СДВГ у ребёнка. Признаки, особенности, лечение
Оксана Маркова
25 сентября 2020 в 08:06 Здоровье 4785 6 минут
Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.
Статья
Ещё несколько десятков лет назад в отечественной медицине не существовало такого термина, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Термина не было, а дети были. В каждом классе.
Вспомните своё детство: наверняка среди ваших одноклассников были те, кто ни секунды не мог усидеть на месте, ёрзал, получал постоянные замечания от педагогов, писал, как курица лапой, запинался на ровном месте, даже возле доски ухитрялся плясать чечётку. С большой долей вероятности можно сказать, что это были дети с СДВГ.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Оговорюсь сразу, диагноз вашему ребёнку может поставить только специалист по результатам исследований.
У меня двое детей, и у старшей дочери СДВГ. Диагноз поставлен и подтверждён несколькими профессионалами. Я долго не понимала, что с моим ребёнком не так. Казалось, я плохая мать, не умею воспитывать. А окружающие принимали истерики и отсутствие усидчивости у дочки за мой педагогический прокол.
Чем гиперактивный ребёнок отличается от сверстников
- С самого рождения малыш спит мало. Молодая мама (тут я с улыбкой вспоминаю себя), начитавшись книжек, знает, что младенец 3 месяца после рождения спит по 18-20 часов в сутки. Но моя дочка спала гораздо меньше, а сколько – я уже плохо помню от постоянного недосыпа.
- Ребёнок начинает говорить поздно. В 3 года говорит слогами, в 4 – формирует предложения, но посторонние люди не могут разобрать его речь, настолько она несвязна.
- У малыша повышенная двигательная активность, но при этом ни одно дело он не доводит до конца. Если это ваш первый ребёнок, то очень сложно разграничить активность и гиперактивность. Малыши любознательны, лезут везде, им всё интересно. Однако дети с СДВГ двигаются хаотично: начали собирать пирамидку – через 30 секунд бросили, переключились на мячик, на ходу отвлеклись на кота.
- Такие малыши не могут сидеть спокойно на одном месте дольше 5 минут. Их не заинтересуют ни кубики, ни сортеры. А рассказывая какую-нибудь историю, ребёнок будет ходить кругами, как заводная кукла.
- Поведенческие проблемы: в коллектив такие дети сразу не вписываются. Они ломают игрушки (непреднамеренно), роняют тарелки (нечаянно), они крайне неуклюжи, движения лишены координации. Они не доносят ложки до рта в то время, как их сверстники уже давно умеют обедать аккуратно.
- Истерики. Они бывают у всех детей. Возрастные кризисы никто не отменял. Но дети со спокойным неврологическим статусом способны остановиться, переключиться. У малышей с СДВГ тормозов нет. Они крайне возбудимы. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения.
Я перечислила некоторые из особенностей гиперактивных детей, с которыми столкнулась сама.
Смотрите на нашем YouTube-канале видео «Что делать, когда ребёнок бесит»:
Когда и к какому специалисту обратиться
Примерно после 3 лет, когда стало понятно, что речь у дочери развита плохо и никакие домашние методики развития мелкой моторики не помогают, мы обратились к логопеду. Сначала в детском саду – специалист ответил, что необходимо ждать ещё пару лет, всё может наладиться. Потом в частном центре. Потом нам порекомендовали обратиться к неврологу.
От врачей в поликлинике по месту жительства мы уходили растерянные и подавленные. Дочь по-прежнему плохо говорила, не умела вести себя в детском саду. Единственное, что ей давалось хорошо – это лепка из пластилина. Здесь педагоги её хвалили. Но гораздо реже, чем жаловались мне на её поведение.
По отзывам других мам я нашла невролога в частном центре. На осмотре дочь ходила босыми ногами по коврику, прыгала, считала, отвечала на вопросы, играла с предложенными игрушками. А затем врач рассказала мне, какие обследования необходимо пройти, чтобы исключить или подтвердить СДВГ и начать корректировать состояние ребёнка.
После невролога в течение нескольких месяцев мы прошли дефектолога и психолога. Начали выполнять рекомендации. Подключили плавание и массаж. Продолжали посещать сад.
Что ожидает ребёнка с СДВГ в школе
К первому классу дочери я знала, какие трудности могут подстерегать нас в учебном процессе, поэтому не питала особых иллюзий, что мой ребёнок станет отличником. Хотя гиперактивные дети способны учиться на пятёрки в начальной школе, но львиная доля затрат (моральных и временных) на учёбу в этом случае ложится именно на родителей.
- Не ждите, что гиперактивный ребёнок будет собран и сосредоточен в школе. Он начнёт терять сменную обувь, телефон, дневник, ручки. Про таких детей учителя говорят: «А голову ты дома не забыл?» При этом педагоги близки к истине: мысли у детей с СДВГ скачут с одного предмета на другой, они часто забывают, с чего всё, собственно, начиналось.
- У таких детей часто проблемы с письмом – дисграфия. Они пишут вкривь и вкось, игнорируя поля и строчки. Им нужно больше времени, чем сверстникам, чтобы поставить руку.
- Поведение. Если в детском саду воспитатели уже привыкли к особенностям ребёнка, научились гасить их взрывные истерики, то в школе всё начинается по новому кругу. Замечания, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроках, сыплются на родителей, как из рога изобилия.
- Гиперактивные дети совершенно не умеют прогнозировать, к чему приведут их поступки. Этим пользуются одноклассники: просят сделать какую-нибудь шалость, а сами убегают. Крайним остаётся тот, кто не сообразил, что к чему. Однако грамотный педагог способен пресечь такие ситуации.
Но гиперактивный ребёнок в первом классе – уже не тот трёхлетний малыш, с истерикой которого практически невозможно было справиться. Он более самостоятелен, способен ненадолго, но концентрироваться, хотя по-прежнему отстаёт от сверстников в части усидчивости и внимания. СДВГ – это особенность развития ребёнка, которая компенсируется с годами. И зачастую дети, которым в 4-5 лет ставили «гиперактивность», к концу школы уже ничем не отличаются от одноклассников – ни по почерку, ни по поведению.
Как родителям сохранить свой собственный ресурс
Тут действует «золотое правило»: в самолёте надевайте кислородную маску сначала на себя, потом на ребёнка. Родитель гиперактивного малыша должен быть спокоен и твёрд, как просроченный пряник. Лично мне помогли:
- Книги психологов о гиперактивных детях. Современные специалисты не обходят эту проблему. Они пишут об этом и в блогах, и в печатных изданиях.
- Передачи детских педиатров и неврологов о СДВГ по ТВ или в записях на YouTube-каналах.
- Беседа с другими родителями, воспитывающими таких же детей. Ты видишь, что не одинок.
- Ориентирование на потребности ребёнка, а не на ожидание окружающих. Это не значит, что нужно игнорировать элементарные правила поведения в общественных местах. Отнюдь. Это значит – установить такой ритм жизни ребёнку, чтобы ему было комфортно. Не перенасыщать впечатлениями, выстроить строгий режим.
- Поддержка семьи. Очень важно, чтобы папа, бабушка и другие близкие родственники не считали малыша невоспитанным, а уважали его взросление и право на ошибку.
- Вера в то, что ваш ребёнок – самый лучший, уникальный и самый любимый. Собственно, так оно и есть.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Если вы – мама непоседы, то эти статьи могут быть вам полезны:
Посоветуй статью подругам
Как работать с гиперактивным ребенком. — UMIUS
Разделив слово «гиперактивный» на две части, получаем «гипер» и «активный». Это состояние, когда двигательный тонус сильно повышен. Возбудимость выше нормы является признаком непродуктивной нервной системы, ребенок неуравновешен. О том, как работать с таким ребенком, расскажем в этой статье.
В любом коллективе можно встретить ребенка, который не может долго сидеть на месте, он не хочет, а точнее, не может подчиняться инструкциям. Он легко отвлекается, много разговаривает и задает нелепые вопросы, на которые не хочет слышать ответа. Причем мальчиков среди гиперактивных детей встречается в три раза больше, чем девочек.
Причины происхождения гиперактивности:
1. Строение головного мозга (особенности генетики).
2. Травмы при родах.
3. Инфекции, которые ребенок перенес в первые месяцы жизни.
Гиперактивность проявляется в повышенной тревожности у ребенка. Он сам затевает ссоры, драки и конфликты.
Признаки гиперактивных детей.
1. Дефицит внимания.
Трудности в основном с сохранением внимания: постоянно берется за новое дело, не доводя до конца старое. Постоянно теряет личные вещи.
2. Высокая двигательная активность.
Он неусидчив, сон очень короткий, произносит сразу много слов – тараторит.
3. Импульсивность.
Начинает драки на пустом месте, может запросто просто так толкнуть другого ребенка. Тем самым он привлекает к себе постоянное внимание.
Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1. За любой хороший поступок хвалить, по возможности исполнять простые детские желания, а также обязательно выполнять свои обещания, не ждать быстрых успехов в учебе и не ругать за отметки;
2. Давать ребенку важные, но не сложные поручения. Это поможет развиться чувству ответственности и способности контроля своих действий. Требования должны быть конкретными и соизмеримы с возрастом и способностями ребенка, в отношениях с ним недопустима категоричность;
3. Ограничьте время просмотра телевизора и игры за компьютером. Важно соблюдение режима дня: ложиться спать, просыпаться, принимать пищу в одно и то же время, это дисциплинирует ребенка, стимулирует развитие внимания;
4. Важно принимать активное участие в совместных мероприятиях и играх с детьми; заниматься спортом и физкультурой, но избегать спортивных игр, развивающих азарт и агрессию, например, бокс. Рекомендованы плаванье, легкая атлетика;
5. Необходимо ограждать ребенка с повышенной нервной возбудимостью от посещения многолюдных мест, он не должен переутомляться;
6. Ребенка недопустимо унижать, разговаривать с ним грубо, подчеркивая его проступки, кричать на него, спорить с ним, это спровоцирует истерику и упрямство, постараться сдержанно объяснить, в чем конкретно его вина.
УМИУС даст несколько советов педагогам, как работать с гиперактивным ребенком:
1. Организуйте работу с такими детьми в первой половине дня. Распланируйте занятия так, чтобы сначала шли более сложные, а затем подвижные. Это даст ребенку возможность и получить знания, и сбросить энергию.
2. Рассмотрите возможный вариант индивидуальных занятий. Это необходимо в крайнем случае, когда гиперактивного ребенка невозможно обучать вместе с группой.
3. Продумайте нагрузку. Она должна соответствовать реальным возможностям детей. Как было уже сказано выше, гиперактивный ребенок не всегда доводит дело до конца. Не заставляйте его, просто постарайтесь переключить его на другую деятельность.
4. Как можно чаще меняйте виды деятельности на занятии. Например, устраивайте игры или физкультминутки между сложными заданиями.
5. Старайтесь постоянно удерживать внимание гиперактивного ребенка. Можно в течение урока задавать ему вопросы.
6. Напоминайте о времени выполнения задания, так как у таких детей плохая ориентация во временных промежутках.
Мы желаем удачи в вашей непростой работе учителя!
СДВГ у малышей: как это может выглядеть?
Типичное поведение малыша и симптомы СДВГ, как правило, совпадают. Даже если у вашего малыша СДВГ, ему могут не поставить диагноз, пока он не станет старше.
Если вашему малышу трудно оставаться на месте, концентрировать внимание или ждать своей очереди, он демонстрирует поведение, ожидаемое для его возраста.
Однако возможно, что у вашего ребенка проявляются ранние признаки СДВГ.
Некоторые дети рождаются со склонностью к развитию СДВГ, но воспитатели часто не подозревают об этом заболевании, пока ребенок не пойдет в начальную школу.
На самом деле поведение, типичное для СДВГ, такое как импульсивность, невнимательность и гиперактивность, является нормальной частью развития ребенка. По данным Американской академии педиатрии (AAP), они распространены у детей дошкольного возраста.
Разница между детьми, у которых нет СДВГ, и теми, у кого он часто бывает, становится очевидной, только когда дети вырастают из ясельного возраста и идут в школу. Людям с СДВГ с возрастом сложнее управлять своим поведением.
По этой причине медицинские работники склонны диагностировать СДВГ, когда ребенок находится в начальной школе или старше.
Если вам нужна дополнительная информация о СДВГ у детей и подростков, эта статья может оказаться более полезной.
Малыши — это дети в возрасте от 1 до 3 лет, согласно AAP.
Поскольку СДВГ — это состояние, с которым вы обычно рождаетесь, у малышей может быть СДВГ, даже если они маленькие.
Хотя некоторым детям действительно ставят диагноз СДВГ до того, как им исполнится 4 года, такое случается нечасто.
ААР опубликовала рекомендации для педиатров по диагностике и лечению СДВГ у детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) и старше. В нем нет рекомендаций, ориентированных на детей младшего возраста.
Около 11% детей в США в возрасте от 4 до 17 лет живут с симптомами СДВГ. Данные Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) показывают, что 388 000 детей в возрасте от 2 до 5 лет в Соединенных Штатах имеют диагноз СДВГ.
Но, по мнению некоторых экспертов, СДВГ недооценивается, поэтому распространенность может быть выше.
Ранние признаки СДВГ обычно включают невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Вот несколько примеров того, как эти симптомы могут проявляться у малышей:
- Их поведение кажется деструктивным или несоответствующим их возрасту.
- Ваш воспитатель заметил, что поведение вашего ребенка часто носит разрушительный характер.
- Часто кажется, что они не слушают или не обращают внимания.
- Они часто ерзают на стуле или ерзают руками или ногами.
- Они чрезмерно бегают или карабкаются.
- Воспитатели или воспитатели дошкольного возраста определили, что вашему ребенку может потребоваться специальное образование, которое может быть связано с СДВГ.
Медицинские работники диагностируют СДВГ в соответствии с критериями Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
DMS-5 различает три типа СДВГ, и каждый тип связан со своим собственным набором симптомов.
Невнимательный
Симптомы невнимательного СДВГ у малышей могут выглядеть следующим образом:
- забывчивость
- легкое отвлечение
- неспособность слушать, когда вы с ними разговариваете
- испытывают трудности с концентрацией внимания по сравнению со сверстниками
Гиперактивно-импульсивный
Симптомы гиперактивно-импульсивного СДВГ у малышей могут включать:
- трудности с тихой игрой быть более энергичным или больше двигаться по сравнению со сверстниками
Комбинированный
У ребенка с комбинированным СДВГ будут симптомы как невнимательного, так и гиперактивно-импульсивного СДВГ.
Важно отметить, что у вашего ребенка могут проявляться эти симптомы, но не быть СДВГ. Многие симптомы СДВГ типичны для малышей. Если вы обеспокоены, хорошим первым шагом будет разговор с медицинским работником.
У детей с другими заболеваниями могут проявляться некоторые из тех же признаков и симптомов, что и у детей с СДВГ, по данным CDC и детей и взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD).
Эти другие состояния включают:
- нарушения сна
- проблемы со слухом
- проблемы со зрением
- тревожность
- депрессия
- определенные нарушения обучения
У аутичных детей также могут быть некоторые особенности, которые совпадают с симптомами СДВГ.
Ваш лечащий врач, скорее всего, задаст вам вопросы и проведет оценку, чтобы исключить их, прежде чем диагностировать СДВГ у вашего ребенка.
В AAP нет рекомендаций по лечению СДВГ у детей в возрасте 3 лет и младше. Лечение для этой возрастной группы также несколько противоречиво.
Согласно отчету CDC за 2014 год, 10 000 детей ясельного возраста в Соединенных Штатах в настоящее время получают лекарства от СДВГ — тенденция, которую CDC критиковал и описывал как чрезмерное употребление лекарств.
CDC рекомендует использовать лекарства от СДВГ у маленьких детей только в том случае, если другие методы, такие как поведенческая терапия, неэффективны. В нем также говорится, что побочные эффекты лекарств могут быть более серьезными для маленьких детей, чем для пожилых людей с СДВГ.
По данным CDC, 18% детей в возрасте от 2 до 5 лет с СДВГ принимают лекарства от этого состояния, а 60% проходят поведенческую терапию.
Хотя официальных рекомендаций AAP по лечению СДВГ у малышей нет, вот методы лечения, которые AAP рекомендует для детей в возрасте от 4 до 6 лет с СДВГ:
- Поведенческая терапия. Это первая линия лечения, которую CDC рекомендует для детей младшего возраста. В поведенческой терапии опекун учится у терапевта навыкам, помогающим ребенку управлять поведением, таким как положительное подкрепление и постоянная дисциплина.
- Метилфенидат (риталин). Ваш лечащий врач может порекомендовать это лекарство, если описанные выше поведенческие методы не помогают, а ваш ребенок все еще испытывает серьезные проблемы.
Если вы считаете, что у вашего малыша может быть СДВГ, вы можете составить список признаков, которые вы видите, как часто вы их замечаете и в каком контексте. Затем вы можете поделиться этой информацией со своим лечащим врачом.
Это может быть психолог, психиатр или педиатр.
Они могут запросить дополнительную информацию, например, как ваш ребенок ведет себя в различных условиях (например, дома и в детском саду). Скорее всего, потребуется не один сеанс и несколько вопросов, чтобы оценить, подходит ли диагноз СДВГ.
Дети также с большей вероятностью получат ранний диагноз, если у них тяжелый СДВГ, согласно исследованию.
Если вы поможете своему ребенку получить лечение от СДВГ как можно раньше, это поможет уменьшить любые негативные последствия, которые может иметь это состояние.
Исследования показывают, что люди с СДВГ, не получающие лечения от этого состояния, чаще, чем те, кто получает лечение, испытывают:
- академические проблемы
- трудности в социальной среде и на работе
- тревога
- депрессия
- расстройства личности
- антиобщественное поведение
- расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
Некоторые люди с СДВГ сообщают о том, что их диагноз СДВГ стигматизирует их.
Тем не менее, другие люди с СДВГ сообщали, что дополнительное внимание, которое они получали от родителей и учителей, чтобы помочь им справиться с этим заболеванием, помогло им обрести уверенность.
Если у вашего малыша СДВГ, в качестве первого шага можно выделить время для изучения конкретных методов поведенческой терапии у квалифицированного терапевта.
Медицинские работники рекомендуют поведенческую терапию в качестве первого лечения, которое должны получать маленькие дети с СДВГ, и эксперты считают, что эта терапия наиболее эффективна, когда она исходит от родителей.
Несколько ключевых советов, которые помогут вашему ребенку справиться с СДВГ, включают:
- простое и ясное изложение своих ожиданий
- убедитесь, что они много занимаются спортом, что поможет им сосредоточиться и лучше спать
- составить распорядок дня и придерживаться его это
Министерство образования США предлагает специальные методы для учителей, которые вы также можете применять дома, адаптировав их к уровню развития вашего малыша. К ним относятся:
- похвала вашего ребенка, когда он начинает или завершает действие, которое вы попросили его сделать
- конкретизация, точное указание ему, что именно он сделал хорошо
- похвала его сразу после того, как он выполнил действие и поощрение
- с помощью визуальных подсказок, чтобы напомнить малышу о ваших ожиданиях (например, с помощью простых сигналов рукой с вашими словами)
- дать вашему ребенку физическое вознаграждение за правильное поведение (например, игрушку или наклейку)
И если вы Если вы ищете дополнительные советы по воспитанию детей с СДВГ, вы можете найти их здесь.
Если вы считаете, что у вашего малыша СДВГ, вы можете поддержать его дома, в детском саду или дошкольном учреждении различными способами.
Первым шагом часто является беседа с врачом, чтобы узнать, соответствует ли ваш ребенок диагностическим критериям СДВГ.
Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, ему может помочь изучение методов поведенческой терапии, которые вы можете использовать с ним каждый день дома. Исследования показывают, что поведенческая терапия от родителей может иметь самые большие преимущества.
Вот несколько ресурсов, которые помогут вам узнать больше и предпринять следующие шаги:
- CHADD предлагает информацию и советы родителям детей дошкольного возраста, у которых может быть СДВГ.
- CHADD также предлагает обучающие курсы для родителей и опекунов детей с СДВГ. Они предлагают их лично и онлайн через онлайн-курсы или вебинары для самостоятельного обучения.
Типичное поведение малыша или СДВГ? 10 способов сказать
Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
(Изображение предоставлено: ребенок играет через Shutterstock)Согласно недавнему исследованию, определить разницу между нормальным, беспокойным 4-летним ребенком и гиперактивным до такой степени, что это влияет на его или ее способность к обучению, стало сложнее, поскольку расстройства дефицита внимания стали более распространенными.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) – это наиболее часто диагностируемое психическое расстройство среди детей дошкольного возраста, и в настоящее время оно встречается у каждого 11 ребенка школьного возраста. Но 40 процентов всех 4-летних детей плохо концентрируют внимание. Поэтому для родителей понимание того, какое поведение является признаком расстройства, имеет первостепенное значение для постановки правильного диагноза и лечения, говорят эксперты.
«СДВГ имеет биологическую основу, которая часто делает его пожизненным состоянием. Мы хотим заразиться СДВГ на ранней стадии, потому что это оказывает такое сильное влияние на обучение и академическое развитие», — говорит доктор Марк Махоун, директор нейропсихологии в Институте Кеннеди Кригера. в Балтиморе.
Понимание изменений мозга, которые происходят у людей с СДВГ, может помочь в правильной диагностике и лечении детей, сказал Махоун. Например, исследования показали, что область мозга, называемая хвостатым ядром, у детей с СДВГ меньше, чем у других детей.
Но есть и видимые симптомы СДВГ, на которые стоит обратить внимание. Махоуни посоветовал родителям проконсультироваться со своим врачом, если они наблюдают такое поведение у своего 3- или 4-летнего ребенка:
1. Постоянно карабкаться — даже если этого не делать.
2. Непрерывные движения, такие как постоянное подпрыгивание коленом, невозможность сидеть, не ерзая, или беспокойные стопы, сопровождающиеся частыми потребностями вставать и передвигаться.
3. Бегать и двигаться так быстро, что это может привести к серьезной травме, например, к наложению швов, даже после того, как вам приказали остановиться.
4. У детей 4 лет невозможность прыгать на одной ноге.
5. Неспособность мирно играть с другими и периодическое проявление агрессии, требующей отстранения ребенка от ситуации.
6. Быть громче и шумнее, чем товарищи по играм.
7. Часто заводит дружбу с незнакомцами без особой осторожности.
8. Проявление необычайно слабого страха в ситуациях, которые могут подвергнуть ребенка опасности.
9. Неспособность сосредоточиться более чем на несколько минут без потери интереса.
10. Отказ от участия в деятельности, требующей внимания ребенка более одной или двух минут.
Когда эти симптомы очевидны, ребенка следует обследовать, говорит Махоуни.
«Существуют безопасные и эффективные методы лечения, которые могут помочь справиться с симптомами, улучшить способность справляться с трудностями и изменить негативное поведение, чтобы улучшить академические и социальные успехи», — сказал он.
Передайте: и у ребенка с СДВГ.0250 Facebook и Google+ .
Любителям науки Live Science предлагает увлекательное окно в мир природы и технологий, предоставляя исчерпывающие и убедительные новости и анализ всего: от открытий динозавров, археологических находок и удивительных животных до здоровья, инноваций и носимых технологий.