Высшие психические функции это: Высшие психические функции — Психологос

Содержание

Высшие психические функции — Психологос

01 октября 2022 г., 21:54

 

 

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.

Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:

  • Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
  • Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
  • Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.

Список ВПФ

К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.

Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.

  • Высшие психические функции

Комментарии (8):

Н., 03 сентября 2015 г., 21:05

Н.П. Бехтерева относит к ним и внимание.

2

ответа

Гость, 18 октября 2017 г. , 13:48

Относят. Но как-то не уверенно ;))

Гость, 21 сентября 2018 г., 15:29

Произвольное относят, непроизвольное нет 🙂

Гость, 22 мая 2019 г., 23:45

Для массовой личности и первый список непроизволен..

1

ответ

Гость, 17 февраля 2023 г., 11:35

Гость, 13 октября 2019 г., 15:25

Почему восприятие и память определены культурой, а не генетикой?

1

ответ

Гость, 02 декабря 2019 г., 15:06

Восприятие мира навязывается средой. На счет памяти тоже думал, но ответа не нашел.

1

ответ

Гость, 14 марта 2020 г., 21:18

Узелок, на память!)

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формирование высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Характеристики высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Интериоризация

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психофизиологическая основа высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки

0Подробнее

Высшие психические функции. Что такое «Высшие психические функции»? Понятие и определение термина «Высшие психические функции» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) – одно из важнейших центральных понятий современной психологии. Понятие введено Л.С. Выготским, в дальнейшем разрабатывалось А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и другими.

Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды. К высшим психическим функциям относят воображение, память, мышление и т.д.

Высшие психические функции появляются в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым, через некоторое время ребенок может перенести механизмы управления ими во внутренний план (это называется интериоризацией).

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основным средством опосредования Высших психических функций является речь.

Высшие психические функции – результат системной работы мозга, ни одна из них не закреплена за определенным участком мозга. При появлении на определенном этапе развития ребенка какой-либо психической функции различные мозговые центры начинают сообща работать на то, чтобы она правильно сформировалась и развивалась.

Понятие высшие психические функции не только используется в общей психологии, но и широко применяется в прикладных сферах, активно используется в педагогической психологии, патопсихологии и нейропсихологии.

< Вуайеризм

Выученная беспомощность >

Популярные термины

    Высшие психические функции

    Зачем ребенку воображение?

    Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения… Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага
    • Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Потеряла двойню — выкидыш. Как справиться с болью?»
    • Исполнилось 40 лет? Исключите из рациона эти 7 продуктов!
    • В чем ваш социальный капитал? Перечисляем 7 способов его увеличить
    • «Пора остепениться»: правда ли мы становимся интровертами с возрастом — новые доказательства
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»

    Сегодня читают

    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • «Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    История развития высших психических функций.

    • . title={История развития высших психических функций}, автор={Л. С. Выготский и Роберт В. Рибер}, год = {1997} }
      • Выготский Л.С., Рибер Р.
      • Опубликовано в 1997 г.
      • Образование

      Проблема развития высших психических функций. Метод исследования. Анализ высших психических функций. Структура высших психических функций. Генезис высших психических функций. Развитие речи. Предыстория развития письменности. Развитие арифметических операций. Овладение вниманием. Развитие мнемонических и мнемотехнических функций. Развитие речи и мышления. Самоконтроль. Развитие высших форм поведения. Проблема… 

      View Via Publisher

      Разница Виготского между более низкими и более высокими психическими функциями и недавними исследованиями по младенческому когнитивному развитию

      • EUGEN был его тезис о том, что психические функции человека имеют социальное происхождение. Делая это заявление, Выготский столкнулся с…

        Перспективы развития Л.С. Идеи Выготского в клинической психологии

        • Тхостов А.
        • Психология

        • 2016

        Работа посвящена развитию Л.С. Выготского в клинической психологии и уточнение некоторых основных положений культурно-исторической концепции. В статье представлена ​​диссертация…

        Когда все новое становится хорошо забытым старым: взгляды Выготского/Лурия на развитие исполнительных функций.

        Авторы исследуют эволюцию представлений о внекортикальной организации высших психических функций от ее истоков до недавних открытий о нейропсихологических траекториях развития управляющих функций.

        Исследование внутренней речи и высших психических функций через речевые профили

        • Верани А.
        • Психология

        • 2012

        включены – имеют социальный генезис. Способность говорить и все…

        Интегральная периодизация общего психологического развития

        • Слободчиков В. , Цукерман Г.
        • Психология

        • 2003

        Стремление обобщить современные знания о поэтапной структуре психологического развития человека в единую последовательность, охватывающую различные этапы процесса развития, а также его…

        Защитные механизмы поведения и концептуальные Комплексы социально-психологической адаптации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями

        • Лебедева А.В.
        • Психология, медицина

        • 2013

        Автор анализирует социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью психодинамического подхода к изучению личности – основных показателей детерминант поведения – защитных механизмов и смысловых установок личности с выделением основных закономерностей социально-психологической адаптации детей с нормальным и патологическим развитием.

        Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников

        • . . Л. Харрис, А. О., Шаграева
        • Психология

        • 2021

        . Эмоциональные процессы являются важнейшим классом психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…

        Научные подходы к изучению психологического сопровождения у ребенка с синдромом Дауна синдром

        В период масштабных изменений в области специального образования возрастает необходимость создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом специальных образовательных требований…

        Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников

        Эмоциональные процессы — важнейший класс психических проявлений в жизни человека, состояние которых во многом определяет физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…

        Формирование способности к децентрации в дошкольном возрасте

        • Андреева А.
        • Психология

        • 2018

        В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию децентрационной способности в дошкольном возрасте. The phenomenon of decentration is considered as a cognitive ability to…

        SHOWING 1-6 OF 6 REFERENCES

        The Vygotsky Reader

        • R. Veer, J. Valsiner, F. Wetenschappen
        • Psychology

        • 1994

        Предисловие. Введение. 1. Введение в русский перевод Фрейды «По ту сторону принципа удовольствия»: Лев Выготский и Александр Лурина. 2. Принципы социального воспитания глухонемых…

        Голоса разума: социокультурный подход к опосредованному действию встраивается в культурные, исторические и социальные процессы. Этот тезис противопоставляется…

        Понимание Выготского: поиски синтеза

        • Р. Вир, Дж. Вальсинер
        • Психология

        • 1992

        Часть 1: Лев Выготский литература и искусство. Часть 2 Первые годы в Москве 1924-1928: педагогическая психология дефектология роль психоанализа контекст входа Выготского в психологию -…

        Разум в обществе: развитие высших психологических процессов: Harvard University Press

        • Л. Выготский
        • Психология

        • 1978

        Психология развития Жана Пиаже

        • Дж. Флавелл
        • Психология

        • 1963

        Культура и мысль; введение в психологию

        • М. Коул, С. Скрибнер
        • Психология

        • 1974

        Библиотека иллюстраций ICF

        Библиотека иллюстраций ICF
        Библиотека иллюстраций ICF Английская версия
        ФУНКЦИИ ТЕЛА

        ГЛАВА 1
        ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
        специфические психические функции

        б140 б144 б147 б152 б156 б160 б164 б167
        Функции внимания Функции памяти Психомоторные функции Эмоциональные функции
        Функции восприятия
        Мыслительные функции Когнитивные функции более высокого уровня Психические функции языка
        Специфические психические функции концентрации внимания на внешнем раздражителе или внутреннем опыте в течение необходимого периода времени. Специфические умственные функции регистрации и хранения информации и ее извлечения по мере необходимости. Специфические психические функции контроля над моторными и психологическими событиями на уровне тела. Специфические психические функции, связанные с чувственными и аффективными компонентами психических процессов. Специфические психические функции распознавания и интерпретации сенсорных раздражителей. Специфические психические функции, связанные с мыслительным компонентом ума. Специфические психические функции, особенно зависящие от лобных долей головного мозга, в том числе сложное целенаправленное поведение, такое как принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение планов, умственная гибкость и принятие решения о том, какое поведение уместно в каких обстоятельствах; часто называют исполнительными функциями. Специфические психические функции распознавания и использования знаков, символов и других компонентов языка.
        б172 б176 б180 б189
        Расчетные функции Умственная функция последовательности сложных движений Опыт функций себя и времени Специфические психические функции, другие уточненные и не уточненные
        Специфические психические функции определения, приближения и манипулирования математическими символами и процессами.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts