Как проходит переходный возраст, Как меняются подростки
Никита Карпов
клинический психолог
Юлия Скопич
поговорила о взрослении
Профиль автора
На каждом этапе взросления ребенка родителям приходится выстраивать с ним отношения заново, и пройти эти периоды без конфликтов бывает непросто.
Поговорили с подростковым психологом Никитой Карповым о том, как проходит взросление в переходном возрасте и что делать в это время родителям, чтобы сохранить доверие ребенка.
Что вы узнаете
- Когда ребенок становится подростком
- Как взрослеет подросток с психологической точки зрения
- Сколько продолжается взросление
- Как родителям выстраивать отношения с ребенком
- Есть ли различия между тем, как взрослеют мальчики и девочки
- Как себя ощущает в этот период ребенок
- Как помочь себе и ребенку преодолеть кризис
- Стоит ли относиться к подростку как к равному
- Как помочь подростку не попасть под дурное влияние
- Как быть, если контакт потерян
- Почему иногда подростки нарушают закон
- В какой момент человек становится взрослым
Когда ребенок становится подростком?
Пубертат, или половое созревание, — это физиологический процесс. Его запускает половая система, когда в организме происходят изменения и он становится способным к продлению рода. У девочек он обычно начинается чуть раньше — в 9—11 лет, у мальчиков — в 11—13.
Наряду с изменениями в физиологии меняется поведение ребенка. Он может стать более мрачным и агрессивным. Наблюдаются резкие смены настроения: если сейчас ребенок плачет, то через пять минут он может не вспомнить о причине грусти. Обычно в этот период дети начинают избегать контакта с родителями, теряют интерес к учебе и сосредотачиваются на общении со сверстниками. Подросток спорит с окружающими и возражает им по любому поводу, не переставая напоминать о том, что уже взрослый.
/motivation-in-school/
«Не подкуп, а стимуляция»: 7 вопросов психологу о том, как мотивировать ребенка на учебу
Эти признаки бывают вперемешку и в разном объеме. В последнее время на такое поведение родители жалуются, когда ребенку 7—9 лет, но в этом возрасте пубертат чаще всего не начался. А дети начинают высказывать свое мнение более твердо, потому что родители учили их этому с детства, что говорит о детоцентрированности, общей демократизации в воспитании и доступе к большому объему информации. Просто родители были готовы дать выбрать, что ребенок будет есть на завтрак, — манную кашу или гречневую, но совершенно не готовы, что он может вовсе от нее отказаться.
Считается, что младший подростковый возраст — это 11—13 лет, старший — 14—17 лет. Эти границы условны, но в каждый из таких периодов поведение ребенка различается. В младшем подростковом возрасте он более эмоционален, при этом хуже понимает себя, у него слабо развито мышление, а от мнения сверстников сильно зависит самооценка. В 14—17 лет мышление развито лучше, подросток уже считает себя взрослым, на первое место выходит не «поиск своих», а выстраивание с ними отношений. Самооценка меньше зависит от мнения окружающих, а в конце этого периода на нее влияет уже много других факторов.
Как взрослеет подросток с психологической точки зрения?
Человек развивается поэтапно, и смена одного этапа на другой всегда знаменуется кризисом. В психологии развития описано множество таких кризисов, но, наверное, самые известные — кризис трех лет, подросткового и среднего возраста.
В каждый из таких периодов психика как бы формирует определенные задачи: что организму надо сделать, чтобы научиться жить на этом уровне и иметь возможность перейти на следующий. По-научному это называется психологическими задачами возраста.
В три года ключевая психологическая задача — найти границу, где заканчиваюсь «я» и начинается окружающий мир. Чтобы решить ее, ребенок образно разбегается и бьется головой об стену. Делает так 300 раз, а на 301-й понимает, что это больно и, наверное, лучше так не поступать, и задача решается.
/baby-dont-cry/
4 кризиса развития ребенка с рождения до школы
В подростковом возрасте ключевая психологическая задача — отделение от родителей. О сепарации сейчас много говорят, но мало кто осознает, к каким последствиям она приводит. Сепарация — это не про то, чтобы выйти погулять ночью. Это про то, чтобы понять: «Я взрослый, я самостоятельный». Подростки понимают свою зависимость от родителей, но психике все равно важно эту отделенность ощутить, поэтому она и начинает войну: «Если я бунтую против родителей, воюю — значит, я с ними не связан».
Подростки начинают искать свои решения, которые окружающие часто воспринимают по меньшей мере как глупые. Активный поиск собственных грабель, непринятие на веру всего, что говорят родители, снижение их значимости — это все про сепарацию. Задача решается, когда подросток понимает, что может сам принимать решения и нести за них ответственность. Но полноценно сепарация завершается не в подростковом возрасте, а чуть позже, потому что подростки все же зависят от родителей, например финансово, и понимают это.
Другая важная психологическая задача этого периода связана со сверстниками. В младшем подростковом возрасте она звучит как «найти своих». В старшем возрасте к ней добавляется «получить признание своих сверстников». Поэтому подростки максимально сосредоточены на взаимодействии с друзьями. Конечно, потребности в общении у всех разные, но фокус внимания смещается с родителей на сверстников. Если такая задача не решается эффективно, подросток испытывает так много напряжения по этому поводу, что ни на что другое, в том числе на учебу, сил не остается.
Третья ключевая задача — это принятие изменений в теле и сексуальная идентификация. Она тоже отнимает много энергии, и сложность ее в том, что взрослые не любят и не умеют разговаривать с детьми про секс.
/sexprosvet-eto-kruto/
Как я разговариваю с ребенком о сексе
Эти две задачи вовсе невозможно завершить. Человек просто набирает опыт и идет с ним дальше, продолжая выстраивать разного рода отношения на протяжении всей жизни.
Есть и другие задачи, но эти — главные.
Сколько продолжается взросление?
Сказать, что во столько-то лет бунт закончится, я не могу. Примерно к концу старшей школы по большей части успокаиваются те, кого не задавили слишком авторитарные родители.
Подростковый возраст бывает у всех, и психика должна решить поставленные перед ней задачи. Да, бывают ситуации, когда такой период проходит мягче. Это может быть связано как с некорректным поведением родителей, так и с вполне корректным. Если у подростка вменяемая коммуникация с родителями, есть доверие, есть достаточная степень свободы, он к этому моменту обрел социальные навыки, облегчающие ему жизнь, достаточно уверен в себе, у него есть круг общения, то все может пройти не так катастрофически, как об этом пишут и рассказывают.
Если дома ребенка ждут слишком суровые родители или он учится в элитной гимназии с огромной нагрузкой, может казаться, что его поведение не изменилось, а кризис подросткового возраста прошел стороной. Это не так. Чаще всего это означает, что стрельнет потом, когда ребенок выйдет из-под родительского контроля: например, уедет учиться в другой город.
Сейчас огромное количество взрослых ходят к психологам и осознают, что их текущие проблемы возникают потому, что они ведут себя как подростки. Что это такое, я ощутил на личном примере. У меня «выстрелило» на первом курсе и продолжалось по третий, как раз тогда, когда я съехал от родителей.
У некоторых проблемы всплывают позднее. Поэтому история про взросление довольно гибкая, но пик редко продолжается дольше года — полутора лет, чаще всего длится несколько месяцев.
Как родителям выстраивать отношения с ребенком?
Психика ребенка устроена так, что она сама будет заставлять его решать психологические задачи своего возраста. Родителям не надо помогать: их задача — поддерживать и принимать ребенка, а также чуть-чуть удерживать.
Прежде всего важно принять, что сейчас ребенок будет дистанцироваться, и это нормально. Это предвестник того, что через какое-то время он станет взрослым и уйдет из дома, начнет жить своей жизнью. Не надо продолжать тащить за хвост те отношения, что были до подросткового возраста. Все. Процесс отделения начался.
Звучит банально, но большинство родителей не соглашаются с этой идеей и продолжают относиться к ребенку как к младшему школьнику. Отсюда возникают проблемы во взаимоотношениях.
Еще важно принять и признать, что родители не могут полностью влиять на подростка, их возможности ограничены. Вы не можете заставить ребенка хотеть общаться с Васей, а не Петей, потому что первый кажется вам более подходящим другом. Вы не можете заставить его любить алгебру вместо бокса. Можно напоминать, что впереди ЕГЭ по математике, но это не гарантирует, что подросток оставит тренировки и будет каждый вечер решать примеры.
/kak-perezhit-ege/
«Важно избавиться от катастрофического отношения к ЕГЭ». Психолог — о подготовке к экзаменам
Не стоит выстраивать отношения с такой позиции: «Я взрослый, у меня есть опыт, и я знаю, что тебе на самом деле надо». Несмотря на то что подростки не на все способны сами, они не ощущают себя слабыми. Важно научиться общаться на основе уважения и интереса. Хорошо бы при этом помнить, что очень сложно выстраивать отношения с человеком, который постоянно контролирует, командует, наказывает и запрещает, как часто ведут себя родители. Чтобы отношения могли сложиться, подросток должен чувствовать себя в безопасности. Никто не будет налаживать контакт с человеком, который держит нас в страхе и напряжении.
Как отец я понимаю, что уменьшить контроль сложно, потому что в родителях живет очень много тревоги. Но у каждого взрослого есть свой список требований к ребенку, его определенно стоит пересмотреть и в каких-то вещах довериться.
Есть ли различия между тем, как взрослеют мальчики и девочки?
Несмотря на то что пубертат начинается раньше у девочек, первыми меняются мальчики. Их бунт больше направлен на окружающих, а у девочек — внутрь себя. Еще девочки проживают события эмоциональнее, их переживания глубже и сильнее, они больше волнуются из-за физиологических изменений.
В целом я не могу сказать, что разница в особенностях взросления зависит от гендера. Она определяется разными факторами, в том числе социальными требованиями и отношениями в семье. К окончанию старшей школы различия полностью сглаживаются.
Как себя ощущает в этот период ребенок?
Плохо. Конечно, ребенок понимает, что с ним что-то происходит: ему некомфортно, ничего не нравится, он считает, что родители, в отличие от друзей, его не понимают. Все потому, что физиологические изменения влияют на образ мыслей и эмоции.
Но сейчас информация широко доступна, и потому дети обычно знают, что происходящие изменения связаны с подростковым возрастом. Могут даже к этому апеллировать, высказывая родителям: «Я теперь подросток, поэтому так себя веду. Что вы все от меня хотите?»
Как помочь себе и ребенку преодолеть кризис?
Если все совсем плохо, начинать надо не с отношений, а с себя. Обычно, когда родители понимают, что ситуация слишком сложная, у них уже нет сил что-то изменить, у них выгоревшая психика, они ничего не могут и не хотят. Невозможно выстраивать отношения будучи обессиленным, так как в основном ответственность за них лежит на родителях.
В этот момент хорошо срабатывает тактика «отстать от ребенка». Пусть какое-то время все летит в тартарары, а вы займитесь собой: отдохните, переключитесь, возможно, пообщайтесь с психологом.
Затем необходимо направить фокус на налаживание контакта. Вы не знаете, как ваши действия повлияют на будущий успех и счастье ребенка, но про отношения плюс-минус понятно. В принципе, отношения, особенно в старшем подростковом возрасте, это единственный конструктивный инструмент влияния. Поэтому так важно стараться их выстроить. Но если есть силы и ресурсы.
/list/not-a-phase/
Что мне помогает понять подростка: 8 подкастов и ютуб-каналов
Стоит ли относиться к подростку как к равному?
Если отношение как к равному подразумевает уважение, интерес и доброжелательность, то, конечно, стоит. Если мы говорим о том, чтобы делить ответственность за жизненные решения, то нет.
Разумеется, не подростку решать, как распределять семейный бюджет, переезжать семье или нет, разводиться ли родителям. Зато он может решить, что хочет пойти после школы в театральный, а не на физико-математический факультет, как хотел бы папа. Не стоит ждать, что он поймет это в 11 лет, но важно, чтобы в выборе дальнейшей специальности ребенок все же участвовал.
/list/teen-spirit/
Как жить с подростками: 10 вопросов психологу
Подростки хотят ощущать себя взрослыми, но они не способны нести за все ответственность. Это надо помнить. Поэтому идеальное отношение — это как к взрослому, но без каких-либо ожиданий.
Как помочь подростку не попасть под дурное влияние сверстников или других взрослых?
Во-первых, надо не потерять свои с ним отношения, связь и доверие. Важно, чтобы родители оставались пусть не главными, но значимыми взрослыми в жизни подростка. Ведь даже если ребенок попадет под дурное влияние, важно, чтобы он не боялся обратиться к вам за помощью.
Во-вторых, хорошо бы себе ответить на вопрос, каким он должен быть человеком, какими навыками и взглядами обладать. Скорее всего, окажется, что он должен быть уверен в себе, уметь отстаивать свою точку зрения, у него должны быть развиты коммуникативные навыки, критическое мышление. Вот это важно развивать. Ведь именно сам подросток будет решать, вписываться ему в плохое общество или нет.
Как быть, если контакт потерян?
Главное — перестать разрушать его дальше. Родителям не надо делать каких-то великих вещей. Чаще всего, чтобы получить шанс наладить контакт, надо прекратить делать то, что мы делаем.
Стоит попробовать понаблюдать за собой со стороны. Скорее всего, вы поймете, что срываетесь потому, что пытаетесь через контроль справиться с собственной тревогой. Занимаетесь микроменеджментом, чтобы быть спокойнее, а не полезнее для ребенка. Мстите, потому что вам кажется, что он неблагодарен, хотя вы так много всего сделали.
/teen-riot/
«Не каждый взрослый готов подобное давление выдержать»: 5 причин подростковых бунтов
Вопрос «почему я так веду себя?» помогает увидеть, что нужно перестать делать, чтобы иметь шанс наладить отношения.
Почему некоторые подростки считают правонарушение признаком взрослости?
Правонарушение — это показатель того, что подросток решил нарушить закон по глупости или намеренно. Это не показатель взрослости, но он совпадает с задачей сепарации от родителей и от системы. Родители, школы, государство — это условно однорядная штука для подростков, из которой надо выскочить.
Нарушение закона совпадает с подростковой склонностью к рискам. А еще это немного совпадает с тем, что подростки хоть и похожи на взрослых, но не мыслят как взрослые, не думают как взрослые, у них не развито долгосрочное планирование.
Задача родителей — донести до них эти нормы правил, но это удастся сделать только при сохраненном контакте. Иначе все слова будут вызывать сопротивление и обратные действия.
В какой момент человек становится взрослым?
Никогда. Однажды на одном из моих тренингов мужчина 40—45 лет, у которого несколько бизнесов, дети, признался, что у него ощущение, будто его окружают настоящие взрослые, а сам он какой-то ненастоящий, как подросток.
Взрослость — понятие многогранное, и под этим понятием обычно понимается выполнение правил. Формально человек становится взрослым в 18 лет. Но взрослость можно также рассматривать как стиль мышления, ответственность, способность к саморегуляции.
/guide/emancipation/
Когда подросток может досрочно стать совершеннолетним
Мне кажется, на самом деле взрослыми становятся единицы, и это никак не связано с возрастом. При этом есть подростки, которые, напротив, рассуждают и мыслят как дедушки, потому что им пришлось рано учиться правилам взрослой жизни.
Я вообще не понимаю, что такое взрослость. Это какой-то обобщенный конструкт, когда человек соответствует ожиданиям окружающих. И очень уж не хочется этим взрослым стать. Есть концепция «ребенок — взрослый — родитель», и я считаю, что важны все три составляющие: уметь вести себя как взрослый, наслаждаться жизнью как ребенок и нести ответственность как родитель.
Взрослые — скучные. Это то, почему я работаю с подростками. Не надо быть скучными.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.
Подростковый возраст
Что нужно знать о подростковом
возрасте?
Почему этот период называется
переходным? Потому что в развитии
ребёнка совершается переход от детства
к взрослости. И главная задача для
подростка — осознать себя и отделиться
от родителей.
На каждом уровне взросления происходит
формирование социальной адаптации,
выстраивается система ценностей и своих
личных принципов.
В границах подросткового возраста
выделяют два этапа: младший
подростковый возраст (10-12 лет) и
старший подростковый возраст (начиная
с 13 лет и до завершения переходного
периода).
1. В младшем подростковом возрасте
ребёнок уже начинает ощущать свою
взрослость, у него усиливается
потребность в общении со сверстниками,
его организм готовится к Изменениям.
2. К 13-14 годам гормональная
перестройка достигает своего пика.
Ребёнок становится раздражительным,
обидчивым, у него часто меняется
настроение.
3. Переходный период завершается
вступлением ребёнка во взрослую жизнь.
Почему сложно детям?
— Они меняются внешне и внутренне. И,
порой, им сложно принять эти изменения
и контролировать их.
— Хотят быть принятыми в обществе,
чувствовать себя значимыми. Вместо
этого могут встретить насмешки,
агрессию со стороны сверстников или
стать жертвой травли.
— Ждут понимания от родителей и
принятия всех их особенностей. Вместо
этого сталкиваются с тотальным
контролем, критикой и запретами.
Хотят самостоятельности и
независимости, но не могут её получить,
поскольку ещё не несут полной
ответственности за свои поступки.
Почему сложно родителям?
• Не знают, как вести себя с
повзрослевшими детьми.
• Привыкли быть авторитетом для
своего ребёнка.
• Не готовы «отпустить» — от себя
сына или дочь.
Особенности переходного периода
У девочек
Что происходит с девочками в
подростковом возрасте:
ищут себя, свой стиль,
экспериментируют с внешностью и
одеждой, стремятся привлечь к себе
внимание;
— появляется интерес к мальчикам как к
объектам противоположного пола,
возникает первая влюблённость;
— часто возникают перепады настроения:
безудержное веселье сменяется глубокой
тоской;:
— появляется повышенная тревожность,
связанная со школьной успеваемостью,
ответами у доски, отношениями с
одноклассниками;
стремятся к самостоятельному
разрешению проблем без помощи
взрослых.
У мальчиков
Что происходит с мальчиками в
подростковом возрасте:
— становятся агрессивными, грубыми,
злыми из-за повышенной выработки
мужского гормона — тестостерона;
— озабочены своей внешностью,
стремятся поразить окружающих
смелыми поступками, склонны к
позёрству;
— нередко демонстрируют протестное
поведение: прогуливают уроки, сбегают
из дома;
пробуют алкоголь, сигареты,
курительные смеси;
— стремятся принадлежать к «группе»,
быть её частью.
Какие опасности подстерегают детей и
родителей?
1. Буллинг в школе.
Замкнутый и застенчивый ребёнок
может стать объектом травли, жестокий
и агрессивный — выступить в роли
буллера. И абсолютно все подростки
могут выступать в роли наблюдателей.
2. Опасность социальных сетей.
Социальные сети — то, без чего
современные дети не могут представить
себе свою жизнь. Но они также несут в
себе определённую угрозу. Ребёнок
может столкнуться как с интернет-
травлей, так и с предложениями
вступить в «группы смерти» или
поучаствовать в игре и прочее.
3. Попадание в плохую компанию.
Подростки стремятся быть причастными
к группе, стать в компании сверстников
«своим человеком». Поэтому велика
опасность, что ваш ребёнок попадет в
«неподходящую» компанию, где
молодые люди совершают
противоправные действия, употребляют
алкоголь, наркотики или курительные
смеси.
4. Ранняя половая жизнь.
Повышенный интерес к
противоположному полу, любопытство и
гормональные «всплески» нередко
способствуют ранним сексуальным
контактам в подростковой среде.
5. Замена реального мира
виртуальным.
Сталкиваясь с непониманием родителей
и отсутствием друзей, подросток всё
больше и больше замыкается в себе.
Погружение в виртуальную реальность
для него — защита от внешнего мира. В
компьютерных играх подросток
«реализует» себя: совершает «подвиги»,
«зарабатывает деньги», становится
успешным.
6. Суицидальные мысли.
Появление у подростков мыслей о
смерти связано с конфликтами в семье,
травлей в школе, неудачной первой
любовью* отсутствием дружеских
отношений с одноклассниками.
7. Снижение школьной успеваемости.
На фоне гормонального всплеска и
перестройки работы организма у
подростков часто наблюдается снижение
познавательных способностей и потеря
интереса к обучению. В тяжелых случаях
может развиться астенический синдром —
повышенная утомляемость, нарушения
сна, частые головные боли, вегетативные
нарушения.
Как правильно вести себя родителям в
этот непростой период
1. Любите их сильно-сильно.
Любите в них все, даже то, что вас
раздражает. Любите их не только за
поступки, но и за намерения. Пусть они
знают как сильно вы их любите — и на
словах, и на деле.
Смотрите на своих подростков в
перспективе, а не считайте их обузой. Они
очень восприимчивы и проницательны.
Они видят ваше отношение. Так что
просто любите их.
2. Слушайте и уделяйте внимание.
Когда они приходят домой после школы,
у вас есть несколько драгоценных минут
— время, когда они делятся с вами
своими секретами. Покажите, как вы рады
их видеть. Посмотрите им в глаза и
послушайте, что они говорят. Сделайте
своими их победы. Будьте чуткими. В
старших и средних классах действительно
очень нелегко учиться. Не давайте
советов, пока они не попросят вас. Не
читайте лекций. Просто слушайте. Так вы
поможете им почувствовать себя
важными и значимыми.
3. Говорите «да» чаще, чем «нет».
Мир и так будет постоянно говорит -им
«нет». Всю жизнь они будут плыть в
бушующем море, где одна волна («ты
недостаточно хорош») за другой («ты не
сможешь сделать это») обрушивается на
их головы. Вселите в них веру, что их
способности безграничны и они смогут
сделать что угодно, если только будут
готовы много работать. Говорите им:
«Да, ты можешь», чтобы каждый день,
выходя из дома, они чувствовали себя
неуязвимыми.
4. И все же умейте сказать «нет».
Вам нужно уметь сказать «нет», если вы
чувствуете, что тот или иной опыт или
ситуация нанесет вашему ребенку вред
или заставит его чувствовать себя
несчастным. Не позволяйте им ходить на
вечеринки, где вашим детям в свои 16
придется на глазах своих сверстников
выбирать — пить алкоголь или нет. Не
позволяйте им гулять до трех утра с
другом противоположного пола.
Выполняйте свой родительский долг.
Установите правила для их как
физической, так и нравственной
безопасности. Возможно, вы считаете, что
эти правила и так всем известны, но
поверьте, огромное множество родителей
с ними не считается.
5. Разрешайте приглашать домой друзей.
Так вы сможете познакомиться и узнать
компанию своего подростка.
6. Не застревайте на мелочах.
Вот ваш подросток бросил рюкзак
посреди комнаты, и, конечно, вам кажется
совершенно естественным списать все на
его лень. Или он разбросал свои вещи в
спальне, грязные вперемешку с чистыми,
— конечно, естественно решить, что это
признак его общей расхлябанности. Но
вместо этого, прежде чем открыть рот,
чтобы накричать на него, поставьте себя
на его место. Сначала спросите, как
прошел его день. Может быть, он просто
чувствуют себя измотанным, может, ему
просто нужно сочувствие. Забудьте про
беспорядок ненадолго и просто обнимите
своего мальчика или девочку. Поговорите
с ним о его проблемах. Узнайте, что он
делал, что он хочет сделать и о чем
мечтает. Тогда и только тогда попросите
его поднять пресловутый рюкзак и
положить его на место. Дозируйте свои
требования. Выбирайте подходящее время
для борьбы с неряшливостью. Будьте
последовательны и не забывайте про
личный пример.
Что не рекомендуется делать
родителям подростков:
1. Критиковать и запрещать общение
ребёнка с друзьями («Мне не нравится
этот твой Вася, он и учится плохо, и
одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы
ты с ним дружил»).
2. Высмеивать внешность и одежду («Ты
зачем так накрасилась в школу?
Выглядишь как клоун»),
3. Чрезмерно контролировать все сферы
жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил?
Ну-ка, быстро покажи мне телефон»),
4. Относиться как к маленькому ребёнку
(«Тебе ещё рано знать об этом. Вот
вырастешь, тогда и поговорим»),
5. Игнорировать переживания подростка
(«Что ты там опять рыдаешь в спальне?
Иди лучше уроки делай»),
6. Сравнивать со сверстниками,
одноклассниками, детьми знакомых («А
вот Настя из вашего класса на одни
пятерки учится и маме по дому
помогает, а у тебя на уме только одни
мальчики»).
Как не упустить подростка на грани?
1 .Нарушения поведения, агрессивность.
Самоповреждение и аутоагрессия.
Важно вовремя заметить, когда поступки
подростка — уже не просто вопрос
переходного возраста или дурного
влияния. Следующие состояния требуют
обращение к специалисту психиатру:
2. Снижение настроения и повышенная
тревожность. Проявление скрытых
негативных эмоций — приступы
отчаяния, чрезвычайно сильный страх,
тенденция к избеганию ситуаций, которые
вызывают тревогу.
3. Выключение из контакта. Подросток
предпочитает проводить время наедине в
своей комнате или с друзьями,
замыкается, с вами практически не
разговаривает. Он становится таким,
можно сказать, «беспроблемным
ребенком», который фактически избегает
контакта. При этом ребенок может
прекрасно учиться.
4. Нарушение пищевого поведения.
Фиксация на своем весе, избирательность
в еде или полный отказ от приема пищи.
Куда можно обратиться за помощью:
Регистратура ГКУЗ «УОКПБ
им. В.А.Копосова»: 8 (8422) 35-21-84
Регистратура ГУЗ «Городская Поликлиники
№ 2″ (ул. Кирова д.20): 8 (8422) 32-15-92
Рекомендации подготовлены сотрудниками
клинико-психологической лаборатории
гкуз «уокПБ им. В.А.Копосова» Ульяновск, 2020
Ваш сын в 12 лет: вехи
Авторы: Редакторы WebMD
В этой статье
- Кто это сказал?
- Оставайтесь вовлеченными
Технически ваш сын не будет подростком еще год, но в 12 лет начинаются большие перемены. Вот почему детей этого возраста называют предподростками или подростками. Их мир становится больше на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном и социальном. Пристегнитесь, все может стать ухабистым.
Кто это сказал?
Почему мужской голос исходит изо рта вашего ребенка? Потому что их голос становится глубже. У них также начнут расти волосы на лице и лобке. В 12 лет половое созревание может быть в самом разгаре. У некоторых он начинается раньше. Для других это немного позже. Это время для дезодоранта, всплесков роста и зарождающейся сексуальной осведомленности. Все люди разные, поэтому не беспокойтесь, если ваш сын более или менее взрослый в этом возрасте, выше или ниже своих сверстников.
Благодаря половой зрелости они уделяют больше внимания своему телу. Они больше сосредоточены на том, как они выглядят и во что одеты. Они могут проявить интерес к посещению тренажерного зала или начать заниматься в своей комнате.
Их также волнует, что о них думают другие дети. Это может изменить то, как они ведут себя и выражают привязанность к вам, особенно перед друзьями.
Их эмоции качаются. Они часто меняются от счастливых к грустным, от добрых к грубым, от чувства умных к неуверенности в себе. Они также могут чувствовать больше стресса, потому что школьная работа становится сложной.
Это потому, что их мозг теперь способен обрабатывать более сложные мыслительные процессы. Это идет рука об руку с расширением их словарного запаса. Они лучше умеют выражать свои чувства словами, которые вы можете рассматривать как благословение или проклятие. Они ставят под сомнение ценности своей семьи и видят грань между добром и злом новыми глазами.
Этот возраст может сбить с толку вас обоих, потому что они начинают выглядеть и вести себя как взрослые, но у них разный жизненный опыт и навыки принятия решений. Иногда вам обоим может понадобиться напоминание о том, что они все еще 12-летние дети.
Социальная жизнь для них важнее. В этот момент начинает проникать давление со стороны сверстников. В 12 лет для них важно принадлежать друг другу, что означает большую независимость от вас и большую зависимость от своих друзей. Внимательно следите за тем, как они используют медиа: многие мальчики играют в онлайн-видеоигры, поэтому проверьте настройки конфиденциальности и убедитесь, что личная информация не передается другим игрокам. Вы должны установить ограничения на количество их ежедневного использования медиа.
Оставайтесь вовлеченными
Хотя это может показаться не так, ваша любовь и признание по-прежнему важны для них. Они могут быть надутыми и эгоистичными, что может привести к множеству реакций вместо положительных действий от вас обоих. Но им нужно знать, что вы видите их такими, какие они есть, и что вы рядом, чтобы поддержать их, пока они выясняют, кем они становятся.
Разговор. Задавать вопросы. Слушать. Будь честным. Это особенно важно, когда речь заходит о табаке, алкоголе, наркотиках и сексе. Что они о них знают? Что они думают о них? Без упреков и стыда поделитесь опасностями и последствиями каждой из них, а также своими мыслями и чувствами.
- Присутствовать в их жизни; не уходите на задний план, потому что вы думаете, что они этого хотят.
- Если они проявляют интерес к новому виду спорта или хобби, поощряйте их.
- Если они стараются дома или в школе, похвалите их.
- Четко определяйте свои границы, когда речь идет об оценках, работе по дому и времени, проведенном за экраном.
- В случае конфликта приведите здоровые аргументы, уважая их чувства и мнения.
Помните: период полового созревания может быть периодом резких перепадов настроения. Для них нормально грустить, но ненадолго. Депрессия длится дольше и проявляется по-разному, включая расстройства пищевого поведения и употребление наркотиков.
Держите руку на пульсе того, что происходит в школе. Познакомьтесь с их друзьями. Поговорите с их родителями. Будьте в курсе их оценок и успеваемости до того, как табель успеваемости придет домой. Плохие оценки могут означать что угодно: от неспособности к обучению и проблем с поведением до простого визита к окулисту за новыми очками или контактными линзами.
И хотя это может показаться изучением иностранного языка, важно понимать и отслеживать формы социальных сетей, которые использует ваш сын. Поговорите с ними о том, как они представляют себя в Интернете, и о том, как это может повлиять на поступление в колледж, будущую работу и многое другое. Напомните им, что после публикации изображения или контента получатель может использовать их по-разному.
Руководство по охране здоровья и воспитанию детей
- Вехи развития ребенка
- Развитие ребенка
- Поведение и дисциплина
- Безопасность детей
- Здоровые привычки
- Все темы руководства 9006 | Продолжительность жизни Развитие
Подростковый возраст – это период, который начинается с полового созревания и заканчивается переходом к взрослой жизни (приблизительно в возрасте 10–20 лет). Физические изменения, связанные с половым созреванием, вызываются гормонами. Когнитивные изменения включают улучшения в сложном и абстрактном мышлении, а также развитие, которое происходит с разной скоростью в разных частях мозга и повышает склонность подростков к рискованному поведению, поскольку усиление поиска ощущений и мотивации вознаграждения предшествует усилению когнитивного контроля. Отношения подростков с родителями проходят через период переопределения, когда подростки становятся более автономными, а аспекты воспитания, такие как дистальный мониторинг и психологический контроль, становятся более заметными. Отношения со сверстниками являются важным источником поддержки и товарищеских отношений в подростковом возрасте, но также могут способствовать проблемному поведению. Однополые группы сверстников превращаются в разнополые группы сверстников, и романтические отношения подростков, как правило, возникают из этих групп. Формирование идентичности происходит по мере того, как подростки исследуют и принимают разные роли и идеологические позиции.
Подростковый возраст — это стадия развития, которая начинается с полового созревания и заканчивается переходом к взрослой жизни (приблизительно в возрасте 10–20 лет). Подростковый возраст развивался исторически, и данные указывают на то, что этот этап удлиняется по мере того, как люди начинают половую зрелость раньше и переходят во взрослую жизнь позже, чем в прошлом. Половое созревание сегодня начинается в среднем в возрасте 10–11 лет у девочек и 11–12 лет у мальчиков. Этот средний возраст начала постепенно снижался с течением времени, начиная с 19ХХ века на 3-4 месяца за десятилетие, что объясняется рядом факторов, включая лучшее питание, ожирение, более частое отсутствие отца и другие факторы окружающей среды (Steinberg, 2013 [1] ). Завершение формального образования, финансовая независимость от родителей, брак и родительство — все это маркеры конца подросткового возраста и начала взрослой жизни, и все эти переходы происходят в среднем позже, чем в прошлом. На самом деле удлинение подросткового возраста привело к введению нового периода развития, называемого девятым.0077 переход во взрослую жизнь
Подростковый возраст часто характеризуется как период трансформации, в первую очередь, с точки зрения физических, когнитивных и социально-реляционных изменений. [Изображение: Лорения]
- Стейнберг, Л. (2013). Подростковый возраст (10-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill. ↵
- Арнетт, Дж. Дж. (2000). Возникновение взрослой жизни: теория развития от позднего подросткового возраста до двадцатых годов. Американский психолог, 55 лет, 469 лет.