Возрастная психология — что такое, развитие, этапы
Автор статьи
Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог
Сохранить статью:
С годами физические возможности человека меняются: из беспомощного младенца он вырастает в сильного и способного взрослого, а затем превращается в слабого старика. А что происходит с психикой? Она тоже не остается статичной и претерпевает изменения. Закономерности возрастного развития психических функций изучаются отдельным направлением психологии. Она отслеживает развитие личности и соотносит его с возрастными трансформациями. Что стоит за определением «возрастная психология»? Какими проблемами занимается и какие инструменты использует?
Что изучает возрастная психология человека?
Возрастная психология — направление психологической науки, занимающееся изучением преобразований психики человека, изменений его поведения и личностных качеств на протяжении жизненного пути. Основное отличие от других направлений в том, что она сосредоточена на динамике развития.
Главной задачей возрастной психологии является формирование модели развития индивида, которая будет отражать особенности существования в любом возрасте.
Возрастная психология изучает:
- этапы преобразования личности и их последовательность;
- факторы, которые влияют на индивидуальность;
- особенности обучения и освоения навыков на различных жизненных этапах.
Возрастная психология пересекается с психологией развития. Эти две области тесно примыкают друг к другу.
Возрастная периодизация в психологии
Разработаны разные подходы в описании процесса формирования личности. В психологии принято считать, что он под влиянием определенных причин протекание внутренних трансформаций может как ускоряться, так и замедляться.
Так формируются возрастная периодизация — смена жизненных этапов, в которых психическое развитие человека претерпевает серьезные изменения. Дискретные периодизации делят на 3 группы:- по внешнему фактору,
- по внутреннему фактору,
- на основании выбранного признака.
ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим
Алина Степанчук
Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!
В современной психологии выделяют следующие периоды возрастного развития в формирования личности:
- Период новорожденности (до двух месяцев после рождения). Характеризуется первым психологическим кризисом в жизни ребенка. Происходит адаптация к внешнему миру. Заканчивается — появлением «комплекса оживления».
- Младенчество ( 2 –12 месяцев). Характеризуется активным развитием двигательных навыков. На этом этапе взросления отмечается становление восприятия, некоторых видов памяти, а к окончанию периода — сенсомоторного интеллекта.
- Раннее детство (1 – 3 года). Возрастная психология этого периода сосредоточена на игровой деятельности и развитии мелкой моторики. Идёт активное формирование и воспроизведение пассивной речи.
- Дошкольный период (3 – 7 лет). Появляется необходимость в общении и совместных играх. Формируется способность воспринимать себя через чужую оценку. К концу периода закладывается способность рассуждать, выстраивать причинно-следственные связи.
- Младший школьный возраст (7 – 11 лет). В этом возрастном периоде игровая деятельность сменяется обучением. С точки зрения психологии этот этап считается устойчивым и спокойным. У ребенка развивается самоконтроль, старание, трудолюбие.
- Подростковый период (11 – 14 лет). Происходят психологические и физические изменения на фоне гормональной перестройки в организме. Одновременно усиливается стремление к самостоятельности, проявлению независимости, но падает самооценка и уверенность в себе. Усиливаются внутренние переживания. Психология считает период пубертата — самым сложным возрастным кризисом. У подростков активно развивается интеллектуальные и творческие способности.
- Юность (15 – 23 года). Закладывается система собственного мировоззрения и убеждений, молодые люди начинают критически оценивать свои мысли и действия, планировать жизнь в перспективе.
- Зрелый возраст (30 – 60 лет). Самый активный период в жизни. Человек занимается профессиональной реализацией, ищет собственное призвание. В этот период чаще всего люди вступают в брак и заводят детей. Появляется осознанная готовность к материнству или отцовству. В 30 – 40 лет наступает пик творческой деятельности.
- Пожилой возраст (60 – 75 лет). Начиная с этого возрастного этапа, происходит угасание физической активности. Часто переживается психологический кризис из-за прекращения трудовой деятельности. Происходит снижение чувствительности.
- Старость (75 – 90 лет). Становятся заметными нарушения памяти, снижается желание общаться, чувствуется упадок эмоционального фона.
- Долгожительство (более 90 лет).
Для каждого из этих этапов периодизации предусмотрен отдельный раздел возрастной психологии, в котором описываются наиболее сложные моменты личностного развития, возрастные кризисы, с которыми может столкнуться человек, и способы их преодоления.
Основные методы исследования в возрастной психологии
Методы исследования возрастной психологии были взяты из других смежных направлений. Основными из них являются:
- Наблюдение. Оптимальный метод для работы с детьми дошкольного возраста. Залогом качества полученных данных — регулярность проведения и его тщательное планирование.
- Эксперимент. Это отличный метод для использования в работе с детьми. Он позволяет спрогнозировать и вызвать именно те процессы и ситуации, которые хотелось бы исследовать.
- Тестирование. Применяется преимущественно в работе со школьниками. Лёгкий, быстрый и информативный сбора данных.
- Беседа. Этот метод заключается в получении ответа на необходимый вопрос при личном общении с ребенком.
- Анализ продуктов деятельности. Этот метод базируется на анализировании работ конкретного человека. Для выводов о соответствии развития ребенка возрастным нормам в психологии применяется принцип единства сознания и деятельности: через его рисунки, поделки и тестовые работы специалист может сделать вывод о психологическом состоянии.
Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»
Пройти тест
Большинство методов исследования, применяемых в возрастной психологии, являются исследовательскими. В результате их проведения можно получить необходимую информацию, новые факты и закономерности.
Если у вас остались вопросы по темам возрастной психологии и психологии развития, то ответы можете найти в статьях нашего блога «Психология». В них подробно рассматриваются психологические особенности людей разного возраста: обсуждаются вопросы семейной психологии, даются рекомендации по воспитанию и обучению детей, рассказывается о возрастной психологии людей преклонного возраста.
Категории по теме:
- Все статьи
- Нутрициология
- Коучинг
- Сексология
- Психология
- Дизайн интерьеров
- Эксперт.PRO
Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости
Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости.
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости
Хронологические рамки (возрастные границы). От 30 до 60‑70 лет.
Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.
Таблица
23 – 30 лет |
30 – 40 лет |
40 – 50 (55) лет |
1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. 2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности. 3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции. 4. Воспитание детей. 5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения. |
1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. 2. Передача опыта другим, наставничество. 3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании. 4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры. |
1. Развитие и сохранение супружеских отношений. 2. Воспитание детей 3. Достижения в карьере. 4. Развитие форм и хобби. 5. Принятие и приспособление к изменениям организма. 6. Принятие ответственности за стареющих родителей. |
Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов , скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.
После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.
После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.
Снижение физических навыков и возможностей более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.
Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.
У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.
Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.
Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.
Познавательные функции на разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).
Таблица
18 – 25 лет
|
30 – 40 лет
|
41 – 50 лет
|
51 – 55 лет
|
1. Усиленное развитие психических функций. 2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления. 3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности. Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта. В 26 — 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. |
1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. 2. После 35 уменьшается возможность новообразований. 3. Наблюдается максимум творческой активности. В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания. |
1. Снижение уровневой оценки мышления. 2. Снижение уровня памяти и внимания. |
1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремле ния в профессиональной сфере.
|
Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.
Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости
Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:
- Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
- Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.
В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.
Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.
При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я — концепции».
Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.
Кризисы данного периода:
По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.
Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.
В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.
Э. Эриксон считает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.
Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).
К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.
Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.
Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.
Задание для самостоятельной работы
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) Какие факторы содействуют или препятствуют достижению вершин профессионализма («акме»)?
б) В чем особенности кризисов развития в зрелом возрасте?
в) Побеседуйте с взрослым человеком на тему «Кто в его жизни повлиял на личностное и профессиональное самоопределение?»
2. Проанализируйте современные исследования по проблеме и напишите краткую аннотацию на статью, которая соответсвтует вашим интересам.
1. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 113 – 119.
2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 11-23.
3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и «акме» как интегративная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 89 – 107.
4. Калашникова И.Н. Отношение к себе в зрелом возрасте как психологическая проблема // Адукацыя i выхаванне. – 199. ‑ № 5-.6. ‑ С. 23.
5. Калашникова И.Н. Влияние типа личности на отношение к себе в зрелом возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2001. ‑ №9. ‑ С. 23.
6. Крупник Е.Л., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. ‑ №6. ‑ С. 12.
Список рекомендуемой литературы
1. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
2. Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Издательство «Ювента». ‑ СПб., 1999.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2003.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
6. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
О человеческом развитии — Измерение Америки: Программа Исследовательского совета по социальным наукам
ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АМЕРИКАНСКИЙ ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЧЕМУ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОХОД, ЗДОРОВЬЕ?
Развитие человека определяется как процесс расширения свобод и возможностей людей и улучшения их благосостояния. Человеческое развитие — это реальная свобода обычных людей решать, кем быть, что делать и как жить.
Концепция человеческого развития была разработана экономистом Махбубом уль Хаком. В 1970-х годах во Всемирном банке, а затем в качестве министра финансов в своей стране, Пакистане, д-р Хак утверждал, что существующие меры человеческого прогресса не учитывают истинную цель развития — улучшение жизни людей. В частности, он считал, что обычно используемый показатель валового внутреннего продукта не может адекватно измерить благосостояние. Работая с лауреатом Нобелевской премии Амартьей Сеном и другими одаренными экономистами, в 1990 Д-р Хак опубликовал первый Доклад о развитии человеческого потенциала, подготовленный по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций.
Центральное место в подходе к человеческому развитию занимает концепция способностей. Способности — то, что люди могут делать и кем они могут стать, — это то, что нужно человеку, чтобы жить полноценной жизнью. К базовым качествам, которые ценятся практически всеми, относятся: крепкое здоровье, доступ к знаниям и достойный материальный уровень жизни. Другие способности, необходимые для полноценной жизни, могут включать в себя способность участвовать в принятии решений, влияющих на жизнь человека, контролировать свою среду обитания, пользоваться свободой от насилия, пользоваться уважением в обществе, а также расслабляться и получать удовольствие.
Наши возможности расширяются (или ограничиваются) нашими собственными усилиями, а также институтами и условиями нашего общества. У людей с обширными, хорошо развитыми способностями есть инструменты, необходимые им для того, чтобы воплотить свое видение «хорошей жизни» в реальность. Те, у кого нет способностей, менее способны прокладывать собственный курс и использовать возможности. Без базовых способностей человеческий потенциал остается нереализованным.
Подход, основанный на возможностях, представляет собой нормативную базу, используемую для анализа благополучия, часто используемую для понимания проблем развития. Хотя некоторые аспекты этого подхода могут быть связаны с Аристотелем и Адамом Смитом, именно философ-экономист Амартия Сен и совсем недавно профессор права и этики Чикагского университета Марта Нуссбаум несут ответственность за его развитие и распространение. Основная предпосылка подхода, основанного на возможностях, заключается в том, что благополучие должно определяться реальными и реальными возможностями людей заниматься тем, что они желают (часто называемыми «способностью функционировать»), и посредством этих свобод быть тем, кем они хотели бы быть. быть. Одна из иллюстраций различия между способностью функционировать и формальными свободами находится в области образовательных возможностей. Все граждане США имеют формальную свободу получения высшего образования. Однако при сравнении учащихся из малообеспеченных районов с более состоятельными учащимися реальная свобода учащихся с низким доходом посещать колледж может быть ограничена, среди прочего, некачественными местными средними школами и финансовыми соображениями. Формальные свободы в этом и во многих других случаях необходимы, но недостаточны для обеспечения истинных способностей к функционированию. Подход возможностей к благополучию, который отдает приоритет способности актуализировать возможности в «существах и действиях», контрастирует с другими теориями благополучия. которые сосредоточены на субъективных показателях, таких как счастье, или на материальных средствах, таких как доход.
Индекс человеческого развития
Состояние страны часто выражается через ВВП (валовой внутренний продукт), ежедневные результаты фондового рынка, уровень потребительских расходов и показатели государственного долга. Но эти цифры дают лишь частичное представление о том, как живут люди.
Индекс человеческого развития был разработан как альтернатива простым денежным показателям. Это простая для понимания числовая мера, состоящая из того, что большинство людей считает самыми основными составляющими человеческого благополучия: здоровье, образование и доход. Первый Индекс человеческого развития был представлен в 1990. С тех пор он является ежегодным элементом каждого Доклада о развитии человеческого потенциала, в котором практически все страны мира занимают места от первого (в настоящее время Исландия) до 177-го (в настоящее время Сьерра-Леоне).
Этот составной индекс стал одним из наиболее широко используемых показателей благосостояния во всем мире и позволил расширить измерение и обсуждение благосостояния за пределы важных, но, тем не менее, узких рамок дохода. В ряде стран индекс развития человеческого потенциала теперь является официальной государственной статистикой; его ежегодная публикация открывает серьезную политическую дискуссию и возобновляет усилия на национальном и региональном уровнях, направленные на улучшение жизни.
вернуться наверх
Американский индекс человеческого развития
Измерение Америки представляет модифицированный американский индекс человеческого развития. Американский индекс HD измеряет те же три основных параметра, что и стандартный индекс HD, но использует другие показатели, чтобы лучше отражать контекст США и максимально использовать доступные данные. Например, в то время как стандартный индекс измеряет доступ к знаниям, используя среднее количество лет, которые учащиеся проводят в школе, вместо этого мы решили использовать уровень образования, более требовательный показатель.
Долгая и
Здоровая жизнь
Доступ к
Знаниям
Достойный
Уровень жизни
Долгая и здоровая жизнь измеряется с помощью ожидаемой продолжительности жизни при рождении, рассчитанной на основе данных о смертности от Центров по контролю и профилактике заболеваний, Национального центра статистики здравоохранения и данных о населении от Бюро переписи населения США, 2005 г.
Самая ценная способность люди обладают, чтобы быть живыми. Опережающее развитие человека требует, в первую очередь, расширения реальных возможностей людей избегать преждевременной смерти от болезней или травм, пользоваться защитой от произвольного лишения жизни, жить в здоровой окружающей среде, вести здоровый образ жизни, получать качественную медицинскую помощь. ухода и достижения максимально возможного уровня физического и психического здоровья.
В Американском индексе HD ожидаемая продолжительность жизни при рождении выступает в качестве косвенного показателя способности прожить долгую и здоровую жизнь. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это среднее количество лет, которое, как ожидается, проживет ребенок, родившийся сегодня, при сохранении существующих моделей смертности на протяжении всей его или ее жизни. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, наиболее часто используемый показатель здоровья населения во всем мире, составляет одну треть от
общего американского индекса HD.
Американский проект человеческого развития рассчитывает ожидаемую продолжительность жизни для 50 штатов, 435 избирательных округов, женщин и мужчин, а также основных расовых и этнических групп на основе данных о смертности от Центров по контролю и профилактике заболеваний, Национального центра медицинской статистики и данных о населении. данные из базы данных CDC WONDER.
Доступ к знаниям является решающим фактором, определяющим долгосрочное благополучие, и необходим для личной свободы, самоопределения и самодостаточности. Образование имеет решающее значение для реальной свободы людей решать, что делать и кем быть. Образование укрепляет уверенность, придает статус и достоинство, расширяет горизонты возможного, а также позволяет приобретать навыки и дипломы. Глобализация и технологические изменения чрезвычайно усложнили для малообразованных американцев достижение экономической самодостаточности, душевного спокойствия и самоуважения, обеспечиваемых надежными средствами к существованию.
Доступ к знаниям измеряется с помощью двух показателей: посещаемости школ для населения в возрасте 3 лет и старше и уровня образования для населения в возрасте 25 лет и старше. Вес одной трети применяется к показателю зачисления, а вес в две трети применяется к показателю получения степени. Оба показателя взяты из исследования американского сообщества Бюро переписи населения США.
Доход необходим для удовлетворения основных потребностей, таких как пища и кров, а также для выхода за пределы этих потребностей к жизни, полной свободного выбора и свободы. Доход предоставляет ценные варианты и альтернативы, а его отсутствие может ограничивать жизненные шансы и ограничивать доступ ко многим возможностям. Доход — это средство для достижения множества важнейших целей, включая достойное образование; безопасная, чистая среда обитания; безопасность в болезни и старости; и право голоса в решениях, которые влияют на чью-то жизнь. Деньги — это еще не все, но очень важная вещь.
Достойный уровень жизни измеряется с использованием медианы личных заработков всех работающих полный и неполный рабочий день в возрасте 16 лет и старше по данным исследования американского сообщества, Бюро переписи населения США.
В то время как данные о крайних значениях изобилия и лишений в Соединенных Штатах многочисленны, Американский индекс развития человеческого потенциала представляет собой единую меру благосостояния для всех американцев, дезагрегированную по штатам и округам Конгресса, а также по полу, расе , и этническая принадлежность. Все данные, используемые в индексе, получены из официальных источников правительства США — опроса американского сообщества Бюро переписи населения США и Центров по контролю и профилактике заболеваний.
Данные, включенные в Американский индекс человеческого развития, помогут нам понять различия между регионами и группами. Это снимок современной Америки. Кроме того, индекс будет служить базой для мониторинга будущего прогресса.
наверх
Почему Health, Education, and Income?
Большинство людей согласится с тем, что долгая и здоровая жизнь, доступ к знаниям и достойный материальный уровень жизни являются основными составляющими благополучия и возможностей. Они также являются строительными блоками Американского индекса человеческого развития, а также Индекса человеческого развития ООН, на основе которого он смоделирован. Эти три основные возможности повсеместно ценятся во всем мире, и для их представления существуют измеримые, интуитивно понятные и надежные индикаторы — два важнейших фактора при построении составного индекса.
Долгая и здоровая жизнь
Самая ценная способность, которой обладают люди, — это быть живыми. Опережающее развитие человека требует, в первую очередь, расширения реальных возможностей людей избегать преждевременной смерти от болезней или травм, пользоваться защитой от произвольного лишения жизни, жить в здоровой окружающей среде, вести здоровый образ жизни, получать качественную медицинскую помощь. ухода и достижения максимально возможного уровня физического и психического здоровья.
В Американском индексе HD ожидаемая продолжительность жизни при рождении выступает в качестве косвенного показателя способности прожить долгую и здоровую жизнь. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это среднее количество лет, которое, как ожидается, проживет ребенок, родившийся сегодня, при сохранении существующих моделей смертности на протяжении всей его или ее жизни. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, наиболее часто используемый показатель здоровья населения во всем мире, составляет одну треть от общего американского индекса HD.
Американский проект человеческого развития рассчитывает ожидаемую продолжительность жизни для 50 штатов, 435 избирательных округов, женщин и мужчин, а также основных расовых и этнических групп на основе данных о смертности от Центров по контролю и профилактике заболеваний, Национального центра медицинской статистики и данных о населении. данные из базы данных CDC WONDER.
Доступ к знаниям
Доступ к знаниям является решающим фактором, определяющим долгосрочное благополучие, и необходим для личной свободы, самоопределения и самодостаточности. Образование имеет решающее значение для реальной свободы людей решать, что делать и кем быть. Образование укрепляет уверенность, придает статус и достоинство, расширяет горизонты возможного, а также позволяет приобретать навыки и дипломы. Глобализация и технологические изменения чрезвычайно усложнили для малообразованных американцев достижение экономической самодостаточности, душевного спокойствия и самоуважения, обеспечиваемых надежными средствами к существованию.
Доступ к знаниям измеряется с помощью двух показателей: посещаемости школ для населения в возрасте 3 лет и старше и уровня образования для населения в возрасте 25 лет и старше. Вес одной трети применяется к показателю зачисления, а вес в две трети применяется к показателю получения степени. Оба показателя взяты из исследования американского сообщества Бюро переписи населения США.
Достойный уровень жизни
Доход необходим для удовлетворения основных потребностей, таких как пища и кров, а также для перехода от этих потребностей к жизни, полной свободного выбора и свободы. Доход предоставляет ценные варианты и альтернативы, а его отсутствие может ограничивать жизненные шансы и ограничивать доступ ко многим возможностям. Доход — это средство для достижения множества важнейших целей, включая достойное образование; безопасная, чистая среда обитания; безопасность в болезни и старости; и право голоса в решениях, которые влияют на чью-то жизнь. Деньги — это еще не все, но очень важная вещь.
Достойный уровень жизни измеряется с использованием медианы личных заработков всех работающих полный и неполный рабочий день в возрасте 16 лет и старше по данным исследования американского сообщества, Бюро переписи населения США.
вернуться к началу страницы
____________________________________________________________________________
По вопросам СМИ и другим вопросам обращайтесь к нам по адресу: contact@measureofamerica. org | (718) 517-3720.
Человеческое развитие | Отчеты о человеческом развитии
В 1990 в первом Докладе о человеческом развитии был представлен новый подход к повышению благосостояния человека. Человеческое развитие – или подход к человеческому развитию – заключается в расширении богатства человеческой жизни, а не просто в богатстве экономики, в которой живут люди. Это подход, ориентированный на людей, их возможности и выбор.
Люди: человеческое развитие сосредоточено на улучшении жизни людей, а не на предположении, что экономический рост автоматически приведет к повышению благосостояния для всех. Рост доходов рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Возможности: человеческое развитие заключается в том, чтобы дать людям больше свободы жить той жизнью, которую они ценят. Фактически это означает развитие способностей людей и предоставление им возможности их использовать. Например, образование девочки поможет развить ее навыки, но от этого будет мало толку, если ей отказано в доступе к работе или у нее нет необходимых навыков для местного рынка труда. Три основы человеческого развития — прожить долгую, здоровую и творческую жизнь, обладать знаниями и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Важны и многие другие вещи, особенно помощь в создании надлежащих условий для человеческого развития, и некоторые из них приведены в таблице ниже. Как только основы человеческого развития достигнуты, они открывают возможности для прогресса в других аспектах жизни.
Выбор: в основе человеческого развития лежит больший выбор. Речь идет о том, чтобы предоставить людям возможности, а не настаивать на том, чтобы они ими воспользовались. Никто не может гарантировать человеческое счастье, и выбор, который делают люди, является их собственной заботой. Процесс развития — человеческого развития — должен, по крайней мере, создавать среду для людей, индивидуально и коллективно, для развития их полного потенциала и получения разумных шансов вести продуктивную и творческую жизнь, которую они ценят.
По мере того, как международное сообщество движется к реализации и мониторингу повестки дня на период до 2030 года, подход, основанный на развитии человеческого потенциала, остается полезным для формулирования целей развития и повышения благосостояния людей путем обеспечения справедливости, устойчивости и стабильности на планете.
Подход к человеческому развитию, разработанный экономистом Махбубом Уль Хаком, основан на работе лауреата Нобелевской премии Амартии Сена о человеческих возможностях, часто определяемой с точки зрения того, способны ли люди «быть» и «делать» желаемые вещи в жизни. Примеры включают
Существа: сытые, защищенные, здоровые
Дела: работа, образование, голосование, участие в общественной жизни.
Центральное место в этом подходе занимает свобода выбора: человек, решивший проголодаться (скажем, во время религиозного поста), сильно отличается от того, кто голоден, потому что не может позволить себе купить еду.
Формирующее влияние оказали и представления о связи экономического роста и развития во второй половине ХХ века. Валовой внутренний продукт (ВВП) и экономический рост стали ведущим показателем национального прогресса во многих странах, однако ВВП никогда не предназначался для использования в качестве меры благосостояния.В дебатах о развитии 70-х и 80-х годов рассматривалось использование альтернативных фокусов для выхода за рамки ВВП, в том числе уделение большего внимания занятости с последующим перераспределением по мере роста, а затем удовлетворением основных потребностей людей. Эти идеи помогли проложить путь для человеческого развития (как подход, так и его измерение).
Одним из наиболее важных достижений подхода, основанного на человеческом развитии, воплощенного в последовательных ДРЧ, стало обеспечение все более широкого признания того факта, что денежные показатели, такие как ВВП на душу населения, являются неадекватными показателями развития. В первом Докладе о человеческом развитии был представлен Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель достижений в основных аспектах человеческого развития в разных странах.
Этот несколько грубый показатель человеческого развития остается простым невзвешенным средним значением продолжительности жизни, образования и дохода нации и широко используется в дискуссиях о развитии. Однако с течением времени в индекс были внесены некоторые изменения и уточнения. Действительно, критики ИЧР и их опасения стимулировали и продолжают стимулировать корректировку индекса и разработку сопутствующих индексов, которые помогают нарисовать более широкую картину глобального человеческого развития.