Явление госпитализма: Госпитализм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Госпитализм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Общие сведения

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Госпитализм у детей

Причины госпитализма у детей

Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

  • Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
  • Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.

Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

Патогенез

В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

Симптомы госпитализма у детей

Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

Осложнения

Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

Диагностика

Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

  • Детский невролог.
    Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
  • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
  • Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Лечение госпитализма у детей

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

Благовест / Дневник фонда / Госпитальный синдром у детей раннего возраста. / Благотворительная программа «Больничные дети»

  /   Благотворительная программа «Больничные дети»

Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений.

Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Исследования Р. Спица

Подобное состояние, возникавшее у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в. американским психологом Рене Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию 3. Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Условия возникновения

Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/gospitalizm 

    15.05.2017

    [Последствия феномена госпитализма]

    Сохранить цитату в файл

    Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

    Добавить в коллекции

    • Создать новую коллекцию
    • Добавить в существующую коллекцию
    Назовите свою коллекцию:

    Имя должно содержать менее 100 символов

    Выберите коллекцию:

    Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
    Повторите попытку

    Добавить в мою библиографию

    • Моя библиография

    Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
    Повторите попытку

    Ваш сохраненный поиск

    Название сохраненного поиска:

    Условия поиска:

    Тестовые условия поиска

    Электронная почта: (изменить)

    Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

    Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

    Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

    Отправить максимум: 1 шт.

    5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

    Отправить, даже если нет новых результатов

    Необязательный текст в электронном письме:

    Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

    Обзор

    . 2007 декабрь; 53 (12): 2131.

    [Статья в французский]

    Франсуа Леманн 1 , Ивон Брюнель, Мартин Дауэс, Ричард Буле, Ренальд Бержерон

    принадлежность

    • 1 Департамент семейной медицины, Факультет медицины, Университет Монреаля, CP 6128, Succursale Centre-Ville, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
    • PMID: 18077751
    • PMCID: PMC2231552
    Бесплатная статья ЧВК

    Обзор

    [Статья в французский]

    François Lehmann et al. Кан Фам Врач. 2007 Декабрь

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2007 декабрь; 53 (12): 2131.

    Авторы

    Франсуа Леманн 1 , Ивон Брюнель, Мартин Доус, Ричард Буле, Ренальд Бержерон

    принадлежность

    • 1
      Департамент семейной медицины, Факультет медицины, Университет Монреаля, CP 6128, Succursale Centre-Ville, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
    • PMID: 18077751
    • PMCID: PMC2231552

    Цель: Оценить влияние двух различных систем стационарной помощи посредством обзора литературы.

    Качество доказательств: Многие области остаются неясными, потому что некоторые из исследований носят оппортунистический характер и сообщают только об отдельных случаях или простых наблюдениях до и после. Немногие исследования являются действительно экспериментальными, и все они проводились в академических условиях, что ограничивает их достоверность за пределами этих условий.

    Основное сообщение: Имеющиеся данные поддерживают использование госпиталистов, которые ежегодно посвящают как минимум 2 месяца работе в больнице и работают полный рабочий день в палатах. Чаще всего расходы сокращаются, а жители получают лучшее образование благодаря госпиталистской системе. Важным моментом в отношении качества медицинской помощи является то, что показатели смертности в обеих системах одинаковы.

    Заключение: Некоторые вопросы остаются без ответа. Например, какой тип обучения лучше всего подходит для подготовки резидентов к работе в больнице и как врачам лучше всего поддерживать свои навыки в этой области?

    ЦЕЛЬ: Оценщик воздействия двух систем госпитальеров на один литературный обзор.

    КАЧЕСТВО ДОННЕЙ: Il reste des zones nébuleuses car plusieurs des études sont opportunistes, signalant une expérience isolée ou de simples avant-après. Peu sont vraiment expérimentales et toutes ont été menées dans des milieux universitaires, limitant ainsi leur validité externe.

    СООБЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА: Les données support l’utilization de Médecins Hospitaliers qui consacrent un mini de 2 mois par année à ce travail et qui sont alors à plein temps sur les étages. Les coûts sont plus souvent qu’autrement réduits et l’enseignement est amélioré.

    Пункт де repère важно де ла qualité des soins, ла смертность est égale dans les les systèmes de soins.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Определенные вопросы должны быть безответными, не следует выбирать форму meilleure en vue de préparer les résidents au travail Hospitalier et la façon de maintenir les compétences acquises.

    Похожие статьи

    • Семейные врачи первичной медико-санитарной помощи и две госпитальные модели: сравнение результатов, процессов и затрат.

      Smith PC, Westfall JM, Николс Р.А. Смит П.С. и др. Дж Фам Практ. 2002 декабрь; 51 (12): 1021-7. Дж Фам Практ. 2002. PMID: 12540326

    • Педиатрические стационарные системы по сравнению с традиционными моделями ухода: влияние на качество и стоимость результатов.

      Mussman GM, Conway PH. Муссман Г.М. и соавт. Дж Хосп Мед. 2012 апр;7(4):350-7. дои: 10.1002/jhm.951. Epub 2011 3 октября. Дж Хосп Мед. 2012. PMID: 21972204 Обзор.

    • Влияние службы госпиталя с медсестрой, планирующей выписку, на уход за пациентами в академической клинической больнице.

      Палмер Х.К., Армистед Н.С., Эльницки Д.М., Гальперин А.К., Огершок П.Р., Маниваннан С., Хоббс Г.Р., Эванс К. Палмер Х.К. и др. Am J Med. 1 декабря 2001 г .; 111 (8): 627–32. doi: 10.1016/s0002-9343(01)00976-7. Am J Med. 2001. PMID: 11755506

    • Госпиталистское движение и семейная практика — непростая комбинация.

      Бэгли Б. Бэгли Б. Дж Фам Практ. 2002 декабрь; 51 (12): 1028-9. Дж Фам Практ. 2002. PMID: 12540327 Аннотация недоступна.

    • Госпитальное движение в общей педиатрии.

      Фридман Дж. Фридман Дж. Curr Opin Педиатр. 2010 дек; 22(6):785-90. doi: 10.1097/MOP.0b013e3283402ecc. Curr Opin Педиатр. 2010. PMID: 20885328 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Госпиталисты лучше удовлетворяют потребности стационарных пациентов, чем их семейные врачи?: нет.

      Уилсон Г. Уилсон Г. Кан Фам Врач. 2008 г., август 54(8):1101-3, 1105-7. Кан Фам Врач. 2008. PMID: 18697963 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

    Типы публикаций

    термины MeSH

    Полнотекстовые ссылки

    HighWire Бесплатная статья ЧВК

    Укажите

    Формат: ААД АПА МДА НЛМ

    Отправить по телефону

    Феномен гостеприимства: философское просвещение?

    Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

    Кевин Д. О’Горман (Кафедра гостиничного и туристического менеджмента, Университет Стратклайда, Глазго, Великобритания)

    Международный журнал исследований культуры, туризма и гостеприимства

    ISSN : 1750-6182

    Дата публикации статьи: 14 августа 2007 г.

    Загрузки

    4792

    Аннотация

    Назначение

    Возникающая парадигма исследований гостеприимства не имеет последовательной философской основы. В попытке определить философию гостеприимства в этой статье исследуется вклад Деррида, наряду с другими писателями в области философии и постколониальной теории, которые либо пишут в этой области, либо разрабатывают его работы.

    Дизайн/методология/подход

    Деррида и другие часто цитируются в контексте зарождающейся парадигмы исследований гостеприимства. Для того чтобы рассмотреть и критически оценить возможность построения философии феномена гостеприимства, обзор философских концепций проводится в трех ракурсах: индивидуальной нравственной философии; гостеприимство и национальные государства, а также гостеприимство и язык.

    Находки

    Хотя изучение работ Деррида и других дает представление о феномене гостеприимства, последовательная философия гостеприимства кажется загадкой; возможно, потому, что гостеприимство не является предметом объективного знания.

    Ограничения/последствия исследования

    Для того, чтобы информировать формирующуюся парадигму исследований гостеприимства, необходимо постоянное междисциплинарное исследование гостеприимства; необходимы дальнейшие меж- и внутридисциплинарные исследования и исследования.

    Оригинальность/ценность

    В статье показано, что критический анализ важнее безоговорочного принятия взглядов теоретиков-философов.

    Ключевые слова

  • Услуги гостеприимства
    • Управление гостиничным бизнесом
    • Философские концепции

    Цитата

    О’Горман, К.Д. (2007), «Феномен гостеприимства: философское просвещение?», Международный журнал исследований культуры, туризма и гостеприимства , Vol. 1 № 3, стр. 189-202. https://doi.org/10.1108/17506180710817729

    Издатель

    :

    Изумруд Групп Паблишинг Лимитед

    Авторские права © 2007, Emerald Group Publishing Limited.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts