вели многие выдающиеся ученые того времени, покинувшие по морально-идеологическим и идеологическим принципам Московский университет (К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, В. А. Жуковский и др.).
Курсы психологии и педагогики в университете вел Павел Петрович Блонский (1884-1941). Личность неординарная, деятельностная и противоречивая. Оригинальный мыслитель, «первый построивший свою психологическую теорию на базе философии марксизма» [4, с. 20]. Он стремился к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения, исследовал широкий круг актуальных проблем на стыке психологии и педагогики, увлекался педологией -комплексной наукой об изучении ребенка. Вслед за П. П. Блонским, Лев Семенович в последующем называл себя «педологом». В автобиографии он писал: «Преподавал в вузах психологические и педологические дисциплины» [4, с. 140]. В одной из книг, посвященной Л. С. Выготскому, ее автор А. А. Леонтьев восклицает: «Выготскому повезло с его учителем!» [там же, с. 20].
Итак, обучение в Московском Императорском университете, а еще более — в негосударственном высшем учебном заведении — в университете имени А. Л. Шанявского и под влиянием П. П. Блонского, позволило Льву Семеновичу сделать окончательный выбор в пользу психологической науки.
Зародившееся в студенческие годы увлечение психологией определило всю последующую судьбу Л. С. Выготского. В официальной справке о своей научно-исследовательской работе он записал: «Начал заниматься исследовательской работой в 1917 году по окончании
университета. Организовал психологический кабинет при педтехни-куме, где вел исследования» [4, с. 140]. Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л. С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.
После окончания в 1917 г. обучения в Москве, Выгодский возвращается в Гомель, который переживает непростые послереволюционные времена. Из-за сложившейся в городе непростой ситуации и в поисках работы Лев Семенович едет в Киев, но вскоре возвращается в родной город. Здесь кипучая энергия молодого человека находит свое применение: через некоторое время он начинает преподавать литературу в школе, открывает издательство памятников мировой литературы и современных произведений «Века и дни» (правда, издано было всего две книги, и издательство прекратило свое существование), организует психологический кабинет при педагогическом техникуме, ведет в нем занятия и готовит книгу «Педагогическая психология».
К сожалению, из-за плохого питания в семье Выгодских примерно с 1920 г. стал развиваться туберкулез, которым в это время заболел и Лев Семенович. С этого времени его не покидает особая жажда творчества ввиду близкой кончины. К счастью, болезнь на какое-то время отступила, и Лев Семенович продолжил активные научные исследования. В частности, в этот период он изучал такие сложные проблемы, как взаимоотношения условных рефлексов и сознательного поведения человека, влияние языка на процессы мышления и др. Именно в это время он заинтересовался особенностями обучения детей, страдающих врожденными дефектами [5, с. 26], проблемами обучения умственно отсталых детей. Приходилось изучать специальные труды по психологии, в том числе зарубежных ученых, самому писать статьи для своих будущих крупных работ. Писал он быстро, как и мыслил, записывал порой одними только согласными буквами!
Психология в тот период характеризовалась глубоким кризисом как на Западе, так и в нашей стране. Выготский взялся за решение эпохальной задачи: перестройку психологии на новых основах. В этом талантливом и многогранном человеке органично переплелись и неразрывно проявлялись любовь и к истории, философии, филологии, и к психологии с педагогикой.
Выготский пришел в психологию тогда, когда она характеризовалась глубоким кризисом как на Западе, так и в нашей стране. Его соратник Александр Романович Лурия (1902-1977) писал: «…именно он (Выготский. — М. Л.) сразу же всем своим существом почувствовал, что на нем лежит задача выбиться из этого тупика, сломать все стены, которые отделяют психологию от реальной жизни, от конкретных форм человеческой деятельности, от живых форм человеческого сознания» [2, с. 15].
Результаты своих исследований за период работы в Гомеле Лев Семенович доложил в 1924 г. на II Психоневрологическом съезде в г. Ленинграде. Выступление молодого исследователя имело огромное значение для собравшихся ученых. Выгодского приглашают для работы в Москву, и с осени этого же года он начинает работать в Государственном институте экспериментальной психологии в качестве научного сотрудника 2-го разряда. Ему остается всего 10 лет интересной и напряженной работы в психологии.
На вопрос: «В чем заключается самый значительный вклад Л. С. Выготского в психологию?» можно ответить так: он обосновал идею о культурном и историческом (не природном) развитии сознания человека; доказал необходимость введения исторического метода, принципа историзма в психологию. С позиций диалектического подхода этот принцип означает, что любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении» (Г. В. Ф. Гегель).
Сам Лев Семенович именно так подходил к рассмотрению любой проблемы: с разных, порой противоположных, даже невероятных сторон. Для него психология была наукой об историческом развитии человеческого сознания. Идея об историческом развитии сознания человека остается методологической для осмысления и дальнейшего развития как современной теории психологии, так и при проведении конкретных экспериментальных исследований.
Стремясь к познанию сознания человека, изучению развития сознания, Лев Семенович положил в основу всех своих исследований учение о высших, специфических для человека, психологических функциях, исторически и логически возникающих в процессе реального общения. История высших психологических функций есть первый предмет психологии, считал он. Поэтому фундаментальные
положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (Выготский называл ее «инструментальной», «культурной», «исторической» психологией) в современных условиях нуждаются в дальнейшем изучении и в новых научных исследованиях.
В заключение хочется вновь привести слова А. Р. Лурии, емко и глубоко раскрывающие феномен Выготского: «Основное положение Л. С. Выготского звучит парадоксально. Оно заключается в следующем: для того чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального» поведения не в глубинах мозга и не глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека» [6, с. 23].
Таким образом, судьбоносными началами зарождения научных взглядов и идей Л. С. Выготского стали его малая родина, семья и семейное воспитание, годы «школьной» учебы. Период обучения в двух московских университетах, знакомство с психологией, педагогикой и педологией, в том числе под влиянием П. П. Блонского оказал на Выготского решающее значение для выбора жизненного пути. Практическая профессиональная деятельность и научные исследования в Гомеле до 1924 г. окончательно определили Л. С. Выготского в науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Лев Семёнович. — URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8% D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D 1 %91 %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D 1 %87 (дата обращения 01.11.2016).
2. Левитин К. Е. Личностью не рождаются. — М.: Наука, 1990.-208с.
3. Степанов С. С. Психология в лицах. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с.
4. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
5. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография / под ред. Е. Д. Хомской. — 2-е изд. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 192 с.
6. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
Социокультурная теория — простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Английский язык, используемый в этой статье или разделе , может быть не всем понятен . Вы можете помочь Википедии, прочитав Wikipedia:Как писать страницы на простом английском, а затем упростив статью. (ноябрь 2013 г.) |
Социокультурная теория была создана Львом Выготским как ответ на бихевиоризм. Основная идея теории состоит в том, что способы взаимодействия людей с другими людьми и культура, в которой они живут, формируют их умственные способности. Выготский считал, что родители, родственники, сверстники и общество играют важную роль в формировании более высоких уровней функционирования. Социокультурная теория, как утверждали Коул, Джон-Штайнер, Скрибнер и Соуберман, — это убеждение в том, что «каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном уровне».
Лев Выготский родился в 1896 году в России. Он окончил Московский университет в 1917 году и начал свою карьеру психолога во время русской революции. Он преподавал литературу и психологию в течение семи лет. Выготский пошел вразрез с ведущими учеными своего времени, заявив, что научная психология не должна игнорировать роль сознания. Большинство ученых в то время не соглашались с его идеями, однако ему все же предложили работу в Институте психологии в Москве. Там он работал над своими новыми идеями психологии. [2]
11 июня 1934 г. Выготский умер от болезни. Хотя его работа действительно привлекала некоторое внимание при его жизни, только в 1960-х годах, когда умер Иосиф Сталин и политика не играла большой роли в академических кругах, его взгляды были широко известны в России.
Идеи Выготского получили известность в Соединенных Штатах только примерно через двадцать лет.Главным желанием Выготского было по-новому взглянуть и придумать решение воспитательных и социальных проблем того времени. Он считал, что другие факторы, помимо биологических инстинктов, заставляют людей действовать так, как они это делают. [3] Он был первым современным психологом, предложившим роль культуры в характере каждого человека. Выготский считал, что включение знаковых систем из детской культуры изменяет поведение и связывает ранние и поздние формы индивидуального развития. [1] Выготский был ярым сторонником идеи о том, что то, чему дети научились у других людей в их собственной культуре, помогает им развиваться. Он считает, что мыслительные процессы человека основаны на социальных взаимодействиях и языке. Три ключевые области социокультурной теории — это зона ближайшего развития, частная речь и воображаемая игра.
Психологические инструменты[изменить | изменить источник]
Выготский (1981) утверждал, что люди «овладевают собой извне с помощью психологических инструментов» (стр. 141). Психологическими инструментами являются язык, стиль письма, система счета и условные знаки (Миллер, 2016). Психологические инструменты также включают в себя стратегии обучения и способы посещения и запоминания, которым обучают в индивидуальной школе. Такие инструменты используются для управления мыслями и поведением человека. Культура, в которую встроен человек, диктует, какие инструменты, социальные взаимодействия и навыки необходимы. Ценности одной культуры могут отличаться от ценностей другой, поэтому предоставляемые инструменты отражают конкретные культурные ценности и потребности. Например, западное общество придает большое значение образованию и технологиям, поскольку они необходимы для самодостаточности в этой части мира. Другие общества, такие как более коренные типы, могут подчеркивать важность поведения типа охоты / собирательства. Как видите, психологические инструменты, используемые коренными народами, отличаются от тех, которые используют западные общества. Дети используют свои психологические инструменты для когнитивного преобразования своего социального опыта.
Зона ближайшего развития[изменить | изменить источник]
Выготский считает, что обучение детей должно быть связано с уровнем их развития. Это побудило его утверждать, что обучение происходит в зоне ближайшего развития (ЗБР), которую составляют функции, еще не полностью сформированные, но находящиеся на пути к становлению.
ZPD обращает внимание на три важных вопроса. Во-первых, она акцентирует внимание на психических функциях детей, которые в настоящее время продолжаются, но еще не завершены. Во-вторых, он признал помощь сверстников или взрослых в качестве метода обучения. В-третьих, это помогло разделить фактические и потенциальные способности к обучению.
- Предположение об общности — это идея о том, что ребенок может выполнить некоторые задачи в одиночку, но может сделать больше с помощью кого-то другого.
- Предположение о помощи показывает, как тот, кто помогает ребенку, должен взаимодействовать с ним.
- Потенциальное предположение сосредоточено на способности и готовности ребенка к обучению. [5]
ZPD в основном используется для двух типов анализа когнитивного развития. Одна из причин, по которой используется ZPD, заключается в том, чтобы выбрать функции, необходимые для обучения в возрасте ребенка. Второй тест, проводимый ZPD, состоит в том, чтобы выяснить, где ребенок находится в данный момент, мысленно, по отношению к тому, где он должен быть или где он будет, когда вырастет. [6]
Леса[изменить | изменить источник]
В 1970-х годах Брунер, Вуд и Росс ввели термин «леса», чтобы добавить его к социокультурной теории. Леса описывают взаимодействие между ребенком и взрослым, который помогает им выполнить задание, которое они не смогли бы выполнить в одиночку. [3] Леса связаны с социокультурной теорией Выготского, поскольку признают роль социального взаимодействия в обучении и то, как другие люди влияют на развитие детей. Это включает в себя изменение способа, которым более опытный человек помогает ребенку в выполнении задачи, исходя из его доступных способностей к обучению. [7] Подобно тому, как физические леса используются для поддержки зданий во время их строительства, строительные леса в социокультурной теории помогают поддерживать ребенка в процессе развития его умственных процессов. [8]
Частная речь[изменить | изменить источник]
Частная речь имеет место, когда дети разговаривают сами с собой. Выготский видел в этом отправную точку всех умственных разработок. По словам Лантольфа, Выготский считал, что «именно в процессе приватизации речи на внутреннем плане возникают высшие формы сознания, и таким образом наши биологические способности организуются в культурно опосредованный разум».
Проще говоря, Выготский считал, что именно с помощью частной речи биологические инстинкты ребенка превращаются в культурно приемлемые способы действия. Он предположил, что дети разговаривают сами с собой, чтобы управлять собой в действии. Выготский предположил, что частная речь меняется по мере взросления детей, начиная с внешней (вслух) речи, когда они моложе, но затем становясь более внутренней (внутри себя) по мере взросления. Через отношения с более способными людьми дети получают информацию и используют это понимание в своей личной речи. Выготский считал, что приватная речь показывает, как дети используют поддержку, оказываемую им другими, чтобы помочь своему собственному образу мыслей и своим действиям.
Притворная игра[изменить | изменить источник]
Выготский рассматривал вымышленную игру как важную часть развития ребенка. Это один из основных способов развития в дошкольном возрасте. [7] Дети используют воображаемые игры для проверки различных навыков и развития важных культурных способностей.
Выготский предположил, что, участвуя в придуманных ситуациях, дети учатся действовать в соответствии со своими внутренними, а не только внешними представлениями.Во время игры дети примеряют на себя роли взрослых в своей культуре и тренируются, как они будут действовать в будущем. Игра предшествует развитию, поэтому дети могут начать приобретать мотивацию, способности и отношения, необходимые для социального участия, что может быть сделано только с помощью сверстников и взрослых. [1] Воображаемая игра позволяет детям попрактиковаться в том, как бы они действовали в реальном мире. Это дает им возможность получить основные навыки, необходимые для работы в их обществе, прежде чем они станут взрослыми. Однако изучение этих ролей и навыков осуществляется только с помощью других представителей их культуры.
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Коул М., Джон-Штайнер В., Скрибнер С. и Соуберман Э. (ред.). (1978). Разум в обществе: Развитие высших психических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ↑ Ивич, И. (1994). Лев Выготский. Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования, XXIV (3/4), 471-485. Получено с http://www.ibe.unesco.org/publications/ThinkersPdf/vygotske.pdf
- ↑ 3,0 3,1 МакГлонн-Нельсон, К. (2005). Взгляд вовне: изучение точек пересечения социокультурной теории и образования для одаренных. Journal of Advanced Academics, 17 (1), 48–55. Получено с http://joa.sagepub.com/content/17/1/48.full.pdf+html [ постоянная мертвая связь ]
- ↑ Козулин, А. (2003). Психологические инструменты и опосредованное обучение. В Козулин А., Гиндис Б., Агеев В.С., Миллер С.М. (ред.), Образовательная теория Выготского в культурном контексте (15-38). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета
- ↑ Чайклин, С. (2003). Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения у Выготского. В Козулин А., Гиндис Б., Агеев В.С., Миллер С.М. (ред.), Образовательная теория Выготского в культурном контексте (39-63). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета
- ↑ Чайклин, С. (2003). Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения у Выготского. В Козулин А., Гиндис Б., Агеев В.С., Миллер С.М. (ред.), Образовательная теория Выготского в культурном контексте (39-63). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ↑ 7,0 7,1 Берк, Л.Е. (2008). Развитие ребенка (8-е изд.) (264-267). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
- ↑ Ниденталь, П.М. и Алибали, MW (2009). Концептуализация строительных лесов и целей для полного учета воплощенного познания. Европейский журнал социальной психологии, 39, 1268-1271. Получено с http://ehis.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?sid=5a9ba047-c08d-4573-9ece-1c7b730ad155%40sessionmgr112&vid=2&hid=101 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Лантольф, Дж. П. (2000). Введение. В Lantolf, JP (Ed.), Социокультурная теория и изучение второго языка (1-27). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
Зона ближайшего развития — EduTech Wiki
Вики по образовательным технологиям и цифровому обучению
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Проект
1 Определение
Зона ближайшего развития (ЗБР) — разница между тем, что учащийся может делать самостоятельно, и тем, что тот же учащийся может делать под руководством наставника (Выготский, 1978).
«дистанция между фактическим уровнем развития ребенка, определяемым путем самостоятельного решения задач, и [его или ее] потенциальным [уровнем], определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками» (Выготский, 1978). [1], получено 15:03, 11 июля 2007 г. (MEST).
«Зона ближайшего развития» (ЗБР): это термин Льва Выготского для обозначения времени, между которым ребенок может решить определенную задачу только с помощью другого, и времени, когда ребенок может решить ту же задачу самостоятельно. Выготский считал, что ЗБР является решающим временем для полной социальной вовлеченности ребенка для достижения максимального обучения. [2], получено 15:03, 11 июля 2007 г. (MEST).
«Теория обучения Выготского не отрицает, что конструирование знаний индивидуально или что обучение является проявлением аппаратной работы мозга. Он утверждает, что руководство, данное более способными другими, позволяет ребенку заниматься такими уровнями активности, с которыми он не может справиться в одиночку. Это руководство происходит в зоне ближайшего развития (ZPD), которая, проще говоря, представляет собой разницу между тем, что учащийся может делать самостоятельно, и тем, что может быть достигнуто когнитивно с помощью более знающих других. Информационные технологии в образовании, получено 15:03, 11 июля 2007 г. (MEST)».
«Зона ближайшего развития определяет те функции, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, но сейчас находятся в зачаточном состоянии. Эти функции можно было бы назвать «почками» или «цветами» развития, а не «плодами» развития. Актуальный уровень развития характеризует психическое развитие ретроспективно, а зона ближайшего развития характеризует психическое развитие перспективно (Выготский, 19).78:87)».
См. также:
- Социокультурализм
2 В образовании
ZPD популярен во многих образовательных теориях и моделях проектирования обучения, напр. видеть:
- Scaffolding, интеграция знаний
- совместное обучение, компьютерное совместное обучение (CSCL)
- Ситуативное обучение, трансграничное обучение
- Модель сообщества создания знаний, Сообщество обучения
3 Ссылки
- Зона ближайшего развития (Википедия)
- Социальный конструктивизм (теория обучения) (Википедия).
4 Ссылки
Марш, Джордж Э. и Джон Дж. Кеттерер, Расположение зоны ближайшего развития . Онлайн-журнал управления дистанционным обучением, том VIII, номер II, лето 2005 г. HTML, получено 15:03, 11 июля 2007 г. (MEST).
Паркс, Р. Дж. (2000a). На тему педагогики : вклад теории Выготского в радикальную педагогику как постмодернистскую практику, материалы ежегодной конференции Австралийской ассоциации исследований в области образования (AARE), Сиднейский университет, 4–7 декабря 2000 г.
Паркс, Р. Дж. (2000b). Кризис в педагогике. В М. О’Лафлин (ред.). Философия образования в новом тысячелетии: Материалы конференции. 2 (стр. 73-87). Университет Сиднея (Австралия).
Варе, Дж. В. (1993). Совместное конструирование зоны: неовыготский взгляд на микрообучение. Документ представлен на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования, Атланта, Джорджия. (Служба воспроизведения документов ERIC № ED360 285).
Выготский Лев (1934).