Гиперактивность — не выдумка врачей и не модный диагноз!
Комсомольская правдаРезультаты поиска
Дом. СемьяМама и малышМама и малыш: Воспитание и развитие
Эвелина АЗАЕВА
12 февраля 2013 2:48
И это даже не избалованность ребенка. Это невозможность остановиться — симптом, на который родителям очень важно вовремя обратить внимание
Гиперактивность ребенка – это настоящая беда для родителей.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
“Гиперактивность? Нет такого диагноза, это просто врачи выдумали, модно теперь”, — мне не раз приходилось слышать такое мнение. Большинство людей считают, что гиперактивность – ну, это просто, “шило в попе” – энергичный ребенок, а не болезнь. На самом деле это заболевание. Ребенок не должен быть таким…
Вот уже слышу выкрики: “Ребенок никому ничего не должен”. Если вам нравится эта фразочка, пустая и красивая, не читайте эту статью. Она для серьезных родителей.
Гиперактивность – это настоящая беда. У многих детей, к счастью, она с годами проходит, а у кого-то нет, просто перетекает в другие симптомы.
Как это выглядит? Я видела недавно гиперактивного мальчика. Ему лет 8, он без конца мотается по комнате, нарезает круги. Когда я говорю “без конца”, то не преувеличиваю. Я сидела в клинике около двух часов, и он два часа носился взад и вперед, по кругу, задевал других детей, смеялся, падал… Его мама сидела подавленная, с виноватым видом, и тоном, по которому понятно было, что она абсолютно не верит, что он остановится, говорила: “Ваня, остановись, пожалуйста… Ну, хватит уже”. А мальчик только улыбался, и мотался снова…
Это не избалованность. Это невозможность остановиться. Как объясняют родителям врачи, “в мозгу не созрели функции торможения”. Функции возбуждения созрели, а торможения – нет.
Мама взывала к сыну только из приличия. Чтобы мы видели, что она пытается окоротить его. Ведь когда ребенок плохо себя ведет, все начинают бросать укоризненные взоры на его родителей, не понимая, что те ничего не могут поделать.
Это огромная проблема для родителей. Во-первых, гиперактивность нередко влечет задержку развития. Попробуйте-ка сами на ходу что-то изучить! Когда другие дети концентрируют внимание на собирании паззла, на строительстве из кубиков, когда они слушают объяснение мамы или воспитателя – они учатся, постигают, развиваются. “Вечный двигатель” на ходу не может ни толком слушать, ни толком рассмотреть что-то… Он подбегает, быстро перелистывает книжку, почти не глядя, и убегает. Берет кубики, поставил один на другой, и поскакал дальше. А что там говорят, он не слушает вообще…
В итоге – задержка развития. Речевого или психического. Когда ребенок вроде бы и нормальный, но не делает всего того, что уже умеют делать его сверстники.
А какая Голгофа это для родителей! Ежедневно они бегают за дитем по игровой площадке, в садике таких детей не любят, жалуются на них. Дома гиперактивный ребенок не может даже спокойно поесть: сунул ложку в рот, и подскочил, и понесся вихрем в другую комнату, к игрушкам.
Гиперактивность – заболевание. Точнее, это симптом неврологических заболеваний. Разных. Например, ММД – минимальной мозговой дисфункции. Попробую объяснить это простым языком. Помните, в школе у каждого были двоечники-одноклассники? Они не слушали на уроках, вставали, начинали разговаривать, отвлекать всех, смеяться, они чего только ни делали, только не учились. Все думали, они дураки, лентяи и пр. На самом деле это ММД. Некоторые центры мозга неправильно работают и не дают сконцентрироваться. Потому ребенку неинтересно, он не знает чем ему заняться, он не может сидеть на месте.
.. А если он не может сконцентрироваться и сидеть на месте, значит, с учебой всегда будут проблемы. У него плохие оценки, к нему плохо относятся учителя. Это отношение к однокласснику перенимают и дети. И все, низкая самооценка и одиночество ребенку обеспечены. Они провоцируют его на асоциальное поведение, агрессию. “Ах, не любите меня? Вот вам!”А тут еще и родители ругают. Ребенок плачет, обещает исправиться. Но… не может. Как может дитя в одиночку победить заболевание?
Гиперактивность является иногда симптомом такого страшного заболевания, как аутизм (имейте в виду!). Он еще не проявил себя, ребенок еще совершенный умница, а гиперактивность уже есть. Ну и что, думают родители. Ну, энергичный. А позже, когда вдруг пропадает уже начавшая появляться речь, и навыки самообслуживания, они в шоке. Ведь ничего не предвещало…
Я не пугаю. Просто советую обратить внимание на то, что ребенок гиперактивен. Это не мелочь. Это предвестник будущих неприятностей не на один год.. .
Каковы признаки гиперактивности?
Помимо постоянной беготни, ребенок быстро переходит от дела к делу, ничего не доводя до конца; он много разговаривает, практически постоянно (или наоборот, может вообще не уметь разговаривать к 3-4 годам). Ребенок, если он говорит, перебивает старших, отвечает на вопросы, не дослушивая их. Он непослушен, он просто даже не слушает, что вы ему говорите… Такие дети нередко имеют проблемы со сном – часто просыпаются ночью, не могут заснуть днем. У них нередко встречаются (но не обязательно) тики, заикание, моргание, энурез, разнообразные подергивания, или навязчивые движения (скажем, любит качаться – готов часами, или бегает по кругу). Ребенок не слушает книжку, а любит ее только быстро-быстро перелистывать.
Что делать? Лекарства от гиперактивности нет. В Северной Америке ее не лечат, а лишь подавляют препаратами типа риталина. К нему в Европе довольно неоднозначное отношение, о нем много спорят, а в России так вообще почти не применяют, плохо относятся. На нашей Родине гиперактивность пытаются лечить, но кому-то это помогает, кому-то нет. (И это естественно, заболевания-то, симптомом которых она является – разные, степени тяжести – тоже разные).
Чем лечат эти заболевания? Ноотропными препаратами. Это лекарства, стимулирующие работу мозга – они обеспечивают питание клеток, улучшают кровообращение, снабжение мозга кислородом. О том, как эти препараты действуют, можно прочитать в интернете на многочисленных форумах для мам детей с неврологическими заболеваниями. Наберите слово “гиперактивные дети”, и вам выпадут такие форумы…
Для тех же, кто боится “химии” (считаю, очень зря, многие мамы рвут потом на себе волосы, что не послушались врачей), можно посоветовать “примочки”, которые мало помогают, но все-таки это лучше, чем ничего.
Вода снижает гиперактивность. Потому ребенка надо водить в бассейны. И не раз в месяц, а каждую неделю, можно и по два раза. Катание на велосипеде, гимнастика, танцы – тоже хорошо.
Дома такой детке можно делать вечерами расслабляющие ванны с отварами трав или эфирными маслами.
Набираете теплую воду, добавляете в нее в качестве эмульгатора морскую соль, потом нескольо капель эфирного масла – мяты, апельсина, лаванды, хвойных деревьев, можжевельника… Можно отвар пустырника, валерианы, мяты и других успокаивающих трав. Все это добро обычно есть в русских магазинах. И сажаете в воду ребенка.Обычно, если он маленький (лет до пяти), 10-15 таких вечерних процедур улучшают сон, расслабляют ребенка. Попробуйте также расслабляющую тихую музыку – всегда одну и ту же перед сном, для выработки рефлекса.
Очень помогает ароматерапия. Покупаете увлажнитель воздуха, и тоже в воду морскую соль+эфирное масло. В комнате будет стоять запах валерианы или другой успокаивающей травки… Но не переусердствуйте! Врачи детям дают обычно 10 сеансов ароматерапии: по 20 минут в день. Нельзя это все делать неделями, капать масла помногу, ребенок не должен нанюхаться до одури.
Многие родители применяют гомеопатические средства. Одним детям помогает, другим нет.
Еще, как пишут мамы на форумах, снижают гиперактивность рыбий жир (Омега-3), и лецитин. Рыбий жир и лецитин, который является не лекарством, а биодобавкой, очень полезны для мозга не только детей, но и стариков, которые теряют память, способность концентрироваться и логически мыслить.
Полезен гиперактивным детям и массаж (только попробуйте их поймать сначала, и удержать!). Массаж стоп, кистей рук, пальчиков, лица, ну и общий. Я не описываю, как его делать, так как все это есть в интернете, стоит только написать, например, “массаж кистей рук детей”. Массаж кистей рук особенно важен для детей, которые плохо разговаривают.
Причины эпидемии гиперактивности пока неизвестны. То ли это генно-модицицированная еда виновата, то ли консерванты в пище (например, в хлопьях часто встречается вещество BHT, которое, по мнению многих ученых, вызывает гиперактивность), но есть и теория, что мозг малыша сегодня с раннего возраста перегружен информацией. Психологи на форумах уже обсуждают, что телевидение, компьютеры и игровые приставки делает маленьких детей и гиперактивными, и аутистами, и не способными говорить.
..Несмотря на то, что гиперактивных детей трудно воспитывать, их все-таки надо воспитывать. Нужно подсовывать им игрушки и занятия, которые им больше нравятся. Один мальчик сильно пошел на улучшение на почве игры с лего, как мне сказали его родители. Он с таким удовольствием строил, что задерживался на полу с этой игрой все дольше и дольше – то есть тренировались его никудышняя концентрация и такая же никудышняя усидчивость… Так что пробуйте одно занятие за другим: рисуйте, лепите, режьте ножницами, рвите бумагу и катайте из нее комочки, собирайте пирамидки и пазлы, кубики, мозаику – в общем, главное, чтобы были игры, которые ребенку сильно по душе, и которыми сегодня он 3 минуты занимается, завтра 5, а через пару месяцев уже и 15 минут…
Терпения вам и удачи.
КСТАТИ
Причины
— В 80 процентах случаев проблемы гиперактивного малыша — это последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), недоношенности. — Частые причины — это родовые травмы, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.- Спровоцировать проблему могут поражения центральной нервной системы, травмы головы и шейного отдела позвоночника.- Если в семье постоянные скандалы, если ребенка все время ругают – это тоже влияет на развитие гиперактивности.
Комментарий специалиста
Руководитель детского нейропсихологического центра «Добрые руки», клинический психолог Валентина Колганова:
— Гиперактивным детям и их родителям нужно всерьез настроиться на занятия: они займут несколько месяцев. Работать ребёнку и его маме или папе предстоит не только в группе с другими детьми, но и дома, что потребует от его семьи терпения и поддержки. Ежедневно! Награда – добрые перемены. Ребёнок становится спокойнее, появляются хорошие оценки, улучшаются отношения с окружающими, вырастает самооценка, возникает стремление к успеху.
ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА
Детский нейропсихологичекий центр «Добрые руки» Тел. (495) 772-31-00, (495) 328-03-80 http://www.np-center.ru/
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Тел. (495) 251-92-21
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино» Тел.(495)757-13-53
Сайт фонда «Кто, если не я?», где родители могут получить информацию и пообщаться на форуме с товарищами по несчастью: http://www.ktoeslineya.ru
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Что такое СДВГ
Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.
СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.
Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.
Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.
Как распознать гиперактивность
Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.
Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.
Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.
Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.
Как помочь гиперактивному ребенку
У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.
Похвала
Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.
Режим
Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.
Разумно выбранный спорт
Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.
Четкое планирование
Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.
Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.
Отдых
Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.
Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.
Акцент на плюсах
Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.
Когда пройдет период гиперактивности
Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.
Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.
Читайте также:
Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Фото: Dejan Dundjerski/Pressmaster/Sergey Novikov/Nina Buday/Shutterstock.com
детивоспитаниеразвитиесоветы психолога
СДВГ и школа (для родителей)
на испанском языке: El TDAH y la escuela
Медицинское заключение: Ширин Хасан, доктор медицины
Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health
Как СДВГ влияет на детей в школе?
СДВГ может повлиять на способность учащегося сосредотачиваться, обращать внимание, слушать или прикладывать усилия к школьным занятиям. СДВГ также может сделать ученика суетливым, беспокойным, слишком много говорить или нарушить класс. У детей с СДВГ также могут быть трудности с обучением, из-за которых у них возникают проблемы в школе.
Большинство детей с СДВГ начинают ходить в школу до того, как у них диагностируют СДВГ. Иногда учителя первыми замечают возможные признаки СДВГ. Они могут обсудить это с родителем ребенка. Затем родитель может проверить ребенка у поставщика медицинских услуг, чтобы убедиться, что у него СДВГ.
Как учителя могут помочь детям с СДВГ?
Сообщите всем учителям, если у вашего ребенка СДВГ.
Учителя могут помочь вам узнать, нужна ли вашему ребенку IEP (индивидуальная программа обучения) или план 504:
- IEP — это письменный план, предусматривающий индивидуальное специальное обучение и сопутствующие услуги. Учитель вашего ребенка может предложить провести оценку, чтобы узнать, может ли ваш ребенок извлечь выгоду из IEP.
- План 504 предоставляет услуги и изменения в учебной среде для удовлетворения потребностей ребенка.
Учителя могут обсудить с вами успеваемость вашего ребенка. Попросите учителя сообщить вам, как дела у вашего ребенка. Использование папки, которая ходит туда-сюда между вами и учителем вашего ребенка, — это один из способов поделиться заметками об успеваемости.
Учителя могут сосредоточиться на потребностях вашего ребенка. Все ученики с СДВГ разные. Некоторым нужна помощь в концентрации внимания и управлении отвлекающими факторами. Некоторым нужна помощь в организации. Другим нужна помощь, чтобы начать работу или закончить начатую работу. Некоторым учащимся с СДВГ трудно усидеть на месте или спокойно работать. Спросите учителя, как СДВГ влияет на вашего ребенка в классе и что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку с школьными заданиями.
Учителя могут помочь вашему ребенку добиться успеха. В зависимости от того, что нужно учащемуся, учитель может сделать следующее:
- Посадить учащегося там, где меньше отвлекающих факторов.
- Дайте четкие и краткие инструкции.
- Придерживайтесь простых распорядков и правил в классе.
- Будьте теплыми, ободряющими и позитивными.
- Хвалите старания.
- Помощь в организации.
- Научите детей замедляться и не торопиться.
- Давать подсказки, чтобы остаться на задаче.
- Делайте перерывы, чтобы передвигаться по классу.
- Дайте дополнительное время для завершения работы.
- Научите учащихся проверять свою работу и выявлять ошибки по невнимательности.
Для старших школьников учителя также могут:
- Обучить навыкам обучения, таким как конспектирование, чтение вслух и подготовка к тестам.
- Разбивайте многоэтапные проекты и задания на более мелкие части.
Учителя могут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. Когда учителя видят лучшее в своих учениках, ученики видят лучшее в себе. Учителя могут показать, что каждый ученик может расти, учиться и добиваться успеха — независимо от того, есть ли у него СДВГ.
Медицинский осмотр: Ширин Хасан, доктор медицины
Дата рассмотрения: июнь 2020 г.
Делиться:Гиперактивность у детей: симптомы, причины, что делать
Вас беспокоит поведение вашего ребенка?
Зарегистрируйтесь в Cadey и получите бесплатные персональные рекомендации, которые вы можете попробовать дома.
Получите помощь сейчас
Что такое гиперактивность у детей?
Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность и движение.
Игрушки и занятия могут недолго поддерживать интерес вашего ребенка. Они могут сказать: «Мне просто нужно выплеснуть свою энергию». Гиперактивные дети могут быть утомительны. Как родитель, вы можете подумать: «Мы уже купались и ходили в парк, а мой ребенок все еще хочет пойти поиграть в футбол? Я разбит!» Родители могут начать задаваться вопросом, нормально ли поведение их ребенка или это чрезмерное движение проблематично.
Если ваш ребенок гиперактивен, он может показаться жужжащей пчелкой с постоянным, почти безграничным запасом энергии или постоянным движением. Возможно, они слишком много говорят, постоянно двигаются и никогда не сидят на месте.
Хотите помочь своему ребенку с гиперактивностью? Курсы Cadey проводятся лицензированными детскими психологами и содержат пошаговые инструкции, которые помогут вашему ребенку с гиперактивностью и восстановить мир в вашем доме. Пройдите курс Кейди о гиперактивности.
Нужна немедленная помощь? Попробуйте мобильное приложение CadeyLite, доступное уже в Google Play Store и Apple App Store .
Симптомы гиперактивности у детей
- Действия заведены: кажется, обладает безграничной энергией
- Постоянно двигается: кажется, что он не на своем месте в школе, за обеденным столом и при чтении книги с родителями
- Непоседы больше, чем другие дети: кажется, что он постоянно двигается, постукивает, играет с чем-то, рисует, жует или подпрыгивает
- Проблемы в школе: кажется, что он говорит, когда говорит учитель, перемещается по комнате, мешает другим детям
- Натыкается на других детей: , похоже, не может оставаться на своем месте в классе или на игровой площадке
- Наводит беспорядок: кажется, что оставляет вещи повсюду. Когда ваш ребенок выходит из комнаты, игрушки, занятия и предметы домашнего обихода разбросаны повсюду
Причины гиперактивности у детей
Гиперактивность может иметь множество причин. Для родителей важно иметь сострадание к гиперактивным детям. Часто это чрезмерное движение является естественным состоянием тела ребенка. Сидение в течение 5 минут в классе может показаться вашему ребенку таким же, как если бы вы часами застряли в лифте.
Традиционная психология, в частности бихевиористский подход, была моделью подкрепления. Они думали, что практически любое поведение можно объяснить реакцией окружающей среды. По сути, если поведение подкрепляется, оно будет продолжаться. Если это не так, поведение исчезнет.
Новые модели детской психологии иначе рассматривают такое поведение, как гиперактивность.
«Сегодня исследователи считают, что поведение многих детей является результатом нерегулируемой нервной системы. Гиперактивность в этой модели можно было бы объяснить истинной неврологической разницей. Детское тело сталкивается с настоящим испытанием, пытаясь успокоиться».
Ниже перечислены некоторые причины, по которым гиперактивность может быть проблемой для вашего ребенка.
Избыточная энергия
Некоторые дети имеют более высокий уровень энергии, чем другие. Им нужно больше возможностей двигаться и высвобождать энергию, чтобы быть счастливыми и успешными. Как объяснялось ранее, этот избыток энергии может быть связан с действительной разницей в способности регулировать нервную систему.
Неправильное питание и физические упражнения
Дети должны соблюдать здоровую диету и регулярно двигаться и выполнять физические упражнения. Некоторым детям будет крайне трудно вести себя спокойно и сидеть на месте, когда у них не было возможности потренироваться. Дети могут быть более гиперактивными, если они плохо поели. Каждый ребенок индивидуален, поэтому родители захотят следить за закономерностями. Если вы заметили, что ваш ребенок действительно взвинчен в снежный день, застряв дома, возможно, физические упражнения очень важны для сохранения спокойствия и самоконтроля.
Различия в сенсорной обработке
Дети, склонные к сенсорному поиску, могут быть гиперактивными. Иногда эти сенсорные проблемы и гиперактивность связаны с СДВГ или расстройством аутистического спектра.
Проблемы с настроением
Дети с расстройствами настроения или тревожными расстройствами могут проявлять гиперактивность или беспокойство. Хотя это может выглядеть как признак СДВГ или другого расстройства, часто дети с сильными чувствами ведут себя гиперактивно, чтобы выразить свое эмоциональное расстройство.
Плохой сон
Дети, которые плохо спят, могут быть гиперактивными. Проблемы со сном на самом деле являются очень распространенной причиной гиперактивности и других поведенческих проблем. По этой причине родители должны помнить о соблюдении постоянного графика и регулярного времени отхода ко сну. Иногда просто строгого соблюдения графика может быть достаточно, чтобы обуздать гиперактивность.
Внезапные перемены в жизни
Дети могут вести себя гиперактивно или возбужденно, когда переживают важное событие. Например, если вы переезжаете через город или по стране, ожидайте, что это изменение повлияет на поведение вашего ребенка. Изменения в жизни могут включать смерть в семье, развод или внезапную болезнь опекуна. Все эти события могут вызвать гиперактивность. Если это относится к вашему ребенку, будьте терпеливы и сострадательны к нему. Со временем, при постоянной поддержке, это поведение, вероятно, улучшится.
Другие медицинские причины
Дети с другими медицинскими проблемами могут быть гиперактивными. Хотя конкретные медицинские проблемы, вызывающие гиперактивность, выходят за рамки этой статьи, родители должны знать о возможных физических и биологических различиях. Всегда полезно проконсультироваться с педиатром вашего ребенка, когда вы заметите новое поведение.
СДВГ является потенциальной причиной гиперактивности
Гиперактивность является одним из трех симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — распространенный диагноз для детей, особенно мальчиков, в Соединенных Штатах. Другими симптомами являются невнимательность и импульсивность (необдуманные действия). Для постановки диагноза СДВГ у детей должны присутствовать все три симптома в нескольких условиях.
Важно распознать гиперактивность. Иногда гиперактивность является реальной проблемой, а не проблемой поведения. Распознавание и лечение гиперактивности может помочь вашему ребенку избежать неприятностей из-за того, что он не может помочь. Вы можете помочь своей семье лучше функционировать, поняв СДВГ и связанные с ним симптомы. Родители могут работать над сильными сторонами своего ребенка и лучше понимать его слабые стороны. Чтобы узнать больше о гиперактивности, просмотрите этот курс, который поможет вам шаг за шагом помочь вашему ребенку.
Гиперактивность обычно становится проблемой, когда она «мешает» счастью вашего ребенка. Родители могут быть обеспокоены, если их дети постоянно находятся в беде из-за того, что не сидят на своем месте. Также могут быть проблемы с социальными навыками, что приводит к многочисленным конфликтам со сверстниками. У них могут быть проблемы с контролем своего тела, они постоянно получают травмы или ломают вещи. Все это признаки того, что гиперактивность является серьезной проблемой для вашего ребенка.
Что делать при гиперактивности у детей
Вы можете попробовать стратегии, помогающие справиться с гиперактивностью дома. На самом деле, родители являются основными интервентами, которые действительно могут изменить ситуацию со своим ребенком. Создание структуры, последовательности и рутины может действительно изменить некоторые из этих моделей поведения, и эти изменения могут произойти быстро. Вот несколько идей.
- Предоставьте график и следуйте ему. Возможно, самая важная стратегия — предоставить вашему ребенку четкий и последовательный график. Расписания могут помочь вашему ребенку лучше спать, лучше питаться и, в конечном счете, лучше регулировать его нервную систему. К этому нужно немного привыкнуть, но если вы будете следовать своему графику, вы, вероятно, заметите значительные улучшения в поведении вашего ребенка.
- Обеспечьте много выхода для энергии вашего ребенка. Такие занятия, как плавание, верховая езда и гимнастика, могут быть терапевтическими для очень активного ребенка.
- Хорошо подумайте, прежде чем отвести ребенка в тихое место. Чаепитие, кинотеатр, библиотека, чтение рассказов в книжном магазине или вечеринка по случаю дня рождения для взрослых — не лучшая идея. Ваш ребенок может быть не в состоянии сохранять самообладание в таких тихих местах.
- Прочитайте вместе с ребенком о гиперактивности. Список детских книг, таких как «Персональный космический лагерь» [5] и «Мисс Горски, я думаю, у меня есть непоседа» [6], приведен ниже. Чтение этих книг вместе с ребенком может помочь «назвать имя» его проблем. Они могут узнать, что многие дети сталкиваются с такими же трудностями [5,6,7,8,9].
Когда обращаться за помощью при гиперактивности у детей
Вы можете обратиться за помощью, если гиперактивность мешает успеху вашего ребенка в школе, в общественной жизни, в спорте или дома. Если вас интересует уровень гиперактивности вашего ребенка, вы можете обратиться за оценкой СДВГ к врачу или психологу.
- Поведенческая терапия может помочь вашему ребенку развить внимание и концентрацию. Эта терапия обеспечивает значимое подкрепление поведения при выполнении задачи и ее выполнения.
- Репетитор или инструктор по исполнительным функциям может помочь вашему ребенку научиться приступать к выполнению домашних заданий и выполнять их.
- Школьная поддержка помогает детям с гиперактивностью, проблемами с концентрацией внимания и плохой рабочей памятью. Примеры школьной поддержки включают дополнительное время, напоминания о заданиях и перерывы на движение. Кроме того, учителя могут разбивать задания на управляемые куски.
Многие родители не решаются поставить диагноз СДВГ, опасаясь, что их ребенку пропишут стимулирующие препараты. Конечно, это может быть пугающим процессом. Тем не менее, родители должны знать, что любые решения относительно лекарств находятся в их собственных руках. Существуют и другие вмешательства, которые могут быть полезны, как указано в ресурсах ниже. Самый важный шаг, который может сделать родитель, — узнать больше о СДВГ. Просвещение родителей не уступает лекарствам как наиболее эффективному лечению СДВГ. Если родители образованы и вовлечены, дети выздоравливают.
Дополнительные ресурсы по гиперактивности у детей
- Психолог или нейропсихолог: для помощи в оценке для уточнения диагноза
- Детский педиатр: для помощи в поведенческом и медицинском лечении. Эти врачи специализируются на детях с проблемами развития. Они могут быть полезным ресурсом для диагностики или лечения.
- ABA-терапевт (прикладной поведенческий анализ): , чтобы помочь улучшить желаемое поведение, например, соответствующую двигательную активность, и уменьшить нежелательное поведение, например, чрезмерный бег в неподходящее время. Использует принципы армирования
- Репетитор или тренер по исполнительным навыкам: , чтобы помочь вашему ребенку сосредоточиться и организовать школьную работу, а также не отставать от учебных навыков
- Школьный психолог: , чтобы помочь вам следовать плану Раздела 504 в школе или работать с вами и учителем вашего ребенка, чтобы составить план достижения успеха
- Детский психиатр : чтобы помочь вам узнать больше о лекарствах, которые могут помочь при гиперактивности
Состояния, сходные с гиперактивностью у детей
- Проблемы с концентрацией внимания : гиперактивные дети также могут испытывать трудности с концентрацией внимания, что может привести к проблемам с запоминанием таких вещей, как имена, выполнение указаний и выполнение заданий в школе
- Проблемы исполнительного функционирования : гиперактивные дети также могут испытывать трудности, связанные с планированием, последовательностью и организацией информации
- Проблемы с когнитивной обработкой : гиперактивные дети могут иметь проблемы с беглостью когнитивной обработки. Ребенок может не кодировать информацию, если он визуальный ученик, и может быть не очень хорош в аудиальном обучении
- Импульсивность : у гиперактивных детей также могут быть проблемы с импульсивностью (необдуманные действия)
- Проблемы с социальными навыками : у гиперактивных детей могут быть плохие социальные навыки из-за чрезмерного уровня активности, неумения читать социальные сигналы и тенденции нарушать личное пространство
Справочные материалы по гиперактивности у детей
[1] Barkley, Russell A. (2013). Берем на себя ответственность за СДВГ, 3-е издание: полное авторитетное руководство для родителей.
[2] Зейглер Денди, Крис А. (2011). Обучение подростков с СДВ, СДВГ и нарушениями исполнительных функций: краткое справочное руководство для учителей и родителей .
[3] Гилер, Джанет З. (2011). Socially ADDept: Обучение социальным навыкам детей с СДВГ, LD и синдромом Аспергера.
[4] Кронке, Анна П.