Подростковый период: особенности психики ребенка
Подростковый возраст начинается с 10 лет. Послушные, примерные дети резко становятся невыносимыми, грубыми, дерзкими. Они пытаются отстаивать свое мнение, делать наперекор родителям. Этот период как для детей, так и для взрослых становится настоящим испытанием на прочность.
Особенности пубертатного периода
У детей в подростковом возрасте интеллект способен перерабатывать уже имеющийся опыт. Однако мозг не позволяет еще пользоваться полученными знаниями. Это происходит из-за того, что префронтальная кора головного мозга только начинает развиваться. Именно она отвечает за когнитивный контроль, принятие решений.
Подростки не могут контролировать свои эмоции, а порой ведут себя специально плохо, чтобы поймать эйфорию от эмоций.
Взрослые нередко отмечают, что поступки детей в подростковом возрасте часто лишены логики. Это означает, что повзрослевшее чадо не может еще соотносить действия и необходимые ресурсы для достижения целей.
На сколько переходный период будет бурным зависит от нервной системы ребенка, воспитания.
Нюансы психики подростка
В возрасте с 10-17 лет происходит становление личности ребенка, происходит борьба за независимость. Кризис начинается в том случае, если подростка ущемляют в коллективе, семье. В этом случае он начинает бороться за место в группе, независимость и самостоятельность в семье.
Психология детей подросткового возраста считается противоречивой, характеризующийся бунтарством. Этого можно избежать, если родители и их отпрыск могут спокойно договариваться, искать компромиссы. Очень важно установить с юным бунтарем доверительные отношения. Не менее важным моментом является уважение к ребенку, уметь вовремя пойти на уступки. Однако твердо отстаивать свои границы.
Детская и подростковая психология отличаются. Поэтому и методы воспитания разные. Чрезмерная строгость, гиперопека вызовут раздражение, агрессию.
Подросток больше не делится секретами, мыслями, желаниями с родителями.Запишитесь на онлайн консультацию, если вы замечаете, что в вашей семье происходят частые конфликты с подросшими детьми. Наши психологи на дистанционной консультации помогут восстановить равновесие, спокойствие и взаимопонимание в семье, расскажут как сгладить кризис подросткового возраста, при необходимости поработают с ребенком.
Весь спектр эмоций у подростков
Знать особенности психологии подростков, их поведения важно для построения гармоничных отношений. Благодаря этому у родителя всегда будет возможность поставить себя на место своего ребенка и найти единственное верное решение.
Чувство взросления
Оно формируется за счет изменений физиологических и психологических процессов. Появляются новые потребности. Сейчас перед подростком стоит проблема — есть желания, но нет понимания как их реализовывать.
Упрямство, негативизм
Проявляется в отрицании просьб, требований родителей, установленных правил. Подросток старается делать все наперекор. Такое демонстративное поведение является ни чем иным, как самоутверждением. Психологи утверждают, что негативизм является защитной формой нервной системы от бурный изменений.
Сепарация
Сюда относится отстаивание своего мнения, самостоятельность. Стремление быть самостоятельным движет подростком. Ежедневно общаясь с родителями, ребенок прощупывает грани дозволенного.
Пример Подросток пытается “качать права”, заявляя, что будет ложиться спать поздно, а завтра пойдет гулять с друзьями. На все объяснения родителей, что так не получится, ребенок проявляет агрессию, обижается, хлопает дверьми.
Гормоны
Из-за повышения уровня половых гормонов возникают резкие перепады настроения. Это может проявляться в повышенной раздражительности, повышенной эмоциональности, скачками давления, головными болями, повышенной потливость, головокружениями.
Желание общения со сверстниками
В этот период авторитетами становятся друзья, знакомые. Основной целью является признание в группе. Такое поведение не так страшно. Ребенок старается стать частью общества, социума, учится контактировать со сверстниками, решать задачи. Кроме того, появляется интерес к противоположному полу. Это приводит к стремлению выстраивать отношения. Эти чувства становятся “головной болью”, так как подросток хочет понять чувство влюбленности, боится быть отвергнутым, страшится взаимности.
Рефлексия
Ребенок концентрируется на своих ощущениях, мыслях, учится анализировать. У него уже есть построенный в голове идеал, основанный на воспитании, книгах, фильмах. Ребенок оценивает насколько он соответствует ему. Если он обнаруживает у себя похожие качества с идеалом — это повышает самооценку.
Проблемы пубертатного периода
Гормональные всплески, физиологические изменения становятся причиной непослушания, дерзости. Это приводит к тому, что родители перестают понимать своего отпрыска, рождается агрессия. Взрослые пытаются сохранить лидерство за собой и не дать сесть себе на шею. Все это приводит к неизбежным конфликтам.
Наименование |
Описание |
Тревожность |
Основной причиной является тревога по поводу того, как примут в группе сверстников, установить свою значимость |
Стыд, страх |
Боязнь вызывают физиологические изменения, боязнь сказать что-то глупое, казаться маленьким, смешно выглядеть |
Злость, агрессия |
Возникает в результате повышенной выработки тестостерона |
Неуверенность в себе |
Расстраивают внешность, разлад в отношениях с родителями, неудачи в учебе. |
Снижение успеваемости |
Пониженная концентрация внимания, ухудшение памяти |
Особенности развития |
Скачок роста, полового созревания может длиться до двух лет. Однако, такое положение дел может вызывать насмешки у более развитых сверстников |
Подростки стараются изучать свои способности. Поэтому их поведение может быть вызывающим, рискованным.
Причины конфликтов
Разногласия между родителями и подростками в семье возникают из-за нежелания родителей понимать свое чадо, находить компромиссы, быть терпеливыми. Проявляться ссоры могут в следующем:
- непослушание, хамство, грубость по отношению к родителям. Это происходит потому что ребенок специально стремиться обесценить авторитет старших. Грубость проявляется в том случае, если родители продолжают давить на подростка, соблюдая строгую модель воспитания;
- вседозволенность. При отсутствии внимания, понимания, участия со стороны взрослых возможен суицид. Детям в этом возрасте важно понимать что их все так же любят, как и раньше;
- требование купить то же, что у других. Все это является желанием быть таким как все сверстники, не выделяться, идти в ногу со временем. Пытаться достучаться до ребенка, что одежда, гаджеты не являются главными — бесполезно;
- снижение успеваемости сопровождается отсутствием мотивации, подражанию авторитетам-сверстникам;
Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоит взаимоотношения с вашим ребенком-подростком. Наши психологи на дистанционной консультации проведут психокоррекцию страхов, тревог ребенка, помогут ему справиться с подростковым периодом, научат родителей коммуницировать с детьми. Наши психологи работают для вас круглосуточно.
Частые вопросы
На какие проблемы у подростков чаще всего жалуются родители?
+
Современные дети ничего не хотят, именно на это чаще всего и сетуют родители. Им кажется, что ребенок ничем не интересуется. Чаще всего то, что нравится отпрыску не вписывается в систему ценностей родителей.
Может ли быть замкнутость ребенка связана с одиночеством, которое он испытывает в семье?
+
В подростковом возрасте ребенок становится порой невыносимы. Родители стараются дистанцироваться, сократить общение. Понять можно и ту и другую стороны. Кроме того, бунтарю может быть интереснее общаться со сверстниками нежели с родителями.
Что такое стигматизация?
+
Иными словами — навешивание ярлыков. При чем ребенок со временем может и сам поверить в свою ничтожность. Этому способствуют особенности психики подростков, стремящихся получить признание в обществе сверстников.
Когда родители ведут подростков к психотерапевтам?
+
В том случае, когда они чувствуют свое бессилие, усталость. У них появляется желание как можно быстрее пройти этот кризисный период с наименьшими потерями. Вместо того, чтобы выходить на диалог, родители стараются решать проблему иначе — кадетские корпуса, психологи, психотерапевты.
Заключение эксперта
Подростковый период начинается с 10 лет и длится до 17 лет. Особенности психики подростка таковы, что он пытается противостоять сложившимся укладом в семье, рождается бунтарский дух. В результате появляются частные конфликты. Чтобы их избежать. нужно стараться искать компромиссы, давать ребенку понять, что его все так же любят, понимают, уважают. Можно правильно мотивировать свое чадо. Например предоставить новые права, свободы, обязательства, купить желаемую вещь. В любом случае этот период не вечен, а как его пройти зависит от взрослых.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 347
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Как меняется психология подростков с возрастом — Ольга Николаенко на vc.ru
В 2020 году Московский международный Салон образования проходит в онлайн формате на новой коммуникационной digital-платформе, которая объединила чиновников, профессиональное, экспертное и бизнес-сообщества, учащихся и их родителей. Такой формат позволяет принципиально расширить аудиторию Салона, увеличив количество уникальных посетителей до 250 000 человек, и впервые в таком масштабе объединить весь русскоговорящий мир вокруг общих проблем и ценностей. В рамках Салона серьезное внимание будет уделено психологии подростков в условиях перехода обучения на дистанционный формат. Экспертом выступила Чибисова Марина Юрьевна, практикующий психолог, к.пс.н. доцент МПГУ, HAAB-Первое сентября
1096 просмотров
Подростковый период является сложным не только для самого ребенка, но и для всей семьи в целом. В психологии принято выделять определенные возрастные периоды жизни человека, логика развития которых идет по определенным этапам, но это не жесткие требования и цифры, а некие ориентиры, на которые можно опираться. Нельзя всех детей рассматривать в одинаковом контексте, подгоняя под описанные в книгах шаблоны.
“Часто у родителей бывают опасения, что если в 3 года ребенок чего-то не делает, как написано в книжке, то значит он не сможет этого сделать вообще. Соответствие указанным возрастным рамкам весьма условно, разные дети решают возрастные задачи развития в разном темпе и в свое время”
Подростковый период — с 12 до 16 лет — это момент, когда физиология и психология перестраиваются: происходит половое созревание со всеми сопутствующими изменениями. Ребенок очень сильно зависит от происходящих физиологических трансформаций: общая возбудимость, эмоциональная неустойчивость — поэтому нервная система может не успевать за телом.
Это особый период становления самостоятельности: появляются вопросы “Кто я? Чем отличаюсь от других?” Это важный этап на пути отделения от родителей и приобретения независимости. Причем начинается этот путь тогда, когда ребенок делает первые шаги и может самостоятельно отойти от мамы, и заканчивается, когда ребенок уходит в полностью самостоятельную жизнь: возможность жить отдельно, зарабатывать деньги, выстраивать коммуникации и поддерживать отношения с другими взрослыми людьми. Важно понимать, что ключевая задача семьи состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельности, готовности нести ответственность и принимать решения.
С одной стороны, подростковый возраст — это период, когда ребенок впервые чувствует себя взрослым. До подросткового периода дети хоть и могут сказать, что они большие, но все же у них еще детское мировоззрение и осмысляют они себя как дети. Именно в подростковом периоде начинает формироваться то, что в российской психологии называется “чувством взрослости”. Подросток ощущает себя уже выросшим. С другой стороны очевидно, что это чувство находится в противоречии с реальностью: он зависим от родителей, он не является отдельной самостоятельной единицей общества, не может принимать многие решения, не является совершеннолетним и тд.
“Это период, когда ребенок открывает свой внутренний мир, его начинают волновать вопросы: что я за человек? чем я отличаюсь от других?”
В это время резко происходит сдвиг интересов от родителей к сверстникам. Если раньше непререкаемым авторитетом были именно родители, то в подростковом возрасте фокус смещается уже на сверстников — это важная составляющая процесса взросления.
“Что я за человек? Каким меня видят другие? Что я собой представляю? Насколько я красив? Как меня воспринимают другие? — в подростковом периоде фокус смещается на поиски ответов на эти вопросы”
И в огромном многообразии подобных вопросов, которые начинают вставать перед подростком, мнения родителей может оказаться недостаточно, причем даже если это самые понимающие, поддерживающие и любящие родители в мире, которые всегда уверены в собственном ребенке. У ребенка могут возникнуть сомнения, потому что становится крайне важно мнение сверстников. Родители остаются важными, но уходят на 2 план.
“Подростка крайне волнуют 2 вопроса. С одной стороны: я такой же, как все?Я соответствую текущим нормам? Я не хуже других? А с другой — в чем я особенный? Я вообще хоть чем-то отличаюсь? Идет постоянная борьба между этими вопросами: с одной стороны хочется быть не хуже других, а с другой — очень важно быть особенным и отличаться. И важно, чтобы подросток понимал, что нет единственно верного способа быть красивым, умным, успешным и тд”.
Мы видим, что для ребенка это физиологически непростой период , в котором появляется много важных психологических новообразований, сопровождающих процесс отделения подростка от семьи. Важный момент: подростковый период не значит, что подросток сразу же становится независимым от родителей! Но эмоциональное отделение взрослеющего человека происходит именно в подростковом возрасте, что несет за собой конфликты в семье и недопонимание.
Нельзя говорить о том, что подростковый период сложен только для самого ребенка — нет, в современной психологии подростковый возраст ребенка, его эмоциональное отделение рассматриваются как семейный кризис, в рамках которого всплывает много вопросов со стороны как ребенка, так и родителей. Таким образом получается, что переход ребенка в самостоятельную жизнь влечет за собой перестройку всей семейной системы целиком. Родители постепенно отпускают его, дают все больше самостоятельности. И, безусловно, многие семейные сложности становятся более очевидными. Тем более, что в такое время необходимо перестраивать некоторые семейные правила — не отказываться от них в угоду ребенку, но пересматривать, исходя из того, что ребенок вырос. Если раньше некоторые вопросы и задачи можно было решать в формате указаний “родитель-ребенок”, то теперь происходит постепенное изменение коммуникации в формат “взрослый-взрослый” , по многим вопросам необходимо договариваться, к чему не все родители готовы.
“Для того, чтобы ребенок мог отделиться — семья должна перестроиться. Это не односторонний процесс”
Подросток в этом возрасте становится легковозбудимым, непослушным, с ним становится сложнее находить общий язык и договариваться. Поэтому можно сказать, что период сложный для всех: и для подростков, которые переживают трансформации, и для родителей, которым нужно не только переживать взросление ребенка, но и как-то коммуницировать с перестраивающимся и резко переставшим слушаться подростком на одной территории.
“То, что рассматривается как причина для конфликта между ребенком и родителем — это скорее повод”
Бывают ситуации, когда родители обращаются за помощью к ребенку, когда повода для ссоры нет: это привычные бытовые вопросы, которые были отстроены за много лет. Но вместо привычной картины семьи получается поле боя: с одной стороны, терзаемый гормонами эмоционально неустойчивый подросток, который стремится доказать всем, что он уже взрослый и требует к себе соответствующего отношения, и, с другой стороны, родители, которые утрачивают и контроль, и контакты с ребенком. Естественно, последних тревожат резкие изменения, которые происходят в привычных повседневных вещах. И если у родителей есть какие-либо личные сложности с тем, чтобы дать ребенку почувствовать себя взрослым — это только усугубляет проблемы, особенно если родителям крайне важно абсолютное послушание ребенка.
Для родителей переходный возраст ребенка очень сложен еще и тем, что с ним связано огромное количество страхов: про неуспеваемость в школе и последующей жизни, возможная связь с плохой компанией, где может быть алкоголь, сигареты и запрещенные вещества и тд. В наши дни особенно сильно у родителей развит страх, что ребенок попадет в плохую онлайн-компанию: группы, связанные с экстремизмом, неадекватным поведением и прочими вещами, запрещенными или преследуемыми по закону.
При этом, прекрасно понимая стремление подростка к взрослости, родители исходят из своей взрослой логики: если ребенок объявляет себя взрослым и берет на себя ответственность, то он соблюдает сроки, задачи и договоренности — для претензий нет места. Но при этом они забывают, что подростки еще не достигли взрослой осмысленной позиции, не осознают последствиях своих действий, не говоря уже о том, что далеко не все взрослые ее достигают — куда уж подросткам. Просто в подростковом возрасте это несоответствие максимально заметно.
“Это возраст, когда максимально видна разница между желанием подростка быть взрослым, декларацией этого и реальной готовностью вести себя подобным образом”
Но в этом конфликте страдают обе стороны. Очень большое внимание в последние годы уделяется эмоциональному выгоранию родителей. Если раньше этот вопрос затрагивали в контексте профессиональной деятельности, то в последние годы все больше внимания уделяется этой проблеме у родителей. Специалисты подчеркивают, что одна из главных групп риска — это именно родители подростков.
“Для родителей период детского взросления очень сложен, в первую очередь, психологическим выгоранием. Когда любой, даже самый минимальный вопрос уровня немытой тарелки или поливки цветов превращается в скандал — даже самый святой и выдержанный человек может не выдержать”
Общие советы родителям:
- напоминать себе, что ребенку тоже трудно, поскольку часто создается впечатление, что ребенок нарочно изводит взрослых.
- помнить, что подростковый возраст неизбежно предполагает расширение свободы действий ребенка в рамках семьи. Причем в разных семьях и в разных ситуациях эта свобода может быть разной.
- осознать необходимость изменения семейных правил, причем лучше, когда эти правила не просто подразумеваются, а проговариваются и обсуждаются со всеми членами семьи
- не злоупотреблять нотациями и разъяснениями. Ребенок всегда прекрасно понимает, чего от него хотят на самом деле. Нотация — это не попытка достучаться, а попытка убедить в своей правоте и заставить сделать необходимое.
- для облегчения процесса коммуникаций стоит пересмотреть формат ведения беседы с “я расскажу тебе, как надо” в “а что ты думаешь по этому поводу?”
Все дети проходят через подростковый возраст, но психолог нужен далеко не всегда, все зависит от ситуации. Подростковый период — это не только кризисный период, но и время, когда резко возрастает возможность появления психических расстройств: от неврозов, депрессий до серьезных проблем, требующих медицинского вмешательства.
Понять, насколько у ребенка спокойно протекает период взросления или же он нуждается в психологической помощи — сложно. Безусловно, есть признаки, которые сразу должны насторожить и стать основанием для обращения к специалисту: например, причинение себе вреда (селф-харм). Если подросток начинает себя резать, к примеру, это повод немедленно обратиться за квалифицированной помощью.
Порой нет очевидных проблем, но есть спорные ситуации: например, когда ребенок начинает высказывать суицидальные намерения или сомневаться в ценности своей жизни. И сложно понять, это временная подростковая грусть или же уже сформированные мысли о самоубийстве. В таком случае лучше обратиться за консультацией к психологу. Надо помнить, что в этом возрасте дети крайне эмоционально неустойчивы, поэтому стоит с вниманием относиться ко всему, но не разводить панику. Если ребенок не выдает никаких тревожных симптомов, а в семье, несмотря на трения, удается нормально коммуницировать — то необходимости в обращении к психологу нет.
Естественно, всех родителей мучают вопросы о собственных действиях, о том, что лучше было бы для ребенка и тд — в таком случае лучше родителю сходить на консультацию психолога и задать все интересующие вопросы, чем накручивать себя.
Стоит подчеркнуть, что нельзя говорить о том, что проблемы с психикой ребенка — это исключительно вина родителей. Даже в самой благополучной семье может быть ребенок с неустойчивой возбудимой психикой.
“Дети прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы” — говорил Рудольф Дрейкурс
Безусловно, семья влияет на происходящее с ребенком. Но ребенок сам смотрит вокруг, наблюдает и делает выводы, повторяя за взрослыми. Причем сделанные выводы могут быть странными и никак не связанными с увиденным и далеко не всегда коррелируют с тем, кто говорят родители. Утверждение, что все, что происходит с детьми является полностью виной родителей — это бессмысленная попытка повесить всю ответственность на родителей, которую они физически не могут и не должны нести.
“Ребенок — это личность”
При коммуникации с ребенком любого возраста стоит учитывать, что дети обладают индивидуальностью и собственной позицией с самого рождения, поэтому считать их пластилином, из которого можно вылепить все, что захочется — ошибочно.
Самое главное помнить, что родители воспитывают детей для того, чтобы дети были самостоятельными, счастливыми и могли успешно жить в окружающем мире.
Ранний подростковый возраст | MU Extension
Lynn Blinn Pike
Human Development and Family Studies Extension
Посмотрите на карикатуру и подумайте над этими вопросами. Вы когда-нибудь чувствовали себя как эти родители? Что чувствуют родители в мультфильме? Подросток? Что это на самом деле говорит о подростках в нашем обществе?
Все родители переживают решающий момент, когда их любящий, милый, ласковый ребенок за одну ночь превращается в капризный сгусток бушующих гормонов. Родители, готовые к этим изменениям, с большей вероятностью расслабятся и признают, что ребенок перешел в ранний подростковый возраст.
Хотя этот переход индивидуален для каждого ребенка, ранний подростковый возраст обычно определяется как период между 10 и 15 годами. Ранний подростковый возраст — это время между детством и юностью, а подростковый возраст — это время между детством и взрослой жизнью.
С одной ногой в детстве, а другой с подростковым возрастом, ранний подросток сталкивается с набором изменений, которые могут быть пугающими и сбивающими с толку. Ни в какой другой период жизни человека, кроме младенчества, не происходит столько изменений за столь короткий промежуток времени. Изменения происходят в физическом росте и силе, мышлении и рассуждениях, чувствах и эмоциях, а также в отношениях с семьей и друзьями раннего подростка. Когда родители понимают, почему ранние подростки ведут себя так, как они себя ведут, им легче расслабиться и сохранить чувство юмора в этот критический для их ребенка переходный период.
Рост
Несмотря на то, что девочки начинают взрослеть примерно на год раньше, чем мальчики, обе они испытывают два связанных типа физических изменений в раннем подростковом возрасте: резкий скачок роста и половое развитие. У девочек скачок роста обычно начинается в 10 лет, достигает пика в 11 лет и завершается к 15 годам. У мальчиков скачок роста обычно начинается в 11 лет, достигает пика в 13 лет и завершается к 15 годам. у младших подростков даже меняются размеры и функции глаз! Что касается полового созревания, у ранних подростков развиваются так называемые вторичные половые признаки. Для девочек к ним относятся менструация, развитие груди и рост волос на теле. У мальчиков к ним относятся развитие яичек, изменение размера голосовых связок, приводящее к огрублению голоса, и оволосение тела.
Несмотря на то, что в раннем подростковом возрасте есть несколько очень легко узнаваемых стадий, каждый человек проходит уникальный путь к взрослой физической зрелости. Некоторых называют ранними разработчиками, а некоторых — поздними разработчиками. Раннее или опоздание может быть стрессом для подростков по сравнению со временем развития их друзей. Взрослые должны напоминать младшим подросткам, что к 16–17 годам различия в развитии, связанные со сроками, нивелируются.
Мышление
По мере того, как люди переходят от детства к юности, они переходят от конкретного к абстрактному мышлению. Конкретные мыслители видят проблемы только как «да» или «нет», или «черное» и «белое». Они разочаровываются, когда сталкиваются с проблемами или моральными дилеммами с несколькими решениями или без единого правильного ответа. Те, кто мыслит абстрактно, могут видеть несколько способов решения проблемы, с удовольствием рассматривают вопросы «что, если» и могут представить результаты в будущем.
Чувства
Ранние подростки испытывают сильные и неустойчивые чувства. По крайней мере, отчасти из-за изменений в гормонах они превращаются из глупых, счастливых и жизнерадостных в замкнутых, ворчливых и грустных. Они очень легко смущаются и чрезмерно озабочены тем, как они выглядят. Больше всего их волнует вес, кожа, рост и общая форма тела.
Взрослые предполагают, что ранние подростки чувствуют себя хорошо, когда они одни в своих комнатах, слушают музыку или просто мечтают. Однако, когда исследователи попросили подростков описать свои чувства, когда они одни, результаты показали, что они чувствуют себя грустными, подавленными, подавленными и одинокими. Они могут быть одни, но они прокручивают в уме многие события дня и критически относятся к тому, как они действовали и что говорили. Они могут снова и снова повторять то, что они сказали милому мальчику или девочке, которые сидят рядом с ними в классе. Или они могут пытаться определить, почему друг сказал им конкретное предложение или фразу. Чем больше они переживают из-за этих событий, тем более депрессивными они становятся. У них не развита толстая кожа, которая позволяет взрослым игнорировать тривиальные и менее значимые события в их жизни.
Отношения
Вышеперечисленные темы (рост, мышление и чувства) связаны с тем, как подростки относятся к себе и к тем отношениям, которые у них складываются с окружающими людьми. Отношения с друзьями становятся чрезвычайно важными для раннего подростка, потому что друзья обеспечивают поддержку от других людей, переживающих тот же жизненный этап. К друзьям прислушиваются, чтобы получить совет о родителях, одежде, занятиях, музыке, парнях или девушках. Дружба может быть развита через участие в школах, сообществах или церковных мероприятиях. Спорт может служить способом познакомиться и завоевать уважение друзей.
Ранние подростки часто нервничают и беспокоятся из-за вновь обретенного интереса к противоположному полу и предпочитают проводить время в группах. Хотя ранние подростки могут заявлять о своей независимости в выборе друзей, одежды, музыки и т. д., им все же необходимо чувствовать, что их родители любят, поддерживают и готовы поговорить с ними. Одна мать написала:
«Мой 12-летний сын находится в стадии противоречий. Он говорит: «Отведите меня в торговый центр, но не позволяйте никому из моих друзей видеть, как вы меня подвозите»… «Я очень хочу отправиться в семейное путешествие, но я буду очень скучать по своим друзьям»… «Мне нужны объятия мамы и папы, но только тогда, когда никого нет рядом».
Исследования показали, что больше всего подростки боятся потерять родителей. Когда младших подростков попросили написать о том, что они думают о своих матерях, результаты показали, что:
- Матери по-прежнему были самыми важными людьми в их жизни
- Споры с матерями считались «нормальными» для подростков и быстро забывались
- Матери считались источником утешения и поддержки
Следующие цитаты показывают сложные, но положительные чувства, которые эти девятиклассники испытывали к своим матерям.
- «Я люблю свою маму больше всего на свете.»
- «Мы с мамой неплохо ладим. Иногда ссоримся, но кто не ссорится со своей мамой.»
- «Не знаю, что бы я делал без мамы.»
- «Я очень люблю свою маму. В субботу мы ходили по магазинам, и она купила мне новую одежду.»
- «Я все еще люблю свою маму. Даже несмотря на то, что она не хочет, чтобы я получал права на мотоцикл до 16 лет.»
- «Хотя мы с мамой иногда ссоримся, вчера она помогла мне справиться с болезнью, и я рад, что она у меня есть.»
- «В некоторые дни моя мама была бы довольно крутой, в другие дни она была бы ужасна. Сейчас она в порядке.»
- «Она хорошо ко мне относится, но сильно меня бесит, поэтому я не знаю точно, что я чувствую, но знаю, что это положительно.»
- «Моя мама в последнее время много занимается моим делом. Я люблю ее, но хочу, чтобы она успокоилась.»
Посмотрите на карикатуру и подумайте о том, как она показывает рост, мышление, чувства и отношения подростка.
Советы родителям
Даже когда кажется, что растить раннего подростка становится все труднее — когда споры об одежде, друзьях, музыке и т. д. усиливаются — родители должны помнить несколько простых фактов.
- Ваш ребенок может не признавать этого, но вы самый важный человек в его или ее жизни ранний подростковый возраст
- Раздражающее или разочаровывающее поведение вашего ребенка является нормальным явлением и пройдет, потому что под волосами с шипами, мешковатыми брюками или необычными украшениями скрывается личность, которая расцветет и станет зрелым, заботливым взрослым
- Ваш дом может быть «безопасным местом» для ребенка, где он или она чувствует себя комфортно, спокойно, принимается и может свободно выражать свое мнение.
- Ваш ребенок быстро вырастет. Извлеките максимальную пользу из раннего подросткового периода, признав, что ваш ребенок никогда больше не будет в этом возрасте
Джуди Форд написала книгу о том, как любить своего подростка, даже когда это кажется невозможным. Она разделила свою книгу на три темы: безмятежность, дух и безопасность. В главе о безмятежности она рекомендует:
- Смейтесь над непоследовательностью в поведении вашего подростка
- Молчите и улыбайтесь
- Охотно миритесь… решите простить вашего подростка, когда он или она причинили вам боль
В главе о духе она рекомендует: возможность пообщаться вместе
В главе о безопасности она рекомендует:
- Верьте в них полностью
- Договаривайтесь… договаривайтесь… договаривайтесь
- Смело отпускайте
Ссылки
- Ames, N.L. (1994). Изменение средних школ: как заставить школы работать для молодых подростков, Джосси-Басс: Сан-Франциско.
- Бенсон, П.Л. (1997). Все дети — наши дети: что должны сделать сообщества, чтобы воспитать заботливых и ответственных детей и подростков, Джосси-Басс: Сан-Франциско.
- Совет Карнеги по развитию подростков (1995). Великие перемены: подготовка подростков к новому веку, Корпорация Карнеги, Нью-Йорк: Нью-Йорк.
- Эспеланд, П. (2001). Добивайтесь успеха каждый день: ежедневные чтения для подростков, Издательство Free Spirit: Миннеаполис, Миннесота.
- Форд, Дж. (1996). Прекрасные способы любить подростка… даже когда это кажется невозможным. Conari Press: Беркли, Калифорния.
- Харгривз, А., Эрл, Л., и Райан, Дж. (1996). Школа для перемен: новый взгляд на образование для подростков младшего возраста, 901:24 Falmer Press: Вашингтон, округ Колумбия.
- Джексон А. и Дэвис Г. А. (2000). Turning Points 2000: Обучение подростков в 21 веке, Teachers College Press: NY.
Перейти к основному содержанию
Перейти к основному содержанию
Развитие независимости и идентичности – Введение в психологию – 1-е канадское издание
Глава 7. Рост и развитие
Цели обучения
- Опишите физические и когнитивные изменения, которые происходят с мальчиками и девочками в подростковом возрасте.
- Объясните, как у подростков развивается чувство морали и самоидентификации.
Подростковый возраст определяется как годы между началом полового созревания и началом взрослой жизни . В прошлом, когда люди, вероятно, вступали в брак в возрасте 20 лет или моложе, этот период мог длиться всего 10 лет или меньше — начиная примерно с 12–13 лет и заканчивая 20 годами, когда ребенок устраивался на работу или пошел работать на семейную ферму, женился и завел собственную семью. Сегодня дети взрослеют медленнее, в более позднем возрасте уезжают из дома и дольше поддерживают связь с родителями. Например, дети могут уехать учиться в университет, но при этом получать финансовую поддержку от родителей, они могут приезжать домой на выходные или даже жить в течение длительного периода времени. Таким образом, период между половым созреванием и взрослой жизнью может длиться до 20 лет, сливаясь с самой взрослой жизнью. На самом деле сейчас уместно рассмотреть период отрочества и период зарождающейся взрослости (9).0123 возраст от 18 до середины или конца 20 лет ) вместе.
В подростковом возрасте ребенок продолжает расти физически, умственно и эмоционально, превращаясь из ребенка во взрослого. Тело быстро увеличивается в размерах, а половые и репродуктивные органы становятся полностью функциональными. В то же время, по мере того как подростки развивают более продвинутые модели рассуждений и более сильное чувство собственного достоинства, они стремятся сформировать свою собственную идентичность, развивая важные привязанности с людьми, не являющимися их родителями. В частности, в западных обществах, где потребность в создании новой независимости имеет решающее значение (Baumeister & Tice, 19).86; Twenge, 2006), этот период может быть стрессовым для многих детей, так как он включает в себя новые эмоции, потребность в развитии новых социальных отношений и растущее чувство ответственности и независимости.
Хотя подростковый возраст может быть временем стресса для многих подростков, большинство из них успешно переносят испытания и невзгоды. Например, большинство подростков экспериментируют с алкоголем незадолго до окончания средней школы. Хотя многие из них были пьяны хотя бы один раз, относительно немногие подростки разовьют длительные проблемы с алкоголем или позволят алкоголю отрицательно повлиять на их школьные или личные отношения. Точно так же очень многие подростки нарушают закон в подростковом возрасте, но очень немногие молодые люди делают криминальную карьеру (Фаррингтон, 19 лет).95). Однако эти факты не означают, что употребление наркотиков или алкоголя — хорошая идея. Употребление рекреационных наркотиков может иметь существенные негативные последствия, и вероятность этих проблем (в том числе зависимости, привыкания и даже повреждения головного мозга) значительно выше у молодых людей, которые начинают употреблять наркотики в раннем возрасте.
Физические изменения в подростковом возрасте
Подростковый возраст начинается с началом полового созревания , периода развития, в котором гормональные изменения вызывают быстрые физические изменения в организме, кульминацией которых является половая зрелость . Хотя в разных культурах сроки в некоторой степени различаются, средний возраст достижения половой зрелости составляет от 9 до 14 лет для девочек и от 10 до 17 лет для мальчиков (Marshall & Tanner, 1986).
Половое созревание начинается, когда гипофиз начинает стимулировать выработку мужского полового гормона тестостерона у мальчиков и женских половых гормонов эстрогена и прогестерона у девочек. Высвобождение этих половых гормонов запускает развитие первичные половые признаки , половые органы, связанные с репродукцией (рис. 7.8, «Половые признаки»). Эти изменения включают увеличение яичек и полового члена у мальчиков и развитие яичников, матки и влагалища у девочек. Кроме того, развиваются вторичных половых признаков ( признака, которые отличают два пола друг от друга, но не участвуют в репродукции ), такие как увеличенный кадык, более низкий голос и волосы на лобке и в подмышечных впадинах у мальчиков, увеличение груди и бедер и появление волос на лобке и в подмышечных впадинах у девочек (рис. 7.8, «Половые признаки»). Увеличение груди обычно является первым признаком полового созревания у девочек и в среднем происходит в возрасте от 10 до 12 лет (Маршалл и Таннер, 19 лет).86). У мальчиков обычно волосы на лице начинают расти в возрасте от 14 до 16 лет, и на этом этапе как мальчики, так и девочки испытывают быстрый всплеск роста. Всплеск роста у девочек обычно происходит раньше, чем у мальчиков, причем некоторые мальчики продолжают расти до 20 лет.
Рисунок 7.8 Половые характеристики. Половое созревание приносит с собой резкие изменения в организме, включая развитие первичных и вторичных половых признаков.Важным этапом полового созревания для девочек является менархе , первая менструация , как правило, в возрасте 12–13 лет (Anderson, Dannal, & Must, 2003). Возраст наступления менархе существенно различается и определяется генетикой, а также диетой и образом жизни, поскольку для наступления менархе необходимо определенное количество жира в организме. У очень стройных девочек, занимающихся тяжелыми видами спорта или страдающих от недоедания, менструация может начаться позже. Даже после начала менструации у девушек, уровень жира в организме которых падает ниже критического уровня, менструации могут прекратиться. Последовательность событий полового созревания более предсказуема, чем возраст, в котором они происходят. У некоторых девочек волосы на лобке могут начать расти в 10 лет, но менархе не наступит до 15 лет. У мальчиков волосы на лице могут появиться только через 10 лет после начала полового созревания.
Время полового созревания как у мальчиков, так и у девочек может иметь серьезные психологические последствия. Мальчики, которые взрослеют раньше, получают некоторые социальные преимущества, потому что они выше и сильнее и, следовательно, часто более популярны (Lynne, Graber, Nichols, Brooks-Gunn, & Botvin, 2007). В то же время, однако, рано взрослеющие мальчики подвергаются большему риску правонарушений и чаще, чем их сверстники, склонны к антиобщественному поведению, включая употребление наркотиков и алкоголя, прогулы занятий и преждевременную половую активность. Девочки, рано взрослеющие, могут столкнуться со стрессом, особенно если они подвергаются насмешкам или сексуальным домогательствам (Mendle, Turkheimer, & Emery, 2007; Pescovitz & Walvoord, 2007). Раннезрелые девочки также более склонны к эмоциональным проблемам, более низкой самооценке и более высокому уровню депрессии, беспокойства и расстройств пищевого поведения, чем их сверстницы (Ge, Conger, & Elder, 19).96).
Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Хотя самые быстрые когнитивные изменения происходят в детстве, мозг продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже в возрасте 20 лет (Weinberger, Elvevog, & Giedd, 2005). В подростковом возрасте мозг продолжает формировать новые нейронные связи, но также отбрасывает неиспользуемые нейроны и связи (Blakemore, 2008). По мере взросления подростков также продолжает развиваться префронтальная кора — область мозга, отвечающая за рассуждения, планирование и решение проблем (Goldberg, 2001). И миелин, жировая ткань, которая формируется вокруг аксонов и нейронов и помогает ускорить передачу данных между различными областями мозга, также продолжает расти (Rapoport et al. , 19).99).
Подростки часто действуют импульсивно, а не обдуманно, и это может быть отчасти связано с тем, что развитие префронтальной коры в целом происходит медленнее, чем развитие эмоциональных частей мозга, включая лимбическую систему (Blakemore, 2008). ). Кроме того, гормональный всплеск, связанный с половым созреванием, который в первую очередь влияет на эмоциональные реакции, может вызвать сильные эмоции и привести к импульсивному поведению. Было высказано предположение, что подростки могут заниматься рискованным поведением, таким как курение, употребление наркотиков, опасное вождение и незащищенный секс, отчасти потому, что они еще не полностью приобрели умственную способность обуздать импульсивное поведение или выносить полностью рациональные суждения (Стейнберг). , 2007).
Новые когнитивные способности, приобретаемые в подростковом возрасте, могут также породить новое чувство эгоцентризма, при котором подростки верят, что они могут все и что они знают лучше, чем кто-либо другой, включая их родителей (Elkind, 1978). Подростки, вероятно, очень застенчивы, часто создавая воображаемую аудиторию , в которой они чувствуют, что все постоянно наблюдают за ними (Goossens, Beyers, Emmen, & van Aken, 2002). Поскольку подростки так много думают о себе, они ошибочно полагают, что другие тоже должны думать о них (Rycek, Stuhr, McDermott, Benker, & Swartz, 19).98). Неудивительно, что все, что делают родители подростка, внезапно вызывает у них смущение, когда они находятся на публике.
Социальное развитие в подростковом возрасте
Некоторые из наиболее важных изменений, происходящих в подростковом возрасте, связаны с дальнейшим развитием самооценки и развитием новых привязанностей. В то время как маленькие дети наиболее сильно привязаны к своим родителям, важные привязанности подростков все больше перемещаются от родителей к сверстникам (Harris, 19).98). В результате влияние родителей на этом этапе ослабевает.
По мнению Эриксона (табл. 7.1, «Задачи развития по Эриксону»), главной социальной задачей подростка является поиск уникальной идентичности — способность ответить на вопрос «Кто я?» В поисках идентичности подросток может столкнуться с ролевой путаницей, в которой он или она балансирует или выбирает среди идентичностей, принимая отрицательные или нежелательные идентичности или временно вообще отказываясь от поиска идентичности, если дела идут не очень хорошо.
Один из подходов к оценке развития идентичности был предложен Джеймсом Марсией (1980). В его подходе подросткам задают вопросы об их изучении и приверженности вопросам, связанным с профессией, политикой, религией и сексуальным поведением. Ответы на вопросы позволяют исследователям отнести подростка к одной из четырех категорий идентичности (см. Таблицу 7.4, «Этапы развития идентичности Джеймса Марсии»).
[Пропустить таблицу] | |
Статус распространения идентичности | Человек не имеет твердых обязательств в отношении рассматриваемых вопросов и не продвигается к ним. |
Статус обращения взыскания | Этот человек не участвовал ни в каких экспериментах с личностью и установил личность, основываясь на выборе или ценностях других. |
Статус моратория | Человек изучает различные варианты, но еще не принял ни одного из них. |
Статус достижения личности | Индивидуум достиг целостной и приверженной идентичности, основанной на личных решениях. |
Исследования, посвященные тому, как подростки проходят этапы жизни Марсии, показывают, что, хотя большинству подростков в конце концов удается сформировать устойчивую личность, путь к ней не всегда легок, и существует множество путей, по которым можно пойти. Некоторые подростки могут просто принять убеждения своих родителей или первую предложенную им роль, возможно, за счет поиска других, более многообещающих возможностей (статус лишения права выкупа). Другие подростки могут потратить годы, примеряя разные возможные идентичности (статус моратория), прежде чем, наконец, выбрать одну.
Чтобы помочь им пройти через процесс развития личности, подростки вполне могут попробовать разные личности в разных социальных ситуациях. Они могут сохранять одну идентичность дома и другой тип личности, когда они со своими сверстниками. В конце концов, большинство подростков интегрируют различные возможности в единую я-концепцию и комфортное чувство идентичности (статус достижения идентичности).
Группа сверстников дает подросткам ценную информацию о самооценке. Например, в ответ на вопрос «Каким вы были в подростковом возрасте? (например, крутой, занудный, неуклюжий?)», — написал на сайте Answerbag один подросток, отметившись таким образом:
Я и сейчас еще подросток, но с 8-9 класса толком не знала, чего вообще хочу. Я был умным, поэтому я тусовался с занудами. Я все еще делаю; мои друзья значат для меня целый мир. Но в середине 8-го я начал тусоваться с теми, кого можно назвать «крутыми» пацанами… и я также тусовался с некоторыми стоунерами, просто для разнообразия. Я прокалывал различные части своего тела и поддерживал свои оценки. Сейчас я просто пытаюсь понять, кто я. Я даже учусь на втором курсе в Китае, чтобы иметь лучшее представление о том, чего я хочу. (Ответный мешок, 2007)
Ответы, подобные этому, демонстрируют, в какой степени подростки развивают свою самооценку и самоидентичность и как они полагаются на помощь сверстников в этом. Автор здесь пробует несколько (возможно, противоречащих друг другу) идентичностей, а идентичности, с которыми экспериментирует подросток, определяются группой, частью которой человек хочет быть. Группы дружбы (клики, толпы или банды), которые являются столь важной частью подросткового опыта, позволяют молодым людям опробовать различные идентичности, и эти группы обеспечивают чувство принадлежности и принятия (Rubin, Bukowski, & Parker, 2006). ). Большая часть того, чему учится подросток, — это социальная идентичность , часть самооценки, которая вытекает из членства в группе . Подростки определяют свою социальную идентичность в соответствии с тем, насколько они похожи и отличаются от других, находя смысл в спортивных, религиозных, школьных, гендерных и этнических категориях, к которым они принадлежат.
Развитие морального мышления: теория Кольберга
Независимость, которая приходит с подростковым возрастом, требует независимого мышления, а также развития морали — стандарты поведения, которые общеприняты в культуре как правильные или надлежащие . Подобно тому, как Пиаже считал, что когнитивное развитие детей следует определенным закономерностям, Лоуренс Кольберг (1984) утверждал, что дети усваивают свои моральные ценности посредством активного мышления и рассуждений, и что моральное развитие проходит через ряд этапов. Чтобы изучить нравственное развитие, Кольберг поставил перед детьми, подростками и взрослыми моральные дилеммы, например следующие:
В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь из того же города. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в 10 раз больше, чем стоило ему производство лекарства. Он заплатил 400 долларов за радий и 4000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем знакомым, чтобы занять деньги, и испробовал все законные способы, но смог собрать только около 2000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Итак, испробовав все законные средства, Хайнц впадает в отчаяние и подумывает проникнуть в магазин мужчины, чтобы украсть наркотик для его жены.
- Должен ли Хайнц украсть наркотик? Почему или почему нет?
- Правильно или неправильно для него воровать наркотик? Почему это правильно или неправильно?
- Есть ли у Хайнца долг или обязанность украсть наркотик? Почему или почему нет? (Кольберг, 1984)
Смотреть: люди дают интервью о сценах Колберга [YouTube] : http://www.youtube.com/v/zY4etXWYS84
Как видно из Таблицы 7.5 «Этапы морального мышления Лоуренса Кольберга», Кольберг на основании их ответов на моральные вопросы сделал вывод, что по мере интеллектуального развития дети проходят через три стадии морального мышления : доконвенциональный уровень , конвенциональный уровень и постконвенциональный уровень .
[Пропустить таблицу] | ||
Возраст | Моральная стадия | Описание |
---|---|---|
Маленькие дети | Доконвенциональная мораль | Примерно до девяти лет дети сосредоточены на личных интересах. На этом этапе избегают наказания и добиваются вознаграждения. Человек на этом уровне будет возражать: «Человек не должен воровать наркотик, а то может попасться и попасть в тюрьму». |
Дети старшего возраста, подростки, большинство взрослых | Обычная мораль | К раннему подростковому возрасту ребенок начинает заботиться о том, как ситуационные результаты влияют на других, и хочет угодить и быть принятым. На этой стадии развития люди способны ценить то благо, которое можно получить, придерживаясь социальных норм в форме законов или менее формализованных правил. Например, человек на этом уровне может сказать: «Он не должен красть лекарство, так как все будут считать его вором, а его жена, которой нужно лекарство, не захочет лечиться из-за воровства» или , «Несмотря ни на что, он должен подчиняться закону, потому что воровство — это преступление». |
Многие взрослые | Постконвенциональная мораль | На этом этапе люди используют абстрактные рассуждения для оправдания поведения. Нравственное поведение основано на самостоятельно выбранных этических принципах, которые обычно являются всеобъемлющими и универсальными, такими как справедливость, достоинство и равенство. Кто-то со своими принципами может сказать: «Мужчина должен украсть лекарство, чтобы вылечить свою жену, а затем сообщить об этом властям. Возможно, ему придется заплатить штраф, но, по крайней мере, он спас человеческую жизнь». |
Хотя исследования подтверждают идею Кольберга о том, что моральное рассуждение переходит от раннего акцента на наказании и социальных правилах и нормах к акценту на более общих этических принципах, как и в случае с подходом Пиаже, сценическая модель Кольберга, вероятно, слишком проста. Во-первых, дети могут использовать более высокие уровни рассуждений для некоторых типов проблем, но возвращаться к более низким уровням в ситуациях, когда это больше соответствует их целям или убеждениям (Rest, 1979).). Во-вторых, утверждалось, что стадийная модель особенно подходит для западных, а не незападных образцов, в которых верность социальным нормам (таким как уважение к авторитету) может быть особенно важной (Haidt, 2001). И часто существует небольшая корреляция между тем, как дети оценивают моральные этапы, и тем, как они ведут себя в реальной жизни.
Возможно, самая важная критика теории Кольберга заключается в том, что она может лучше описывать нравственное развитие мальчиков, чем девочек. Кэрол Гиллиган (1982) утверждает, что из-за различий в их социализации мужчины склонны ценить принципы справедливости и прав, тогда как женщины ценят заботу и помощь другим. Хотя существует мало доказательств того, что мальчики и девочки по-разному оценивают этапы морального развития Колберга (Turiel, 1998), это правда, что девочки и женщины, как правило, больше сосредотачиваются на вопросах заботы, помощи и связи с другими, чем мальчики и мужчины. (Джаффи и Хайд, 2000). Если вы не верите в это, спросите себя, когда вы в последний раз получали благодарственное письмо от мужчины.
Key Takeaways
- Подростковый возраст — это период времени между началом полового созревания и началом взрослой жизни.
- Ранняя взрослость — это период от 18 до 20 лет, когда молодые люди начинают формировать связи вне семьи, учиться в университете и находить работу. Тем не менее, они, как правило, не полностью независимы и не взяли на себя все обязанности взрослой жизни. Эта стадия наиболее распространена в западных культурах.
- Половое созревание — это период развития, в котором гормональные изменения вызывают быстрые физические изменения в организме.
- Кора головного мозга продолжает развиваться в подростковом и раннем взрослом возрасте, что позволяет улучшить мышление, суждение, контроль импульсов и долгосрочное планирование.
- Определяющим аспектом подросткового возраста является развитие последовательной и приверженной самоидентификации. Процесс формирования идентичности может занять время, но большинству подростков удается развить устойчивую идентичность.
- Теория Кольберга предлагает разделить моральное мышление на следующие этапы: доконвенциональная мораль, конвенциональная мораль и постконвенциональная мораль.
- Теория морали Кольберга была расширена и подвергнута сомнению, особенно Гиллиганом, который сосредоточился на различиях в морали между мальчиками и девочками.
Ссылки
Андерсон, С.Э., Даннал, Г.Э., и Муст, А. (2003). Относительный вес и раса влияют на средний возраст наступления менархе: результаты двух общенациональных репрезентативных опросов американских девочек с разницей в 25 лет. Педиатрия, 111 , 844–850.
Сумка для ответов. (2007, 20 марта). Каким ты был в подростковом возрасте? (например, крутой, занудный, неуклюжий?). Получено с http://www.answerbag.com/q_view/171753 9.0007
Baumeister, RF, & Tice, DM (1986). Как юность стала борьбой за себя: историческая трансформация психологического развития. В J. Suls & AG Greenwald (Eds.), Психологические взгляды на себя (Том 3, стр. 183–201). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Blakemore, SJ (2008). Развитие социального мозга в подростковом возрасте. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 61 , 40–49.
Элкинд, Д. (1978). Реальность ребенка: три темы развития . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Фаррингтон, Д. П. (1995). Проблема антисоциального поведения подростков. В M. Rutter & ME Rutter (Eds.), Психосоциальные расстройства у молодых людей: проблемы профилактики (стр. 83–130). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Ge, X., Conger, RD, & Elder, GH, Jr. (1996). Слишком раннее взросление: половое созревание влияет на уязвимость девочек к психологическим расстройствам. Развитие ребенка, 67 (6), 3386–3400.
Гиллиган, К. (1982). Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщины . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Голдберг, Э. (2001). Исполнительный мозг: лобные доли и цивилизованный разум . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Гуссенс, Л., Бейерс, В., Эммен, М., и ван Акен, М. (2002). Воображаемая аудитория и личная басня: факторный анализ и одновременная достоверность мер «нового взгляда». Журнал исследований подросткового возраста, 12 (2), 193–215.
Хайдт, Дж. (2001). Эмоциональная собака и ее рациональный хвост: социальный интуитивистский подход к моральному суждению. Psychological Review, 108 (4), 814–834.
Харрис, Дж. (1998). Предположение о воспитании — Почему дети вырастают такими, какие они есть . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.
Джаффи, С., и Хайд, Дж. С. (2000). Гендерные различия в моральной ориентации: метаанализ. Психологический вестник, 126 (5), 703–726.
Кольберг, Л. (1984). Психология нравственного развития: Очерки нравственного развития (Том 2, с. 200). Сан-Франциско, Калифорния: Harper & Row.
Линн, С.Д., Грабер, Дж.А., Николс, Т.Р., Брукс-Ганн, Дж., и Ботвин, Г.Дж. (2007). Связи между временем полового созревания, влиянием сверстников и экстернальным поведением среди городских учащихся прослеживались в средней школе. Journal of Adolescent Health, 40 , 181.e7–181.e13 (стр. 198).
Марсия, Дж. (1980). Идентичность в подростковом возрасте. Справочник по подростковой психологии, 5 , 145–160.
Маршалл, В.А., и Таннер, Дж.М. (1986). Половое созревание. В F. Falkner & JM Tanner (Eds.), Человеческий рост: всеобъемлющий трактат (2-е изд., стр. 171–209). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Мендл, Дж., Туркхаймер, Э., и Эмери, Р. Э. (2007). Негативные психологические последствия, связанные с ранним половым созреванием у девочек-подростков. Обзор развития, 27 , 151–171.
Песковиц, О. Х., и Уолворд, Э. К. (2007). При преждевременном половом созревании: Научные и клинические аспекты . Тотова, Нью-Джерси: Humana Press.
Рапопорт, Дж. Л., Гидд, Дж. Н., Блюменталь, Дж., Гамбургер, С., Джеффрис, Н., Фернандес, Т.,… Эванс, А. (1999). Прогрессивные корковые изменения в подростковом возрасте при шизофрении с началом в детстве: исследование продольной магнитно-резонансной томографии. Архив общей психиатрии, 56 (7), 649–654.
Рест, Дж. (1979). Развитие в суждении о моральных проблемах . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
Рубин, К. Х., Буковски, В. М., и Паркер, Дж. Г. (2006). Взаимодействие со сверстниками, отношения и группы. В книге Н. Айзенберга, В. Деймона и Р. М. Лернера (ред.), Справочник по детской психологии: социальное, эмоциональное и личностное развитие (6-е изд., том 3, стр. 571–645). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Райчек Р.Ф., Штур С.Л., Макдермотт Дж., Бенкер Дж. и Шварц М.Д. (1998). Подростковый эгоцентризм и когнитивное функционирование в позднем подростковом возрасте. Подростковый возраст, 33 года , 746–750.