Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды: Ведущие виды деятельности в возрастные периоды

Содержание

Ведущие виды деятельности в возрастные периоды

   Таблица. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

   Возрастные  периоды   Ведущая деятельность   Система отношений 
   Младенческий (0-1 год)   Общение со взрослым   Человек — человек
   Раннее  детство   Предметная  деятельность   человек — предмет
   Дошкольный  возраст   Игра   человек — человек
   Младший школьный возраст   Учебная деятельность   человек — предмет
   Подростковый  возраст   Общение со сверстниками   человек — человек
   Юношеский возраст   Учебно — профессиональная деятельность   человек — предмет

   

2. 1. Психическое развитие в младенческом возрасте

 

   Ребенок появляется на свет с врожденными  рефлексами (пищевые, защитные, ориентировочные  и др.). Однако их недостаточно, чтобы  обеспечить активное взаимодействие ребенка  с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми (в частности, общение с матерью), в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

   Первые проявления эмоций у младенцев выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления.

Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития — младенчеству (до конца первого года).

   В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

   После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца — двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.

   

2.2. Ведущая деятельность и развитие в раннем детстве

 

   Большим достижением в развитии ребенка  второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным  и создает условия дальнейшего  освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте — непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.

   Существенное  значение в развитии ребенка данного  возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими закреплены иные и однозначные способы действия. Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

   Ребенок второго года жизни активно усваивает  действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т. д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром — воду). Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

   Развитие  мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный  характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

   Практическая  предметная деятельность детей —  важный этап перехода от практического  опосредования к умственному, она  создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как его опыт невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными. Например, словом шар малыш обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) — это шляпа, косынка, кепка и др. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как его деятельность осуществляется совместно со взрослым, то речь малыша ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.

У ребенка увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые употребляет малыш в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.

   В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется  эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной  реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

   

2.3. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника

 

   В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры.

   Ведущим видом деятельности дошкольника  является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит

   Движущими силами развития психики дошкольника  являются противоречия, которые возникают  в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие  из них: потребность в общении, с  помощью которой усваивается  социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

   Игра  – это обманчиво простой термин, обозначающий разнообразные виды деятельности. Она имеет биологическую основу, которая наблюдается в играх  молодых животных и детей человека. У человека игра тесно связана с культурой. Эта связь ярко проявляется в ритуализированных формах детских игр, предметах игры, и играх, где успех зависит от умения и удачи.

   Играть  можно в одиночку, тренируя индивидуальные навыки, или в группе, где в игре происходит знакомство с неодушевленными предметами или изучение человеческих отношений и социальных ролей. Игры в «дочки – матери», «магазин», «школу», «гости» и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения. Подобные игры называются ролевыми. Игра может быть спонтанной или подчиняться правилам. Игра противоположна работе. Если игра возникает в силу внутреннего желания, то работа направлена на социально значимые цели.

Джером Брунер, английский ученый, приводит убедительные факты, которые показывают, что в промышленно развитых обществах существует четкая граница между игрой и работой взрослых. В традиционных обществах, такой четкой границы нет. Так, у африканских пигмеев, игра помогает освоить взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту, собирание и, по мере взросления, эти игровые действия постепенно переходят в реальные.

   Описанные характеристики игры позволяют сделать ее определение:

   Игра  – это доставляющая удовольствие, добровольная деятельность, которая включает широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения.

   Ролевые игры представляют собой также символическое освоение социальных ролей и отношений, стереотипов поведения, когда дети играют в учителя, врача, маму, папу, продавца. В отличие от физической игры, символическая игра предполагает, что действия происходят в воображаемой реальности. Развитие воображение способствует формированию новых символических комбинаций. Создание новых комбинаций является признаком творческого мышления. Поэтому символическая игра детей способствует не только развитию будущих навыков, освоению социальных ролей, стереотипов и норм, но и является деятельностью развивающей мышление ребенка, его символические функции.

   Игра  имеет большое значение не только для развития интеллекта, но она  тесно связана с эмоциональным  развитием. Многие дети имеют любимую  мягкую игрушку или предмет, к  которому они особенно привязаны. Они берут игрушку с собой в кровать, возят в гости, за город, ходят в детский сад, а иногда и в школу. Психоаналитики называют такие предметы «переходными объектами». «Переходные объекты» должны помочь ребенку совершить переход от тесного физического контакта с матерью к постепенному овладению самостоятельным поведением, помочь ему обходиться без помощи близкого взрослого. Дети, испытывающие трудности в организации самостоятельного поведения, прибегают к помощи «переходных объектов» даже в школьном возрасте. Эти особые предметы служат заместителями матери. Они выполняют роль воображаемых друзей, которых дети наделяют своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами. Они всегда готовы помочь ребенку в трудных ситуациях. В «переходных объектах» коренятся привычки некоторых взрослых людей использовать талисманы в своей жизни.

   В работах Е.Е. Кравцовой было углублено  представление об игре как ведущем  типе деятельности дошкольника. Ведущей  деятельностью в этом возрасте является не только сюжетно-ролевая игра, как было принято считать вслед за Д . Б . Элькониным , но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития. Как показали специально проведенные исследования, сюжетно-ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем способность ребенка к актуализации сюжетно-ролевой игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой — образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой деятельности. Другими словами, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. Точно так же, как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжетноролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследованиях Д.Б. Эльконина, развиваясь, создает основу для игры с правилами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности.

10. Ведущий вид деятельности в различные возрастные периоды.

11. Понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Их теоретическое и практическое значение.

Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра- самостоятельно. Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость). Обучение должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

12. Развитие ребенка в период новорожденности (психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Новообразования, комплекс оживления)

Кризис новорожденности почти Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические -Психологические (Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям). Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения) Рефлексы новорожденного:

защитные рефлексы Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом — зажмуривание, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка и т.д. Эти реакции -.

ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки.

Сосательны Двигательные рефлексы:

Рефлекс Робинзона (хватательный) — сильное сгибание пальцев руки на прикосновение к ладони (к 6 мес исчезает)

Коленный — сгибание коленного сустава при раздражении сухожилий четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. У взрослых наоборот- разгибание.

Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) — разгибание большого пальца ноги и сгибание остальных при раздражении подошвы (исчезает после 12 мес).

Рефлекс Бауэра (рефлекс ползанья) — ребенка кладут на живот так чтобы голова и туловище находились на одной линии. Ребенок поднимает голову и совершает движения, напоминающие ползанье

Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во- первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому Л.С., только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления включает в себя следующие реакции: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; реакция улыбки. До 3 недель — улыбка спонтанна, имеет врожденный характер.

А после 3 недель, около 1 месяца появляется улыбка, выражающая положительные эмоции. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности- потребности в общении.

Физическая активность и менструальный цикл

Многие женщины задаются вопросом, можно ли заниматься спортом во время менструации. Ответ прост: Да! На самом деле вы можете обнаружить, что можете быть более физически активными и с большей интенсивностью в определенное время месяца, чем в другое время.

Изменяется ли уровень моей энергии во время менструации?

Возможно. Некоторые женщины сообщают о низком уровне энергии во время менструации, в то время как у других женщин в это время энергии больше, чем обычно. Причиной может быть изменение уровня гормонов во время менструального цикла.

Неделя 1: В первый день менструации уровни эстрогена и прогестерона самые низкие. Но они начинают постепенно расти во время менструации. Быть активным может быть легче, чем в предыдущие недели.

Неделя 2:  В течение недели после окончания менструации уровень вашей энергии может начать расти. Уровень эстрогена начинает быстро расти в рамках подготовки к овуляции (выпуску яйцеклетки из яичника).

Неделя 3: Пик уровня эстрогена приходится на время овуляции, примерно за две недели до следующей менструации у большинства женщин. Когда уровень эстрогена быстро падает после овуляции, а уровень прогестерона начинает расти, вы можете чувствовать себя более усталым или вялым, чем обычно. Это не означает, что вы не должны заниматься спортом. На самом деле, активность может помочь улучшить ваше настроение и дать вам больше энергии. Попробуйте тренироваться первым делом утром, до того, как ваш уровень энергии упадет в течение дня.

Неделя 4:  За неделю до следующей менструации вы можете чувствовать себя менее энергичным, так как уровни эстрогена и прогестерона падают (если вы не беременны). Физическая активность может помочь облегчить предменструальные симптомы (ПМС), даже если ваш уровень энергии низкий.

Попробуйте вести фитнес-дневник, чтобы отслеживать свой менструальный цикл и уровень энергии во время каждой тренировки. Через несколько месяцев вы сможете увидеть, когда у вас больше или меньше энергии во время цикла.

Если вы принимаете гормональные противозачаточные средства, такие как таблетки, пластыри, уколы или вагинальные кольца, уровень вашей энергии может повышаться и понижаться в зависимости от цикла, но различия могут быть не такими заметными.

Влияет ли мой менструальный цикл на мою способность заниматься спортом?

Нет. Исследователям не удалось обнаружить каких-либо различий во время менструального цикла в способности женщины заниматься физическими упражнениями. Единственным существенным открытием были соревнования на выносливость или длительные спортивные соревнования, такие как марафоны. В соревнованиях на выносливость женщинам, у которых уже была овуляция, но еще не начались месячные, было труднее тренироваться в жаркую и влажную погоду. 4 , 5

Могут ли упражнения помочь при менструальных спазмах?

Возможно. Исследователи обнаружили, что у некоторых женщин меньше болезненных спазмов во время менструации, если они регулярно занимаются спортом. 6 Существуют безрецептурные лекарства от менструальных спазмов или болей, которые хорошо работают с очень небольшим риском. 7 Регулярная физическая активность, такая как ходьба, практически не представляет опасности, поскольку она также может помочь вам чувствовать себя лучше во время менструации.

Что делать, если я много тренируюсь, а месячных нет?

Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке менструального цикла или полному прекращению менструального цикла. Нерегулярные или пропущенные менструации чаще встречаются у спортсменок и других женщин, которые регулярно тренируются. Но если вы давно не тренировались и вдруг начали заниматься фитнесом, менструация может прекратиться или стать нерегулярной. 8

Поговорите со своим врачом или медсестрой, если у вас нерегулярные или пропущенные месячные. Регулярные месячные — признак хорошего здоровья. Эти проблемы с менструацией могут привести к более серьезным проблемам со здоровьем, включая проблемы с беременностью и потерю плотности костей.

Sources

  1. Американский колледж акушеров и гинекологов. (2015). Предменструальный синдром (ПМС).
  2. Самади, З., Тагиан, Ф., Валиани, М. (2013). Влияние 8 недель регулярных аэробных упражнений на симптомы предменструального синдрома у девочек, не занимающихся спортом. Иранский журнал исследований в области сестринского дела и акушерства; 18(1): 14–19.
  3. Дейли, А. (2009). Роль физических упражнений в лечении нарушений менструального цикла: доказательства. Британский журнал общей практики; 59(561): 241–242.
  4. Константини, Н.В., Дубнов, Г., Лебрен, К.М. (2005). Менструальный цикл и спортивные результаты. Клиники спортивной медицины; 24(2): e51–e82.
  5. Джулиан Р., Хекстеден А., Фуллагар Х.Х., Мейер Т. (2017). Влияние фазы менструального цикла на физическую работоспособность футболисток. PLoS Один; 12(3): e0173951.
  6. Дейли, А. (2008). Упражнения и первичная дисменорея: всесторонний и критический обзор литературы. Спортивная медицина; 38(8): 659–670.
  7. Морроу, К., Наумбург, Э.Х. (2009). Дисменорея. Первичная медико-санитарная помощь: кабинетная практика; 36(1): 19–32.
  8. Аренс, К.А., Владутиу, С.Дж., Мамфорд, С.Л., Шлип, К.С., Перкинс, Н.Дж., Вактавски-Венде, Дж., Шистерман, Э.Ф. (2014). Влияние физической активности в течение менструального цикла на репродуктивную функцию. Анналы эпидемиологии; 24(2): 127–134.

Управление по охране здоровья женщин благодарит за медицинский обзор:

  • Комитет по рекомендациям по физической активности Министерства здравоохранения и социальных служб США
  • Нэнси М. Гелл, PT, Ph.D., MPH, доцент, кафедра реабилитации и движения, Вермонтский университет

Все материалы, содержащиеся на этих страницах, не защищены авторскими правами и могут быть скопированы, воспроизведены или дублированы без разрешения Управления по охране здоровья женщин Министерства здравоохранения и социальных служб США. Ссылка на источник приветствуется.

Последнее обновление страницы: 16 февраля 2021 г.

Физиология, Менархе — StatPearls — NCBI Bookshelf

Введение

Менархе определяется как первая менструация у девочки-подростка. Менархе обычно возникает в возрасте от 10 до 16 лет, при этом средний возраст начала заболевания составляет 12,4 года. Детерминанты менархеального возраста постоянно исследуются; однако считается, что социально-экономические условия, генетика, общее состояние здоровья, состояние питания, физические упражнения, сезонность и размер семьи играют роль.

Менархе, как правило, безболезненны и возникают без предупреждения. Первые циклы обычно ановуляторные, с различной продолжительностью и течением. Менархе сигнализирует о начале репродуктивных способностей и тесно связано с продолжающимся развитием вторичных половых признаков.[2]

Вопросы, вызывающие озабоченность

Менархе возникает на фоне созревания гипоталамо-гипофизарно-яичниковой (ГПО) оси и зависит от следующих процессов: нормальная функция гипоталамуса и гипофиза, нормальная женская репродуктивная анатомия, нормальное питание и общее отсутствие другие промежуточные хронические заболевания. Это маркер нормального женского репродуктивного здоровья и хорошего самочувствия. Большинство женщин признают менархе критической декларацией фертильности своего тела. Отсутствие нормальных менструальных периодов, не связанное с беременностью, называется аменореей. Первичная аменорея – полное отсутствие менструаций к 15 годам. Вторичная аменорея — это прекращение менструаций в течение трех и более месяцев после их начала.[3]

Особое беспокойство вызывает слишком раннее, слишком позднее или ненаступающее менархе, так как эти сценарии имеют неблагоприятные последствия в будущем. Менархе считается ранним, если оно возникает до или в возрасте десяти лет, и поздним, если оно наступает в возрасте 15 лет или позднее.[4]

Клеточный

Многочисленные исследования показали, что ген kiss1, который продуцирует кисспептин, и его рецептор, связанный с G-белком рецептор 54 (GPR54), необходимы для нормальной репродуктивной функции. Кисспептин и GPR54 экспрессируются в нейронах гипоталамического гонадотропин-рилизинг-гормона (GnRH). Гипоталамическая система kiss1 передает метаболическую информацию на гонадотропную ось. Циркулирующий эстрадиол активирует кисспептин, который, в свою очередь, активирует нейроны ГнРГ. Половое созревание инициируется, когда ГнРГ секретируется пульсирующим образом нейронами гипоталамуса.[5]

Было обнаружено, что полиморфизм одного нуклеотида на хромосоме 6, LIN28B, связан с более ранним менархе.[6]

Развитие

Нейроны ГнРГ обнаруживаются в обонятельной ямке на шестой неделе после зачатия, затем к девятой неделе мигрируют через передний мозг в гипоталамус. Гипофиз начинает выделять лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) в кровоток плода к 12 неделе, при этом пик ЛГ и ФСГ достигает середины беременности, около 20-24 недель. Уровни ЛГ и ФСГ низкие при рождении, но начинают повышаться при отмене плацентарных эстрогенов.[7] Как обсуждалось ранее, пульсирующее высвобождение ГнРГ и, следовательно, ЛГ и ФСГ необходимо для полового созревания и менархе. Начало полового созревания у женщин отмечается телорхе (почкование молочных желез), которое обычно происходит после восьмилетнего возраста. За телорхе следует пубархе (оволосение на лобке), всплеск роста и, наконец, менархе.

Менархе наступает через 2-3 года после телархе и через шесть месяцев после пикового роста скорости роста (PHV). PHV определяется как самая высокая скорость, наблюдаемая во время пубертатного скачка роста. Менархе чаще всего возникает в рейтинге половой зрелости (SMR) или стадии Таннера, IV. Менархе ненормально наступать до появления вторичного полового развития. Сексуальное насилие, травмы половых органов, опухоли или нарушения свертываемости следует учитывать при дифференциальной диагностике у девочек препубертатного возраста , у которых наблюдаются вагинальные кровотечения.

К 15 годам примерно у 98 % женщин наступает менархе, сигнализируя о созревании женского тела подростка. Менархе обычно ассоциируется со способностью к овуляции и размножению; однако наступление менархе не гарантирует ни овуляции, ни фертильности. Менструальные циклы в подростковом возрасте часто бывают нерегулярными, особенно в период между первым и вторым циклом.[9] Незрелость оси ГПО в первые годы после менархе приводит к ановуляции и нерегулярным циклам, которые могут варьироваться от коротких циклов (< 20 дней) до длинных циклов (> 45 дней). К третьему году после менархе 60-80% менструальных циклов имеют продолжительность от 21 до 34 дней, что типично для взрослого цикла. У девочек с ранним менархе 50% циклов овуляторные в первый год, и почти все овуляторные на пятом году после менархе. Напротив, для овуляции во всех циклах у девочек, у которых менархе наступает позже, требуется примерно от 8 до 12 лет.[10]

Менархе считается ранним, если оно возникает до или в возрасте десяти лет, и поздним, если оно возникает в возрасте 15 лет или позднее.[4] Менархе также считается задержанным, если между началом телархе и первой менструацией прошло более трех лет.

Возраст, в котором у женщины испытывается менархе, зависит от генетических факторов и факторов окружающей среды, таких как социально-экономический статус, семейная жизнь, раса, физические упражнения и диета. Несколько исследований показали, что в начале менархе существуют этнические и расовые различия. В одном исследовании у чернокожих девочек менархе наступило на три месяца раньше, чем у белых девочек, что позволяет предположить, что раса является независимым фактором времени менархе. Это открытие может отражать генетические факторы, поскольку у чернокожих девочек наблюдается более высокая инсулиновая реакция на проблемы с глюкозой и повышенный уровень свободного IGF1, что связано со скелетным и половым созреванием. [11]

Вовлеченные системы органов

В дополнение к женским репродуктивным органам (яичникам, фаллопиевым трубам, матке и влагалищу) на менархе влияют сложные гормональные взаимодействия с участием гипоталамуса, гипофиза и яичников. Также было показано, что надпочечники, щитовидная и поджелудочная железы играют роль в менархе. Гормоны щитовидной железы необходимы для нормальных менструаций, а их дефицит или избыток могут тормозить менархе или приводить к нарушениям существующих менструальных циклов. Аномально повышенный уровень инсулина или надпочечниковых андрогенов может повлиять на нормальную выработку эстрогенов яичниками и снизить выработку ЛГ гипофизом. Гормон лептин также играет роль в поддержании нормальных менструальных циклов.[12]

Функция

Менархе является индикатором начала фертильности и репродуктивной способности, и его отсутствие должно сигнализировать медицинскому работнику для оценки патологии.

Менструация — это ежемесячное отторжение функционального слоя слизистой оболочки эндометрия матки, которое происходит, когда за овуляцией не следует оплодотворение. Это происходит примерно каждые 28 дней, в диапазоне от 21 до 45 дней, со средним интервалом цикла 32,2 дня в первый гинекологический год. Большинство менструальных периодов длятся от трех до семи дней, при этом менструации, длящиеся более десяти дней, считаются ненормальными.[13]

Механизм

Половое созревание инициируется, когда ГнРГ секретируется пульсирующим образом нейронами гипоталамуса. Это пульсирующее высвобождение ГнРГ позволяет гипофизарным гонадотрофам высвобождать ЛГ и ФСГ. ЛГ начинает выработку андростендиона в тека-клетках яичников, в то время как ФСГ позволяет ароматазе в фолликулярных клетках синтезировать эстрадиол. Повышение уровня эстрадиола в сыворотке позволяет тканям молочной железы увеличиваться и влияет на линейный рост костей и эпифизарное сращение, играя значительную роль в пубертатном всплеске роста.

За год до зачатия груди более высокие пики ЛГ наблюдаются исключительно во время сна, что вызвано увеличением амплитуды пульса высвобождения ГнРГ. Когда происходит зачатие груди, пиковая амплитуда ЛГ увеличивается в 10 раз, а импульсная амплитуда ФСГ удваивается. Прогрессирование полового созревания от стадии Таннера II до стадии III отмечено дальнейшим увеличением амплитуды импульса ЛГ в 20–40 раз по сравнению с допубертатными уровнями, что отражает повышение уровня эстрадиола, который теперь стал обнаруживаться в любое время. При переходе к стадии IV по Таннеру пульсация ЛГ и ФСГ становится дневной и постепенно превращается в пульсацию взрослого человека [14].

Менархе возникает ближе к концу стадии IV по Таннеру после годового повышения суточной выработки эстрадиола. Высокий уровень эстрадиола в это время оказывает отрицательную обратную связь на гонадотропную систему, подавляя ее, что приводит к циклическим уровням эстрогена и маточным кровотечениям. Во время менархе положительная эстрадиоловая обратная связь по оси еще не установлена; поэтому овуляция происходит редко. Маточные кровотечения возникают с различной цикличностью до тех пор, пока не созреет механизм эстроген-индуцированного выброса ЛГ и не наступят овуляторные циклы. Этот процесс обычно занимает год или более после менархе, чтобы полностью установиться.

Связанное тестирование

У пациентов с нормальной анатомией и задержкой развития оценка гормонов яичников и гипофиза, включая андрогены, может помочь в постановке диагноза. Опухоли гипофиза, чаще всего аденомы, могут быть связаны с повышенным уровнем пролактина и физикальными проявлениями , такими как галакторея, головные боли, изменения зрения и аменорея. При первичной аменорее уровень эстрадиола помогает оценить функцию яичников. Если уровни эстрадиола низкие, рефлекторное тестирование ФСГ и ЛГ позволит дифференцировать первичную яичниковую недостаточность (ФСГ/ЛГ повышен) и вторичную яичниковую недостаточность (ФСГ/ЛГ низкий или не поддается измерению, гипофизарная недостаточность) [16].

Если при осмотре есть признаки гирсутизма или акне, определение уровня андрогенов, включая свободный и общий тестостерон, ДГЭА-С и 17-гидроксипрогестерон, может помочь исключить андроген-секретирующие опухоли и врожденную гиперплазию надпочечников как причину. Уровни андрогенов также могут быть использованы для исключения или подтверждения диагноза синдрома поликистозных яичников (СПКЯ). Следует отметить, что отсутствие менархе также может быть связано с беременностью, поэтому при оценке важно исключить беременность.

Патофизиология

Раннее менархе

  • Причины

    • Раннее начало менархе наблюдалось у девочек, окруженных стрессовой семейной обстановкой, у приемных родителей и у тех, кто живет с отчимом. Это объясняется разным стилем жизни и психологическими факторами. Кроме того, у тех, кто вырос в городской среде, менархе наступает в более раннем возрасте по сравнению с теми, кто вырос в сельской местности.[17]

    • У девочек-подростков из семей с высоким социально-экономическим статусом (СЭС) менархе наступает в более раннем возрасте по сравнению с девочками из семей с более низким СЭС.[18]

    • Исследования показали, что девочки, которые потребляли больше животного белка и меньше растительного белка в возрасте от трех до пяти лет, имели более раннее менархе. [19]

    • Многочисленные исследования показали, что у девочек с избыточной массой тела или ожирением менархе наступает в более раннем возрасте. Одно из таких исследований показало, что девочки, у которых менархе началась в раннем возрасте, в 1,7 раза чаще имели избыточный вес или ожирение ИМТ.[20] Кроме того, в одном исследовании была обнаружена положительная корреляция между потреблением подслащенных сахаром напитков и началом менархе. Сообщалось, что у девочек, которые потребляли более 1,5 подслащенных напитков в день, менархе наступало примерно на 2,7 месяца раньше, чем у девочек, которые потребляли менее двух подслащенных напитков в неделю.

    • Кормление смесями в раннем младенчестве также исследовалось как потенциальный фактор, ответственный за раннее менархе.[22]

  • Исходы

    • Раннее менархе связано с физическими и психосоциальными проблемами, включая тревогу и депрессию, более ранние половые контакты, употребление психоактивных веществ и суицидальное поведение. Эти результаты могут быть связаны с тем, что девочки-подростки связывают негативные физические и психологические изменения с менструацией, отражая неправильное представление, невежество и страх отличаться от сверстников.

    • Веские данные из многих стран свидетельствуют о том, что девочки, у которых наступает менархе в раннем возрасте, более уязвимы к ранней беременности, инфекциям, передающимся половым путем, и сексуальному насилию.[24]

    • Раннее менархе может привести к преждевременному слиянию эпифизарных пластинок роста, что впоследствии приведет к тому, что окончательный рост взрослого человека будет короче потенциального генетического роста.[25]

    • Наступление менархе в раннем возрасте приводит к увеличению распространенности гиперхолестеринемии во взрослом возрасте, что в конечном итоге приводит к более высокому риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, ишемическая болезнь сердца и инсульт. Исследования также показали повышенный риск развития метаболического синдрома и сахарного диабета 2 типа. [22]

    • Более высокая минеральная плотность костей поясничного отдела позвоночника и шейки бедра в пожилом возрасте наблюдалась у девочек, у которых наступила менархе в раннем возрасте, что объясняется длительным пожизненным воздействием защитного действия эндогенных эстрогенов.[26]

    • Исследования показали, что у девочек с ранним менархе риск развития рака молочной железы на 23 % выше, чем у девочек с задержкой менструации. Это подтверждается наблюдением, что раннее менархе сопровождается ожирением абдоминального типа и, следовательно, более высокими уровнями циркулирующего инсулина, тестостерона и инсулиноподобного фактора роста 1, которые, в свою очередь, действуют как факторы роста для пролиферации ткани молочной железы и, вероятно, способствуют канцерогенез молочной железы.[27]

Позднее менархе

Первичная аменорея — это термин, используемый для описания отсутствия менархе у девочки-подростка, у которой менархе не наступило к 15 годам или не наступило в течение трех лет после телархе.

  • Причины

    • Менархе может быть задержано у подростков с очень низкой массой тела из-за голодания, мальабсорбции или расстройства пищевого поведения, такого как нервная анорексия. Подсчитано, что для менархе необходим минимум 17% жира в организме, а для поддержания регулярных менструаций требуется 22% жира.[28]

    • Менархе в среднем наступает у спортсменов позже, чем у населения в целом, что свидетельствует о том, что интенсивные физические нагрузки, по крайней мере, два часа в день, задерживают половое созревание и, следовательно, менархе.[29]

    • Дополнительные исследования показали, что присутствие в семье старших сестер связано с более поздним началом менархе.[30]

    • Менархе может быть задержано у нормально развивающихся женщин из-за аномалий женского мочеполового тракта. Женщины с неперфорированной девственной плевой могут иметь задержку менархе и часто иметь в анамнезе периодические циклические боли в животе или тазу. При осмотре у этих пациентов может быть пальпируемое образование в нижней части живота и часто выпячивание девственной плевы синеватого цвета.[31]

    • Отсутствие нормальной матки или влагалища из-за мюллеровой агенезии или синдрома Майера-Рокитанского-Кастера-Хаузера встречается примерно у 1/4500 женщин и часто не диагностируется до тех пор, пока у пациентки не появится менархе. Другие сложные гормональные нарушения, такие как синдром нечувствительности к андрогенам, могут проявляться внешним женским развитием и первичной аменореей. Аномальное развитие женских половых желез из-за синдрома Тернера также может привести к агенезии яичников и отсутствию менструаций.[32]

Клиническая значимость

Несмотря на то, что существует установленный период времени, в течение которого должно начаться менархе, внутри этого интервала существуют различия, обусловленные множеством различных причин. Как обсуждалось ранее, социально-экономический статус девочки, диета, активность и генетика могут играть роль в том, когда у нее начинается половое созревание и менархе. Крайне важно информировать девочек препубертатного возраста и их опекунов о прогрессировании полового созревания и развитии менструального цикла. Очень важно открыто говорить на эту тему и развеять любые страхи или дезинформацию, которые могут быть у ребенка. Клиницисты должны сообщить, что менструация у женщин начинается примерно через 2-3 года после начала развития груди и что менструация является нормальной частью развития. Девочек следует проинструктировать об использовании женских продуктов и о том, что считается нормальным менструальным циклом. Это должно быть совместным образовательным усилием между пациентом, опекуном и врачом.

Нарушения менструального цикла, требующие дальнейшего обследования: [34]

  • Отсутствие менархе в течение трех лет после телархе

  • Отсутствие менархе к 14 годам с признаками гирсутизма

  • Отсутствие менархе к 15 летнему возрасту с историей или результатами обследования, указывающими на чрезмерные физические нагрузки или расстройство пищевого поведения наружных половых органов и мануальное обследование репродуктивных органов пациентки-подростка. Клиницисты должны собирать анамнез конфиденциально и по возможности сохранять конфиденциальность. Также важно подробно объяснить физический осмотр и предоставить сопровождающего во время экзамена.

    Клинически важно знать, что как сексуальное насилие, так и физическое насилие в детстве могут вызвать раннее менархе. Скрининг на сексуальное насилие — важный аспект общей педиатрической практики, но многим педиатрам не хватает последовательного подхода к оценке состояния пациентов. Менархе может предоставить клиницистам возможность обсудить тему начала половой жизни и выявить насилие в прошлом. Как медицинский работник, отметив наличие раннего менархе в сочетании с другими физическими или поведенческими признаками и симптомами, вы должны побудить его собрать более подробный анамнез.[35]

    Контрольные вопросы

    • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

    • Комментарий к этой статье.

    Ссылки

    1.

    Маркес П., Мадейра Т., Гама А. Менструальный цикл среди подростков: осведомленность девочек и влияние возраста на менархе и избыточный вес. Преподобный Пол Педиатр. 2022;40:e2020494. [Бесплатная статья PMC: PMC8734600] [PubMed: 35019010]

    2.

    Рис М. Возраст менархе. ОРГИН. 1995;(4):2-4. [PubMed: 12319855]

    3.

    Карлсон Л.Дж., Шоу Н.Д. Развитие овуляторных менструальных циклов у девочек-подростков. J Pediatr Adolesc Gynecol. 2019 июнь;32(3):249-253. [Бесплатная статья PMC: PMC6570576] [PubMed: 30772499]

    4.

    Де Санктис В., Ригон Ф., Бернаскони С., Бьянчин Л., Бона Г., Боццола М., Бузи Ф., Де Санктис К., Тонини Г., Радетти G, Perissinotto E. Возраст менархе и нарушения менструального цикла в подростковом возрасте: имеет ли это значение? Данные большого опроса итальянских школьниц. Индийский J Педиатр. 2019Январь 86 (Приложение 1): 34-41. [PubMed: 30628040]

    5.

    Clarkson J, Boon WC, Simpson ER, Herbison AE. Постнатальное развитие механизма положительной обратной связи эстрадиол-кисспептин, связанное с началом полового созревания. Эндокринология. 2009 г., июль; 150 (7): 3214-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2703539] [PubMed: 19299459]

    6.

    Ong KK, Elks CE, Li S, Zhao JH, Luan J, Andersen LB, Bingham SA, Brage S, Smith GD, Ekelund U, Гилсон С.Дж., Глейзер Б., Голдинг Дж., Харди Р., Хоу К.Т., Кух Д., Любен Р., Маркус М., МакГихин М.А., Несс А.Р., Нортстоун К., Ринг С.М., Рубин С., Симс М.А., Сонг К., Страчан Д.П., Волленвейдер П. , Вэбер Г., Уотерворт Д.М., Вонг А., Делокас П., Баррозу И., Мозер В., Лоос Р.Дж., Уэрхэм Н.Дж. Генетическая изменчивость LIN28B связана со сроками полового созревания. Нат Жене. 2009 г.Июнь; 41 (6): 729-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3000552] [PubMed: 19448623]

    7.

    DiVall SA, Radovick S. Половое развитие и менархе. Энн Н.Ю. Академия наук. 2008;1135:19-28. [PubMed: 18574204]

    8.

    Карапану О. , Пападимитриу А. Детерминанты менархе. Репрод Биол Эндокринол. 2010 30 сентября; 8:115. [Бесплатная статья PMC: PMC2958977] [PubMed: 20920296]

    9.

    Flug D, Largo RH, Prader A. Менструальный цикл у девочек-подростков в Швейцарии: продольное исследование. Энн Хам Биол. 1984 ноябрь-декабрь; 11(6):495-508. [PubMed: 6524865]

    10.

    Хики М., Бален А. Нарушения менструального цикла в подростковом возрасте: исследование и лечение. Обновление воспроизведения гула. 2003 г., сен-октябрь; 9(5):493-504. [PubMed: 14640381]

    11.

    Вонг В.В., Коупленд К.С., Хергенродер А.С., Хилл Р.Б., Stuff JE, Эллис К.Дж. Сывороточные концентрации инсулина, инсулиноподобного фактора роста-I и белков, связывающих инсулиноподобный фактор роста, различаются у белых и афроамериканских девочек. J Педиатр. 1999 сентября; 135 (3): 296-300. [PubMed: 10484792]

    12.

    Маткович В., Ильич Дж.З., Скугор М., Баденхоп Н. Е., Гоэл П., Клермонт А., Клисович Д., Наххас Р.В., Ландолл Д.Д. Уровень лептина обратно пропорционален возрасту наступления менархе у женщин. J Clin Endocrinol Metab. 1997 г., октябрь; 82 (10): 3239-45. [PubMed: 9329346]

    13.

    Финер Л.Б., Филбин Дж.М. Тенденции возрастов основных репродуктивных переходов в США, 1951-2010 гг. Проблемы женского здоровья. 2014 май-июнь;24(3):e271-9. [Статья бесплатно PMC: PMC4011992] [PubMed: 24721149]

    14.

    Rosenfield RL, Bordini B, Yu C. Сравнение обнаружения нормального полового созревания у девочек с помощью гормонального теста сна и теста на агонисты гонадотропин-высвобождающего гормона . J Clin Endocrinol Metab. 2013 Апрель; 98 (4): 1591-601. [Бесплатная статья PMC: PMC3615202] [PubMed: 23457407]

    15.

    DiVall SA, Radovick S. Эндокринология женского полового созревания. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2009 фев; 16(1):1-4. [В паблике: 19115519]

    16.

    Beck-Peccoz P, Persani L. Преждевременная недостаточность яичников. Orphanet J Rare Dis. 2006 06 апр; 1:9. [Бесплатная статья PMC: PMC1502130] [PubMed: 16722528]

    17.

    Padez C. Социальное происхождение и возраст наступления менархе у португальских студентов университетов: заметка о вековых изменениях в Португалии. Am J Hum Biol. 2003 г., май-июнь; 15(3):415-27. [PubMed: 12704717]

    18.

    Вронка И., Павлинска-Хмара Р. Менархеальный возраст и социально-экономические факторы в Польше. Энн Хам Биол. 2005 г., сен-октябрь; 32(5):630-8. [В паблике: 16316918]

    19.

    Berkey CS, Gardner JD, Frazier AL, Colditz GA. Связь диеты и размера тела в детстве с менархе и подростковым ростом девочек. Am J Эпидемиол. 01 сентября 2000 г .; 152 (5): 446-52. [PubMed: 10981459]

    20.

    Альмухлафи М., Джамиля К.А., Альмутаири А.Ф., Салам М. Связь между ранним менархе, ожирением и расстройствами пищевого поведения: поперечное исследование в школах Северной Саудовской Аравии. Диабет метаболический синдром ожирение. 2018;11:743-751. [Бесплатная статья PMC: PMC6244586] [PubMed: 30532574]

    21.

    Карвайл Дж.Л., Уиллетт В.К., Шпигельман Д., Герцмарк Э., Рич-Эдвардс Дж., Фрейзер А.Л., Михельс К.Б. Потребление подслащенных сахаром напитков и возраст наступления менархе в проспективном исследовании девочек в США. Хум Репрод. 2015 март; 30 (3): 675-83. [Бесплатная статья PMC: PMC4325672] [PubMed: 25628346]

    22.

    Lee HS. Почему нас должно беспокоить раннее менархе? Clin Exp Pediatr. 2021 Январь; 64 (1): 26-27. [Бесплатная статья PMC: PMC7806408] [PubMed: 32683812]

    23.

    Kaltiala-Heino R, Kosunen E, Rimpelä M. Время полового созревания, сексуальное поведение и самооценка депрессии в среднем подростковом возрасте. Дж. Адолеск. 2003 окт; 26 (5): 531-45. [PubMed: 12972267]

    24.

    Негрифф С., Сусман Э.Дж., Трикетт П.К. Путь развития от времени полового созревания до правонарушений и сексуальной активности от раннего до позднего подросткового возраста. J Молодежь Подросток. 2011 Октябрь;40(10):1343-56. [Бесплатная статья PMC: PMC3594103] [PubMed: 21191640]

    25.

    Шим КС. Пубертатный рост и эпифизарное слияние. Энн Педиатр Эндокринол Метаб. 2015 март; 20(1):8-12. [Бесплатная статья PMC: PMC4397276] [PubMed: 25883921]

    26.

    Gerdhem P, Obrant KJ. Минеральная плотность костей в пожилом возрасте: влияние возраста на менархе и менопаузу. J Bone Miner Метаб. 2004;22(4):372-5. [PubMed: 15221497]

    27.

    Stoll BA, Vatten LJ, Kvinnsland S. Влияет ли ранняя физическая зрелость на риск рака молочной железы? Акта Онкол. 1994;33(2):171-6. [PubMed: 8204271]

    28.

    Бейкер ER. Масса тела и начало полового созревания. Клин Обстет Гинекол. 1985 г., сен; 28 (3): 573–579. [PubMed: 4053451]

    29.

    Малина РМ. Менархе у спортсменов: синтез и гипотеза. Энн Хам Биол. 1983 янв-февраль;10(1):1-24. [PubMed: 6838152]

    30.

    Matchock RL, Susman EJ. Состав семьи и менархеальный возраст: антиинбридинговые стратегии. Am J Hum Biol. 2006 июль-август; 18 (4): 481-91. [PubMed: 16788900]

    31.

    Чжан С. Роль различных стволовых клеток при преждевременной недостаточности яичников. Curr Stem Cell Res Ther. 2020;15(6):473-481. [PubMed: 30868961]

    32.

    Komura N, Mabuchi S, Sawada K, Nishio Y, Kimura T, Komura H. Последующее нарушение менструального цикла после спонтанного менархе при синдроме Тернера. Клин Эндокринол (Oxf). 2021 июль; 95 (1): 163-168. [PubMed: 33617655]

    33.

    Fox KM, Magaziner J, Sherwin R, Scott JC, Plato CC, Nevitt M, Cummings S. Репродуктивные корреляты костной массы у пожилых женщин. Исследование группы исследования остеопоротических переломов. Джей Боун Шахтер Рез. 1993 августа; 8 (8): 901-8. [PubMed: 8213252]

    34.

    Видхольм О, Кантеро Р.Л. Статистический анализ менструального цикла 8000 финских девочек и их матерей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts