6 лет воспитание детей: Воспитание детей 6 — 7 лет

Воспитание детей в возрасте 6-7 лет. Кризис возраста, особенности. Советы родителям.

Содержание

  1. Психологический кризис в 6-7 лет
  2. Особенности развития в возрасте 6-7 лет
  3. Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет
  4. Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет
  5. Игры и занятия для детей 6-7 лет

 

Многих родителей пугает период подготовки ребёнка к школе и начало учебной деятельности. Происходят существенные изменения в его личности, поведении и образе жизни. Важным становится не только привить новые умения, привычки и интерес к обучению, но и проявлять особое внимание к истинным интересам и потребностям своего чада в это непростое время. Размышляя над тем, как воспитывать ребёнка 6-7 лет, помните не только о предстоящих задачах, но и об особенностях развития в этом возрасте.

Психологический кризис в 6-7 лет

Старший дошкольный возраст – это новый кризис в развитии ребёнка. Его уже нельзя назвать «малышом», ведь он взрослеет, учится контролировать своё поведение, подчинять импульсы воле, ставить цели. Ваше чадо овладевает непростой для себя деятельностью – учебной. Кризис связан с тем, что одновременно в нём уживаются две роли: ребёнок с желанием играть, бегать, открыто проявлять свои эмоции, делать всё, что душе угодно, и школьник с необходимостью соблюдать новые правила, придерживаться режима, выполнять обязательства, преодолевать утомление.

Особенности развития в возрасте 6-7 лет

  • Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте ещё остаётся ведущим видом деятельности. С 6 лет (и даже раньше) и дома, и в садике ребёнка усиленно готовят к школе. Многих начинают водить на специальные занятия в так называемый нулевой класс. Но игровая деятельность по-прежнему значима для детей, поскольку позволяет расслабиться, сбросить напряжение и приятно провести время.
  • С переходом на учебную деятельность меняется и режим. Дети полностью перестают спать днём, поэтому ночному отдыху следует уделять особое внимание.
  • Активно развивается интеллект и психические познавательные процессы: память, устойчивость и объём внимания, аналитические способности, начинает формироваться словесно-логическое и понятийное мышление.
  • В 6-7 лет дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, знают, как нужно вести себя в общественных местах, могут соблюдать правила вежливости.
  • В этом возрасте повышается восприимчивость к похвале и критике. Детям важно услышать положительную оценку их стараний и результатов деятельности.
  • Активно формируется самооценка и ощущение собственного «Я». Видение своих умений и достижений в сочетании с внешней оценкой закрепляют положительное или отрицательное отношение к себе.
  • Ребёнок в этом возрасте тянется к сверстникам, у него есть друзья. Отношения с ними становятся для него очень значимыми. Подчас фраза: «Я не буду с тобой дружить» может стать для дошкольника настоящей трагедией. А вот от родителей он начинает постепенно отдаляться.
  • Дети в 6-7 лет уже могут проявлять интерес к противоположному полу. Именно в садике часто звучат первые признания в любви, выражается симпатия друг к другу.

Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет

  1.  Ближе к 6-летнему возрасту своего чада обращайте внимание на то, получается ли у него контролировать своё поведение, проявлять усидчивость, когда выполняет какое-либо задание или занимается творчеством.
  2. При подготовке к школе все развивающие занятия с ребёнком проводите в интересной форме, добавляйте к ним элементы игры. Задания должны выполняться с энтузиазмом. Не допускайте того, чтобы ребёнок скучал или делал что-то на пределе своих возможностей. Так можно отбить интерес к познанию и учебной деятельности.
  3. Предоставление ребёнку разумной степени самостоятельности и инициативы, поддержка и похвала за результаты стараний помогают развить у него уверенность в себе и сформировать положительную самооценку.
  4. Несмотря на усиление самостоятельности и развитие способностей, вашему чаду в возрасте 6-7 лет необходимы поддержка и внимание взрослых, прежде всего, родителей.
    Чутко относитесь к его потребностям, интересуйтесь, как прошёл его день в садике (в школе), что нового он узнал. Больше общайтесь с ребёнком, при этом всегда поддерживайте контакт глаз, чаще прикасайтесь к нему и обнимайте. Вы по-прежнему остаётесь для него главной опорой и надёжным тылом.
  5. Давайте дошкольнику и младшему школьнику учебные, творческие и домашние задания. Следите за тем, чтобы все дела он доводил до конца. Если ребёнок бросает их, не закончив, мягко возвращайте его к выполнению задачи. Контролируйте также качество и аккуратность сделанного.
  6. Учите ребёнка думать. Не давайте готовых ответов на домашние задания. Задавайте наводящие вопросы, стимулируйте его к размышлению. Это важно для успешного обучения в дальнейшем. Мозг не должен лениться, его нужно направлять к поиску решений.
  7. Ставя перед своим чадом задачу, предоставляйте ему свободу действий: пусть он сам выбирает, каким путём её решить, какие шаги предпринять. Помогите ребёнку, если он вас об этом просит.
    Но не делайте всё за него, просто будьте рядом, поддерживайте, направляйте.
  8. В основе образования и воспитания детей в 6-7 лет должен лежать принцип опоры на зону ближайшего развития. То есть периодически давайте своему чаду задания, которые немного сложнее тех, что он может легко выполнить. При необходимости оказывайте помощь и поддержку, чтобы вместе найти решение.
  9. Чаще хвалите ребёнка. За успешно выполненные задания, за хорошие оценки, за старания и интерес к учёбе и познанию, за умение рассуждать и анализировать и т. д.
  10. Ни в коем случае не критикуйте личность ребёнка. Можно делать замечания только по отношению к его действиям. Например, нельзя говорить: «Ну что же ты какой неумеха!» или «Совсем ничего не соображаешь!» Подобные фразы сильно бьют по самооценке детей, вызывая у них желание либо сопротивляться, либо уйти в себя и закрыться ото всех. Гораздо лучше сказать: «Ты же у нас такой способный! Но что-то недостаточно постарался. Давай-ка ещё раз попробуем!»
  11. Проводя развивающие занятия, почаще (не реже чем каждые 30-35 минут) делайте перерывы, разминку, зарядку, танцевальные и игровые паузы. Помните о важности прогулок на свежем воздухе. При активной работе мозга потребность в кислороде увеличивается.

Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет

В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно.

Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.

В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к «мужским» занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).

Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей.

Игры и занятия для детей 6-7 лет

Игровая деятельность по-прежнему значима для ребёнка на этом возрастном этапе. Именно в форме игры важно строить развивающие и подготовительные занятия. Для детей это возможность одновременно обучаться новому, приятно проводить время и отдыхать. Какие игры и занятия будут полезны?

Сюжетно-ролевые: можно разыгрывать разные ситуации и самим становиться их участниками (ребёнок, родители, другие дети и т. д.) или делать это при помощи игрушек. Такие игры эффективны для усвоения правил поведения, понимания чувств и действий других людей.

Речевые: способствуют расширению словарного запаса и кругозора, развитию мышления и совершенствованию навыков общения. Например, игра в «Города», «Кто больше назовёт… (животных, птиц, цветов, видов транспорта и т. д.) И, конечно, значительное время должно отводиться совместному чтению книг.

Математические и логические: задачи и загадки, связанные со счётом, «Исключи лишнее», «Объединение в группы», «Найди пару», «Сравнение чисел», направленные на развитие у детей логического мышления и смекалки, интеллекта.

Игры на развитие внимания и памяти: поиск сходств и различий на картинках, «Что изменилось?»

Графические: лабиринты, задания с соединением точек.

Настольные: различные виды лото и домино, игры с карточками, «ходилки».

Творческие: лепка, рисование, изготовление поделок, оригами и др.

Подвижные: можно проводить и дома, и на свежем воздухе.

В качестве развивающих игрушек в 6-7 лет подойдут: кубики (с буквами, словами, картинками), пазлы, конструкторы, головоломки. Для девочек по-прежнему актуальны куклы, в том числе мебель и посуда для них, для мальчиков – машинки и игрушки на радиоуправлении.

При подготовке к школе и на начальном этапе обучения важно подбирать занятия и игры, направленные на развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), обучение чтению, письму и счёту. Чаще чередуйте их между собой, чтобы ребёнку всегда было интересно.

Помните и о том, что наиболее активно ребёнок развивается в семье, где царит тёплая атмосфера и гармония в отношениях родителей. Тогда и социальные роли он усваивает правильно, и к миру он ощущает больше доверия.

Детская психология в 6-7 лет, рекомендации любящим родителям — Официальный сайт Rainbow School

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации.

Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.

Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.

Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

 С какими трудностями можно столкнуться?

Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в своей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.

Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничания дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривлянья и манеры.

Как помочь ребенку?

Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.

В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.

 

Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

Данный возраст подразумевает:

  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Мама делится прекрасным положительным примером воспитания, когда ее 6-летний ребенок был груб с ней

Независимо от того, насколько вы хороший родитель и насколько хорошо вы учите своих детей, как вести себя, дети иногда будут менее чем- приятно находиться рядом. Они же люди, в конце концов. И они вовлечены в интенсивный многолетний процесс обучения тому, как быть людьми, быстро растут и меняются через различные фазы и этапы.

Родителям может быть трудно понять, как помочь им пройти через все это. Особенно, когда они нажимают на наши собственные эмоциональные кнопки.

Мама и педагог доктор Чаванна Б. Чемберс — или «доктор Че», как она называет себя на своем веб-сайте, — поделилась родительской историей из своей жизни, которая предлагает всем нам прекрасный пример того, как учить ребенка, который кажущиеся неуважительными, как управлять их ответами.

Для многих родителей ребенок, который возражает или грубит, немедленно встречает гнев или суровость — возможно, это инстинктивная реакция, обусловленная их собственным воспитанием или убеждениями об уважении к старшим.

Но для Чемберс ее 6-летняя грубая речь была возможностью преподать урок о нашем мозге и о том, как мы можем предотвратить проблемное взаимодействие до того, как оно начнется.

«Я заметил, что мой 6-летний был немного груб со мной, поэтому я спросил ее, что случилось», — написал Чемберс. «Сначала она просто смотрела на меня, поэтому я повторил, что не могу ей помочь, если не знаю, что случилось. Что случилось?’

«Она посмотрела на меня и сказала: «Я не знаю» и заплакала. Я сказал ей: «Все в порядке. Иногда мама тоже не чувствует себя счастливой. У тебя нет проблем. Мне просто нужно было знать, как помочь».

Золото с самого начала. Даже просто задав вопрос: «Почему ты недобр ко мне?» предлагает ребенку обдумать свои мысли и эмоции таким образом, чтобы не ставить их в пространство страха или защиты. А когда мама повторяет, что понимает, каково это — не знать, почему ты несчастлив, и делится тем, что хочет помочь, дает ее дочери возможность выполнять эту важную работу.

Она посмотрела на меня, сказала: «Я не знаю» и заплакала. Я сказал ей: «Все в порядке. Иногда мама просто не… https://t.co/QURtDtJISA

— Чаванна (@Chawanna) 1617395543.0

«Она сказала: «Мой мозг говорит мне быть грубым», — продолжил Чемберс. «Я сказал ей, что это происходит со многими людьми. Когда наши эмоции несчастливы, иногда мы вымещаем их на других, даже если они этого не заслуживают.

» Твой мозг тоже так делает?!» Я сказал ей «да», а затем спросил, могу ли я научить ее чему-нибудь, что могло бы помочь. Она сказала «да», поэтому я сказал ей: «Когда ты не совсем себя чувствуешь, но не хочешь быть злым, ты можешь сказать: «Я не в лучшем состоянии, мне нужно немного».»

Эмпатия. Сострадание. Образование. Конкретные идеи о том, что делать вместо того, что они делают. Это похоже на мастер-класс по позитивным, поддерживающим методам воспитания.

Она спросила: «Подожди. Твой мозг тоже так делает?! Я сказал ей да, а затем спросил ее, могу ли я научить ее чему-то, что… https://t.co/gBDOJ9WOog

— Chawanna (@Chawanna) 1617395701.0

Чемберс продолжил:

«Итак, мы повторяли это снова и снова, пока ей не стало лучше. Она обняла меня и перестала плакать. Я думаю обо всех способах, которыми я *могла* ответить, особенно о силе trip bc ‘Я взрослый’, но ей нужно было обдумать что-то даже не обо мне».

Вот такая ключевая вещь, которую родителю легко не заметить. Так много раз, когда наши дети выражают разочарование в нашу сторону, они не имеют ничего общего с нами лично. Мы для них всего лишь безопасное место, где они могут высказаться, и они могут даже не знать, почему. Это не означает, что мы должны позволять им говорить с нами так, как им хочется в данный момент, но это означает, что мы можем использовать это пространство, чтобы помочь им справиться со своими чувствами и найти другой способ выражения. сами себя.

«Попытка быть медленнее к проецированию или гневу действительно дала мне возможность научить моих детей эмоциональной зрелости», — размышлял Чемберс. «Даже в 6 лет она может научиться бросать вызов своим мыслям. Она может узнать, как работает ее мозг, и как лучше всего взаимодействовать с другими».

Да. Дети гораздо лучше справляются с такой эмоциональной работой, чем мы думаем. Это требует времени и терпения, но в долгосрочной перспективе это окупается.

Попытка быть медленнее к проекции или гневу действительно дала мне возможность тренировать своих детей на эмоциональном коврике… https://t.co/mZc5uMaquo

— Чаванна (@Chawanna) 1617396032. 0

Имея образование, Чемберс может опережать многих из нас с точки зрения понимания детской психологии и объяснения ее на уровне ребенка, но это не значит, что мы все не можем сделать все возможное, чтобы сосредоточиться на сочувствие и образование в нашем собственном воспитании.

Такой подход не только помогает детям научиться управлять своим поведением, но и укрепляет связи между родителями и детьми. Когда ваш ребенок знает, что может доверять вам, что вы поможете ему, а не причините ему вреда, когда он поймет, что его чувства нормальны и они могут научиться управлять ими, когда он увидит, что его мама или папа также испытывают те же трудности, что и они. и могут помочь им пройти через это, они знают, что у них есть поддержка.

Наша работа состоит в том, чтобы научить их быть людьми, а не обучать их, как животных в школе послушания. И самое главное, мы учим уважению, демонстрируя себя. Когда ребенок ведет себя не так, как мы ожидаем и чему мы его учили, это обычно означает, что он с чем-то борется. И нет ничего более уважительного, чем слушать, признавать, сопереживать и помогать, когда кто-то явно испытывает трудности.

Как говорится, дети учатся тому, чем живут. Спасибо, доктор Че, за прекрасный пример того, как это выглядит в действии.

Incredible Years® Parenting Programs — Incredible YearsIncredible Years

Программа Incredible Years®  для родителей, основанная на фактических данных,  сосредоточена на укреплении родительских компетенций и поощрении участия родителей в школьной жизни детей, на развитии у детей академических, социальных и эмоциональных навыков и на уменьшении проблем с поведением . Программы для родителей сгруппированы по возрасту: младенцы (0–12 месяцев), малыши (1–3 года), дошкольники (3–6 лет) и школьный возраст (6–12 лет).

Посмотреть расширенные превью программы здесь!

  • Группы для родителей проводятся в виде 12-20 групповых занятий в неделю по 2-3 часа
    (конкретная продолжительность зависит от реализуемой родительской программы).
  • Групповые занятия сосредоточены на: укреплении взаимодействия между родителями и детьми, воспитании отношений, снижении жесткой дисциплины и развитии способности родителей способствовать социальному, эмоциональному и языковому развитию детей.
  • Родительские группы дошкольного и школьного возраста поощряют родителей развивать навыки подготовки к школе.
  • Родителям рекомендуется сотрудничать с учителями и участвовать в школьной жизни детей, чтобы развивать у детей академические и социальные навыки, эмоциональную саморегуляцию и уменьшать проблемы с поведением.
  • Существуют также протоколы родительской программы для использования в качестве программы профилактики или лечения детей с проблемами поведения и/или СДВГ.

Комплексные руководства для ведущих по программам включают:

  • Вопросы для обсуждения по каждому видеоролику
  • Мозговой штурм и упражнения по ценностям
  • Упражнения для ролевых игр
  • Домашние занятия, раздаточные материалы и ключевые моменты

Кроме того, существует протокол посещения на дому/самостоятельного обучения , который можно приобрести для программ Baby, Toddler, Preschool Basic и School Age Basic. Эти пособия для домашних посещений можно приобрести отдельно.

Программы для родителей Incredible Years®, основанные на фактических данных, рекомендованы Целевой группой Американской психологической ассоциации как отвечающие строгим «критериям Чамблесса» для эмпирически подтвержденных вмешательств в психическое здоровье детей с проблемами поведения. Дополнительные рекомендации см. на странице «Награды и признание».


Отражения участников родительской программы Incredible Years® (7 видео)

#1 Как родительская программа Incredible Years® работает для семей Head Start?