Развитие мальчиков и девочек. Сходства и отличия.
Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».
На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.
Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.
Физическое развитие
Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.
Как различается рост и вес малышей
Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.
Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.
Есть ли различия в строении и функционировании мозга?
Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.
Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.
Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.
Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:
Зона мозга |
Функция |
У кого выше активность |
Левое полушарие |
Вербальное мышление |
Женщины |
Правое полушарие |
Пространственное мышление |
Мужчины |
Ствол мозга, мозжечок |
Движение и координация |
Мужчины |
Кора головного мозга |
Принятие решений, самоконтроль, внимание |
Женщины |
Лимбическая система |
Регуляция эмоциональных реакций |
Женщины |
Теменная доля |
Переработка информации о пространстве |
Мужчины |
Мозолистое тело |
Межполушарное взаимодействие |
Женщины |
Миндалина |
Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями |
Мужчины |
Височные доли |
Понимание и использование письменной и устной речи |
Женщины |
Базальные ганглии |
Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности |
Женщины |
Гиппокамп |
Долгосрочная память, эмоции |
Женщины |
Серое вещество |
Фокусировка на задаче |
Мужчины |
Белое вещество |
Многозадачность |
Женщины |
Затылочная доля |
Восприятие и переработка визуальных стимулов |
Мужчины |
Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.
Развитие умений и навыков
Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.
Двигательные навыки
В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение.
Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.
Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.
Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.
Пространственное восприятие и способности к конструированию
Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.
Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.
Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.
Развитие речи
За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.
К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.
Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.
Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.
Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.
Обучение мальчиков и девочек
Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.
Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.
Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?
-
Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,
-
Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,
-
Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,
-
Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,
-
Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,
-
Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,
-
Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,
-
Мальчики лучше замечают детали,
-
Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,
-
Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,
-
Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.
Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.
Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.
Выводы
Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.
Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.
Заключение
Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.
Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.
Будем рады знакомству с Вами в наших детских клубах!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
ОТ МАМЫ К МАМЕ — Календарь развития
Развитие ребёнка от 7 до 8 месяцев
Физическое развитие
Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные500-600граммов веса тела и приблизительно1,5-2сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно — нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.
Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение — это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители — ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, — то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни — старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно — быстрое изменение двигательных навыков.
Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями — держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение — ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.
Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.
Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте?
Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол — это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» — это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.
Психическое развитие
Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук — трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.
Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами — «мама», «баба», «деда» — вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.
Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.
Развитие ребёнка от 9 до 10 месяцев
Физическое развитие
На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки. Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.
Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.
В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.
Психическое развитие
Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.
Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. Кроме того, ребенок сам начинает подражать действиям взрослых — пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.
Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол. Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.
Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.
Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом — переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.
Какие еще умения и навыки появляются в этом возрасте? На вопрос «Где?» малыш отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов. С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: шар — катает, резиновую игрушку — сжимает и разжимает, емкости (коробки, корзинки, формочки) — вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: центры активности, шкатулки с сюрпризами, игрушки с веревочками, за которые можно тянуть, музыкальные игрушки с кнопками, погремушки, маракасы, молоточки с пищалками, прозрачные пластиковые бутылки с крупами, камешками, разноцветными бусинками, мягкие игрушки с наполнителями, мягкие игрушки с деталями на липучке, мячи, пирамидки, игрушки с прорезями, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами.
Развитие ребёнка от 10 до 11 месяцев
Физическое развитие
За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11,8 кг, а девочки от 7,7 до 11,3 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 — 78,8 см и 67,7 — 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.
Большинство малышей в этом возрасте — неутомимые исследователи. Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными. Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).
Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами — первые шаги
В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно — хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.
Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений — он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.
Двигательная активность детей в этом возрасте все же может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.
Психическое развитие
Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания — поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.
Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.
Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.
Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, — он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.
В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.
Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».
Какова степень доверия ребенка маме? Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.
Развитие ребёнка от 11 до 12 месяцев
Физическое развитие
Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Мальчики на одиннадцатом месяце жизни, как правило, имеют массу в диапазоне 8,3 — 12,3 кг, девочки — в пределах 8,1 — 12,2 кг. Рост малышей в этот период обычно составляет от 69,9 до 80,4 см у мальчиков и от 69 до 78,3 см у девочек. Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.
В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей. Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить. И те, и другие используют доступные способы передвижения для того, чтобы изучать окружающее пространство.
Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору. Ребенок открывает для себя интереснейшую игру -придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол. Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.
Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.
Несколько подробнее остановимся на умении ребенка ходить. Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев. Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить. Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры. Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.
Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица. Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.
Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами. Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.
Психическое развитие
Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя — поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых — «дай-дай-дай», «пока-пока».
Кроха начинает понимать значение простых предлогов — «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.
Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.
В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их. Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта. Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности — учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве. Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям — откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.
Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т.п.
В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях. Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.
Поделиться
Полезно ли моему ребенку трогать себя?
Дети начинают исследовать свое тело намного раньше, чем вы думаете. Вот чего ожидать.
Когда родители думают о вехах в развитии своего ребенка, есть одна, о которой не так часто говорят: когда дети обнаруживают свои собственные гениталии.
Но вот в чем дело: такое поведение почти всегда такое же обычное и обычное, как и когда они обнаруживают и исследуют другие части тела, такие как пальцы ног или пальцы.
Возможно, вам будет немного неловко или неловко, когда вы впервые заметите, что ваш ребенок прикасается к себе таким образом (это тоже обычное дело), но ваша реакция также важна для его развития.
Младенцы в возрасте до года не очень подвижны, но у них начинает развиваться ловкость рук и пальцев, что означает, что они склонны хвататься за предметы, в том числе за части тела и половые органы.
«Младенцы и малыши обычно обнаруживают свой пенис или вульву, как только они могут до них дотянуться», — говорит Лидия Бауэрс, сексолог и автор книги «Мы слушаем свое тело».
Другими словами, когда у них есть доступ, например, когда они без подгузника, в ванне или вы меняете им подгузник, они могут схватиться за вульву или пенис. Это естественно.
В этом возрасте, говорит Бауэрс, «они много исследуют свое тело и пытаются понять, какие у него части».
Поначалу этот захват может показаться случайным или случайным, но со временем он может стать более целенаправленным. Когда они становятся более подвижными, они также могут толкать предметы или тереться о них.
В то время как младенцы могут хвататься за себя, когда они очень маленькие, это может стать более заметным, когда детям исполняется 2 года и они становятся малышами.
«Мы склонны видеть, что все больше малышей и дошкольников больше исследуют свое тело из-за перехода от подгузников, которые являются более ограничивающими, к нижнему белью с более легким доступом», — говорит Бауэрс.
Это естественное любопытство, как правило, сохраняется примерно до 5 лет.
К тому времени, когда ваш ребенок носит одежду для детей от 18 до 24 месяцев, он начинает различать свою гендерную идентичность, узнавая, кто похож на него, а кто нет. как физически, так и поведенчески к 3 годам. Когда это осознание разовьется, некоторые дети могут заинтересоваться своими гениталиями и гениталиями других людей.
К 5 годам, осознаете вы это или нет, ваш ребенок, скорее всего, имеет более конкретное представление о своей гендерной идентичности.
Если кажется, что ваш малыш замечает и озвучивает больше различий между собой и другими малышами, в том числе своего пола, вы можете прочитать это.
Например, вы можете увидеть, как ваш ребенок с любопытством наблюдает за вами, пока вы одеваетесь, смотрит на гениталии своего брата или сестры, показывает свои гениталии другим, трогает себя или просит своих сверстников показать свои половые органы.
Такое поведение типично для их сексуального развития, хотя оно может привести к некоторым неловким или смущающим моментам для родителей.
Некоторые дети также могут трогать себя, когда они напуганы или обеспокоены — такое поведение больше направлено на самоуспокоение. «Некоторые дети исследуют по той же причине, по которой другие дети сосут большой палец: это утешает и успокаивает», — объясняет Бауэрс.
Как реагировать на то, что ваш малыш прикасается к его «частям»
Помните, что если ваш ребенок ведет себя подобным образом, это не повод для беспокойства. Старайтесь не смеяться, не стыдиться и не ругать их за это.
«Наши реакции важны, потому что мы закладываем основу отношения детей к своему телу, — объясняет Бауэрс. «Смех, стыд или крик посылают очень конкретные сообщения — обычно о том, что определенные части тела «плохие».
Кроме того, ваша реакция зависит не только от ваших слов. Дети поймут ваш тон голоса, выражение лица и слово, когда вы отреагируете на то, что они делают, и это может непреднамеренно стать одним из их первых уроков сексуальности.
Вот почему обычно рекомендуется говорить о частях тела и сексуальном поведении спокойным, нейтральным, деловым тоном.
Анатомически правильные терминыТакже рекомендуется использовать анатомически правильные термины, такие как пенис, яички, влагалище или грудь, когда речь идет о частях тела.
Придуманные названия частей тела могут сбивать с толку, особенно если ваши дети ходят в детский сад или школу, а их друзья, учителя или опекуны используют разные слова.
Это также может означать, что есть что-то постыдное в этих частях тела или в словах, используемых для их описания.
Вместо этого, если вы используете правильные слова, вы устанавливаете доверительные отношения со своим ребенком. Это заложит основу для последующих разговоров о согласии и поможет вашему ребенку рассказать вам о своем теле.
Это также облегчает им разговор с вами, если кто-то делает с ними что-то неприятное или без их согласия, поскольку они видят в вас безопасного и бесстыдного человека, с которым можно поговорить на эти темы.
Личное или публичноеМожно сказать ребенку, что прикасаться к себе или исследовать себя следует наедине, а не публично.
Лучше не осуждать, когда вы признаете, что они делают, но напоминаете им, что их пенис или вагина неприкосновенны. Это может помочь научить их конфиденциальности.
Вы можете сказать
«Вы не должны прикасаться к своим (пенису, влагалищу, интерсексуальным частям), когда люди находятся рядом или в местах, где другие люди приходят и уходят».
«Лучший способ справиться с такими ситуациями — помочь детям определить подходящие контексты для такого поведения», — объясняет Келли Сифан, сертифицированный поведенческий аналитик и основатель Applied Behavioral Happiness (ABH) в Уэйк-Форест, Северная Каролина. . «Мы можем превратить это в увлекательную беседу для маленьких детей, используя глупые примеры для контекста».
Например, говорит она, вы можете использовать эти примеры для иллюстрации:
Можно сказать
- «Мы не плаваем на кухне, это время плавания в бассейне».
- «Мы не едим под кроватью, что на обед за столом».
- «Мы не рыгаем за обеденным столом, это для ванной».
Затем, когда ваш ребенок согласится с этими ситуациями, вы можете добавить: «Мы не прикасаемся к себе за обеденным столом, это для того, чтобы побыть в тишине в нашей комнате», — говорит Сифан.
Вы также можете попробовать перенаправить внимание и руки вашего ребенка на другое занятие — например, на игрушку или другую альтернативу ерзанию — если он начинает трогать себя в общественных местах.
Твое против моегоВы также можете начать объяснять идею согласия своему малышу в соответствии с возрастом.
Например, если ваш ребенок пытается прикоснуться к гениталиям других людей, вы можете объяснить ему разницу между уместным и неуместным прикосновением. На самом деле эксперты в целом сходятся во мнении, что дошкольный возраст — лучшее время, чтобы начать об этом говорить.
Вы также можете объяснить, почему мы не прикасаемся к другим людям без их разрешения, и вы также можете дать своему ребенку возможность сказать «нет» прикосновениям, которые он не хочет получать.
Например, члены семьи часто «крадут» поцелуй, «хватают» объятия или щекочут их, когда они навещают вашего ребенка, и не причиняют никакого вреда. Однако иногда такое поведение вызывает у детей дискомфорт. Вы можете расширить возможности своего ребенка и настроить его на понимание согласия, если научите его тому, что у него есть право сказать «стоп», «нет» или отстраниться.
Когда вашему ребенку исполнится 5 или 6 лет, он сможет лучше понимать неприкосновенность частной жизни и личное пространство.
В результате вы должны увидеть уменьшение количества публичных прикосновений вашего ребенка к собственному телу.
Однако это не означает, что их прикосновения к себе полностью прекращаются — но это тоже обычное дело. Может пройти некоторое время, прежде чем идея конфиденциальности действительно укоренится. Вы можете мягко напомнить им, когда сможете.
Если вы замечаете прикосновения к себе или любопытство в сексуальном поведении, также может быть хорошей идеей начать разговор с вашим ребенком.
Для детей в начальной школе или до полового созревания вполне естественно задавать вопросы о собственном теле, откуда берутся дети или даже о сексе, а игровая площадка не очень надежный источник информации. Если вы можете начать разговор и дать ребенку бесстыдный способ задавать вопросы, вы можете помочь ему сформировать более здоровое представление о собственном теле и сексуальности.
Если возможно, постарайтесь сопротивляться желанию взглянуть на их поведение или вопросы через призму взрослых. Детская сексуальность или самопознание — это не то же самое, что поведение взрослых.
Большинство подростков мастурбируют — и это, как правило, тоже естественно.
Точно так же, как когда дети маленькие, когда они достигают половой зрелости, дети становятся более любопытными к своим меняющимся телам и своей сексуальности в целом.
Мастурбация на самом деле не повод для беспокойства, даже если вы заметили, что ваш ребенок проводит много времени в одиночестве или в душе. Так что вам не обязательно говорить с ними об этом, если вы этого не хотите.
Однако вы можете обсудить с ними вопросы полового созревания, секса и информированного согласия, чтобы они понимали, что происходит с их телом, и относились к другим с уважением.
Большую часть времени любопытство к обнаженным телам или прикосновениям безобидны и обыденны. Вы должны быть в состоянии отвлечь или перенаправить детей, если они публично сосредотачиваются на прикосновениях к себе или пытаются «мельком увидеть» наготу.
«Если это похоже на навязчивое состояние, и его нельзя перенаправить, стоит, если возможно, обсудить это с ребенком, чтобы узнать, не чешется ли что-то или не болит», — говорит Бауэрс. «В частности, когда дети переходят от подгузников к нижнему белью и учатся вытираться, зуд не является чем-то необычным».
Однако некоторые виды поведения могут указывать на жестокое обращение, поэтому важно, чтобы лицо, осуществляющее уход, смогло их распознать.
Возможные настораживающие факторы
- Сексуальные знания, которые кажутся не по годам ребенку
- Ребенок злится, если его просят прекратить сексуальное поведение
- Ребенок чрезмерно и подробно говорит о сексуальных темах
- A ребенок пытается принуждать другого ребенка или агрессивно прикасаться к другому ребенку
- Прикосновения или сексуальное поведение между детьми с разницей в возрасте более 4 лет
- Прикосновения к себе, причиняющие ребенку боль или дистресс
- Попытки не снимать одежду для переодевания
Вы можете обратиться за профессиональной помощью или поговорить с педиатром, если вас беспокоит поведение вашего ребенка.
Детские психологи или педиатры могут помочь оценить поведение вашего ребенка и, при необходимости, направить вас к дальнейшим действиям.
Если вы считаете, что ваш ребенок или чей-то еще ребенок подвергается насилию, вы можете обратиться в национальную горячую линию по вопросам сексуальных посягательств.
Позвоните по телефону 800.656.HOPE (4673)
Если вам трудно говорить с ребенком о прикосновениях, сексе и связанных с этим темах, вы не одиноки. Во взрослом возрасте у нас часто есть собственные запреты или взгляды на сексуальное поведение, с которыми бывает трудно справиться.
Существует множество ресурсов, которые помогут родителям разобраться в этой теме, в том числе книги, соответствующие возрасту, которые вы можете читать вместе с ребенком или позволить ему читать самостоятельно. Вот несколько примеров:
- Позитивные разговоры о сексе с детьми, Мелисса Пинтор-Карнаджи
- Мои интимные части — это личное, Роберт Эдельман
- Мое тело! What I Say Goes, Джейнин Сандерс
- C означает согласие, Элеонора Моррисон
- Это не аист!, Роби Х. Харрис
Советы по разговору с детьми о сексе и отношениях
В этом разделе
- Советы по разговору
- Использование экранного времени для разговора с детьми о сексе и отношениях
Когда мне начинать говорить с ребенком о сексе и отношениях?
Исследования показывают, что дети и подростки, которые регулярно беседуют со своими родителями и опекунами о сексе и отношениях, с меньшей вероятностью рискуют своим сексуальным здоровьем и с большей вероятностью будут здоровы и в безопасности. Так что никогда не рано и никогда не поздно начать говорить с ребенком о сексе и отношениях.
Как только дети начнут учиться говорить, вы сможете научить их названиям частей тела. Как только они начнут общаться с другими детьми, вы можете научить их уважать других людей и говорить о своих чувствах. Эти вещи закладывают основу для здоровой сексуальности и отношений в будущем.
Так как же поддерживать разговор в соответствии с возрастом? Все дело в том, какие детали вы включаете. Например, если 5-летний ребенок спрашивает: «Что такое рождение?» вы можете ответить: «Когда ребенок выходит из тела матери». Если 10-летний ребенок задает тот же вопрос, ваш ответ может быть более подробным и может начинаться со слов «После 9 лет».месяцы роста внутри матки матери, ребенок выходит через ее влагалище».
Не беспокойтесь, если ваш ребенок учится в средней или старшей школе, а вы еще не начали с ним разговаривать на эту тему. Никогда не поздно, и есть много способов начать разговор. Только не пытайтесь «наверстать упущенное» сразу — это может быть ошеломляющим. Лучше иметь много коротких разговоров с течением времени. Самое главное — дать ребенку понять, что он может задавать вам вопросы или обращаться к вам за поддержкой, не опасаясь стыда или осуждения.
Как начать разговор о сексе и отношениях с детьми?
Разговор с ребенком о сексе, отношениях и его здоровье — это разговор на всю жизнь. Если вы будете делать понемногу вместо того, чтобы «разговаривать», это снимет с вас давление и поможет вашему ребенку со временем усвоить ваши ценности и информацию. Регулярные разговоры также дают понять, что эти темы достаточно важны, чтобы продолжать их поднимать, и что они являются нормальной частью жизни.
Повседневная жизнь предоставляет массу возможностей для разговоров о сексуальности и отношениях. Вот некоторые общие обучающие моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Когда вы, другой член семьи, друг или сосед объявляете о своей беременности
- Когда половое созревание, свидания, проблемы ЛГБТК, любовь или секс упоминаются в телешоу, в фильме или в песне на радио
- Когда гендерные стереотипы навязываются в рекламе, играх, на телевидении, в книгах, фильмах и т. д.
- Когда вы видите нереалистичное или очень сексуализированное изображение тел (например, фотошоп знаменитостей или моделей)
- Реклама прокладок и тампонов, противозачаточных средств или презервативов
- Новости или реклама о сексе
Когда возникнет что-то из этого, прыгайте и начинайте разговор. Начните с открытого вопроса, например:
- .
«Что вы знаете о том, как происходит беременность?»
«Что вы думаете о том факте, что эту знаменитость отфотошопили на обложке, чтобы она выглядела иначе, чем в реальной жизни?»
«Как вы относитесь к этой рекламе кукол только розового цвета и девочек?»
Вот еще несколько способов начать разговор:
В начальной и средней школе дайте им книги по анатомии или половому созреванию, и пусть они изучают их самостоятельно. Свяжитесь с ними, чтобы узнать, что они узнали, что смутило, и ответьте на любые вопросы, которые у них могут возникнуть.
Регулярно проверяйте у них, что происходит с ними и их сверстниками в школе. Спросите их, как они относятся к своей дружбе, и помогите им справиться с любыми трудностями, с которыми они сталкиваются.
Когда они станут старше, спросите их о увлечениях, свиданиях или отношениях. Спросите их, как, по их мнению, они узнают, что готовы заняться сексом, в том числе о связанных с этим обязанностях (например, предотвращение нежелательной беременности и венерических заболеваний).
Будьте открыты и слушайте их ответы. Заполняйте пробелы в знаниях и корректируйте дезинформацию, когда вы их слышите. Если они смущаются, когда вы поднимаете какую-либо из этих тем, заверите их, что смущаться по этому поводу нормально, но им нечего стыдиться. Дайте им свое мнение о вещах, основанное на ваших ценностях. И дайте им знать, что они всегда могут прийти к вам, чтобы обсудить ситуацию, получить совет, найти полезную информацию или получить доступ к медицинскому обслуживанию.
Как мне отвечать на вопросы детей о сексе и отношениях?
Когда ваш ребенок приходит к вам с вопросом о сексе и отношениях, уделите секунду и оцените ту хорошую работу, которую вы проделали, чтобы довести вас до этого момента. Если они чувствуют себя комфортно, задавая вам эти вопросы, это означает, что ваш ребенок доверяет вам и уважает вас.
Пришло время поговорить
Пришло время поговорить
Вот несколько советов, как ответить на эти вопросы:
Не делайте поспешных выводов о том, почему они спрашивают то, о чем спрашивают. Вы можете сказать: «Можете ли вы рассказать мне, что вы уже знаете об этом?» или «Что вы об этом слышали?»
Отвечайте коротко и просто и объясняйте новые слова, которые ваш ребенок, возможно, не слышал раньше.
Дав ответ, держите беседу открытой. Вы можете сказать: «Какие еще вопросы о таких вещах у вас есть?» или «Что происходит в вашей жизни/в школе, что заставило вас больше думать об этом?»
Проверьте их понимание. После ответа на вопрос вы можете спросить: «Это ответ на ваш вопрос?» или «Что вы думаете об этом?»
Если вы не знаете ответа на какой-либо вопрос, вы можете найти его самостоятельно или вместе. Вы можете сказать: «Я рад, что вы задали этот вопрос. Я не уверен, как это объяснить/каков ответ. Давай посмотрим!»
Помните, это нормально, если вы чувствуете себя немного неловко или если вы или ваш ребенок смущены. Попробуйте справиться со своим смущением. Это будет стоить вам обоим. Кроме того, чем больше практики вы получаете, отвечая на сложные вопросы, тем легче становится.
Что еще я могу сделать, чтобы помочь моим детям оставаться в безопасности и быть здоровыми?
Лучший способ обеспечить безопасность и здоровье ваших детей — продолжать участвовать в их жизни и устанавливать определенные границы.
Вот несколько хороших способов оставаться вовлеченными:
Задавайте открытые вопросы об их школьном дне, например: «Что вам больше всего запомнилось в этот день?» или «Как вы относитесь к своему новому учителю/классу/школе?»
Расспросите об их друзьях и познакомьтесь с ними и их родителями. Поощряйте их проводить больше времени с детьми, которые, по вашему мнению, хорошо на них влияют.
Всегда будьте в курсе, кто из взрослых находится рядом, когда ваш ребенок отсутствует или находится в других домах.
Задайте им вопросы о том, чем они занимаются в сети.
Поощряйте их увлечения и интересы. Присутствуйте на играх, сольных концертах и т. д., когда это возможно.
Всегда будьте открыты для их вопросов.
По мере того, как дети становятся подростками и подростками и начинают становиться более независимыми от вас, установление некоторых разумных границ снизит вероятность их рискованного поведения, такого как употребление алкоголя, курение, незащищенный секс или секс до того, как они готово:
Установите четкие ожидания (такие как комендантский час, свидания, правила в отношении наркотиков/алкоголя и т. д.) и регулярно проверяйте, чтобы убедиться, что эти ожидания выполняются. Вы также можете поговорить об этом со своим подростком. Выслушивая их и позволяя вести переговоры, вы показываете, что уважаете их и понимаете, что они становятся более ответственными за себя.
Поощряйте их участвовать в мероприятиях, где рядом будет взрослый, например, после школьных кружков или спортивных состязаний.
Знайте, куда они идут и с кем они будут, и не позволяйте малолетним или подросткам проводить много времени в одиночестве без присутствия взрослых.