Статья: Взаимосвязь развития речи и мышления. | Статья по логопедии на тему:
Тема: Взаимосвязь развития речи и мышления.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.
Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Вторая сигнальная система, свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием Второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Первая и вторая сигнальные системы — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль.
Ее формирование происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия двух систем может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. [1]
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его проявляется в отражении:
- общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
- существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.
Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.
Таким образом, речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассмотрим подробнее взаимосвязь развития речи и мышления.
Проблема взаимосвязи речи и мышления является едва ли не самым важным разделом психологии. Связанная с сознанием, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Оно складывается постепенно, на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая, в процессе общения с окружающими людьми, словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.
Также под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он выполняет лишь те или иные реакции или функции над попадающимся ему под руки материалом: продукты этого манипулирования для ребенка – сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. Но с того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.
Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется «рассудочная» мыслительная деятельность.
Новый этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. По мнению Л. С. Выготского, развитие речи и мышления происходит непараллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.
Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.
Кроме того, в процессе игры ребенок узнает некоторые чувственные свойства вещей. Реальный контакт с объективной действительностью, в котором протекает жизнь ребенка, существенно определяет – в особенности при правильной постановке педагогической работы – его умственный рост. Его умственное развитие не строится исключительно на узкой базе его личного практического опыта. С первых же шагов оно опосредовано итогами общественной практики, которые передаются ребенку окружающими и воспитывающими его взрослыми. Через посредство знаний, которые они ему сообщают, общественное сознание формирует развивающееся индивидуальное сознание ребенка.
Развитие мышления ребенка совершается, таким образом, в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.
При этом все же первично мыслительные процессы, несомненно, совершаются как подчиненные компоненты какой-либо «практической» (хотя бы – у ребенка – игровой) внешней деятельности и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности.
[1] Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1—5, М. — Л., 1940—49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954;
Презентация на тему «Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики»
Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики
План:
- Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность» , «мышление»
- Подходы к изучению детской речи
- Взаимосвязь мышления и речи
- Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
- Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой
Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое в звуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).
В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.
«Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.
Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:
В лингвистике детской речи определяются предмет, задачи исследования и основные принципы.
Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:
проблемой является разработка общетеоретических концепций, т. е. теорий, которые объясняли бы, как на самом деле формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов
Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:
В исследованиях детская речь рассматривается как особый этап формирования языковой способности, как относительно самостоятельная деятельность, со своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением.
Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:
Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок
Взаимосвязь мышления и речи
Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л. С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.
Взаимосвязь мышления и речи
«Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью выступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым».
Взаимосвязь мышления и речи
А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:
1) мотивация, намерение;
2) мысль – речевая интенция;
3) опосредование мысли во внутреннем слове;
4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;
5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
А. Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Одно из важнейших положений концепции А. Р. Лурии — это различение категорий «коммуникации событий», т. е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению (например, Дом горит, Мальчик ударил собаку) и «коммуникации отношений» — сообщения о логических отношениях между предметами (Собака — животное).
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у человека возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
К биологическим факторам относятся темперамент, задатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
К социальным факторам относится все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок, — тип идеологии, культурные традиции,
религия, уровень развития науки и искусства, которые определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций — социокультурных.
Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.
Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем .
Литература
1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. — М.: Флинта: МПСИ, 2003. — 232 с. С. 89-99. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. — М.: АСТ , 2007. –с
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. /В. П. Глухов— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351
3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. – 186 с.
4. Корнев А.Н Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. –СПб: Речь, 2006.
5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.
6. Львов М.Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов – М. 2000. – 247 с.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. –М.: Детство-Пресс, 2004.
Спасибо за вниман ие!
Разница между скоростью речи и скоростью мысли · тестовая тетрадь
Наша способность обрабатывать больше информации, чем то, что исходит от одного говорящего или источника, создает барьер для эффективного слушания. Хотя люди говорят со скоростью от 125 до 175 слов в минуту, мы можем обрабатывать от 400 до 800 слов в минуту. Owen Hargie, Skilled Interpersonal Interaction: Research, Theory, and Practice (London: Routledge, 2011), 195. This gap между скоростью речи и скоростью мысли дает нам возможность обрабатывать любое количество мыслей, которые могут отвлекать от более важного сообщения. Из-за этого разрыва невозможно уделить одному сообщению наше «безраздельное внимание», но мы можем занять другие каналы в своем сознании мыслями, связанными с центральным сообщением. Например, использование некоторых ваших дополнительных когнитивных способностей для повторения, перефразирования или реорганизации сообщений, поступающих из одного источника, позволяет вам использовать эти дополнительные возможности таким образом, чтобы усилить основное сообщение.
Разница между скоростью речи и скоростью мысли связана с личными барьерами на пути слушания, поскольку личные заботы часто оказываются в центре конкурирующих мыслей, которые могут увести нас от слушания и поставить под сомнение нашу способность концентрироваться на сообщениях других. Двумя распространенными препятствиями для концентрации внимания являются эгоцентризм и отсутствие мотивации. Эндрю Д. Вулвин и Кэролин Гвинн Коукли (Норвуд, Нью-Джерси: Alex Publishing Corporation, 19 лет).93), 245. Например, когда наше самосознание повышено, мы можем быть слишком заняты мыслями о том, как мы выглядим, как мы сидим или что другие думают о нас, чтобы быть внимательными к входящему сообщению. Кроме того, нам часто бросают вызов сообщения, которые мы не находим лично значимыми. В общем, мы используем избирательное внимание, которое относится к нашей склонности обращать внимание на сообщения, которые каким-то образом приносят нам пользу, и отфильтровывать другие. Таким образом, студент, который проверяет свою ленту в Твиттере во время урока, может внезапно снова переключить свое внимание на ранее игнорированного профессора, когда произносятся следующие слова: «Это будет важно для экзамена».
Еще одним распространенным препятствием для эффективного слушания, возникающим из-за разницы в скорости речи и скорости мысли, является подготовка к ответу. Подготовка ответа относится к нашей склонности репетировать то, что мы собираемся сказать дальше, пока говорящий еще говорит. Репетиция того, что мы скажем после того, как очередь говорящего закончится, является важной частью процесса слушания, который происходит между стадией вспоминания и оценки и/или стадией оценки и ответа. Репетиция становится проблематичной, когда подготовка к ответу начинается, когда кто-то получает сообщение, и у него не было времени заняться интерпретацией или воспоминанием. В этом смысле мы слушаем с целью ответить, а не с целью понять, что может привести к тому, что мы упустим важную информацию, которая может повлиять на нашу реакцию.
«Подключение к сети»
Технологии, многозадачность и умение слушать
Вы любите слушать музыку, пока делаете уроки? Вы убираете свою квартиру, разговаривая с мамой по телефону? Считаете ли вы, что студентам следует разрешить использовать ноутбуки во всех классах колледжа? Ваши ответы на эти вопросы укажут на ваши предпочтения в отношении многозадачности. Если вы ответили «да» на большинство из них, то вы соответствуете общей практике «сетевого поколения» цифровых аборигенов, для которых многозадачность, особенно с различными формами медиа, является образом жизни. Многозадачность — это концепция, которая существует уже некоторое время и возникла вместе с растущими ожиданиями того, что мы будем выполнять несколько требований в течение дня. Многозадачность может быть довольно простой и полезной — например, если мы слушаем мотивирующую музыку во время тренировки. Но многозадачность может быть очень неэффективной, особенно когда одна или несколько наших параллельных задач сложны или незнакомы нам. потребительского поведения 9(2010): 318.
Многозадачность мультимедиа конкретно относится к использованию нескольких форм мультимедиа одновременно, и это может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на слушание. среди молодых потребителей», Journal of Consumer Behavior 9 (2010): 322. Негативным последствиям многозадачности СМИ в последние годы уделяется большое внимание, поскольку люди сомневаются в снижении концентрации внимания в нашем обществе. Многозадачность СМИ может способствовать неэффективности, поскольку она может отвлекать внимание и играет важную роль для многих в прокрастинации. Многочисленные варианты взаимодействия со СМИ, которые у нас есть, также могут привести к ощущению хаоса, поскольку наше внимание отвлекается в нескольких направлениях, создавая общее ощущение беспорядка. И многие из нас испытывают чувство порабощения, когда мы участвуем в многозадачности СМИ, поскольку мы чувствуем, что не можем жить без определенных личных средств массовой информации.
Многозадачность мультимедиа также может дать людям чувство контроля, поскольку они используют несколько технологий для доступа к различным точкам информации для решения проблемы или выполнения задачи. Сотрудник может использовать свой iPad для поиска информации, необходимой для решения проблемы, поднятой во время деловой встречи. Затем она могла отправить эту ссылку по электронной почте ведущему, который мог поделиться ею с аудиторией через свой ноутбук и ЖК-проектор. Многозадачность мультимедиа также может повысить эффективность, поскольку люди могут выполнять задачи быстрее. Ссылки на видео и онлайн-статьи, которые я включил в этот учебник, позволяют таким читателям, как вы, быстро получить доступ к дополнительной информации по конкретному предмету, чтобы подготовиться к презентации или выполнить бумажное задание. Многозадачность СМИ также может увеличить вовлеченность. Помимо простого чтения материала в учебнике, студенты теперь могут получить доступ к информации через авторский блог или учетную запись Twitter.
Многозадачность мультимедиа может создать ощущение продуктивности, но так ли это на самом деле? Каковы последствия нашего мира, насыщенного медиа и технологиями? Хотя многим из нас нравится думать, что мы хорошо справляемся с несколькими задачами, некоторые исследования показывают обратное. Например, использование учащимися ноутбука во время занятий связано с более низкой успеваемостью. Кэрри Б. Фрид, «Использование ноутбука в классе и его влияние на обучение учащихся», Компьютеры и образование, 50 (2008): 906–14. Это связано с тем, что многозадачность мультимедиа может мешать прослушиванию на нескольких этапах процесса. Исследование показало, что использование ноутбуков мешало получению информации, поскольку студенты, использующие их, сообщали, что уделяли меньше внимания лекциям в классе. Это связано с тем, что учащиеся использовали ноутбуки не для того, чтобы делать заметки или изучать материалы в классе. Из студентов, использующих ноутбуки, 81% проверяли электронную почту во время лекций, 68% пользовались мгновенными сообщениями и 43% просматривали веб-страницы. Студенты, использующие ноутбуки, также испытывали трудности с этапом интерпретации при прослушивании, так как они обнаруживали меньшую ясность в прослушанных частях лекции и не так хорошо понимали материал курса, как студенты, которые не использовали ноутбук. Трудности с получением и интерпретацией, очевидно, создают проблемы с запоминанием, что может привести к снижению успеваемости в классе. Использование ноутбука также негативно повлияло на способность слушателя слушать студентов, не использующих ноутбуки. Эти студенты сообщили, что они отвлеклись, так как их внимание привлекли экраны ноутбуков других студентов.
- Каковы некоторые общие способы, которыми вы участвуете в многозадачности мультимедиа? Каковы положительные и отрицательные последствия многозадачности ваших СМИ?
- Какие стратегии вы используете или могли бы использовать, чтобы свести к минимуму негативные последствия многозадачности мультимедиа?
- Должны ли учащиеся использовать ноутбуки, смартфоны и другие мультимедийные устройства во время занятий в колледже? Почему или почему нет? Какие ограничения или рекомендации по использованию могли бы предоставить преподаватели, чтобы извлечь выгоду из наличия таких средств массовой информации, чтобы улучшить обучение студентов и помочь свести к минимуму отвлекающие факторы?
Исследование связи между языком и мышлением.

Язык и мышление — два понятия, которые настолько тесно переплетены, что трудно отделить одно от другого. Мы общаемся, чтобы передать наши мысли и идеи, и при этом мы используем язык как средство общения. Можно утверждать, что язык является наиболее важным инструментом для передачи наших мыслей из-за его способности улавливать нематериальные аспекты мысли и передавать их ясно. Таким образом, эта запись в блоге направлена на углубленное изучение связи между языком и мышлением.
ЯзыкЯзык определяется как метод общения, который включает использование слов в структурированном и общепринятом виде. Это сложная система символов, которая представляет смысл и обеспечивает общение между людьми. Он включает в себя как устную, так и письменную формы и используется по-разному, в том числе для выражения идей, запросов и т. д.
Язык можно рассматривать с разных точек зрения, но большинство лингвистов согласны с тем, что он выполняет несколько функций. К ним относятся экспрессивная, директивная и информативная функции. Выразительная функция языка связана с эмоциями, которые мы передаем через наши слова, тон и язык тела. Директивная функция связана со способностью языка влиять на поведение других. Информационная функция относится к способности языка предоставлять информацию, передавать знания и передавать факты.
Мысль определяется как процесс формирования идей или понятий в уме. Именно умственная деятельность позволяет нам осмысливать окружающий мир, организуя, классифицируя и интерпретируя информацию. Это основа нашей способности рассуждать, планировать и решать проблемы.
Мысль можно разделить на два типа: сознательную и бессознательную. Сознательное мышление относится к умственной деятельности, которую мы осознаем и можем контролировать. Это включает в себя преднамеренное использование языка для выражения наших идей и концепций. С другой стороны, бессознательное мышление — это умственная деятельность, которая происходит без нашего ведома или контроля. Он включает в себя автоматическую обработку информации и создание мысленных представлений объектов, событий и понятий.
Связь между языком и мышлением была предметом многочисленных споров среди лингвистов и психологов. Некоторые ученые утверждают, что язык формирует мышление, в то время как другие утверждают, что мышление формирует язык. Третий лагерь предполагает, что и язык, и мысль переплетены и взаимно влияют друг на друга.
Гипотеза Сепира-УорфаГипотеза Сепира-Уорфа, также известная как лингвистическая относительность, предполагает, что структура и использование языка влияют на то, как мы воспринимаем и понимаем мир. Лингвисты Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф впервые выдвинули эту гипотезу в XIX веке.20-х и 1930-х годов, утверждая, что язык определяет категории и различия, которые мы делаем в нашем мире.
Согласно этой гипотезе, конкретный язык, на котором мы говорим, определяет то, как мы думаем об окружающем нас мире. Например, инуиты, у которых есть разные слова для описания снега, точнее обозначают снег и его различные формы, чем носители английского языка. Точно так же люди хопи, у которых другое представление о времени, делят время на циклические закономерности, а не на линейную прогрессию.
Однако влияние языка на мышление не является улицей с односторонним движением. В дополнение к формированию наших мыслей, наши мысли также формируют то, как мы используем язык. Мы должны использовать язык для обмена идеями, но идеи, которыми мы обмениваемся, в свою очередь, перестраивают наш способ мышления. В результате язык и мышление не могут быть отделены друг от друга.
Связь между языком и восприятием Язык и восприятие тесно связаны, и то, как мы используем язык, может влиять на то, как мы воспринимаем мир. Слова, которые мы используем, могут формировать наше восприятие и подчеркивать существенные аспекты объекта или события, скрывая при этом другие особенности. Например, в английском языке «красный» и «розовый» разделены как разные цвета, а в японском они считаются разными оттенками одного и того же цвета «ай».
Наше восприятие мира также опосредовано языком, который мы используем. Разные языки делят реальность на разные категории, и эти категории определяют, что мы считаем важным и заслуживающим внимания. Например, в английском мы делим животных на разные категории, такие как «млекопитающие», «рептилии» и «насекомые». Напротив, юкатекские майя используют другую систему классификации, которая делит животных на лазающих по деревьям, ползающих по земле и так далее.
Связь между языком и мышлением Язык формирует то, как мы думаем и рассуждаем, и предоставляет инструменты, которые мы используем для абстрактного мышления. Использование языка позволяет нам участвовать в мысленных симуляциях, мысленных образах и абстрактных рассуждениях. Используя язык, мы можем формировать концепции, сравнивать идеи и определять отношения между различными концепциями.
Одна из причин, по которой языки так важны для мышления, заключается в том, что они позволяют создавать мысленные представления абстрактных понятий и идей. Например, понятие «справедливость» — это абстрактная идея, которую невозможно понять в конкретных терминах. Однако, используя язык, мы можем создавать ментальные модели справедливости с такими атрибутами, как справедливость, равенство и беспристрастность, которые мы можем анализировать и оценивать.
Кроме того, язык формирует наше восприятие времени, пространства и причинно-следственных связей, а также дает нам категории, которые мы используем для группировки информации. Например, в таких языках, как английский, для описания событий используются такие слова, как «причина», «следствие», «до» и «после», что подразумевает линейное, последовательное представление времени. Напротив, в некоторых языках, таких как хопи и аймара, для описания времени используются циклические и круговые выражения, что предполагает иной взгляд на временные отношения.
В заключение отметим, что связь языка и мышления сложна и многогранна. Гипотеза Сепира-Уорфа предполагает, что язык формирует то, как мы думаем, но исследования показали, что отношения между языком и мышлением двунаправлены. Язык и восприятие также взаимосвязаны, и слова, которые мы используем, могут влиять на то, как мы воспринимаем мир. Наконец, язык необходим для мышления, поскольку он предоставляет нам инструменты, которые мы используем для участия в абстрактном мышлении и умственном моделировании. Таким образом, связь между языком и мышлением является увлекательной областью исследования, которая продолжает вызывать большой интерес у ученых.
Надеемся, вам понравился пост в блоге языков Unlimited about Исследование связи между языком и мышлением. Роль языка в формировании мышления нельзя недооценивать. Язык позволяет нам организовывать и структурировать наши мысли, придавая им связность и смысл. В то же время наши мысли влияют на то, как мы используем язык, формируя слова, которые мы выбираем, и идеи, которые мы выражаем.