Ведущая деятельность в разные возрастные периоды: Это полезно знать… Ведущая деятельность

Содержание

Ведущая деятельность — это… Особенности ведущей деятельности. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка

Дети растут, и происходит этот процесс крайне быстро. Настолько быстро, что иногда родителям трудно уследить за изменениями в развитии своего ребенка. Мамы и папы часто воспринимают подросших малышей, как несмышленышей, неспособных принимать персональные решения, неумеющих делать даже элементарные, будничные вещи, хотя, как показывает практика, они могут и умеют гораздо больше, чем думают взрослые. Но откуда эти маленькие человечки знают, что такое жизнь и как нужно делать то или иное действие? Все просто! Они играют и таким образом познают окружающую их среду.

Каждому возрасту присущи свои виды игр, определяющие уровень развития ребенка на конкретном этапе жизненного пути. Важно, чтобы и родители, и педагоги не форсировали процесс становления чада, а досуг малышей заполнялся посильными для них задачами. Главное — это соблюдение очередности этапов взросления ребенка, для каждого из них знаковой есть определенная ведущая деятельность. Это понятие психологи ввели в обиход еще несколько десятилетий назад и за все эти годы оно не утратило актуальности. Более того, специалисты по детской психологии выстраивают целые учения, на основе которых базируются многие современные педагогические методики.

Определение и особенности понятия

Ведущая деятельность — это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него ключевое влияние. Каждому этапу присущи свои варианты занятий и все родители обязаны четко знать их. Отметим, что это не один определенный род действий, а их комплекс. Овладение каждым из этих действий помогает ребенку беспроблемно перешагнуть на очередную ступень развития. Для всех детей особо критичным в плане их эмоционального, психологического и физического развития, а также процесса их социализации, есть возраст от рождения примерно до шести-семи лет. Важно, чтобы ведущая деятельность ребенка в каждом из периодов, о которых мы расскажем немного дальше, соответствовала его умственным и психоэмоциональным возможностям.

Этапы взросления и соответствующие им виды деятельности

Малыши развиваются скачками, и особо наблюдательные родители могут заметить, как вдруг недавний грудничок заговорил, затем освоил первые навыки самообслуживания, а потом и вовсе стал вполне самодостаточной личностью. Однако все эти процессы подчиняются определенным закономерностям, которые давно изучены и описаны психологами. Ниже представлены главные возрастные периоды в жизни человека, а также виды ведущей деятельности детей в каждом из них.

  • 0-12 месяцев — налаживание взаимосвязи с родителями, главным образом с матерью.
  • 1-3 года — раннее детство, когда малыши заняты предметно-подражательными играми.
  • 3-6 лет — дошкольный возраст, знаменуюшийся развитием первых коммуникативных навыков, детям свойственно осваивать сюжетно-ролевые игры.
  • Дети 7-11 лет — их ведущая деятельность — это обучение.
  • 12-14 лет — подростковый период, когда наибольшее влияние на ребенка оказывает общение со сверстниками, в том числе противоположного пола, и людьми старшего возраста.
  • 15-17 лет — юношество, характеризующееся переходом во взрослую жизнь, выбором профессии и получением соответсвующего образования.

Чтобы лучше понимать ребенка и его потребности, стоит подробнее изучить, какому возрасту отвечает та или иная ведущая деятельность. Это принципиальный момент в его развитии.

Ведущая или основная?

Стоит отметить, что то, чем занят ребенок на протяжении определенного промежутка времени, например, хобби или одно излюбленное занятие, хоть и влияют на его развитие, но по факту не являются ведущей деятельностью. Речь идет о тех процессах активности, которые оказывают стимулирующее воздействие на индивидуума. Для малышей лет до семи игра как ведущая деятельность — это норма. Впоследствии ее заменяют другие занятия. Так происходит естественный процесс эволюции игры, поэтому родители должны следить, чтобы малыш не зацикливался на одном и том же развлечении. Их задача — организовать ребенку разнообразное времяпрепровождение, предоставив ему возможность свободного выбора игр.

Роль и задачи

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка трудно переоценить. То, чем занят малыш, сильно влияет на него. Быт детей необходимо организовывать так, чтобы не ограничивать их жажду познания, но вместе с тем нельзя способствовать акселерации ребенка, искусственно подгоняя то, что должно произойти в его жизни в нужное время.

Главная миссия ведущей деятельности на каждом этапе — подготовить малыша к переходу на следующую ступень взросления. Если новорожденный уверует в свою безоговорочно крепкую связь с родителями и будет знать, что он вправе всегда рассчитывать на их поддержку, то ему удастся без страха освоить окружающие его предметы, их предназначение и способы использования. Точно так же ведущая деятельность в дошкольном возраста, суть которой состоит в том, что ребенок начинает играть в ситуационные, коллективные игры, готовит его к предстоящему общению со сверстниками и взрослыми людьми в учебных заведениях и за их пределами.

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими. В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей.

Раннее детство — 1-3 года

После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать «похожими» на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

  • договариваться;
  • мыслить в уме;
  • фантазировать;
  • налаживать связь с другими детьми;
  • проявлять свои желания и чувства.

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение. В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет.

Контрольная работа — Особенности психического развития в различные возрастные периоды

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 61 КБ
  • добавлен 28 марта 2011 г.

Особенности психического развития в различные возрастные периоды (таблица): возраст, социальная структура развития, ведущая деятельность, когнитивное развитие, личностное развитие, новообразование. Возрастные периоды: младенцы, раннее детство, среднее детство, подростковый возраст, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость.

Томский Государственный Университет, ОМО, 1 курс (2010)

Смотрите также

Реферат

  • формат doc
  • размер 543.19 КБ
  • добавлен 25 января 2009 г.

Возрастно-психологическое консультирование. Специфика задач и теоретического подхода. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте. Методические материалы для диагностической и коррекционной работы.

  • формат rtf
  • размер 467.75 КБ
  • добавлен 26 октября 2009 г.

4–е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. — 240 с. В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого–педагогических ситуаций, максимально способствующих практическому усвоению теоретического курса «Возрастная психология». Книга снабжена большим количеством схем и таблиц, а также методическим блоком, сод…

  • формат fb2
  • размер 479. 64 КБ
  • добавлен 10 сентября 2011 г.

СПб.: Питер, 2009, 240 с. В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого–педагогических ситуаций, максимально способствующих практическому усвоению теоретического курса «Возрастная психология». Книга снабжена большим количеством схем и таблиц, а также методическим блоком, содержащим контрольные вопросы и з…

  • формат pdf
  • размер 7.12 МБ
  • добавлен 17 марта 2010 г.

Издательство: «Питер», 2008 год, 272 стр. В практическом пособии рассматриваются как общие закономерности общения с детьми, так и особенности общения ребенка со взрослыми и со сверстниками в различные возрастные периоды детства. В книге описываются многочисленные жизненные ситуации и приводятся способы их разрешения. Большое количество схем и таблиц помогают усвоению материала пособия. Издание снабжено методическим блоком, содержащим контрольные…

  • формат doc
  • размер 5.92 МБ
  • добавлен 06 марта 2011 г.

М.: Педагогика, 1984. — 128 с. Роль наследственности и среды для психического развития детей, возрастные особенности психического развития ребенка, обучение и развитие дошкольника с учетом его возрастных особенностей — вот основные вопросы, которые рассматривают авторы книги. Большое внимание уделено развитию восприятия, внимания, мышления, памяти и речи дошкольников. Каждая глава содержит практические рекомендации для родителей.

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 31.
    86 КБ
  • добавлен 23 января 2012 г.

МГПУ, г.Мурманск, 2007. 19 с. В работе рассматриваются все периоды психического развития человека, его основные факторы и движущие силы. Раскрывается качественное своеобразие каждого периода развития на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Контрольная работа

  • формат docx
  • размер 38.03 КБ
  • добавлен 12 февраля 2011 г.

Описательный этап в становлении психологии развития. Теория психического развития в отечественной психологии. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л. С. Вы готского. Возрастная динамика и периодизация развития Д.

Б. Эльконина.

Контрольная работа

  • формат rtf
  • размер 268.64 КБ
  • добавлен 27 января 2011 г.

Возрастные задачи развития в старости. История изучения старости. Психологическая характеристика старости. Физические аспекты старения.

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 142.5 КБ
  • добавлен 08 февраля 2011 г.

Условия и причины психического развития ребенка. Новорожденный: особенности развития, социальная ситуация развития

Статья

  • формат docx
  • размер 68. 12 КБ
  • добавлен 16 ноября 2010 г.

/1 Предмет, задачи, методы и проблемы возрастной психологии. История развития ВП. Задачи и принципы ВП. Общие и специальные методы ВП. Основные понятия ВП. Основные понятия и общие вопросы развития. Базовые определения развития. Психическое развитие. Общие закономерности психического развития. Детство как социокультурный феномен. Онтогенез и возрастные характеристики человека. Формы и области развития человека. Цели и итоги психического развития….

Америка на досуге | Статьи и очерки | Америка на работе, Америка на досуге: Кинофильмы 1894-1915 гг. | Цифровые коллекции

Период с 1894 по 1915 год был периодом, когда у рабочих в Соединенных Штатах появилось больше свободного времени, чем у их предшественников. Одной из причин этого было то, что работодатели в промышленности начали сокращать рабочее время и вводить субботний выходной на полдня, что давало рабочим больше свободного времени для досуга. (Вскоре этому примеру последовали и другие типы рабочих мест.) Рабочим стали регулярно предлагаться отпуска, хотя обычно они были неоплачиваемыми. Монотонность специализированной промышленной работы и скученность городской застройки также породили у рабочего желание проводить свободное время вдали от работы и городской суеты. Прогрессивное движение было еще одним фактором, который способствовал повышению ценности свободного времени для рабочих, поскольку их здоровью и благополучию уделялось больше внимания. Еще одним фактором стало электроосвещение городских улиц, что сделало ночные развлечения менее опасными для обоих полов.

Baby Rolling Eggs

Люди отреагировали на увеличение количества свободного времени, посетив различные развлекательные мероприятия как в городе, так и за его пределами. Появились и быстро распространились по стране новые виды развлечений, которые могли посещать люди всех сословий и обоих полов.

Городские развлечения

В городах люди посещали водевильные представления, в которых участвовало множество исполнителей. Шоу часто шли непрерывно, чтобы театралы могли приходить и уходить, когда им заблагорассудится. Шоу водевиля пересекали экономические и этнические границы, так как в аудитории смешивалось множество разных социальных групп. Другие популярные шоу того времени включали цирки и шоу Дикого Запада, самым известным из которых был шоу Уильяма Ф. «Баффало Билла» Коди.

[Клермонтский театр, Нью-Йорк]

Кинофильмы также служили развлечением в свободное время для городской публики. Первоначально фильмы были новинкой для зрителей с кинетоскопом, пока они не стали самостоятельными действиями на сцене водевиля. По мере того как кинофильмы становились длиннее, они перемещались в кинотеатры Nickelodeon, а затем и в еще более крупные кинотеатры.

Дальше

Активный отдых на свежем воздухе оставался популярным, поскольку люди посещали праздничные парады и окружные ярмарки, на последних были представлены сельскохозяйственная продукция, техника, соревнования и аттракционы.

Взгляд на выставку в Сан-Диего

Некоторые люди хотели отправиться в отпуск подальше и покинуть город.

Многие с ограниченным бюджетом отправились в сельскую местность или на пляжи. К концу девятнадцатого века курорты открылись на окраинах городов, таких как пляжная зона Эсбери-Парк в Нью-Джерси, которая была основана в 1870 году. Парки развлечений открылись в таких местах, как Кони-Айленд, штат Нью-Йорк, основанный в 1897 году. , предлагая аттракционы, дома развлечений, сцены из иностранной жизни и последние технологические прорывы, такие как кино. Национальные парки были созданы федеральным правительством для сохранения природы, и многие начали посещать эти районы в отпуске. Одним из таких примеров был Йеллоустонский парк, где люди разбивали лагеря или останавливались в отелях, построенных там в конце 1880-х годов.

Всемирные ярмарки и выставки, проведенные в разных городах США, давали американцам возможность «объехать мир» в одном месте. Ярмарки праздновали прогресс и представляли экспонаты науки и техники, иностранные деревни, шоу, аттракционы и торговцев. Первой крупной выставкой была Выставка столетия в Филадельфии в 1876 году, за которой последовали ярмарки в Чикаго (1893), Атланте (1895), Нэшвилле (1897), Омахе (1898), Буффало (1901) и Сент-Луисе (1904). .

Спорт

После Гражданской войны популярность спорта в качестве досуга выросла, поскольку люди начали осознавать важность физических упражнений для здоровья. Хотя изначально только богатые могли участвовать в большинстве спортивных мероприятий, открытие общедоступных спортзалов, кортов и полей позволило также участвовать рабочему и среднему классу. Были организованы спортивные клубы, такие как Нью-Йоркский спортивный клуб, и YMCA начали внедрять спортивные программы. Эти программы в основном были сосредоточены на соревнованиях по легкой атлетике, организованных сообществами шотландского и английского происхождения, и гимнастике, на которую сильно повлияла немецкая легкая атлетика. Во многих восточных городах были открыты гимназии, в которых выполнялись упражнения с использованием индийских булав, деревянных колец и гантелей.

Баскетбол, Колледж Миссури-Вэлли,

Хотя в то время мужчины занимались большинством спортивных мероприятий, возможности для женщин также появились в конце девятнадцатого века. Виды спорта, в которых участвовали женщины, включали греблю на каноэ, греблю и ходьбу, хотя на рубеже веков школы стали предлагать женщинам еще больше спортивных занятий, таких как гимнастика и баскетбол.

Гребля на каноэ по реке Чарльз, Бостон, штат Массачусетс,

Зрелищные виды спорта стали популярными, поскольку люди стекались, чтобы посмотреть боксерские поединки и различные виды гонок. Хотя изначально бокс не одобрялся из-за связанного с ним насилия и азартных игр, к 1890s был принят кодекс маркиза Куинсберри, наложивший ограничения на игру, что сделало спорт несколько более безопасным. Его принятие в спортивных клубах, YMCA и колледжах к началу двадцатого века принесло боксу определенную респектабельность.

Скачки всегда поддерживались богатыми и азартными игроками; к концу девятнадцатого века люди всех классов посещали скачки. Хотя гонки на яхтах также изначально были более популярны среди богатых, серия гонок Кубка Америки, начавшаяся в 1870 году, повысила привлекательность этого вида спорта. Другие виды гонок, которые были популярны, включали греблю, парусный спорт, автогонки на лодках и автомобильные гонки.0 с.

Международные соревнования за звание чемпиона в супертяжелом весе — Сквайрс против Бернса

Виды спорта, предполагающие командную работу, такие как бейсбол, баскетбол и футбол, стали чрезвычайно популярными среди американцев, которые наслаждались играми как в качестве участников, так и зрителей. Бейсбол берет свое начало от английских игр в лапту и крикет и зародился как игра для взрослых в Нью-Йорке в 1840-х годах. К 1850-м годам этот вид спорта быстро распространился по многим частям страны, поскольку команды формировались из представителей всех классов и возрастов общества. Бейсбол быстро стал более организованным, поскольку стал любимым видом спорта в Америке.

Основанный на английской игре регби, американский футбол зародился в 1879 году по правилам, установленным Уолтером Кэмпом, игроком и тренером Йельского университета.

Баскетбол возник из-за необходимости заниматься спортом в помещении в зимние месяцы. Джеймс Несмит, инструктор Учебной школы YMCA в Спрингфилде, штат Массачусетс, разработал игру в 1891 году. Вскоре в нее начали играть YMCA и колледжи по всей стране. Игра была адаптирована для женщин в школах по всей стране с разными правилами в 1890-х годов, пока в 1899 году не был принят стандартный свод правил для женщин.

Принстонский и Йельский футбол

Другие виды спорта, которыми люди занимались в это время, включали катание на роликах, езду на велосипеде, плавание, катание на коньках, катание на санях, охоту и рыбалку.

Впервые изобретенные в 1863 году, катание на роликах стало модным в 1880-х годах. Усовершенствованные коньки возродили эту тенденцию на рубеже веков, сделав их модными для среднего класса, а также для женщин.

Езда на велосипеде стала популярной в 1880-х годах, а появление более безопасных велосипедов в следующем десятилетии повысило интерес к этому виду спорта.

Плавание быстро стало более популярным во второй половине века, поскольку женщинам все чаще разрешалось плавать в смешанной компании. Плавание стало рассматриваться как приемлемый вид спорта для женщин.

Безумие на роликовых коньках

Во второй половине девятнадцатого века горожане Востока стремились на природу для занятий спортом, предаваясь охоте и рыбалке. Клубы рыболовов изобиловали по мере роста популярности рыбалки.

Зимние виды спорта, такие как катание на санях и коньках, также приобрели популярность в середине девятнадцатого века.

Фильмы в этой коллекции содержат достаточно доказательств многих упомянутых действий. Кинозрители того времени были бы удивлены, увидев на экране других людей или самих себя, наслаждающихся своим досугом. Для сегодняшнего зрителя эти фильмы являются историческими документами о том, как американцы проводили свои досуги сто лет назад, и о том, как начинались занятия, которыми до сих пор наслаждаются.

> Boys Diving, Honolulu

[Источники для эссе: см. Избранную библиографию.]

ПРИМЕЧАНИЕ. Названия фильмов, использованные в этой презентации, являются оригинальными производственными названиями, которые могут содержать архаичные или неправильные варианты написания.

Темы для досуга

Парки развлечений
  • Дети в серфинге, Кони-Айленд
  • Руб и Мэнди на Кони-Айленде
  • Стрельба по желобам
  • Стрельба по желобам, Луна-парк, Кони-Айленд
Автомобильные гонки
  • Автомобильная гонка на Кубок Вандербильта
Полеты на воздушном шаре
  • Общество воздухоплавания, Питтсфилд, Массачусетс.
Бейсбол
  • Игра в мяч
Баскетбол
  • Баскетбол, Колледж долины Миссури
Бокс
  • Корбетт и Кортни перед кинетографом
  • Леонард-Кушинг Бой
  • Международные соревнования за звание чемпиона в супертяжелом весе — Сквайрс против Бернса
Гонки на лодках
  • Автогонки на лодках на Гудзоне
  • Лодочные гонки
  • «Колумбия» выигрывает кубок
Каноэ
  • Катание на каноэ по реке Чарльз, Бостон, Массачусетс.
Ярмарки округа
  • Rube Пара на окружной ярмарке
Катание яиц
  • Яйца для малышей
  • Бросание яиц
Экспозиции *
  • Азия в Америке, Сент-Луис Экспозиция
  • Круговая панорама электробашни
  • Esquimax Game of Snap-the-Whip
  • Leap-Frog Esquimax
  • Деревня Эскимакс
  • Взгляд на выставку в Сан-Диего
  • Парад лошадей на Панамериканской выставке
  • Японская деревня
  • Выставка на полпути Чарльстона
  • Церемония открытия, выставка в Сент-Луисе
  • Открытие Панамериканской выставки
  • Панамериканская ночная выставка
  • Панорама Эспланады ночью
  • Панорамный вид на выставку Чарльстона
  • Панорамный вид на электрическую башню с воздушного шара
  • Парад поплавков, выставка в Сент-Луисе
  • Бутафорская битва на Панамериканской выставке
  • Испанские танцоры на Панамериканской выставке
  • Путешествие по Панамериканской выставке

*Дополнительную информацию о Панамериканской выставке можно найти по адресу The Last Days of a President: Films of McKinley and the Pan-American Exposition, 19. 01.

Рыбалка
  • Ловля окуня
  • Ловля ручьевой форели
Футбол
  • Футбольный мяч Чикаго-Мичиган
  • Футбольный матч Принстона и Йельского университета
Хоккей
  • Хоккейный матч на льду
Скачки
  • Бруклинский гандикап-1904
  • Свободная гонка в парке Чартер-Оук
  • Гонки в заливе Шипсхед
Катание на коньках
  • Катание на коньках на озере, Центральный парк
Кинотеатры
  • [Клермонтский театр, Нью-Йорк]
Парады
  • Ежегодный парад младенцев, 1904 г., Эсбери-Парк, Нью-Джерси,
  • Ежегодный парад, Департамент пожарной охраны Нью-Йорка
  • Парад цветов в Атлантик-Сити
  • Полиция Буффало на параде
  • [Парад Дня Труда]
  • Парад поплавков, выставка в Сент-Луисе
  • Шествие поплавков
  • Парад в честь Дня Святого Патрика, Лоуэлл, Массачусетс.
Курортный отдых
  • [Пасхальное воскресенье, променад Атлантик-Сити]
Катание на роликах
  • Увлечение роликовыми коньками
Сани
  • Сцена катания на санях
Плавание
  • Купание в Атлантик-Сити
  • Мальчики Дайвинг, Гонолулу
  • Дети в серфинге, Кони-Айленд
  • Канаки, ныряющие за деньги, № 2
  • Ванны Lurline
  • Ванны Сутро
  • Ванны Сутро, №1
  • Плавательный бассейн, Палм-Бич
  • Купание женщин гетто
Посещение национальных парков
  • Автобусы, прибывающие в Мамонтовые горячие источники
  • Туристы обходят Йеллоустонский парк
Шоу Дикого Запада
  • Парад Дикого Запада Буффало Билла
Борьба
  • Борьба в Нью-Йоркском спортивном клубе

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или область знаний.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходится на период от рождения до шестилетнего возраста. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сенситивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Приказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

С рождения до шести лет дети находятся в периоде чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес с 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные способности

Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в сознании ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить вашему ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Движение

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей начинается сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Чтобы способствовать развитию мелкой и крупной моторики, важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts