Девиантное поведение детей и подростков его причины и пути коррекции: Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции

Девиантное поведение подростков — причины, проявления, коррекция

Содержание

  1. Классификация видов отклоняющегося поведения
  2. Алкоголизм, наркомания и табакокурение в подростковом возрасте
  3. Преступность в подростковом возрасте
  4. Профилактика девиантного поведения подростков
  5. Коррекция девиантного поведения подростков

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют современные психологи и социологи. Чаще всего девиантное поведение легко объясняют психологические особенности этого возрастного периода.

Большинство подростков склонны к протестным видам поведения

Классификация видов отклоняющегося поведения

На сегодняшний день социологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

  1. Склонность к алкоголизации и употреблению ПАВ
  2. Преступная деятельность

Каждый тип девиантного поведения требует особого внимания к себе: в частности, профилактических мер и путей коррекции.

Алкоголизм, наркомания и табакокурение в подростковом возрасте

Психологи утверждают, что подростковый период является пиком приобщения несовершеннолетних к психоактивным веществам. Это объясняется целым рядом существенных факторов. В частности, лишь некоторыми причины девиантного поведения подростков являются:

Виды девиантности подростков
  1. Любопытство и поиск острых ощущений. Как показывает статистика, довольно часто подростки пробуют наркотические вещества руководствуясь простым любопытством, а также рассказами окружающих о том, что употребление ПАВ позволит им испытать принципиально новые ощущения, способные внести в их жизнь новые яркие краски.
  2. Стремление быть как все и не отставать от сверстников. Одной из особенностей подросткового периода является то, что в это время социальная ситуация, в которой находится ребенок, претерпевает кардинальные изменения. И роль главного в жизни ребенка авторитета постепенно переходит от семьи и школы к сверстникам и улице.
    Стремясь заслужить их доверие и не отбиваться от группы, подростки способны на самые необдуманные поступки.
  3. Наличие в семье зависимого родственника. В том случае, если кто-то из родителей или родственников подростка имеет значительный стаж употребления алкоголя, наркотиков или других ПАВ, подросток может также приобщиться к ним путем неосознанного копирования их моделей поведения. Существенную роль в этом играет и то, что в семьях, где есть курящие или пьющие люди, алкоголь и сигареты находятся в свободном доступе для детей.
  4. Отсутствие достоверной информации о воздействии на организм ПАВ и последствиях их приема. Большинство подростков, впервые решающихся принять дозу наркотического вещества, выкурить сигарету действительно уверены в том, что это не причинит им никакого вреда. И, более того, они в любой момент смогут отказаться от вредной привычки.
  5. Психологические особенности, являющиеся фактором риска развития форм зависимого поведения (импульсивность, чрезмерная любознательность, частые смены настроения, повышенная возбудимость).
Формы девиантного поведения подростков

Преступность в подростковом возрасте

Преступление представляет собой общественно-опасное деяние, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и жизнь окружающих людей. За совершение преступления предусмотрено наказание в соответствии с действующим на сегодняшний день Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Подростковая преступность и алкоголь взаимосвязаны

Последние годы отметились ростом показателей подростковой преступности. Для того, чтобы лучше разобраться в причинах подобного явления, нужно обратить внимание на мотивы, толкающие подростков на такие правонарушения.

  1. Как показывает статистика, наиболее типичным мотивом подростков, идущих на преступление, является корысть: заинтересованность в личной выгоде. Корыстные мотивы являются объяснением большинства краж, порчи чужого имущества.
  2. Хулиганские мотивы иррациональны и чаще всего не поддаются никакому логическому объяснению. Руководствуясь им, подросток зачастую сам не может найти своему поступку хотя бы более-менее правдоподобное объяснение. Хулиганские поступки чаще всего совершаются под воздействием алкоголя и ПАВ.
  3. Другими причинами правонарушений также могут выступать личностные особенности подростка, такие как эгоизм, неуважение к принятым социальным нормам, низкий уровень социокультурного развития, чувство ненависти, злобы.
Побеги подростков – одно из проявлений девиантного поведения

В целом стоит отметить, что в наиболее широком смысле причины девиантного поведения подростков можно подразделить на две основных группы, в которые войдут биологические и социальные факторы.

К биологическим относятся наследственная предрасположенность к тому или иному поведению, особенности темперамента. К социальным – влияние на подростка семьи, школы, сверстников и общества в целом.

Что такое деликвентное поведение обозначение

Психологические причины девиантного поведения большинства подростков также напрямую зависит от стиля семейного воспитания. К примеру, статистика показала, что чаще всего в правонарушениях уличаются подростки, воспитанные в социально-неблагополучных, малообеспеченных, нередко неполных семьях.

Риск приобщения подростка к преступной деятельности также существенно возрастает если в его семье есть люди, ведущие антисоциальный образ жизни.

Немаловажную роль играет также психологическая обстановка в семье: подростки, часто становящиеся свидетелями ссор, криков и скандалов дома чаще других оказываются вовлеченными в дурные компании сверстников.

Неблагополучные семьи – социальная причина девиантного поведения

К семьям с явным, либо скрытым неблагополучием также можно отнести:

  1. Конфликтные семьи, где между родственниками присутствуют выраженные расхождения в мировоззрении, взглядах на воспитание, а взаимопонимание отсутствует.
  2. Формальная семья, где между членами семьи нет понимания, доверия и взаимоуважения. Довольно часто в таких семьях родители находятся на грани развода, однако по многим причинам (в качестве этого могут выступать нежелание участвовать в судебном процессе, материальный интерес и т.д.) продолжают сожительствовать, не поддерживая между собой отношений.

Девиантных подростков также часто отличают трудновоспитуемость, плохая успеваемость, социально-педагогическая запущенность.

Причины девиантности подростков

Ошибки, совершаемые сотрудниками образовательных учреждений также в немалой степени являются фактором риска формирования у несовершеннолетнего форм девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Не секрет, что любую проблему гораздо лучше своевременно предупредить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно уделить должное внимание этапу профилактики девиантного поведения у подростков.

  1. Учитывая то, что зачастую подростки совершают правонарушения не имея достаточного представления о возможных последствиях своих поступков, исключительно важно уделить время своевременному предоставлению информации об этом. К подростковому периоду у ребенка должно сформироваться понимание административной, а также уголовной ответственности за те или иные деяния.
    А также того, как совершенное преступление может отразиться на его дальнейшей жизни.
  2. Родитель должен иметь четкое представление о круге общения подростка. Очень желательно установить с ними доверительные отношения, создавая дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Необходимо также поощрять ребенка ходить в гости к друзьям. Однако, количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть оговорено заранее и ограничено.

Одним из фундаментальных факторов риска в подростковом периоде является неорганизованность.

Поэтому очень желательно, чтобы у подростка было хобби, которому он будет посвящать свое свободное время. Занимаясь спортом, музыкой или участвуя в кружке по интересам, подросток также сможет легко найти друзей по интересам, оградив себя от влияния дурной компании

Профилактика девиантного поведения – совместные акции

В общении с подростком необходимо поощрять его рассказывать о себе, делиться с родителями своими мыслями, чувствами и переживаниями. Замечено, что дети, окруженные вниманием и заботой, значительно реже других демонстрируют склонность к антисоциальному поведению и другим формам девиации. Кроме того, именно безразличие со стороны родителей часто становится причиной отклоняющегося поведения подростков – будучи лишенными внимания, они пытаются привлечь его к себе хотя бы таким способом

Немаловажную роль играет также образованность родителей; знание того, какие психологические особенности отличают подростковые возраст.

Профессиональный текст Кеттела позволяет выявить истинную причину девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения подростков – задача, для выполнения которых должны объединить усилия все социальные институты, с которыми так или иначе связан несовершеннолетний. Одним из этапов профилактики отклоняющегося поведения, который должна осуществлять школа – ранняя диагностика и определение склонности к зависимому, антисоциальному и другим видам поведения. Для этих целей школьные психологи могут использовать как наблюдение, так исследования с применением профессиональных тестов (ДДЧ, Тест Кеттела, опросник Е. Личко). Осуществлять работу с подростками групп риска должны специально обученными специалисты (воспитатели, классные руководители, психологи, специалисты по социальной работе, сотрудники полиции по делам несовершеннолетних).

Девиантное поведение подростков, обработка и статистика данных должна осуществляться только специально обученными специалистами.

Ну и конечно же, воспитывая подростка, нельзя забывать простую истину. Каким бы правильным и последовательным не было воспитание, дети всегда будут обращать внимание не на то, что говорят родители, а то, как они поступают. И достойный личный пример, продемонстрированный подростку может заменить сотни воспитательных бесед и защитить его от многих неприятностей в будущем.

Коррекция девиантного поведения подростков

Поддается ли отклоняющееся поведение существенной коррекции? Безусловно, подростковый период представляет собой время, когда большинство личностных структур, а также характер и система ценностей уже практически сформировались. И изменить их кардинальным образом бывает очень трудно. Однако регулярность, последовательность действий в сочетание с верой в подростка и его силы рано или поздно способны принести видимый результат.

Участники коррекции поведения девиантного подростка

Прежде всего, стоит отметить, что строить коррекционную работу с подростком необходимо осуществлять строго учитывая его психологические качества и в соответствии с его личностными особенностями, учетом его потребностей.

  • В ходе бесед с несовершеннолетними важно не только порицать их за негативные поступки, но обращать внимание и на их положительные качества, даже если найти их, на первый взгляд, окажется довольно трудно. А также подчеркивать их важность, указывая на роль в дальнейшей жизни. В противном случае неверие в собственные силы может привести их к полной социальной изоляции.
  • Рассматривая конфликтные ситуации, необходимо обращать внимание несовершеннолетних на то, какую угрозу они на самом деле представляют собой для его будущего. Попытки воззвать к морально-этическим нормам довольно эффективно, однако в силу того, что подростки зачастую отличаются уже достаточно сформированными личностными структурами и мировоззрением, не всегда приносят ожидаемый эффект.
Работа психолога в коррекции девиантного поведения
  • Для коррекции закрепившихся форм девиантного поведения необходимо попробовать пустить разрушительную энергию подростка «в мирное русло», использовав ее в позитивном ключе. Например, импульсивный подросток, имеющий проблемы с самоконтролем и одержимый жаждой любой деятельности, сможет прекрасно проявить себя в качестве организатора (например, помощника вожатого, капитана школьной спортивной команды и т.д.). Правильное использование сильной стороны характера даст возможность с одной стороны, дать ему возможность самореализации, с другой – развить в себе такие недостающие качества, как усидчивость, трудолюбие, способность доводить до конца начатое дело. И хотя на начальном этапе деятельность должна осуществляться под строгим контролем, по мере развития самосознания подростка, ему можно предоставлять больше самостоятельности.
  • Если подростку присущи такие психологические особенности, как повышенная жажда внимания и признания со стороны окружающих, до него нужно донести, что заслужить их можно не прибегая к формам неадекватного поведения. Для этого им прекрасно подойдет любая творческая деятельность, в особенности требующая нестандартного, творческого подхода (например, занятия в театральной студии и т.д.). Это объясняется тем, что девиантное поведение у таких подростков чаще носит демонстративный характер. Прямого и грубого воздействия лучше всего избегать, заменив его живыми и понятными подростку примерами. Параллельно, можно указать на последствия, к которым может привести безответственность. Например, определение в центр временной изоляции, постановка на учет и т.д.
  • Немного сложнее реабилитационная работа осуществляется с замкнутыми подростками, которые крайне болезненно воспринимают любую попытку вторжения в его внутренний мир. В таких случаях очень важно действовать на подростка не напрямую, а через лиц, вызывающих у него уважение или симпатию.
Методы коррекции отклоняющего поведения

Каким бы не были причины девиантного поведения подростков, своевременное определение наметившихся проблем, профилактика и эффективная коррекция может дать им надежду на социальное благополучие в будущем.

Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход

Если представители клинического подхода к девиантному поведению подростков специализируются на аспектах его медикаментозного лечения и психотерапии, то более молодой по временным рамкам, психолого-педагогический подход ставит во главу угла создание специальных образовательных, воспитательных и коррекционных условий в ГОУ, как магистрального направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

 Представителями психолого-педагогического направления являются И.Ю.Левченко, С. Д.Забрамная, Т.Г.Визель. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др.
 
Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Общая профилактика:

  1. Создание благоприятных социально-экономических условий.
  2. Создание благоприятных социокультурных условий.
  3. Создание благоприятных социально-педагогических условий.
  4. Содействие семье.
  5. Реализация воспитательных функций общеобразователь-ными учреждениями всех типов.
  6. Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков.
  7. Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика:

  1. Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки.
  3. Социально-правовая помощь подросткам.
  4. Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Коррекционно-педагогическая деятельность:

  1. Выявление девиантных подростков.
  2. Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.
  3. Определение своеобразия формирования личности.
  4. Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  5. Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо:

  1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.
  2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её. Следовательно, при организации коррекционно педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Т.В. Буйневич выделяет следующие группы причин отклоняющегося поведения подростков, которые, по ее мнению, определяют направления профилактической и коррекционной работы с данной категорией:
1 группа: причина девиантного поведения — различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения.

Естественная форма коррекционной и профилактической работы — направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.

2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе («Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше»). Центр профилактической работы — воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада, хотя процесс воспитания — явление мало контролируемое.

3 группа: отклоняющееся поведение — типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе — повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина — отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых. В центре профилактической работы — обучение педагогов и родителей.

4 группа: причина девиантного поведения — специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»). Центр профилактической работы — организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.

5 группа: отклоняющееся поведение подростков — одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании — это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход — переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения. В психологии есть разные названия для обозначения потребностей, возникших на этой основе. Это и потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, и потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др. Главная форма профилактики — отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям (Буйневич Т. В., 2004).

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.

Чтобы выяснить сущность коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др. Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. При-чем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей. Главная цель коррекционного процесса — уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьниками. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др. ). Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность — это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность.

Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников. Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А.Бадмаев, Г. В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, А.С.Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой. В качестве рабочего определения с психолого-педагогической точки зрения можно предложить следующий вариант определения коррекционно-педагогической деятельности по коррекции девиантного поведения школьников: как планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, реализуемый с группами школьников, проявляющими девиантные формы поведения, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, и недостатков поведения школьника, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции школьников в социум. Коррекционно-педагогическая деятельность — составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса и школьников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач.

При коррекции девиантного поведения важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет освоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача), и положительных нравственных норм и правил, культуры поведения школьника (тактическая задача). Целесообразность и необходимость проведения коррекционно- педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире школьника, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму.

Целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения, основные из которых:

  • нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения;
  • низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальными возможностями подростка;
  • агрессивное поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
  • переживание подростком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия;
  • наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций;
  • аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.

Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса — это «социальная ситуация развития», уровень сформированности психологических новообразований, ведущий вид деятельности. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения:

  • Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности школьника, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов.
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника — результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается либо недостаточно эффективным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова). Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков (Перешеина Н.В., 2004).

Социологическое воображение как средство профилактики девиантного поведения подростков — 1700 слов

Девиантное поведение подростков по праву можно назвать одной из главных проблем ХХI века. Количество детей в возрасте от 13 до 18 лет, проявляющих аномальные модели поведения в разные периоды жизни, остается высоким на протяжении многих лет. Это можно объяснить особенностями подросткового возраста. Учитывая продолжающиеся процессы отделения от родительской семьи, подростки стремятся установить свои модели поведения. И наоборот, психика подростка остается незрелой, готовой перенять поведенческие модели групп сверстников или любых других ассоциаций, которые считаются достаточно авторитетными, чтобы принять их образцы для подражания.

Более того, для установления социальных норм обычно требуется много времени. Принимая во внимание обычный разрыв поколений между подростками и взрослыми, весьма вероятно, что подросткам обычные модели могут показаться устаревшими. Это явление может лежать в основе нежелания подростков придерживаться традиционных норм. Девиантное поведение подростков может принимать различные формы, в том числе антиобщественное поведение, акцентуации и более серьезные преступления, такие как магазинные кражи, грабежи, кражи, употребление наркотиков, нападение при отягчающих обстоятельствах или даже массовая стрельба. Некоторые из этих отклонений можно легко исправить, другие требуют серьезной работы со специалистами. Во всех случаях профилактика может быть наилучшей альтернативой, поскольку подростки молоды и могут легко поддаваться как хорошему, так и плохому влиянию.

Антиобщественное поведение обычно проявляется в нежелании придерживаться общепринятых норм, разрушении социальных институтов, стремлении удовлетворить свои насущные потребности, не считаясь с желаниями других. Акцентуация – это незначительное отклонение от ожидаемого поведения. В общении индивида с окружающими преобладает одна черта характера, преимущественно негативная. Например, можно неоднократно использовать оскорбительные или ругательные выражения в общении с учителями или родителями. При игнорировании в течение длительного периода такое поведение становится привычкой, которая вместе с некоторыми другими чертами характера однажды может привести к более серьезным неприятностям.

Подростки чаще всего начинают употреблять наркотики, когда попадают под влияние банд или наркоторговцев. Эти люди мастерски играют на потребности этой возрастной группы в признании и эксплуатируют желание подростков отличаться в своих целях. Психика подростков незрела, и они с большой вероятностью начнут употреблять наркотики из бунта против социальных норм. Здесь также играет роль обещание новых ощущений. Иногда подростки начинают принимать наркотики под влиянием сверстников, так как потребность в признании в этом возрасте перевешивает представления о добре и зле.

Подростки, занимающиеся воровством, как правило, дети из малообеспеченных семей. Они не готовы годами ждать, пока смогут честно зарабатывать на достойную жизнь и хотят удовлетворять свои потребности здесь и сейчас. Когда дети практически весь день предоставлены сами себе, причиной может быть и недостаточный родительский контроль. Криминальное прошлое одного или обоих родителей усугубляет эту проблему, поскольку дети могут идеализировать свою мать или отца и рассматривать эти преступления как захватывающие приключения.

Стрельба, обычно в школе, и любые другие насильственные действия, как правило, являются результатом глубоких психологических проблем или психических заболеваний, которые не были вовремя распознаны. Многие из этих подростков стали жертвами издевательств в школе, из-за чего они захотели отомстить своим одноклассникам и учителям. Часто у них есть список обид, причиненных другими людьми, которым они хотят отомстить. Стремление к известности — еще одна причина агрессивного поведения в школах.

Все вышеперечисленные факторы играют роль в формировании ненормальных моделей поведения. Поттер подробно изучил причины преступной деятельности среди подростков и молодежи. Согласно его выводам, некоторые факторы риска повышают вероятность того, что подростки совершат преступления. Эти факторы включают давление со стороны сверстников, недостаточный родительский контроль, низкий доход семьи и непростую семейную жизнь. Среди прочего, низкий уровень образования, прогулы, школьная дезорганизация и исключение из школы (Поттер 28-43). Таким образом, становится ясно, что образование играет жизненно важную роль в закреплении моделей поведения подростков.

Многие утверждают, что школа должна давать знания и способствовать развитию критического мышления, необходимого для определения своего места в обществе. Давно установлено, что люди, мыслящие критически, реже попадают под влияние банд или наркоторговцев, чем не мыслящие. Кроме того, они чаще выбирают профессии и образ жизни в соответствии со своими интересами. В то время как довольные люди обычно способствуют процветанию общества, неудовлетворенность и разочарование часто приводят к отклонениям и преступлениям.

Со временем было принято несколько подходов к решению проблемы девиантного поведения подростков. Применение дисциплинарного социального контроля, включающего в себя наблюдение, нормализацию и обследование, разработанное Фуко, остается одним из наиболее распространенных методов решения проблемы (Фуко 60). Фуко понимал слежку как средство, с помощью которого правительство могло видеть деятельность граждан, а нормализацию — как процесс установления определенных норм и ранжирования индивидуальной деятельности в зависимости от выполнения этих норм. Экзамен рассматривался как сочетание нормализации и наблюдения, с помощью которого правительство могло видеть работу человека. Фуко утверждал, что цель социального контроля состоит в том, чтобы сделать граждан послушными. (Фуко 60-68). Описанный метод предполагает исправление через наблюдение и наказание.

Еще два метода социального контроля включают использование санкций, позитивных или негативных, для изменения поведения человека, а также новые пенологические стратегии социального контроля, разработанные Фили и Саймоном. Новые пенологические стратегии предлагают разделить людей с девиантным поведением на группы в соответствии с уровнем угрозы, которую они могут представлять для общества. Правонарушители могут быть помещены под наблюдение или на испытательный срок в зависимости от уровня риска, который они представляют (Фили и Саймон 181-190). Эти методы также основаны на наблюдении и поощрении или наказании.

В то время как вышеописанные методы могут быть эффективными для некоторых групп, в других можно наблюдать повторение аномальных паттернов в течение длительного периода, несмотря на меры, принимаемые правительством или обществом. Проблема вышеперечисленных подходов в том, что они не учитывают стремление подростков отличаться от других и врожденный протест этого возрастного периода. Вместо того, чтобы во что бы то ни стало подводить подростков к нормам конформизма и подавлять их протестные настроения, использование социологического воображения позволяет им работать над этими чувствами и извлекать из них пользу.

Впервые понятие социологического воображения было введено американским социологом Ч. Райтом Миллсом в его книге «Социологическое воображение ». Миллс определяет это как «качество разума, которое помогает [людям] использовать информацию и развивать причину для достижения ясного обобщения того, что происходит в мире, и того, что может происходить внутри них самих» (8). Понятие теперь используется для обозначения взаимодействия личности и общества на всех уровнях; не является исключением и рассмотрение преступной деятельности отдельных лиц и их девиантного поведения в сообществе.

Применение социологического воображения к отклонениям подростков имеет много преимуществ по сравнению с дисциплинарным социальным контролем или санкциями. Понятие социологического воображения предполагает, что не только общество формирует нормы или ценности человека, но и этот процесс является взаимным (Mills 12). Таким образом, индивид может передать свои ценности обществу, конвенциональные нормы под этим влиянием могут начать меняться. Естественно, для изменения этих норм обычно требуется желание не одного человека, но они не являются устойчивыми. Социальные нормы постоянно меняются. Столкнувшись с таким подходом, подростки склонны задумываться о своем месте в обществе не только в контексте соответствия сложившимся моделям поведения, за нарушение которых последует наказание. Подростки больше думают о том, чтобы внести свой вклад в текущие социальные изменения или цели, изменив те или иные нормы.

В своей статье «Изучение культур, рефлексивность и творческий подрыв» Джеймс описывает эксперимент, который он провел в двух группах студентов бакалавриата. Студенты первой группы изучали социологическое воображение, а студенты второй — нет. После месяца обучения была проведена серия тестов, чтобы выяснить, обладают ли студенты высоким уровнем критического мышления. Результаты показали, что студенты первой группы имели гораздо более высокий уровень критического мышления и социальной осведомленности, чем студенты второй группы (Matthews et al. 39).-55). Таким образом, обучение социологическому воображению помогало учащимся воспринимать вещи с долей сомнения, что является прочной основой для выработки собственного мнения по различным предметам. Кроме того, есть вероятность, что если эти молодые люди решат внести свой вклад в изменение общепринятых норм, они сделают это на основе консенсуса и компромисса, а не на лжи и насилии.

В этой статье утверждается, что обучение подростков социологическому воображению улучшит их модели поведения и предотвратит многие случаи злоупотребления наркотиками, насилия, грабежей, незаконных покупок и других преступлений. Поскольку критическое мышление предполагает понимание социальных норм и места человека в обществе, оно также усилит желание подростков работать над изменением моделей социального взаимодействия, которые им не нравятся, вместо того, чтобы радикально их разрушать.

Основанием для этой гипотезы является тот факт, что социологическое воображение помогает строить собственные ожидания этой возрастной группы, позволяя им быть разными. Она удовлетворяет их потребность в зрелости, признавая их полноценными участниками системы социального взаимодействия. Включая подростков в изменяющуюся социальную среду и позволяя им обдумывать изменения, которые впоследствии могут быть приняты обществом, социологическое воображение удовлетворяет потребность подростков в признании, которая в противном случае может быть удовлетворена преступной деятельностью.

Методы исследования, использованные в данной работе для проверки данной гипотезы, представляют собой сравнительные методы и тематические исследования в сочетании с количественным анализом. Количество подростков, проявляющих девиантное поведение до и после изучения социологического воображения, будет измеряться и сравниваться в разных областях. Таким образом, будет видно, как меняются модели поведения за счет развития критического мышления и осознания своего положения в обществе. Я также попытаюсь проследить связь между изучением социологического воображения подростков и совершенствованием моделей их поведения, анализируя статистику и случаи, доступные для моего исследования.

Сбор статистических данных о ряде подростков, знакомых с социологическим воображением до того, как у них развились аномальные модели поведения, также принесет пользу моему исследованию. Сравнение этого числа с числом подростков, не знакомых с социологическим воображением, у которых позднее развились аномальные модели поведения, поможет увидеть, может ли преподавание этой дисциплины быть полезным для профилактики девиаций среди подростков.

Фили, Малкольм М. и Джонатан Саймон. «Новая пенология: заметки о новой стратегии исправлений и ее последствиях». Преступность, неравенство и государство . Рутледж, 2020, стр. 181-190.

Фуко, Мишель. Власть: основные произведения Мишеля Фуко 1954-1984 гг. . Penguin UK, 2019.

Джеймс, Дэвид. «Обучение культурам, рефлексивности и творческой подрывной деятельности», Преподавание с использованием социологического воображения в высшем и дополнительном образовании: контексты, педагогика, размышления , под редакцией Мэтьюза и др. , Springer, 2018.

Миллс, К. Райт. Социологическое воображение. Oxford University Press, 2000.

Поттер, Гэри. «Организованная преступность и социологическое воображение». Исследования в области критической криминологии в честь Уильяма Дж. Чамблисса. Брилл, 2019, стр. 28-43.

Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта

Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта

ˑ:

Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта

 

Ушников А.И. Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

 

Ключевые слова: детей и подростков, девиантное поведение, физическое воспитание, коррекция поведения, педагогические условия, психолого-педагогическая среда, формы занятий.

 

Целью настоящего исследования явилось методологическое обоснование новых подходов к организации физического воспитания детей и подростков с девиантным поведением.

 

Недостаточная эффективность физического воспитания школьников обусловлена ​​его направленностью на подготовку к сдаче контрольных нормативов и повышение физических качеств: мышечной работы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и др. При этом такие острые аспекты физической культуры, как формирование мотивации к достижению оптимальных параметров двигательной активности; повышение культуры движений, жестов, речи; приобретение навыков самостоятельного выбора и выполнения физических упражнений для улучшения показателей здоровья; организация активного отдыха; приобщение к регулярным занятиям спортом недооцениваются.

 

В настоящее время признание явления спорта общечеловеческой культурной ценностью определяется созданием системы научных знаний о технологиях физического совершенствования и духовно-нравственного развития человека. Решается задача реализации психофизиологических ресурсов организма, коррекции морфофункциональных показателей; наполнение процесса обучения детей и подростков новым содержанием.

 

Таким образом решается задача профилактики и ликвидации детских и подростковых правонарушений, асоциального поведения учащихся общеобразовательных и специализированных школ; выделение и устранение данного негативного социального явления стоит особенно остро.

 

Результаты педагогического эксперимента показали, что детей и подростков с девиантным поведением нельзя оставлять без внимания. Девиантные подростки, представляющие группу риска, могут быть вовлечены в преступную деятельность асоциальными элементами. Ценности физической культуры и спорта очень привлекательны, а их использование способствует реализации преобразующей, развивающей и стабилизирующей функций. Организация и создание психолого-педагогической среды для воспитательного воздействия на девиантных детей и подростков является государственным и общественным делом.

 

Список литературы

 

1. Герасимова И.Г. Возможности коррекции психического здоровья девиантных подростков средствами физической культуры / И.Г. Герасимова, Ф.Р. Зотова // Современное здоровье и перспективы внедрения инновационных технологий в спорт и систему спортивного воспитания: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны: КамГАПКСТ, 2008. – С. 55–57. (на русском языке)

 

2. Жуков М.Н. Подростковая преступность и ее профилактика средствами физической культуры и спорта / М.Н. Жуков // Физическая культура в школе. – 2005. – № 4. – С. 53–55. (на русском языке)

 

3. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования / Л.И. Лубышева// Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. – Челябинск, 1997. – С. 155–157. (на русском языке)

 

4. Лубышева Л.И. Школа спортивной культуры / Л.И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts