Жан-Жак Руссо. Биография
Жан-Жак был смелым мыслителем. Одни его работы вызывали у публики восторг, другие — непонимание. А из-за одной из них философу даже пришлось уехать из Франции.
🌟 Слава пришла к Руссо в 38 лет. Знаменитым его сделало произведение, которое он в 1750 году подал на конкурс о науках и искусствах Дижонской академии. Философ вспоминал, что во время работы над сочинением «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» на него нашло озарение. Работа сделала Руссо настоящей звездой Парижа. В ней он критикует популярную в то время идею об однозначно благостном влиянии науки и искусства на нравы. Руссо утверждает, что на самом деле, искусство и науки — это зло, которое отделяет человека от естественной доброты.
🌿 Руссо призывал вернуться к природе, но не многие его понимали. Позднее Дижонская академия объявила конкурс на работу о происхождении неравенства и Руссо написал свое второе произведение «Рассуждение о происхождении неравенства», в котором призывал бросить дорогие дома и батистовые рубашки и вернуться к природе.
🗣 «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес».
💥 Противостояние Вольтера и Руссо длилось много лет. Они вели публичную переписку, в которой не скупились на колкости по отношению друг к другу. Философы наметили две важные траектории 18 века. Вольтер — аристократический просвещенец, который в первую очередь рассуждал об уме и интеллекте, восхищался идеалами науки. Руссо называли «наш Жан-Жак», он был народным героем, который говорил, что каждый крестьянин будет знать о морали больше, чем все люди в дорогих панталонах.
✍️ Руссо был независимым философом. Сложилось представление о том, что философ-просвещенец всегда заручается поддержкой монарха. Руссо искал способы быть экономически независимым и решил заниматься перепиской нот — это занятие не должно было отвлекать его от философии и занимать его мозг, но при этом должно было приносить доход. После первых двух сочинений к Руссо приходили с нотами, чтобы посмотреть на чудака, который может рассуждать о физических явлениях (что было тогда признаком большого интеллекта) и при этом не хочет носить дворянские одежды.
👨👩👧👦 Мыслитель был женат на девушке из простой семьи. Тереза родила ему пять детей, которых Руссо отправил в воспитательный дом, объясняя это тем, что не может их содержать и дать им достойное воспитание. Но брак не мешал Руссо влюбляться и оказывать знаки внимания другим женщинам.
👦🏻 В 1762 году Жан-Жак Руссо публикует роман «Эмиль, или О воспитании». Это произведение сделало Руссо главным теоретиком воспитания и вместе с тем вынудило его покинуть Францию. В отрывке «Исповедании веры савойского викария» Руссо критикует церковную религию и ее догматику и проповедует идею естественной религии — религии сердца. Это стало последней каплей. Руссо осуждают, книгу запрещают Парижским парламентом и сжигают. Философ был вынужден бежать в Пруссию к королю Фридриху II. Но жизнь в Пруссии у Руссо не ладится и он уезжает в Англию в гости к философу Дэвиду Юму.
Жан-Жак Руссо
Официально:
Жан-Жак Руссо. 28 июня1712 – 2 июля 1778. Французский философ, писатель и мыслитель.
Неофициально:
1. Пушкин в «Евгении Онегине» назвал Руссо защитником вольности и прав. Он не ошибся: принципы, сформулированные «женевским гражданином», лежат в основе конституций США, Франции и других демократических государств. Именно под влиянием идей Руссо возникли многие демократические институты, к примеру, референдум, или прямая демократия, которую по сей день используют в его родной Швейцарии.
2. Дилетант-музыковед, автор опер и ботаник, успевший послужить лакеем, домашним секретарем и гувернером, прославился, однако, не своими многочисленными занятиями и увлечениями, а книгами и философскими трудами, главными из которых считаются «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». В них Жан-Жак Руссо изложил свои общественные и политические идеалы.
3. Жан-Жака Руссо называют французским философом, но это не вполне верно. Он родился в Женеве в семье часовщика и учителя танцев. Матери Руссо не знал – она умерла в родах.
4. Философские наклонности и отважный дух мальчик проявлял с детства. Вместе с отцом он читал античных философов, а по примеру римского героя Сцеволы обжег себе руку над пламенем.
5. Юного Жан-Жака отдали в пансион, а потом в учение – сперва к нотариусу, а потом к гравёру. За работой он умудрялся читать, что вовсе не нравилось учителям. Позже в «Исповеди» Руссо напишет, что дурное обращение наставников вынуждало его лгать и красть.
6. Шестнадцати лет Жан Жак Руссо решил покинуть суровую к нему Женеву. В монастыре в Турине его обратили в католичество.
7. Тринадцать лет он искал себя и занятия по Европе, служил лакеем в Турине, учился у органиста и в семинарии, получил место гувернера в Лионе, но оказался непригоден к этой работе. С места домашнего секретаря французского посланника в Венеции его выгнали, не уплатив жалованья, но он получил деньги по суду.
8. В Париже, куда он добрался в 1741 году, он добывал пропитание перепиской нот и частными уроками. Тогда же он свел близкое знакомство с просветителями, подружился с Дидро, Гольбахом, Д’Аламбером и стал заведовать отделом музыки в знаменитой «Энциклопедии». И это неудивительно: Руссо писал оперы, ставил домашние спектакли и даже предложил новую запись нот цифрами, которую Французская академия отвергла.
9. В бытность в Париже Руссо познакомился с горничной из гостиницы – неотесанной, необразованной и не слишком умной. Через 20 с лишним лет он обвенчался с матерью своих пятерых детей. Все дети педагога-теоретика воспитывались в приюте – Руссо оправдывал это тем, что не может дать им достойного воспитания и не смог бы заниматься умственным трудом в таком шумном окружении.
10. Руссо стал знаменит по чистой случайности. На глаза ему попалось объявление Дижонской академии о конкурсе на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов».
11. Успех пришел и на музыкальном поприще: оперетта Руссо «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене, и сам Людовик XV напевал его арии.
12. В книге «Общественный договор» Руссо назвал исполнительную власть мозгом государства, а власть законодательную – его сердцем. Впервые в политической философии Руссо попытался объяснить причины социального неравенства и рассмотрел государство как результат общественного договора.
13. В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо в прах разнес существовавшую систему воспитания: по мнению философа, она игнорировала внутренний мир ребенка и пренебрегала его естественными потребностями.
14. Двумя главными учителями ребенка Жан-Жак Руссо считал природу и труд. Поэтому, по его мнению, первой для ребенка должна стать книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
15. В «Эмиле» Руссо изложил представление о детской одежде, близкое к современному. Ведь до XVIII века ребенок воспринимался как маленький взрослый и одевался соответствующим образом.
16. За религиозное вольнодумство и неприличия «Эмиля» приговорили к сожжению, а автора велели арестовать. Предупрежденный Руссо бежал в Швейцарию, причем судебных приставов, отправленных за ним, философ встретил по дороге, и они с Руссо раскланялись.
17. И в Швейцарии Руссо не нашел покоя – там сожгли не только «Эмиля», но и «Общественный договор». Философ нашел приют в княжестве Невшатель, бывшем тогда под властью прусского короля. Но после ссоры с Вольтером, анонимно обвинившим Руссо в ниспровержении женевской конституции и христианства, философ был вынужден бежать и из Невшателя.
18. Два года Жан-Жак Руссо жил в Англии, куда его пригласил коллега Дэвид Юм. Но развившаяся душевная болезнь заставила его вообразить, что его держат в стране насильно, и Руссо вернулся во Францию.
19. Долгие скитания вылились на бумагу: родилась «Исповедь», задуманная как покаяние, но обернувшаяся страстной самозащитой. Литературоведы утверждают, что автобиографический роман шокирует откровенностью психологического самоанализа.
20. И вне своих философских работ Руссо выражался очень афористично: так для счастья, по его мнению, требовалось ровно 3 вещи: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.
21. Остаток дней Руссо провел в Шато д’Эрменонвиле, поместье своего друга – маркиза Рене Луи де Жирардена. Там же в Эрменонвиле он и упокоился – на островке в парке. 16 лет спустя, в 1794 году останки Руссо перезахоронили в Пантеоне.
22. Посмертную маску с Руссо снял знаменитый скульптор Жан-Антуан Гудон. Позже он создал на ее основе знаменитый портрет и известный бюст философа.
Жан-Жак Руссо — важнейшая фигура в истории философии | Кевин О’Шонесси | Digital Republic of Letters
Портрет Жан-Жака Руссо (1766 г.), написанный Алланом Рамзи«Древние греческие республики с той мудростью, которая была так заметна в большинстве их учреждений, запрещали своим гражданам преследовать всех бездействующих и сидячие занятия, которые, ослабляя и разлагая тело, уменьшают также силу ума. В самом деле, с каким мужеством можно думать, что голод и жажда, усталость, опасности и смерть могут противостоять людям, которых сокрушает малейшая нужда и отталкивает малейшая трудность?» -Жан-Жак Руссо, из «Рассуждения об искусствах и науках» (1750)
В истории западной философии преобладают замысловатые абстракции и мыслители, оторванные от окружающей их реальности. Интеллект предлагает своим обладателям великое понимание, но также имеет и слепые зоны. Эти слепые пятна легче выявить, когда мыслитель — профессиональный интеллектуал, чьи руки не заняты ремеслом или у которого нет опыта в каком-либо ремесле. История профессиональных философов — этих библиотечных крыс и распространителей эзотерических «истин» — имеет все меньшее значение с момента появления академической философии в отличие от теологии (равно отдаленной). Это произошло в эпоху Просвещения — возможно, лучшим примером академического философа был Иммануил Кант — образ интеллектуала с его головой в облаках, чье чувство реального приключения было настолько ограничено, что, как сообщается, он никогда не покидал области внутри и вокруг город Кенигсберг. История эпохи Просвещения — это история, в которой философия вступила в свои права с появлением публичного интеллектуала — фигуры, которая была не так уж далека от того, чтобы оставаться затворником в каком-нибудь монастыре или уединяться в лекционном зале, сочиняя тома, которые мало кто когда-либо мог бы написать. читать. Фигура публичного интеллектуала и публичной сферы, которая впервые возникла у Эразма и гуманистов эпохи Возрождения после развития печатного станка, действительно созрела в восемнадцатом веке.
Я написал статью, подробно описывающую возникновение Просвещения и его связь (отчасти как реакцию) на насилие семнадцатого века. Короче говоря, Эпоха Просвещения была via negativa — настоящей Эпохой Просвещения по отношению к предшествующему столетию насилия — Тридцатилетней войне на континенте, Гражданской войне в Англии и многолетней борьбе за независимость Нидерландов. Результат всей этой борьбы — более восьми миллионов жертв Тридцатилетней войны, повсеместные разрушения, принуждение дипломатов (после десятилетий боев) к тому, что терпимость является практической необходимостью в отношении свободы вероисповедания, и новые представления о природе правительства со стороны ряда мыслителей — Гоббса, Локка, Гроция, Вольтера и, в конечном счете, женевского философа Жан-Жака Руссо (1712–1778).
Жан-Жак Руссо был самым важным философом в истории, маяком лучших — и не очень — элементов человечества, глубоко испорченным, но блестящим, беспокойным гением, который тянулся к звездам — его политическая теория — моральный анализ о природе морального правления — было проблематично, но в то же время удивительно проницательно. Его взгляды были неправильно поняты, осмеяны и испорчены якобинцами, в то время как его человеческие недостатки использовались его недоброжелателями, чтобы маргинализировать работу всей его жизни. Руссо «Рассуждение об искусстве и науке» до сих пор остается блестящим и детальным исследованием связи между культурным прогрессом и моральным упадком. Он основывал свои взгляды на мире на собственном опыте и основывался на этом. Он избегал того, что Нассим Талеб называет «платоничностью» — путать карту с территорией, слишком доверять абстрактным моделям и недостаточно доверять опыту. Жан-Жак Руссо действительно был самым антихрупким философом в истории (возможно, за исключением некоторых римских стоиков). Он ясно понимал это, излагая свои взгляды на образование в Эмиль .
«Человек рожден страдать; боль есть средство его сохранения. Его детство счастливо, зная только боль тела. Эти телесные страдания гораздо менее жестоки, гораздо менее болезненны, чем другие виды страданий, и они редко приводят к саморазрушению. Не приступы подагры заставляют человека убить себя, а душевные страдания приводят к отчаянию. Мы сожалеем о детских страданиях; мы должны жалеть себя; наши худшие печали вызваны нами самими». -Жан-Жак Руссо, из «Эмиля» (1762)
Идеи Руссо имеют антицивилизационный уклон — когда цивилизация приходит в упадок. Он критически относился к изнеженному французскому обществу в Париже и с любовью смотрел на свою родную Женеву (тогда еще независимую республику) — хотя это было не взаимно. Например, лидеры Женевы ненавидели его Общественный договор . Декадентские города, такие как Париж, плохо справились с пониманием Руссо антихрупкой природы человечества:
«Города — это бездна человеческого вида». -Жан-Жак Руссо, из «Эмиля» (1762)
Нельзя отрицать огромные преимущества промышленной революции и цивилизации в целом. В самом деле, следуя этой линии мышления, можно увидеть, как она развивается в Зеленый анархизм современного философа Джона Зерзана — здесь Зерзан уделяет особое внимание искажающей природе символов, в частности языка:
«Процесс преобразования всего непосредственного опыта в высшее символическое выражение, язык, монополизирует жизнь. Как и идеология, язык скрывает и оправдывает, вынуждая нас отбросить сомнения относительно его притязаний на достоверность. Это корень цивилизации, динамический код отчужденной природы цивилизации. Как парадигма идеологии язык стоит за всей массивной легитимацией, необходимой для сохранения целостности цивилизации. Нам остается выяснить, какие формы зарождающегося господства породили это оправдание, сделали язык необходимым в качестве основного средства вытеснения» — Джон Зерзан «Элементы отказа» (1988)
По крайней мере, в этом последнем пункте. Древние Афины потеряли свою остроту, когда превратились в декадентский город, в котором доминировали изнеженные литераторы. Римская республика пришла в упадок с ростом частной роскоши и общественной нищеты. Япония Хэйан стала свидетелем упадка и падения придворной аристократии, поскольку они были слишком поглощены голливудским интересом к интригам и поверхностности, в то время как более практичные самураи получили власть в сельской местности. Французское Просвещение было периодом потенциала и потрясений, совпадавших с упадком, упадком, войной и долгами. Париж был крупным культурным центром, где господствовало искусство. Вольтер — князь философов (французских философов) был политическим идеологом с довольно сильной нарциссической личностью — он писал триумфальные «истории» и сильно редактировал завещание радикального священника Жана Мелье, чтобы сделать себя, а не Мелье, великим авангардистом. гвардейский мыслитель.
«Вольтер владел рукописью более 25 лет, прежде чем решил опубликовать ее анонимно в 1761 году в Швейцарии в виде отрывков. В общей сложности он опубликовал только десять процентов оригинального текста, удалив материалистические и революционные главы и сохранив только деконструкцию христианства. Кроме того, он изменил конец завещания Мелье, представив священника таким же деистом, как и он сам». — Морган Гуинар
Руссо был немного чокнутым — обрушивался на таких друзей, как Хьюм, — но он, вероятно, был самым настоящим интеллектуалом, когда-либо ходившим по Земле. Его совокупность работ представляет собой полный недостатков образ человека с недостатками, чьи величайшие идеи не всегда воплощались в жизнь мыслью о том, что они вполне осуществимы. В этом смысле на Руссо можно смотреть как на Леонардо да Винчи. Точно так же, как Леонардо провел годы, работая над всевозможными машинами (в частности, над летательными аппаратами), и большинство из них не сработало. Точно так же и Руссо провел свою жизнь, разрабатывая блестящие идеи, основанные на практических наблюдениях, которые не оправдались. Руссо представляет нам, современникам, отчет, основанный на честном самоанализе, тогда как Вольтер представляет нам нечестную выдумку (правда, с хорошим стилем письма). В то время как Вольтер был новатором в некоторых своих произведениях и дальновидным в отстаивании терпимости, он был ярым монархистом, который считал простых людей «чернью». Он очень поддерживал нисходящую, просвещенную монархию.
Политику Руссо понять труднее. В своем «Рассуждении о неравенстве » (1755 г. ) Руссо непреднамеренно заложил основу своего самого известного политического труда — «Общественный договор » (1762 г.). Руссо очертил негативные аспекты, которые развились из раннего цивилизованного общества в гипотетическом естественном состоянии, основанном на его собственном опыте человечества и работающем в обратном направлении. Руссо сосредоточился на развращающей природе цивилизаций. Его работа является памятником Просвещения в его наиболее самокритичных проявлениях — необходимым противоядием для тех высоких и могущественных мыслителей, которые видят в своих работах свет на пути к прогрессу. Руссо взялся за исследование связи между культурным прогрессом и моральным упадком в более раннем эссе — Беседа об искусствах и науках (1750).
Руссо в своем рассуждении 1755 года главным образом интересовался природой неравенства. Он утверждал, что естественные неравенства в естественном состоянии весьма малы и относительно незначительны. Проблема развитых цивилизаций в том, что они доводят это неравенство до абсурдных размеров. Он также упоминает о негативных последствиях современного общества для здоровья. Эти моменты важны, потому что антихрупкая природа человечества является биологической, психологической, антропологической и исторической реальностью. Утопии невозможны — они для политики то же, что вечный двигатель для механики — сложные, интересные, но поразительно бесполезные и тщетные попытки достичь невозможного. Точно так же, как вечные двигатели не могут быть реализованы, потому что они нарушают один или несколько основных законов физики, утопии также терпят неудачу, потому что они не учитывают основные элементы человеческой природы. Федор Достоевский блестяще описал это в своем Записки из подполья :
«Осыпьте его всеми земными благами, погрузите его так полно в счастье, чтобы пузыри плясали на поверхности его счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое благоденствие, чтобы ему решительно ничего другого не оставалось, как спать, есть пряники и заботиться о продолжении всемирной истории, — и тот человек из одной неблагодарности, из одной бесовщины и тогда сделает грязное дело. на тебе. Он даже рискнет своим пряником и нарочно приложится к самой пагубной дряни, к самой неэкономной ерунде только для того, чтобы смешать весь этот положительный здравый смысл со своей пагубной, фантастической стихией». — Федор Достоевский
Руссо не детализировал негативные элементы человеческой природы в той же степени, что Достоевский или Гоббс (политический мыслитель, с которым часто противопоставляют Руссо), и из-за этого его мировоззрение содержит заметные недостатки. Тем не менее, его точка зрения столь же ценна и спустя столетия, потому что она выдвигает на первый план основные элементы человеческого существования, связанные с обществом, культурой, политикой, автобиографией, образованием и даже антропологией.
Эпоха Просвещения была эпохой интеллектуальных гигантов, эпохой, породившей практическую промышленную революцию, когда была опубликована одна из самых важных книг общего знания в истории (Дидро Encyclopedia ), и проложили путь в современный мир. Интеллектуалы эпохи Просвещения были не столько маяками на пути к современности, сколько проницательными фигурами в разрушенном мире, доставшемся им в наследство от предыдущих веков религиозной войны. Практичность, укорененная в шрамах прошлого, вкупе с развитием раннего эмпиризма играла гораздо большую роль. Англо-американское Просвещение сияло ярче, чем французское. Французская салонная сцена собирала интересных личностей, но предлагала мало практичности, кроме Дидро и Руссо. Вольтер был великим писателем, но довольно паршивым общественным деятелем, если не считать его пропаганды терпимости. Интересно подумать, что величайший философ французского Просвещения не был французом — Жан-Жак Руссо гордо называл себя «гражданином Женевы», города своего рождения, и по-прежнему считал его своим домом.
Руссо понял ценность простой жизни, ценность основанного на опыте образования (в отличие от заучивания наизусть или только по книгам), антихрупкость человечества и подверг критике то, что можно назвать грязным буржуазным существованием тех, кто хочет изолировать себя от реальности. Предпринимательство — благородное дело, как и существование рабочего класса. Однако менее благородно быть членом этого поверхностного и зарождающегося беспорядка людей между ними двумя (которые часто не питают к ним ничего, кроме презрения). Я не знаю, что Руссо мог бы подумать о предпринимательском духе (хотя темперамент такой же, как у художников, с психологической точки зрения) — он критически относился к неравенству (как незначительные различия между людьми могут быть увеличены в обществах до такой крайней степени). Что необходимо, так это разделение политической и моральной точек зрения, а также способ примирить изобретательность человеческих усилий (основанную на антихрупкости) и опытное видение, которое лелеет простые удовольствия и эстетическую оценку, связанные с ваби-саби.
Руссо, Жан-Жак (1712–1778 гг.) — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержание заблокировано
1
Жизнь и сочинения
содержание заблокировано
2
Работы, ведущие к Общественному договору
контент заблокирован
3
Общественный договор
содержимое заблокировано
4
Émile (или On Education)
содержимое заблокировано
5
Спорные работы
содержание заблокировано
6
«Новая Элоиза» и другие литературные произведения
содержание заблокировано
7
Автобиография и другие личные произведения
содержимое заблокировано
Библиография
Биографический
- По
- Дент, Николас
DOI
10. 4324/9780415249126-DB060-1
DOI: 10.4324/9780415249126-DB060-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 1998
. /статьи/биографические/руссо-жан-жак-1712-78/v-1
Руссо родился в Женеве и был вторым сыном часовщика Исаака Руссо. Его мать умерла через несколько дней после его рождения. С этого малоизвестного начала он поднялся, чтобы стать одной из самых известных интеллектуальных фигур французского Просвещения восемнадцатого века, заняв свое место рядом с Дидро, Вольтером и другими как одна из символических фигур этого периода, несмотря на то, что он сильно отличался от других. на виду у них. Он умер в 1778 и в 179 гг.4 его тело было перевезено в Пантеон в Париже.
Руссо всегда утверждал, что сожалеет о том, что начал карьеру литератора. Его первой любовью была музыка, и в 1740-х годах он с некоторым успехом написал ряд опер. Поворотный момент в его жизни произошел в июле 1749 года. Он направлялся к своему тогдашнему другу Дидро, находившемуся в заключении в Венсенне. Он прочитал в газете вопрос о призовом эссе, в котором спрашивали, улучшили ли успехи в науках и искусствах нравы. Он был настолько охвачен потоком идей, что этот вопрос пробудил в нем осознание того, что он должен прервать свое путешествие. Остальная работа его жизни, как он утверждал, была определена для него в тот момент. Основная претензия Руссо на славу зависит от его представлений о морали, политике и обществе. Возможно, его самое известное замечание: «Человек рождается свободным; и везде он в цепях»; это показывает его озабоченность вопросами свободы в государстве.
Отвечая на вопрос о призовом эссе, Руссо утверждал, что люди и нравственность были развращены и ослаблены достижениями в области высшего образования. Цель престижного отличия заменяется полезной работой на благо всех. Эта тема людей, стремящихся к оскорбительному господству, подавляя других, — эффект усугубления amour-propre — пронизывает социальные теории Руссо в целом. Его эссе «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г. ) получило премию; связанные с этим вопросы формируют более глубокие «Рассуждения о происхождении неравенства» 1755 года. В своей самой известной работе по политической теории «Общественный договор» (1762) Руссо представляет альтернативный подход к тому, как мы могли бы достичь справедливого и законного гражданского порядка. Все члены общества должны занимать равное место в качестве членов суверенной власти, а общественные законы должны исходить из общей воли, которой народ устанавливает правила для себя. Только при такой системе, утверждает Руссо, человечество будет жить на равных условиях, связанных братскими узами, пользуясь максимальной свободой и правами на самоопределение, насколько это возможно в стабильном сообществе. Выступая таким образом за равное политическое положение всех, независимо от происхождения и богатства, Руссо указывает путь к роспуску старый режим и появление более демократичных государств. Невозможно точно определить, какое влияние его идеи оказали на Французскую революцию, хотя его имя часто упоминалось.
Руссо также много писал об образовании. В своем «Эмиле» (с подзаголовком «Об образовании», 1762 г.) он пытается показать, как можно воспитать ребенка свободным от агрессивного желания доминировать над другими. Вместо этого этого ребенка можно заставить захотеть сотрудничать с другими на основе взаимного уважения. Он надеется этим показать, что его социальные предложения не являются несбыточной мечтой. В этой работе есть также критика религиозных догм и церковных практик, которые навлекли на Руссо суровое осуждение. Ему пришлось бежать из Парижа в 1762 году, чтобы избежать тюремного заключения. Этот и другие связанные с ним переживания погрузили его в затяжной период душевного расстройства, когда он опасался, что стал объектом заговора других. Среди этих других был Дэвид Юм, с которым Руссо надеялся найти убежище в Англии в 1766 г.
Все еще не в себе, Руссо вернулся во Францию в следующем году, и в течение последнего десятилетия своей жизни он написал несколько работ самообъяснения и самооправдания.