Мотивация учения в подростковом возрасте: Особенности формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

Как повысить учебную мотивацию подростка: особенности формирования мотивации к учебе у старшеклассников

<<Лид>>

По мере взросления мироощущение и потребности ребёнка меняются, то, что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Чтобы мотивировать подростка к обучению, необходима новая стратегия. В этой статье мы расскажем о пяти типах мотивации человека и дадим практические советы по их применению в школьной жизни.

Особенности мотивации подростков

Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Возможно, пропал эффект новизны, или учебный азарт вытеснили новые увлечения.


Младшеклассника мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших.


Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе. Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.

Методики мотивации подростков

Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.


Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.


По аналогии с трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной деятельности подростков. Рассмотрим каждый из них.

1. Борец за идею

Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.


Как мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм.

2. Душа компании

Если ваш подросток — выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.

Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание учиться, «социальщика» нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.

3. Лидер

Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.


Как мотивировать: во-первых, «достиженцу» требуются правильные ориентиры. Подросток должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.

4. Исполнитель

Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если «исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.

Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего дела.

5. «Бизнесмен»

Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.


Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками и, возможно, даже деньгами. Однако важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда. Также необходимо воспитывать в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным.


Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило, они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков может меняться.

Как повысить мотивацию подростка

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:


  • Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.
  • Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.
  • Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.
  • Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас. Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.

Бывают случаи, когда проблемы с мотивацией подростка трудно решить каким-либо из вышеописанных методов. В таком случае может потребоваться помощь со стороны. В Домашней школе «Фоксфорда» эту задачу выполняют тьюторы — они могут помочь исследовать особенности и интересы подростка и создать для него индивидуальный образовательный маршрут, расставить приоритеты в учёбе, найти собственные стимулы развития и эффективно замотивировать на домашнее обучение.

Оценка мотивации учения в подростковом возрасте — NovaInfo 104

NovaInfo 104, с.135-136, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена тема оценка мотивации учения в подростковом возрасте. В наше время эта тема является очень актуальной. И на основе теоретического материала были проведены методика и анкета, а также был обработан результат. Подробное описание и анализ приведены в статье.

Ключевые слова

ПОДРОСТОК, ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Текст научной работы

В наше время мало детей, которые были бы заинтересованы в учении. Но все учителя и родители хотят, чтобы их ученики и дети хорошо учились. Но вопрос в том, что может влиять на мотивацию учения в подростковом возрасте.

Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие эмоциональной сферы. Дети данного возраста отличаются повышенной познавательной и творческой активностью. В этом возрасте они пытаются узнать что-то новое, чему-либо научиться. Некоторые подростки выходят за пределы обычной школьной программы, для того чтобы развить свои умения и навыки. Также в подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», что мешает учебному процессу и снижает интерес к учебе, что приводит к конфликтам с учителями и родителями.

Для выявления уровня мотивации учения в подростковом возрасте были использованы следующие методы.

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева). Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности;
  2. Анкета «Я и школа». Данная анкета была составлена на основе теоретического материала.

Цель данной работы заключается в подробном изучении оценки учебной мотивации в подростковом возрасте и проведение исследовательской работы.

В ходе исследования принимали 20 учащихся. Среди них 12 мальчиков и 8 девочек 12-13 лет.

Ниже представлены результаты ответов по методике Спилберг- Андреева, где выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень — эффективная мотивация, где преобладает познавательная мотивация к учебе и положительное эмоциональное отношение к ней;

II уровень — продуктивная мотивация с положительным отношением к учению, соответствие социальным установкам;

III уровень — средний уровень, где преобладает сниженная познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, где ученик проходит через переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

По методике Спилбегр — Андреева, можно сказать, что большинство детей имеют 3 уровень, что говорит нам о том, что учащиеся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией и это не есть лучшее. Поменьше учащихся со 2 и 1 уровнями, как раз на этих уровнях дети имеют продуктивную мотивацию и имеют положительное отношение к учению. Также в классе есть девочка, которая имеет 4 уровень, это говорит нам о том, что она имеет низкую мотивацию учения и переживает «школьную скуку». Детей с 5 уровнем не было выявлено.

По анкете «Я и школа» было выявлено, что большинство учеников имеют хорошую школьную мотивацию и чуть поменьше участников имеют положительное отношение к школе. Не выявлено: высокого уровня мотивации, низкого и очень низкого.

По дополнительному показателю можно выявить, что уровень познавательной активности в основном средний или высокий, уровень тревожности либо средний, либо низкий, уровень гнева почти у всех низкий.

На основе результатов исследования, следует отметить, что учебная мотивация — это немаловажный компонент в деятельности обучающихся. Для подростка важна учебная деятельность для успешной дальнейшей жизни. Благополучная учебная деятельность — это высокая школьная мотивация. Дети с более высокой школьной мотивацией достигают успешных результатов в школе. Иногда слабый ученик, который обладает высоким уровнем мотивации, достигает более высоких результатов в учебе, так как прилагает больше усилий к этому, он более заинтересован, и он много тратит времени и внимания на учебу. Во многом на уровень школьной мотивации может влиять отношение преподавателя к ученику. Для этого ученик должен доверять учителю, а учитель в свою очередь должен привлечь учащегося в учебный процесс, сделав урок более интересным. Для выявления уровня школьной мотивации ученика можно провести различные методики и анкеты, которые позволят в дальнейшем подбирать индивидуальный подход к каждому ученику. В ходе исследования данной работы были использованы анкета «Я и школа» и методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева).

В ходе изучения методики Спилберг-Андреева были получены следующие результаты:

  • Эффективная мотивация с преобладанием познавательной мотивации к учебе и положительным отношением к ней проявляется у 2 учащихся;
  • Продуктивная мотивация с положительным отношением к учению и соответствие социальным установкам проявляется у 6 учащихся;
  • Средний уровень с преобладанием сниженного уровня познавательной мотивации проявляется у 11 учащихся;
  • Сниженная мотивация, где ученик переживает «школьную скуку», отрицательное эмоциональное отношение к учению проявляется у 1 учащегося;
  • Учащихся с резко отрицательным отношением к учению не выявлено.

Анкета «Я и школа» показала следующие результаты:

  • Хорошая школьная мотивация у 13 учащихся;
  • Положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью у 7 учащихся;
  • Учащиеся с низкой школьной мотивацией и негативным отношением к школе не выявлены.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование мотивации в учебном процессе должно происходить на основе ясно поставленной цели — получение хорошего образования. Но проблема в том, что не все дети понимают, что они, прежде всего, учатся для себя, для своей успешной жизни в будущем. Поэтому родители и учителя должны помочь им в осознании этой цели.

Читайте также

Цитировать

Потехина, Е.А. Оценка мотивации учения в подростковом возрасте / Е.А. Потехина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 104. — С. 135-136. — URL: https://novainfo.ru/article/16863 (дата обращения: 06.04.2023).

Поделиться

Мотивация — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

О ЭД ОБЗОР

Мотивация — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

Как я могу поддерживать мотивацию моего ребенка к учебе и успеваемости как в школе, так и вне ее?

Психолог Кэрол Двек определяет мотивацию как «любовь к обучению, любовь к испытаниям». И, по ее словам, мотивация часто важнее первоначальных способностей в определении нашего успеха.

Однако где-то в средних классах у некоторых подростков мотивация к обучению падает. Подросток может начать ворчать из-за заданий и учителей, просить бросить любимое занятие, жаловаться, что ему скучно, или показывать признаки того, что он потерялся в школьной суматохе.

Вот некоторые вещи, которые могут способствовать низкой мотивации:

  • Биологические изменения. Начало полового созревания — менструация или рост 4 фута 2 дюйма при росте вашей подруги 5 футов 10 дюймов — отвлекает некоторых подростков. Отвлекающие факторы мешают думать о команде по плаванию или о предстоящем проекте по общественным наукам.

  • Эмоциональные проблемы. Может потребоваться дополнительное усилие, чтобы сконцентрироваться на научном проекте, когда она озабочена физической неуверенностью или опасается быть исключенной из особой группы.

  • Школьная среда. Подросток может потерять мотивацию после перехода из начальной школы в среднюю или среднюю школу. Потеря мотивации может быть вызвана недостаточной поддержкой в ​​новой школе или повышенной нагрузкой и ожиданиями, к которым ученик еще не приспособился.

  • Социальное давление и давление со стороны сверстников.

    На ребенка могут влиять друзья, которые считают, что успехи в учебе — это не «круто», или что девочки плохо разбираются в математике.

  • Изменение взгляда вашего ребенка на свои способности. Младшие дети склонны считать, что чем больше вы стараетесь, тем умнее становитесь. Но доктор Двек отмечает, что по мере того, как дети становятся подростками, они могут начать верить в то, что способности фиксированы, и сравнивать свои способности со способностями других — чем труднее вы надо попробовать, тем менее ты должен быть способным. Эта точка зрения может ослабить мотивацию. Зачем стараться, если это не поможет вам преуспеть?

  • Отсутствие возможностей. Некоторым подросткам не хватает возможности посещать занятия или участвовать в мероприятиях, которые им необходимы, чтобы зажечь их энтузиазм. Скорее всего, это происходит с учащимися из неблагополучных семей или из групп риска, что способствует восприятию их немотивированности.

  • Короткая продолжительность концентрации внимания. Некоторые преподаватели сообщают, что трудно заставить учащихся сосредоточиться на проекте с длительной историей, когда они привыкли к быстрым, коротким и занимательным телевизионным программам и медиа-презентациям.

  • Неразвитая трудовая этика. Некоторые немотивированные подростки, возможно, не усвоили, что успехи в школе требуют времени и усилий. Многие аттракционы соревнуются за внимание учащихся, и, согласно некоторым исследованиям, некоторые учащиеся ожидают, что школа и занятия будут постоянно увлекательными. Они не осознают тот факт, что и в школе, и в повседневной жизни они могут извлечь ценные уроки из занятий, которые не всегда доставляют удовольствие и для достижения которых обычно требуются реальные усилия.

    Вы можете поощрять и предоставлять возможности своему ребенку, но в конечном итоге ваш сын несет ответственность за то, чтобы его домашняя работа была сделана, а ваша дочь должна заниматься игрой на фортепиано.

Вот способы поощрения мотивации вашего ребенка:

  • Будьте хорошим образцом для подражания. Подросткам полезно видеть, как их родители прилагают все усилия, выполняют работу и выполняют обязательства. Родители должны продемонстрировать, что они ценят обучение и тяжелую работу.

  • Пусть ваш ребенок знает, что постоянные усилия с течением времени — это ключ к успеху. Научите его ставить перед собой высокие цели и упорно трудиться для их достижения. Помогите ему увидеть ценность решения проблем и поиска способов справиться с этими проблемами или превзойти их.

  • Направляйте своего ребенка к соответствующим классам и подходящим занятиям. Подросткам нужны возможности преуспеть и быть полезными. Успех может быть мощным мотиватором, а скука может быть признаком того, что у вашего ребенка недостаточно возможностей для развития своих талантов. Ей может понадобиться продвинутый курс английского языка, урок рисования или возможность поработать волонтером в приюте для бездомных.

  • Предложение поддержки. Неискренняя похвала или похвала за плохие усилия не помогут, но подросткам нужно быть уверенными в том, что они могут что-то сделать. «Иногда дети говорят, что им скучно, но это потому, что они раньше не занимались [занятием], — советует учитель Барбара Брейтуэйт. Вашему ребенку могут понадобиться подсказки о том, как начать работу над новым проектом, от вас, другого взрослого, инструктора или книги.

  • Найдите сильные стороны и используйте их. Каждый ребенок может блистать в какой-то области. Определите, что ваш ребенок делает лучше всего, независимо от того, что это такое.

  • При необходимости свяжитесь с учителями вашего ребенка, консультантами или директором школы. Нередки случаи, когда учащиеся переходят из одного класса в другой. Но если падение успеваемости вашего ребенка резкое или если оно сохраняется более одного контрольного периода, свяжитесь с кем-нибудь в школе. Быть сильным, но уважительным защитником своего ребенка — это нормально. Поскольку у учителей средних классов может быть очень плотный график, вам, возможно, придется проявить настойчивость. Звоните, пишите или пишите учителям по электронной почте, если вы считаете, что многие задания неуместны или если ваш ребенок не может их успешно выполнить. Берите на себя инициативу, если вашего ребенка отдают в классы, которые, по вашему мнению, бедны по содержанию или не обеспечивают достаточной стимуляции для вашего ребенка.

  • Держите реалистичные ожидания. Очень важно прививать детям высокие стандарты. Но когда молодых подростков просят сделать невозможное, они могут перестать пытаться. Не заставляйте своего сына ростом 5 футов 4 дюйма попробовать себя в роли центрового в баскетбольной команде только потому, что он играл в центре своей начальной школьной команды. Вместо этого заверите его, что со временем он вырастет, и помогите ему тем временем заняться другими делами. Выдерживая реалистичные ожидания, вы также должны учитывать личность и темперамент вашего ребенка. Вашему шестифутовому сыну может не нравиться играть в баскетбол. Убедитесь, что ваш ребенок в глубине души знает, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он 9| Следующая страница >


     
    Версия для печати Поделиться этой страницей

    Последнее изменение: 11.

    09.2003

Мотивация, поведение и достижения подростков в науке

Мотивация

Что побуждает подростков продуктивно проводить время на уроках естествознания? Верят ли они, что увеличение усилий приведет к более высоким достижениям? Верит ли в это учитель? Да и заботятся ли подростки о достижениях в науке? Эти вопросы имеют особое значение для учащихся из числа меньшинств и учащихся с низким уровнем SES, поскольку иногда предполагается, что они не ценят успехи в школе и считают, что хорошо учиться — это не «круто». Вопросы также важны для девочек, поскольку мы знаем, что оценки девочек по тестам на достижения в области естественных наук, как правило, ниже, чем у мальчиков, но мы не знаем, почему это так.

Для изучения этих и связанных с ними вопросов мы с коллегами провели исследование, направленное на выяснение того, ценятся ли успехи в школе учащимися, существуют ли расовые или гендерные различия в ценности, придаваемой школьным успехам, причины, по которым успехи приписывается, и положительно ли придание высокой ценности успеху связано с усилиями.

Мы также хотели узнать, как учителя воспринимают своих учеников с точки зрения способностей, усилий и других факторов, и знают ли ученики, как их воспринимают учителя.

План нашего исследования включал систематическое наблюдение за 80 учащимися десяти уроков естествознания восьмого класса, ориентированных на деятельность, в школах с населением не менее сорока процентов одной расовой группы. Выборка была поровну разделена между европеоидами и афроамериканцами, а также между мальчиками и девочками. За каждым студентом наблюдали в общей сложности 60 минут в пятиминутных блоках времени. Обученные наблюдатели зафиксировали количество времени, которое каждый учащийся провел в трех категориях поведения: активное обучение, определяемое как любое поведение, кроме чтения или письма, непосредственно связанное с назначенной деятельностью; Пассивное обучение, определяемое как слушание, чтение или письмо, и непосещаемость, определяемое как любое поведение вне задачи. Мы также собрали данные из школьных документов, из анкет, раздаваемых учащимся, и из структурированных интервью, в ходе которых учителям задавали вопросы о каждом из целевых учеников.

Теоретическая основа

Одна группа исследователей, изучавших мотивацию, основывала свою работу на предположении, что усилия направлены на достижение целей, которые ценятся. Поэтому, если ученики ценят успех, они будут работать для его достижения. Другие сосредоточили внимание на факторах, которым учащиеся приписывают свой успех или неудачу. Четыре фактора были определены как существенные: усилия, способности, удача и сложность задачи. Согласно этой теории, называемой теорией атрибуции, количество усилий, приложенных для достижения цели, зависит от того, что человек считает причиной успеха в достижении цели. Другими словами, человек, который ценит успех, сделает все необходимое для его достижения.

What We Found

Основные результаты, полученные при анализе данных наблюдений, анкет и других источников, таковы:

  • Математика и навыки чтения являются лучшими предикторами научных достижений на уровне восьмого класса. Студенты, которым не хватает этих навыков, вряд ли преуспеют в науке даже в классах, ориентированных на деятельность. Это было обнаружено для всех групп.
  • Активное обучающее поведение было следующим лучшим предиктором успеха в науке для всех групп. Учащиеся действительно «учились на практике» в этих ориентированных на деятельность классах.
  • Мальчики и девочки обеих рас ценят успех и считают, что их родители и учителя тоже ценят его. Большинство из них заботятся о достижениях в науке и хотят добиться успеха.
  • Ни мальчики, ни девочки не думают, что высокие оценки в школе улучшат их положение в глазах сверстников. (Это не станет сюрпризом для учителей.)
  • Мы нашли только одну группу, афроамериканских мальчиков, которые продемонстрировали какие-либо признаки того, что оценка успеха трансформировалась в эффективные усилия в классе. Для этой группы была обнаружена положительная корреляция между ценностью успеха и активным обучением. Те, кто ценил успех, вели более активное обучение. Также была обнаружена положительная корреляция между верой в то, что учителя ценят успех, и пассивным обучением. Это говорит о том, что те, кто сосредотачивается на том, что ценит учитель, занимаются пассивным обучением, а не активным обучением. Мы также обнаружили у афроамериканских мальчиков отрицательную корреляцию между оценкой успеха учителями и непосещающим поведением. Мы интерпретируем эти корреляции как означающие, что афроамериканские мальчики, которые ценили успех, сами занимались более активным обучением, те, кто думал, что учитель ценит успех, занимались более пассивным обучением, а те, кто полагает, что учитель ценит успех, меньше проявляли непосещающего поведения.
  • Были гендерные различия в причинной атрибуции, но не расовые различия. Девочки обеих рас приписывали успех усилиям, а мальчики обеих рас приписывали успех способностям. Мы интерпретируем это так, что девочки думают, что они преуспевают, потому что много работают, а мальчики думают, что они преуспевают, потому что они по своей природе умны.
  • Как европейские, так и афроамериканские девочки склонны приписывать успех усилиям, но занимаются скорее пассивным, чем активным обучением. Данные показывают, что они считают, что для достижения успеха нужны усилия, но мы можем только предположить, что для многих из них «усилия» означают внимание к учителю и изучение книги, а не активное использование оборудования и эксперименты.
  • Мальчики обеих рас приписывают успех способностям, но они не приписывают неуспех отсутствию способностей. Мы интерпретировали это так, что многие мальчики, которые преуспевают в науке, думают, что это естественно для них, потому что они умны, но если они не преуспевают, они винят в этом что-то вне себя, а не недостаток усилий или способностей.
  • Не было общей разницы между мальчиками и девочками в количестве времени, затрачиваемого на поведение, ориентированное на задачу, когда мы объединили активное и пассивное обучение (одно из определений «усилия»), но учителя считали, что девочки работали усерднее.
  • Те, кто приписывает неудачу отсутствию способностей, на самом деле имеют более низкие оценки (т. е. у них больше неудач), более низкие баллы по SRA-Math (возможно, признак более низких способностей) и менее активны в обучении. Аналогичная закономерность была обнаружена у тех, кто приписывает неудачу удаче или другим внешним силам. Они реже участвуют в активном обучении, чаще не посещают занятия и имеют более низкие баллы SRA-Math.
  • Учащиеся с низкой успеваемостью воспринимали эту работу как слишком сложную для них, но учителя считали, что они либо не старались, либо имели низкие способности (в этом случае работа на самом деле была слишком сложной).

Дальнейшие интерпретации

Одним из самых интересных открытий было гендерное различие в атрибуции успеха. Возможны многие интерпретации этого, но мы предлагаем следующее. Отнесение успеха в науке к способностям является признаком уверенности в себе, которая у мальчиков сильнее, чем у девочек. Это не обязательно связано с фактическими способностями и не приводит к более или менее активному поведению в классе. Интересно, что те, кто приписывают успех способностям, не приписывают неудачу отсутствию способностей.

Мы ожидали обнаружить, что те, кто приписывал успех, будут прилагать больше усилий в форме активного обучения, но это было не так. И приписывание успеха усилиям, и легкости задачи связаны с пассивным обучением, традиционным способом поведения в классе. Похоже, что эти ученики «усердно стараются», слушая учителя и выполняя задания в классе — поведение, которое учителя традиционно поощряли, — но такого рода усилия не были связаны с успехом, о чем свидетельствует итоговая оценка.

В результате сравнения оценок учащихся и учителей их способностей, усилий и сложности выполнения классной работы было получено несколько интересных результатов. Мы не обнаружили корреляции между оценкой учителем способностей ученика и восприятием учениками рейтинга учителя. Это может указывать на необходимость лучшего и более честного общения со стороны учителя.

Связь с другими исследованиями

Некоторые из наших выводов были аналогичны выводам других исследователей. Например, одно исследование показало, что дети с высокими достижениями, как мальчики, так и девочки, приписывают успех способностям и не винят в неудачах отсутствие способностей. Другие обнаружили, что девочки чаще приписывают успех усилиям, а мальчики чаще приписывают успех способностям.

Японцы придерживаются иного взгляда на взаимосвязь между достижениями, усилиями и способностями, чем большинство американцев. Способности там определяются не только как талант или IQ, но и как способность к тяжелой работе и настойчивости. Было высказано предположение, что японские дома и школы способствуют вовлечению в задачу, концентрируя внимание на задаче, которую необходимо выполнить, в то время как их коллеги здесь поощряют участие эго, сосредотачиваясь на себе и пытаясь либо выглядеть умным, либо не выглядеть глупо.

Что это значит для учителей?

Наиболее важным выводом нашего исследования может быть то, что большинство детей ценят успехи в науке и считают, что их родители и учителя также ценят его. Вероятно, нет ничего более важного в мотивации студентов, чем верить, что они действительно хотят добиться успеха.

Еще один важный вывод заключается в том, что важно, признает ли учитель усилия. В нашей студенческой анкете было утверждение: «Учитель думает, что я очень стараюсь». Учащиеся, которые согласились с этим утверждением, занимались более активным обучением и приписывали успех усилиям в большей степени, чем те, кто не был согласен с этим утверждением.

Вот некоторые другие способы, которыми учителя могут помочь мотивировать своих учеников приложить усилия, необходимые для достижения успеха:

  • Имейте реалистичные ожидания от своих учеников. Ожидайте, что все приложат усилия, но не ждите, что все достигнут одних и тех же целей.
  • Поощряйте усилия, вознаграждая их. Из четырех факторов (усилие, способность, удача и сложность задачи) только усилие находится под контролем ученика. Все, что вы можете ожидать, это то, что они делают все возможное.
  • Постарайтесь укрепить уверенность девочек в своих классах. Поощряйте их активно заниматься лабораторной работой, а не наблюдать, как мальчики возятся с оборудованием и проводят эксперименты.
  • Внедрение стратегий совместного обучения. Эти стратегии фокусируют внимание на выполнении задачи, а не на успеваемости каждого отдельного ученика. Студенты учатся помогать друг другу и учиться друг у друга.
  • Имейте сердце. Помните, что многие ученики приходят на занятия, неся на себе бремя бедности, семейной нестабильности и прошлых неудач в школе. Нет ничего менее мотивирующего, чем ощущение, что «я не могу добиться успеха, как бы сильно я ни старался». Сделайте свой класс оазисом, где все ученики, приложившие реальные усилия, смогут добиться успеха.

by Ann C. Howe, Raleigh, NC 

Ссылки

Hall, V., Howe, A., Merkel, S., & Lederman, N. (1986). Поведение, мотивация и достижения в десегрегированных классах естественных наук средней школы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts