Как воспитать из мальчика настоящего мужчину
Что требуется для воспитания сына настоящим мужчиной? Как правильно воспитывать мальчика?
Вопрос воспитания мальчиков волнует не только матерей — одиночек, остро переживающих уход зачастую единственного мужчины, к которому были нежные чувства. Часто такими вопросами задаются большинство родителей. Как привить сынишке мужское поведение? Как вырастить его настоящим мужчиной?
По статистике, мужского населения на Земле, конечно, немало. А вот назвать мужчиной можно далеко не каждого представителя сильного пола. Почему же так происходит и как исправить ситуацию? Давайте разберемся.
Кто такой настоящий мужчина?Да, согласитесь, уже этот вопрос сам по себе сложный. И с ответом на него желательно определиться еще перед воспитанием.
Казалось бы, что такого – мужчина есть мужчина. Но, оказывается, представления о его «настоящести» у представительниц прекрасного пола очень отличается. Ведь обязанность мужчины — не только носить штаны, материально обеспечивать семью, пить — курить и резко выражаться. Со всем этим прекрасно справляются женщины, девушки и даже девочки… скажем так, среднего школьного возраста. Совсем другое дело – умение принять решение и поставить цель. Достигать, прекрасно понимая, что придется вложить силы, время, ресурсы, те же деньги. И отвечать, прежде всего, перед собой за решения и слова. Говорить только то, в чем разбираешься и просить совета в вопросах, по разным причинам неизвестных.
Перечисленные качества примерно описывают образ мужчины в обществе. Дамы еще хотят видеть в нем рыцаря, в идеале на белом коне. Если нет коня, сгодится и «мерседес» последней марки.
Мужчины уважают друг в друге хозяйственность, жесткость и деловую хватку. Ценится и умеренное «ухлестывание» за женщинами, умеренная жадность и умение постоять за себя. И, конечно же, настоящая мужская дружба, без всяких «соплей» и сантиментов.
Вы спрашиваете, как во всем этом найти умеренность? Очень просто. Мужчина ищет и находит удовольствие во всех проявлениях жизни. Но легко живет без любого из них.
Бесспорно, такого мужчину будут мало любить. Намного проще полюбить маменькиного сыночка, который будет читать тебе стихи под окном и вязать уютные тапочки. А влюбиться всегда проще в альфа-самца, мачо, от которого на километры вокруг прет тестостерон. Но такого ли человека вы хотели бы видеть с собой рядом всю жизнь? Готовы ли вы стать мамочкой первому или постоянно терпеть измены и пренебрежение второго? Подумайте об этом.
Настоящего мужчину же будут уважать. В большинстве своем, уважение к нему появляется сразу, непроизвольно. Словно не может быть иначе. И, конечно же, сформируется такой мужчина лет в тридцать. Несколько лет в обе стороны не составят принципиальной разницы.
Как же воспитать сына именно таким? Наверняка, надо знать какие-то «секретики»? Бесспорно, основа мужского поведения закладывается еще в детстве.
Мальчик и мужчинаКогда же начинать воспитывать в мальчике мужские качества? Ответ прост… чем раньше, тем лучше. Это по (анти) научно — психологическим канонам в 14 лет у мальчиков в голове гуляет ветер, а чуть пониже поясницы — детство. В 16 лет Аркадий Гайдар, писатель и участник Гражданской войны, а не политик, командовал полком Частей Особого Назначения. Другими словами, аналога современного спецназа. После Великой Отечественной 14-летние юноши снимали немецкие мины. В 2005 году пятнадцатилетние юноши участвовали в спасательных операциях, сохраняли здоровье и покой жителей городов — миллионников.
Наука эти случаи игнорирует. Практикующие психологи объясняют: к пятому году жизни у мальчиков из игр проявляется круг интересных занятий. К шестому — седьмому году формируются зачатки действий, задающих будущие профессии. Мальчик психологически готов получать профессиональные знания вместе с общеобразовательными.
На десятом году жизни у мальчика готовы не только задатки профессий, но и некоторые знания о них. Несколько лет будущий мужчина активно впитывает нужную информацию. Одновременно получает жизненные уроки: что такое дружба, и как она разрушается. Отдают ли все долги, и зачем вообще нужны деньги. А также многое и многое другое.
Увы, система образования родом из благополучного СССР многих уроков дать не в силах. В 5 — 6 лет мальчик преображается. Внимание сына переключается от источника заботы — матери, к отцу, как основному символу мужественности. Ребенок начинает больше интересоваться другими родственниками мужского пола – дядями, дедушками, старшими братьями.
Когда и как воспитывать?Сказать десятилетнему мальчику, что он скоро станет мужчиной — не сказать ничего. Сын вас услышит, но вряд ли поймет, о чем речь. Ведь идеал мужских качеств еще впереди, а сегодня — завтра предстоит решать более важные задачи. Например, пойти погулять с Ванькой или дать списать Пашке математику в обмен на географию. Слова о бесполезности списывания ребенку абсолютно непонятны. Ведь получить оценку можно сейчас и без усилий, а когда-то потом… можно и учебник открыть.
Ребенку еще младше понятно и того меньше. Даже слово «характер» — загадка, а уж тем более — мужской. Юноше слушать старших некогда, да и желания нет.
Немаловажное значение играет положительный пример мужчины в семье. Когда папа — настоящий мужчина, скорее всего, сын будет равняться на него и всячески ему подражать. Не зря же пословица гласит: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя – ведь дети все равно будут похожи на вас». Но не стоит недооценивать и роль мамы в этом непростом процессе. Если мать уважает и любит отца, восхищается им, мальчик будет стремиться тоже стать, как папа. В противном же случае, когда мама на глазах у детей всячески унижает, «пилит» своего мужчину, проявляет к нему неуважение, есть все шансы вырастить неуверенных в себе лиц мужского пола, которые так никогда и не станут настоящими мужчинами.
Спорт и воспитание мужчинВопреки общепринятому мнению, спорт дает не только физическое здоровье. Разумеется, если нагрузки в радость и без допингов. Большинство успешных мужчин в 70 и даже 80 лет активно занимаются спортом. Катаются на горных лыжах, плавают, прыгают с парашютом и ходят в горы. Секрет прост: спорт дает мужчинам почувствовать собственную силу и сбросить стресс.
Медицинское обоснование такого эффекта следующее: стресс представляет собой комбинацию состояний и реакций организма на сильное или долгое воздействие раздражителей, и характеризуется последовательным развитием трех фаз. На первой организм отвечает на воздействие адекватно силе, старается всячески уклониться. На второй приспосабливается к воздействию и реагирует только при его резком изменении. Третья стадия характеризуется истощением организма; в результате реакции искажаются и становятся ненормальными. На этой стадии резко ухудшается здоровье.
Первобытный человек имел очень ограниченный список стрессов и лишь два пути разрешения. Первый — убежать. Второй — догнать и съесть. Нам достались не только эти механизмы, но и третий: выплеснуть накипевшие эмоции, то есть, то же разрешение психологического стресса через действие.
Американские фирмы создают комнаты психологической разгрузки, где сотрудник может орать на манекены и фотографии босса. Японцы в аналогичных комнатах предлагают сотруднику вдоволь отлупить шефа не только руками, но и мебелью или даже деревянными макетами холодного оружия. У нас такой комнатой психологической разгрузки становится семья или спортзал. Можно пробежкой сбросить усталость после нудного офиса, выжать штангу и доказать себе: я еще о-го-го и могу много чего. Только организм должен с детства привыкнуть к нагрузкам.
Разумеется, приучать ребенка к спорту надо постепенно. Хотя бы с одного упражнения на группу мышц и трех подходов за день. Ведь большое всегда начинается с малого.
А еще спорт дает среду для личностного роста. Ведь спортивная секция прививает множество навыков настоящего мужчины. Это и умение ставить цель, и навык рассчитать силы, и сложное для людей вне спорта — управление временем. Пользуйтесь! Вместе радуйтесь успехам!
Да, в спорте бывают и поражения. Мальчиков нужно поддерживать, объяснять, как поражение в спорте становится важным шагом к победе. Это учит анализировать свои ошибки и в будущем избегать их.
На определенном этапе развития мужчины появляются темы, которые в семье по разным причинам не обсуждаются. Они обговариваются с тренером. Да, часто именно тренер становится вторым отцом и помогает мальчишкам взрослеть. Даже если «ребенку» уже под 50 и дома ждет семья.
Возвращаясь к семье. Дома мальчиков нужно поддерживать. Помогать в трудностях. Соглашаться на помощь маленького мужчины. Даже если после него придется переделывать. Ведь так проявляются первые интересы будущего мужчины, и главные шаги на пути забытого уже рыцарства. Интересы важно развить, по возможности в специализированной секции или кружке. Ведь это тоже среда личностного роста мужчины, первый шажок к белому «мерседесу». Дальнейшие шаги будут легче и более выигрышные по сравнению со сверстниками, лишенными навыков специализированного кружка.
Как вырастить настоящего мужчину: советы психологовСпециалисты рекомендуют при воспитании мальчиков прислушаться к простым советам:
- Научите сынишку хорошим манерам: употреблять вежливые слова «спасибо» и «пожалуйста», предлагать помощь, подавать руку женщинам, уступать место в общественном транспорте и т. п. Эти навыки сделают мир вокруг вашего мальчика немного лучше и добрее;
- Научите сына проговаривать словами свои чувства. Маленький ребенок может прятать лицо от смущения, кричать от отчаяния, плакать от страха или кусаться от волнения. Ваша задача — объяснить ему, что это нормальные эмоции. Они диктуют телу, как надо себя вести. Очень важно обсуждать с мальчиком свои собственные эмоции. Однажды он вырастет, и благодаря вашей помощи будет знать и чувствовать разницу между смущением и злостью, горем и разочарованием. Он научится нормально справляться со своими эмоциями, грамотно их выражать, при этом не испытывая стеснения или чувства вины;
- Приучите сына к порядку: научите его убирать за собой, стирать носки, готовить, гладить рубашки. Да, вполне может быть, что такие умения ему никогда не пригодятся, но в какой-то момент его будущая жена будет вам очень благодарна;
- Приобщите ребенка к чтению. Читайте ему книги, читайте вместе с ним. Делитесь с ним тем, что вы читаете.
- Дайте сыну ориентиры — примеры умных, хороших, сильных, смелых, честных и талантливых людей. Рассказывайте ему о великих художниках, писателях, путешественниках, ученых, исследователях, космонавтах, артистах, фотографах. Вместе изучайте их жизнь и истории достижения успеха;
- Дайте ему возможность во что-нибудь верить. Не раз вашему мальчику придется испытывать тревогу или страх, горе или боль, или просто нуждаться в маме тогда, когда ее не будет рядом. Так дайте ему то, к чему он всегда сможет обращаться, когда чувствует себя плохо, чтобы он знал — он никогда не будет одинок;
- Научите его проигрывать. Как бы вам ни хотелось, ваш малыш не сможет быть всегда победителем. Объясните ему, что люди иногда выигрывают, а иногда проигрывают. Но это не значит, что надо сдаваться и бросать начатое дело. Ошибки открывают дальнейшие возможности. И тогда поражения станут шагами к победе;
- Научите мальчика тому, что порой надо – и это совсем не стыдно — быть очень нежным – например, к маленьким детишкам, цветам, животным, чувствам других людей;
- Объясните сыну, что в достижении совершенства очень помогает практика. И это относится не только к музыке или спорту, но и ко всем делам в жизни. Помогите ему выработать правильные привычки, которые смогут помочь уже взрослому мужчине легко и без проблем справляться с задачами в жизни;
- Отвечайте на вопросы: «Почему?». Ищите вместе ответы. Покажите сыну, где можно найти ответ (например, спросить папу, дедушку или бабушку, посмотреть в энциклопедии или в Интернете). Задавайте встречные вопросы, чтобы побуждать мальчика думать самостоятельно;
- Предоставьте возможность папе научить сына самым главным вещам. Со временем у мальчика сформируется правильное мнение: папа знает и умеет все на свете. Конечно, вы навсегда останетесь для сына любимой мамой, но для мальчика папа – особенный человек, который точно знает ответы на все вопросы;
- Дайте мальчику возможность помогать. Не заставляйте, а именно дайте возможность! Станьте сами примером для сына – помогайте друг другу и другим людям.
Кроме того, психологи настоятельно рекомендуют не стесняться целовать и обнимать маленьких мальчиков! Любая мама сынишек подтвердит, что в детстве они очень любящие и нежные. Поэтому не забывайте целовать и обнимать своего ребенка, особенно когда он шалит и капризничает. Не бойтесь, что мальчик вырастет неженкой – вы просто удовлетворите его естественную и острую потребность в любви.
Мужской взгляд
Мужчину воспитывает, в первую очередь, действие. И во все остальные очереди — тоже. Это вовсе не значит, что мальчику нужно только приказывать — «сделай уроки» или «помой посуду». Подобное обращение поможет вырастить из маленького мужчины безвольного червяка, начисто лишенного возможности самостоятельно ставить цели в жизни. Мальчику нужны ситуации, требующие смекалки, силы и знаний. Разумеется, по его возможностям. Подобные ситуации дает мелкий ремонт в гараже или помощь отцу в починке мебели. Ради подобных ситуаций отцам нужно больше находиться дома, общаться и дурачиться с сыновьями. Ведь активные игры с телесным контактом закладывают основы доверия в семье. И да, активные игры — тоже спорт, без которого мужчинам, как без воздуха.
Растите вместе с сыном, и будьте счастливы!
Женский взгляд
Каждой маме хочется вырастить своего сынишку настоящим мужчиной. Даже когда он еще не умеет говорить, ходить, и только лишь несмело улыбается беззубым ротиком, маме он уже видится большим и сильным рыцарем. Конечно, до этого еще годы и годы, но так хочется помочь ему стать именно таким, настоящим…
Естественно, не будет лишним прислушаться к мнению специалистов. Но не менее важной для мамы должна быть собственная интуиция и любовь к своему ребенку. Ведь наперед очень сложно сказать, а подойдет ли именно вашему мальчику тот образ «большого и сильного», который вы ему уготовили в мыслях? И, если он вырастет не банкиром с толстым чемоданом или известным спортсменом, а креативным художником ли музыкантом, — разве он от этого не будет настоящим мужчиной?
Возможно, наши рамки и представления о «настоящести» мужчин все-таки немного стереотипны. Как бы там ни было, мне лично хотелось бы, чтобы мой сын вырос счастливым человеком. В том представлении, в котором он сам это будет видеть. И, конечно же, родители должны ему в этом помочь. Не навязывать, не диктовать, не вести в нужном нам направлении. А именно помочь разобраться в себе, найти себя.
А что касается маленьких мальчиков… Маме надо стать для сына домом. Когда маленький ребенок учится ходить, он всего на несколько шажков отходит от мамы, а затем снова возвращается. Когда он научится рисовать, ему будет так важна ваша гордая улыбка. Когда он увлечется футболом – именно ваше лицо он будет искать на трибуне. И даже когда он станет взрослым и очень сильным, и в его жизни появится новая женщина, своя семья и свой дом, вы по-прежнему останетесь его мамой. Неизменно любящей и уверенной в нем и в его «настоящести».
«Любите своих сыновей, помогайте им вырасти настоящими мужчинами и будьте счастливы всегда!»
Евгений и Анна Кутявины
Воспитание парней, воинов, настоящих мужчин, лидеров
Оглавление- Настоящий мужчина
- Что же такое мужская культура и психология мужчины?
- Воспитание мальчика
- Основы закладываются в самом раннем детстве
Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но зачем? Наверное, стоит воспитать мужчину.
Настоящий мужчина
Настоящий мужчина отличается и от мужлана, и от человека-ребенка. “Будем честны – мужчина ты или нет, определяется не только физиологией. И никакие «подвиги» в сфере физиологии не делают маменькиного сынка мужчиной. А быть настоящим мужчиной нужно. Хотя бы ради того, чтобы тебя полюбила, и никогда не разлюбила твоя – настоящая женщина” — будущему мужчине говорит мужчина состоявшийся.
Настоящий мужчина — социальная роль и собирательный образ, воплощающий лучшие мужские черты. Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно многое, и не только развитие мужественного тела, а и теплой и глубокой души, сильного ума и мужского духа, а также взглядов, убеждений и манер, соответствующих мужской культуре.
Что же такое мужская культура и психология мужчины?
Мужчина живет разумом, а не чувствами и эмоциями. Трудные вопросы обдумываем и решаем, а не переживаем, не жалуемся, не откладываем на…
Мужчина требователен, и в первую очередь к себе. Он знает, что такое долг и “должен”, и чем раньше, тем лучше. Оптимально — с трех лет, с момента осознания себя как личности. Ошибаться — можно, исправлять свои ошибки — обязательно и за свой счет.
Мужчина тот, кто принимает решения, и кто за свои решения отвечает. Если за решения мужчины вынуждена отвечать женщина, это не мужчина, а маменькин сынок, мужчинка. Если мужчина несет ответственность за решения, которые за него приняла женщина, это не мужчина, а подкаблучник, мужичок.
Мужчина знает свои мужские обязанности. Мужская честь: чтить закон, защищать близких и родину. Мужчина — защитник. Мужчина защищает близких и то, что ему дорого. В любом случае он живет не только для себя. Мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына.
У мужчины есть его путь и его дело. Как минимум, мужчина умеет работать и работы не боится.
Мужчина чувствует себя состоявшимся и способен сосредоточиться на отношениях с женщиной, если он разобрался в трех самых важных для него вопросах: кто он, чем занимается и сколько зарабатывает.
Мужчины не плачут. Убеждение “Мужчины не плачут” — обязательная часть мужского воспитания. Само по себе поплакать — не стыдно и не вредно.
Хорошо поплакать от радости, можно всплакнуть на похоронах, где это уместно и принято. Но в других ситуациях, где дети и женщины могут заплакать, мужчины этого не делают. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмысленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.
Мужчины не боятся. То, что мужчины не боятся — это не факт, это норматив мужской культуры. Страх, как физиологическая реакция организма, когда-то может случиться в каждом человеке (хотя и в разной степени). Но мальчик, воспитанный как мужчина, должен делать что должно, а не обращать внимание на свои страхи, тем более — не руководствоваться ими.
Мужские развлечения — подраться и что-нибудь захватить. При всем уважении к мужчинам представляется, что эта ценность не самого высокого порядка, и быть только мужчиной — еще не вершина развития личности. Один из смыслов жизни мужчины — оккупация, захват большей территории и власти над ней.
Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Тем не менее, как достичь лучшего из этого списка? Из чего состоит воспитание настоящего мужчины?
Легче написать, что будет ошибкой. Когда в мальчике видят маленького и беспомощного, когда его жалеют и оберегают, когда беспокоятся в первую очередь “как бы с ним чего не случилось” — в таких условиях мальчику превратиться в мужчину сложно.
Возможно, он просто взбунтуется и превратится в мужчину через линию хулигана, но путь этот опасен и нежелателен. Скорее всего, вырастет милое никакое существо, возможно воспитанное, но без воли и мужской решительности, способное чувствовать, но плохо умеющее ставить цели и действовать.
Настоящий мужчина воспитывается только мужчиной, мужским воспитанием мальчика должен заниматься отец.
Отец даст образцы мужского поведения и будет относиться к сыну, как к мужчине. Отец не будет жалеть и сочувствовать, он будет в первую очередь требовать, и даже его поддержка будет другой: поддержкой вызовом.
Воспитание мальчика
Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но зачем?
Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину. Но что для этого нужно?
Как это сделать, учитывая, что сегодня очень много как бы мужчин, безвольных, безответственных и нерешительных, готовых все проблемы скинуть на женские плечи?
Из мальчика мужчина сам по себе — не вырастает, и одной материнской любви для формирования в мальчике мужских черт — недостаточно. Мальчик вырастает мужчиной, когда он:
1) видит рядом с собой образец мужского поведения
2) когда его воспитывают по-мужски, по “мужским лекалам”
3) когда из него воспитывают мужчину, а не тряпку.
Как минимум, из него делают мальчика, а не девочку. Ребенок формируется культурой, и если мы хотим, чтобы из ребенка вырос мальчик, а не девочка, у наших мальчиков должна быть мальчиковая, а не девчачья одежда и мальчиковые, а не девчачьи дела и развлечения.
К сожалению, сегодня и многие отцы уже плохо представляют, как воспитывать сына. Книги, подчеркивающие необходимость безусловной любви, опасность контроля и важность чувств в воспитании ребенка воспитывают в ребенке не мужские, а женские качества. Сегодня уже приходится напоминать, из чего, в частности, складывается мужское воспитание.
Основы закладываются в самом раннем детстве
Я очень доволен, что своих детей окунал в холодную воду с первых дней их жизни: они не болели, свободно носились по квартире голяком и меньше переживали проблем в связи с постоянными “оденься — замерзнешь!”.
Не обсуждается, что мальчишке с детства необходим хороший спорт. От года до трех — домашний стадион, борьба с папой на мате, приучение к утренней зарядке.
Будущий мужчина умеет переносить нагрузки и боль. Если мы воспитываем мужчину, то мы не бежим к малышу, когда он упал и ударился. Все нормально: дети падают, больно бывает, события нет.
Не надо приучать маленького, что упасть — это что-то страшное, что любая царапина — это повод его обнять и пожалеть… Если малыш ударился и хочет, чтобы его пожалели, значит, женщины его уже немного испортили. Малыш, которого воспитывают по-мужски, на свои ушибы не жалуется, он свои проблемы решает сам.
Но если ему действительно нужна помощь, мальчик спокойно подойдет к папе или маме и обязательно помощи попросит. Он знает, что на помощь родителей можно рассчитывать всегда. Но если родители скажут ему, что “ты справишься сам!” — значит, нужно тренироваться завязывать свои шнурки столько, сколько необходимо.
В дальнейшем спортивном и духовном развитии абсолютно обязательны четыре пункта:
- легкая атлетика,
- плавание,
- боевые единоборства,
- танцы.
Подчеркнем, что обязательно, и что это не только спортивное развитие. Ваш сын должен обгонять своих сверстников и в беге, и в прыжках, должен быть среди лучших в баскетболе, волейболе и плавании.
Боевые единоборства воспитают в нем мужество в схватке, самодисциплину, уважение к противнику, выработают в нем волю и самоощущение будущего лидера: он не будет среди тех, кого постоянно бьют.
Больше того, ударные техники, которые осваиваются в боевых единоборствах являются основой формирования в нем навыков руководителя и предпринимателя. Именно из спортсменов выходят большое количество наиболее успешных деловых людей, и выбор спорта для парня — это закладка фундамента его будущих личностных качеств.
Что касается танцев, то это также обязательная часть воспитания офицера в армии любой страны.
Во-первых, танцы — это другая форма спорта, и спорта нелегкого: держать осанку, не опускать локти, чувствовать партнершу и слышать музыку — задача не простая.
Но именно танцы дотачивают спорт до красоты и галантности, воспитывают из мальчика будущего внимательного кавалера, не только мужлана и самца. При этом понятно, что не танцами и спортом формируется будущий мужчина.
- Будущий мужчина — не трус. Он не боится засыпать один в темной комнате, он не боится заступиться за своих и тем более за девочку, он — не боится. Его называют смелым и мужественным. Это не значит, что ему не знакомо чувство страха, это значит, что мужчина может быть сильнее своего “боюсь — не боюсь” и умеет руководствоваться понятием мужского долга. В словаре вашего сына не должно быть слов “боюсь” или “мне страшно”, должно быть только совместное с вами размышление: “стоит это дело таких рисков или нет”.
- Именно поэтому будущий мужчина — не задиристый петух и не обезбашенный товарищ, который которого легко “взять на слабо” и который нередко сам, ради острых ощущений, готов рисковать без нужды: это бестолковость и безответственность. Мужчина не имеет права рисковать собою зря, мужчину воспитывают не для того, чтобы за его дурацкие подвиги расплачивался отец или, тем более, чтобы его бессмысленную смерть оплакивала мать. Настоящий мужчина тот, кто умеет быть сильнее своей вскипающей крови, кто умеет руководствоваться разумом, а не чувствами.
- Умение руководствоваться разумом, а не чувствами — важнейший момент в воспитании мальчика. Угадайки и “кажется” не принимаются, в решении любой задачи требуем творчество и логику, в любом вопросе тренируем живой критический ум. Мужчина без головы — не мужчина. Требуем рассудительности всегда, без ссылок на трудно, страшно и увлекся: будущий мужчина должен быть хладнокровен, его разум не туманится эмоциями, это реализм, последовательность и целеустремленность. “Почему ты так решил? Для чего ты так решил?” — ваш сын должен уметь думать и уметь обосновывать свои решения.
- Но не только обосновывать, а и отвечать за последствия своих решений, самостоятельно назначая плату за неисполнение или ошибочность своих решений. Для этого приучите своего сына к вопросам: “Готов ли ты отвечать за последствия своего решения? Чем конкретно отвечаешь?”.
- Мужчина — это надежность, порядочность и ответственность. Поэтому с самого раннего возраста сына категорически отучаем от позиции Жертвы: жалобы, разговоры об обстоятельствах, несчастные глаза и ссылки “А вот другие…” — не принимаются. “Не ссылайся на других! Ты отвечаешь за себя!” — именно эта заповедь от моего отца мне запомнилась с детства.
- Также не принимаются разговоры о проблемах: все “проблемы” заменяются постановкой задач, а задачи формулируются не про чувства, а про поведение. “Ну, если будет настроение”, “Не знаю…” “Ну, как-нибудь…” — не катит. Берешься — или нет. А если не берешься ты — то кто это должен сделать вместо тебя? Приучаем с детства: “Мужчина сказал — мужчина сделал”. Дал слово — держи, но прежде чем говорить — думай. Умение принимать быстрые и одновременно взвешенные решения, брать на себя ответственность — мужская черта.
- Будущий мужчина должен железно усвоить: старшие заботятся о младших, а младшие — слушаются старших. Чтобы расшифровать эту формулу, начнем со “слушаться”. Умение взять себя в руки, послушание, самодисциплина — обязательная часть в воспитании будущего мужчины. Настоящий руководитель отличается от обычных сотрудников в первую очередь тем, что у него есть самодисциплина: в частности, он может сам формировать себе трудный план и сам своему плану подчиняться. Обычный сотрудник нуждается в погонялке снаружи — значит, это не вполне мужчина. Настоящий мужчина способен организовать себя сам: он сам дает себе задание и сам способен тому, что он себе наметил — себя подчинить.
Однако старший, более сильный — это тот, кто отвечает за младших и более слабых. Он не отнимает, а защищает, он не куражится, а учит и следит за порядком. Умение быть старшим — трудное умение, где нужно учиться не кричать на непослушных младших, учиться терпению перед лицом их бестолковости, учиться их учить, терпеливо и методично приучать к тому, что для них еще трудно.
И все? Нет. Когда будет сформирована эта мужская основа, любому мужчине будут к лицу некоторые лучшие женские черты: мягкость, деликатность, умение быть внимательным и нежным. …Ваш сын должен научиться быть интересным и воспитанным человеком.
Николай Козлов
Майкл Райхерт о том, как переосмыслить мужественность
Семья
Психолог объясняет, как крепкие отношения с родителями или учителями могут помочь мальчикам быть собой, даже если эти личности не вписываются в узкие культурные нормы. 15 апреля 2019 г. Для многих юношей по-прежнему остается очень мало места, которое они могут занять, чтобы считаться традиционно «мужскими», и это маленькое пространство может быть ограничивающим, вынуждая мальчиков терять то, что в него не помещается.
В своей новой книге « Как воспитать мальчика » Майкл Райхерт называет это пространство «мужской коробкой». Райхерт — психолог, специализирующийся на мальчиках и мужчинах, и директор-основатель Центра изучения жизни мальчиков и девочек при Пенсильванском университете. Его книга написана как руководство для родителей, которые хотят предоставить своим мальчикам больше возможностей для самовыражения. Ключевым моментом, как он пишет, являются «отношения, в которых мальчик может сказать, что он важен… Уверенность молодого человека в себе не случайна и не случайна, а проистекает из опыта того, что его понимают, любят и поддерживают».
Я говорил с Райхертом о том, как родители, учителя и другие взрослые могут укрепить свои отношения с мальчиками, даже когда эти мальчики ведут себя неподобающим образом, и тем самым помочь им создать для себя более широкое выражение мужественности. Далее следует отредактированная и сжатая стенограмма нашего разговора.
Джули Бек: Вы пишете, что «первое отключение мальчиков происходит от самих себя». Что ты имеешь в виду?
Майкл Райхерт: В своей книге я использую цитату из рассказа Джорджа Оруэлла «Стрельба в слона». Он колониальный полицейский в Бирме, которого просят убить слона, взбесившегося в деревне, и ожидается, что он сделает это без малейших колебаний или сожалений. Предложение, которое он использовал, чтобы описать то, что испытал тот полицейский, было: «Он носит маску, и его лицо растет, чтобы соответствовать ей».
Требовать от мальчиков различать то, что они показывают миру, и то, что они чувствуют внутри, происходит очень рано. У меня есть внук двух с половиной лет, который уже знает, что можно показывать, а что держать при себе. Мальчик врастает в эту маску до такой степени, что маска становится тем, как он думает о себе. Он становится отрезанным от своего сердца.
Первым компонентом эмоционального интеллекта является эмоциональное осознание. Но правила общества означают, что мальчики должны подвергать цензуре то, что они выражают, и иногда единственный способ сделать это — убедить себя, что вы не чувствуете того, что чувствуете. Стать онемевшим и отстраненным. И если я отрезал себя от своих собственных чувств, я буду менее восприимчив к тому, что ты чувствуешь, а значит, я буду вести себя в отношениях с меньшим умением и ловкостью.
Бек: Эти нормы мужественности так давно укоренились в культуре, что маловероятно, что они полностью исчезнут в течение одного поколения. Но в книге вы говорите, что позитивные отношения с родителями или другими наставниками могут быть своего рода убежищем для мальчиков от всего безумия, которое крутится вокруг, даже если мы не можем полностью избавиться от безумия. Как это работает на практике?
Райхерт: Думаю, ты в центре всего этого. Я бы сказал немного по-другому: есть много признаков того, что эти культурные нормы меняются. Я думаю, что у этого поколения мальчиков другой опыт и другой набор возможностей, чем у любого предыдущего поколения. Я преподаю этот курс эмоциональной грамотности в средней школе для мальчиков и преподаю его уже 25 лет. От того, что было, когда мы начинали, до того, что сейчас, произошли кардинальные изменения. Раньше было большое сопротивление, особенно со стороны парней, которые более полно придерживались мужских норм — спортсменов, лидеров. Теперь у нас есть футболисты, актеры и студенческие лидеры, которые добровольно приходят [в класс] во время обеденного перерыва. Нынешнее поколение мальчиков понимает и принимает их потребность быть сообразительными в своей эмоциональной жизни.
Сила прочных отношений с таким союзником, как мать, отец или учитель, заключается в том, что они укрепляют глубинное чувство мальчика о том, кто он есть, и, следовательно, дают ему возможность противостоять давлению культуры, которая пытается приспособить его к коробка. Мальчики принимают эти сообщения. Иногда их тянет в нездоровом направлении. Для мальчика, чтобы сопротивляться притяжению культуры сверстников, пытающейся заставить его согласиться, например, с сексуальной объективацией девочек и женщин, полезно иметь якорь отношений. Кто-то действительно укореняет его в чувстве, что его знают и любят.
Бек: У вас двое сыновей — о чем вы думали, когда они родились, и с нетерпением ждали, когда сможете их вырастить? Были ли у вас уже какие-то опасения по поводу детства в то время?
Райхерт: Был. Еще в конце 70-х и 80-х я начал связываться с мужским движением в стране. Я вполне осознавал тот факт, что все, что происходило в процессе мужского развития, не работало. У меня было фундаментальное обязательство с моим первым сыном отдавать приоритет воспитанию привязанности. Для меня и моей жены было важно убедиться, что у него самые крепкие отношения как с мамой, так и с отцом, на которые мы только способны. Мы провели с ним много особого времени, много сделали для усиления его эмоционального голоса, следя за тем, чтобы он выражал то, что ему нужно. Мы хотели мальчика, у которого был бы свой ум, который улавливал бы, кто он для нас важен, с которым мы собирались познакомиться ему , а не просто требовать, чтобы он вписывался в то, что мы ожидали от мальчика.
Бек: Как вы думаете, как все прошло? Ваши сыновья уже взрослые, верно?
Райхерт: Я думаю, что оба моих сына выиграли от такого воспитания. У них все еще есть очень сильные связи с нами обоими. И они свидетельствуют о сильной способности любить других людей и устанавливать близкие отношения. Мой сын — отец двух с половиной летнего мальчика, и он замечательный отец. Когда мой внук говорит Папочка , по тому, как он произносит это слово, можно сказать, что оно исходит из его сердца. Это резонирует с реальной связью и восторгом.
Бек: Были ли когда-нибудь моменты, когда ваши дети росли, когда вы чувствовали, что попадаете в ловушку, которую надеялись избежать? Как вы работали мимо них?
Райхерт: Да, постоянно. Идеи, о которых я не подозревал и которые жили в глубине моего сознания, выскакивали в эти странные моменты. Одна история такова: у моего сына был ранний опыт издевательств, и его выгнали с детской площадки. Сначала я пытался укрепить его уверенность в себе, отправив его обратно на игровую площадку, чтобы он постоял за себя, а не соглашался на то, что его отталкивают от того, что он любил делать. Однажды, когда он вернулся домой с игровой площадки, снова потерпев поражение, я просто сказал: «Ты не можешь войти. Ты должен вернуться и разобраться». И у него была огромная эмоциональная реакция. Я не давал ему отступить, я не давал ему безопасную гавань, я заставлял его вернуться и бороться с этими подлыми мальчишками.
На сознательном уровне я думал: Ты поступаешь правильно; вы учите его постоять за себя; вы говорите, что он не должен позволять поражению определять его возможности . Но я понял, когда подумал, что на самом деле я исходил из того места, где я боялся за него. У меня были эти ужасные представления о молодом человеке, который не сможет постоять за себя в беспощадном мире мальчишеской культуры сверстников. По сути, я пытался закалить своего сына, передавая урок, который я усвоил, и который усвоил мой отец, а возможно, и его отец до него. Бессознательно я придерживался узкого видения, которое заключалось в том, чтобы вписаться в культуру сверстников, а не выйти за ее пределы.
Бек: Когда мальчики поступают в школу, в их жизни появляется намного больше того, что родители не могут контролировать, и друзья — одна из таких вещей. Очевидно, что друзья детей могут оказывать на них положительное или отрицательное влияние независимо от пола, но как вы думаете, работает ли это иначе для мальчиков, чем для девочек?
Reichert: Дружба критически влияет на то, что мальчики узнают о культурных нормах и разрешении быть собой. Из-за того, что дети разделены по половому признаку, начиная с начальной школы, первая дружба мальчиков часто завязывается с другими мальчиками. Они учатся практиковать навыки общения, близости и связи с другими мальчиками задолго до того, как они сделают это с девочками. И мы знаем из исследований, что дружба мальчиков может быть богатой, глубокой и поддерживающей жизнь. Мальчики скажут: «Кажется, без друзей я бы умер».
Итак, у мужской дружбы есть очень положительная сторона, которую, к сожалению, становится все труднее поддерживать, когда мальчики становятся старше и усваивают культурные посылы о том, что им не следует быть рядом с другим мальчиком из-за гомофобии. Многие мальчики теряют своих друзей в более позднем подростковом возрасте в ущерб себе. Я знаю много взрослых мужчин, у которых вообще нет друзей.
Но важно помнить и об обратной стороне мужской дружбы. Нормы, которые мальчики усваивают в группе сверстников, становятся частью их нормы. Будь то употребление психоактивных веществ, женоненавистничество или склонность к риску, я думаю, что чрезмерно маскулинные нормы в группе сверстников могут быть опасны, особенно если у молодого человека нет наставника или родительской фигуры, поддерживающей его связь, служащей моральным ориентиром. компас, почти.
Бек: В книге вы говорите о том, как плохая реакция, когда мальчики капризничают или испытывают власть, может еще больше отдалить их от своих опекунов. Как реагировать плохо и как лучше?
Райхерт: Сначала я расскажу о школах. Мальчики в классе более склонны к плохому поведению, дерзкому и хулиганскому поведению, если они не увлечены уроком, а девочки в таких условиях, как правило, ведут себя тише или с большей готовностью соглашаются. И большинство дисциплинарных мер — задержание, отстранение от занятий, исключение — большинство из них направлены на мальчиков. Когда мальчик отвергает учителя или бросает вызов его авторитету, учитель чувствует себя очень негативно. Вместо того, чтобы помнить, что мальчик — это ребенок и задача взрослого — развивать связь с мальчиком, учителя часто вместо этого подавляют мальчика; они применяют силу и власть для наказания.
Это относится и к родителям. У меня очень много родителей, которые, кажется, закрываются или замыкаются в себе. У меня была мама, которая сказала мне сегодня, что ее сын говорит ей: «Ты просто так раздражаешь, мама», теперь, когда ему 12 лет. Мама начинает задавать себе вопросы: Я раздражаю? Что не так с тем, как я подхожу к своему сыну? Может быть, я просто не понимаю мальчиков. Такого рода самовопрошание заставляет родителей отстраняться и даже сдаваться — прийти к выводу, что мальчику нужна не связь или, по крайней мере, не связь со мной; может быть, ему нужны его друзья или ему нужен его тренер. В результате мальчик остается один.
Я учил учителей понимать, что при отсутствии родственной связи мальчик будет отстранен от обучения. Если вы заметили, что отношения между вами и студентом ослабли или разорвались, ваша работа как менеджера по отношениям состоит в том, чтобы исправить разрыв. Эта работа ложится на плечи взрослых, а не детей.
Что касается родителей, я повторяю то же самое. У вас есть товар, у вас есть то, что нужно этому мальчику. Если вам кажется, что он отталкивает вас на каждом шагу или критикует ваше воспитание, ваша задача не покупаться на это. Вы не обязаны быть идеальными, но ваша работа состоит в том, чтобы продолжать тянуться к своему сыну, даже если он не дает вам никаких указаний на то, что вы на правильном пути. Когда мальчик каким-то образом плохо себя ведет, ваша задача — вмешаться, но не для того, чтобы подавить его плохое поведение или наказать его, а для того, чтобы заставить его столкнуться с любой эмоциональной энергией, которая может сбить его с курса.
Я знаю многих мальчиков, которые ругают своих родителей, потому что они знают, что их безусловная любовь означает, что они могут позволить себе показать, насколько они злы или напуганы чем-то другим в своей жизни. Они не могут выместить это против своего учителя или группы сверстников, но они могут показать это своим родителям.
Как воспитать мальчика хорошим человеком
Австралийский писатель и психолог Стив Биддалф А.М. перечисляет два важных качества, которые необходимы хорошему человеку: хребет и сердце. Он говорит доктору Рэю Суонну в подкасте Understanding Boys, что все его книги и преподавание основаны на этих двух жизненно важных атрибутах.
«Магистраль…. быть верным своему слову, придерживаться его, когда дела идут плохо, быть заслуживающим доверия и способным. Плохо быть веселым парнем, если ты к тому же пьян и не появляешься, когда должен».
«Тебе также нужно сердце… ты можешь быть нежным, ты можешь прощать, ты можешь быть открытым и показывать свою нежную сторону. Нет никаких причин, почему вы не можете иметь эти два качества в одном и том же человеке».
«Большинство женщин просто жаждут этого в мужчинах в своей жизни, и это то, чего мы хотим для наших мальчиков».
Биддульф дает следующие советы отцам, которые помогут им воспитать из мальчиков хороших мужчин:
Обнимите ребенка, которого вы родите
С раннего возраста многие из нас представляют себе ребенка своей мечты, но часто, когда этот ребенок появляется, он часто не соответствует шаблону. Познакомьтесь со своим ребенком, оцените и примите его уникальность.
Дети должны проводить с нами больше времени
Наличие отца, который тусуется со своими детьми и не особенно торопится или занят, вероятно, две трети истории.
Дети загружают свои взгляды, наблюдая за своими родителями. Для мальчика видеть, как его родители спорят и имеют разные точки зрения, но при этом хорошо относятся друг к другу, не крича и не злясь, — это сложный опыт для мальчика, который укрепляет позитивные отношения с женщинами.
Убедитесь, что ваши дети чувствуют себя в безопасности с вами
Исследования показывают, что безопасная и размеренная игра с отцом помогает детям понять разницу между напористостью и агрессивностью.
Играя в драки с самого раннего детства, например, качая ребенка на коленях или играя в борьбу (которая ни в коем случае не должна быть злой или обижающей), кажется, и мальчики, и девочки чувствуют, что папа доступен для общения.
Помните о влиянии, которое вы оказываете на других
Папы должны осознавать, какое влияние они оказывают на других, включая наших детей, и помнить, что нельзя быть слишком громкими или слишком резкими в движениях или речи. Распознайте небольшое мерцание в их глазах, которое показывает, что вы справились, и именно в этот момент вы должны отступить и не продолжать.
Биддалф утверждает, что это великий парадокс: чем больше мужчины расслабляются и остаются собой, тем лучше складывается их родительская роль, а их дети чувствуют себя смелее, охотнее идут на риск и пробуют новые вещи в школе.