ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Константинова Юлия Валериевна
Грачева Лада Владимировна
Холхунова Карина Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскоольского городского округа
Главная цель гендерного воспитания – формирование ценностного отношения личности дошкольника к себе как к носителю гендерной информации, к представителям разных полов, исполняющих различные социальные функции в зависимости от разнообразных условий.
Под «гендером» подразумевается социальный пол ребенка, формируемый в процессе воспитания дошкольника и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Гендерный подход в образовании – это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по – новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы.
Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я- девочка, я – мальчик, и так будет всегда».
Обращение к гендерному вопросу в воспитании детей возникает из-за существования ряда проблем:
- – понижения уровня здоровья мальчиков и девочек;
- – притупление и потеря чувства гендерной принадлежности;
- – повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
Рекламное сообщение
Разнополое воспитание в детском саду во многом основывается на личных качествах конкретного ребенка и зависит от примеров поведения женщин и мужчин, которые малыш постоянно наблюдает в семье. Многие родители называют этот воспитательный аспект и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль.
Целенаправленное же гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, значительно повлияет на развитие ребенка. А также будет способствовать развитию у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые обеспечат им успешность в современном обществе.
Сейчас многие дети воспринимают свой пол с неправильным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома и в саду, в поликлинике. на детской площадке, в гостях. Наблюдая за малышами можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, доброты, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень важен и даже необходим.
Инструментом гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок». Педагог и дети совместно создают предметы развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Они вместе определяют разнообразную творческую деятельность (игры, конструирование, наблюдения, опыты, развлечения, праздники). В данном процессе уместно обратить внимание на половые различия детей и совместно с детьми распределить задания для мальчиков и для девочек.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.
В трудовом воспитании так же необходимо сделать акцент на гендерной принадлежности ребенка. Нужно разъяснить детям особенности труда мужчин и женщин, распределить повседневные обязанности для мальчиков и для девочек. Обязательно необходимо рассказать детям и об общих трудовых задачах.
Средства для реализации технологий включают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно-ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы.
Формы организации – игровая деятельность, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс гендерного воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в ДОУ значительно увеличивает эффективность воспитательной работы как для девочек, так и для мальчиков.
Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников
Автор: Зиятдинова Илюза Фанисовна
Научный руководитель: Нуриева Алеся Радиевна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в
Молодой учёный
№14 (409) апрель 2022 г.
Дата публикации: 09.04.2022 2022-04-09
Статья просмотрена: 171 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 5 (pdf)
Библиографическое описание:Зиятдинова, И. Ф. Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников / И. Ф. Зиятдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90117/ (дата обращения: 01.04.2023).
Гендерный подход в образовании — это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по — новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы. [2]
Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я — девочка, я — мальчик, и так будет всегда » .
Цель статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности гендерного подхода в трудовом воспитании дошкольников. Объектом стал процесс воспитания дошкольников, предметом — гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
Многие исследования составили педагоги — практики Градусова Л. В., Якобсон С. Г., Василькова Ю. В. и др., которые применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерно-ориентированные программы в воспитательный процесс.
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
– объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;
– необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада. Для проверки данного предположения организована опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании приняли участие дети 4–5 лет (списочный состав 28 детей). В группе воспитываются 12 девочек и 16 мальчиков. Также в исследовании принимали участие 28 родителей и 2 воспитателей (педагогов).
Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, интервью, методы математической обработки данных.
На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик.
- Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» − выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).
- Диалоговая методика «Изучение гендерных установок у детей» — определение знаний о различиях девочек и мальчиков, выявления представлений о роли женщины и мужчины в семье. [4]
- Наблюдение за трудовой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек, предпочтения в выборе работы в трудовой деятельности, особенностей гендерного поведения детей.
- Анкетирование педагогов дошкольной образовательной организации и родителей. В качестве инструментов для исследования проблемы была составлена анкета и вопросы для интервьюирования педагогов.
В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты: трудясь в природе, девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают; при уборке помещения девочка протирает пыль, мальчик подносит стульчики, меняет в тазике воду; при уходе за растениями — подносит и уносит горшки с цветами; занимаясь ручным трудом — поможет девочке разрезать плотный картон, а девочка в свою очередь, благодаря своей природной аккуратности поможет мальчику там, где нужна более тонкая и кропотливая работа (например, сделать узелок на кончике нитки), научить мальчика, которому хочется всё сделать быстрее, аккуратно накрыть на стол, разложить пособия для занятий.
Проанализировав результаты группы после проведенной нами диагностики, сопоставив результаты всех методик, мы получили следующие результаты: из 28 опрошенных у 6 детей − высокий уровень гендерного воспитания, у 12 − средний, 10 − низкий уровень.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что половая идентичность не выражена или слабо выражена у большинства детей исследуемой группы.
Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерному воспитанию путем разработки комплекса мероприятий по трудовому воспитанию.
Литература:
- Исаев Д. Н., Половое воспитание детей: учеб. пособие для студентов дошк. фак-ов пед. инст. и колледжей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Ленинград: Медицина, 2017
- Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста: из опыта работы / Л. В. Коломийченко, О. В. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2020
- Никулин Е.
В. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями: из опыта работы / Е. В. Никулин // Дошкольная педагогика № 9. — 2018
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Васильевой М. А., — 2017
Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, гендерное воспитание, дошкольный возраст, воспитание детей, детский сад, гендерное воспитание детей, гендерное воспитание дошкольников, половая идентичность, ребенок, человеческое общество.
Похожие статьи
Учет
гендерных особенностей дошкольников…— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.
О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г.
Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе
Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ
С. 453–456. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста…
Гендерное воспитание старших дошкольников в детском садуБиблиографическое описание: Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших
дошкольников в детском саду / М.
мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол…
Гендерная социализация детей в условиях дошкольной…Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.
Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного… Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой…
Формирование
гендерной идентичности у детей дошкольного…Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня
Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих
Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада. ..
Создание условий в
дошкольном учреждении для гендерной…Гендерное воспитание в детском саду зависит от психологических особенностей, как мальчиков, так и девочек.
мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного…
Гендерный подход в воспитании дошкольников Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь.
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и
Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и. ..
Роль игры в
воспитании гендерной социализации старших…Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или…
Похожие статьи
Учет
гендерных особенностей дошкольников…— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.
О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.
Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе
Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ
С. 453–456. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста…
Гендерное воспитание старших дошкольников в детском садуБиблиографическое описание: Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду / М. А. Селезнева.
мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол…
Гендерная социализация детей в условиях дошкольной…Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.
Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст.
Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике.
мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного… Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой…
Формирование
гендерной идентичности у детей дошкольного…Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня
Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих
Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада. ..
Создание условий в
дошкольном учреждении для гендерной…Гендерное воспитание в детском саду зависит от психологических особенностей, как мальчиков, так и девочек.
мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного…
Гендерный подход в воспитании дошкольников Говоря о гендерном подходе в воспитании дошкольников, не все понимают, о чем идет речь.
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и
Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и. ..
Роль игры в
воспитании гендерной социализации старших…Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или…
Почему гендерная перспектива важна для воспитателей дошкольного образования в Китае
Гендерные стереотипы и культурные нормы являются наиболее сложными для преодоления, когда речь идет о сохранении воздействия мероприятий в области развития в Китае. На самом деле, руководители проекта сообщают, что, несмотря на то, что женщины выиграли от расширения социальных и экономических прав, традиционные гендерные стереотипы сохраняются. Например, несбалансированное соотношение полов в Китае показывает менталитет предпочтения мальчиков при выборе пола до рождения. Но когда появляются такие предпочтения и гендерные стереотипы? Исследования предполагают очень раннее детство. Например, недавнее исследование показало, что шестилетние девочки склонны считать, что мальчики умнее девочек. Тем не менее, гендерная перспектива в дошкольном образовании в значительной степени игнорируется в системах образования во всем мире, включая Китай, в его усилиях по повышению качества образования для девочек и мальчиков.
С 1980-х годов Китай рассматривал образование как средство обеспечения социальной справедливости и гармоничного развития нации. Таким образом, государственная политика четко заявляла о праве девочек на образование и включала оценку зачисления девочек в начальную и неполную среднюю школу в системах подотчетности. Преференциальная политика и инициативы гражданского общества, такие как финансирование образования девочек и профессиональной подготовки, нацелены на неохваченных девочек из бедных, сельских семей, семей мигрантов и этнических меньшинств. В связи с сокращением населения школьного возраста и числа детей в семье из-за планирования семьи и политики одного ребенка на поддержку развития девочек выделяется больше социальных и семейных ресурсов. Таким образом, акцент на образовании девочек дал Китаю возможность интегрировать гендерную проблематику в национальную политику в области образования, активизировать участие местных организаций и провести реформы за пределами образовательного сектора. В совокупности это позволило Китаю добиться гендерного паритета в сфере образования.
В последние годы приоритет образования девочек в Китае сместился с доступа и паритета на расширение возможностей для устойчивого развития. Эта трансформация согласуется с рамками Целей устойчивого развития (ЦУР). Однако теперь, когда проблемы доступа для девочек стали менее острыми, гендерные вопросы в образовательных процессах и результатах стали практически незаметны. Мало что известно о том, что испытывают девочки и мальчики в школе, особенно в условиях дошкольного образования, хотя большинство китайских детей проводят в школе весь день, начиная с трехлетнего возраста. Более того, в отличие от инициатив по обязательному образованию, в дошкольном образовании отсутствует гендерная перспектива с точки зрения планирования, подотчетности, распределения ресурсов и качества обучения девочек и мальчиков. Как можно добиться качественного образования без учета гендерной проблематики? Как можно решать гендерные вопросы на начальном, среднем, высшем и других уровнях, не обращая внимания на вмешательства в ранние годы?
Как специалист по ехиднам, я намереваюсь ответить на эти вопросы, изучая возможные пути включения гендерной проблематики в политику учителей дошкольного образования в Китае. Это исследование проводится в важный момент для политики в области образования в Китае, поскольку правительство недавно увеличило свои инвестиции и планирование в дошкольном образовании, а также в повышении качества и профессионализма учителей. Это дает потрясающую возможность пересмотреть и проинформировать политику.
Действительно, мы не должны недооценивать важность дошкольного образования и социализации для развития глубоко укоренившихся гендерных норм. Исследования, основанные на взаимодействии учителей и детей и деятельности сверстников в детских садах в Норвегии и Гонконге , показали, что воспитатели детских садов передают традиционные гендерные ценности посредством многократного использования гендерных процедур, а поведение как учителей, так и детей отражает гендерные стереотипы.
В Китае система образования нуждается в возможностях для будущих учителей и учителей без отрыва от работы, чтобы они могли размышлять о гендерных отношениях, восприятии и ожиданиях детей, а также использовать на практике диверсифицированное обучение и оценку. Поскольку вмешательства в ранние годы имеют долгосрочные последствия, для системы образования крайне важно бороться с гендерными стереотипами на раннем этапе, а не воспроизводить их, тем самым сохраняя развитие девочек в рамках статус-кво.
В этом блоге Цзинь Чи, глобальный ученый Echidna 2018 и специалист программы ЮНЕСКО, утверждает, что, несмотря на социальные и экономические инициативы, которые расширили права и возможности женщин в Китае, традиционные гендерные стереотипы все еще сохраняются. Чи применяет гендерную перспективу к дошкольному образованию, перспективу, которая, по ее мнению, игнорируется в Китае.
Гендерные стереотипы в воспитании детей влияют на социальное развитие детей в раннем возрасте
Гендерные стереотипы в воспитании детей влияют на социальное развитие детей в раннем возрастеФото: K’s GLIMPSES. Креатив Коммонс.
К Редактор детского и семейного блога и , | Октябрь 2018
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:
Матери и отцы передают гендерные стереотипы в воспитании детей. Обусловливание раннего детства гендером оказывает долгосрочное влияние на социальное развитие. Джуди Месман и Марлин Грюневельд из Лейденского университета в Нидерландах недавно провели обзор исследования о том, как родители влияют на социализацию детей в соответствии с гендерными ролями. Эта обусловленность раннего детства оказывает долгосрочное влияние на социальное развитие детей.
Родители в западных обществах обычно отрицают стереотипы о своих детях по половому признаку. Исследования показали, что это особенно верно в более гендерно-эгалитарных обществах, где продвижение гендерных стереотипов с большей вероятностью будет осуждаться.
Когда речь идет об общих методах воспитания в раннем детстве – быть теплым, чутким и применять родительский контроль – разница в обращении с мальчиками и девочками невелика. Тем не менее, различия проявляются в «неявных» родительских практиках. Как только ребенок идентифицируется как мальчик или девочка, у родителей формируются ожидания в отношении интересов, навыков и поведения ребенка, и эти ожидания проявляются в гендерно-ориентированной практике воспитания. Месман и Грюневельд определяют гендерное воспитание следующим образом:
«Начиная с решения покрасить детскую комнату в розовый или голубой цвет, многие родители принимают пол своих маленьких детей в качестве руководящего принципа при принятии мелких и крупных решений по социализации независимо от индивидуальных особенностей и поведения своих детей.
Это называется гендерным воспитанием — сообщениями, которые дети получают от своих родителей о том, как мальчики и девочки должны и не должны себя вести».
Авторы определяют два типа имплицитного гендерного воспитания в раннем детстве: (1) прямые сообщения, передаваемые ребенку о его или ее собственном поведении, и (2) косвенный комментарий к поведению других.
Прямые гендерные сообщения сыновьям и дочерям в раннем детстве
Во многих исследованиях изучалось, как родители по-разному выбирают фильмы, книги и коммерческие продукты для мальчиков и девочек, даже если эти родители явно не одобряют гендерные сообщения. Когда родители постоянно покупают своим дочерям игрушки, основанные на женских стереотипах, такие как куклы и чайные сервизы, или игрушки, основанные на мужских стереотипах, такие как поезда и динозавры, своим сыновьям, они имплицитно связывают пол своих детей с гендерными ролями. Эти роли поощряются, поскольку дети играют с игрушками по-разному.
Родители также могут по-разному реагировать на агрессивное поведение мальчиков и девочек. Исследования показали, что матери менее негативно реагируют на рискованное и разрушительное поведение сына и с меньшей вероятностью поощряют просоциальное поведение сына. Это согласуется со стереотипом о том, что мальчики склонны к риску и бросают вызов, а девочки хорошо относятся к другим.
Косвенные сообщения ребенку о поведении других
Когда исследователи наблюдали, как родители читают книги со своими малышами, они обнаружили, что матери, как правило, более позитивно отзывались о рисунках детей, выполняющих стереотипные действия, чем о тех, кто занимается противоположным образом. Отцы комментировали даже чаще, чем матери, подтверждающие гендерные стереотипы. Отцы с двумя мальчиками сделали меньше негативных комментариев о злых рисунках мальчиков, чем о злых рисунках девочек. В том же исследовании и матери, и отцы чаще называли грустных детей девочками, а злых детей — мальчиками, хотя дети были нарисованы гендерно-нейтральным образом.
Родители также передают косвенные сообщения в раннем детстве через то, как организовано домашнее хозяйство. Они могут моделировать стереотипное мужское и женское поведение в том, как они распределяют работу, уход и работу по дому. Поскольку дети обычно больше идентифицируют себя с родителем своего пола, они мотивированы подражать интересам и действиям этого родителя.
Биология или воспитание?
Исследователи признают, что здесь задействованы биологические факторы. Например, мальчики в целом более физически активны в раннем детстве, и это может отражать более широкое применение родителями физической силы по отношению к мальчикам.
Однако исследователи также отмечают, что родители применяют гендерные стереотипы в самом начале жизни детей, до того, как проявятся многие различия. Ставшее уже классическим исследование показало, что взрослые по-разному относятся к детям, одетым в голубое и розовое, независимо от их пола.
Родители из разных социальных и культурных слоев также по-разному подходят к воспитанию детей. Люди из малообеспеченных семей с большей вероятностью одобряют традиционные гендерные роли. Однако в немногих исследованиях рассматривались незападные культуры или семьи этнических меньшинств.
Убеждения и действия родителей в отношении социализации детей к гендерным ролям
Исследования показали, что родители с более сильными гендерными стереотипами с большей вероятностью будут вести себя гендерно гендерно. В одном исследовании с детьми ясельного возраста отцы с более стереотипным гендерным отношением использовали больше физического контроля над сыновьями, чем над дочерьми.
Разница между тем, что родители говорят против стереотипов, и тем, что они делают в их пользу, может быть преднамеренной уловкой, или они могут действительно не знать об этом. Например, в эксперименте с розово-голубым младенцем родители не осознавали, что обращаются с младенцами по-разному.
Как гендерное воспитание влияет на социальное развитие детей?
Основным источником социального обучения в раннем детстве является взаимодействие с родителями. Исследователи ссылаются на «замещающее социальное обучение»: когда дети говорят о своих действиях и поведении, они учитывают гендерную оценку родителей. Дети замечают вокруг себя ярко выраженные социальные модели гендерного поведения.
Затем дети используют эти идеи и ожидания и применяют их в аналогичных ситуациях. Например, девочка, которая подражала своей матери, выполняющей работу по дому, с большей вероятностью предположит, что домашняя работа предназначена для девочек во время игры, а затем предположит, что работа по дому предназначена для девочек в других условиях.
Исследования показывают, что гендерные стереотипы в воспитании детей в раннем детстве оказывают влияние на более позднюю жизнь. Дети из семей с традиционными гендерными ролями чаще сами имеют гендерно-стереотипные ожидания.
В упомянутом выше исследовании отцы, у которых было больше гендерных стереотипов, чаще использовали физический контроль со своими мальчиками, чем со своими дочерьми, и это предсказывало большую агрессию у их сыновей, чем у их дочерей.