Психология детей 4 5 лет воспитание: Воспитание детей 4-5 лет| Важные этапы развития| Советы психолога

Воспитание детей 4 — 5 лет

К четырем годам малыш заметно взрослеет, становится мягче и уступчивее. У него начинает, его чувства становятся более глубокими. Появляются устойчивые симпатии и антипатии.

Малыш дорожит любовью и вниманием близких ему людей, старается быть «хорошим» и боится потерять родителей. Это может проявляться в отказе засыпать в одиночестве, боязни темноты,   желании быть рядом с мамой и т.д. В такие моменты проявляйте понимание и терпение.
 

В этот период у малыша так же активно развивается познавательная сфера. Как можно больше общайтесь с ним, рассказывайте об окружающих его предметах и явлениях

Сейчас наступает период, когда папа может стать для ребенка «учителем жизни». Ведь мужчины, как правило, эрудированны, а малыши в этот период чрезвычайно любознательны и задают очень много вопросов.

Не удивляйтесь, если ребенок снова задаёт вопрос, на который буквально вчера получил исчерпывающий ответ.Такие повторные объяснения помогают ему лучше понять и запомнить услышанное.

Наверно нет необходимости говорить о том, что детям надо давать правдивые ответы и не бояться сказать: «К сожалению, я этого не знаю. Но постараюсь в ближайшее время прочитать и рассказать тебе». 
 

У малыша этого возраста формируются нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, чувство дружбы и постепенно — чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру. Для большинства детей характерно оптимистическое восприятие жизни, поддерживайте его.

Четырехлетний малыш уже должен понимать, что он не один в этом мире, и никто не обязан полностью подстраиваться под его желания. На своём личном примере помогайте ребенку освоить правила поведения в обществе. Необходимо учить кроху выстраивать отношения с другими детьми: в семье, в гостях, на детской площадке; обучать дожидаться своей очереди в играх, делиться игрушками, при необходимости уметь уступить или, наоборот, отстаивать свои интересы.

Теперь с ребенком можно о многом договариться. Выстраивайте с ним дружеские отношения, основанные на сотрудничестве. Позитивное воспитание основывается на любви, а не на устрашении. Для ребенка очень важно знать, что он любим всегда, даже когда он «не слушается».

Отчуждение и нарушение контактов лишает ребенка доверия к своим родителям. Всегда выступайте на стороне ребенка.

Если вы не можете удовлетворить какое-то его желание, показываете, что вы хотели бы: купить, дать, поиграть — правда, к сожалению, пока не можете этого сделать по таким-то и таким-то причинам… (вы заняты, у вас сейчас нет свободных денег и т.п.). Кроха уже в состоянии воспринять подобные объяснения, и если не сразу, то постепенно он обязательно их поймет. Таким образом, вы будете воспитывать в нём способность считаться с потребностями и нуждами других людей. Предлагайте малышу альтернативу и хвалите за согласие пойти на компромисс. Но  и вы должны проявлять пониание: если ребенок не хочет что-то делать «по-вашему», он имеет на это право.

 

Семь простых методов установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:

1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».

2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».

3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).

4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»

5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.

6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.

7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.

Автор: Дарья Колдина

В нашем магазине:


Воспитание ребенка 4-5 лет. Задачи, особенности возраста и развития

Главная » Воспитание

Воспитание

На чтение 7 мин.

Содержание

  1. Важные задачи воспитания ребёнка
  2. Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
  3. Особенности развития детей 4-5 лет
  4. Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек
  5. Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?
  6. Игры и игрушки в 4-5 лет

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  •  развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

  • В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
  • Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
  • Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
  • В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
  • В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?

  1.  Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
  2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.
  3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
  4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.
  5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
  6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки». Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».
  7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
  8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
  9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
  10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

4-5 лет

Развитие мозга (дошкольное, 3-5 лет)

Развитие мозга показывает растущую способность ребенка понимать окружающую его среду. По мере того, как дети растут и развиваются, они узнают много нового и начнут решать проблемы в своей повседневной жизни.

У младших дошкольников (3–4 года) обычно развиваются следующие навыки:

  1. Младшие дошкольники начинают считать предметы, используя одно число для каждого предмета.
  2. Младшие дошкольники начинают замечать свойства предметов (длинный, короткий, красный, синий, нечеткий) и начинают их сортировать и описывать.
  3. Младшие дошкольники начинают использовать навыки решения задач во время таких действий, как планирование и построение блочной конструкции или выпечка печенья.
  4. Маленькие дошкольники интересуются своим телом и другими живыми существами в окружающей их среде, в том числе домашними животными и растениями.
  5. Маленькие дошкольники начинают понимать порядок событий своего дня.
  6. Маленьким дошкольникам нравится разбирать предметы и пытаться снова их собрать.


Что вы можете сделать дома, чтобы помочь своему юному дошкольнику развить эти навыки?

  1. Пусть ваш дошкольник поможет накрыть обеденный стол, поставив по тарелке для каждого члена семьи, затем по чашке и т. д. Считайте, чтобы на всех хватило.
  2. Разговаривайте с дошкольником во время повседневных дел и используйте описательные слова: высокое дерево, лохматая собака и т. д.
  3. Пусть ваш юный дошкольник поможет с простым приготовлением пищи и задаст вопросы: «Как вы думаете, что произойдет с печеньем, когда мы поставим его в духовку?»
  4. Позвольте вашему дошкольнику помочь с работой по дому, например, наполнить миску водой для собаки или полить растения. Объясните, почему: «Я должен поливать растение и держать его на солнце, чтобы оно продолжало расти».
  5. Попробуйте соблюдать распорядок дня с младшими дошкольниками и напомните им, что будет дальше: «После того, как вы закончите ужинать, будет время принять ванну».
  6. Подготовьте пазлы, блоки LEGO и игрушки-складчики, которые ваш ребенок сможет разобрать и собрать.


У старших дошкольников (4–5 лет) обычно развиваются следующие навыки:

  1. Старшие дошкольники начинают считать до большего числа и могут ответить «сколько», когда им показывают небольшую группу предметов. .
  2. Старшие дошкольники могут группировать предметы, которые сочетаются друг с другом, например, чашки и тарелки.
  3. Старшие дошкольники начинают измерять предметы с помощью таких предметов, как веревка или ноги.
  4. Старшие дошкольники понимают некоторые слова-направления (вверх, вниз, вперед, назад) и слова формы (круг, треугольник).
  5. Старшие дошкольники начинают понимать, что мы используем свои чувства, чтобы узнавать об окружающей среде, например, наблюдая за животными или слушая звук ветра с помощью колокольчиков.
  6. Старшие дошкольники используют художественные материалы, чтобы создавать что-то, а не просто играть с ними.


Что вы можете сделать дома, чтобы помочь старшему дошкольнику развить эти навыки?

  1. Задайте старшему дошкольнику вопросы на счет, например: «Сколько морковок на твоей тарелке?» или «Сколько шагов нужно сделать, чтобы добраться от машины до дверей детского сада?»
  2. Позвольте старшему дошкольнику помочь со стиркой, подбирая подходящие носки и раскладывая одежду для каждого члена семьи.
  3. Используйте вопросы со старшим дошкольником для решения задач: «Чья рука больше?» или «Кто ниже?»
  4. Устройте «охоту за сокровищами» и дайте старшему дошкольнику указания, как найти сокровище, используя слова-указатели: внутри, сзади, под и т. д.
  5. Наполните пластиковые бутылки песком, рисом, шариками, перьями и другими предметами и сравните звуки, которые вы слышите, когда встряхиваете бутылки.
  6. Работайте вместе с ребенком над созданием более подробных художественных проектов, таких как коллажи, картины или глиняная посуда.

Узнайте о языковом развитии вашего ребенка.

Узнайте о развитии мелкой и крупной моторики вашего ребенка.

Узнайте о раннем вмешательстве для улучшения психического здоровья.

4-5 лет

  • Развитие языка: 4-5 лет
  • Мелкая и крупная моторика: 4-5 лет

Подробнее

6 этапов обучения детей игре

Игра — это развлечение! Любая деятельность, организованная или неструктурированная, которую ваш ребенок находит веселой и приятной, считается игрой. Но игра — это гораздо больше, чем просто веселое занятие для вашего ребенка! По мере взросления ребенок проходит разные этапы игрового развития.

Играя, дети учатся и развивают важные навыки, которые они будут использовать на протяжении всей жизни.

Решение проблем, креативность и готовность идти на риск — это лишь некоторые из навыков, которые развиваются в игре.

Вашему ребенку меньше 2 лет? Введите день рождения вашего ребенка, чтобы получать еженедельные задания, которые помогут достичь основных этапов развития.

Дети, которые используют свое воображение и «притворяются» в безопасной среде, могут узнать о своих эмоциях, о том, что их интересует, и о том, как адаптироваться к ситуациям. Когда дети играют друг с другом, им предоставляется возможность научиться взаимодействовать с другими людьми и вести себя в различных социальных ситуациях. Узнайте больше о социально-эмоциональном развитии вашего ребенка.

Убедитесь, что у вашего ребенка достаточно времени и места для игр. В раннем детстве есть 6 стадий игры, каждая из которых важна для развития вашего ребенка. Все этапы игры включают в себя исследование, творчество и веселье. Этот список объясняет, как детские игры меняются в зависимости от возраста, когда они растут и развивают социальные навыки.

Незанятая игра (от рождения до 3 месяцев)

На этом этапе ребенок просто делает много движений руками, ногами, руками, ступнями и т. д. Он изучает и открывает для себя движения своего тела.

Одиночная игра (от рождения до 2 лет)

Это этап, когда ребенок играет один. Они пока не заинтересованы в игре с другими.

Поведение наблюдателя/наблюдателя (2 года)

На этом этапе ребенок начинает наблюдать за игрой других детей, но не играет с ними.

Параллельная игра (от 2 лет)

Когда ребенок играет вместе или рядом с другими, но не играет с ними, этот этап называется параллельной игрой.

Совместная игра (3-4 года)

Когда ребенок начинает взаимодействовать с другими во время игры, но на этом этапе взаимодействия не так много. Ребенок может заниматься деятельностью, связанной с окружающими его детьми, но на самом деле может не взаимодействовать с другим ребенком. Например, все дети могут играть на одном и том же игровом оборудовании, но делать разные вещи, например карабкаться, качаться и т. д.

Совместная игра (4+ лет)

Когда ребенок играет вместе с другими и проявляет интерес как к этой деятельности, так и к другим детям, участвующим в игре, он участвует в совместной игре.

Посмотрите, как могут выглядеть шесть этапов игры:

Когда ваш ребенок начнет играть с членами семьи и друзьями, обязательно научите их делиться, выигрывать и проигрывать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts