Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Константинова Юлия Валериевна
Грачева Лада Владимировна
Холхунова Карина Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскоольского городского округа

Главная цель гендерного воспитания – формирование ценностного отношения личности дошкольника к себе как к носителю гендерной информации, к представителям разных полов, исполняющих различные социальные функции в зависимости от разнообразных условий.

Под «гендером» подразумевается социальный пол ребенка, формируемый в процессе воспитания дошкольника и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Гендерный подход в образовании – это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по – новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы.

Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я- девочка, я – мальчик, и так будет всегда».

Обращение к гендерному вопросу в воспитании детей возникает из-за существования ряда проблем:

  • – понижения уровня здоровья мальчиков и девочек;
  • – притупление и потеря чувства гендерной принадлежности;
  • – повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.

Рекламное сообщение     

Разнополое воспитание в детском саду во многом основывается на личных качествах конкретного ребенка и зависит от примеров поведения женщин и мужчин, которые малыш постоянно наблюдает в семье. Многие родители называют этот воспитательный аспект и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль.

Целенаправленное же гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, значительно повлияет на развитие ребенка. А также будет способствовать развитию у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые обеспечат им успешность в современном обществе.

Сейчас многие дети воспринимают свой пол с неправильным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома и в саду, в поликлинике. на детской площадке, в гостях. Наблюдая за малышами можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, доброты, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень важен и даже необходим.

Инструментом гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок». Педагог и дети совместно создают предметы развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Они вместе определяют разнообразную творческую деятельность (игры, конструирование, наблюдения, опыты, развлечения, праздники). В данном процессе уместно обратить внимание на половые различия детей и совместно с детьми распределить задания для мальчиков и для девочек.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.

В трудовом воспитании так же необходимо сделать акцент на гендерной принадлежности ребенка. Нужно разъяснить детям особенности труда мужчин и женщин, распределить повседневные обязанности для мальчиков и для девочек. Обязательно необходимо рассказать детям и об общих трудовых задачах.

Средства для реализации технологий включают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно-ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы.

Формы организации – игровая деятельность, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс гендерного воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.

Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в ДОУ значительно увеличивает эффективность воспитательной работы как для девочек, так и для мальчиков.

 

Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников

Автор: Зиятдинова Илюза Фанисовна

Научный руководитель: Нуриева Алеся Радиевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 09.04.2022 2022-04-09

Статья просмотрена: 171 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Зиятдинова, И. Ф. Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников / И. Ф. Зиятдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90117/ (дата обращения: 01.04.2023).



Гендерный подход в образовании — это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по — новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы. [2]

Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я — девочка, я — мальчик, и так будет всегда » .

Цель статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности гендерного подхода в трудовом воспитании дошкольников. Объектом стал процесс воспитания дошкольников, предметом — гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Многие исследования составили педагоги — практики Градусова Л. В., Якобсон С. Г., Василькова Ю. В. и др., которые применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерно-ориентированные программы в воспитательный процесс.

Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду. Как отмечает Т. А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста». И.С Кон, ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатирует, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

– объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

– необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

[3]

Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада. Для проверки данного предположения организована опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В исследовании приняли участие дети 4–5 лет (списочный состав 28 детей). В группе воспитываются 12 девочек и 16 мальчиков. Также в исследовании принимали участие 28 родителей и 2 воспитателей (педагогов).

Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, интервью, методы математической обработки данных.

На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик.

  1. Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» − выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).
  2. Диалоговая методика «Изучение гендерных установок у детей» — определение знаний о различиях девочек и мальчиков, выявления представлений о роли женщины и мужчины в семье. [4]
  3. Наблюдение за трудовой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек, предпочтения в выборе работы в трудовой деятельности, особенностей гендерного поведения детей.
  4. Анкетирование педагогов дошкольной образовательной организации и родителей. В качестве инструментов для исследования проблемы была составлена анкета и вопросы для интервьюирования педагогов.

В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты: трудясь в природе, девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают; при уборке помещения девочка протирает пыль, мальчик подносит стульчики, меняет в тазике воду; при уходе за растениями — подносит и уносит горшки с цветами; занимаясь ручным трудом — поможет девочке разрезать плотный картон, а девочка в свою очередь, благодаря своей природной аккуратности поможет мальчику там, где нужна более тонкая и кропотливая работа (например, сделать узелок на кончике нитки), научить мальчика, которому хочется всё сделать быстрее, аккуратно накрыть на стол, разложить пособия для занятий.

[5]

Проанализировав результаты группы после проведенной нами диагностики, сопоставив результаты всех методик, мы получили следующие результаты: из 28 опрошенных у 6 детей − высокий уровень гендерного воспитания, у 12 − средний, 10 − низкий уровень.

Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что половая идентичность не выражена или слабо выражена у большинства детей исследуемой группы.

Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерному воспитанию путем разработки комплекса мероприятий по трудовому воспитанию.

Литература:

  1. Исаев Д. Н., Половое воспитание детей: учеб. пособие для студентов дошк. фак-ов пед. инст. и колледжей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Ленинград: Медицина, 2017
  2. Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста: из опыта работы / Л. В. Коломийченко, О. В. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2020
  3. Никулин Е. В. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями: из опыта работы / Е. В. Никулин // Дошкольная педагогика № 9. — 2018
  4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Васильевой М. А., — 2017

Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, гендерное воспитание, дошкольный возраст, воспитание детей, детский сад, гендерное воспитание детей, гендерное воспитание дошкольников, половая идентичность, ребенок, человеческое общество.

Похожие статьи

Учет

гендерных особенностей дошкольников

— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.

О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г.

и другие.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного

Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе

Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ

С. 453–456. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду

Библиографическое описание: Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших

дошкольников в детском саду / М. А. Селезнева.

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол…

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной

Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание

, полоролевая социализация, дошкольный возраст.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике. ..

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного… Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой…

Формирование

гендерной идентичности у детей дошкольного

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада. ..

Создание условий в

дошкольном учреждении для гендерной

Гендерное воспитание в детском саду зависит от психологических особенностей, как мальчиков, так и девочек.

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного

Гендерный подход в воспитании дошкольников

 Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь.

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и

Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и. ..

Роль игры в

воспитании гендерной социализации старших…

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или…

Похожие статьи

Учет

гендерных особенностей дошкольников

— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.

О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного

Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе

Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ

С. 453–456. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду

Библиографическое описание: Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду / М. А. Селезнева.

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол…

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной

Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике. ..

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного… Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой…

Формирование

гендерной идентичности у детей дошкольного

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада. ..

Создание условий в

дошкольном учреждении для гендерной

Гендерное воспитание в детском саду зависит от психологических особенностей, как мальчиков, так и девочек.

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного

Гендерный подход в воспитании дошкольников

 Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь.

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и

Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и. ..

Роль игры в

воспитании гендерной социализации старших…

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или…

Почему гендерная перспектива важна для воспитателей дошкольного образования в Китае

Гендерные стереотипы и культурные нормы являются наиболее сложными для преодоления, когда речь идет о сохранении воздействия мероприятий в области развития в Китае. На самом деле, руководители проекта сообщают, что, несмотря на то, что женщины выиграли от расширения социальных и экономических прав, традиционные гендерные стереотипы сохраняются. Например, несбалансированное соотношение полов в Китае показывает менталитет предпочтения мальчиков при выборе пола до рождения. Но когда появляются такие предпочтения и гендерные стереотипы? Исследования предполагают очень раннее детство. Например, недавнее исследование  показало, что шестилетние девочки склонны считать, что мальчики умнее девочек. Тем не менее, гендерная перспектива в дошкольном образовании в значительной степени игнорируется в системах образования во всем мире, включая Китай, в его усилиях по повышению качества образования для девочек и мальчиков.

ГЕНДЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

С 1980-х годов Китай рассматривал образование как средство обеспечения социальной справедливости и гармоничного развития нации. Таким образом, государственная политика четко заявляла о праве девочек на образование и включала оценку зачисления девочек в начальную и неполную среднюю школу в системах подотчетности. Преференциальная политика и инициативы гражданского общества, такие как финансирование образования девочек и профессиональной подготовки, нацелены на неохваченных девочек из бедных, сельских семей, семей мигрантов и этнических меньшинств. В связи с сокращением населения школьного возраста и числа детей в семье из-за планирования семьи и политики одного ребенка на поддержку развития девочек выделяется больше социальных и семейных ресурсов. Таким образом, акцент на образовании девочек дал Китаю возможность интегрировать гендерную проблематику в национальную политику в области образования, активизировать участие местных организаций и провести реформы за пределами образовательного сектора. В совокупности это позволило Китаю добиться гендерного паритета в сфере образования.

В последние годы приоритет образования девочек в Китае сместился с доступа и паритета на расширение возможностей для устойчивого развития. Эта трансформация согласуется с рамками Целей устойчивого развития (ЦУР). Однако теперь, когда проблемы доступа для девочек стали менее острыми, гендерные вопросы в образовательных процессах и результатах стали практически незаметны. Мало что известно о том, что испытывают девочки и мальчики в школе, особенно в условиях дошкольного образования, хотя большинство китайских детей проводят в школе весь день, начиная с трехлетнего возраста. Более того, в отличие от инициатив по обязательному образованию, в дошкольном образовании отсутствует гендерная перспектива с точки зрения планирования, подотчетности, распределения ресурсов и качества обучения девочек и мальчиков. Как можно добиться качественного образования без учета гендерной проблематики? Как можно решать гендерные вопросы на начальном, среднем, высшем и других уровнях, не обращая внимания на вмешательства в ранние годы?

МЕНЯЮЩИЕСЯ СТЕРЕОТИПЫ В РАННИЕ ГОДЫ

Как специалист по ехиднам, я намереваюсь ответить на эти вопросы, изучая возможные пути включения гендерной проблематики в политику учителей дошкольного образования в Китае. Это исследование проводится в важный момент для политики в области образования в Китае, поскольку правительство недавно увеличило свои инвестиции и планирование в дошкольном образовании, а также в повышении качества и профессионализма учителей. Это дает потрясающую возможность пересмотреть и проинформировать политику.

Действительно, мы не должны недооценивать важность дошкольного образования и социализации для развития глубоко укоренившихся гендерных норм. Исследования, основанные на взаимодействии учителей и детей и деятельности сверстников в детских садах в Норвегии и Гонконге , показали, что воспитатели детских садов передают традиционные гендерные ценности посредством многократного использования гендерных процедур, а поведение как учителей, так и детей отражает гендерные стереотипы.

В Китае система образования нуждается в возможностях для будущих учителей и учителей без отрыва от работы, чтобы они могли размышлять о гендерных отношениях, восприятии и ожиданиях детей, а также использовать на практике диверсифицированное обучение и оценку. Поскольку вмешательства в ранние годы имеют долгосрочные последствия, для системы образования крайне важно бороться с гендерными стереотипами на раннем этапе, а не воспроизводить их, тем самым сохраняя развитие девочек в рамках статус-кво.

В этом блоге Цзинь Чи, глобальный ученый Echidna 2018 и специалист программы ЮНЕСКО, утверждает, что, несмотря на социальные и экономические инициативы, которые расширили права и возможности женщин в Китае, традиционные гендерные стереотипы все еще сохраняются. Чи применяет гендерную перспективу к дошкольному образованию, перспективу, которая, по ее мнению, игнорируется в Китае.

Гендерные стереотипы в воспитании детей влияют на социальное развитие детей в раннем возрасте

Гендерные стереотипы в воспитании детей влияют на социальное развитие детей в раннем возрасте

Фото: K’s GLIMPSES. Креатив Коммонс.

К Редактор детского и семейного блога и , | Октябрь 2018

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:

Матери и отцы передают гендерные стереотипы в воспитании детей. Обусловливание раннего детства гендером оказывает долгосрочное влияние на социальное развитие.

Джуди Месман и Марлин Грюневельд из Лейденского университета в Нидерландах недавно провели обзор исследования о том, как родители влияют на социализацию детей в соответствии с гендерными ролями. Эта обусловленность раннего детства оказывает долгосрочное влияние на социальное развитие детей.

Родители в западных обществах обычно отрицают стереотипы о своих детях по половому признаку. Исследования показали, что это особенно верно в более гендерно-эгалитарных обществах, где продвижение гендерных стереотипов с большей вероятностью будет осуждаться.

Когда речь идет об общих методах воспитания в раннем детстве – быть теплым, чутким и применять родительский контроль – разница в обращении с мальчиками и девочками невелика. Тем не менее, различия проявляются в «неявных» родительских практиках. Как только ребенок идентифицируется как мальчик или девочка, у родителей формируются ожидания в отношении интересов, навыков и поведения ребенка, и эти ожидания проявляются в гендерно-ориентированной практике воспитания. Месман и Грюневельд определяют гендерное воспитание следующим образом:

«Начиная с решения покрасить детскую комнату в розовый или голубой цвет, многие родители принимают пол своих маленьких детей в качестве руководящего принципа при принятии мелких и крупных решений по социализации независимо от индивидуальных особенностей и поведения своих детей. Это называется гендерным воспитанием — сообщениями, которые дети получают от своих родителей о том, как мальчики и девочки должны и не должны себя вести».

Авторы определяют два типа имплицитного гендерного воспитания в раннем детстве: (1) прямые сообщения, передаваемые ребенку о его или ее собственном поведении, и (2) косвенный комментарий к поведению других.

Прямые гендерные сообщения сыновьям и дочерям в раннем детстве

Во многих исследованиях изучалось, как родители по-разному выбирают фильмы, книги и коммерческие продукты для мальчиков и девочек, даже если эти родители явно не одобряют гендерные сообщения. Когда родители постоянно покупают своим дочерям игрушки, основанные на женских стереотипах, такие как куклы и чайные сервизы, или игрушки, основанные на мужских стереотипах, такие как поезда и динозавры, своим сыновьям, они имплицитно связывают пол своих детей с гендерными ролями. Эти роли поощряются, поскольку дети играют с игрушками по-разному.

Родители также могут по-разному реагировать на агрессивное поведение мальчиков и девочек. Исследования показали, что матери менее негативно реагируют на рискованное и разрушительное поведение сына и с меньшей вероятностью поощряют просоциальное поведение сына. Это согласуется со стереотипом о том, что мальчики склонны к риску и бросают вызов, а девочки хорошо относятся к другим.

Косвенные сообщения ребенку о поведении других

Когда исследователи наблюдали, как родители читают книги со своими малышами, они обнаружили, что матери, как правило, более позитивно отзывались о рисунках детей, выполняющих стереотипные действия, чем о тех, кто занимается противоположным образом. Отцы комментировали даже чаще, чем матери, подтверждающие гендерные стереотипы. Отцы с двумя мальчиками сделали меньше негативных комментариев о злых рисунках мальчиков, чем о злых рисунках девочек. В том же исследовании и матери, и отцы чаще называли грустных детей девочками, а злых детей — мальчиками, хотя дети были нарисованы гендерно-нейтральным образом.

Родители также передают косвенные сообщения в раннем детстве через то, как организовано домашнее хозяйство. Они могут моделировать стереотипное мужское и женское поведение в том, как они распределяют работу, уход и работу по дому. Поскольку дети обычно больше идентифицируют себя с родителем своего пола, они мотивированы подражать интересам и действиям этого родителя.

Биология или воспитание?

Исследователи признают, что здесь задействованы биологические факторы. Например, мальчики в целом более физически активны в раннем детстве, и это может отражать более широкое применение родителями физической силы по отношению к мальчикам.

Однако исследователи также отмечают, что родители применяют гендерные стереотипы в самом начале жизни детей, до того, как проявятся многие различия. Ставшее уже классическим исследование показало, что взрослые по-разному относятся к детям, одетым в голубое и розовое, независимо от их пола.

Родители из разных социальных и культурных слоев также по-разному подходят к воспитанию детей. Люди из малообеспеченных семей с большей вероятностью одобряют традиционные гендерные роли. Однако в немногих исследованиях рассматривались незападные культуры или семьи этнических меньшинств.

Убеждения и действия родителей в отношении социализации детей к гендерным ролям

Исследования показали, что родители с более сильными гендерными стереотипами с большей вероятностью будут вести себя гендерно гендерно. В одном исследовании с детьми ясельного возраста отцы с более стереотипным гендерным отношением использовали больше физического контроля над сыновьями, чем над дочерьми.

Разница между тем, что родители говорят против стереотипов, и тем, что они делают в их пользу, может быть преднамеренной уловкой, или они могут действительно не знать об этом. Например, в эксперименте с розово-голубым младенцем родители не осознавали, что обращаются с младенцами по-разному.

Как гендерное воспитание влияет на социальное развитие детей?

Основным источником социального обучения в раннем детстве является взаимодействие с родителями. Исследователи ссылаются на «замещающее социальное обучение»: когда дети говорят о своих действиях и поведении, они учитывают гендерную оценку родителей. Дети замечают вокруг себя ярко выраженные социальные модели гендерного поведения.

Затем дети используют эти идеи и ожидания и применяют их в аналогичных ситуациях. Например, девочка, которая подражала своей матери, выполняющей работу по дому, с большей вероятностью предположит, что домашняя работа предназначена для девочек во время игры, а затем предположит, что работа по дому предназначена для девочек в других условиях.

Исследования показывают, что гендерные стереотипы в воспитании детей в раннем детстве оказывают влияние на более позднюю жизнь. Дети из семей с традиционными гендерными ролями чаще сами имеют гендерно-стереотипные ожидания.

В упомянутом выше исследовании отцы, у которых было больше гендерных стереотипов, чаще использовали физический контроль со своими мальчиками, чем со своими дочерьми, и это предсказывало большую агрессию у их сыновей, чем у их дочерей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts