Я концепция в психологии это определение: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Я-концепция происхождение и определение / психология

Мы можем понять, что Я-концепция — это идея или образ, который мы имеем о себе. Это внутреннее отражение формируется и определяется множеством ролей, которые мы выполняем, нашими целями и задачами, нашей личностью, нашей идеологией или философией и т. Д. С другой стороны, это представление о себе является динамичным, что означает, что оно меняется со временем, будучи чувствительным к изменениям в аспектах, которые мы ранее перечислили.

Знание друг друга помогает нам решить, что и как мы должны думать, и что мы должны делать в каждой ситуации.. Это знание о себе может происходить на индивидуальном или групповом уровне. Осознание нашей идентичности и идентичности других делает нашу жизнь проще и облегчает наши межличностные и межгрупповые отношения.

В психологии вы можете изучать самооценку с разных точек зрения. Личные психологи сосредоточатся на знании содержания идентичности, создании ее типологий. В то время как социальной психологии будет интересно посмотреть, насколько это влияет на наши отношения с другими людьми или как это обусловлено нашими отношениями с ними..

то Давайте поговорим о двух теориях, которые объясняют, как самооценка создается или развивается. Одной из них является теория несогласия, основанная на внутреннем регулировании личности. И другая теория зеркального эго, основанная на социальной регуляции.

Теория несогласия

Эта теория исходит из того, что человек ищет согласованности между различными представлениями о себе. Здесь вступают в игру другие взаимосвязанные самооценки. Который я кратко раскрываю ниже:

  • «Идеальное Я»: это самооценка, которая говорит нам, как мы хотим стать.
  • «Ответственное Я»: это самооценка, которая имеет представление о том, как мы должны стать.
  • «Потенциальное Я»: это идея о нашем потенциале, в какой степени мы можем стать.
  • «Я ожидал»: это самооценка о предсказании того, что мы можем стать в будущем.

Эти самооценки очень похожи друг на друга, они отличаются лишь небольшими нюансами. Важным в этих «я» является то, что они действуют как генераторы расхождений с нашей нынешней самооценкой. И когда один из них не согласен с нашей нынешней самооценкой или даже между ними, возникает беспокойство. Отсюда эта тревога будет мотивировать изменения в Я-концепциях, чтобы решить несоответствие.

Например, Если в нашем «идеальном я» мы видим себя людьми солидарности, но обычно мы ведем себя с эгоистичным отношением, то возникает несоответствие. Этот диссонанс может быть разрешен по-разному: (а) изменение нашего эгоистичного поведения и, следовательно, нашей нынешней самооценки, (б) изменение восприятия нашего поведения, отклонение его как эгоистичного и, следовательно, изменение нашей нынешней самооценки, или (в) изменение нашего » идеал », адаптируя его к нашей нынешней самооценке.

Теория зеркала Я

Это видение начинается с создания самооценки как процесса, в котором социальный имеет большой вес. Создание этого происходит из-за идей, которые другие имеют о нас. Таким образом, мы будем строить представление о том, как мы работаем, используя информацию, которую другие предоставляют нам о нас..

Это потому, что мы понимаем, что в сознании других существует представление о том, как мы находимся, поэтому мы попытаемся узнать, что является. У нас будет мотивация, чтобы избежать несоответствия между идеями других людей о нас и нашей собственной самооценкой. Когда этот диссонанс существует, мы можем решить его двумя способами: (а) изменив наши отношения с другими, которые видят нас такими, какими мы себя считаем, или (б) изменив представление о себе, которое мы имеем.

Эта теория объясняет в значительной степени почему мы ищем отношения, которые соответствуют нашей самооценке и мы избегаем тех, кто видит нас иначе, чем мы думаем.

Это также помогает нам понять влияние ожиданий на человека, например, известный эффект Пигмалиона..

Важным аспектом является то, что мы не склонны видеть себя такими, какими нас действительно видят другие, но мы думаем, что они видят нас. Мы определяем то, как другие видят нас не из-за информации, которую мы получаем от них, а из-за нашего самовосприятия. Мы создаем представление о себе и думаем, что другие видят нас такими же.

Обе теории объясняют, как самооценка формируется и изменяется по-разному, но не противоречиво. Интересно посмотреть в широком плане и понять, как «я» теории несогласия также может быть создано и изменено благодаря социальному влиянию. Принимая во внимание две позиции при объяснении Я-концепции, мы получаем четкое представление о фактах, которые лучше всего объясняют реальность..

Социальная идентичность: наше Я внутри группы. Изменения в восприятии самих себя создают социальную идентичность, в которой мы больше не единичный человек, а часть группы.
Читать дальше »

Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет «Общая психология»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Юрий Викторович Щербатых
Общая психология

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания.

Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц.

Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий.

В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии.

Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий:

♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал;

♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста.

Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст.

Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации.

При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС.

Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер.

Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние,
dura lex, sed lex.
Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает.

Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология».

Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института,

доктор биологических наук Ю.

В. Щербатых

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

1.1.1. Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1]

1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

1.1.2. Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

1.1.3. Основные направления психологии

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные направления психологии

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

1.1.4. Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния

и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1. 1. Виды психических процессов

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разновидности психических процессов

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

1.1.5. Объект и задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;

♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

1.1.6. Культурно-историческая парадигма

Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на рис.  1.9.

Рис. 1.9. Отличия естественнонаучной и культурно-исторической парадигм психологии

Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний

Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний

Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

1.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

1.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Связь психологии с другими науками показана на рис.  1.10.

Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

1.4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Человека всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, ему было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»). Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике.

1 этап. Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.

2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.

Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

5 этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).

 

Рис. 1.11. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

6 этап. Психология как наука о бессознательном. Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека (подробнее об этом см. раздел 19.3).

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».

7 этап. Изучение механизмов функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «C» I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Психолого-педагогическая компетентность педагога психолога
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Скачать 5,58 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Самость: смысл, концепция и психология

У каждого есть способ определить, кто он есть. Вы можете определить себя, основываясь на своей личности, своих интересах, своих действиях, на основе того, где вы выросли, или любым другим способом, который вы считаете нужным. Но что означает термин «я» с точки зрения психологии? Давайте углубимся, чтобы узнать.

  • Что такое я?
  • Насколько важен перенос для личности?
  • Что такое психологическая перспектива себя?

Определение Самости

В психологии личности самость может быть определена как личность в целом, включая все характеристики, атрибуты, менталитет и сознание Человек может определять себя на основе своих мнений, убеждений, прошлый опыт, действия, место происхождения или религия. Философия себя включает в себя осознание человеком своего физического «я» и характера, а также своей эмоциональной жизни.

Фг. 1 «Я», Pixabay.com

Значение Самости

Согласно известному психологу Карлу Юнгу, самость постепенно развивается в процессе, известном как индивидуация.

Индивидуация

Индивидуация описывается как процесс, посредством которого индивидуум становится уникальной личностью, охватывающей как его сознательное, так и бессознательное «я». Юнг утверждает, что индивидуация завершается, когда достигается поздняя зрелость. Я считается центром мира человека и включает в себя больше, чем просто личную идентичность. То, как вы воспринимаете мир, является отражением вас самих, а также ваших мыслей, действий и характеристик.

Если ребенок воспитывается в здоровой среде, у него, скорее всего, разовьется здоровое чувство собственного достоинства и самоуважения во взрослом возрасте, и он сможет сохранять устойчивые модели поведения, успокаивать себя и регулировать себя на протяжении всей своей жизни. .

Когда люди не развивают здоровое чувство собственного достоинства, они могут полагаться на других в своей повседневной жизни и могут иметь вредные привычки и особенности, такие как употребление наркотиков. Нездоровая самооценка может повлиять на осознание человеком своей самооценки.

По словам социального психолога Хайнца Кохута, люди, необходимые для поддержания повседневной жизни, называются самообъектами. Детям нужны самостоятельные объекты, потому что они не могут действовать самостоятельно; однако в процессе развития здоровья дети начинают меньше полагаться на объекты «я», поскольку у них развивается сознание и представление о себе. По мере того, как дети развивают сознание, они начинают устанавливать личную идентичность и могут удовлетворять свои собственные потребности, не полагаясь на других.

Фг. 2 Концепция Я, Pixabay.com

Концепция Я в переносе

В социальной психологии роль переноса важна при оценке себя во время психоаналитической терапии. Перенос — это процесс, посредством которого человек перенаправляет чувства и желания из детства на нового человека или объект. Этот процесс отражает неудовлетворенные объектные потребности человека в жизни. Мы обсудим три типа переноса.

Зеркальное отражение

В этом типе переноса пациент проецирует свое чувство собственного достоинства на других, как зеркало. Зеркалирование функционирует за счет использования положительных черт других людей, чтобы увидеть положительные черты в человеке, который выполняет зеркальное отображение. По сути, человек смотрит на характеристики другого человека, чтобы увидеть те же самые характеристики внутри себя.

Идеализация

Идеализация — это концепция веры в то, что другой человек обладает чертами характера, которые он хотел бы иметь. Людям нужны другие, которые заставят их чувствовать себя спокойно и комфортно. Люди, ищущие комфорта, будут идеализировать тех, у кого есть определенные характеристики, способствующие комфорту.

Альтер Эго

Согласно философии Кохута, люди процветают благодаря чувству сходства с другими. Например, маленькие дети могут идеализировать своих родителей и хотеть быть такими же, как они. Они могут копировать слова своих родителей, пытаться одеваться, как их родители, и копировать аспекты личности своих родителей. Однако благодаря здоровому развитию ребенок становится способным выражать свои отличия и развивать собственную личность.

В социальной психологии три типа переноса позволяют психоаналитикам понять, что влечет за собой самоощущение человека, чтобы помочь ему справиться со своими внутренними потрясениями. Но что такое я-концепция и как наши представления о себе влияют на нас?

Социальный психолог Абрахам Маслоу предположил, что самооценка представляет собой серию стадий, ведущих к самоактуализации. Его теория является основой Иерархии Потребностей . Иерархия потребностей объясняет множество стадий я-концепции и то, как это сделать. Давайте обсудим эти этапы ниже.

  1. Физиологические потребности: пища, вода, кислород.

  2. Безопасность Потребности: Здравоохранение, дом, работа.

  3. Любовь Потребности: Компания.

  4. Уважение Потребности: Уверенность, самоуважение.

  5. Самореализация.

Согласно философии Иерархии Потребностей, наши физиологические потребности относятся к Стадии 1. Мы должны сначала удовлетворить физические потребности нашего тела, чтобы перейти на следующую стадию, поскольку наши тела являются основой нашей жизни и нуждаются в поддержке. Второй этап охватывает наши потребности в безопасности. Нам всем нужен дом, чтобы чувствовать себя в безопасности и отдыхать; однако нам также нужна финансовая безопасность через трудоустройство, наряду со здравоохранением для лечения наших болезней.

Чтобы еще больше укрепить нашу самооценку, нам всем нужны любовь и общение в жизни. Чтобы уменьшить стресс и депрессию, необходимо, чтобы кто-то поддерживал нас и разговаривал с нами. Помимо любви, нам также нужна самооценка и уверенность в себе, чтобы процветать.

Как только мы достигнем высокой самооценки, мы наконец сможем перейти к последнему этапу — самореализации. В социальной психологии самоактуализация — это наивысший потенциал, которого человек может достичь, когда он полностью принимает себя и свое окружение.

Другими словами, человек достигает своего наивысшего потенциала, когда принимает себя, других и свое окружение. Достижение самореализации может повысить вашу самооценку, что позволит вам хорошо относиться к своей личности.

Понимание себя

Философия социальной психологии утверждает, что для достижения самореализации мы должны сначала развить понимание себя. Самость может быть описана работой другого философа, известного как Карл Роджерс. Философия Роджерса описывала самость как состоящую из трех частей: представление о себе, идеальное я и самооценка.

Представление о себе

Наше представление о себе философия — это то, как мы представляем себя в своем воображении. Мы можем считать себя умными, красивыми или утонченными. У нас также может быть негативное представление о себе, что может привести к депрессии и другим расстройствам настроения. Наше осознание собственного образа часто становится нашей личной идентичностью. Если мы сознательно верим, что мы разумны, наша личная идентичность может формироваться вокруг нашего интеллекта.

Самооценка

самооценка человека отличается от нашей философии самооценки. Наша философия самооценки является частью нашего сознания и определяет то, как мы относимся к себе и своим достижениям в жизни. Мы можем испытывать чувство гордости или стыда за себя и свои достижения. Наша самооценка является прямым отражением того, как мы относимся к себе.

Если у человека низкая самооценка, его личностные черты могут отражать его самооценку. Например, человек с низкой самооценкой может быть подавленным, застенчивым или социально тревожным, в то время как человек с высокой самооценкой может быть общительным, дружелюбным и счастливым. Ваша самооценка напрямую влияет на вашу личность.

Идеальное Я

Наконец, философия идеального Я — это Я, которое человек хочет создать. В социальной психологии идеальное «я» может быть сформировано прошлым опытом, социальными ожиданиями и образцами для подражания. Идеальное «я» представляет собой лучшую версию настоящего «я», когда человек достиг всех своих целей.

Если образ самого себя не близок к идеальному я, человек может впасть в депрессию и неудовлетворенность. Это, в свою очередь, может повлиять на самооценку и дать человеку ощущение неудачи в жизни. Быть вдали от идеального «я» — это сознательное осознание, которое может повлиять на личность человека из-за снижения его самооценки.

Фг. 3 «Я», Pixabay.com

Психологическая перспектива «Я»

В психологии личности «Я» делится на две части: « Я» и «Я» . Часть «я» I относится к человеку как к личности, которая действует в мире, но при этом находится под влиянием мира. Эта часть самости включает в себя то, как человек переживает себя в зависимости от своих действий.

Вторая часть личности известна как мне . Эта часть «я» включает в себя наши размышления и оценки самих себя. В соответствии со мной люди обращают внимание на свои физические, моральные и умственные характеристики, чтобы оценить свои навыки, черты, мнения и чувства.

В части себя философии люди наблюдают за собой со стороны, глядя внутрь себя, подобно тому, как мы оцениваем других. Моя философия — это наше осознание себя с точки зрения постороннего. Осознание себя позволяет нам оценить свою личность и себя, чтобы помочь себе достичь идеальной личности.

Самость — Ключевые выводы

  • Значение самости охватывает человека в целом, включая все характеристики, атрибуты, менталитет, а также сознательные и бессознательные действия.
  • Людей, необходимых для поддержания повседневной жизни, называют самостоятельными объектами.
  • Роль переноса важна при оценке себя во время психоаналитической терапии.
  • Перенос — это процесс, посредством которого человек перенаправляет чувства и желания из детства на нового человека или объект.
  • Иерархия потребностей объясняет множество стадий самооценки.
  • Карл Роджерс описал самость как состоящую из трех частей: представление о себе, идеальное я и самооценка.
  • В психологии Я делится на две части: Я и Я.

Ссылки

  1. Baker, H.S., & Baker, M.N. (1987). Я-Психология Хайнца Кохута

Я-концепция — IResearchNet

Определение Я-концепции

Я-концепция относится к характерным представлениям людей о том, кто они и какие они. Хотя психологи часто говорят о я-концепции, я-концепция человека обычно состоит из разрозненного набора идей, а не из единого единого представления о себе. Я-концепция основана на субъективном опыте. Это означает, что самооценка человека может отличаться от того, какой он или она на самом деле.

История Я-концепции

Одним из первых психологов, написавших о Я-концепции, был Уильям Джеймс, психолог конца XIX века.век. Джеймс различал I и ME. Я – это часть Я, которая активно воспринимает и думает. Я — это часть Я, которая становится объектом мыслей и восприятий человека. Я-концепция относится прежде всего к Я.

Адаптивные функции Я-концепции

Наличие Я-концепции является уникальной чертой человека. Способность формировать представление о себе, по-видимому, развилась, потому что она способствовала выживанию и размножению ранних людей. Поскольку у людей есть самооценка, они могут рассматривать себя в разные времена и обстоятельства. Таким образом, одна из адаптивных функций Я-концепции заключается в том, чтобы помогать людям планировать будущее. Цели, особенно идеалы и обязательства, действительно занимают центральное место в представлениях людей о себе. Когда нынешнее «я» человека отличается от его или ее желаемого «я», это мотивирует человека предпринять действия, чтобы приблизиться к желаемому «я». Другая адаптивная функция Я-концепции заключается в облегчении социального поведения. Когда люди рассматривают себя так же, как своих партнеров по взаимодействию, это помогает им предсказать, как другие будут вести себя по отношению к ним. Общий культурный фон может привести к тому, что люди одинаково интерпретируют свои представления о себе. Например, люди, живущие в западных культурах, таких как Соединенные Штаты или Франция, склонны считать себя более независимыми от других. Напротив, люди, живущие в восточных культурах, таких как Япония или Индия, склонны считать себя более взаимозависимыми. Когда люди имеют схожие представления о себе, они могут лучше понимать друг друга.

Структура Я-концепции

Я-концепция имеет определенную структуру. Одним из важных аспектов структуры Я-концепции является самосложность. Люди со сложной самооценкой различают множество различных аспектов или измерений самих себя. Люди с простой я-концепцией рассматривают себя только с точки зрения нескольких широких аспектов или измерений. Люди с простой Я-концепцией более уязвимы к стрессу, чем люди со сложной Я-концепцией. Это связано с тем, что люди со сложной я-концепцией могут преодолевать отрицательную обратную связь в одной области самости (например, увольнение с работы), обращая внимание на другие области самости (например, семейную жизнь, религию). Люди с простой самооценкой не могут следовать этой стратегии.

Другим важным аспектом структуры Я-концепции является то, являются ли представления о себе имплицитными или явными. Эксплицитные представления о себе — это представления о себе, которые люди осознают сознательно. Имплицитные представления о себе — это представления о себе, которые бессознательно удерживаются. Представления о себе могут становиться бессознательными, когда люди используют их снова и снова, так что эти идеи становятся автоматическими умственными привычками. Эксплицитные представления о себе легче наблюдать, чем неявные представления о себе. В основном это происходит потому, что люди сами не знают о своих имплицитных представлениях о себе. Тем не менее, неявные представления о себе можно наблюдать косвенно, потому что они влияют на то, как люди реагируют на важные для себя объекты или ситуации. Неявные представления о себе особенно часто определяют поведение людей, когда они полагаются на свою непосредственную интуицию, например, когда люди реагируют очень быстро или отвлекаются.

Мотивы самооценки

Когда люди узнают о себе, некоторые виды информации особенно ценны для них. Интуитивно кажется вероятным, что люди должны быть заинтересованы в получении точной информации о себе. Желание получить точную информацию о себе было названо мотивом самооценки. Как выясняется, самооценка — не единственный мотив, окружающий я-концепцию. Было обнаружено, что три дополнительных мотива влияют на то, как люди конструируют свои представления о себе. Во-первых, люди хотят получать положительную, самоутверждающуюся обратную связь, что известно как мотив самосовершенствования. Во-вторых, люди хотят подтвердить то, что они уже думают о себе, что называется мотивом самопроверки. В-третьих, люди хотят учиться вещам, которые помогают им совершенствоваться, что известно как мотив самосовершенствования.

Самооценка, самоутверждение, самопроверка и самосовершенствование вместе определяют, какую информацию люди используют для построения своих представлений о себе.

Однако мотивы иногда противоречат друг другу. Например, самосовершенствование заставляет людей предпочитать положительную обратную связь, даже если их самооценка негативна. Однако самопроверка приводит к тому, что люди с негативной самооценкой предпочитают негативную обратную связь. Конфликт между мотивами самосовершенствования и самопроверки был тщательно изучен психологом Биллом Суонном и его коллегами. Эти исследователи обнаружили, что самосовершенствование стимулирует немедленную эмоциональную реакцию людей на важную для них информацию. Однако самопроверка может по-прежнему преобладать в когнитивных представлениях людей о самих себе. Таким образом, люди с негативной самооценкой могут усваивать негативную обратную связь, даже если эта обратная связь эмоционально болезненна для них. Люди с позитивной самооценкой не испытывают этого конфликта, потому что для них как самосовершенствование, так и самопроверка способствуют получению положительной обратной связи.

Различные мотивы самооценки становятся доминирующими при различных обстоятельствах. Самоутверждение — самый автоматический мотив, по крайней мере, среди людей, живущих на Западе. Таким образом, самосовершенствование становится сильнее, когда люди отвлекаются или эмоционально возбуждены. Самооценка становится сильнее, когда люди обдумывают плюсы и минусы того или иного образа действий. Самопроверка становится сильнее, когда люди обладают большой уверенностью в своих убеждениях о себе. Наконец, самосовершенствование становится сильнее, когда люди верят, что могут изменить свои собственные атрибуты. Более того, самосовершенствование особенно сильно развито у представителей восточных культур.

Ссылки:

  1. Baumeister, RF (1998). Я. В Д. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 680-740). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  2. Килстром, Дж. Ф., и Кляйн, С. Б. (1994). Я как структура знания. В RS Wyer, Jr., & TK Srull (Eds.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts