Как воспитать: Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция — Meduza

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция — Meduza

Флэшмоб #ЯНеБоюсьСказать, история о домогательствах в 57-й школе, расследование о «Лиге школ» — все эти события показали, как важна открытая дискуссия о насилии. При этом, говоря о жертвах, мы часто будто бы забываем о насильниках — словно это какое-то бестелесное зло, с которым ничего не поделать. А ведь насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Подавайте хороший пример

Дети в основном учатся правилам поведения через наблюдение за окружающими и имитацию их действий. Поэтому крайне важно исключить насилие в собственной семье и, разумеется, отказаться от любых телесных наказаний. Если родители скандалят, бьют друг друга, детей или домашних животных, кричат, оскорбляют, насмехаются, то ребенок усваивает, что это нормально. Более того, он запоминает, что так не только можно, но и нужно себя вести — чтобы добиться желаемого или «наказать» за то, чем недоволен.

Многие родители понимают, что часто поступают с ребенком неправильно, но, попадая в стрессовую ситуацию, теряют контроль над собой. Нет ничего стыдного в том, чтобы признать это и обратиться за помощью. Сейчас много возможностей для психологической поддержки, в том числе бесплатной, есть телефоны доверия для детей и родителей. Есть и хорошие книги о воспитании, которые стоит почитать родителям. В первую очередь это книги Юлии Гиппенрейтер, Ирины Млодик, «Как говорить с детьми, чтобы они учились» Фабер и Мазлиш, «Как по-настоящему любить своего ребенка» Росса Кэмпбелла. За помощью можно обратиться и в фейсбучную группу «Вопросы родителей детскому психологу», где вам всегда ответят.

Коротко. Ведите себя с ребенком так, как хотите, чтобы он вел себя с вами и другими людьми, проявляйте уважение к нему.

Объясняйте ребенку, что такое насилие

Важно четко понимать самим и объяснять ребенку, что именно нельзя делать и допускать по отношению к себе. Легче всего, конечно, заметить физическое насилие. Нельзя бить, толкать, кусать, щипать — нарочно причинять боль. Но нужно объяснить ребенку, что словом тоже можно сделать больно. Это значит, нельзя запугивать, унижать, оскорблять, насмехаться, то есть специально заставлять переживать и страдать.

Уговаривать или вынуждать что-то делать с помощью угроз или навязывания чувства вины — это тоже эмоциональное насилие. К таким приемам часто прибегают сами родители («не вымоешь посуду — телефон отберу», «ты своими капризами меня в гроб загонишь», «доедай, а то мама обидится»). Именно отсюда растут корни шантажа и манипуляции, которые ребенок может взять на вооружение.

Другой формой психологического насилия может быть игнорирование и пренебрежение основными потребностями тех, кто от вас зависит. Иногда родителям настолько не до ребенка, что у него нет одежды и обуви по размеру и сезону или он болеет, а это не замечают. Даже если вы никогда так себя не ведете, постарайтесь объяснить ребенку, что важны потребности всех, а не только тех, кто «главный».

Коротко. Ребенок не догадается сам, как нельзя поступать. Это нужно объяснять.

Честно рассказывайте ребенку о теле, сексе и интимности

Сексуальное насилие — самая сложная тема для обсуждения, не то что с ребенком, а и между самими взрослыми. Для начала не делайте табу из того, как работает человеческий организм. Ребенок должен знать, как он устроен и как называются все части его тела. Если какие-то органы и места нельзя называть, получится, что они «стыдные» и «плохие». А это вызовет у ребенка страх и чувство неполноценности, может привести к психическим или сексуальным проблемам в будущем и, что важно, помешает ребенку пожаловаться на домогательства (ведь он как бы уже виноват, что у него есть «нехорошие» части тела).

Вместо этого ребенку нужно рассказать, что некоторые части его тела — интимные. А это значит, что никто, кроме него самого и врачей, не может их трогать или обсуждать. С маленьким ребенком подробно обсуждать сексуальное насилие не стоит, вопросы безопасности — зона ответственности родителей.

Малышу достаточно знаний о своем теле, праве отказать другому в прикосновениях и уверенности в поддержке и понимании родителей.

А вот с подростками очень важно обсуждать вопросы согласия на секс. Вовремя объяснить им, что уговорить, «уломать» человека на сексуальный контакт, заставить силой или хитростью — все это не секс, а насилие. Единственное определение секса, которое поможет избежать проблем, — это «интимное взаимодействие» (в которое входит не только половой акт, но и прикосновения, поцелуи, объятия, ласки), только по взаимному желанию и приносящее взаимное удовольствие.

Стоит упомянуть и о «возрасте согласия»: любой контакт или взаимодействие сексуального характера взрослого с ребенком, не достигшим 16 лет, независимо от желания последнего является насилием.

Коротко. Обсуждайте с ребенком его интимные границы. Формируйте у подростка правильное представление о сексе и согласии.

Учите оценивать действия окружающих

К сожалению, мы не можем изолировать ребенка от проявлений насилия вне семьи.

Чтобы они не стали для ребенка примером для подражания, важно обсуждать то, что он видит. Однозначно осуждайте проявления насилия, если стали их свидетелем («Детей нельзя бить!»).

Помогайте жертвам насилия, не обвиняя их, — всегда объясняйте ребенку, что неправильно поступил только насильник. И, конечно, защищайте от насилия — на детской площадке, в саду и в школе. Ребенок должен знать, что вы на его стороне. Твердо пресекайте драки, настаивая на словесном решении конфликтов. Как правило, дети легко перенимают линию поведения родителей, и вскоре вы услышите, как они сами авторитетно заявляют приятелям: «Драться нехорошо!»

Приучайте ребенка уважать телесные границы — как свои, так и других. Никто не может тискать, целовать его и трогать без его на то согласия. Если вы видите, что ребенок возится со сверстником и оба очевидно довольны, вмешательство, конечно, излишне. Но если дальняя родственница, приехав в гости, пытается схватить и поцеловать ребенка, а он смущенно отступает, то самое время уточнить для них обоих: «Похоже, ты не хочешь обниматься с тетей Катей.

Тогда ты не должен этого делать. А тетя Катя в следующий раз сначала спросит, можно ли тебя обнять, правда, тетя Катя?»

Коротко. Обсуждайте и осуждайте примеры насилия, которые видите вокруг, помогайте его жертвам и защищайте вашего ребенка.

Обсуждайте с ребенком эмоции, учите понимать и выражать их

Насилие часто возникает там, где человек не умеет по-другому выразить свои чувства, не понимает, что с ним происходит, не контролирует себя. Поэтому очень важно учить ребенка различать свои эмоции и их оттенки — страх, злость, обиду, разочарование, печаль, радость, любовь. Проговаривайте чувства ребенка, пока он не может делать этого сам: «Я вижу, что ты расстроен/злишься/обижен» и так далее. Когда человек понимает, что с ним происходит, и может об этом рассказать, напряжение спадает. Сильные чувства — такие как ярость, гнев, горе — нужно учиться выражать безопасно для окружающих. Если грустно — можно плакать, если злишься — бить подушку, грушу, кричать в коробку, кромсать пластилиновые фигурки.

Можно нарисовать свою боль, горе и обиду. Написать о них в дневнике.

И конечно, нужно учить ребенка понимать, что испытывают окружающие. Вопреки распространенному мнению, это умение не появляется само. Для воспитания сочувствия полезны отсылки к опыту самого ребенка: «Котик поранил лапку, плачет. Ты плачешь, когда тебе больно, он чувствует то же. Бедный котик, давай его пожалеем, полечим». Есть несколько психологических игр, разработанных Гиппенрейтер, которые помогают родителям развивать эмоциональную сферу ребенка, например «Эмоциональное лото». Играя, дети вместе со взрослым погружаются в мир эмоций — делятся своими переживаниями, учатся осознавать, называть и различать оттенки чувств, понимать переживания родителей.

Коротко. Разрешайте ребенку говорить о своих чувствах и выражать их безопасными способами. Учите быть внимательным к окружающим.

Откажитесь от сексизма

Сексизм — это предвзятое отношение к людям и их дискриминация по признаку пола. Избегайте сексистских взглядов и предубеждений в воспитании. В основе образа мыслей насильника лежат стереотипные представления о том, что у людей разного пола разные права и правила поведения. Детей часто воспитывают с мыслью, что мальчикам и мужчинам необходимо быть сильными, напористыми, нечувствительными, а достоинства женщины — слабость или покорность. Но те же роли описывают поведение агрессора и жертвы, поэтому существует прямая связь между сексизмом и насилием.   

Разбирайте примеры сексизма вокруг — например, что принцесса из сказки не должна быть наградой за подвиг, ведь у нее есть свои чувства и желания. Следите за своей речью. Большинство наших убеждений и взглядов на мир передаются и формируются незаметно, через язык. Поэтому шутки о насилии или шутки, высмеивающие женщин («тупых блондинок»), вовсе не так безобидны, как многие считают. Они представляют женщин или их часть как людей менее умных, менее «полноценных» и таким образом оправдывают насмешки над ними, боль и унижение, как будто это что-то хорошее, заслуженное и смешное.

Коротко. Сексизм и шутки о насилии правда вредны, откажитесь от них.

Анализируйте поведение ребенка

Многих родителей волнует поведение ребенка: можно ли трактовать какие-то его поступки как склонность к проявлению насилия в будущем? Пока ребенок маленький, важнее не то, как он себя ведет. Важно то, как вы на это реагируете.

Для каждого из нас нормально злиться или печалиться, любить или ненавидеть. Поэтому вполне нормально, если ребенок говорит: «Мама, я злюсь на тебя, ты плохая». Это значит, что он доверяет нам, делится своими чувствами. И если мы не отвергаем его, а помогаем ему пережить этот момент с нашей помощью («Я вижу, что ты разозлился на меня за то, что я не купила игрушку») и понять, как с этим справиться («Ты можешь попросить ее на день рождения»), то мы учим его впоследствии не падать в пропасть эмоций, а учитывать их. Нормально, когда трехлетний малыш пытается драться с вами и другими. Для нас это возможность остановить его и дать ему ненасильственные инструменты решения конфликтов.

Настораживать должно постоянное агрессивное поведение в семье, со сверстниками, с животными. Часто это означает, что ребенок подвергся насилию или стал свидетелем насилия и ему нужна психологическая помощь. Некоторые дети могут страдать расстройствами, которые затрудняют для них понимание своих и чужих эмоций. В таких случаях своевременная помощь психолога очень важна, такие расстройства поддаются коррекции.

Коротко. Для любого человека, в том числе маленького, нормально иногда злиться. Однако если ребенок постоянно дерется, кусается, причиняет боль животным, ему нужна психологическая помощь.

Ирина Катин-Ярцева

КАК ВОСПИТАТЬ ЩЕНКА | Наука и жизнь

Уважаемая редакция! Мечтаю завести породистую собаку. Но как правильно воспитывать ее, не знаю. Опубликуйте, пожалуйста, основные команды, которым нужно обучить щенка.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Отработка команды ‘Ко мне!’

Отработка команды ‘Сидеть!’.

Отработка команды ‘Лежать!’.

Открыть в полном размере

А. Никонов (г. Казань).

Многие люди, заводя породистую собаку, уверены, что к ее родословной «прилагается» и послушное поведение и что в любой ситуации четвероногий друг будет вести себя «умно». Между тем воспитанием собаки нужно заниматься ничуть не меньше, чем воспитанием ребенка.

Как стайное животное (а стаи без вожака не бывает), собака стремится настоять на своем. Обычно такое поведение больше свойственно кобелям. Уступчивость, мягкость владельца пес истолковывает как слабость и постепенно занимает главенствующее положение в семье. Чтобы такого не случилось, станьте с самых первых дней авторитетом для своего питомца (даже если это крохотный тойтерьер). Он должен слушаться вас, но не бояться.

Между средними задатками собаки и идеалом существует определенная дистанция, преодолеть которую можно только с помощью дрессировки.

Начните с того, что дайте щенку кличку и выделите ему постоянное место в квартире, иначе он всегда будет устраиваться там, где не положено. Чтобы приучить собаку к месту, нужно неоднократно отвести ее туда и повторить команду «Место!». На улице эта команда означает, что собака должна оставаться на определенном месте даже в отсутствие хозяина.

Истинный контакт между человеком и животным основан на тонких психологических моментах, на разумном сочетании власти и доброты. Если четвероногий друг напроказничал, провинился, разговаривайте с ним лаконично и строго.

Хорошее поведение поощряйте ласковыми словами. Ключевые понятия при поощрении или наказании всегда должны быть одни и те же.

Никогда не натравливайте щенка на других собак и тем более на людей. Не злите его во время игры или в процессе еды, этим вы провоцируете агрессивное поведение питомца.

Научите щенка выполнять команды: «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Ко мне!», «Гуляй», «Апорт!», «Дай!», «Фу!». Коррекция поведения взрослого животного значительно затруднена, но возможна.

Ходить рядом приучайте собаку при помощи короткого поводка. Если она идет быстро или отстает, сдерживайте или одергивайте ее поводком, одновременно давая команду «Рядом!».

Собака должна идти на поводке так, чтобы ее грудь была на одной линии с ногами владельца.

Чтобы приучить собаку сидеть, потяните поводок назад и вверх, одновременно нажав рукой на круп собаки, дайте команду «Сидеть!».

Отработка команды «Лежать!»: потяните поводок к земле, нажмите на холку сидящей собаки и дайте команду «Лежать!».

Отработка команды «Стоять!»: подставьте свою руку под живот сидящей собаки, приподнимите собаку, повторяя при этом команду «Стоять!».

Обучая команде «Ко мне!», возьмите в правую руку лакомство (кусочек сухарика или колбаски), покажите его собаке, а затем переложите за спиной в левую руку. Собака, следуя за лакомством, обойдет вас сзади и окажется у левой ноги. Дайте ей команду «Сидеть!», за выполнение поощрите лакомством.

Каждый раз, когда собака вам нужна, окликайте ее по кличке и произносите команду «Ко мне!». Подбежит — приласкайте. Важно, чтобы команда «Ко мне!» не ассоциировалась у собаки с окончанием прогулки, а вызывала лишь приятные ощущения. Запрещается наказывать подошедшую к вам по команде собаку, даже если она в чем-то провинилась. Иначе в следующий раз, услышав «Ко мне!», она будет убегать от вас.

Команда «Апорт!» означает подачу собакой брошенного хозяином предмета. Ее обычно сопровождают направляющим движением руки в сторону брошенного предмета. Принеся его в зубах, собака должна обежать вас сзади и сесть с левой стороны.

Чтобы получить апортируемый предмет, нужно отработать команду «Дай!». Сопровождайте ее протягиванием руки ладонью вверх к морде собаки.

Любое нежелательное действие своего питомца прерывайте командой «Фу!».

После выполнения собакой того или иного приказа обязательно похвалите ее, погладьте и дайте лакомство.

Домашние собаки нуждаются в общении с людьми. Изолированность они воспринимают как наказание и тоскуют. Обычно, чтобы скоротать день до прихода хозяина, одни собаки от скуки воют и лают, другие грызут двери и мебель, третьи жуют оставленные без присмотра обувь и одежду. Вечерние взбучки и тыканье носом в сотворенное безобразие не помогают.

Условия для неадекватного поведения домашних питомцев люди создали сами, лишив собак их исторической законной «работы». Вот что писал по этому поводу французский журнал для собаководов «Vos Chiens»: «Утрачивая присущую ей издревле роль, собака тем не менее сохраняет в первозданном виде все свои инстинкты, и те, естественно, стремятся непременно вырваться наружу через первую попавшуюся отдушину… Поэтому совершенно неверно полагать, будто бы собачье счастье — это сладкое ничегонеделание. Точно так же, как и человек, она страдает, когда вынуждена «сидеть» без работы, и жизнь теряет для нее всякий смысл».

Но выход из создавшегося положения все же есть. Организуйте собачий досуг так, чтобы животному не хотелось бедокурить. Во время утренней прогулки постарайтесь как следует утомить собаку. Играйте с ней, бросайте ей мячики и палочки. Дома покормите. Нагулявшийся и сытый питомец будет вести себя в одиночестве спокойно.

Одинокое существование вашему любимцу помогут скрасить игрушки и негромкая музыка по радио.

Собачьи игрушки рассчитаны на то, чтобы собака их грызла или гоняла из угла в угол. Они бывают из пищевой пластмассы, покрытой пищевыми красителями, и из натуральных жил. Особой популярностью у собак пользуются мячики и искусственные кости. Существуют также специальные витаминные косточки. Такими игрушками собака занимается целый день.

Если вы пошли со своим питомцем в лес и он, оказавшись на свободе, не подходит к вам по команде, не бегайте за ним с громкими криками, провоцируя игру. Когда вернется, ни в коем случае не наказывай те, напротив — приласкайте и дайте лакомство.

Никогда не используйте поводок для наказания собаки, а также не разрешайте ей играть с ним.

Кормить собаку полагается в одно и то же время, на одном и том же месте и из одной и той же миски. Рационы кормов имеются в зоомагазинах.

Не допускайте, чтобы пес настойчиво попрошайничал со стола. Просто выведите его из кухни и отведите на место.

Приучите собаку со щенячьего возраста спокойно сидеть, когда расчесываете ее или проводите профилактический осмотр. Тогда и на приеме у врача она будет вести себя спокойно. За примерное поведение награждайте питомца лакомством.

Не жалея времени и сил на воспитание щенка, вы вырастите из него надежного и верного друга. Воспитанная собака — комплимент хозяину. От нее не пострадает ни владелец, ни окружающие.

И напоследок. Выбирая себе домашнего питомца, мы выбираем ему судьбу — счастливую или несчастную. Смысл союза человека и животного — в их гармонии. Животное должно быть уверено в своем хозяине. А человек должен отвечать за того, кого приручил. Старейшее в мире объединение собаководов — английский Кеннел-клуб — поступает очень мудро, предлагая всем, кто решил завести собаку, ответить на специальную анкету. Вот несколько вопросов из этой анкеты. Есть ли у вас дома кто-нибудь, кто может приглядывать за собакой? Позволяют ли размеры вашего жилища содержать собаку? Готовы ли вы гулять с собакой продолжительное время? По карману ли вам возможные расходы на ветеринара? Отдаете ли вы себе отчет в том, что собаки, как и люди, стареют и могут потребовать специальных расходов?

Хочется верить, что когда-нибудь и мы научимся так же ответственно решать судьбу братьев наших меньших. И на наших улицах не будет брошенных и обездоленных животных.

ЛИТЕРАТУРА

Вулхард Д., Бартлетт М. Что должны знать все хорошие собаки (дрессировка через понимание) / Пер. с англ. — М.: ОКО, 1996.

Статьи, опубликованные в журнале «Наука и жизнь»:

Мазовер А. Щенок. Выбор. Уход. Воспитание. Обучение. — 1968, №№ 2, 5, 9; 1969, № 1.

Мазовер А. Дрессировка служебных собак. — 1971, № 5.

Как поговорить с парнем или мужем на неудобные темы

Перейти к основному содержанию

Сохраненная история

Чтобы вернуться к этой статье, посетите Мой профиль, а затем Просмотрите сохраненные истории.

Как поднимать неловкие темы со своим парнем

SearchSearch

Smitten

Возможно, у вас есть подозрение, что ваш друг испытывает к вам чувства. Возможно, вы не готовы жить вместе. Или, может быть, ваша сексуальная жизнь не совсем, ну, делает это для вас. Как бы то ни было, поднимать с парнем неудобные темы — сложная задача. Вы должны быть честными перед собой и решать проблемы, которые мешают вам быть максимально счастливыми, но в то же время вы не хотите задеть чувства парня. Вот несколько способов максимально упростить разговор. Не напивайтесь. Я знаю, есть причина, по которой алкоголь называют «жидким мужеством», но есть такая тонкая грань между чувством смелости, чтобы быть абсолютно честным, и ощущением, что ваш рот имеет собственное мнение и отказывается перестать говорить. К тому же, алкоголь только усилит ваши эмоции — и его, если он тоже пьет, — и вам будет легко остро реагировать. Поговорите рядышком. Вы когда-нибудь замечали, что ваш парень раскрывается больше, когда вы смотрите в одном направлении, а не смотрите друг на друга? Это снимает напряжение с ситуации. Вместо того, чтобы выглядеть как очень важный разговор с большой буквы

Возможно, у вас есть подозрение, что ваш друг испытывает к вам чувства. Возможно, вы не готовы жить вместе. Или, может быть, ваша сексуальная жизнь не совсем, ну, делает это для вас. Как бы то ни было, поднимать с парнем неудобные темы — сложная задача. Вы должны быть честными перед собой и решать проблемы, которые мешают вам быть максимально счастливыми, но в то же время вы не хотите задеть чувства парня. Вот несколько способов максимально упростить разговор.

Не напивайся. Я знаю, есть причина, по которой алкоголь называют «жидким мужеством», но есть такая тонкая грань между чувством смелости быть полностью честным и ощущением, что у твоего рта есть собственный разум и он отказывается перестать говорить. К тому же, алкоголь только усилит ваши эмоции — и его, если он тоже пьет, — и вам будет легко остро реагировать.

Говорите рядом. Вы когда-нибудь замечали, что ваш парень раскрывается больше, когда вы смотрите в одном направлении, а не смотрите друг на друга? Это снимает напряжение с ситуации. Вместо того, чтобы это выглядело как очень важная беседа с заглавными буквами, это облегчит на самом деле обсуждение очень важных тем без сверхсерьезной атмосферы. Попробуйте поднять тему, когда вы занимаетесь чем-то вроде похода или вождения.

Жалость недопустима. Если тема разговора заставит его почувствовать себя уязвимым (например, проблемы с эрекцией), контролируйте свой голос и манеры. Если он будет вести себя с жалостью или чрезмерно озабоченным поведением, он может просто почувствовать, что ему нужно держаться подальше, чтобы компенсировать любую предполагаемую потерю мужественности.

Я-утверждения — ваш друг. Сосредоточьтесь на том, чтобы объяснить, как вы относитесь к тому, что он делает или не делает, а не только к его действиям. Итак, вместо «ты не говоришь, что любишь меня достаточно», скажи: «Я чувствую себя таким особенным, когда ты говоришь, что любишь меня, и я хочу, чтобы ты делал это чаще». Это выглядит не как нападение, а скорее как выражение ваших чувств, поэтому вряд ли он заставит его защищаться.

Слушай. И я имею в виду на самом деле слушать, а не просто отключаться, когда он говорит, чтобы вы могли придумать свой следующий аргумент (это плохая привычка, жертвой которой могут стать даже лучшие из нас). Когда он говорит, что что-то, что вы можете сказать, важно для него, повторите это на немного другом языке, прежде чем переходить к своему ответу, чтобы он почувствовал себя по-настоящему уверенным. Так что, если он говорит: «Я знаю, что был отстранен. Этот рабочий проект действительно меня утомляет», вы можете ответить что-то вроде: «Я определенно понимаю, почему этот проект так сильно на вас повлияет — он огромен, и твой босс возлагает все это на твои плечи. Но я бы хотел проводить больше времени вместе, занимаясь веселыми делами, а не просто работая». Вы получаете картину.

На самом деле не называйте разговор «неловким». Не начинайте словами: «Итак, неудобный вопрос». Много раз, это только неловко, если вы делаете это неловко.

Каковы ваши правила поднятия неприятных тем с парнем? Если упомянутая неудобная тема заключается в том, что вы на самом деле больше не хотите с ним встречаться, вот несколько советов, о которых следует помнить.

Темыспорыаргументыкоммуникацияпонимание мужчин

Подробнее

ПОДНИМАТЬ КОГО-ТО определение | Кембриджский словарь английского языка

Переводы

на других языках