Дислексия у детей лечение: Дислексия у детей — что это, симптомы, признаки, лечение нарушений чтения у школьников в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Дислексия: симптомы, причины, лечение заболевания

Логопед

Братанова

Ольга Александровна

Стаж 31 год

Врач-логопед

Записаться на прием

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т. д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

+7 (495) 775-73-60

Определение, Характеристики, Типы, Симптомы, Упражнения и Лечение

Профилактика и лечение дислексии

Как помочь ребёнку с дислексией? Перед началом любой терапии у ребёнка должна быть диагностирована дислексия. Это непростая задача, так как часто школы не имеют надлежащих средств для выявления дислексии. Даже если диагностика и была проведена, не всегда есть возможность помочь ребенку-дислексику. Иногда его могут перевести в спецшколу, если таковая есть поблизости. Однако большая часть бремени ложится на родителей. Они должны быть начеку и обнаружить проблему как можно раньше. Дислексию важно заметить вовремя.Чем раньше начать лечение детской дислексии, тем будет лучше для ребёнка. Он получит поддержку, возможность победить расстройство и предотвратить возможные страдания и снижение самооценки.

Как лечить дислексию? Очень важно ежедневно наблюдать за ребёнком, не теряя драгоценное время и не дожидаясь более серьёзных симптомов, чтобы начать коррекцию. Наиболее эффективное лечение дислексии — это её раннее распознавание! Необходимо минимизировать трудности развития и начать применять правильное лечение.

Научное подтверждение: исследования, которые показывают эффективность программы CogniFit («КогниФит») при коррекции детской дислексии

Программа персональной тренировки CogniFit («КогниФит») улучшает когнитивные навыки учеников-дислексиков.

Было отмечено, что, когда учащиеся с дислексией тренировались по программе персональной тренировки CogniFit («КогниФит»), их мозговая активность, рабочая память и эффективность чтения значительно возрастали (число правильно прочитанных слов в минуту увеличилось на 14.73%). Улучшение сохранялось до шести месяцев после окончания тренировок, положительно влияя на дислексию. Читать исследование

Дислексия распространена гораздо больше, чем обычно думают. Она затрагивает около 10% населения. Дислексия — это нарушение способности к обучению неврологического происхождения, которое затрудняет чтение, письмо и в целом расшифровку букв и любых других языковых символов.

Каково это — быть дислексиком? При чтении дислексики сосредотачивают всё своё внимание на расшифровке звуков и произношении слова, в результате чего в оперативной памяти возникает коллапс, не позволяющий мозгу выделить ресурсы на другие высшие задачи, такие, как понимание текста.

Некоторые исследования определяют дислексию как дефицит нейронных связей, относящийся к обработке речи. Дислексикам сложно визуализировать слова, поскольку дисфункция нейронных соединений осложняет доступ к речевой информации, хранящейся в лобной и височной долях мозга, отвечающих за фонетическую обработку.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому часто несколько членов семьи страдают от этого расстройства. Она возникает у детей с нормальным интеллектом, без каких-либо умственных, физических или культурных проблем. Трудности с чтением не влияют на другие когнитивные способности. Наоборот, дислексики часто имеют обострённые чувства и развивают высокий интеллект и творческие способности, поэтому дислексию иногда называют болезнью творческих людей, «болезнью гениев» и даже считают признаком гениальности.

Не все виды дислексии одинаково тяжелы, тем не менее важно диагностировать её и начать лечение как можно раньше, чтобы избежать возможных проблем в развитии, снижения самооценки, фрустрации, школьной неуспеваемости или проблем со сном у детей.

Дислексия у детей

Дислексию у детей можно обнаружить уже в дошкольном возрасте. Симптомы дислексии могут сохраняться в детском, подростковом возрасте, и даже у взрослых.

Хотя каждый ребенок уникален, дети с дислексией, как правило, начинают говорить позже, хуже понимают на слух, и их словарный запас меньше, чем у других детей их возраста. Зачастую они путают такие буквы как В и З (или P и Ь), или порядок букв в слове, им трудно концентрироваться.

Снижение внимания может быть вызвано когнитивной усталостью. Детям с дислексией приходится прилагать значительное усилие при чтении и письме, поэтому они быстрее устают и теряют концентрацию.

Мозговая активность обычного человека при чтенииМозговая активность дислексика при чтении

Так как дети с дислексией нуждаются в поддержке и поощрении со стороны родителей и учителей, очень важно обнаружить дислексию в раннем возрасте. Снабдив ребёнка подходящими средствами, вы поможете ему справиться с учёбой в школе.

Чем раньше начать лечение, тем больше шансов минимизировать проблемы, которые могут быть вызваны дислексией. Если не принять меры, то по мере взросления люди с дислексей могут впадать в депрессию, испытывать повышенную тревожность, у них падает самооценка, они даже могут забросить учёбу.

Дислексия и мозг

У детей с дислексией есть определённые неврологические нарушения. Клетки, образующие нейронные сети обработки речи, не организованы должным образом, что затрудняет расшифровку слов и понимание смысла прочитанного.

Для эффективного чтения необходимы процессы понимания, интерпретации и обучения. То, как мозг обрабатывает текст, называется «лексическая стратегия». Проблемы с доступом к лексике у детей-дислексиков связаны с:

  • Нарушениями в лингвистической обработке информации.
  • Проблемами с рабочей памятью.
  • Проблемами со скоростью обработки информации.

Признаки и симптомы дислексии

Симптомы дислексии проявляются по-разному у разных детей, они непостоянны и даже могут меняться в течение одного дня. Кроме того, по мере взросления ребёнка симптомы также могут изменяться.

Признаки дислексии:

  • Проблемы с чтением.

    Трудности с расшифровкой букв и любых языковых кодов или символов, что затрудняет чтение. Дети с дислексией часто искажают произношение слов, плохо обрабатывают и понимают прочитанное, им тяжело читать бегло, поэтому обычно они не любят читать.

Виды дислексии. Классификация

Хотя некоторые симптомы являются общими для дислексии, учёные выявили несколько видов дислексии. В первую очередь, различаются генетическая и приобретённая формы дислексии.

Как можно выявить дислексию?

При дислексии нарушаются такие когнитивные способности, как рабочая память, скорость реакции и обработки информации, а также исполнительные функции.. Слабое развитие этих когнитивных навыков может указывать на дислексию.

Есть ли лекарство от дислексии?

Излечима ли дислексия? Дислексия — это хроническое расстройство, оно не проходит с возрастом. Однако это не является причиной для тревоги, поскольку дислексия проявляется по-разному на разных этапах развития человека.

Самое важное — ранняя диагностика дислексии. Чем раньше мы предложим ребёнку инструменты, которые помогут ему адаптироваться к процессу обучения, тем больше шансов, что он оптимизирует свои умственные ресурсы и сможет жить полноценной жизнью.

Как лечить дислексию?

Если дислексия у ребенка диагнозируется с самого раннего возраста, то возможно подключение индивидуальной корректирующей программы, так как в раннем возрасте дети имеют больше шансов на разработку альтернативных стратегий, которые помогут им адаптироваться к системе обучения. В раннем детстве мозг более пластичен и склонен к созданию новых нейронов, поэтому, чем раньше начнётся использование инструментария для укрепления нейронных сетей, связанных с обработкой языка и речи, тем больше вероятность компенсировать нарушенные функции.

Раннее обнаружение и лечение дислексии поможет избежать эмоциональных расстройств.

При подозрении на дислексию лучше обратиться за диагностикой к специалисту, например, логопеду, который поможет выявить существующие трудности и назначить специализированные упражнения для улучшения когнитивных способностей , отвечающих за речь и язык. В противном случае человек может пострадать на когнитивном уровне в связи с недостатком концентрации, нарушениями рабочей или кратковременной памяти, скорости обработки информации и других необходимых нам ежедневно когнитивных способностей.

Источники

  • Horowitz-Kraus. T., Breznitz, Z. Can the error detection mechanism benefit from training the working memory? A comparison between dyslexics and controls—an ERP study. PLoS One. 2009 Sep, 4(9):e7141.
  • Ladányi, e., Persici, V., Fiveash, A., Tillmann, B., Gordon, R.L. Is atypical rhythm a risk factor for developmental speech and language disorders? Wiley Interdiscip Rev cogn Sci. 2020 Apr, In press.
  • Mehlhase, H., Bakos, S., Bartling, J., Schulte-Körne, G., Moll, K. Word processing deficits in children with isolated and combined reading and spelling deficits: an ERP-Study. Brain Res. 2020 Mar, In press.
  • McArthur, G.M., Filardi, N., Francis, D.A., Boyes, M.E., Badcock, N.A. Self-concept in poor readers: a systematic review and meta-analysis. PeerJ. 2020 Mar, 8:e8772.
  • Munzer, T., Hussain, K., Soares, N. Dyslexia: neurobiology, clinical features, evaluation and management. Transl Pediatr. 2020 Feb, 9(Suppl 1):S36-S45.
  • McMillen, S. , Griffin, Z.M., Peña, E.D., Bedore, L-M., Oppenheim, G.M. “Did I say Cherry?” error patterns on a blocked cyclic naming task for bilingual children with and without developmental language disorder. J Speech Lang Hear Res. 2020 Mar, In press.
  • Blythe, H.I., Dickins, J-H., Kennedy, C.R., Liversedge, S.P. The role of phonology in lexical access in teenagers with a history of dyslexia. PLoS One. 2020 Mar, 15(3):1-26.
  • Caglar-Ryeng, Ø., Eklund, K., Nerdård-Nilssen, T. School-entry language outcomes in late talkers with and without a family risk of dyslexia. Dyslexia. 2020 Mar, In press.
  • Mehringer, H., Fraga-González, g., Pleisch, G., Röthlisberger, M., Aepli, F., Keller, V., Karipidis, I.I., Brem, S. (Swiss) GraphoLearn: an App-based tool to support beginning readers. Res Pract Technol Enhanc Laern. 2020 Feb, 15(1):1-21.
  • Brown, A.C., Peters, J.L., Parsons, C., Crewther, D.P., Crewther, S.G. Efficiency in magnocellular processing: A common deficit in neurodevelopmental disorders. Front Hum Neurosci. 2020 Feb,14:49-67.
  • Galliussi, J., Prondi, L., Chia, G., Gerbino, W., Bernardis, P. Inter-letter spacing, inter-word spacing, and font with dyslexia-friendly features: testing text readability in people with and without dyslexia. Ann Dyslexia. 2020 Mar, In press.
  • Obidziński, M. Response frequencies in the conjoint recognition memory task as predictors of developmental dyslexia diagnosis: A decision-trees approach. Dyslexia. 2020 Mar, In press.
  • Yu, X., Zuk, J., Perdue, M.V., Ozernov-Palchik, O., Raney, T., Beach, S.D., Norton, E.S., Ou, Y., Gabrieli, J.D.E., Gaab, N. Putative protective neural mechanisms in prereaders with a family history of dyslexia who subsequently develop typical reading skills. Hum Brain Mapp. 2020 Mar, In press.
  • Shaywitz, S. E. Dyslexia. The New England Journal of Medicine. 1998, Jan. 338:307-321.
  • Démonet, J.F., Taylor, M.J., Chaix, Y. Developmental dyslexia. The lancet. 2004 May, 363(9419):1451-1460.
  • Peterson, R.L., Pennington, B. Developmental dyslexia. The lancet. 2012 Jun, 379(9839):1997-2007.
  • Coltheart, M., MAsterson, J., Byng, S., Prior, M., Riddoch, J. Surface dyslexia. The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A. 1983, 35(3):469-495.
  • Stefanac, N., Spencer-Smith, M., Brosnan, M., Vangkilde, s., Castles, A., Bellgrove, M. Visual processing speed as a marker of immaturity in lexical but not sublexical dyslexia. Cortex. 2019 Nov, 120:567-581.
  • Wenande, b., Een, E., Petok, J.R. Dyslexia-related impairments in sequence learning predict linguistic abilities. Acta Psychol (Amst). 2019 Aug, 199:102903.
  • Bajre, P., Khan, A. Developmental dyslexia in Hindi readers: Is consistent sound-symbol mapping an asset in reading? Evidence from phonological and visuospatial working memory. Dyslexia. 2019 Nov, 25(4):390-410.
  • Cascella M, Al Khalili Y. Short Term Memory Impairment. [Updated 2019 Oct 27]. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2020 Jan-.
  • Bucci, M.P. Visual training could be useful for improving reading capabilities in dyslexia. Appl Neuropsychol. Child. 2019 Aug, 13:1-10.
  • Ullman, M.T. Earle, F.S., Walenski, M., Janacsek, K. The neurocognition of developmental disorders of language. Annu Rev Psychol. 2020 Jan, 74:389-417.
  • Giofrè, D., Provazza, S., Calcagnì, A., Altoè, G., Roberts, D.J. Are children with developmental dyslexia all the same? A cluster analysis with more than 300 cases. Dyslexia. 2019, Aug, 25(3):284-295.
  • Luo, X., Mao, Q., Shi, J., Wang, X., Li, C.R. Putamen gray matter volumes in neuropsychiatric and neurodegenerative disorders. World J Psychiatry Ment Health Res. 2019 May, 3(1):1-11.
  • Schaadt, G. Männel, C. Phonemes, words, and phrases: Tracking phonological processing in pre-schoolers developing dyslexia. Clin Neurophysiol. 2019 Aug, 130(8):1329-1341.
  • Pecini, C., Spoglianti, S., Bonetti, s., Di Lieto, M.C., Guaran F., Martinelli, A., Gasperini, F., Cristofani, P. , Casalini, C., Mazzotti, S., Salvadorini, R., Bargagna, S., Palladino, P., Cismondo, D., Verga, A., Zorzi, C., Brizzolara, D., Vio, C., Chilosi, A,M. Training RAN or reading? A telerehabilitation study on developmental dyslexia. Dyslexia. 2019 Aug, 25(3):318:331.
  • Kershner, J.R. Neuroscience and education: Cerebral lateralization of networks and oscillations in dyslexia. Laterality. 2020 Jan, 25(1):109-125.
  • Scerri, T.S., Darki, F., Newbury, D.F., Whitehouse, A.J.O., Peyrard-Janvid, M., Matsson, H., Ang, Q.W., Pennell, C.E., Ring, S., Stein, J., Morris, A.P., Monaco, A.P., Kere, J., Talcott, J.B., Klingberg, T., Paracchini, S. The dyslexia candidate locus on 2p12 is associated with general cognitive ability and white matter structure. PLoS One. 2012 Nov, 7(11): e50321.
  • Heim, S., Tschierse, J., Amunts, K., Wilms, M., Vossel, S., Willmes, K., Grabowska, G., Huber, W. Cognitive subtypes of dyslexia. Acta Neurobiol Exp. 2008, 68:73:82.
  • Fisher, S. E., DeFries, J. C. Developmental dyslexia: genetic dissection of a complex cognitive trait. Nature reviews neuroscience. 2002 Oct, 3: 767-780.
  • De Vos, A., Vanvooren, S., Ghesquière, P., Woutsers, J. Subcortical auditory neural synchronization is deficient in pre-reading children who develop dyslexia. Dev Sci. 2020 Feb, In press.
  • Bruck, M. Word-recognition skills of adults with childhood diagnoses of dyslexia. Developmental Psychology. 1990. 26(3):439-454.
  • Ramus, F., Rosen, S., Dakin, S.C., Day, B.L., Castellote, J.M., White, S., Frith, U. Theories of developmental dyslexia: insights from a multiple case study of dyslexic adults. Brain. 2003 Apr, 126(4):841-865.
  • Mattis, S., French, J. H., Rapin, I. Dyslexia in children and young adults: Three independent neuropsychological syndromes. Developmental Medicine & Child Neurology. 1975 Apr, 17(2):150-163.
  • Boets, B., Op de Beeck, H.P., Vandermosten, M., Scott, S.K., Gillebert, C.R., Mantini, D., Bulthé, J., Sunat, S. , Wouters, J., Ghesquière, P. Intact but less accessible phonetic representations in adults with dyslexia. Science. 2013, Dec, 342(6163):1251-1254.
  • Brosnan, M., Demetre, J., Hamill, S., Robson, K., Shepherd, H., Cody, G. Executive functioning in adults and children with developmental dyslexia. Neuropsychologia. 2002 Apr, 40(12):2144-2155.

Дислексия — Диагностика и лечение

Диагностика

Не существует единого теста, позволяющего диагностировать дислексию. Учитывается ряд факторов, таких как:

  • Развитие вашего ребенка, проблемы с образованием и история болезни. Медицинский работник, скорее всего, задаст вам вопросы об этих областях. Кроме того, поставщик услуг захочет узнать о любых заболеваниях, встречающихся в семье, включая дислексию или любой другой тип неспособности к обучению.
  • Анкеты. Поставщик услуг может попросить вашего ребенка, опекунов или учителей заполнить анкеты. Вашему ребенку может быть предложено пройти тесты для определения способностей к чтению и языку.
  • Проверка зрения, слуха и мозга (неврологическая). Это может помочь определить, может ли другое расстройство вызывать или усугублять трудности с чтением у вашего ребенка.
  • Психологическая оценка. Поставщик услуг может задавать вам и вашему ребенку вопросы, чтобы лучше понять психическое здоровье вашего ребенка. Это может помочь определить, могут ли социальные проблемы, тревога или депрессия ограничивать способности вашего ребенка.
  • Тесты на чтение и другие академические навыки. Ваш ребенок может пройти набор образовательных тестов и пройти анализ процесса и качества навыков чтения экспертом по чтению.

Лечение

Неизвестно, как исправить основные различия мозга, вызывающие дислексию. Тем не менее, раннее выявление и оценка для определения конкретных потребностей и соответствующего лечения могут улучшить успех. Во многих случаях лечение может помочь детям стать грамотными читателями.

Методы обучения

Дислексия лечится с использованием специальных образовательных подходов и методов, и чем раньше начнется вмешательство, тем лучше. Оценки навыков чтения, других академических навыков и психического здоровья вашего ребенка помогут учителям вашего ребенка разработать индивидуальную программу обучения.

Учителя могут использовать методы, связанные со слухом, зрением и осязанием, для улучшения навыков чтения. Помогая ребенку использовать несколько органов чувств для обучения — например, прослушивание записанного на пленку урока и отслеживание пальцем формы используемых букв и произнесенных слов — это может помочь в обработке информации.

Лечение направлено на то, чтобы помочь вашему ребенку:

  • Научиться распознавать и использовать мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы)
  • Понять, что буквы и цепочки букв представляют эти звуки и слова (фоника)
  • Понимать прочитанное (осмысление)
  • Читайте вслух, чтобы развить точность, скорость и выразительность (беглость) чтения
  • Создать словарь узнаваемых и понятных слов

Репетиторские занятия со специалистом по чтению, если они доступны, могут быть полезны для многих детей с дислексией. Если у вашего ребенка серьезные проблемы с чтением, занятия с репетитором могут потребоваться чаще, и прогресс может быть медленнее.

Индивидуальный план обучения

В Соединенных Штатах школы по закону обязаны предпринимать шаги, чтобы помочь детям с диагнозом дислексия решить проблемы с обучением. Поговорите с учителем вашего ребенка о назначении встречи для создания структурированного письменного плана, в котором излагаются потребности вашего ребенка и то, как школа поможет вашему ребенку добиться успеха. Это называется Индивидуальным планом обучения (IEP).

Раннее лечение

Дети с дислексией, получающие дополнительную помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения настолько, чтобы успешно учиться в начальной и старшей школе.

Дети, которые не получают помощи до поздних классов, могут иметь большие трудности с приобретением навыков, необходимых для хорошего чтения. Они, скорее всего, будут отставать в учебе и никогда не смогут наверстать упущенное. Ребенку с тяжелой формой дислексии никогда не будет легко читать. Но ребенок может освоить навыки, улучшающие чтение, и разработать стратегии для улучшения успеваемости в школе и качества жизни.

Что могут сделать родители

Вы играете ключевую роль в том, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха. Вы можете предпринять следующие шаги:

  • Решите проблему заранее. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка дислексия, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка. Раннее вмешательство может улучшить успех.
  • Читайте вместе с ребенком вслух. Лучше всего начинать, когда ребенок маленький, но начать никогда не поздно. Знакомство детей с книгами как игрушкой поощряет веселье, обучение и социальное взаимодействие с опекунами. Читайте сказки своему ребенку. Кроме того, попробуйте вместе с ребенком слушать записанные книги. Когда ваш ребенок достаточно подрастет, прочитайте истории вместе после того, как ваш ребенок их услышит.
  • Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Поговорите с учителем о том, как школа поможет вашему ребенку добиться успеха. Вы лучший защитник своего ребенка.
  • Поощряйте чтение. Каждый день выделяйте время для чтения вместе с ребенком. Чтобы улучшить навыки чтения, ребенок должен практиковать чтение. Поощряйте ребенка читать по мере развития навыков. Также пусть ваш ребенок читает вам вслух.
  • Подайте пример для чтения. Каждый день выделяйте время, чтобы читать что-то свое, пока читает ваш ребенок — это подает пример и поддерживает вашего ребенка. Покажите ребенку, что чтение может доставлять удовольствие.

Что могут делать взрослые с дислексией

Взрослым, страдающим дислексией, может быть трудно добиться успеха в работе. Чтобы помочь в достижении ваших целей:

  • Обратитесь за оценкой и помощью в обучении чтению и письму, независимо от вашего возраста
  • Спросите о дополнительном обучении и разумных приспособлениях у своего работодателя или учебного заведения в соответствии с Законом об американцах-инвалидах

Проблемы с учебой не обязательно означают, что человек с дислексией не может добиться успеха. Способные учащиеся с дислексией могут добиться больших успехов при наличии необходимых ресурсов. Многие люди с дислексией творческие и яркие и могут быть одарены в математике, науке или искусстве. Некоторые даже сделали успешную писательскую карьеру.

Записаться на прием

Помощь и поддержка

Эмоциональная поддержка и возможности достижения результатов в деятельности, не связанной с чтением, важны для детей с дислексией. Если у вашего ребенка дислексия:

  • Поддержите его. Проблемы с обучением чтению могут повлиять на самооценку вашего ребенка. Обязательно выражайте свою любовь и поддержку. Поощряйте ребенка, хваля его таланты и сильные стороны. Поговорите со школьным персоналом, чтобы они могли предоставить услуги и поддержку, необходимые вашему ребенку для достижения успеха.
  • Поговорите со своим ребенком. Объясните ребенку, что такое дислексия и что это не личная неудача. Понимание этого может помочь вашему ребенку лучше справляться с трудностями в обучении.
  • Примите меры, чтобы помочь вашему ребенку учиться дома. Обеспечьте ребенку чистое, тихое, организованное место для учебы и назначьте время для занятий. Кроме того, убедитесь, что ваш ребенок достаточно отдыхает и регулярно питается здоровой пищей.
  • Ограничение экранного времени. Ежедневно ограничивайте время, проводимое за электронными экранами, и используйте дополнительное время для практики чтения.
  • Оставайтесь на связи с учителями вашего ребенка. Почаще разговаривайте с учителями, чтобы убедиться, что ваш ребенок не сбивается с пути. При необходимости убедитесь, что у вашего ребенка есть дополнительное время для тестов, требующих чтения. Спросите учителя, поможет ли это вашему ребенку записать уроки дня, чтобы воспроизвести их позже.
  • Присоединяйтесь к группе поддержки. Это поможет вам оставаться на связи с родителями, дети которых сталкиваются с аналогичными трудностями в обучении. Группы поддержки могут предоставить полезную информацию и эмоциональную поддержку. Спросите своего поставщика медицинских услуг или специалиста по чтению вашего ребенка, есть ли какие-либо группы поддержки в вашем районе.

Подготовка к приему

Сначала вы можете сообщить о своих опасениях педиатру вашего ребенка или поставщику семейных медицинских услуг. Чтобы гарантировать, что другая проблема не является причиной проблем с чтением у вашего ребенка, медицинский работник может направить вашего ребенка к:

  • Специалисту, например, офтальмологу (офтальмологу или оптометристу)
  • Медицинский работник, обученный оценке слуха (сурдолог)
  • Специалист по заболеваниям головного мозга и нервной системы (невролог)
  • Специалист по центральной нервной системе и поведению (нейропсихолог)
  • Специалист по детскому развитию и поведению (педиатр по развитию и поведению)

Вы можете попросить члена семьи или друга прийти, если это возможно, для поддержки и помощи в запоминании информации.

Предоставление школьных документов особенно полезно для оценки, проводимой поставщиками медицинских услуг. Эти записи могут включать IEP 9 вашего ребенка.0154 или 504 План, табели успеваемости, письменные сообщения из школы с указанием проблем и ограниченное количество образцов работ вашего ребенка.

Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к приему:

Что вы можете сделать

Перед приемом составьте список:

  • Симптомы, которые испытывает ваш ребенок включая любые симптомы, которые могут показаться не связанными с причиной назначения
  • Ключевая личная информация, включая любые серьезные стрессы или недавние изменения в жизни
  • Любые лекарства, витамины, травы или другие добавки, которые принимает ваш ребенок, включая дозировки
  • Вопросы, которые можно задать поставщику медицинских услуг, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от вашего приема

Возможные вопросы:

  • Как вы думаете, в чем причина трудностей чтения у моего ребенка?
  • Существуют ли другие диагнозы, которые можно спутать с дислексией или спутать с ней?
  • Какие анализы нужны моему ребенку?
  • Следует ли моему ребенку обратиться к специалисту?
  • Как лечится дислексия?
  • Как быстро мы увидим прогресс?
  • Следует ли проверять других членов семьи на дислексию?
  • Какие источники помощи или поддержки вы рекомендуете?
  • Могу ли я получить брошюры или другие печатные материалы? Можете ли вы порекомендовать какие-либо веб-сайты?
  • Существуют ли местные образовательные ресурсы по дислексии?

Не стесняйтесь задавать другие вопросы во время приема.

Чего ожидать от вашего врача

Медицинский работник, скорее всего, задаст вам ряд вопросов, например:

  • Когда вы впервые заметили, что у вашего ребенка проблемы с чтением? Учитель обратил на это ваше внимание?
  • Как ваш ребенок успевает в классе?
  • В каком возрасте Ваш ребенок начал говорить?
  • Пробовали ли вы какие-либо интервенции чтения? Если да, то какие?
  • Замечали ли вы какие-либо проблемы с поведением или социальные трудности, которые, как вы подозреваете, могут быть связаны с проблемами чтения у вашего ребенка?
  • Были ли у вашего ребенка проблемы со зрением?

Будьте готовы ответить на вопросы, чтобы максимально использовать время приема.

Персонал клиники Мэйо

Лечение дислексии у детей | Понятно

Узнать, что у вашего ребенка дислексия, может быть непросто. Вы можете беспокоиться о том, что это значит для будущего вашего ребенка. Но знание того, что стоит за проблемами чтения у вашего ребенка, облегчает поиск лечения, которое может помочь. Профессионалы в школе и за ее пределами по-разному работают с детьми, чтобы помочь развить навыки чтения и языка.

Дислексия — это языковая проблема. Лекарств от дислексии не существует. (Также важно знать, что офтальмологическая терапия не показала эффективного лечения дислексии.)

Узнайте о лечении дислексии, включая стратегии и методы лечения, которые могут помочь детям с дислексией.

Обучение и поддержка при дислексии

Дети с дислексией нуждаются в конкретных и прямых инструкциях по чтению. Ряд программ чтения разработан, чтобы помочь детям с дислексией. И многие из них основаны на подходе Ортона-Гиллингема (ОГ). Дети могут пройти это обучение в школе как часть или как учебное вмешательство. Они также могут заставить его работать с частным специалистом по чтению.

Официальное название этого типа обучения — мультисенсорное структурированное языковое обучение (MSLE). Мультисенсорное обучение использует зрение, звук, движение и осязание, чтобы помочь детям связать язык со словами. Эксперты часто считают его золотым стандартом для обучения детей с дислексией чтению.

При таком подходе учителя задействуют различные органы чувств, чтобы помочь детям учиться. Например, они могут использовать буквы наждачной бумаги для изучения фонетики и правописания. Или они могут учить слоги, постукивая по ним пальцами.

Мультисенсорное обучение также дает детям много возможностей «переучить» материал. Это происходит через повторение. Это также происходит, когда дети используют то, что они узнали, в разных контекстах.

Эти программы имеют разные названия и используют разные материалы. Но все они имеют структурированный подход. Программы интенсивные и преподаются один на один или в небольших группах. Их цель – улучшить навыки устной и письменной речи.

Вы также можете попробовать многие из этих мультисенсорных техник дома.

Специализированное обучение — не единственный способ, которым школы помогают детям с дислексией. Если у вашего ребенка есть или , школа может предоставить приспособления, например, дополнительное время на тесты или копии заметок учителей.

Вам нужно будет запросить бесплатную оценку школы, чтобы узнать, соответствует ли ваш ребенок требованиям. Но даже без IEP или плана 504 учителя могут оказывать неформальную поддержку.

Ваш ребенок может также использовать вспомогательные технологии для чтения. Двумя примерами являются программы для преобразования текста в речь и аудиокниги. Вы можете использовать эти инструменты и дома.

Терапия дислексии

Поскольку дислексия связана с языком, проблемы часто начинаются с фонологической осведомленности, языкового навыка, который имеет решающее значение для чтения.

Дети с плохим фонологическим восприятием имеют проблемы с распознаванием звуков и работой со звуками в словах. У них гораздо больше проблем с обучением чтению.

Специалисты могут научить детей с дислексией распознавать звуки слов. Они также могут обучать фонетике — соединять буквы со звуками, разбивать слова на звуки и смешивать звуки в слова. Вместе эти навыки позволяют детям произносить слова, которые они не знают. Этот процесс известен как декодирование, и он лежит в основе чтения.

Профессионалы, которые предоставляют этот тип помощи, включают психологов, учителей, специалистов по чтению, специалистов по обучению и логопедов (SLP), которые сосредоточены на проблемах обучения. Некоторые специалисты работают в школах, а другие в частных учреждениях.

Они используют множество различных стратегий для развития фонологической осведомленности и других навыков чтения. Например, они могут работать над рифмованием. Или они могут помочь детям распознавать слоги, заставляя их хлопать в ладоши в своих именах.

Лечение сопутствующих заболеваний

Многие дети с дислексией также страдают СДВГ. У некоторых также есть тревога или депрессия. Существует множество вариантов лечения проблем психического здоровья и СДВГ, включая терапию и медикаментозное лечение.

Эти методы лечения не помогут напрямую при дислексии. Но когда детям помогают с другими проблемами, они могут извлечь максимальную пользу из инструкций, которые они получают для решения проблем с чтением.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts