Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Ведущая деятельность в ранней юности – профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального самоопределения и обеспечивающим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.
Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специалисты, опыт которых был обобщен Н.С.Пряжниковым (9). Сам автор предлагает содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, центром которого является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности.
По мнению Л.М.Митиной, основным фактором профессионального самоопределения является активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. От того, насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, во многом зависит жизненный путь личности в дальнейшем. Так, по С.Л.Рубинштейну, проблема самосознания есть прежде всего проблема определения своего способа жизни. Обобщая, он выделил два способа существования человека.
Первый способ – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Эти важнейшие задачи развития на данном этапе онтогенеза по-разному соотносятся с живой психологической реальностью. Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности в конкретных людях. Один из характернейших моментов развития современных старшеклассников состоит в крайней его неравномерности, неодновременности, которые проявляются как на межиндивидуальном уровне (в одном классе сталкиваются два юноши, оба 16 лет, но один практически взрослый человек, другой едва начинающий взрослеть подросток), так и на внутрииндивидуальном (разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает и время наступления физиологической, интеллектуальной, социальной зрелости).
Такого рода ситуация оказывает влияние на поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональных нарушений и трудностей эазвития.Характеристика ведущего вида деятельности в юношеском возрасте
ЛЕКЦИЯ 9. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ)
Специфические особенности юношеского возраста.
Характеристика ведущего вида деятельности в юношеском возрасте.
Центральные новообразования в юношеском возрасте [4, с.111 — 113].
Изменение отношения к школе и отметке у старшеклассников.
Специфические особенности юношеского возраста
В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Оказавшись на пороге истинной взрослости, юноша весь устремлен в будущее (стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь).
Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. В связи с этим старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.
От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии.
Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение – это не выбор будущей профессии как таковой, а выбор профиля, направления деятельности. Для этого старшеклассник изучает и учитывает свои возможности, способности, свои личностные качества.
В учебной деятельности наблюдается избирательный интерес к предметам. Ученик может даже сменить школу, если в другой будут лучшие условия для подготовки к будущей профессии.
Меняется отношение и к самому учителю: ценным становятся деловые качества, как педагог объясняет, как владеет материалом, насколько справедлив при оценивании.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.
Формирование мировоззрения. Часто в период юности возникает вопрос «о смысле в жизни», на основе этих рассуждений – построение «жизненного плана». Однако жизненный план еще не устойчивый, ситуативный.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий.
В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.
Физическая активность: дети дошкольного возраста и подростки
Почему физическая активность важна для детей дошкольного и подросткового возраста
Физическая активность каждый день полезна для вашего ребенка доподросткового или подросткового возраста, потому что она:
- улучшает здоровье сердца и легких
- укрепляет иммунную систему вашего ребенка
- развивает сильные мышцы, кости и хорошую осанку
- помогает вашему ребенку поддерживать здоровый вес и избегать избыточного веса или ожирения
- снижает риск высокого кровяного давления, беспокойства, депрессии и диабета 2 типа.
Физическая активность также полезна для:
- перерыва в длительном сидении и учебе
- улучшения концентрации и памяти
- обучения новым навыкам
- повышения уверенности в себе
- снижения стресса и улучшения сна дружба.
Что такое физическая активность?
Физическая активность — это любая активность, связанная с движением тела . Он включает в себя повседневную деятельность, а также организованные занятия спортом и физические упражнения.
Легкая физическая активность включает повседневную деятельность, такую как неторопливая ходьба, стояние, чтобы заняться художественным творчеством или игра на музыкальном инструменте.
Умеренные занятия заставят вашего ребенка пыхтеть и пыхтеть. Это может быть быстрая ходьба, танцы, езда на велосипеде, плавание и бег трусцой. Даже помощь с некоторыми более активными делами дома и за его пределами может быть полезной.
Активная деятельность увеличивает частоту сердечных сокращений вашего ребенка и заставляет его много пыхтеть и пыхтеть. Энергичные действия могут произойти в любой игре с большим количеством бега. Они часто являются важной частью таких видов спорта, как футбол, велоспорт, хоккей и футбол, а также некоторые виды танцев.
Упражнения, которые укрепляют мышцы и кости заставляют мышцы вашего ребенка работать больше, чем обычно, и создают дополнительную нагрузку на кости. Эти действия включают прыжки, бег, лазание и поднятие тяжестей, а также отжимания, выпады и приседания. Умеренные и энергичные физические нагрузки часто помогают нарастить мышцы и кости.
Какая физическая активность необходима детям дошкольного возраста и подросткам?
Согласно австралийским рекомендациям, детей в возрасте от 5 до 18 лет нуждаются в одном часе или более физической активности от умеренной до высокой и в нескольких часах легкой физической активности каждый день. И как минимум три дня в неделю сюда должны входить занятия, укрепляющие мышцы и кости.
Молодые люди в возрасте 18 лет и старше должны заниматься умеренной физической активностью 2,5–5 часов или 1,5–2,5 часа интенсивной физической активности в неделю. Или они могут сочетать умеренную и интенсивную физическую активность, что в целом дает достаточную активность. И по крайней мере два дня в неделю сюда должны входить занятия, укрепляющие мышцы.
Ваш ребенок может повышать свою физическую активность в течение дня, занимаясь различными видами деятельности. Некоторые действия могут быть запланированными упражнениями, например, пробежка, но некоторые могут быть повседневными занятиями, такими как прогулка или поездка в школу. Выполнение различных действий в течение дня облегчает выполнение достаточной физической активности в целом.
Заблаговременное планирование физической активности
Для многих занятых детей дошкольного и подросткового возраста физическая активность не просто происходит — ее необходимо планировать.
Когда вы и ваш ребенок думаете о том, как включить достаточную физическую активность в его распорядок дня, могут помочь следующие вопросы:
- Где ваш ребенок может быть активным? Сколько места у вас есть дома, на заднем дворе, в местном парке, на пешеходной дорожке или в местном бассейне?
- Какие местные варианты являются недорогими или бесплатными?
- Кто «активные» друзья вашего ребенка? Кого вы можете посетить, чтобы помочь вашему ребенку быть активным?
- Кто еще может помочь вашему ребенку быть активным, когда у вас нет на это времени?
- Какие мероприятия может запланировать ваша семья, чтобы вы все могли быть активными вместе?
Дети, которые не любят физическую активность
Не все молодые люди хотят заниматься организованным спортом. Если это похоже на вашего ребенка, он может изучить ряд неконкурентных физических упражнений , чтобы найти тот, который ему нравится.
Например, вы и ваш ребенок можете посетить такие мероприятия и группы, как общественные молодежные клубы, скауты и девушки-гиды . Эти группы часто много занимаются физическими упражнениями. Когда молодые люди участвуют в подобных группах, они также могут испытывать чувство достижения, что повышает вероятность того, что они попытаются еще раз.
И если неудачный прошлый опыт заставил вашего ребенка отказаться от физической активности, вы можете помочь ему отточить навыки и укрепить уверенность в себе. Например, вы можете сыграть с ней в теннис на местном корте. Когда рядом нет других детей, ваш ребенок, скорее всего, попытается. Бонус в том, что вы можете весело провести время вместе.
Когда вы сами активны, вы можете стать отличным образцом для подражания для своего ребенка. Иногда, если вы или другие члены вашей семьи можете заставить вашего ребенка быть активным, он получит шанс увидеть, как хорошо он себя чувствует.
Сбалансируйте домашнее задание и физическую активность
Вы можете быть обеспокоены тем, что домашнее задание ограничивает физическую активность вашего ребенка.
Если да, попробуйте поговорить с учителями о том, сколько домашнего задания должен делать ваш ребенок, а затем посмотрите, сколько он делает на самом деле. Если вы считаете, что домашнее задание оказывает слишком большое влияние, вы можете поговорить с учителями, чтобы найти компромисс.
Другая идея состоит в том, чтобы ваш ребенок стоял или двигался, выполняя домашнее задание. Например, вы можете установить стоячую парту для своего ребенка.
Вы также можете поощрять своего ребенка прерывать длительное сидение короткими всплесками физической активности. Например, ваш ребенок может пинать футбольный мяч о стену или делать растяжку из йоги в течение пяти минут между домашними заданиями.
Баланс времени перед экраном и физической активности
Иногда время перед экраном может означать, что дети и подростки слишком долго сидят неподвижно без перерыва.
Но так не должно быть — вы можете использовать экранное время, чтобы ваш ребенок двигался. Например, вы можете попробовать такие вещи, как:
- поощрение вашего ребенка к созданию документального фильма о природе на основе прогулки по лесу
- видеосъемка обучения вашего ребенка новым спортивным навыкам и повторное воспроизведение отснятого материала, чтобы ваш ребенок мог увидеть развитие своих навыков
- предложение вашему ребенку выбрать танцевальные видеоигры или виртуальные виды спорта тренажеры.
Здоровое время перед экраном для подростков и здоровое время для подростков зависит от баланса. Для развития вашего ребенка полезно заниматься множеством различных видов деятельности, включая физическую активность, домашнюю работу и учебу, внеклассные мероприятия, общение и сон, а также время, проведенное за экраном.
Физическая активность и молодые люди с дополнительными потребностями
Физическая активность так же важна для детей с дополнительными потребностями, даже если у них есть дополнительные проблемы. Многие организованные мероприятия были изменены или поддерживаются, чтобы помочь этим детям попробовать. А некоторые игровые площадки были спроектированы и построены с использованием специального оборудования и сенсорных функций. Это побуждает детей всех способностей к игре.
Свяжитесь с группами поддержки, спортивными организациями или местным советом, чтобы узнать, что доступно в вашем районе.
Ваша семья также может попытаться найти время, чтобы вместе заниматься физически активными делами, чтобы соответствовать потребностям вашего ребенка.
Физическая активность на свежем воздухе особенно важна для молодых людей с дополнительными потребностями. Прогулки на свежем воздухе — это хороший способ для молодых людей получить витамин D, необходимый для укрепления костей и мышц. Это также помогает развивать двигательные навыки.
подростков и молодых людей | Общий отчет хирурга
Этот веб-сайт заархивирован для исторических целей и больше не поддерживается и не обновляется.
На этой странице
- Ключевые сообщения
- Факты
- Преимущества физической активности
- Что могут сделать сообщества
Вы также можете скачать PDF-версия [179 КБ] для Adobe Acrobat Reader или Версия PostScript [397 КБ] .
Ключевые сообщения
- Подростки и молодые люди, как мужчины, так и женщины, получают пользу от физической активности.
- Физическая активность не обязательно должна быть напряженной, чтобы приносить пользу.
- Людям всех возрастов рекомендуются умеренные ежедневные физические нагрузки. Это количество можно получить за более длительные сеансы умеренно интенсивных занятий, таких как быстрая ходьба в течение 30 минут, или за более короткие сеансы более интенсивных занятий, таких как бег трусцой или игра в баскетбол в течение 15-20 минут.
- Большее количество физической активности даже полезнее, до определенного момента. Чрезмерная физическая активность может привести к травмам, нарушениям менструального цикла и ослаблению костей.
Наверх страницы
Факты
- Почти половина американских молодых людей в возрасте от 12 до 21 года не ведут активный образ жизни на регулярной основе.
- Около 14 процентов молодых людей сообщают об отсутствии в последнее время физической активности. Отсутствие активности чаще встречается у женщин (14%), чем у мужчин (7%), и у чернокожих женщин (21%), чем у белых женщин (12%).
- Участие во всех видах физической активности резко снижается по мере увеличения возраста или возраста в школе.
- Только 19процентов всех старшеклассников физически активны в течение 20 минут и более пять дней в неделю на уроках физкультуры.
- В период с 1991 по 1995 год ежедневная посещаемость уроков физкультуры среди старшеклассников снизилась с 42 до 25 процентов.
- Хорошо спланированные школьные мероприятия, направленные на повышение физической активности на уроках физкультуры, доказали свою эффективность.
- Социальная поддержка со стороны семьи и друзей постоянно и положительно связана с регулярной физической активностью.
Наверх страницы
Польза физической активности
- Помогает формировать и поддерживать здоровье костей, мышц и суставов.
- Помогает контролировать вес, наращивать мышечную массу и сжигать жир.
- Предотвращает или задерживает развитие высокого кровяного давления и помогает снизить кровяное давление у некоторых подростков с гипертонией.
Наверх страницы
Что могут сделать сообщества
- Организуйте качественные, желательно ежедневные, занятия физкультурой K-12 и наймите специалистов по физкультуре для их преподавания.
- Создавать возможности для занятий спортом, которые приносят удовольствие, укрепляют уверенность подростков и молодых людей в их способности быть физически активными и привлекают друзей, сверстников и родителей.
- Обеспечить подходящие физически активные образцы для подражания для молодежи.
- Обеспечьте доступ к школьным зданиям и общественным объектам, обеспечивающим безопасное участие в физической активности.
- Обеспечить ряд внеклассных программ в школах и общественных центрах отдыха для удовлетворения потребностей и интересов конкретных подростков и молодых людей, таких как группы расовых и этнических меньшинств, женщин, лиц с ограниченными возможностями и групп с низким доходом.
- Поощряйте поставщиков медицинских услуг регулярно беседовать с подростками и молодыми людьми о важности включения физической активности в их жизнь.
Наверх страницы
Для получения дополнительной информации
Центры по контролю и профилактике заболеваний
Национальный центр по профилактике хронических заболеваний и укреплению здоровья
Отдел питания и физической активности, MS K-46
4770 Buford Highway, NE
Atlanta, Georgia 30341-3724
1-888-CDC-4NRG или 1-888-232-4674 (звонок бесплатный)
http://www.