Этапы развития игры в дошкольном возрасте: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

7.Основные этапы развития игры в дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности.  В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка.Начинает развиваться рефлексивное мышление.  Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.Возникает интерес к 

рисованию и конструированию.  Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли.

Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Значение игровой деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — достаточно большой отрезок жизни ребёнка.

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой » неудержимостью онтогенического потенциала к развитию». Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками.1

Ребёнок — дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из данного противоречия и рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно — ролевые игры в их собственно смысле возникают к концу третьего года жизни ребёнка. Их появление связано с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличие игрушек, частотой общения с взрослыми, развитием самостоятельности детей.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет выделить следующие основные направления развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

— изменение количества участников и взаимоотношений между ними;

— обогащение игровых действий;

— развитие содержания сюжетной игры;

— расширение тематики игр;

— изменение требований к игрушке.

Я предлагал выделять 4 уровня (этапа) развития сюжетно — ролевой игры, за основу я взяла труды известного психолога Д.Б. Эльконина ( 1978).

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно — ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет — заменитель, ранее использованный в игре

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В группы объединяются по 2 — 3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвёртый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых с друг другом. Тематика игр разнообразная и она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т.

п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек — самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.2

На четвёртом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.

У детей — «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре — фантазированию.

Дети — «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети — «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами партнёров по игровой деятельности, способствуя их согласованию.3

Необходимо учитывать, что представленное выше распределение по уровням носит несколько условный характер. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно — ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни, как правило, сосуществуют.

На протяжении всего дошкольного возраста игра как ведущая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Она способствует накоплению социального опыта.

Именно в игре дети учатся полноценному общению с друг с другом. В процессе сюжетно — ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дошкольник, выбирая и исполняя предметную роль, имеет соответствующий образ — например, мамы, доктора, воспитатели, водители — и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоциональна насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью4.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (в частности, в учебной).

В игре развивается мотивационно — потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения: от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, ребёнок постепенно переходит к мотивам — намереваниям.

В игре дошкольники учатся менять свою позицию, мысленно вставать на место другого, учитывать требования роли и координировать разные точки зрения.

Отсутствие у детей жизненного опыта и стремление узнать обо всём как можно скорее делают дошкольников максималистами. «Так бывает», «Так не бывает», » Это хорошо», » Это плохо» — распространённые формы детских оценок, высказываемых в процессе игры.

Отсюда — повышенный интерес, уважение к правилам. У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большей легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей5.

Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому — либо из сверстников. В сущности, игра становится для старших дошкольников уже предлогом для активного общения.

Однако совместное действие с другим ребёнком в условиях почти полного отсутствия социальных навыков представляют собой очень сложную задачу. Чтобы наладить отношения со сверстником и при этом не потерять его расположение, ребёнок ищет пути к взаимопониманию.

Некоторое кажущееся легкомыслие в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие взаимоотношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребёнок, по выражению В.С. Мухиной, » открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе сверстников»6.

То есть если сюжет игры позволяет ребёнку 0ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями, складывающиеся в процессе совместной деятельности со сверстниками, учат дошкольника умению вести себя в различных ситуациях. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от оценки собственных возможностей. Однако, как отмечают психологи, место, занимаемое в игре, далеко не всегда определяет меру активности или пассивности ребёнка.7

В дошкольном возрасте, в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит своё выражение в притязании на значимое для всех место в группе сверстников. Более того, игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует и развитию познавательной сферы.

В игре ребёнок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщённые значения слов и т.д. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребёнка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребёнок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя ребёнок хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данный игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во — первых, как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумеваемом предмете и, во — вторых, как опора для реальных действий с этим предметом.

Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане.8

Первоначально, конечно, действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы. Ребёнок от реальных действий с предметами, которым он даёт новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляют сокращение и обобщение игровых действий.

В процессе игровой деятельности от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний и умений в различных областях. Играя, ребёнок самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает различные предметы, выделяет их характерные признаки и т.п.

В процессе игр обогащается запас знаний об окружающем мире, пополняется лексический запас, развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета другим предметом, знаком.

В игре дошкольники развивают воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следованию своему представлению о вещах).

Итак, сюжетно — ролевая игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально — волевая сфера.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Этапы игры — HSE.ie

По мере того, как дети становятся старше, то, как они взаимодействуют с другими людьми во время игры, будет меняться. Эти изменения называются «этапами игры».

6 этапов игры:

  • незанятые
  • игра в одиночку
  • наблюдатель
  • параллельный
  • ассоциативный
  • совместный этап
  • 19 каждый нормальный.

    Все дети разные и могут проходить эти этапы в разное время. Если вы беспокоитесь о своем ребенке, обратитесь к медсестре общественного здравоохранения (PHN).

    Незанятый

    Это когда ребенок двигается без причины, например, пинает ножки. Это первый признак игры.

    Вы можете поощрять незанятые игры, позволяя ребенку двигаться. Это также помогает не заворачивать их, пока они бодрствуют.

    Игра в одиночестве

    Когда дети играют в одиночку, они исследуют окружающий мир. Они делают это, касаясь и пробуя вещи. Им также нравится слышать собственный голос.

    Вы можете поощрять своих детей исследовать мир, давая им разнообразные безопасные и соответствующие возрасту игрушки.

    Зритель

    Это когда ребенок наблюдает за игрой других детей и не присоединяется к ним. Это первый шаг в обучении игре с другими.

    Игра со зрителем — нормальная и здоровая часть развития.

    Параллельная

    Параллельная игра – это когда дети играют рядом друг с другом, но не взаимодействуют. Это нормальная часть процесса обучения игре.

    Обычно это происходит в возрасте от 2 до 3 лет.

    Не заставляйте детей играть вместе. Это придет со временем.

    Ассоциативная

    Ассоциативная игра – это когда дети играют вместе, но имеют разные идеи и цели. Например, разговаривать друг с другом и играть с одними и теми же игрушками, но делать разные вещи.

    Обычно это происходит в возрасте от 3 до 5 лет.

    Вы можете поощрять ассоциативную игру, водя своего ребенка в игровую группу.

    Кооператив

    Совместная игра — это когда дети начинают работать вместе для достижения общей цели. Например, построить блочную башню. Это поможет вашему ребенку развить социальные навыки.

    Обычно это происходит в возрасте от 4 до 6 лет.

    Типы игр

    Как ваш ребенок учится в игре

    Последняя проверка страницы: 15 сентября 2022 г.
    Дата следующего рассмотрения: 15 сентября 2025 г.

    Социальные этапы игры для детей от 0 до 6 лет

    Любая деятельность вашего ребенка (организованная или неструктурированная), которая кажется ему интересной, считается игрой. Игра — это гораздо больше, чем просто развлечение. Играя, ваш ребенок учится и развивает важные навыки, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.

    В раннем детстве есть 6 стадий игры, каждая из которых важна для всех областей развития.

    Игра без занятий – 0-3 месяца

    • Младенцы бесцельно двигают руками и ногами. Они учатся двигаться, и это начало игры.
    • Младенцы наблюдают за своим миром.

    Игра в одиночку – 0–2 года

    • Дети часто играют в одиночку и, кажется, не интересуются тем, что делают другие.
    • Это важно, потому что учит детей, как развлекать себя.

    Игра со зрителем – 2 года

    • Дети наблюдают, как другие играют, но не присоединяются к игре. Они часто используют язык, чтобы узнать больше о пьесе.
    • Это распространенная форма игры в возрасте 2 лет, но ее можно проводить в любое время.

    Параллельная игра – 2-3 года

    • Дети играют рядом друг с другом, но очень мало взаимодействуют друг с другом. Они могут иметь похожие игрушки и копировать друг друга.
    • Социальные навыки приобретаются путем наблюдения.

    Совместная игра – 2-3 года

    • Детям больше интересно играть с другими, чем с игрушками.
    • Они могут разговаривать и общаться друг с другом.
    • Они могут торговать игрушками.
    • Нет правил.
    • Этот вид игры развивает решение проблем/сотрудничество.

    Совместная/социальная игра – 4-6 лет

    • Дети интересуются как людьми, так и деятельностью.
    • Группы более формализованы с лидером.
    • Детям могут быть назначены разные роли.
    • Игра организована вокруг конкретных задач и достижения целей, разработанных группой.
    • Этот вид игры объединяет навыки со всех других уровней.
    • Необходим для социального и группового взаимодействия.
    • После 6 большая часть игры делится на мужские и женские группы.

    Игра важна, потому что:

    • Мы биологически запрограммированы играть.
    • Это дает детям возможность практиковать навыки, которые им понадобятся в будущем.
    • Поощряет навыки принятия решений.
    • Учит детей работать вместе.
    • Учит детей разрешать конфликты и отстаивать интересы.
    • Позволяет детям обсуждать то, что им нравится.

    Игра настолько важна, что в статье 31 Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что дети имеют право «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях».

    Если вашему ребенку трудно научиться играть с другими, вы можете:

    • Сначала устраивать свидания с одним ребенком.
    • Для игры может потребоваться взрослый.
    • Находите моменты для обучения/демонстрации игры во время вечеринок/структурированных мероприятий.
    • Занимайтесь семейными делами, такими как настольные игры или игры на развитие крупной моторики.

    Домашние игры:

    • Воображаемая игра с предметами домашнего обихода.
    • Поиграй в песочнице.
    • Играйте с уличными игрушками.
    • УНО
    • Лего и строительные игрушки.
    • Беда – настольная игра.
    • Готовьте вместе с детьми и другими людьми.
    • Игра с переодеванием.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts