Семья как основа нравственного воспитания
В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения.
Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса.
Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин, становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве. Детский возраст это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности.
От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь. По настоящему счастливы те, у кого воспоминания детства вызывают только положительные эмоции.
Как известно родителей не выбирают. Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
К сожалению, идеальная семья является достаточно редким явлением, причем, такое положение вещей совершенно не зависит от политической и экономической обстановки в стране. Неполные и неблагополучные семьи существовали всегда, в некоторые исторические периоды их было больше, а в некоторые меньше, чем полных и благополучных.
Такие семьи всегда находились под пристальным вниманием педагогов, поскольку дети из этих семей нуждались в постоянной заботе и особой коррекции воспитания. Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал.
В семье, которая сформировалась не на основе искренней любви, а по другим причинам, ребенок не может быть по-настоящему счастлив. Он чувствует натянутость и неискренность семейных взаимоотношений, лицемерие и холодность, которые сказываются на его психическом и душевном состоянии.
В семьях, в которых ребенок не был желанным и любимым, вырастают холодные и циничные личности, лишенные чувств любви и сострадания. Даже в неполных семьях при наличии искренней любви родителя к ребенку дети вырастают более человечными и полноценными личностями, чем в полных семьях, в которых брак является лишь формальностью.
Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.
По сути дела семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья, уравновешенного характера и творческой предприимчивости. В семьях, лишенных этих основополагающих качеств ячейки общества, дети, как правило, страдают различными неврозами, из них часто вырастают неудачники, совершенно неприспособленные к жизни.
Нормальная семья требует от своих членов совместной творческой деятельности, непрерывного взаимодействия для постоянного стремления к идеалу. Теплые и уважительные взаимоотношения матери и отца, близость их духовного и культурного развития являются гарантом стабильности семьи и главной основой для воспитания гармонично развитой личности.
Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.
В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.
И. А. Ильин утверждает, что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Для ребенка семья является школой взаимного доверия и совместного, организованного действия. Кроме того, именно в семье ребенок учится адекватному восприятию авторитета. В лице собственных родителей он видит естественный авторитет и учится воспринимать взрослого с уважением, но без подобострастия. В то же время, освобождая себя духовно от возможного гнета посредством любви и уважения.
Нравственность и здоровье. Семья в совре
Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.
В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.
Брак – это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз.
Семейно-брачные отношения имеют давнюю историю и традиции. Впервые их законодательные основы были закреплены в римском праве. Римское право выделило институт семьи и брака, юридические понятия личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей, усыновление, опеку и попечительство.
В России существенное воздействие на развитие семейного права оказало принятие христианства, признающего брак таинством и рассматривающего семью как основу развития общества.
В настоящее время в большинстве случае общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака.
Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчинённым положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят своё закрепление в законодательных актах.
29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.
Основные цели нового семейного законодательства – укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, принуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.
Семейный кодекс закрепил и развил такие положения семейного права, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, с учётом нового законодательства, регулирующего семейные отношения.
Принятие Семейного кодекса является значительным шагом на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.
В настоящее время основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:
установление порядка и условий вступления в брак;
личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;
определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса, которые необходимо знать, по нашему мнению, каждому гражданину Российской Федерации.
Семейное законодательство (глава 1)
Статья 1 Кодекса закрепляет, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.
Условия и порядок заключения брака (глава 3)
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака.
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.
Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Брак не может быть заключён, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном браке. Не допускается заключение брака между близкими родственниками.
В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и для женщин. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.
Выводы.
Будущие родители должны хорошо знать и понимать, что рождение и воспитание ребёнка – это их долг перед обществом.
В воспитании детей должны участвовать оба родителя.
Уклад семьи и психологический климат в ней должны способствовать гармоничному развитию ребёнка.
Семья формирует личность ребёнка, вырабатывает у него необходимые качества и основы взглядов и поведения в будущей жизни.
Некоторые видят связь между бедностью и моральными проблемами в семье. Посмотреть полную серию.
Марк Паттисон
Просмотреть профиль автора
Католическая служба новостей
Просмотреть профиль автора
Присоединиться к беседе
Присылайте свои мысли по адресу Письма в редакцию
Вашингтон — 23 сентября 2014 г.
Одной из неизбежных проблем, с которыми сталкиваются слишком многие семьи во всем мире, является бедность.
Некоторые говорят, что бедность связана с моральными проблемами, влияющими на семью: дети, рожденные вне брака, растущий уровень сожительства и общий распад семьи.
Одна проблема связана с другой? Есть ли причина и следствие?
Влияние бедности на семейную жизнь, несомненно, будет одним из вопросов, которые будут рассмотрены предстоящим внеочередным Архиерейским Синодом по вопросам семьи. Чрезвычайный синод 5-19 октября подготовит повестку дня для всемирного синода через год.
Многие голоса, в том числе голос Папы Франциска, созвавшего синод, высказались о роли бедности в семейной жизни.
Папа Франциск в интервью, опубликованном в июне в римской газете Il Messaggero
, сказал, что многие из сегодняшних социальных недугов вызваны отсутствием адекватной социальной политики и государственной поддержки, а не только эгоизмом и моральной деградацией.«Создание семьи — тяжелая работа, иногда зарплаты не хватает, [зарплаты] не хватает до конца месяца. Люди боятся потерять работу или не в состоянии платить квартплату. Социальная политика не Я помогу», — сказал Папа.
«Многое зависит от экономических кризисов, а не только от культурного отклонения, отмеченного эгоизмом и гедонизмом», — добавил он.
Почти 50 лет назад Дэниел Мойнихан по распоряжению Белого дома Линдона Джонсона выпустил то, что широко известно как «Отчет Мойнихана», в котором рассматривалась жизнь афроамериканских семей в США. Его выводы зажгли пороховую бочку дискуссии о бедности, ее причинах и следствиях.
Центральный тезис Мойнихана заключался в том, что упадок черной нуклеарной семьи значительно затруднит продвижение чернокожих к экономическому и социальному равенству.
Он описал «клубок патологий», отрицательно влияющих на афроамериканские семьи — распадающиеся семьи, плохие результаты обучения, слабые перспективы трудоустройства, концентрированная бедность по соседству, неблагополучные сообщества, преступность и высокий уровень внебрачной рождаемости среди чернокожих — которые создадут самовоспроизводящийся цикл лишений, лишений и неравенства. Мойнихан предсказал, что, поскольку чернокожие мужчины реже встречаются в домашнем хозяйстве, эта закономерность будет повторяться из поколения в поколение.
Исследование Urban Institute 2013 года «Пересмотренный отчет Мойнихана» рассмотрело различия между прошлым и настоящим.
«В начале 1960-х годов около 20 процентов чернокожих детей рождались у незамужних матерей по сравнению с 2–3 процентами белых детей. К 2009 году почти три четверти рождений чернокожих и три десятых рождений белых произошли вне брака. », — говорится в исследовании.
«Снижение уровня занятости мужчин в сочетании с более высоким уровнем занятости женщин может быть как причиной, так и следствием снижения уровня брачности. Имея более широкие экономические возможности, женщины могут быть менее склонны вступать в брак, особенно когда больше потенциальных партнеров по браку испытывают трудности в рынок труда. В качестве альтернативы, поскольку количество браков снижается, все больше женщин могут быть вынуждены работать, чтобы содержать себя и своих детей», — добавили в нем.
Есть и другие статистические расхождения — самые богатые чернокожие семьи, как правило, живут в районах с более высокой концентрацией бедности, чем самые бедные белые семьи, и каждый шестой чернокожий мужчина провел время в тюрьме по сравнению с одним из 33 белых мужчин — — но «даже 50 лет назад черная бедность и социальное неравенство не были просто результатом одинокого воспитания», — говорится в «Пересмотренном отчете Мойнихана».
«Сегодняшняя более сложная социальная среда требует гораздо более широкой стратегии и набора инициатив для устранения множества факторов, препятствующих экономическому и социальному прогрессу чернокожих», — говорится в сообщении.
Один культурный критик смотрит на проблему более резко. «Люди, у которых меньше денег, чем у средней семьи, обычно могут легко сравнять счет с государственными средствами, но главная причина, по которой они бедны, в первую очередь состоит в том, что они живут в разорванных отношениях и/или не развили черты характера, необходимые для жизни. держаться подальше от бедности: хорошая трудовая этика, личная ответственность и т. д.», — пишет Джой Пуллманн, главный редактор интернет-журнала The Federalist и научный сотрудник образовательной политики чикагского аналитического центра Heartland Institute.
В эссе 2011 года «Как моральная несостоятельность вызывает детскую бедность» Пуллманн определил «две основные причины детской бедности: развод и добрачный секс… Но мало кто хочет обсуждать это, потому что развод и добрачный секс стали настоящими конституционными права».
В сегодняшнем климате «гораздо политкорректнее говорить людям, живущим в бедности, что в этой проблеме, вероятно, виноват кто-то другой», — написала она, но при этом утверждала, что «бедность — это прямой результат аморальных решений».
«Для тех из вас, кто не слышал, — добавила она, — христианство на протяжении веков говорило, что прелюбодеяние, развод и добрачный секс — это неправильно. Похоже, этот стандарт не случаен».
Но Грегори Экс, один из авторов «Пересмотренного доклада Мойнихана» Института урбанистики, придерживается другой точки зрения.
«Давайте вытащим из этого моральное измерение», — сказал он Католической службе новостей. «Принимали ли они решения, потому что им приходилось идти на компромисс с долгосрочными перспективами… чтобы жить изо дня в день? Я думаю, было бы очень трудно сказать, что одно вызвало другое. Это запутанная сеть».
Ас добавил: «Если вы обнаружите, что у вас есть ребенок, которого вы должны содержать, вы можете отказаться от завершения или продолжить дополнительное образование, и поэтому вы остаетесь на нестабильной работе и в бедности и вне ее, что создает стресс дома, не говоря уже об отсутствии материальных ресурсов, которые влияют на ваши способности и на способность вашего ребенка развиваться. достаточных ресурсов, они также вряд ли будут процветать во взрослом возрасте. Они также могут принимать решения, которые ставят под угрозу их будущее или будущее их детей. Это называется проблемой курицы и яйца, и это действительно так», — продолжил Ас.0005
Он добавил: «Создание экономических возможностей не решит эту проблему. Сокращение числа внебрачных детей не решит ее. Вы должны работать на разных фронтах».
Для Папы Франциска защита бедных и бесправных является признаком истинного христианина.
«Бедность лежит в основе Евангелия», — сказал он Il Messaggero . «Нельзя понять Евангелия, не поняв истинной нищеты, принимая во внимание, что существует и очень красивая нищета духа: быть бедным пред Богом, чтобы Бог наполнял тебя».
Что должно быть для меня приоритетом: нравственность или семейная гармония?
Вопросы и ответы
Джим Блэкберн •
Вопрос:
Мы с братьями и сестрами выросли в хорошей католической семье, но теперь, став взрослыми, мы больше не разделяем один и тот же моральный кодекс — одни следуют подлинной доктрине католической церкви, а другие рационализируют что их аморальный образ жизни на самом деле нравственный. Каждый раз, когда я пытаюсь помочь членам семьи, меня считают нетерпимым религиозным фанатиком. Даже мои родители считают мои усилия неуместными и вредными. Так что я стал опасаться за духовное благополучие своих собственных детей, и необходимость защищать их от неправильных влияний до боли очевидна. Это может означать дальнейшее разделение в семье — даже между моими детьми и их бабушкой и дедушкой, если мои родители не станут надлежащим образцом для подражания. Но некоторые люди думают, что я должен делать все необходимое, чтобы сохранить мир в семье. Какими должны быть мои приоритеты — мир или мораль?
Ответ:
Вы обязаны воспитывать своих детей в истине, обучая их подлинной морали. Это может означать волнения в вашей семье, в чем вы уже убедились. Но вас может утешить тот факт, что, по признанию Иисуса, разделение семьи иногда может быть проблемой для тех, кто остается ему верным:
Не думайте, что я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, а меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и враги человеку будут домашние его. Кто любит отца или мать больше, чем меня, не достоин меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем меня, недостоин меня; и тот, кто не берет креста своего и следует за Мною, недостоин Меня. (Мф 10:34-38)
Комментарий Наваррской Библии поясняет:
Наш Господь пришел не для того, чтобы принести ложное ощущение земного мира — такого спокойствия, которого жаждет своекорыстный человек; он хочет, чтобы мы боролись со своими собственными страстями, с грехом и его последствиями. . . Слово Божье фактически приводит к упомянутым здесь разделениям. Даже внутри семьи это может привести к тому, что те, кто принимает веру, будут считаться врагами родственниками, противящимися слову истины. (109-110)
Умоляйте своих родителей и других членов семьи принять подлинную мораль и присоединиться к вам в надлежащем духовном воспитании ваших детей.