Период переходного возраста: Переходный возраст: что это, когда начинается и как проходит

Содержание

Подростковый период | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Переходный возраст подросткового периода по разным оценкам колеблется от 11-12 до 16-18 лет и характеризуется у многих подростков бурным развитием: физическим, эмоциональным, половым, а также изменениями в деятельности мозга, изменением гормонального фона, резкими перепадами настроения и поведения. В результате этого меняются отношения подростка с родителями, наставниками, угасает желание присушиваться к мнению старших. Для большинства родителей подростковый период их детей — непростое время.

Оглавление

Зависимость ребенка от родителей в детские годы ↓

Изменения подросткового периода ↓

Изменения в отношениях с родителями ↓

Влияние культуры и субкультуры ↓

Подростковая субкультура ↓

Необходимая платформа ↓

Реакция родителей ↓

Подростки в семьях баалей-тшува

Дополнительные факторы отдаления подростков от мира Торы ↓

Испытание для родителей ↓

Рекомендации родителям ↓

Молитва родителей ↓

Зависимость ребенка от родителей в детские годы

[↑]

Начиная с рождения, ребенок чувствует свою полную зависимость от родителей. Родители — это те люди, которые заботятся о нем, о его безопасности, о его пропитании, о его потребностях, и даже если потребности ребенка выполнены не полностью, у ребенка нет критериев, по которым он мог бы судить родителей, и что бы они ни делали, они продолжаются оставаться самыми важными в его жизни людьми.

Родители — не только важные, но в глазах ребенка и самые совершенные, самые умные, самые красивые, лучше всех знают, как выйти из сложных или опасных ситуаций. Ребенок остро и отчетливо ощущает, что это люди, без которых его существование невозможно, и даже если и капризничает и не слушается иногда, но по своей инициативе никогда серьезно не захочет расстаться с родителями. Они важны для его выживания, поэтому ему так важно их внимание: как положительное, так и отрицательное. Ребенок приложит много сил, чтобы получить одобрение родителей, или, наоборот, будет вести себя плохо, чтобы получить их внимание.

Изменения подросткового периода

[↑]

В переходном возрасте у подростка начинается и практически завершается половое развитие. Наиболее бурный рост в высоту приходится именно на этот возраст, а окончанием переходного возраста он практически заканчивается. Меняется голос, у мальчиков ломается, у девочек начинается менструация, и у тех и у других появляются первичные и вторичные половые признаки.

Мозг развивается, и подросток начинает задумываться о вещах, которые его раньше не интересовали. В течение 2-3 лет ребенок-подросток может обнаружить себя в теле человека, которого он не знает: другой высоты, веса, с другим голосом и другого внешнего вида. Некогда гладкое лицо покрывается прыщами, и он начинает мучиться от того, как выглядит. Если раньше ему его внешний вид был практически безразличен, сейчас это стало делом первостепенной важности, — особенно в глазах сверстников.

Происходят резкие гормональные изменения, которые являются причиной резкой смены настроений. Только что смеялся или смеялась, а сейчас чуть не плачет.

Не только родители не узнают своего ребенка, он сам себя не узнает. Ему еще нужно привыкнуть существовать в своем теле, которое стало вдруг таким неловким, нескладным, пополневшим или похудевшим, он вдруг стал выше всех в классе, даже выше родителей или преподавателей, или вдруг оказался самым низким в классе, в то время как привык быть, как все.
Девочек может беспокоить отсутствие начала менструального цикла, его задержки, которые нередки в начале, или, наоборот, неожиданное появление.

Подросток переживает целый ряд изменений в организме, иногда становясь мишенью для насмешек сверстников. В целом, подросток становится очень уязвимым, очень ранимым, но отчаянно скрывает это. Ему нужна поддержка, проявление внимания — не меньше, а даже больше, чем раньше, уважение к его телу, к его личности, к изменениям, через которые он проходит.

Проблема в том, что окружающие не видят эту ранимость, а видят дылду, который/ая вымахала, ведет себя как ребенок, ест как лошадь, кричит, жалуется и обижается, не помогает по дому, и только все время просит денег на одежду.

Изменения в отношениях с родителями

[↑]

В подростковый период обычно проявляется все, что ребенок накопил во время своего детства. Если раньше он сдерживал свои эмоции, недовольство, досаду или раздражение из-за опасения встретить резкое неодобрение родителей, то сейчас, поскольку он чувствует себя менее зависимым от них, позволяет себе выражать в открытую то, что раньше бы ему не позволили воспитание и принятые в семье нормы поведения.

В переходном возрасте подросток начинает разбираться в вопросах жизни, которые раньше лежали вне сферы его заинтересованности. Теперь, взрослея, он начинает изучать эти вопросы, начинает понимать их, иногда острее и шире, чем его родители, мнение или понимание которых может быть или показаться ему устаревшими. В силу этого подросток переоценивает свои знания и жизненный опыт, и чувство зависимости от родителей, которое жило в нем когда-то по отношению к ним, уменьшается и практически пропадает.

Родители вдруг представляются ему в другом свете: они уже не самые умные (друзья кажутся умнее), не самые красивые (сверстники красивее и моложе), не самыми опытными и знающими (друзья и опытнее, и веселее). Родители чувствуют изменения в отношении к ним, тем более что подросток это не скрывает, и даже наоборот: часто, в неприемлемой для родителей форме, выражает свое отличное от родителей мнение по разным вопросам. Отсюда болезненные конфликты.

Влияние культуры и субкультуры

[↑]

Хотя влияние культуры на переходный возраст, как правило, не учитывается, стоит иметь в виду, что проблема переходного возраста более остро стоит в странах западной культуры. Как только страна начинает идти по западной дороге развития, и местная культура уступает место массовой обще-западной, чаще всего это влечет обострение конфликтов между подростками и родителями. Ведь родители, как правило, воспитывались на местной культуре, обычаях, нормах поведения, ценностей и приоритетов, а молодежь, перенимая и быстро впитывая новые приоритеты, смотрит на культуру родителей как на что-то устаревшее, неактуальное, замшелое и невыразимо скучное.

Второй аспект влияния культуры — это вознесение на пьедестал идеальной личности — молодой личности: «жизнь принадлежит молодым» — реклама, звезды кино и поп-культуры принадлежат молодому поколению. Новое поколение отрицает все, что было накоплено до них: не только в плане опыта, но и в направлениях музыки, одежды, стилей и увлечений.

С развитием технологий разница между поколениями увеличилась еще больше, и хотя сегодня не только дети, но и прабабушки имеют ноутбуки и новейшие средства коммуникации, тем не менее, у подростков создается впечатление, что именно они изобрели их, именно благодаря новейшим технологиям мир существует в той форме, в которой он существует сейчас.

Все, что находится вне сферы подростковой субкультуры, подростки отрицают и считают не только странным, а просто оторванным от реальности. Подростки создают свою собственную реальность, в которой живут, а весь остальной мир, в той или иной мере, для них перестает существовать.

Подростковая субкультура

[↑]

Подростки создают свою собственную субкультуру. Она выражается, как правило, во внешних вещах, и это естественно, ведь у подростковой культуры нет и неоткуда взяться внутреннему наполнению. Культура состоит из четко определенной одежды и моды на одежду, в которой подростки разбираются очень хорошо, но которую затрудняются понять люди старшего поколения.

В этом и заключается цель подростковой субкультуры: найти и обеспечить себе свой формат жизни, в котором они будут решать, что правильно, а что нет. Еще одна характеристика подростковой субкультуры — это свой сленг и свои формы общения: например, сегодня — это смс и соцсети.

У подростковой переписки почти нет содержания, их сообщения часто несуразно длинны, лишены смысла или откровенно негативны. Их «ники», выдуманные для себя имена — имя пользователя заведомо смешны или абсурдны. Подростки говорят-переписываются на своем языке, где много восклицаний, сообщения короткие, и смысл переписки только в ее процессе, а не в замысле, не в обмене опытом и точно не в эмоциональном содержании. Подростку жизненно необходимо ощущать себя частью группы, что «он внутри» — это обеспечивает лишенная содержания переписка с мгновенным обменом репликами-сообщениями.

Создатели подростковой субкультуры нередко становятся жертвами алкоголизма и беспорядочного секса, за которым не стоят ни взаимные чувства, ни привязанность, ни даже симпатия…

Необходимая платформа

[↑]

В странах или общинах, где в семьях поддерживается клановость, то есть многоуровневое строение семьи: старшее поколение, еще более старшее, молодое поколение, еще более молодое, и все члены семьи с большим участием и привязанностью относятся к друг другу — отрицательное влияние подростковой субкультуры будет ощущаться в меньшей степени.

Это работает, когда каждое поколение с уважением относится к предшествующему ему, где ребенок, подросток, любой член семьи, независимо от возраста, будет чувствовать, что по отношению к нему никогда не будут допущены никакие проявления неуважения, дискриминации или унижения. Все члены семьи связаны между собой любовью, поддержкой и теплотой. В такой атмосфере, когда семейный клан постоянно обеспечивает своим подросткам платформу, бурное подростковое развитие и изменения в поведении не выйдут за рамки, установленные семьей из поколения в поколение.

Реакция родителей

[↑]

Родители, столкнувшись с изменениями в поведении ребенка, вступающего в подростковый возраст, переживают самый настоящий шок. Конечно, они слышали и читали про Подростковый период и малоприятные проявления этого возраста, но они никогда не думали, что их собственный ребенок сможет быть способным на такое. Их воспитанный, ухоженный, примерный во всех отношениях малыш вдруг превратился в малоприятного субъекта, которого почти не интересует то, что говорят родители, зато очень интересуют друзья и приятели, с которыми он или она могут часами говорить по телефону или переписываться, напрочь отрешившись от происходящего в стенах дома.

Родители остро переживают эти изменения, но затрудняются выбрать правильный подход или как-то улучшить ситуацию. Они могут раздражаться, ругаться, обижаться, негодовать, запрещать, запрещать и запрещать… и улучшение не наступает…

Если родители соблюдают Тору и заповеди, связаны с наставниками, то у них есть возможность посоветоваться с опытными людьми, знающими, как правильно относиться к переходному возрасту, как лучше реагировать, как избежать ошибок, которые приводят к ухудшению в отношениях, и каково мнение Торы в сложных противоречивых вопросах.

Подростки в семьях

баалей-тшува [↑]

Как правило, проблемы переходного подросткового возраста не обходят стороной и семьи, соблюдающие Тору, хотя последствия подросткового бунта часто остаются в рамках соблюдения и не выливаются в трагические формы, в силу большей защищенности детей от духовных опасностей и телесной угрозы, грозящих подростку в светском мире. Однако, и в соблюдающих семьях подростки переходят «красную черту» и выходят в светский мир.

Это явление сопровождается острыми конфликтами с родителями и страшной болью для родителей. Особенно бывает тяжело родителям, если они баалей тшува. Они в свое время пожертвовали многим, многое преодолели в себе и в жизни, чтобы стать соблюдающими заповеди людьми, и вдруг их дети рушат, казалось бы, все, чего они огромным трудом достигли…

Родителям хотелось бы, чтобы дети были их продолжением во всем: чтобы они знали Тору глубже и полнее, чего им, в силу позднего начала учебы не удалось достичь, и также в плане интеграции в религиозное общество, в плане развития карьеры в религиозном (точнее — в тораническом) мире, чего, в силу обстоятельств, сложно достичь родителям-баалей[rr1] тшува.

Когда дети-подростки не только не продолжают начатое родителями, но и выходят из круга Торы (или родителям кажется, что они пытаются выйти), и подростки, и их родители стоят перед тяжелым испытанием.

Родители настолько опасаются, как бы дети-подростки не сбились с пути, что остро и даже враждебно реагируют на многое, что подросток делает по причине влияния подростковой среды общения. Его поведение не представляет угрозу в такой мере, как это кажется родителям. Но они, в силу понятного страха и опасения, своей родительской реакцией расширяют враждебность между собой и подростком, что служит отдалением и от них, и от религиозного мира вообще…

Дополнительные факторы отдаления подростков от мира Торы

[↑]

В свое время родители баалей-тшува оставили карьеру, учебу, казалось бы, налаженную жизнь для того, чтобы войти в мир Торы. Это стоило им немалых усилий и часто немалых жертв. Они ожидают от детей, что те будут ценить их самоотверженность во имя Торы, их нежелание заниматься «вопросами этого мира» — мира суеты, и продолжат их путь, полные чувства благодарности к родителям. Слишком часто, к сожалению, этого не происходит. Дети не ценят… Они — подростки — люди другого поколения, более прагматичные, менее идеалистичные, к идеализму родителей относятся скептически. Их интересует «этот мир», и удовольствия, которыми он манит и которые обещает…

Поэтому «отрешенность» родителей не воодушевляет их, а наоборот, отдаляет…

Испытание для родителей

[↑]

Для родителей это нелегкое испытание. Им надо понять, что отношение подростка — это не тотальная потеря их авторитета, а влияние среды и особенности поколения, к которому относится их ребенок, и невозможно бороться с этим.

Детям на протяжении всего их детства стоит давать все, что родители в состоянии дать, в том, что касается радости и удовольствий этого мира (конечно, в рамках, разрешенных Торой), с тем чтобы, когда подросток достигнет возраста, когда удовольствия выходят на первый план, родители представлялись ему не людьми, которые отрешены от этого мира, а теми, кто понимает этот мир, знает его, разбирается в нем. Таким образом, родители не «сбрасываются со счетов». Они остаются «актуальными».

Уровень жизни баалей-тшува, живущих по Торе, как правило, низок, и для них самих это, в большинстве случаев, приемлемо, ведь они сами выбрали это в силу идеала. Но для их порастающих детей это часто становится настоящей проблемой, ведь их родители могут позволить им намного меньше, чем родители сверстников.

С другой стороны, светские родственники живут прекрасно и ни в чем себя не ограничивают. И даже если общение с родственниками минимально, но глаз подростка, обеспокоенного этим вопросом, острый, и он по немногим признакам понимает, что у светских родственников, его ровесников, — жизнь, как ему кажется, прекрасна и манит к себе…

Для родителей это должно послужить предостережением, и, хотя их самих выбранная ими жизнь устраивает и даже служит источником внутреннего удовлетворения, тем не менее, если они сами скрывают от себя, что устали от низкого уровня жизни, и в том обществе, где они выросли, к их возрасту люди достигают финансовой стабильности, им стоит также подумать, какое влияние их решение отказаться от заработка ради скудности, пусть и высокой в духовном плане, оказывает на их детей…

Рекомендации родителям

[↑]
  • Не вступать в открытые конфликты. Стараться избегать открытых ссор, как огня. Ограждаться от этого. Уходить от спора, переносить обсуждение на другое время. Открытая ссора может вылиться в открытую враждебность, когда или подросток, или родители, или все вместе скажут слова или придут к решениям, о которых впоследствии пожалеют. Гордость не позволит ни той, ни другой стороне отказаться от своих слов. Гордость и уязвимость подростка, и гордость и желание восстановить свой авторитет — у родителя.
  • Проявлять уважение к чувствам подростка, к его мнению. Не спорить, не отрицать то, что он заявляет. Прислушаться, показать, что вам интересно.
  • Принимать его внешний вид. Поддерживать, если он хочет изменить его: прическа, другой фасон одежды и т.д.
  • Не острить на его счет: ни в том, что касается его одежды, внешнего вида, ни по поводу его высказываний.
  • Никогда не говорить о нем в пренебрежительном или в насмешливом тоне в присутствии сверстников. Никогда. Этим вы наносите подростку острую обиду, которую он вам не сможет простить много лет.
  • Поощрять его/ее покупать ему/ей новую одежду ведущих фирм. Если это не по карману, то что-то одно, самое важное для подростка.
  • Советоваться с ним, обсуждать с ним текущие события, показывать, что вы живо интересуетесь его мнением.
  • Проявлять внимание, внимание, внимание.

Молитва родителей

[↑]

Молитву родителей за своих детей невозможно переоценить. На протяжении всего детства надо молиться о детях, об их успешной учебе, о том, чтобы они нашли общий язык с преподавателями, чтобы были приняты и любимы одноклассниками. Чтобы мир Торы и заповедей был им «сладок и приятен», чтобы они не попали под дурное влияние окружения.

И вместе с тем, многие родители, сделавшие все, что в их силах, не видят плоды своих трудов. С этим тяжело смириться, но ничего из сделанного во имя детей, для их пользы, не пропадает зря. Душа их ребенка должна пройти через это испытание, именно в этих условиях, именно с этими родителями, для того чтобы, кто знает, привлечь еще души к Источнику жизни к тому моменту, когда они начнут возвращаться…

доклад и презентация по теме » Проблемы переходного возраста»

Проблемы переходного  возраста.

 

Я не верю, что жизнь человека

предопределена его детством.

Я думаю, что существует ещё очень

    важные периоды: Отрочество, юность…

Ж.-П. Сартр.

 

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток? Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.

д.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как “дитя на подросте” – 14-15 лет.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Иногда к тинэйджерам относят подростков от 13- 19 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Слайд 1.

Подростковый возраст знаменуется не только  бурным физическим  развитием, но и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости Слайд 2

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности   Слайд 3

 

За что и против чего ведет борьбу подросток  в переходном возрасте?

1.     За то, чтобы перестать быть ребенком.

2.    За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

3.    За утверждение среди сверстников.

4.    Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.  Поэтому так велика  в это время роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Слайд 4.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому.

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства

. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

В  подростковом возрасте меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Слайд 5.

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д. Слайд 6,7

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Слайд 8,9

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание.

В это время формируются  сексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».  Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. Слайд 10.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Слайд 11.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из — за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Слайд 12.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка  развивает у него новые, взрослые критерии личностного развития. Слайд 13.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных  групп  страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях  и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Слайд 14.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.  Мы взрослые порой не замечаем или не понимаем таких неровностей поведения, нас  одинаково  обескураживают и непомерный азарт, и необъяснимая усталость подростков. Слайд 15.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У многих отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков.

Слайд 16.

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголь  и наркотики тесно вплетаются в структуру девиантного поведения  подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное  представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.  Подростки не хотят  заниматься изучением истории, математики и искусства,  фотографией, конструированием, их все больше затягивает паутинная сеть интернета, виртуальные игры, виртуальные герои, айподы и айфоны. Слайд 17

 В подростковый период ребенок становится более агрессивным. Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста. Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему  важно заслужить их уважение. Поэтому насилие, агрессия по отношению к аутсайдерам, к людям из другой подростковой группировки – это способ самоутвердиться, показать личный героизм и преданность группе.

 

Почему подростки становятся агрессивными? 

1. Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.

2.В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много  фильмов,  мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр  основным содержанием которых  являются жестокость, насилие, криминал.

3.  Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией, ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.

4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и  наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.

5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.

 Процессы, которые происходят в мозгу с началом периода полового созревания, приводят к нарушению обработки информации и правильной оценки возникающих социальных ситуаций. Как утверждают неврологи, работавшие под руководством Роберта Мак Гиверна (Robert McGivern) из Го-сударственного  университета Сан-Диего, у ребенка в этом возрасте резко снижается способность понимать чужие эмоции.

Специалисты исследовали способность различать эмоции, изображаемые картинками и словами, у людей в возрасте от 10 — 22 лет. Они обнаружили, что к 11 годам скорость распознания чувств, таких как гнев или радость, снижалась до 20 процентов. С каждым годом показатель улучшался и достигал нормы в 18 лет. По словам Мак Гиверна, в момент встречи с непривычными ситуациями мозг «перестраивается».

Он рассказал, что изменения в мозгу подростков, вступивших в период половой зрелости, влияют на понимание социальных связей и на планирование и контроль собственного поведения в обществе. «В результате они воспринимают эмоциональные ситуации более запутанными, что ведет к раздражительному, вздорному поведению, так характерному для подростков», — добавляет Мак Гиверн.

Остается только надеяться, что родители и педагоги сумеют найти подход к  ребенку, который пытается доказать всем, что он уже вырос. Только любовью, пониманием и уважением можно нейтрализовать излишнюю тревожность и агрессивность у подростка и помочь ему преодолеть этот сложнейший период в жизни.  Слайд 18.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность с взрослыми. Слайд 19.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Слайд 20.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.  По результатам анкетирования родителей 7-10 классов  в нашей школе  25 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё.  31% родителей знают, по их мнению, друзей своих детей. Слайд 21.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека  нередко переходящая в  безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» —  постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. Слайд 22.

 

Пути решения проблемы.


1. Нужно формировать  круг интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей.

2. Максимально сокращать  его свободное время – «время праздного существования и безделья».

3. Нужно включать подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Слайд 23.

Проблемы переходного возраста подростков  у нас такие же как и везде, но в виду того что наша школа находится в сельской местности,  в райцентре  все организации расположены очень компактно,  школа часто является центром всевозможных мероприятий и мы имеем возможность сократить  свободное время своих подростков. Из 422 учеников, 217  заняты  дополнительным образованием.  (Дом творчества,  районный ДК,  спорткомплекс, стадион, футбольное мини – поле, музыкальная школа, кружки и секции в школе).  Занятия  ребят в различных секциях,  участие в  соревнованиях, флешмобах,  КВНах,  днях самоуправления, в мероприятиях патриотического, духовно – нравственного  направления:  Вахты Памяти в День Победы, участие в открытии мемориалов, сборах ОСОЛа, ВОЦ «Казахстанский путь», историко – этнографический музей школы, тимуровская работа,  участие в различных акциях районного масштаба,  мероприятия в школе: классные часы, беседы, акции, встречи, праздники, тренинги, конкурсы помогают нам занимать свободное время детей и подростков и решать проблемы переходного возраста. Слайды 24-32

  Занятия в спортивных секциях по гиревому спорту, борьбе, боксу, помогут дать выход энергии, пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, чтобы агрессия не накапливалась в них подобно статистическому электричеству. Слайд 33.

В школе есть психологическая служба, она играет очень большую роль в помощи ученикам, педагогам и родителям. Привычными стали  тренинги для ребят, например  по профилактике вредных привычек, профилактике суицидального поведения,  возрастные тренинги для подростков, « посвящение в старшеклассники».  Проводим тренинги для педагогов, по особенностям переходного  периода, на них мы учимся не предъявлять подросткам завышенные требования, не подтверждённые их  способностями, честно указывать на их удачи и неудачи, причём удачи объяснять их способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой, не захваливать подростка.  Учитель должен учиться быть вместе с подростком учиться понимать его.

 Слайды 34-36.

 

Что делать педагогам, чтобы установить доверительные отношения

с подростком?

1.     Не следует видеть в самостоятельности подростка угрозу Вашему авторитету.

2.    Помните, что подростку нужна не столько самостоятельность, сколь­ко право на нее.

3.    Чтобы подросток выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4.    Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5.    Не создавайте в классе конфликтную ситуацию, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

6.    Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподоба­ющих поступках».

 

Советы для учителей:

•   помочь подростку найти компромисс души  и тела;

•  все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис­пользовать ярлыков;

•  подробно познакомить подростка с устройством и функционирова­нием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;

•  необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа Слайд 38

 

Памятка педагогу «Как надо говорить с подростком …»

 

 

Если Вы

слышите…

 

Обязательно

скажите…

 

Не говорите…

«Ненавижу – школу!»

«Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?»

 

«Когда я был в твоем возрасте. .. Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным.

Что толку?»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными…

Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь».

«Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»

«Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»

«Вы не понимаете меня!»

«Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!»

«Кто же может понять подростка в наши дни?»

«Мама, я совершил скверный поступок!»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«Что, если у меня не получится…»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!»

«Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

Слайд 39

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуальным и   внутри семьи по мере взросления ребенка. Поэтому   должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

“Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам… Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине”.

“Вечером родители только успевают спросить: “Как дела в школе?” А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует. .. Мы часто, поэтому не понимаем родителей, а родители нас…”-  эти высказывания приведены из  сочинения, которые дети писали на уроке русского языка, по теме: “ Понимают ли меня мои родители

 А для этого родителям необходимо учиться слышать и понимать, своих детей. Этому стараются помочь, психологи и педагоги школы, проводя родительские собрания в необычной форме, используя  групповые формы работы. Тренинги взаимодействия детей и родителей дают возможность снять ощущение единственности, собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и от взрослых, и от детей  и взглянуть на проблемы с иной точки зрения.

 Слайд 40

 

Памятка для родителей

 

1.  Старайтесь  говорить, со своим  ребенком  открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.  Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

3. Будьте  открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

4. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были  связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

5.   В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

6.   Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

7.    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.

8.   Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. Слайд 41

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.

 

 

 

 

Закончить выступление хочется фрагментом из стихотворения « Взрослые дети» Юрия Маковцева

 

Вместе с детьми вырастают проблемы,
Горести их нам страшнее своих.
Мучают их уже взрослые темы,
Взрослая жизнь наступает у них.

Хочется их от ошибок сберечь,
Право, оставив решать им самим.
Будет за них всегда сердце болеть,
Сколько бы лет не исполнилось им.


Взрослые дети с проблемами взрослыми,
В жизни справляться желаете сами.
Мы же не против, одно только просим:
Хоть иногда разделите их с нами!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 1.Божович Л.И. « Личность и ее формирование в детском возрасте »              Москва   1968г                

                 

                 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4.

                  « Детская психология»  Под ред. Д.Б. Эльконина М-

                    Педагогика1984г

     

    3.Дубровина И.В. «Формирование личности старшеклассников»

       Москва, 1987г.

    

    4. Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период

       от подросткового  к  юношескому возрасту» Москва, 1987г

     

    5. Кулагина Н.Ю.» Возрастная психология» Москва 1998г.

    

    6. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста». –   

      СПб: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.

    

    7.Фельдштейн Д.И. «Психологические особенности развития  

       личности в подростковом возрасте»  Вопросы психологии.1988. – 6.

    

    8.Фурманов И.А, Аладьин А.А., Амелишко Е.М. «Психология

       общения в учебно-педагогическом процессе»

       Методическое пособие    для учителей. – Мн. 2000.

                

               

 

Brexit: что такое переходный период?

  • Опубликовано

Источник изображения, Getty Images

Том Эджингтон

BBC News Analysis

Великобритания покинула Европейский Союз в 23:00 по Гринвичу 31 января, но это не конец истории Brexit.

Это связано с тем, что Великобритания сейчас находится в 11-месячном периоде, известном как переходный период, который удерживает Великобританию в соответствии с правилами ЕС.

Так что же такое переход и зачем он нужен?

Что такое переходный период?

Переходный период (иногда называемый периодом реализации) закончится 31 декабря 2020 года. После этой даты его нельзя продлить.

Находясь в процессе перехода, Великобритания остается как в таможенном союзе ЕС, так и в едином рынке.

Это означает, что пока переход не завершится, большинство вещей останется прежним. Сюда входят:

  • Поездки в ЕС и из ЕС (включая правила, касающиеся водительских прав и паспортов домашних животных)
  • Свобода передвижения (право жить и работать в ЕС и наоборот)
  • Торговля между Великобританией и ЕС, которая будет продолжаться без каких-либо дополнительных сборов или проверок

Несмотря на то, что многие вещи остаются прежними, Великобритания уже покинул политические институты ЕС, включая Европейский парламент и Европейскую комиссию.

Таким образом, хотя Великобритания больше не будет иметь права голоса, она продолжит следовать правилам ЕС во время перехода. Например, Европейский суд будет иметь последнее слово в любых юридических спорах.

Переход также означает, что Великобритания продолжит вносить свой вклад в бюджет ЕС.

  • Семь вещей, которые изменились после Brexit
  • Brexit: все, что вам нужно знать

Почему необходим переход?

Идея переходного периода состоит в том, чтобы дать передышку во время новых переговоров между Великобританией и ЕС.

Эти переговоры определят, как будут выглядеть будущие отношения.

Переговоры начались в марте, и обе стороны договорились активизировать переговоры летом.

Источник изображения, EPA

Подпись к изображению,

Переговоры проходят по видеосвязи из-за пандемии коронавируса.

Что нужно сделать во время перехода?

Первым в списке дел будет соглашение о свободной торговле между Великобританией и ЕС. Это будет иметь важное значение, если Великобритания хочет иметь возможность продолжать торговать с ЕС без тарифов, квот или других барьеров после перехода.

Тарифы представляют собой вид налога, обычно уплачиваемого на ввозимые товары. Если на товары распространяются квоты, это означает, что существуют ограничения на их количество, которое можно продать за определенный период.

Обе стороны также должны решить, насколько Великобритании разрешено отходить от существующих правил ЕС (известных как правила равных условий).

Однако соглашение о свободной торговле не устранит всех проверок между Великобританией и ЕС, поэтому предприятиям необходимо будет подготовиться.

В 2018 году общий объем торговли Великобритании (товарами и услугами) оценивался в 1,3 триллиона фунтов стерлингов, из которых на ЕС приходилось 49%.

Помимо переговоров о торговой сделке между Великобританией и ЕС, переход также позволит Великобритании проводить официальные торговые переговоры с другими странами, такими как США и Австралия. Если они будут завершены и готовы вовремя, эти сделки также могут вступить в силу в конце переходного периода.

Лагерь сторонников Brexit уже давно утверждает, что разрешение Великобритании свободно устанавливать свою собственную торговую политику пойдет на пользу экономике, хотя критики говорят, что важнее оставаться ближе к ЕС.

Помимо торговли, необходимо будет решить многие другие аспекты будущих отношений между Великобританией и ЕС. Например:

  • Правоохранительные органы, обмен данными и безопасность
  • Авиационные стандарты и безопасность
  • Доступ к рыбацким водам
  • Поставки электроэнергии и газа
  • Лицензирование и регулирование лекарственных средств

Соединенному Королевству также необходимо будет разработать и внедрить множество новых систем, например, то, как она будет регулировать иммиграцию после прекращения свободы передвижения.

  • Почему торговая сделка между Великобританией и ЕС имеет значение?
  • Каковы правила равных условий игры?

Как может выглядеть Брексит после перехода?

В конце переходной фазы возможны два исхода:

Торговое соглашение между Великобританией и ЕС вступает в силу

Если торговое соглашение между Великобританией и ЕС будет готово к концу года, Великобритания может начать новые торговые отношения, как только закончится переходный период.

Если торговая сделка достигнута, но остаются вопросы в других областях — например, о будущем сотрудничества в области безопасности — тогда торговая сделка может быть заключена, а планы на случай непредвиденных обстоятельств используются для других частей отношений.

Тем не менее, ЕС хочет единой всеобъемлющей сделки, охватывающей все аспекты будущих отношений, в то время как Великобритания утверждает, что должен быть заключен ряд отдельных соглашений, включая основное соглашение о свободной торговле.

  • Торговая сделка Brexit: каковы точки преткновения?
Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Урсула фон дер Ляйен возглавит Европейскую комиссию в переходный период

Великобритания выходит из переходного периода без торговой сделки с ЕС согласовать и реализовать торговую сделку к 1 января 2021 года, и продление перехода не согласовано.

Таким образом, Великобритания будет торговать на условиях ВТО (Всемирной торговой организации) с ЕС. Это означает, что большинство британских товаров будут облагаться тарифами до тех пор, пока не будет готово соглашение о свободной торговле.

Если другие аспекты будущих отношений не готовы, им тоже придется действовать без каких-либо условий.

Срок продления перехода истек.

Переходный период Brexit | Институт правительства

объяснитель

Переходный период Brexit — это период, когда Великобритания больше не является членом ЕС, но остается членом единого рынка и таможенного союза.

Джорджина Райт Хейдон Этерингтон

5 минут чтения

Тема
Брексит

Ключевые слова
Соглашение о выходе Оборона и безопасность Протокол Северной Ирландии Иммиграция Торговля

Издатель
Институт правительства

22 июня 2023 г. Комментарий

Brexit, скорее всего, еще какое-то время останется «сделанным»

Реальность Брексита не так проста, как утверждал Борис Джонсон.

22 июня 2023 г. Подкаст

Риши Сунак подсчитывает затраты

Анна Исаак из The Guardian присоединяется к команде подкастов, чтобы обсудить, какие варианты — если таковые имеются — есть у Риши Сунака, чтобы разобраться с растущими процентными ставками.

20 июня 2023 г. Гибридное событие

20 июня 2023 г.

В беседе с достопочтенным Крисом Хитоном-Харрисом, членом парламента, государственным секретарем Северной Ирландии

Достопочтенный член парламента Крис Хитон-Харрис обсудил проблемы управления в Северной Ирландии и подход его департамента к восстановлению разделения власти.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts