Переходный возраст, Психология – Гештальт Клуб
Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему (Википедия).
Переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского развития организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого (словарь Л.С. Выготского).
Приведя эти цитаты из словарей – я хотела бы пригласить в рассмотрение темы переходного возраста не только в контексте того самого подросткового периода, а шире.
Подросток, вступая в пубертат, помимо гормональных перестроек имеет то, что скрыть от глаз невозможно: он становится визуально взрослым. Бунты воспринимаются родителями как вынужденный этап.
В подростковый период безусловная родительская любовь (увы, но и это – относительно), становится условной. «Если ты закончишь школу хорошо, то тогда…», «если ты поступишь вот в этот ВУЗ, то тогда…» Взяткой может стать чаще всего то, что родитель сам не имеет, не знает, как это получить, но хочет.
Либо имеет, но не знает нафиг это ему нужно. Варианты хотеть другого и «начать всё заново», как будто бы нет. Поиметь от «правильного» поведения молодая поросль может: статус в обществе, деньги, путешествия, любовь окружающих, мифические другие хотения взрослых. Либо «я был слесарем и ты будешь!» — и другое невозможно в мире взрослого. Выгоднее для родителя – что бы не получилось (об этом — в конце статьи).
Интересно, что бунты и протесты подросткового возраста ярко описываются и акцентируются чаще всего социумом или людьми со славянским менталитетом. В западных мозгах есть чёткие границы: что должен родитель ребёнку и до какого возраста. Если родитель преступает границы – для него существуют последствия, прописанные на государственном уровне. Но и юноша или девушка могут законно поцеловать дверь при попытке нарушить границы родителей после определённого возраста. Системный подход в психологии говорит, что чем жёстче внешние границы – тем проще и легче взаимоотношения внутри этой системы.
Что же такое бунт подросткового возраста? Что бы от чего-то оттолкнуться – нужно иметь что-то под ногами. Что б бунтовать – нужно что-то отрицать, игнорировать, революционировать. Если родитель задавит манипуляциями подростка и тот не свершит акт отделения – этот молодой человек будет вынужден повторять эти попытки снова и снова, но с другими людьми (ректорами института, директорами на работе и т.п.). Это может быть вечной битвой за отдельность и признание себя самого.
Я ничего не знаю о том, какие отложенные последствия имеет моё предположение, но верю в то, что может быть полезным: если подростку озвучивать то, что происходит с родителем и объяснять, что происходит с ним самим (догадываться, а не констатировать), то контакт с ребёнком может и не прерываться. Тогда отдельность этого Нового Взрослого имеет шанс родиться экологично. Легализовать то, что он дорос до того, что бы быть отдельным, иметь своё мнение, иметь право на ошибки, выбор и ответственность.
Последнее – самое важное: ответственность отдаётся в полной мере вместе с «ништяками». Если подросток хочет жить с родителями – он принимает «правила общежития» (предупреждать, если задерживается; мыть посуду; принимать участие в составлении списка покупок; помогать с уборкой и т.п.). Можно оставить и без того напуганного хомосапиенса вообще без правил общаги, ограничившись «главное, что бы из твоей комнаты не доносились запахи» — всё зависит от того, как в этой семье относятся к бытовым распределениям задач. Родитель имеет свои обязанности: финансировать холодильник продуктами и санузел туалетной бумагой. Это формальные договорные условия. Если кто-то начинает жить очень удобно, используя другую сторону – туалетная бумага может быть изъята и заменена лопухами для тех, кто нарушает договорённость. Полезно, если есть план развития «рыночных» отношений и в перспективе. Например, после окончания школы молодое поколение должно будет сделать выбор: либо в ВУЗ, либо работать. При этом неплохо было бы внести реалистичный пункт о том, что в общую кассу должна вкладываться какая-то сумма Новым Взрослым.
Что даёт легализация чувств взрослого по поводу бунтов подростка? Отделение взрослого. Взрослый отделяется от ребёнка, отдавая ему право быть отдельным. А задача подростка – это право взять (или не взять), вместе с ответственностью. По моим предположениям – легализация чувств снижает интенсивность возможных токсичных переживаний у обеих сторон. Написанные выше «правила общежития» отделяют бытовое от чувственного. Бесполезно устраивать скандал о непомытых ботинках – это не зона работы взрослого, а дело подростка. Это к нему вопрос социума – почему он ходит в грязном и это ему нести ответ (ответственность) и отстаивать своё право и желание делать такой выбор. А вот с юмором, сочувствием и уважением отнестись к «прощупыванию» отношений с социумом через грязные ботинки – дело полезное. Можно, конечно, впадать в «если у моего отпрыска грязные ботинки, то я хреновый родитель» — но какое отношение уже этом имеет к отпрыску? Это про взрослого, который хочет в социуме прослыть прекрасным родителем.
Невозможно повзрослеть без ошибок, проб и побед. Родители могут сколь угодно долго говорить «он ещё не взрослый! Вот когда сначала он/она…… — вот тогда!» И переходный возраст так и не случается с согласием на взрослость. «Заслужить право называться взрослым» — конечно же, при условии: быть «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой».
Ждать придётся долго. Возможно, всю жизнь. Парадоксальное предписание (взаимоисключающее) — место, которое имеет все шансы стать неврозом.Переход от детства к взрослости – это так же, как зайти в тёмный переход вместе, а выйти не вместе. При этом сильно удивиться — кто это стоит на другой стороне улицы такой похожий на меня внешне.
И ещё. Откуда растут ноги у периода бунта? Можно, конечно, написать сказочное: «возраст такой, он сам по себе такой вот случается». По моим предположениям острота проживания переходного возраста растёт из взрослого. Именно он замечает очевидное: тело ребёнка изменилось, он стал выше родителей, у сына изменился голос , у дочери выросли все телесные сексуальности. Когда взрослый начинает понимать, что рядом появляется Другой Взрослый, то безопаснее всего – сделать его удобным, «вернуть как было». Здесь же стоит вспомнить о том, что Эдипов комплекс имеет и своё продолжение – в комплексе Лая. Именно родитель является тем, кто из-за собственного страха, должен «убить» собственного ребёнка, дабы тот не превзошёл его.
Хотели бы Вы, что бы Ваши дети навсегда остались детьми? В вечном переходном возрасте, в поисках этого самого перехода через отдельность в уникальность и уважение к инаковости? А Вы сами – взрослые?
Если Вы сами не можете разобраться в ситуации с собственными детьми или «застряли» в собственном переходном возрасте: не понимаете своих желаний, не можете делать выбор, живёте в чувстве вины и стыда, зависимы от мнения окружающих – приглашаю в психотерапию.
(с) Брейтбург Мария. Магистр психологии, сертифицированный
гештальт-терапевт, системный семейный психотерапевт, медик. Мать
троих взрослых детей.
Перепост статей с полным указанием данных автора, с сохранением
ссылки на страницу — разрешён. Перепечатка материалов (копи-паст,
публикации на сторонних сайтах, в журналах) – только с разрешения
автора.
Теги: переходный возрастпубертатотказ от желанийЭдипов комплекскомплекс Лаяродители и дети
Как понять, что у подростка наступил переходный возраст, и как к этому относиться взрослым
Общество, 18:46, 31 мая 2023, Евгения Ноговицина
Слушать новость Как понять, что у подростка наступил переходный возраст, и как к этому относиться взрослым. Иногда ребенку-подростку нужен психолог.Многие родители со страхом ждут, когда у их маленьких девочек и мальчиков начнется переходный возраст. Психолог АНО «Центр социальной реабилитации «Тюменский» Надежда Кулева предупреждает: этого не нужно бояться, нужно вовремя заметить и принять меры.
Переходный возраст – это переход от детской жизни ко взрослой. Этот возраст пугает родителей, многие начинают бояться еще тогда, когда шустрый любопытный и настойчивый малыш играет в песочнице. Нам кажется, что подростковый возраст это хамство, неуправляемость и опасное поведение. Но это не всегда так, говорит эксперт.
– Если коротко, то запускают переходный возраст гормоны, которые начинают готовить организм к продолжению рода. У девочек он начинается обычно в 10-12 лет, у мальчиков в 12-14. Психологические симптомы этого «трудного» для самих детей возраста: перепады настроения, ребенок то плачет, то хохочет, если не обратить на него внимание, он обижается, если обратить – злится, начинает интересоваться эротической тематикой, прячет тело под бесформенной одеждой, настаивает на своей точке зрения, которая всегда отличается от родительской, становится более раздражительным, – объясняет психолог.
А родители в этот момент хотят вернуть себе покладистого и милого малыша. Но это невозможно. Эти перемены обязательно настанут. Однако Надежда Кулева считает, что можно заставить ребенка не проявляться так ярко и самостоятельно.
– Можно его напугать, подавить, сделать виноватым, не любить, когда он такой непонятно непокорный, игнорировать, если его поведение нас не устраивает. И тогда, может быть, мы не заметим этого проблемного возраста. Не будет проявления собственного мнения, не будет раздражительных реплик в адрес родителей, будет удобный управляемый ребенок. Но это все достигается только за счет волевых усилий подростка, его виртуозной лжи (чтобы родители видели положительного ребенка и не орали, можно чуть потерпеть и постараться) или депрессивного расстройства (лежит, не хамит, не гуляет с кем попало). Еще бывает мягкий и удушающий гиперконтроль родителя в виде окутывающей заботы, который приводит к тому, что ребенок боится взрослеть, поступать, работать и наполняется тревогой. Яркие и конфликтные проявления подросткового возраста обычно можно видеть в тех семьях, где родители не признают взросление ребенка, сопротивляются этому взрослению или подавляют его гиперконтролем и насилием. Если вы боитесь взросления вашего ребенка, если не замечаете его и продолжаете относиться к нему, как к малышу, то надо разбираться сначала с собой, а уже потом «чинить» подростка, – рассуждает психолог.
Поведение родителей может быть разным. Стратегии поведения предложены в ряде книг.
– Важно понимать, что подростку очень тяжело самому. Это не дурь, это действительно так плохо можно себя ощущать – очень раздражаться, очень пугаться, очень уставать. Не нужно нагружать подростка взрослыми проблемами, не взваливайте на него непосильные ответственности, а оставляйте ему обязанности, соответствующие его возрасту и состоянию, – подчеркивает Надежда.
В некоторых семьях, например, на старшем ребенке лежит уход и ответственность за младшим. Но ведь это не для ребенка задачи, а для родителей.
Мотивировать подростка нужно не наказанием и тычками, а своим примером. Важно подбадривать и интересоваться делами ребенка, не обесценивая и не принижая его интересы. Если он хочет заниматься танцами – пусть. И не произносите что-то из разряда «разве хореографией заработаешь на жизнь, это глупости». При этом не нужно делать все за ребенка. Уроки, уборка, уход за вещами – это в его силах, рассуждает психолог.
– Самое важное для родителя – выдерживать эмоциональный аффект своего ребенка. В любом возрасте. Ребенок кричит и возмущается – родитель выдерживает это так: говорит «я понимаю, что ты сейчас злишься (признает эмоцию), но важно сейчас сделать это именно так (сохраняет родительскую позицию)», или «я понимаю, что ты сейчас обижаешься, я готов обсудить это с тобой вечером (показывает готовность услышать)». Контейнировать – это заметить, назвать, позволить проявиться и выдержать подростковую эмоцию. Не вылететь в детскую позицию – раскричаться, расплакаться, поднять себе давление или уйти в игнор. В этот момент вы перестали быть взрослым. Авторитет теряется, появляется у вас бессилие, а у подростка взрыв протеста, – поясняет эксперт.
Она рассказала и о критичном подростковом состоянии – это уход в себя, полный отказ от общения с родителем, драки с родителями (как правило, сначала детей бьют родители, потом это начинают делать дети), постоянная ложь, отсутствие друзей, уходы из дома, страх поступать, заявления о смерти, отказ от еды, интерес к оружию при отсутствии друзей, излишняя стыдливость и пугливость, жестокость… В таких случаях уже стоит идти к специалисту.
– Переходный возраст – это подготовка к продолжению рода. Влюбленности, попытки встречаться и расставаться – нормально для подросткового возраста. Увлеченность недостижимым кумиром также нормальна – так психика тренируется уходить от любви к родителям в любовь к другому «божественно прекрасному» человеку, – говорит психолог Центра социальной реабилитации.
Если родитель слушает и слышит своего ребенка, не душит его гиперопекой, но и не пускает все на самотек, даже бурный переходный возраст не станет острой преградой между родителем и подростком.
Типология молодежи переходного возраста — CIDI
В этом исследовании, финансируемом New York Community Trust и в партнерстве с CSH, разрабатывается типология шести групп молодежи на основе использования ими услуг и жилищных результатов за три года. после того, как они покинут службы для бездомных или приемные семьи. Он объединяет данные из ряда систем для определения комплексных профилей использования услуг для отдельных групп молодежи. Использование этого подхода позволяет анализу быть многомерным и отражать многочисленные потребности молодежи в услугах в каждой группе, а также признавать всеобъемлющие различия между группами. Чтобы быть действенным и еще больше продемонстрировать различия между группами, это исследование направлено на то, чтобы помочь определить, какие группы молодежи могут нуждаться в дополнительных услугах или вмешательствах. Это также помогает описать относительный размер различных путей достижения результатов для молодежи, чтобы лучше понять необходимый потенциал различных ресурсов по всему спектру.
Выборка состоит из 8 795 человек в возрасте от 18 до 21 года, когда они вышли из приемных семей или приютов для бездомных. Все люди вышли в период с июля 2011 по 2013 год. Исходный период исследования составляет три года с момента выхода человека из приемной семьи или приюта для бездомных. Анализ последовательности использовался для визуализации, описания и группировки паттернов использования услуг среди людей в течение отчетного периода. Молодежь была сгруппирована по категориям результатов с использованием алгоритма иерархической кластеризации. Другими словами, группы не были определены заранее; они возникли из данных. Этот тип неконтролируемого машинного обучения может выявить группы, которые иначе были бы скрыты в данных. После определения групп результатов были разработаны описательные профили каждой из них. Прогностические модели были созданы с использованием характеристик и опыта молодых людей до их выхода из приемных семей или приютов для бездомных. Эти модели помогают понять, какие факторы в наибольшей степени влияют на вероятность попадания подростка в группу результатов.
Выводы
На основе моделей использования услуг молодежью, вышедшей из приемных семей и приютов для бездомных, были разработаны шесть групп результатов: (1) минимальное использование услуг, (2) более поздний опыт бездомности, (3) ранний опыт бездомности, (4) ) Постоянное субсидируемое жилье, (5) Постоянное вспомогательное жилье и (6) Частое пребывание в тюрьме. Подавляющее большинство молодежи (68%) относилось к группе минимального использования услуг. У каждой группы была доминирующая используемая система, но у них также были отличительные модели использования услуг в других областях. Среди этих групп наиболее стабильными были группы «Минимальное использование услуг», «Постоянное поддерживающее жилье» и «Постоянное субсидируемое жилье»: от четырех до шести системных переходов в течение трех лет, в то время как в других группах в среднем было от восьми до девяти переходов. У этих трех групп также было меньше приютов для бездомных и тюремного заключения, чем у других групп.
Эти группы различались не только на основе их описательных профилей, но и на основе факторов, которые предсказывали, какая молодежь будет в какой группе. Известные предикторы для большинства групп включали пол, расу, возраст на момент выхода и систему выхода. Предыдущее использование услуг в разных доменах, которые различались в зависимости от группы, также было прогностическим для всех групп.
Понимание факторов, влияющих на членство в каждой из этих групп, может позволить лучше ориентировать услуги на молодежь, которая может в них нуждаться. Особенно примечательно, что одним из наиболее важных факторов, определяющих путь молодежи, является то, из какой системы они вышли. Это ясно показывает, что молодые люди, вышедшие из приемных семей в течение этого времени, имели доступ к вариантам постоянного жилья гораздо чаще и оставались в приютах для бездомных и тюрьмах реже, чем молодые люди, вышедшие из приютов для бездомных через DYCD и DHS. Усилия по переходу к скоординированной системе поступления должны обеспечить доступ молодежи ко всем ресурсам, независимо от того, через какую систему они проходят.
Это исследование поддерживает цели предотвращения и искоренения бездомности среди молодежи и обеспечения того, чтобы Нью-Йорк стал местом, где вся молодежь может процветать и процветать, независимо от их демографического положения или жизненного опыта.
Документы
Типология молодежи переходного возраста
Партнеры
Финансируется Фондом сообщества Нью-Йорка
В сотрудничестве с Корпорацией вспомогательного жилья
Администрация Нью-Йорка по делам детей
Департамент молодежи и сообщества Нью-Йорка Развитие
Департамент помощи бездомным г. Нью-Йорка
Управление кадров г. Нью-Йорка
Департамент исправительных учреждений г. Нью-Йорка
Жилищное управление г. Нью-Йорка
Жилье для переходной молодежи | Управление здравоохранения штата Вашингтон
Все молодые люди и молодые люди нуждаются в доступе к стабильному, долгосрочному, поддерживающему жилью и поддержке по мере того, как они вступают во взрослую жизнь, включая людей, выходящих из стационара по охране психического здоровья. Эта страница поможет молодым людям, семьям и поставщикам услуг понять, как они могут помочь молодежи переходного возраста с жильем и ресурсами.
На этой странице
Создание поддержки для молодежи переходного возраста (TAY)
Сильные стороны TAY
Что происходит, когда TAY выписывают из стационара?
Семьи и поставщики могут помочь!
Что нужно знать о TAY?
Оказание поддержки молодежи переходного возраста (TAY)
- Наиболее важные темы
Антидепрессивный
- С учетом культурных особенностей
- Поддержка LGTBQ+
- Разнообразное представительство
Основные потребности
- Полноценное образование и занятость
- Выбранный безопасный и стабильный корпус
- Доступ к деньгам и наличным деньгам
Поддержка отношений
- Консультации пар и семей
- Избранная семья и друзья
- Курсы для родителей и поддержка
Поддержка восстановления
- Медицинские услуги в одном месте
- Теплая передача поставщика услуг и информационно-разъяснительная работа
- Поддержка коллег
- Рабочие группы HCA
- Рабочая группа 1: Данные
- Отслеживание выписки за успешный переходный возраст через 12 месяцев после выписки по программе поведенческого здоровья для молодежи переходного возраста (TAY) в возрасте 15–25 лет
- Рабочая группа 2: оплата
- Оплата за успешный переход через 12 месяцев после выписки из программы поведенческого здоровья для молодежи переходного возраста (TAY) в возрасте 15–25 лет
- Политика рабочей группы 3
- Политика успешного перехода через 12 месяцев после выписки из стационара в связи с нарушением психического здоровья для молодежи в возрасте 15–25 лет
- Рабочая группа 4 Стандарты и обучение
- Провайдеры обучения для успешного перехода Через 12 месяцев после выписки из психиатрической больницы для молодежи в возрасте 15–25 лет
- Рабочая группа 1: Данные
Сильные стороны TAY
Молодежи переходного возраста есть чем гордиться. В отчете «Безопасный и поддерживающий переход к стабильному жилью для молодежи в возрасте от 16 до 25 лет» говорится, что в тройку самых сильных сторон молодежи переходного возраста входят:
- Восстановление
- Воспитание
- Техническое обслуживание корпуса
Что происходит, когда TAY выписываются из стационара?
Трое из четырех молодых людей переходного возраста после выхода из стационарного лечебного центра поведенческого здоровья оказались в нестабильных жилищных условиях или стали бездомными. Некоторые из причин отсутствия надлежащего жилья включают:
- Изменение сроков выписки.
- Нет повторных направлений в ЖКХ.
- Отсутствие связи по вопросам ЖКХ.
Семьи и поставщики могут помочь!
Воспитатели могут обучать персонал уходу, соответствующему уровню развития, чтобы гарантировать, что молодежь и молодые люди будут встречаться там, где они есть. Этого можно добиться с помощью более гибкой политики, процедур и вмешательств. Надлежащее обращение с молодежью переходного возраста может улучшить приверженность программе и общий успех.
Прозрачность и сотрудничество также являются важными факторами для увеличения положительных результатов. Когда семьи и воспитатели используют постановку целей на основе TAY, это расширяет возможности молодого человека и гарантирует, что цели являются значимыми и важными.
Связь — еще один важный фактор. Есть много общественных ресурсов, о которых молодежь (и семьи) может не знать. Когда поставщики услуг (и, при необходимости, семьи) развивают эти жизненно важные связи, повышается вероятность успешного перехода.
Флаеры
Следующие листовки стандартного размера (8,5 x 11) доступны для вашего использования.
- Что могут сделать семьи
- Что может сделать сообщество
- Что делать, если вы стали бездомным
- Что могут делать администраторы политик
Что нужно знать о TAY?
Молодежь переходного возраста – это люди в возрасте 15-25 лет.