Возрастные и психологические особенности процесса воспитания личности: 5. Возрастные особенности человека и воспитание его личности

Психологические особенности обучения в процессе образования

Библиографическое описание:

Абдувахобова, Д. Э. Психологические особенности обучения в процессе образования / Д. Э. Абдувахобова, М. К. Кадырова, Ш. Н. Эрназарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 912-914. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11268/ (дата обращения: 03.07.2023).

Обучение — педагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение) и деятельность ученика (изучение).

Результатами обучения являются получение общего образования, формирование у учеников научного мировоззрения, подготовка их к жизни. Учитель не только должен иметь глубокие знания по правильной научной организации учебного процесса, но и должен знать общие психологические закономерности процесса обучения и усвоения знаний, формировать навыки и умения, развивать мысль.

Успешное решение воспитательных задач в воспитании требует знать психологические закономерности процесса формирования личности, возрастные особенности детей, индивидуальные, волевые и эмоциональные критерии психологического развития, особенности познавательной и умственной деятельности.

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности. Психология считает, что психологические особенности личности есть продукт среды, обучения и воспитания. Они абсолютно со стороны, извне закладываются в сознание человека, под влиянием среды, обучения и воспитания происходит их формирование в онтогенезе.

Как талант и способности, своеобразие темперамента и памяти, особенности характера, так и нервная система наследственность и среда имеют важное значение.

Если психологические особенности человека во многом играют управляющую роль в его формировании развитии, то решающую функцию выполняет социальное воспитание человека, условие его проживания, его обучение и воспитание.

Специальную роль в психологическом развитии играет обучение и воспитание как «процесс воздействия, отвечающий требованиям общества, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее поколение по пути к сознательной цели».

Психологи обоснованно признают тот факт, что человек, являясь активным существом, может сам сознательно изменять собственную личность, то есть может заниматься собственным воспитанием. Но самовоспитание не может вестись в отрыве от окружающей среды. Этот процесс происходит при активном взаимодействии с окружающим миром.

Естественные данные человека составляют важный фактор психологического развития. Наличие некоторых анатомо-физиологических особенностей является естественным условием развития способностей. Способности формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности человека, его обучения и воспитания. Но это не значит, что при одинаковых условиях у всех людей одинаково развиваются интеллектуальные способности. Отмечено, что психическое развитие6 связано с биологической зрелостью ребёнка, особенно, в развитии его мозга.

Этот факт нужно учитывать при образовательно-воспитательных работах.

Русский психолог Л. С. Выготский первым выдвинул идею об управляющей роли образования и воспитания в психическом развитии ребёнка; Образование идёт впереди развития и ведёт его за собой. Без обучения не может быть полноценного развития. Обучение не отрицает внутренние закономерности развития. Нужно не забывать, что возможности обучения широкие, но не бесконечные. По мере развития психики человека растёт целостность, единство, устойчивость, происходит её интеграция. В результате этого у личности появляются те или иные качества.

При учебно-воспитательной работе учитывание определённых душевных особенностей ребёнка даёт учителю возможность пользоваться такими педагогическими методами и средствами, которые соответствуют возрастным требованиям и возможностям ребёнка. Здесь, обязательна, надо учесть индивидуальные различия детей, уровень умственного развития, особенности психологической деятельности. Умственное развитие характеризуется тем, что отражает в детском сознании и как происходит это отражение.

Психологи отметили характеристику умственного развития как его критерии:

1)                 Скорость усвоения материала или темп его восприятия;

2)                 Сжатость мышления, определяемого количеством обдумываний;

3)                 Уровень аналитико-синтетической деятельности;

4)                 Приёмы переноса умственной деятельности, сформулированной в другом объекте, на основе изучения одного объекта;

5)                 Уметь самостоятельно систематизировать и обобщать полученные знания.

Обучение каждому предмету должно быть построено так, чтобы оно дало максимальную пользу умственному развитию учеников.

Исследования психологов ведут нас к заключению о том, что при обучении ученикам нужно давать вместе с системой знаний и систему приёмов умственной деятельности.

При организации восприятия учениками разного рода учебных материалов учитель должен учитывать формирование у учеников мыслительных операций (анализ, сравнение, определение общих, частных и специальных особенностей, абстрагирование, обобщение, синтез).

Очень важное значение имеет создание у учеников мастерства систематизировать и обобщать получение по предмету знаний, умение самостоятельно работать с разными литературными источниками, сравнение фактов, полученных из разных пособий, по одному или другому вопросу. У детей младшего школьного возраста физическое психологическое развитие отличается своей особенностью. Именно в этом возрасте развитие научно-творческих способностей является важным, по данному вопросу посвящён ряд работ психологов.

Образование должно не только вооружить учеников знаниями, но и обеспечить его умственный рост. Целевая направленность научно-творческих способностей студентов на основе усвоенных знаний, требует от каждого педагога большого опыта, научного потенциала творения. Значит, в целях повышения мыслительной активности студента мы должны проводить каждое занятие не просто так, а с установкой, что мы готовим грамотных специалистов с высшим интеллектуальным потенциалом, являющихся нашим будущим и опорой, продолжателем общества.

Известно, что обеспечение соответствия методов обучения к определённым педагогическим условиям являются одним из факторов повышения качественного обучения. Оно ведёт к прочному усвоению нужных знаний, сотрудничеству учителя-ученика в процессе урока и единой цели.

При развитии творческой мыслительной способности студента первостепенное значение имеет организация занятия. В этом случае всё мастерство и талант учителя заключается в применении новых педагогических технологий на уроке, творческом подходе к учебному материалу. Только так мы можем повысить мыслительную способность ученика расширить границы мышления. Перед школой стоит сложная и важная задача — «реализация общего среднего образования детей и молодёжи, отвечающей требованиям современного общества и научно-технологического прогресса, вооружение учащихся глубокими и самостоятельными знаниями по основам дисциплин, пробуждение стремления у них к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии».

Для выполнения этой задачи необходимо сознательное усвоение мотивов обучения, формирование у учащихся положительные отношения, интереса к предмету.

Под мотивом психологии понимаются причины, призывающие учащихся к действиям. На формирование мотивов воздействуют требования и инстинкты, предрасположенность и эмоции, решения, идеи, интересы.

Учебные мотивы могут быть разными: выполнение желаний родителей при получении информации, желание «не отстать от других», получить свидетельство об окончании средней школы, стремление поступить после школы в институт и т. д.

Самые высокие мотивы — это получение знаний с целью быть полезным обществу, и наконец, мотив «много знать». Задача учителя — формировать у учеников высокие социальные и духовные мотивы, то есть воспитать веру в необходимость получение знаний ради желания «быть полезным обществу». Если у большинства учеников мы смогли пробудить и развить интерес к знаниям, то процесс обучения будет удачнее. В таком случае интерес к знанию — стремление много знать превращается в один из ведущих мотивов учащихся.

О вопросах интереса к знанию писали многие основоположники педагогики — Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Б.Дистервег и др. В педагогике и психологии возникла общая теория интереса, разработанная В.Ананьевым, Л.Бажовичем, С.Рубинитейном, В.Ивановым, А.Ковалёвым. Обобщающий трудом является монография Г. Н. Щукиной.

Под воздействием интереса растёт интеллектуальная активность, совершенствуется память, усиливается представление, восприятие, сосредоточение внимания, мысли. Также воспитываются под его воздействием духовные, волевые качества личности.

Характерной особенностью интереса к знаниям является то, что он имеет интеллектуальный характер: вызывающий интерес субъект помогает определить новые стороны предмета, открыть значение наблюдаемых событий, понять причинно-следственные связи. Если учитель сумеет пробудить в ученике интерес к своему предмету, то у учащихся появляется возможность для самостоятельных творческих работ; они будут стремиться к знаниям, решению трудностей на пути к получению знаний.

Если интерес к предмету не возник, информация проходит через мозг бесследно при абсолютном безразличии учащихся, не пробуждая позитивных эмоций.

Появление и развитие интереса к знаниям помогает учащимся при самостоятельной работе с дополнительной литературой, научными, научно-популярными брошюрами, журналами, учебными пособиями для поступающих в вузы и т. д. Результаты деятельности учеников должны быть проверены в классе, обсуждены и оценены.

Опыт творческих учителей и проведённые исследования показывают, что достаточно проводить в каждом классе одно сочинение (в 7–8 классах) или один реферат (в 9–10 классах). Эту работу целесообразно проводить в начале второго полугодия.

Сочинения и рефераты учитель должен собрать, проверить и оценить. Можно пригласить учеников-авторов самых интересных рефератов, рассказать о них на уроках, учебных конференциях, семинарах (согласно плану изучения темы или раздела).

Результаты проверки сочинений и рефератов анализируются в классе. Самые лучшие работы можно предложить на творческие ученические выставки. Во всех случаях учащиеся должны чувствовать, что учителя небезразличны к их самостоятельным работам.

При развитии интересов к знаниям в системе учебных занятий нужно создать условия для того, чтобы учащиеся не только получали новые знания, но и совершенствовали навыки, освоили методы научных исследований: наблюдение, эксперимент, мыслительное моделирование, гипотезы и др.

Ещё одним из факторов определения отношения учащихся к предмету является личность учителя. Если в школе работает учитель, любящий свой предмет, то привлечёт внимание многих школьников к данному предмету.

Личностные качества учителя, его деятельность на уроке, личный пример является основными источниками появления у учащихся интереса к знаниям.

Для учеников важное значение имеет и авторитет учителя, и его доверие к ученикам.

Литература:

1.      Коваль А. В. Шахс психологияси. — М.: Просвещение, 1970.

2.      Крутецкий В.  А. Ўқувчини ўқитиш ва тарбиялаш психологияси. — М.: Просвещение, 1976.

3.      Усова А. В., Вологодская З. А. Ўрта мактабда физикадан ўқувчиларни тайёрлаган мустақил ишлари. — М.: Просвещение, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, обучение, интерес, получение знаний, психологическое развитие, умственная деятельность, умственное развитие, ученик, учитель, учебный процесс.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное). Данная возрастная категория разделена на три этапа становления личности, для более детального рассмотрения психологических особенностей на каждом из них.

ABSTRACT

Psychological characteristics of children of preschool age has been comprehensively studied due consideration from different angles. First are considered the main criteria of psychological health of the preschooler. In the system of education and training is a fundamental volume of knowledge, whereas the psychological health of a person fades into the background. Hence the lack of satisfaction with life, all sorts of fears and phobias. Family relationships play an important role in the development of child’s personality, critical linkages teacher-parents. When correct alignment of roles at home and in educational institution development of the child is correct. Given the external factors of influence, namely social situation, initiation to adulthood through play, and the internal features of a preschooler. Particular to the attention of a preschooler for every year of life is undergoing significant change, they should be considered in the dynamics and in all manifestations.

 

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:

  •      Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
  •      Рефлексия – как одно из средств самопознания;
  •      Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Результаты современных исследований напрямую свидетельствуют о взаимосвязи нарушений психологического здоровья с успешностью детей в учёбе. Выраженное повышение тревожности является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания.Внутреннее напряжение, проявление которого обуславливает повышенную двигательную активность и защитную агрессию может привести к нарушению дисциплины. Страхи влекут за собой перманентное напряжение и, как результат, снижение работоспособности, повышенную утомляемость. Деструктивная агрессия и социальные страхи проявляются у дошкольников в виде так называемой «боязни сцены», т.е. трудности при необходимости публичных ответов у доски, выступлений и самого процесса общения. Демонстративная агрессия провоцирует стереотипизацию поведения, направленного на получение негативного внимания[4, 102с].

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.

Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, безоценочного восприятия. Изучением семейного института, или института эмоциональных отношений, активно занимались: Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др. Ожидания ребёнка-дошкольника, связанные с семьёй это, прежде всего, безусловная, безоговорочная любовь матери, отца, бабушки, дедушки, сестёр и братьев. Ребёнок любим не за хорошее поведение или отметки, не за внешность или качества характера, а таким каков он есть со всеми положительными и отрицательными проявлениями личности.

Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь. Отсюда следует, что основной целью педагогов дошкольного учреждения является профессиональная помощь семье в вопросах воспитания:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности[8, 59c].

Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, идеальная форма – часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; сфера, в которую ребенок пытается войти.

Изучением данного вопроса активно занимался Д.Б. Эльконин, согласно его утверждениям, взрослый человек для дошкольника является прежде всего носителем общественных функций, своего рода ориентиром в системе отношений. Главным противоречием этого периода Д.Б. Эльконин выделял опосредованное общение ребёнка с миром, то есть через взрослого, при наличии острой необходимости быть частью социума.

Объединяя вышеприведённые утверждения можно сделать вывод: ребёнок не способен полноправно участвовать в жизни социума. Однако, благодаря игре у детей есть возможность смоделировать мир взрослых, войти в него и примерить на себя интересующие роли, поэтому процесс обучения на данном этапе тесно сопряжён с игровой деятельностью.

Игра – символико-моделирующий тип деятельности, в которой оперативно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны (по Эльконину Д.Б.). Тип деятельности дошкольника носит моделирующий характер, объект (взрослый) воссоздаётся с акцентом на взаимоотношениях. Данная операция невозможна без внутреннего плана, где система своих действий рассматривается с учётом последствий.

Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3–7 лет.

1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операции без предыстории и последующего развития. Они никак не характеризуют взаимоотношения.

2. Роли определены действиями, но с учётом разделения функций. Добавляются манипуляции с предметами. Логика игры определяется последовательностью действий в реальной жизни, их количество расширяется.

3. На данном уровне в игре появляются личностные взаимоотношения. Происходит создание целостного образа, ребёнок выживается в роль. Нелогичные действия со стороны одного из участников сопровождаются протестом со стороны другого.

4. Рациональность правил выходит на первый план. Роли строго очерчены и всесторонне характеризуют взаимоотношения. Процесс общения воссоздаётся в строго логической последовательности, с учётом всех деталей. Функции персонажей игры взаимосвязаны.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста: сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Выделяют следующие функции внимания:

  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации;
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание.

Что касается особенностей развития внимания в дошкольном возрасте, отметим следующие изменения:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы после произвольного (комбинация произвольного и непроизвольного, наиболее продвинутая форма) внимания.

Психологическое становление – особая форма предметных действий. По Л.Ф. Обуховой прорыв в отечественной психологии произошёл благодаря выделению ориентировочной и исполнительной частей в психическом развитии. Дальнейшие исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина подробно охарактеризовали ориентировочную часть, отделив её от самого действия и выявили уровни формирования ориентации у дошкольников. Следует отметить, что на данном этапе эта часть деятельности развивается особенно интенсивно. Задействованы три основных уровня: материальный, перцептивный и умственный[1, 15с]. Согласно исследованиям Л.А. Венгера, помимо всего прочего идёт интенсивное развитие сенсорных эталонов. Восприятие через призму эталонов приобретает опосредованный характер, позволяет перейти от субъективной к объективной характеристике окружающего мира.

Восприятие, мышление, память, воображение, речь, личностное развитие ребёнка из года в год претерпевают колоссальные изменения. Для наиболее объёмного и объективного представления о психологических особенностях дошкольников следует разделить данную категорию на три подгруппы.

От трёх до четырёх лет. Относительно социально-эмоциональной сферы можно отметить повышенное стремление к общению с детьми и взрослыми, позволяющее формироваться навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Этот этап сопряжён с освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины. Преобладает наглядно-образная форма мышления. Значительно увеличиваются речевые возможности, в обиходе появляются сложные предложения. Потребность в двигательной активности крайне высока (половина времени бодрствования). Скорость, сила, гибкость, координация, выносливость активно развиваются у детей данной возрастной группы. Ввиду ограниченных возможностей концентрации внимания следует чередовать разнообразную активную деятельность с отдыхом.

Основные задачи данного этапа: удовлетворить потребности ребёнка в двигательной активности, развить игровую деятельность, расширить знания об окружающем мире, сформировать навыки общения.

От четырёх до пяти лет дети овладевают различными способами взаимодействия с людьми. Расширяют диапазон знаний о взаимоотношениях. Ориентируются в специфике поведения с разными людьми. Особую роль приобретает сюжетно-ролевая игра. Формируется способность следовать правилам. Проявляются навыки обобщения и установления причинно-следственной связи. Любознательность усиливается, что позволяет педагогам в данный период дать огромное количество необходимой информации, которая в последствии займёт почётное место в оперативной памяти ребёнка. В физическом плане апогея достигают ловкость и координация. Дети могут удерживать равновесие, движения становятся более чёткими.

Основными задачами этого периода является укрепление психофизического здоровья ребёнка. Необходимо поддерживать интерес к игровой деятельности, к здоровому образу жизни, к общепринятым нормам поведения. Происходит формирование трудовой деятельности.

От пяти до семи лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети стремятся познать себя и других, разобраться в мотивах; выбирают собственную линию поведения, оценивают свои поступки. Проявляется склонность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Речь становится более грамотной, приобретает интонационный окрас, пополняется багаж обобщающих слов. Однако, растущие возможности предполагают увеличение нагрузки на организм в процессе различных форм деятельности. В плане физической активности следует обратить внимание на формирование осанки, развитие выносливости и силы[5, 56с ].

К задачам данного периода следует отнести укрепление здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры, приобщение к нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следует всячески поощрять любознательность, творчество, содействовать предпосылкам к овладению учебной деятельностью. На каждом из этапов развития ребёнка необходимо уделить достаточное внимание его психическим особенностям. Однако, не следует забывать и об индивидуальном подходе, так как дети разные и зачастую вышеперечисленные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. — М., 1995.
6. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.-682 с.
7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм — Еврознак, 2003.- 350 с.
8. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. — М., 2003.

Антисоциальное расстройство личности — NHS

Расстройства личности — это состояния психического здоровья, которые влияют на то, как человек думает, воспринимает, чувствует или относится к другим.

Антисоциальное расстройство личности — это особенно сложный тип расстройства личности, характеризующийся импульсивным, безответственным и часто преступным поведением.

Человек с антисоциальным расстройством личности обычно склонен к манипуляциям, лжив и безрассуден и не заботится о чувствах других людей.

Как и другие типы расстройства личности, антисоциальное расстройство личности находится в спектре, что означает, что его тяжесть может варьироваться от случайного плохого поведения до неоднократного нарушения закона и совершения серьезных преступлений.

Считается, что у психопатов тяжелая форма антисоциального расстройства личности.

На веб-сайте Mind можно найти дополнительную информацию о признаках антисоциального расстройства личности

Узнайте больше о расстройствах личности

Признаки антисоциального расстройства личности

Человек с антисоциальным расстройством личности может:

  • эксплуатировать, манипулировать или нарушать права других
  • не испытывать беспокойства, сожаления или раскаяния по поводу страданий других людей
  • вести себя безответственно и проявлять пренебрежение к нормальному социальному поведению долгосрочные отношения
  • неспособность контролировать свой гнев
  • отсутствие чувства вины или неспособность учиться на своих ошибках
  • обвинять других в проблемах своей жизни
  • неоднократно нарушать закон преступления или злоупотребление психоактивными веществами) и другие разрушительные и агрессивные действия.

    У кого развивается антисоциальное расстройство личности?

    Антисоциальное расстройство личности чаще поражает мужчин, чем женщин.

    Неизвестно, почему у некоторых людей развивается антисоциальное расстройство личности, но считается, что определенную роль в этом играют как генетика, так и травматические детские переживания, такие как жестокое обращение с детьми или пренебрежение ими.

    Человек с антисоциальным расстройством личности часто рос в трудных семейных обстоятельствах.

    Один или оба родителя могут злоупотреблять алкоголем, часто возникают родительские конфликты и жесткое, непоследовательное воспитание.

    В результате этих проблем социальные службы могут быть привлечены к уходу за ребенком.

    Эти типы трудностей в детстве часто приводят к поведенческим проблемам в подростковом и взрослом возрасте.

    Последствия антисоциального расстройства личности

    Криминальное поведение является ключевым признаком антисоциального расстройства личности, и существует высокий риск того, что человек с этим расстройством совершит преступление и в какой-то момент своей жизни окажется за решеткой.

    Было обнаружено, что мужчины с антисоциальным расстройством личности в 3–5 раз чаще, чем женщины, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, чем мужчины без расстройства. У них также повышен риск преждевременной смерти в результате безрассудного поведения или попытки самоубийства.

    Люди с антисоциальным расстройством личности также с большей вероятностью будут иметь проблемы в отношениях во взрослом возрасте, а также будут безработными и бездомными.

    Диагностика антисоциального расстройства личности

    Чтобы диагностировать антисоциальное расстройство личности, человек обычно имеет в анамнезе поведенческое расстройство личности в возрасте до 15 лет.

    Антисоциальное расстройство личности диагностируется после тщательного детального психологического обследования.

    Диагноз может быть поставлен только в том случае, если человек в возрасте 18 лет или старше и соответствует по крайней мере 3 из следующих критериев поведения:

    • неоднократное нарушение закона
    • постоянно лжет
    • импульсивен или не способен планировать заранее
    • раздражителен и агрессивен
    • безрассудно пренебрегает своей безопасностью или безопасностью других
    • постоянно безответственен
    • отсутствие угрызений совести 900 24

    Эти знаки не часть шизофренического или маниакального эпизода – они являются частью повседневной личности и поведения человека.

    Такое поведение обычно становится наиболее экстремальным и сложным в позднем подростковом возрасте и в начале 20-летнего возраста. Это может улучшиться к тому времени, когда человек достигает 40-летнего возраста.

    Лечение антисоциального расстройства личности

    В прошлом антисоциальное расстройство личности считалось пожизненным расстройством, но это не всегда так, и иногда его можно контролировать и лечить.

    Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что поведение может улучшиться с течением времени с помощью терапии, даже если сохраняются основные характеристики, такие как отсутствие эмпатии.

    Но антисоциальное расстройство личности является одним из наиболее сложных для лечения типов расстройств личности.

    Человек с антисоциальным расстройством личности может также неохотно обращаться за лечением и может начать терапию только по решению суда.

    Рекомендуемое лечение лиц с антисоциальным расстройством личности будет зависеть от их обстоятельств, принимая во внимание такие факторы, как возраст, совершение правонарушений в прошлом и наличие каких-либо сопутствующих проблем, таких как злоупотребление алкоголем или наркотиками.

    Семья и друзья человека часто играют активную роль в принятии решений относительно его лечения и ухода.

    Иногда может потребоваться привлечение служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и социальной помощи.

    Национальный институт здравоохранения и передового опыта (NICE): лечение и профилактика антисоциального расстройства личности

    Разговорная терапия

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) иногда используется для лечения антисоциального расстройства личности.

    Это разговорная терапия, целью которой является помочь человеку справиться со своими проблемами, изменив то, как он думает и ведет себя.

    Терапия на основе ментализации (MBT) — это еще один тип терапии разговором, который становится все более популярным при лечении антисоциального расстройства личности.

    Терапевт будет побуждать человека задуматься о том, как он думает и как его психическое состояние влияет на его поведение.

    Демократические терапевтические сообщества (DTC)

    Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что программы на базе сообществ могут быть эффективным методом долгосрочного лечения людей с антисоциальным расстройством личности, и они становятся все более популярными в тюрьмах.

    DTC — это тип социальной терапии, направленный на устранение риска совершения правонарушения человеком, а также на его эмоциональные и психологические потребности.

    Он основан на больших и малых терапевтических группах и фокусируется на проблемах общества, создавая среду, в которой как персонал, так и заключенные вносят свой вклад в решения сообщества.

    Также могут быть возможности для образовательной и профессиональной работы.

    Рекомендуемая продолжительность лечения – 18 месяцев, так как у человека должно быть достаточно времени, чтобы внести изменения и применить новые навыки на практике.

    Самомотивация является еще одним важным фактором для принятия на этот тип схемы. Например, человек должен быть готов работать как часть сообщества, участвовать в группах и подчиняться демократическому процессу.

    Узнайте больше о DTC и работе с правонарушителями с расстройством личности на GOV.UK

    Медицина

    Существует мало доказательств в поддержку использования лекарств для лечения антисоциального расстройства личности, но некоторые антипсихотические и антидепрессанты могут быть полезны в некоторых случаях.

    Карбамазепин и литий могут помочь контролировать такие симптомы, как агрессия и импульсивное поведение, а класс антидепрессантов, называемых селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС), может улучшить симптомы гнева и общего расстройства личности.

    Дополнительная информация

    • Расстройства личности

    Определенные черты, связанные с удовлетворенностью жизнью, независимо от возраста, говорится в исследовании — ScienceDaily

    Определенные черты личности связаны с удовлетворенностью жизнью, несмотря на изменения, которые люди могут испытывать в социальных ролях и ответственности на протяжении всей их взрослой жизни, эта связь стабильна независимо от возраста, согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией.

    «Многие исследования показали, что люди с определенным профилем личности более удовлетворены своей жизнью, чем другие. Тем не менее, не было широко изучено, сохраняется ли это на протяжении всей жизни. Например, экстраверты — то есть общительные, разговорчивые — «Люди могут быть особенно счастливы в юношеском возрасте, когда у них обычно формируются новые социальные отношения», — сказал соавтор исследования Габриэль Олару, доктор философии, доцент Тилбургского университета. «Поэтому мы хотели изучить, имеют ли некоторые черты личности более или менее отношение к жизни, социальной жизни и удовлетворенности работой на определенных этапах жизни».

    Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology .

    Чтобы определить, как взаимосвязь между личностными чертами и удовлетворенностью жизнью меняется с течением времени, исследователи проанализировали данные, собранные с 2008 по 2019 год в рамках панельного опроса «Продольные интернет-исследования для социальных наук» (LISS), общенационального репрезентативного опроса домохозяйств в Нидерландах. За 11 лет 9 110 голландских участников в возрасте от 16 до 95 лет на момент первого опроса ответили на несколько анкет, чтобы оценить свои личностные черты «Большой пятерки» — открытость, добросовестность, экстраверсию, покладистость и эмоциональную стабильность / невротизм — и их удовлетворенность. с их социальными связями и их жизнью в целом. Только 5,928 участников, которые работали на момент опроса, также ответили на вопросы об их удовлетворенности своей работой.

    Исследователи обнаружили, что большинство взаимосвязей между личностными чертами и удовлетворенностью остаются неизменными на протяжении всей взрослой жизни, и что эмоциональная стабильность была чертой, наиболее тесно связанной с удовлетворенностью людей своей жизнью, социальными связями и карьерой.

    «Наши результаты показывают, что, несмотря на различия в жизненных проблемах и социальных ролях, личностные качества влияют на нашу удовлетворенность жизнью, работой и социальными контактами в молодом, среднем и старшем возрасте», — сказала Манон ван Шеппинген, доктор философии, доцент Тилбургского университета и еще один соавтор исследования. «Черты личности оставались одинаково актуальными на протяжении всей взрослой жизни или в некоторых случаях становились еще более взаимосвязанными для удовлетворения от работы».

    Исследователи также обнаружили, что различные личностные черты связаны с удовлетворенностью людей своей социальной жизнью и карьерой, в первую очередь добросовестность для удовлетворения от работы, экстраверсия и покладистость для социального удовлетворения. Люди, у которых со временем наблюдалось увеличение этих качеств, также сообщали об увеличении удовлетворенности своей жизнью, общением и работой.

    На удовлетворенность людей своей работой больше всего повлияла разница в возрасте. По мере старения участников исследования связь между удовлетворенностью карьерой и эмоциональной стабильностью становилась умеренно сильнее.

    Несмотря на более слабую корреляцию между открытостью и удовлетворенностью жизнью в целом, исследователи обнаружили, что люди, которые стали более открытыми, также повысили удовлетворенность жизнью за 11 лет, измеренных в ходе опроса LISS. По мнению исследователей, эта связь может быть объяснена косвенными процессами.

    «Эмоциональная стабильность, вероятно, демонстрирует тесную связь с глобальным удовлетворением и удовлетворением в конкретной области, потому что эта черта окрашивает общее представление людей о мире», — сказал Олару.

    «Хороший пример того, как личность взаимодействует с окружающей средой, можно найти в контексте работы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts