Значение трудового воспитания в дошкольном возрасте: ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. | Материал по теме:

Понятие и значение трудового воспитания дошкольников | Статья на тему:

Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие  детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

 Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка.

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику. Поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах.

Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. 

          Коллективный труд детей — это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

         Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Воспитание у детей позитивного отношения к трудовой деятельности

Трудовое воспитание детей – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания детей:

— воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

— развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

— формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

— развитие навыков организации работы;

— воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Задачи трудового воспитания играют важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи, при выполнении каких-либо домашних дел, всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд по уходу за растениями и животными; ручной труд.

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в дошкольном возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания:

— помочь ребенку в определение цели труда;

— обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;

— научить разбивать работу на этапы выполнения;

— продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;

— пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;

— обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;

— поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;

— проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;

— привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;

— пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у детей сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Мангушева Ляйля Ахметясовна, инструктор по труду

Рабочая среда педагога — это среда обучения детей: как и почему ее следует улучшать

Блог CSCCE

Поделись этим:

Ранняя подготовка педагога важна, но рабочая среда тоже имеет значение

Педагогическая практика, поддерживающая обучение и развитие детей, требует хорошо подготовленных педагогов и благоприятных условий работы. Стратегии повышения качества ухода и образования в раннем возрасте (ECE) за счет повышения профессионального развития и образования для отдельных членов рабочей силы исторически доминировали в политике и практике по уважительной причине. Тем не менее, рабочая среда воспитателей раннего возраста — поддержка на рабочем месте, которая необходима учителям, чтобы помочь детям добиться успеха — обычно упускается из виду в усилиях по улучшению качества, хотя эта поддержка так же важна, как и обучение.

Многие преподаватели в Соединенных Штатах находятся в бедственном финансовом положении и работают в условиях, которые не обеспечивают достаточную поддержку на рабочем месте, необходимую для эффективного преподавания.

Тем не менее, рабочая среда воспитателя раннего возраста является средой обучения детей: дети зависят от педагогов, которые не только квалифицированы, но и имеют поддержку своего благополучия и потребностей . Подобно тому, как окружающая среда детей может способствовать или препятствовать их обучению, рабочая среда учителей может способствовать или препятствовать практике учителей и постоянному развитию навыков.

Как выглядит благоприятная рабочая среда?

Хорошая рабочая среда требует соответствующей оплаты, льгот и возможностей для постоянного обучения. Но гораздо важнее то, что политика и практика формируют климат на рабочем месте. Возможность рассчитывать на определенные льготы, такие как оплачиваемый отпуск во время болезни или уход за членами семьи, является важным фактором создания хорошей рабочей среды, равно как и поддержка, обеспечивающая надлежащую практику преподавания, такая как достаточное количество время для общения для выполнения профессиональных обязанностей и размышлений с коллегами, а также возможность внести свой вклад в решения, которые влияют на программы, классы или практику преподавания.

Чтобы повысить осведомленность о неотложной необходимости решения проблем рабочей среды в стратегиях повышения качества, наш исследовательский центр разработал вспомогательный инструмент для обучения взрослых, обеспечивающий качество окружающей среды, или SEQUAL. SEQUAL фиксирует точки зрения учителей на их существующую рабочую среду и привносит их голоса в усилия по улучшению качества. Многоцелевой проверенный инструмент SEQUAL охватывает пять важнейших областей рабочей среды учителей: поддержка обучения; возможности обучения; политики и практики, поддерживающие инициативу и командную работу преподавателей; взрослое самочувствие; и как супервайзеры и руководители программ взаимодействуют с персоналом для поддержки их преподавательской практики.

Без благоприятной рабочей среды страдает благополучие учителей и качество программы

Учителя дошкольного образования регулярно сталкиваются с недостаточной поддержкой в ​​обучении, как показали последние исследования SEQUAL, проведенные CSCCE в нескольких штатах. Повторяющаяся тема в каждом исследовании касалась нехватки времени: либо нехватка времени для внимательного наблюдения за детьми в их классах, либо нехватка оплачиваемого времени для выполнения профессиональных обязанностей (включая планирование) и, следовательно, необходимость выполнять эти задачи в неоплачиваемые часы.

  • Например, в исследовании SEQUAL, проведенном CSCCE среди воспитателей раннего возраста в штате Нью-Йорк, менее половины (49%) педагогического персонала имели достаточно времени каждую неделю, чтобы внимательно наблюдать за детьми, и менее четверти (23 %) сообщили о платном времени, без ответственности за детей, на планирование. Кроме того, более половины (52%) преподавателей оценили возможность брать оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня как ненадежную, хотя в большинстве случаев это требуется по закону.
  • Кроме того, в результате высокой текучести кадров на местах нехватка персонала повлияла на практику воспитателей и работу с детьми, находящимися под их опекой. В исследовании SEQUAL, проведенном CSCCE среди воспитателей в Миннесоте, почти три четверти (70%) сообщили о недостаточном укомплектовании персоналом для обеспечения индивидуального внимания к детям в классе.

Помимо нехватки времени для выполнения важных задач, необходимых для их работы, многие учителя ДО сталкиваются с экономической незащищенностью из-за низкой заработной платы. Исследования SEQUAL также зафиксировали влияние низкой заработной платы на благосостояние: многие начинающие педагоги сообщают, что беспокоятся об оплате ежемесячных счетов, расходах на жилье, рутинных расходах на здравоохранение и даже пропитании своих семей (см. Четыре штата», ниже).

«Трудно полностью присутствовать при обучении, когда вы постоянно беспокоитесь о других вещах, таких как, как я буду сводить концы с концами или все ли в порядке с вашим ребенком, потому что вам пришлось отправить его в школу больным, потому что вы не могли Я не могу позволить себе оставаться с ними дома».

ECE Teacher, New York

Исследования подтвердили связь между меньшим экономическим беспокойством и лучшим благополучием воспитателей и более качественным взаимодействием между учителем и ребенком, которое так важно для содействия обучению и развитию детей младшего возраста. Работа с маленькими детьми — это физически тяжелая работа, а низкая оплата в сочетании с неадекватными условиями труда может усугубить стресс и выгорание.

  • В исследовании SEQUAL, проведенном CSCCE среди начинающих педагогов в округе Аламеда, штат Калифорния, преподавательский состав, который выражал значительно меньше экономических беспокойств и в целом более высокий уровень благополучия взрослых, работал в программах с более высоким рейтингом в домене CLASS Instructional Support. Когда рейтинг CLASS Instructional Support выше, преподавательский состав с большей вероятностью будет способствовать развитию у детей навыков мышления более высокого порядка, обеспечивать обратную связь и использовать расширенный язык, что стимулирует разговор и расширяет понимание и обучение.
  • Другие исследования также показали, что более высокий уровень экономического благосостояния среди детей раннего возраста коррелирует с позитивным выражением и поведением детей.

Двигаясь вперед: стандарты рабочей среды для воспитателей

Голоса и опыт воспитателей дошкольного образования необходимо ценить и ставить в центр решений по укреплению и улучшению среды, в которой они работают. Ожидания выросли без учета условий и поддержки, которые нужны воспитателям для эффективного применения своих знаний и навыков. Инициативы по улучшению качества постоянно не достигают цели, когда удовлетворяют потребности рабочей силы: стандарты, связанные с рабочей силой, в основном сосредоточены на расширении возможностей для образования и обучения, при этом мало внимания уделяется стандартам улучшения рабочей среды и благополучия взрослых.

Существующие модели для принятия стандартов рабочей среды для воспитателей начальных классов

Более двух десятилетий назад воспитатели в центрах и программах надомного обучения предприняли усилия по разработке стандартов для своей рабочей среды для поддержки своей педагогической практики. Недавно обновленные модельные рабочие стенды для центров и домов по-прежнему представляют собой концепцию обеспечения прав учителей ДО и удовлетворения их потребностей в классе в Соединенных Штатах.

На международном уровне все больше признается важность рабочей среды учителей для качественного воспитания и образования в раннем возрасте. В 2014 году Международная организация труда (МОТ) опубликовала «Руководящие принципы политики содействия достойному труду для работников дошкольного образования» — первый международный документ, в котором конкретно сформулированы стандарты рабочей среды воспитателей дошкольного образования. В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела первое международное обследование, посвященное рабочей силе ЕЭК, включая информацию о качестве их рабочей среды и стрессе, связанном с работой.

Поддерживающая рабочая среда в конечном итоге должна быть реализована на программном уровне как в центрах, так и в домах, обеспечивающих дошкольное образование, но федеральные лидеры и руководители штатов также должны принять меры по укреплению рабочей среды для воспитателей раннего возраста.

Вот некоторые предложения:

  • Принять стандарты на рабочем месте, такие как руководство по соответствующим уровням оплачиваемого времени планирования, которые необходимы педагогам для участия в профессиональной деятельности,
    для поддержки развития и обучения детей, а также для облегчения условий, вызывающих стресс у педагогов.
    • Используйте существующие модели, такие как Руководящие принципы политики Международной организации труда и Типовые рабочие стандарты США для центров и домов.
    • Привлеките учителей и поставщиков медицинских услуг в качестве влиятельных лиц в этом процессе.
  • Соответствующим образом пересмотреть критерии системы оценки и повышения качества (QRIS) и другие руководящие принципы или требования штата (лицензирование, компетенции).
  • Определить стратегии изучения проблем рабочей среды на местах, в том числе то, как темы могут быть реализованы в обучении и высшем образовании как для учителей ДО, так и для руководства.
  • Предоставить финансовые ресурсы и техническую помощь, чтобы позволить программам и поставщикам внедрить стандарты в разумные сроки и поддерживать соблюдение этих стандартов с течением времени.
  • Регулярно собирайте данные от воспитателей, чтобы оценить, как они воспринимают стандарты рабочей среды.
  • Оценить средства защиты работников и возможные средства правовой защиты (например, закон штата Калифорния о сообщениях о нарушениях), доступные сотрудникам ECE для обеспечения соблюдения стандартов рабочей среды.

Связанные публикации

Влияние на занятость и заработок

Вслед за блогами, в которых излагаются основные причины в области здравоохранения и образования, по которым США должны полностью инвестировать как в уход за детьми, так и в дошкольные учреждения, этот блог посвящен тому, как высококачественное обучение и уход в раннем возрасте создают огромные экономические выгоды в виде увеличение занятости и более высоких заработков как для родителей в краткосрочной перспективе, так и для детей в будущем.

Уход за детьми и дошкольные учреждения: повышение занятости и доходов родителей

Когда дети имеют доступ к высококачественному уходу за детьми и дошкольным учреждениям, родители могут идти на работу, зная, что их ребенок находится в безопасной и заботливой среде. Запредельно высокая стоимость и отсутствие доступа к услугам по уходу за детьми в этой стране часто вынуждают родителей делать трудный выбор: работать и платить высокий процент дохода по уходу за ребенком или отказаться от работы и остаться дома, чтобы обеспечивать уход. Исторические инвестиции в уход за детьми и дошкольные учреждения, предложенные в Законе о восстановлении лучше, изменят расчеты для семей. Вместо этого политика в области ухода за детьми и дошкольного образования позволила бы семьям работать, обрести экономическую стабильность и увеличить заработок, что, в свою очередь, может увеличить ресурсы, доступные детям. Эти ресурсы возвращаются и обеспечивают долгосрочную экономию семейных и общественных расходов, способствуя как дальнейшему улучшению развития и благополучия детей, так и снижению расходов на социальные услуги. Нынешнее отсутствие доступа к высококачественной доступной медицинской помощи также имеет косвенные экономические последствия для производительности труда и доходов. Одно исследование показало, что экономика ежегодно теряет 57 миллиардов долларов из-за потерянных заработков, производительности и доходов, связанных с уходом за детьми, в том числе почти 13 миллиардов долларов, которые несут работодатели из-за того, что работники не могут получить доступ к высококачественному и доступному уходу.

Инвестирование в политику, которая поддерживает родителей в рабочей силе, имеет первостепенное значение для стимулирования экономики, особенно после пагубных последствий COVID-19. Тем не менее, важно отметить, что отсутствие высококачественных вариантов обучения в раннем возрасте непропорционально негативно сказывается на матерях. На протяжении всей пандемии COVID-19 матери чаще оставались дома и обеспечивали уход, и сегодня уровень участия женщин в рабочей силе составляет 57,1%, что является самым низким показателем с 19 октября. 88. Поэтому поддержка участия женщин в рабочей силе особенно актуальна. Значительной причиной этих низких показателей является отсутствие качественных и доступных по цене услуг по уходу за детьми, а также значительные перебои в уходе за детьми, которые произошли в результате COVID-19. Новое исследование показывает, что высококачественный и доступный по цене уход за детьми для всех может стать решением проблемы низкого участия женщин в рабочей силе. В исследовании сообщается, что такие инвестиции, гарантирующие заботу о детях для всех, увеличат число женщин с маленькими детьми, работающих полный рабочий день/полный год, примерно на 17% и примерно на 31% среди женщин без высшего образования.

Имея возможность вернуться к работе, не беспокоясь о расходах на уход за детьми, женщины могут продвигаться по карьерной лестнице. Кроме того, политика в рамках Закона о восстановлении лучше увеличивает заработную плату для матерей, поскольку они снижают «штраф за материнский доход» на одну треть, с 15% годового заработка матери до 10%, и приводят к общему увеличению на 24 доллара. миллиардов в годовом заработке среди матерей с маленькими детьми. Экономический анализ показывает, что по мере увеличения женской рабочей силы растет и ВВП США. Таким образом, инвестиции в уход за детьми и дошкольные учреждения будут стимулировать более активное участие матерей в рабочей силе, а сокращение гендерного разрыва в занятости повысит производительность и станет катализатором процветающей экономики.

Уход за детьми и дошкольные учреждения: инвестиции в будущие кадры 

Программы ухода за детьми и дошкольного образования, созданные в рамках закона «Восстановить лучше, чем было», влияют на детей в долгосрочной перспективе, настраивая их на успех. Сегодняшние маленькие дети – это будущая рабочая сила нашей страны. Раннее инвестирование в детей является ключом к ускорению экономического роста, а также к созданию стабильной, хорошо образованной рабочей силы. Данные о населении показывают, что дети в настоящее время составляют меньшую долю населения страны, чем в предыдущие десятилетия.

с 1960-2020 количество детей в США уменьшилось на 15,4%. В сочетании с прогнозом, что население трудоспособного возраста вырастет всего на 1,8% в период с 2020 по 2030 год, в то время как население пожилого возраста одновременно вырастет на 30,5%, существует четкая корреляция в том, что нынешнее поколение детей младшего возраста, которое со временем сократилось , будет иметь гораздо большее количество пожилых людей, полагающихся на них, чтобы питать экономику, когда они достигнут трудоспособного возраста. Сейчас, возможно, больше, чем когда-либо, настало время стратегически инвестировать в политику, основанную на фактических данных, чтобы обеспечить процветающую и подготовленную рабочую силу.

Дошкольный эксперимент HighScope Perry показал, что дети, которые посещали высококачественные дошкольные программы, имели на 34% более высокие базовые достижения в возрасте 14 лет, на 17% больше закончили среднюю школу, на 14% больше были трудоустроены в возрасте 40 лет, а к 40 годам их годовой доход был на 20% выше, чем у аналогичных детей, которые не участвовали. Увеличение числа выпускников и трудоустройства, а также более высокий годовой доход означает, что дети, которые посещают высококачественные программы раннего обучения, имеют большую экономическую независимость в более позднем возрасте. Это может привести к улучшению физического и психического здоровья и повышению гражданской активности. В совокупности все это несет в себе многообещающие экономические выгоды для повышения жизнеспособности экономики страны.

В совокупности становится очевидным, что инвестиции в уход за детьми и дошкольные учреждения оказывают воздействие на несколько поколений, что может вдвойне помочь родителям увеличить свою занятость и доход и подготовить будущую рабочую силу к успеху. Ранние инвестиции помогают снизить дорогостоящие расходы на последующие социальные услуги, предоставляя семьям возможности для повышения экономической стабильности, что оказывает непосредственное благотворное влияние на детей и семьи. Эти воздействия помогают США ускорить экономический рост, что особенно необходимо в разгар COVID-19.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts