Гендерное воспитание детей дошкольников | Психология
Воспитание
Содержание
Гендерное воспитание дошкольников по сей день остается очень актуальной проблемой. Причем специалисты в данной области не могут прийти к единому мнению и высказывают подчас совершенно противоположные точки зрения – и вполне адекватные, и доходящие до крайности.
Гендер, как модель поведения, относится больше не к физиологическому полу человека, а к социальному. Он определяет положение в обществе и действия личности и, в частности, ребенка – по мужскому или женскому типу. Сюда же можно отнести жизненные приоритеты, внутренние установки, манеру речи и даже предпочтения в одежде. Какой же подход к вопросам гендерного воспитания детей требуется от родителей? На что им надо обратить особое внимание уже в раннем возрасте?
Почему важно гендерное воспитание дошкольников
В этот период перед родителями и педагогами стоит задача «раскрыть» детей и помогать им развивать свои способности в соответствии с полом. Это важно, если есть цель воспитать настоящих мужчину или женщину, а не бесполое создание.
Следует признать, что в детском саду данному вопросу уделяется мало внимания. Тем более, что основной состав работников дошкольных учреждений — это женщины. Да и воспитательная программа направлена более на возрастные и психологические особенности детей, нежели на их различия по половому признаку.
А ведь уже в дошкольном возрасте ребенок осознает свою гендерную роль:
- к 2-3 годам начинает понимать, что он девочка или мальчик, и учится вести себя соответственно;
- в период с 4 до 7 лет появляется осознание того, что принадлежность к определенному полу неизменна, то есть формируется гендерная устойчивость.
В чем заключается гендерное воспитание дошкольников
Основные направления гендерного воспитания детей дошкольного возраста таковы:
- освоение принятых в обществе женских и мужских ролей;
- воспитание культуры взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом;
- овладение навыками и умениями для реализации своего гендера.
Соответствующее гендерное поведение проявляется, прежде всего, в играх детей. Девчата предпочитают кукол, распределяют роли дочки/матери, готовят еду, укладывают спать и т.п. Мальчишки борются друг с другом, устраивают гонки машинок, строят башни, стреляют из пистолетов.
В то же время, девочка может быть озорницей, слишком подвижной и активной. А среди мальчиков часто встречаются молчаливые тихони с меланхоличным складом ума.
Нужно учитывать особенности темперамента детей дошкольного возраста, находить индивидуальный подход и направлять в гендерном плане, чтобы со временем в них развились присущие полу качества.
Почему родительская гиперопека не дает детям правильно развиваться?
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей
Вот какие советы дают специалисты по данному вопросу:
- В первую очередь, для дочери важны доверительные отношения с матерью. Но и отец играет тут не последнюю роль. Если ребенок с раннего возраста видит теплые отношения между родителями и бережное отношение друг к другу, у него сформируется правильное представление о семье.
- Уделяя время дочери, отец должен демонстрировать разницу поведения в гендерном плане. Видя заботу и благожелательность, она начнет осознавать, что достойна любви мужчины.
- Позитивная самооценка складывается в том случае, если родители видят в дочери личность уже с раннего дошкольного возраста.
- С мамой у девочек особенная связь. Они могут делиться своими маленькими секретами, и именно мать должна учить дочь навыкам домашней работы, приготовления пищи и т.д.
Тревожная мать: какой вред детям она наносит?
Что надо знать родителям о гендерном воспитании сыновей
Подход к воспитанию разнополых детей также должен быть различен. И те, и другие хотят любви со стороны родителей, однако проявлять ее нужно по-разному.
Мальчик, в первую очередь, ждет заботу и доверие. Доверять – это показывать, что вы полностью на его стороне и уверены, что он отлично со всем справится. Путем доверия вы предоставляете свободу действий, что для мальчугана крайне важно. Именно это формирует в нем качества, присущие настоящим мужчинам.
Причины «немужского поведения» и секреты воспитания мужественности с раннего возраста.
Если же говорить о конкретных действиях родителей по отношению к сыну, то нужно учитывать следующее:
- при общении с сыном отец должен быть спокойным, говорить не слишком громко и сдерживать свои эмоции, которые могут подавлять мужское начало ребенка;
- было бы неплохо периодически создавать положительные мотивации, например, разрешать что-то за хорошие поступки и успехи;
- нельзя запрещать сыну эмоциональные проявления, в том числе, слёзы;
- мамам не стоит идти наперекор интуиции отцов – в большинстве своём, они чувствуют, как правильно растить мужчину;
- следует поощрять желание сына делать в доме мужскую работу;
- немаловажна дисциплина – она формирует ответственность.
В гендерном воспитании детей дошкольного возраста важно найти золотую середину, так как впадение в крайности может негативно сказаться на их развитии.
Как показывают исследования, истинных различий между мужчиной и женщиной на самом деле не так уж много. Не стоит устраивать между ними глубокие водоразделы, так же, как и полностью уравнивать свойства и качества.
Читайте также:
- что делать родителям, если ребенок перфекционист?
- «удобные» дети — это воспитание или подавление?
Leave a comment
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.
СодержаниеРаскрыть
- Гендерное воспитание: что это?
- Гендерные различия детей дошкольного возраста
- Семья – основа гендерного воспитания
- Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям
- Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям
Гендерное воспитание: что это?
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на:
- освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
- освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
- овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.
Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.
Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.
Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
- Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
- Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
- У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
- Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
- У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
- Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
- У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
- Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
- В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
- Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.
Семья – основа гендерного воспитания
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:
- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.
Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.
Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.
Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям
- Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
- Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
- Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
- Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
- Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
- Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
- Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
- У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
- Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.
Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям
- Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
- В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
- Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
- Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
- Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
- Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
- Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
- Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.
Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.
Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна
Дошкольные и начальные годы – AAUW: Расширение прав и возможностей женщин с 1881 года
Уведомление о файлах cookie
Этот веб-сайт использует файлы cookie, в том числе сторонние, для анализа того, как люди используют наш веб-сайт, чтобы улучшить ваш опыт и наши услуги. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование таких файлов cookie.
Политика конфиденциальности
С момента поступления в школу дети сталкиваются со скрытыми гендерными предубеждениями в отношении своих способностей.
К дошкольному возрасту большинство детей начинают определять гендерные роли. Учителя и родители сознательно или бессознательно передают социальные сигналы, которые влияют на выбор того, во что играют дети, что, в свою очередь, способствует развитию дальнейших навыков в этих областях. Например, девочек чаще поощряют к драматическим играм и творчеству, а мальчиков склоняют к играм, ориентированным на конкретные задачи, и большим двигательным функциям, таким как строительство.
Во многих классах даже есть процессы, основанные на «мальчики/девочки», такие как разделение команд по полу и усиление различий путем обращения к «мальчикам и девочкам» вместо гендерно-нейтральных терминов, таких как «ученики» или «дети». Исследования показали, что учащиеся в таких классах в конечном итоге имеют более высокий уровень гендерных стереотипов.
- В раннем возрасте девочки часто социализируются таким образом, чтобы поддерживать «хорошее» поведение, и исследования показывают, что мозг девочек обычно созревает быстрее, что влияет на такие модели поведения, как саморегуляция, способность сидеть на месте, следовать указаниям и обращать внимание на происходящее. длительные периоды.
- От мальчиков часто ожидают, что они «отстают» и менее «готовы к школе». Одно исследование показало, что мальчики из семей с более высоким доходом примерно на 3% менее подготовлены к поступлению в школу, чем их сестры, а мальчики из семей с более низким доходом — более чем на 8%.
- Было также установлено, что мальчики дошкольного возраста в большей степени подвержены неблагоприятному опыту, и что низкокачественное образование в раннем возрасте может оказать существенное негативное влияние на мальчиков из малообеспеченных семей. И вероятность того, что мальчики-дошкольники будут отстранены от занятий, в три раза выше, чем у девочек.
Предубеждения в отношении поведения и ожиданий
Обычно ожидается, что девочки будут более «подходящими для школы», «хорошо воспитанными», уступчивыми, заботливыми и вежливыми. В результате к девочкам часто предъявляются более высокие требования, даже начиная с раннего образования.
- Девочек чаще оценивают и вознаграждают за тяжелую работу и усилия, а не за результаты, что может снизить уверенность в себе и поощрить перфекционизм.
- К 6 годам девочки чаще называют мальчиков «очень-очень умными» и избегают игр или занятий, которые, по их мнению, предназначены для «очень-очень умных». Это убеждение не проявляется в возрасте 5 лет.
- Мальчиков часто считают более «врожденно» умными и уверенными в себе, что на самом деле может отбить у них охоту прилагать усилия и привести к осуждению мальчиков за усердную работу.
- Мальчиков чаще заставляют быть крепкими, физическими и спортивными. Они получают сообщения о том, что «мальчики остаются мальчиками», раздвигая границы поведения и хулиганствуя. Сообщения могут укреплять представление о том, что мальчикам не свойственно стараться или хорошо учиться в школе.
- Ожидается, что мальчики «наверстают упущенное» по мере взросления, хотя часто только учащиеся с более высокими доходами имеют достаточную поддержку для этого. Для непропорционально большого числа цветных мальчиков и мальчиков из малообеспеченных районов ранние разрывы сохраняются и со временем усугубляются. Мальчики чаще не успевают, когда посещают школу, особенно если они из неблагополучных семей.
Гендер и разрыв в чтении
К третьему классу девочки опережают мальчиков на половину класса; к 8 классу этот уровень повышается до полного класса. Однако этот разрыв меньше для мальчиков из семей с более высоким доходом. Исследования показывают, что гендерный разрыв в чтении не является врожденным, а связан со зрелостью, поведением, социализацией и более высокими академическими ожиданиями в младших классах, чем в прошлом.
- Ряд исследователей считают, что современные методы обучения и оценки навыков чтения способствуют отслеживанию таким образом, что это может помешать мальчикам, учащимся из малообеспеченных семей, а также цветным девочкам и мальчикам. Это создает пробелы, которые продолжают увеличиваться по мере того, как учащиеся продвигаются в школе.
- Исследования показывают, что гендерный разрыв в чтении не является врожденным, а связан со зрелостью, поведением, социализацией и более высокими академическими ожиданиями в младших классах, чем в прошлом.
Высокий уровень навыков чтения в третьем классе свидетельствует о высокой учебе и достижениях в предстоящие годы. Это подкрепляется преобладающим подходом в большинстве школ США: «учиться читать», а не «читать, чтобы учиться». Некоторые исследователи выражают обеспокоенность тем, что оценка навыков функционального чтения выше знаний и контекста ставит в невыгодное положение учащихся из семей с низким доходом и цветных учащихся и способствует отставанию в успеваемости. Сильное чтение и языковые навыки важны для развития многих навыков «трудоустройства» для будущей работы с более высоким рейтингом, включая общение, сотрудничество, решение проблем, анализ и творчество.
- В целом оценки по чтению в США низкие. Каждый третий учащийся в США читает ниже уровня своего класса, когда его тестируют в четвертом классе. Более 60 % учащихся четвертых, восьмых и двенадцатых классов не владеют навыками чтения.
Теги
Образование Гендерная предвзятость в школах образование гендерные стереотипыСвязанные
Гендерная идентичность у детей дошкольного возраста
В этой серии блогов детский психолог и автор книг по раннему обучению доктор Джинджер Уэлч исследует проблему гендерной идентичности в дошкольном образовании. В нашей первой статье «Гендерная идентичность у детей дошкольного возраста» обсуждается, как в дошкольных учреждениях происходят разговоры о гендерной идентичности.
Дошкольники существуют в самых волшебных местах, где они могут стать динозаврами, балеринами или единорогами-гонщиками за один день, и большинство взрослых достаточно волшебны, чтобы идти с ними. Но что происходит, когда маленькая девочка решает, что хочет быть папой в драматическом спектакле, и настаивает на том, что она мальчик, или когда ребенок мужского пола, кажется, всегда хочет носить самую красивую пачку с рюшами в комнате? Даже опытные учителя могут обнаружить, что к ним подкрадывается тревога, когда они задаются вопросом: «Должен ли я исправить это поведение?» Вопросы о гендере и поле могут вызвать дискомфорт у взрослых, но маленькие дети все еще изучают, что значит быть мальчиком или девочкой и что это значит для карьеры, одежды и повседневной деятельности. Они очень конкретно думают о том, что значит быть мужчиной или женщиной. Дети могут подумать, что, например, если ваши волосы собраны в пучок, вы станете девочкой, а в брюках — мальчиком. У учителей есть уникальная возможность помочь детям выйти за рамки стереотипных гендерных ограничений и исследовать смысл ролей, которые они видят.
Примеры разговоров
Рассмотрим некоторые из этих подслушанных дошкольных разговоров, каждый из которых сопровождается стереотипным ответом и более открытым ответом:
Пример #1
РЕБЕНОК: Мы с Мэри оба хотим быть мамочками. У нас не может быть двух мамочек!
СТЕРЕОТИПНЫЙ ОТВЕТ: Один из вас должен быть ребенком или найти другое место для игр.
НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ: На что был бы похож дом с двумя мамочками?
Пример #2
РЕБЕНОК: Когда я вырасту, я хочу выйти замуж за своего папу.
СТЕРЕОТИПНЫЙ ОТВЕТ: Тебе нельзя это делать.
НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ: Что вам нравится в вашем папе?
Пример #3
РЕБЕНОК: Ты не можешь носить это. Ты мальчик!
СТЕРЕОТИПНЫЙ ОТВЕТ: Почему ты не носишь это пальто? Это хороший костюм для мальчика.
ОТКРЫТЫЙ ОТВЕТ: Что будет, если Дэвид наденет платье?
Существует множество «правильных» способов реагировать на детей, но главное в каждом ответе — подкрепить ребенка и выявить его чувства или мысли. Мы не выступаем, например, за то, чтобы ребенок вырастал и женился на своем отце. Мы знаем, однако, что это типичное дошкольное желание, в котором сочетаются «любовь» и «брак». Вместо этого мы помогаем ребенку сосредоточиться на том, что хорошего в его отношениях с отцом. Обучение детей тому, что возможности не ограничены полом, является важным ранним уроком.
Об авторе
Д-р Джинджер Уэлч в прошлом работала воспитателем в раннем детстве, а в настоящее время имеет лицензию психолога и наставника в области психического здоровья младенцев. Более двадцати лет она оказывает услуги по раннему вмешательству и психическому здоровью детей младшего возраста. В качестве адъюнкт-профессора клинической практики в Университете штата Оклахома она проводит исследования травм раннего детства и жестокого обращения с детьми и регулярно выступает с докладами на национальных конференциях, в том числе Национальной ассоциации образования детей младшего возраста и «От нуля до трех». Доктор Уэлч является автором справочников 9.