Гиперактивность детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Гиперактивность — норма или патология

На сегодняшний день одной из самых частых причин обращения родителей к невропатологу является синдром гиперактивности у детей.

На наиболее часто задаваемые вопросы родителей отвечает Елена Кирилловна Балашова, врач-невролог высшей категории.

Может ли быть гиперактивное поведение ребенка отнесено к понятию норма?

Когда ребенок не управляем и может целый день носиться как заведенный, то трудно назвать такое поведение нормальным. Но основным критерием, по которому следует определяться в вопросе о нормальности поведения — это есть ли у вашего ребенка нарушение адаптации к происходящему вокруг него или нет.

По каким признакам можно определить у ребенка нарушение адаптации?

Во-первых, если у ребенка появляются проблемы с обучением — он плохо запоминает материал, не может правильно пересказать услышанное, сосредоточиться на выполнение задания, сконцентрировать внимание; во-вторых, при общении со сверстниками проявляет излишнюю эмоциональность, порой драчливость, не обращает внимания на то, что происходит вокруг него, а со взрослыми малыш не послушен, непоседлив, труден в управлении. Поэтому если появляются жалобы, что ребенок плохо учится, мешает сверстникам и учителям, не вписывается в коллектив, выбивается из среднестатистического понятия норма, то можно говорить о нарушении адаптации у ребенка.

Что делать родителям, если у малыша возникли такие проблемы и из-за чего они возникают?

Родителям не следует думать, что неусидчивость, невнимательность, беспокойность характерны для этого возраста и со временем пройдут. Если мамы и папы не справляются с малышом и видят, что развития его как личности не происходит, необходимо обратиться к врачу-неврологу или, как говорили раньше к невропатологу. Очень важно вовремя проконсультироваться у врача и при необходимости обследовать ребенка, так как за невинными, на первый взгляд, проявлениями часто скрываются серьезные органические изменения головного мозга.

Каков правильный подход к воспитанию гиперактивных детей?

Прежде всего, у гиперактивного ребенка, как и у условно нормального ребенка обязательно нужно формировать понятия «да» и «нет», «хорошо» и «плохо». Иначе у малыша не формируется правильная самооценка и соответственно не происходит развитие личности. Процесс воспитания детей с гиперактивностью, безусловно, сложнее и требует от родителей и учителей больше внимания, сил и терпения.

Можно ли таких детей наказывать?

Иногда наказать ребенка необходимо. Но наказание должно быть моральным и родители должны четко сказать ребенку, что он сделал неправильно, и за что наказан. Это важно для того, чтобы малыш мог признать свои ошибки, и чтобы у него формировалось критическое отношение к себе. Большой ошибкой родителей гиперактивных детей является потакание желаниям своего чада. Это приводит к точно противоположным результатам, а именно к инфантилизму, неспособности правильно понять, проанализировать, критически отнестись к себе и сделать правильные выводы.

МЦ — СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

 

 


Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно, это серьезный диагноз, и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Об этом рассказывает Ирина Куплевацкая, детский невролог высшей категории МЦ «Эввива».


Особенности поведения


Минимальная мозговая дисфункция (ММД, СДВГ) рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающееся в возрастной незрелости отдельных психических функций и их дисгармоничном развитии, которые характеризуются явлениями дефицита внимания, импульсивностью и гиперактивностью.


Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации. Характеризуется тем, что ребенок часто отвлекается, часто переспрашивает, не заканчивает то, что начал, слушает, но «не слышит».


Импульсивность проявляется в поспешных действиях с отрицательным потенциалом. Такие дети чрезмерно разговорчивы, нетерпеливы, выкрикивают и перебивают других детей, задевают и беспокоят их, провоцируя конфликты.


Гиперактивность — для гиперактивных детей характерна излишняя двигательная активность. Такой ребенок чаще бегает, чем ходит, суетлив, неусидчив, любит забраться повыше — на шкаф, дерево, забор и т. п.). В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит, как правило, бесцельный характер.

 

От 0 до 1 года


У детей на первом году жизни данный синдром проявляется беспокойством, повышенной возбудимостью, частыми срыгиваниями, мраморностью кожи, метеозависимостью, нарушениями сна, желудочно-кишечными нарушениями и др.

 

2-3 года


Как правило, к 2-3 годам у детей с ММД наблюдаются нарушения речевого развития, моторики, неуклюжесть в движениях, возбудимость, невротические реакции. Все эти проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне новых физических и психических нагрузок, например, при поступлении малыша в детский сад.


6-7 лет


Возраст 6-7 лет — критический период для становления произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности. Для детей с СДВГ этого возраста характерны социальная дезадаптация, нарушения чтения, письма, плохая успеваемость, снижение самооценки, фобии, возбудимость.


Подростковый возраст


В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Заниженная самооценка, неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.


СДВГ у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года. В этом возрасте можно говорить, что есть лишь предпосылки к этому синдрому. Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Как правило, мы работаем в тандеме с психологом, в сложных случаях – с психиатром.


Выдуманный синдром


Активный ребенок – это нормально, не стоит называть всех активных детей гиперактивными. СДВГ — это нарушение в эмоционально-волевой сфере, когда дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Когда ребенок дома «бегает по потолку», потому что мама на кухне, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, это означает, что ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Так рождается выдуманный родителями синдром гиперактивности у ребенка. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание.


Почему появляются дети с СДВГ


Причины развития у детей СДВГ могут быть разными. Нередко СДВГ развивается у недоношенных деток. Как правило, они имеют различные поражения перинатальной нервной системы. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому, если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.


Когда диагноз на всю жизнь


СДВГ часто остается диагнозом на всю жизнь. К сожалению, по статистике большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. И все потому, что в детском возрасте им не уделили должного внимания, не лечили, не заинтересовали, не направили энергию в правильное созидательное русло. Теперь их не принимает общество, потому что родители не смогли помочь им в детстве.


Методы лечения детей с СДВГ


В лечении детей с СДВГ традиционно применяются ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств, тиков назначаются дополнительные лекарственные препараты.


 «Пряник и отсутствие пряника»


Лечение детей с СДВГ должно быть комплексным – это как медикаментозная терапия, так и психотерапевтические методы. Важным звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения родителей и учителей: обучение адаптивному подходу к ребенку, тренинг родительской компетентности.


Для изменения поведения детей применяется метод психотерапии, одним из принципов которого является вознаграждение ребенка за требуемое поведение и «наказание» — отсутствие поощрения при плохом поведении, не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».


В качестве «пряника» могут быть предложены посещение кафе, развлекательных центров, экскурсии, компьютерные игры — все, что может нравиться ребенку. Не скупитесь на похвалу и благодарность за выполненную работу — для детей с СДВГ это важно. Давайте ребенку поручения, доверяйте некоторые свои дела, это вырабатывает чувство ответственности и повышает его самооценку.

 

 Помощь психолога


Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме.

 
 Спорт в помощь


Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках.

 


Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. Только спокойное общение, внимание, терпение могут дать положительные результаты.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это длительная проблема, которая приводит к плохой концентрации и контролю импульсов. Это может повлиять на обучение ребенка и социальные взаимодействия, а также может оказать большое влияние на функционирование семьи.

По оценкам, каждый 20-й ребенок в Австралии страдает СДВГ. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Точные причины СДВГ неизвестны, но, как правило, он передается по наследству, поэтому определенную роль играют гены. СДВГ не вызван плохим воспитанием.

При хорошей поддержке дома и в школе и, в некоторых случаях, медикаментозном лечении ребенок с СДВГ может жить успешной жизнью.

Признаки и симптомы СДВГ

К основным признакам и симптомам СДВГ относятся:

  • невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой без завершения
  • импульсивность – действовать без раздумий, болтать поверх других, легко терять контроль над эмоциями, склонность к несчастным случаям
  • повышенная активность – постоянное суетливость и беспокойство.

У некоторых детей есть СДВГ, но без гиперактивности. У этих детей проблемы с концентрацией внимания и концентрацией внимания, они могут быть забывчивыми и легко отвлекаться. Иногда для описания этого состояния используется термин «невнимательный СДВГ».

Важно помнить, что все маленькие дети имеют ограниченную продолжительность концентрации внимания и иногда делают что-то, не думая, но лишь у некоторых есть СДВГ. Однако, если у вашего ребенка есть симптомы СДВГ, которые вызывают проблемы у вашего ребенка, вам следует обследовать ребенка на СДВГ и связанные с ним проблемы.

Когда обращаться к врачу

Диагноз СДВГ должен быть поставлен обученным и опытным медицинским работником. Если вы беспокоитесь о своем ребенке, сначала обратитесь к своему терапевту. Они могут организовать направление к педиатру или детскому психологу, которые смогут оценить вашего ребенка.

Важно убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим, что может потребовать другого лечения. Теста на СДВГ не существует — оценка проводится с использованием широкого спектра информации, предоставленной как семьей, так и школой вашего ребенка. Другие медицинские работники, такие как логопед, также может принять участие в оценке вашего ребенка.

Большинство детей с СДВГ также имеют другие сопутствующие проблемы, такие как трудности в обучении, проблемы со сном или тревожность. Их необходимо оценивать и контролировать вместе с СДВГ.

Лечение СДВГ

Вы можете помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ, используя стратегии позитивного воспитания, а также ряд стратегий дома и в классе. К ним относятся соблюдение распорядка, развитие социальных навыков и планирование среды обучения вашего ребенка. Иногда консультации для вашего нужен ребенок или семья. Смотрите наш информационный бюллетень СДВГ — способы помочь детям в школе и дома.

Если после применения этих стратегий симптомы вашего ребенка по-прежнему оказывают большое влияние на его жизнь, ваш врач может порекомендовать лекарства.

Стимулирующие препараты

Наиболее эффективным методом лечения симптомов СДВГ являются стимулирующие препараты, которые являются стандартным средством лечения детей с СДВГ с 1970-х годов. Около одного-двух процентов детей в Австралии прописывают стимулирующие препараты.

Стимуляторы воздействуют на участки мозга, участвующие в управлении вниманием и возбуждением (настороженность и бодрствование). Эти лекарства значительно улучшают концентрацию, контроль импульсов и гиперактивность примерно у 80 % детей с СДВГ.

Двумя наиболее распространенными стимуляторами, используемыми в Австралии, являются метилфенидат и дексамфетамин. Оба имеют схожие действия и побочные эффекты. Стимуляторы могут быть короткого действия или длительного действия. Формы короткого действия обычно действуют от трех до четырех часов, в то время как формы длительного действия могут длиться от шести до 12 часов.

В Австралии стимулирующие препараты регулируются и могут назначаться только педиатрами, детскими психиатрами или неврологами (и в некоторых случаях врачами общей практики).

Стимулирующие препараты, вероятно, являются наиболее изученными из всех препаратов, назначаемых детям. Они не вызывают привыкания в дозах, используемых для лечения СДВГ. Некоторые дети принимают их только в школьные дни и не испытывают эффекта отмены по выходным.

Также доступны нестимулирующие препараты, например, атомоксетин (Strattera), клонидин и гуанфацин (Intuniv). Эти лекарства могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например, для тех, кто испытывает побочные эффекты от стимуляторов.

Побочные эффекты стимуляторов

Наиболее частым побочным эффектом стимуляторов является снижение аппетита (особенно во время обеда), что иногда может влиять на увеличение веса. Менее распространенные побочные эффекты включают:

  • боли в животе
  • головные боли и головокружение
  • трудности с засыпанием
  • ребенок становится раздражительным, замкнутым или очень эмоциональным.

У некоторых детей вообще не будет побочных эффектов. Если побочные эффекты действительно возникают, с ними часто можно справиться, изменив дозу или время приема лекарства. Если возникают более серьезные побочные эффекты, прием стимуляторов можно немедленно прекратить без необходимости медленного снижения дозы. доза. Эффектов отмены нет.

Возможно, что стимуляторы могут оказывать незначительное влияние на рост (рост) некоторых детей, поэтому это необходимо контролировать вместе с их весом.

Стимулирующие препараты могут вызвать незначительное повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Крайне маловероятно, что это вызовет какие-либо проблемы у детей с нормальным сердцем. Вашему ребенку могут потребоваться анализы перед началом приема стимулирующих препаратов, если у него есть известная аномалия сердца или кровеносных сосудов, или семейная история проблем с сердцем.

Последующее наблюдение

Дети, принимающие стимулирующие препараты, должны находиться под наблюдением своего лечащего врача. Это должно происходить регулярно на ранней стадии лечения и не реже одного раза в шесть месяцев, пока ребенок принимает стимуляторы. В частности, следует проверить рост, вес, частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Рыбий жир – что говорят исследования

Существует множество немедикаментозных методов лечения, которые могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например рыбий жир. Исключительные диеты обычно не помогают, но важно правильное питание.

Ключевые моменты, которые следует помнить

  • Дети с СДВГ невнимательны, импульсивны и иногда сверхактивны, но не у всех детей с такими симптомами есть СДВГ.
  • Ни один тест не может диагностировать СДВГ – оценка врачом или психологом включает сбор информации от семей и школ.
  • Стратегии позитивного воспитания, школьная поддержка и консультирование могут помочь большинству детей с СДВГ.
  • Стимулирующие препараты являются наиболее эффективным средством для лечения симптомов СДВГ.
  • У большинства детей с СДВГ есть и другие проблемы, требующие решения, такие как трудности в обучении, тревога и проблемы со сном.

Для получения дополнительной информации

  • Информационный бюллетень Kids Health Info: СДВГ – способы помочь детям в школе и дома
  • Доктор Марджи: Как вовремя распознать СДВГ и получить правильное лечение
  • СДВГ Австралия
  • Сеть «Воспитание детей»: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Мой дошкольник очень гиперактивен и импульсивен. Можно мне его проверили на СДВГ?

Обычно детям должно быть не менее пяти лет, чтобы пройти обследование на СДВГ. У многих детей младшего возраста проявляются признаки СДВГ, но это нормальное поведение для их возраста. В некоторых случаях, особенно при наличии сильного семейного анамнеза СДВГ, ребенка можно обследовать в более раннем возрасте. Обсудите это с врачом вашего ребенка.

Если у моего ребенка нет СДВГ, что еще может быть причиной? ее поведение?

Может быть ряд причин невнимательности, импульсивности или гиперактивности детей, например, проблемы со здоровьем или эмоциональные проблемы, трудности в обучении или недостаток сна. Поговорите со своим лечащим врачом, если вы беспокоитесь.

Перерастет ли мой ребенок СДВГ?

У некоторых взрослых есть СДВГ, и у вашего ребенка могут быть симптомы СДВГ, когда он вырастет. Большинство детей лучше справляются со своими симптомами по мере взросления, и у многих людей симптомы исчезают к тому времени, когда они становятся взрослыми.

Действительно ли моему ребенку нужны лекарства? Это вызывает привыкание?

Если позитивные стратегии воспитания, школьная поддержка и консультирование не помогли, а симптомы вашего ребенка мешают его социальной, эмоциональной или школьной жизни, ваш врач может порекомендовать стимулирующие препараты. Доказано, что стимулирующие препараты лучший способ лечения симптомов СДВГ. Стимуляторы, назначаемые детям с СДВГ, считаются чрезвычайно безопасными, и они, вероятно, являются наиболее изученными из всех лекарств, назначаемых детям. В дозах, которые назначают детям для лечения СДВГ, стимуляторы не вызывают привыкания.

Разработано отделением общей медицины Королевской детской больницы и Центром общественного детского здоровья. Мы признательны за вклад потребителей RCH и опекунов.

Рассмотрено в феврале 2021 г.

Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

    № 6; Обновлено в марте 2018 г.

    Поддерживается грантом Klingenstein Third Generation Foundation.

    Родители расстроены, когда получают записку из школы, в которой говорится, что их ребенок не слушает учителя или создает проблемы в классе. Одной из возможных причин такого поведения является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

    Несмотря на то, что ребенок с СДВГ часто хочет быть хорошим учеником, импульсивное поведение и трудности с концентрацией внимания в классе часто мешают и вызывают проблемы. Учителя, родители и друзья знают, что ребенок плохо себя ведет или отличается от него, но они могут быть не в состоянии точно сказать, что не так.

    Любой ребенок может время от времени проявлять невнимательность, отвлекаемость, импульсивность или гиперактивность, но у ребенка с СДВГ эти симптомы и поведение проявляются чаще и выраженнее, чем у других детей того же возраста или уровня развития. СДВГ встречается у 3-5% детей школьного возраста. СДВГ обычно начинается в детстве, но может продолжаться и во взрослом возрасте. СДВГ встречается в семьях, где около 25% биологических родителей также имеют это заболевание.

    У ребенка с СДВГ часто проявляются некоторые из следующих признаков:

    • проблемы с вниманием
    • невнимательность к деталям и ошибки по невнимательности
    • легко отвлекается
    • теряет школьные принадлежности, забывает сдать домашнее задание
    • проблемы с выполнением классной и домашней работы
    • проблемы с прослушиванием
    • проблема после нескольких взрослых команд
    • выпаливает ответы
    • нетерпение
    • ерзает или извивается
    • встает с сиденья и начинает бегать или чрезмерно карабкаться
    • кажется «на ходу»
    • слишком много говорит и с трудом играет тихо
    • прерывает или мешает другим

    Существует три типа СДВГ. Некоторые люди испытывают трудности только с вниманием и организацией. Это также иногда называют синдромом дефицита внимания (СДВ). Это невнимательный подтип СДВГ. Другие люди имеют только симптомы гиперактивности и импульсивности. Это СДВГ-гиперактивный подтип. Третью, наиболее часто выделяемую, группу составляют люди, имеющие трудности с вниманием и гиперактивностью или комбинированный тип.

    Ребенок с симптомами СДВГ должен пройти всестороннее обследование. Родители должны попросить своего педиатра или семейного врача направить их к детскому и подростковому психиатру, который может диагностировать и лечить это заболевание. У ребенка с СДВГ могут также быть другие психические расстройства, такие как расстройство поведения, тревожное расстройство, депрессивное расстройство или биполярное расстройство. У этих детей также могут быть проблемы с обучением.

    Без надлежащего лечения ребенок может отставать в учебе, могут пострадать дружеские отношения. Ребенок испытывает больше неудач, чем успехов, и его критикуют учителя и семья, которые не признают проблемы со здоровьем.

    Исследования ясно показывают, что лекарства могут помочь улучшить внимание, концентрацию, целенаправленное поведение и организационные навыки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts