Взаимосвязь креативности и интеллекта: Креативность и интеллект

Креативность и интеллект

Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта.

1. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд [Gilford, 1967]; К. Тейлор [Taylor, 1985]; Г. Грубер [Gruber, 1982]; Пономарев Я. А., 1988). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса (Torrens, 1962): если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса хорошо соответствует данным Д. Перкинса (1988), согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет.

Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Эта позиция учитывает то, о чем пишет М. Айзенк (2004): «Неправомерно считать, что одни люди всегда мыслят конвергентно, а другие — всегда дивергентно. Есть люди, которые одинаково хорошо владеют и тем и другим способами мышления. Особенности мышления человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» (с. 344).

При этом интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Традиционно принято противопоставлять интеллект и креативность (конвергентные и дивергентные способности), при этом данное противопоставление обосновывается как теоретически (ссылки на то, что это разные по своим психическим механизмам способности), так и эмпирически (ссылки на отсутствие значимых корреляционных связей между показателями психометрического интеллекта и психометрической креативности). Однако в современных исследованиях креативности все чаще проводится идея о том, что креативный процесс характеризуется единством конвергентных и дивергентных аспектов (Boden, 1991; Finke et al., 1995; Li, 1996; Sim, Duffy, 2002).

Согласно М. Боден, можно выделить две формы креативности:

  • исследование (exploratory, или    e-creativity)    
  • преобразование (transformational, или t-creativity).

Первая позволяет находить решения внутри хорошо структурированной конкретной предметной области с определенными концептуальными правилами, вторая предполагает некоторые радикальные изменения существующих идей и правил. Эти две формы креативности представляют собой различные степени одного и того же процесса, в частности t-креативность — это е-креативность, но уже на метауровне.

Р. Ли выделяет в мышлении три уровня:

  • рудиментарное мышление (осуществляется без опоры на язык на основе наглядных впечатлений о физическом мире),
  • концептуальное мышление (формируется на основе взаимодействия символической системы языка и ментальных явлений),
  • креативное мышление (обеспечивает порождение новых идей).

По его мнению, усвоение понятий предшествует креативности, поскольку новое знание не может появиться внезапно, «ниоткуда». Оно всегда восходит своими корнями в уже существующую систему знаний, связанных с функционированием рудиментарного и концептуального мышления. Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек использует некоторое количество усвоенных ранее и имеющих отношение к проблеме конвенциональных знаний, трансформация которых может привести к порождению новой идеи.

Холодная М. А., 2008, с. 23-24.

3.  Как таковых творческих способностей (креативности) нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, С. Герберт и др.). Доказывается, что для открытия базовых научных законов достаточно обычных когнитивных процессов, трансформированных определенным образом. Процесс решения творческих задач описывается как взаимодействие других познавательных процессов (мышления, памяти и пр.).

Эти противоречивые суждения и дискуссии ученых о соотношении творческих способностей (креативности) и интеллекта во многом разрешаются, если учитываются условия эксперимента. В методиках изучения креативности Гилфорда и Торренса введены такие же условия эксперимента, как и при измерении уровня интеллекта (ограничение времени, атмосфера соревнования). В то же время, как полагают М. Воллах, Н. Коган, П. Вернон (Creativity…, 1976), для проявления творчества нужна непринужденная, свободная атмосфера. При использовании игровой формы тестирования креативности с детьми 10-12 лет, без ограничения времени ответа и снятия соревновательного момента между испытуемыми, М. Воллах и Н. Коган получили корреляцию между интеллектом и креативностью, близкую к нулю. На взрослых были получены такие же результаты А. Н. Ворониным (1994, 1995), изучавшим креативность при снятии фактора времени и соревнования и принятии любого ответа.

Г. Айзенк (1972), опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Дж. Монета (Moneta, 1993) отмечает, что компетентность и конвергентное мышление играют в научной креативности фундаментальную роль. Уайсберг (Weisberg, 1988) утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи. Однако, как отмечают Стернберг и Лубарт (Sternberg, Lubart, 1995), слишком низкая и слишком высокая компетентность в проблеме мешают креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет вырваться за рамки существующих стереотипов, поэтому кривая зависимости креативности от компетентности выглядит как U-инвер-тированная кривая.

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие:

  1. рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир;
  2. целенаправленность, или интенциональность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма», вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду;
  3. владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия (Feldman et al.
    , 1994).

Торшина К. А., 1998, с. 125.

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Согласно этому ученому, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявляет творческое поведение.

Однако исследования по связи креативности с интеллектом весьма противоречивые.

Стенберг и Любарт (Sternberg, Lubart, 1996), Уоллах (Wallach, 1985) выявили, что между креативностью и IQ имеется лишь умеренная корреляция (около 0,20-0,40), а по данным Анастази и Урбина (Anastasi, Urbina, 1997) — еще меньше (0,10-0,30). Связи между креативностью и интеллектом выявлены и отечественными исследователями (Бирюков С. Д., 2000; Петрова Л. М., 2008). М. Воллах и Н. Коган объясняют подобные корреляции тем, что в тестах интеллекта и креативности имеется аналогичный тестовый материал.

Л. Йонг (Yong L., 1994), обследовав 400 старшеклассников по вербальному и рисуночному тесту Торренса, выявил, что вербальная креативность связана с показателем интеллекта, а невербальная не связана. Однако Маккабе (McCabe, 1991) на 12-16-летних школьницах обнаружил связь вербального и рисуночного тестов Торренса с вербальным интеллектом, успешностью выполнения математических заданий в тесте интеллекта и с оценками на экзамене по родному языку. В другом исследовании (Sen, Eagtvet, 1993) на учащихся 15-16 лет связь креативности с интеллектом не обнаружена.

Исследования В. А. Самойловой и Л. А. Ясюковой дают богатый материал для обобщения и выявления отношений между креативностью, интеллектом и обучаемостью.

Согласно их данным исследования школьников, наиболее высокие показатели творческих способностей наблюдаются у тех, кто хорошо успевает по основным интересующим их предметам. Среди творчески продуктивных инженеров практически не встречается вузовских отличников. Последние предпочитают административную или исполнительскую работу.

Самое любопытное, что, по данным тестирования, личность «идеального ученика» противоположна по своим характеристикам личности творческой.

Дружинин В. Н., 1999, с. 240.

Следует подчеркнуть, что оценки, получаемые в высших учебных заведениях, особенно на первых курсах, весьма ненадежный показатель задатков к творческой научной работе. Изучение нескольких сотен научных работников одного крупного американского научного центра не выявило никакой связи между оценками, полученными ими в высших учебных заведениях, и успехами в исследовательской работе. Отсюда был сделан вывод, что при подборе научного персонала не следует руководствоваться тем, какие оценки проставлены в ведомости кандидата.

Существует мнение, что подготовку научно-технических работников, которые будут выполнять самостоятельную творческую работу, следует отделить от подготовки инженеров, которые должны будут решать заранее определенные технологические и эксплуатационные задачи, руководить обычным производственным процессом и на основе известных принципов совершенствовать его.

Матейко А., 1970, с. 13.

А. В. Ассовская с соавторами (1997) и Г. В. Усачева (2005) установили, что в младшем школьном возрасте существует тесная связь интеллекта с креативностью. У подростков же, по данным С. С. Савенышевой (2001а), наблюдаются слабые отрицательные связи интеллекта с отдельными параметрами креативности.

С. С. Савенышева (2001б) выявила, что у учащихся математической специализации высокий уровень интеллекта и средневысокий уровень креативности, у учащихся естественной специализации — средний уровень развития интеллекта с преобладанием невербального компонента и средневысокий уровень креативности, у учащихся гуманитарной специализации — средний интеллект с преобладанием вербального компонента и средненизкая креативность.

По данным Е. В Щербаковой (2005), креативность имеет разные связи с интеллектом в зависимости от уровня проявления способностей к обучению старшеклассников. В группе более способных креативность не связана с интеллектом, в группе менее способных наблюдается связь между ними (через понимание значения слова, подвижность и переключае-мость мышления), но наиболее тесные связи наблюдаются у лиц со средней способностью к обучению: креативность связана с общим баллом интеллекта, общей осведомленностью, способностью к обобщению и практическим математическим мышлением.

Автор отмечает, что полученные данные о соотношении креативности и интеллекта в определенной мере согласуются с теорией порога или ветвления, но коэффициенты корреляции не настолько велики (от 0,25 до 0,38 при количестве испытуемых 229 человек), чтобы объединить интеллект и креативность в единый фактор даже в группе учащихся со средним уровнем способности к обучению. При этом результаты использования t-критерия Стью-дента позволяют утверждать, что высокая креативность проявляется при высоком уровне интеллекта.

Как выявлено А. Ю. Анисимовой (2005) на старшеклассниках, больше всего с интеллектом коррелируют такие характеристики креативности, как оригинальность, разработанность и общая креативность. Среди показателей интеллекта наибольшие связи с креативностью имеет вербальная аналогия. Это означает, что ученики, применяющие оригинальные способы и приемы решения креативных заданий, умеют хорошо устанавливать связи между понятиями.

В то же время анализ соотношения интеллектуальных и творческих способностей показал отсутствие прямой зависимости в уровнях развития интеллекта и креативности. А. Ю. Анисимова выделила четыре группы: низкий интеллект и низкая креативность (39 % учеников), высокий уровень интеллекта и низкий уровень креативности (37 %), низкий уровень интеллекта и высокий уровень креативности (7 %) и высокий уровень интелекта и креативности (17 %).

По данным М. С. Егоровой (2000), наблюдается отчетливое снижение взаимосвязей между креативностью и интеллектом с возрастом (от 6 до 10 лет).

В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой интеллект является необходимым условием креативности, так как низкий уровень интеллекта (конвергентных способностей) означает, что креативность невозможна, однако высокий интеллект не гарантирует творческого мышления, поскольку при высоких значениях IQ встречаются как креативные, так и некреативные субъекты (Dodd, White, 1980). Таким образом, связь между креативностью и интеллектом нелинейная: повышение уровня креативности связано с повышением уровня интеллекта лишь до определенного предела, при превышении которого (от 120 до 127 баллов) его связь с креативностью либо исчезает, либо даже становится отрицательной (Fuchs et al. , 1993).

Все четыре показателя вербальной и невербальной креативности (беглость, оригинальность идей, структурная проработанность стимула и оригинальность названий. — Е. И.)… оказались соотнесенными, во-первых, с особенностями организации понятийного опыта как на уровне отдельных понятий, так и на уровне связи между понятиями, и, во-вторых, со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля в виде прироста скорости нахождения простой фигуры в сложной в процессе выполнения методики «Включенные фигуры».

Таким образом, порождение новых (необычных) идей — это отнюдь не спонтанный процесс, но, напротив, процесс регулируемый. Креативные идеи «отфильтровываются» через структуры понятийного и метакогнитивного опыта субъекта.

Дополнительные сведения о вкладе разных компонентов понятийных структур позволили получить корреляционный анализ данных, которые свидетельствуют, что каждый из компонентов понятийных структур избирательно связан с показателями дивергентных способностей.

Так, словесно-речевой компонент имеет связи с показателями беглости идей (вербальная креативность), оригинальности идей (вербальная креативность), а также структурной проработанностью стимула (невербальная креативность) (r = 0,36, P = 0,02; r = 0,39, P= 0,01; r = 0,53, P= 0,001 соответственно).

Пространственно-визуальный компонент соотносится с показателями оригинальности идей (вербальная креативность) и структурной проработанностью стимула (невербальная креативность) (r= 0,33, P= 0,05; r= 0,32, P= 0,05 соответственно).

Чувственно-сенсорный компонент имеет только одну корреляционную связь с показателем оригинальности названий (невербальная креативность) (r= 0,32, P = 0,05).

Холодная М. А., 2002, с. 156-157.

Согласно модели «интеллектуального диапазона» В. Н. Дружинина, общий интеллект определяет верхние границы возможных достижений. Лонгитюдные исследования одаренных детей, начиная с работы Л. Термена, продемонстрировали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одаренности и тестов IQ для ее диагностики, но в то же время стали свидетельством недостаточности этого критерия для прогноза будущих достижений не только в сфере профессиональной, но и учебной деятельности (Щебланова и др. , 1996).

Признание того факта, что тесты на интеллект не охватывают всего диапазона умственных навыков человека, расширило представления об одаренности, включив в них креативность. Психометрический подход к креативности, который подчеркивает различие между дивергентным и конвергентным мышлением, слишком узок, чтобы спрогнозировать креативные достижения в реальной жизни. Впоследствии он уступил место новым, многоаспектным подходам. Как правило, люди демонстрируют креативность в одной или нескольких родственных областях; следовательно, она обычно проявляется в форме таланта.

Берк Л. Е., 2006, с. 563.

Выделяют разные уровни креативности. «Большая» креативность связана с внесением изменений или дополнений в существующее знание, «малая» креативность характеризуется умением украшать комнату цветами или умело подбирать цветовую гамму в интерьере (Feldman et al., 1994). По мнению Фелдмана (Feldman, 1988), уровень креативности, который проявил тот или иной творческий человек, может быть определен только в исторической перспективе.

 Уорд (Ward, 1992) продемонстрировал в эксперименте, насколько сложно людям быть по-настоящему креативными. Участникам эксперимента предложили нарисовать воображаемых обитателей другой планеты из далекой галактики. Одних попросили представить, что эта планета похожа на Землю, других — что она кардинально отличается от привычного нам мира. Большая часть рисунков имела детали, заимствованные из образов земных животных: они были симметричны, имели конечности и органы чувств, похожие на органы существующих животных. При этом животные с планеты, не похожей на Землю, не намного отличались от земных животных.

Исходя из того что креативность не очень высоко коррелирует с интеллектом, делается заключение, что если при организации приема в университеты ориентироваться на группу студентов, занимающих верхние 20 % на шкале интеллекта, можно потерять 70 % креативов (Torrance, 1980b). Вывод, прямо скажем, весьма странный. Он был бы правомерным, если бы корреляция между высоким интеллектом и креативностью была отрицательной, т. е. чем выше интеллект, тем ниже креативность. Но ведь это имеет место гораздо реже, чем отсутствие связи. Чаще же креативность и высокий интеллект выступают как независимые друг от друга характеристики.

* * *

Решение тех или иных творческих задач требует участия и интеллекта и креативности. Е. Л. Григоренко (цит. по: Дружинин В. Н., 1999, с. 190) на основании проведенного ею исследования сделала вывод, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление. В то же время Л. Г. Хуснутдинова (цит. по: Дружинин В. Н., 1999, с. 194) обнаружила, что креативные ответы появляются не на первых стадиях решения задач, а спустя некоторое время: необходимо преодолеть «инерцию репродуктивности». И в том и в другом случае использовался показатель оригинальности. Где же истина?

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Чернецов Петр Иванович

Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, pedagogic_department@list. ru, Челябинск

Виноградова Татьяна Игоревна

Без ученой степени, Специалист по комплексному развитию детей, Детский центр «Маленькая школа для маленьких», [email protected], Челябинск

Аннотация: 

В настоящее время постоянно меняющиеся социально-экономические и политические условия требуют от человека особого, творческого подхода к разрешению возникающих проблем. В связи с этим формирование креативной личности, способной к самостоятельной адаптации, приобретает общественную значимость. Однако, к сожалению, в настоящий момент среди исследователей имеются серьезные разногласия по поводу природы креативности, ее определения, что существенно затрудняет процесс разработки стратегии и тактики педагогической деятельности, направленной на развитие вышеуказанной способности. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи между интеллектом и креативностью подростков с целью выявления и уточнения структуры, сущности и содержания понятия «креативность». В ходе работы автор использовал теоретические (теоретико-методологический анализ, а также понятийно-терминологический и системный) и эмпирические (анкетирование, тестирование) методы. При обработке результатов эксперимента применялись методы математической статистики. Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что креативность является относительно независимой от интеллекта способностью, следовательно: несмотря на невысокий интеллект, благодаря развитой креативности у подростка могут быть хорошие возможности для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: 

креативность, интеллект, развитие креативности, взаимосвязь, подростки.

Библиографический список: 

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М.: AKADEMA, 2002. – 318 с.
2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.
5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, диф¬ференциальная, прикладная. – М., Наука, 1990. – С. 131–148.
6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 173 с.
7. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис. … канд. псих. наук. – Хабаровск, 2004. – 175 с.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Полный энциклопедический справочник по психологии. – С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 321–322.
9. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 27–32.
10. Guilford, J. P. The Nature of Human Intelligence. – N.Y., 1967.
11. Torrance, E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. – Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

Связь между творчеством и интеллектом — Creative Something

Интеллект классически определяется как «способность приобретать и использовать знания». В условиях тестирования коэффициент интеллекта (IQ) измеряется способностью человека использовать информацию, полученную исторически.

Креативность — это способность выдвигать новые идеи посредством умственного процесса соединения существующих концепций. Идеи не обязательно должны быть революционными (это распространенное заблуждение многих людей о творческом мышлении), они просто должны быть новыми для мыслителя.

Интеллект, безусловно, играет роль в творческом мышлении, но не так, как можно было ожидать.

Ваш IQ обычно оценивается по способности интерпретировать информацию и предлагать решения, независимо от обстоятельств. В математике и фундаментальных науках IQ чрезвычайно важен, потому что он демонстрирует вашу способность запоминать концепции и повторять их результаты в аналогичных задачах. Если я скажу вам, что два плюс два равно четырем, вы должны (в идеале) разумно заключить, что четыре плюс четыре равняется удвоенному исходному ответу.

Уже один этот факт демонстрирует связь интеллекта с творческим потенциалом, которая необходима не только для понимания творческого мышления, но и для его совершенствования.

Еще одним важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Если вы хорошо усваиваете знания (скажем, читая, читая лекции или просматривая видео на YouTube), и у вас есть возможность эффективно использовать эти знания, но вам не хватает способности эффективно фильтровать решения, вы можете подойти с эффективными идеями, но это займет у вас много времени. В отличие от людей с высоким уровнем интеллекта, которые могут быстро фильтровать идеи.

Конечно, и в этом вся прелесть, интеллект далеко не распространяется, когда дело доходит до творчества.

Творить значит использовать имеющиеся знания в новой ситуации и быстро анализировать возможные результаты. Конечно: имеющиеся знания — это то, что любой выше определенного порога по шкале IQ может накопить. Этот показатель интеллекта, по-видимому, составляет около 100 (прямо посередине среднего диапазона для испытуемых IQ в Соединенных Штатах). Если вы читаете это, значит, у вас творческий потенциал любого человека с IQ 9. 0019 100 или выше.

Способность придумывать творческие идеи — это не то, для чего вам нужен слишком высокий IQ. творческий потенциал Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса или Стива Джобса. Мистер Джобс даже заявил об этом сам, когда был жив, сказав;

«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через какое-то время это казалось им очевидным. Это потому, что они смогли соединить опыт, который у них был, и синтезировать новые вещи. И причина, по которой они смогли это сделать, заключалась в том, что у них было больше опыта или они больше думали о своем опыте, чем другие люди».

Так что интеллект имеет значение, он демонстрирует вашу способность собирать знания и эффективно их использовать. Креативность — это способность выходить за рамки интеллекта и извлекать выгоду из, казалось бы, случайных связей понятий.

В заключение: профессионалам не обязательно быть умнее обычного человека. Они просто делают три вещи более усердно, чем кто-либо другой: у них больше опыта, они чаще думают о своем опыте, и когда они начинают преследовать потенциальные результаты решения проблем или проектов, они просто больше работают с идеями, которые приходят им в голову (тогда как все остальные сдается после оценки только одной или двух возможных идей или позволяет своему внутреннему критику помешать им исследовать больше).

Фото Стива Юрветсона.

Связь между интеллектом и творчеством

Интеллект означает способность человека получать и сохранять информацию и знания. При тестировании интеллекта выводятся баллы IQ, которые показывают способность человека исторически сохранять информацию.

С другой стороны, креативность — это способность мыслить нестандартно. Это искусство придумывать новые идеи и объединять существующие концепции.

Творчество означает наблюдение за проблемой с разных сторон и поиск нового ответа или решения. Творческие идеи не обязательно должны быть революционными по своей природе. Они просто должны быть новыми для мыслителя.

Интеллект и креативность

И интеллект, и креативность являются функциями мозга. Оба они связаны с тем, как мозг получает и сохраняет информацию.

Интеллект обычно измеряется с помощью теста IQ. Доступно большое количество тестов IQ. Все эти тесты измеряют различные формы интеллекта.

С другой стороны, креативность измерить довольно сложно. Обычно считается, что больше творчества означает больше интеллекта.

Принято считать, что творческие люди от природы более умны и интеллектуальны. Но мы не можем обобщать это. Это не всегда может быть правдой.

Большое количество исследований выявило взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Те люди, которые имели IQ выше 120, обладали более высоким уровнем креативности по сравнению с теми, у кого IQ был ниже 120.

таланты и навыки, и они не влияют друг на друга напрямую.

Если кто-то использует свой творческий потенциал для решения определенной проблемы, он или она запоминает эту стратегию на будущее. Всякий раз, когда он или она столкнется с такой же проблемой в будущем, его или ее разум будет направлять его или решать такую ​​проблему.

Точно так же, если проблема требует творческого решения, тогда интеллект человека может дать ему или ей отправную точку, необходимую для поиска решения.

Так, человеку с низким уровнем интеллекта может быть сложно решить задачу, которая может потребовать творческого решения. Таким образом, отношения между интеллектом и креативностью немного сложны.

Дж. П. Гилфорд стал пионером в обнаружении взаимосвязи между интеллектом и творчеством. Он разработал структуру модели интеллекта, чтобы найти взаимосвязь между ними.

В этой модели он разбил методы мышления на три измерения способностей: содержание, операции и продукты.

Эти измерения далее делятся на подмножества различных навыков и способностей. Таким образом, эти способности работают вместе, чтобы найти требуемое решение любой конкретной проблемы 150 различными способами.

Модель Дж. П. Гилфорда разработала две операции как дивергентное и конвергентное производство, которые зависят от творчества и интеллекта для решения проблемы.

Конвергентное мышление зависит от интеллекта. Конвергентное мышление применимо к тем сценариям и проблемам, которые имеют только одно решение. Решение математических и научных задач обычно требует конвергентного мышления.

Дивергентное мышление, с другой стороны, связано с творчеством. Это также известно как творческое мышление. Дивергентное мышление использует несколько подходов к решению проблем, потому что такие проблемы имеют несколько доступных решений.

Стратегии развития дивергентного мышления

Мозговой штурм

Обычно включает в себя перечисление творческих идей, которые приходят в голову. Эти идеи неструктурированы по своей природе.

Цель мозгового штурма — выдвинуть как можно больше идей, какими бы неструктурированными они ни были. Этот процесс включает в себя запись каждой идеи, которая приходит в голову. Во время мозгового штурма ни одна идея не отбрасывается и не отвергается.

Ведение журнала

Журналы — один из лучших инструментов для записи идеи, которая спонтанно приходит в голову. Создавая журнал, можно записывать идеи и планы, которые приходят на ум, и использовать эти идеи при необходимости.

Фрирайтинг

Фрирайтинг считается одним из лучших методов развития дивергентного мышления. Во фрирайтинге человек сосредотачивается на одной теме и продолжает писать о ней свободно.

Цель состоит в том, чтобы свободно писать обо всем, что приходит на ум по данной теме. Затем эти идеи реструктурируются и переформировываются в требуемом порядке.

Картирование разума

Картирование разума включает в себя преобразование идей мозгового штурма в форму изображения или визуальной карты. Эта карта показывает взаимосвязь между идеями, которые обсуждаются в процессе мозгового штурма. Карта начинается с центральной темы, а затем имеет различные ответвления. Каждая ветвь показывает одну конкретную идею.

Стратегии развития конвергентного мышления

Будьте утвердительны

Не нападайте на идею, не обдумав ее. Начните с размышлений о том, что вам действительно нравится в этой идее и почему вы считаете ее необходимой. Испытайте себя, чтобы найти лучшее решение, и не стесняйтесь отказываться от идей, когда это необходимо.

Будьте осмотрительны

Не делайте поспешных выводов. Не делайте необоснованных предположений. Это приведет вас к суровым результатам. Не торопитесь, чтобы подробно проанализировать проблему. Дайте всем альтернативам справедливый шанс быть рассмотренными.

Проверьте свои цели

Некоторые идеи привлекательны для мозга, но они могут отвлечь вас от вашей цели. Проверяйте свои цели снова и снова, чтобы не сбиться с пути.

Улучшить идеи

Будьте терпеливы в процессе. Думайте и улучшайте свои идеи, когда это необходимо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts