Язык и речь -Языкознание
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись: Язык и речь. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/iazyk-i-rech/ (дата обращения: 19.12.2022)
Содержание
Язык существует как живой, поскольку он функционирует, а функционирует он в речи.
Основной объект языкознания — естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать два тесно связанных понятия — язык и речь.
Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.
Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
Язык | Речь |
1. своеобразный социальный код, существует в сознании носителей. | 1. речь индивидуальна. Невозможно представить коллективную речь, она возможна только на основе общего языка. Если нет кода – говорить невозможно. |
2. Язык идеален. Он ненаблюдаем, чтобы его представить мы должны проанализировать речь. | 2. речь материальна. Это физическое и физиологическое явление, а письменный текст – перекодировка устной речи. |
3. Язык многомерен. Сложная структура, элементы которой находятся в разных отношениях. Имеются парадигматические и синтагматические связи. | 3. Речь – говноречь! Линейна. Элементы располагаются последовательно, можем замерить время, посчитать количество строк. |
Лирика:
Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться.
Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.
Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом-де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками. Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.
Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.
Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги.
Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?
Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты — из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы).
Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.
Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т.
д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком.Систему единиц называют и инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания грамматикой этого языка).
Язык и речь различаются так же, как правило, грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи.
Чем отличается язык от речи
Язык и речь – это два разных инструмента связи. Язык – это инструмент, с помощью которого мы пишем, понимаем и т.д., а речь – это инструмент общения, который используется для вербальной связи с другими. Давайте рассмотрим подробно оба явления, чтобы понять разницу.
Одно из словарных значений языка – это передача чувств и мыслей через систему определенных сигналов, звуков, голоса, письменных символов и жестов. Язык представляет собой сложную систему, присущую только человеку. Наука, изучающая язык, называется лингвистикой.
Сегодня человечество говорит на многих языках. Языки имеют правила, в соответствии с которыми они используются для коммуникации. Языки могут существовать не только в письменном виде (алфавиты, иероглифы), но и иногда только в виде знаков. Такие языки называются языками знаков. В других случаях используется определенный код для компьютеров, — такие языки называются языками программирования.
В каждом языке есть четыре правила, которыми руководствуются все носители языка. Первое, как правильно употреблять значения слов языка, которые образуют его словарный состав; второе, как правильно составлять новые слова; третье, как правильно соединять слова в предложении, и, наконец, как употреблять предложение в соответствии с ситуацией. Должно ли это быть утвердительное предложение, вопросительное или же восклицательное, и т.д.
Язык может иметь две стороны: быть рецептивным, то есть использоваться для понимания, и экспрессивным, то есть употребляться устно или письменно. Проще говоря, язык выражает идею, заключенную в передаваемом сообщении.
Одно из словарных значений определяет речь как акт выражения или способность описания
Каждое произносимое слово имеет фонетический набор определенных звуковых единиц. Речь формируется из слов, синтаксиса и набора звуковых единиц. Это устный способ связи. Речь состоит из следующих компонентов:
Артикуляции – способа производства звуков речи. Голоса, состоящего из дыхательного процесса и голосовых складок, участвующих в образовании звуков речи. Беглости, ритма, необходимых для воспроизведения речи без задержки.
Простыми словами, речь выражает способ передачи устного сообщения.
Резюме:
- Язык – это передача чувств и мыслей через систему определенных сигналов, звуков, голоса, письменных символов и жестов. В то время как речь – это акт выражения или способность описания чувств и мыслей или восприятия словами, произносимая вслух, устное сообщение.
- Языком может быть любой человеческий язык, язык знаков или язык программирования, который использует код, тогда как речь представляет собой отдельное понятие. Это физический процесс вербализации языка.
- Язык выражает идею, которую необходимо передать, а речь это процесс передачи этой идеи в сообщения.
Что такое речь? Что такое язык?
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Продление через Интернет — это самый быстрый, простой и безопасный способ оплатить взносы за 2023 год. Посетите asha.org/renew сегодня!
ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам
[en Español]
Речь и язык разные. У человека могут быть проблемы как с одним, так и с обоими. Узнайте о разнице здесь. Обратитесь к логопеду или SLP, если у вас есть проблемы.
Хорхе 4 года. Его трудно понять, когда он говорит. Он тихий, когда говорит, и его звуки неясны.
Вики учится в старшей школе. У нее были проблемы с обучением с раннего детства. У нее проблемы с чтением и письмом, и ей нужно дополнительное время, чтобы сдать тесты.
У Марьям случился инсульт. Она может сказать только одно или два слова за раз. Она не может сказать своему сыну, чего она хочет и в чем нуждается. У нее также есть проблемы с выполнением простых указаний.
У Луи тоже был инсульт. Он способен понимать все, что слышит и говорит полными предложениями. Проблема в том, что у него невнятная речь, и его трудно понять.
У всех этих людей проблемы с общением. Но проблемы у них другие.
Что такое речь?
Речь — это то, как мы произносим звуки и слова. Речь включает в себя:
Артикуляция
Как мы произносим звуки речи с помощью рта, губ и языка. Например, нам нужно уметь произносить звук «р», чтобы сказать «кролик», а не «ваббит».
Голос
Как мы используем наши голосовые связки и дыхание, чтобы издавать звуки Наш голос может быть громким или тихим, высоким или низким Мы можем повредить свой голос, если слишком много говорим, кричим или кашляем лот
Беглость
Это ритм нашей речи. Иногда мы повторяем звуки или делаем паузы во время разговора. Люди, которые делают это много, могут заикаться.
Что такое язык?
Язык относится к словам, которые мы используем, и к тому, как мы их используем, чтобы делиться идеями и получать то, что хотим. Язык включает в себя:
- Что означают слова. Некоторые слова имеют более одного значения. Например, «звездой» может быть яркий объект на небе или кто-то известный.
- Как составить новые слова. Например, мы можем сказать «друг», «дружественный» или «недружественный» и иметь в виду что-то другое.
- Как складывать слова. Например, по-английски мы говорим «Пег шел в новый магазин» вместо «Пег ходил в магазин новый».
- Что мы должны говорить в разное время. Например, мы можем быть вежливыми и сказать: «Не могли бы вы пошевелить ногой?» Но если человек не двигается, мы можем сказать: «Отойди от меня!»
Языковые и речевые расстройства
У нас могут быть проблемы с речью, языком или и тем, и другим. Проблемы с пониманием того, что говорят другие, — это расстройство рецептивной речи . Проблемы с обменом своими мыслями, идеями и чувствами — это расстройство экспрессивной речи . Возможны проблемы как рецептивного, так и экспрессивного языка.
Когда у нас возникают проблемы с произношением звуков, мы заикаемся или у нас проблемы с голосом, у нас расстройство речи .
Хорхе имеет нарушение речи , из-за которого его трудно понять. Как и Луи. Причина, по которой у Томми проблемы, отличается от причины, по которой у Луи.
У Марьям расстройство рецептивной и экспрессивной речи . Она не понимает, что означают слова, и с трудом использует слова, чтобы разговаривать с другими.
У Вики также расстройство речи . Чтение и письмо – это языковые навыки. У нее также могут быть проблемы с пониманием других и использованием слов из-за ее неспособности к обучению.
Где получить помощь
SLP работают с людьми с нарушениями речи и языка. SLP работают в школах, больницах и клиниках и могут приходить к вам домой.
Чтобы найти логопеда рядом с вами, посетите ProFind.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Разница между речью и языком
Речь и язык. Это два разных навыка, но они работают вместе, чтобы сделать общение возможным.
Эти навыки развиваются с раннего детства и приобретаются путем слушания и понимания, когда другие люди используют свои речевые и языковые навыки.
Ниже представлена информация о важных различиях между речью и языком. И если вы знаете ребенка, у которого могут быть трудности с речью или языком, у нас есть некоторая информация, которая может помочь вам работать над теми частями, где ему нужна помощь.
Речь
Что такое Речь?
Когда кто-то говорит о речи, он имеет в виду звуки, которые люди издают для общения. Это включает в себя гласные и согласные, ритм и рисунок, а также качество звука.
Развитие речи начинается с младенчества и обычно протекает довольно регулярно. Но это происходит только в том случае, если ребенок способен слышать звуки, которые он и другие люди издают. Не имея возможности слышать, как кто-то говорит, например, что может произойти, если у ребенка достаточно серьезная потеря слуха, возможно, у него возникнут трудности с развитием речевых навыков.
Как работает речь?
Речь может показаться простой, но, как и многие другие функции организма, за ней стоит сложная система. Вот четыре основные части тела, которые все используют, когда говорят:
- Любая речь начинается с воздуха, выдуваемого из легких.
- Голосовые связки. Голосовые связки — это вибрирующая часть вашей шеи, которая меняет направление потока воздуха. Вы используете их, когда говорите нормально, но не используйте их, если говорите шепотом.
- Рот и многое другое. Язык, губы, челюсть, зубы и другие части вокруг рта двигаются, чтобы изменить поток воздуха и, следовательно, издаваемые звуки. Они оказывают такое сильное влияние на речь, что люди часто могут «слышать» звуки одним лишь зрением: читая по губам. Дети, которые не слышат, как говорят другие люди, смогут двигать ртом, но они не смогут услышать, издают ли они правильные звуки или нет.
- Мозг говорит каждому человеку, какие части его голосовых связок или рта он должен двигать, чтобы создать определенный звук.
Язык
Что такое язык?
Язык, насколько мы рассматриваем в этом сообщении в блоге, — это способ организации речи, чтобы кто-то мог понять, что вы говорите и имеете в виду.
Кто-то может говорить четко, но вы сможете понять его только в том случае, если будете использовать тот же язык. Лучший способ для ребенка развить свои языковые навыки — это много-много хороших контактов с людьми, использующими определенный язык с самого раннего возраста. Это включает в себя прослушивание конкретных слов, объяснение того, что они означают, и использование этих слов в грамматически правильных предложениях. Если ребенок не слышит или не понимает, что ему говорят, он не сможет развивать речь.
Части языка
Язык состоит из трех основных частей: содержания, структуры и значения.
- Это использование правильных слов в предложении. Например, «справедливый» и «справедливый» звучат и выглядят одинаково, но могут иметь разное значение: одно относится к чему-то, являющемуся просто , а другое — к группе людей, собравшихся вместе.
- Это использование правильной формы слова для данного предложения. Например, «бросать», «бросать», «бросать» и «бросать» относятся к одному и тому же действию, но значение предложения будет меняться в зависимости от того, какое из них используется. Это также означает порядок, в котором используются слова: изменение порядка может изменить значение. Например, «Его работа ушла» может означать, что он без работы, в то время как листать работу и ушел («Он ушел на работу») означает совершенно другое.
- Язык можно использовать, чтобы общаться в социальных сетях, задавать вопросы и отвечать на вопросы, делать общие комментарии и многое другое. Человек будет использовать язык по-разному, в зависимости от того, что он пытается сделать.
Два навыка, работающие вместе
Речь и язык — разные понятия, но, очевидно, они во многом пересекаются. Они оба необходимы для четкой передачи сообщения. Неполное развитие одного может повлиять на другое.
Если вы знаете ребенка, у которого есть трудности с общением, важно знать, связаны ли эти проблемы с разговорными или языковыми навыками. Вот как рассказать и как им помочь. В зависимости от того, сколько проблем у них есть, вы можете либо помочь им самостоятельно, либо поговорить с профессионалом, например, аудиологом или логопедом / терапевтом.
Речь
Людей с проблемами речи может быть трудно понять. Но вы можете увидеть, что они понимают, что им говорят, и они могут правильно произносить слова и некоторые предложения.
Например, если ребенок говорит: «Ваббит вылез из норы и сильно ранил его», это явный признак того, что нужно работать над его речевыми навыками. Звук R произносится как W . Слова правильные, и способ, которым они превращены в предложение, правильный.
В этом случае можно потренироваться с ребенком над произношением звука R .
Язык
Кто-то, у кого проблемы с речью, может быть в состоянии четко произносить слова, но может быть трудно понять смысл того, что они говорят.
Например, если ребенок говорит: «Кролик вылез в нору и пробежал вокруг мальчика», то у него проблемы с речью. Они произносят все слова правильно, но не используют нужные слова.
В этом случае вы можете помочь им, повторив им предложение, но используя правильную грамматику: «Кролик вылез из норы и побежал вокруг мальчика».
Этот пост был написан Ингрид Стейнс, логопедом и специалистом по реабилитации в MED-EL.
Хотите помочь своему ребенку еще больше развить навыки слушания и мышления? Подпишитесь на блог MED-EL, и мы будем присылать вам советы каждую неделю!
ребенок, кохлеарный имплант, общение, Донна Сперандио, Ингрид Стейнс, язык, MED-EL, MED-EL Voices, реабилитация, речь
Донна Сперандио
Донна Сперандио — специалист по аудированию и разговорной речи, в настоящее время работает руководителем отдела реабилитации в компании MED-EL. В течение двадцати лет она работала на должностях в области клинической реабилитации в Австралии и Великобритании и обучала специалистов по реабилитации по всему миру.