Гиперактивность у детей насколько это страшно: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.

Рисунок Дмитрия Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/

Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов. Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя. Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.

«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей – просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» – и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

«Ремня им хорошего надо»

Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?

А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате. Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, – и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок. А ремень ничему не учит.

«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»

Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).

«Их не надо лечить, их надо воспитывать»

Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, – и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить. Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе – жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения. Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»

Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.

«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер

Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, – антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» – с такими детьми не работают. Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей. Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны. Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:

«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»

Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным. Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий. А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть. То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много. Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым – принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча.

Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

Гиперактивный ребенок: что делать родителям

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Содержание

  • 1 Подробнее о проблеме
  • 2 В чем проявляется недуг?
  • 3 Чем обуславливается синдром?
  • 4 Комплексный подход
  • 5 На заметку родителям
  • 6 Проблема во время учебы
  • 7 Действенная терапия

Подробнее о проблеме

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как помочь гиперактивному ребенку? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Метки:Гиперактивность

Симптомы тревожности у детей с СДВГ

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности беспокоятся о самых разных вещах, в том числе о вещах, которые другие дети воспринимают спокойно. Когда такая тревога связана с «коморбидным» состоянием — то есть полномасштабным, поддающимся диагностике психологическим состоянием, существующим в дополнение к СДВГ, — ребенку может потребоваться официальное консультирование по поводу тревожного расстройства. Но многим боязливым детям можно помочь с помощью нескольких простых приемов (в дополнение к назначенным лекарствам, конечно).

Десятилетняя Терри пришла на сеанс, потому что беспокоилась о предстоящей вечеринке с ночевкой. Она хотела принять участие, но боялась. — А если я не знаю, что сказать? она спросила. «Что, если я заскучаю по дому и мне придется вернуться домой? Я бы умер от смущения».

Я узнал, что у Терри был неприятный опыт на ночевке несколько месяцев назад. Вместо того, чтобы признать, что скучает по дому, и попросить отвезти ее домой, она всю ночь не спала — и чувствовала себя несчастной. Следующий день был туманом слез, раздражительности и истощения. Когда ее мать спросила, что случилось, Терри ответила: «Я хотела, чтобы вы думали, что я стала более взрослой, и не хотела просить вас прийти за мной».

Смущение — это не все, что терзает этих детей, и даже кажущиеся тривиальными страхи могут быть изнурительными. Некоторые дети боятся ошибиться в школе и разочаровать своих учителей или родителей. Третьи боятся оказаться в центре положительного внимания на собраниях. Карл отклонял приглашения на день рождения, потому что боялся, что его может испугать звук лопнувшего воздушного шара. Однажды это случилось на вечеринке, и он боялся, что это может повториться снова.

И Терри, и Карл отреагировали на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), форму психотерапии, которая учит людей тому, как реалистично противостоять своим страхам, проверять их обоснованность и меньше реагировать на тревожные чувства. Родители могут использовать эти приемы, чтобы помочь ребенку успокоиться, когда в его голове застревают «тревожные слова». Вот несколько идей, которые могут оказаться полезными:

[Самопроверка: есть ли у моего ребенка генерализованное тревожное расстройство?]

1. Убедитесь, что вы понимаете страх ребенка, прежде чем пытаться развеять его

Внимательно слушайте ребенка, когда он объясняет, что его беспокоит. Не делайте поспешных выводов и не думайте, что фраза «Не волнуйтесь» поможет.

Детям, слишком маленьким, чтобы выражать свои страхи, может быть полезно предложить им нарисовать картинку. Тони сказал мне, что любит своих бабушку и дедушку, но боялся ночевать у них дома. Когда я попросил его нарисовать свое беспокойство, он нарисовал страшного клоуна. Я рассказала его маме о рисунке, и она точно знала, что происходит: «Это дедушка-клоун поставил Тони в гостевой комнате в последний раз, когда он у него гостил», — объяснила она.

Как только Тони узнал, что клоуна увезли, его тревога испарилась. «Я рад, что клоуна убрали из этой комнаты», — сказал он. «Я боялся, что он может ожить ночью».

2. Попросите ребенка подробно рассмотреть свой страх

Вы можете попросить его оценить серьезность своего страха по 10-балльной шкале. Или спросите его, что вызывает у него страшные мысли. Сопровождает ли страх гнев, одиночество или какое-либо другое чувство?

[Может ли у моего ребенка быть СДВГ?]

Когда страх совершенно беспочвенный, решить проблему может простое заверение: «Я могу дать вам 100-процентную гарантию, что в вашу спальню не вторгнется тираннозавр».

Не сбрасывайте со счетов беспокойство. Признавайте чувства, давая ребенку информацию. Могут помочь соответствующие возрасту книги на волнующую тему. Например, ребенку, который «беспокоится о погоде», может быть полезно прочитать о молнии и других погодных явлениях.

Книги о заботах других детей могут быть особенно полезными. Если ваш ребенок прочитает о том, как другой ребенок справился с подобными страхами, это может стать трамплином для обсуждения беспокойства. Есть ли напуганный ребенок, который не может понять 9 Джудит Виорст?0037 Александр и ужасный, ужасный, нехороший, очень плохой день?

3. Разработайте метод, который ребенок может использовать для «изгнания» страшных мыслей

Ваш ребенок может представить, что пишет слова на доске, а затем стирает их. Или он может представить, как закапывает слова в яму или запечатывает их в ракете, а затем запускает ее в космос. Младший ребенок может почувствовать себя лучше, если его любимая кукла будет повторять «Уходи» или другое заклинание.

4. Спросите ребенка, что можно сделать, чтобы ситуация стала менее пугающей

Если ребенок боится светского мероприятия, потому что «никого из тех, кого я знаю, там не будет», вы можете сказать: «Посмотрим, сможем ли мы пригласить вашего друга с собой». Или вы можете разработать план Б (ранний выход), который может помочь ребенку почувствовать, что он имеет некоторый контроль над ситуацией. Заранее поговорив с ребенком, вы поможете ему спокойно пройти через потенциально трудное место.

5. Научите ребенка методам релаксации

Йога, глубокое дыхание и другие методы самоуспокоения очень эффективны. Изучите курсы для детей, предлагаемые в вашем районе.

Некоторые дети разработали свои собственные способы успокоиться, когда их настигает тревога, например, обнимая подушку, слушая записанную историю, играя с домашним животным или просто держа в руках любимую игрушку или другой «предмет для комфорта». Кто бы мог подумать, что владение «монстр-траком» поможет ребенку чувствовать себя в безопасности? Просто может!

В конечном счете, ребенок должен обуздать собственное беспокойство. Когда дети сомневаются в своей способности успокоиться, я напоминаю им о слоне Дамбо, чей друг, мышь, дал ему перо, чтобы убедить его, что он может летать. Может быть, нам всем нужно перо Дамбо.

[Симптомы тревоги у детей]

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Инстаграм
  • Пинтерест

Предыдущая статья Следующая статья

Связь между СДВГ и тревогой у детей

Дети с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто борются с тревогой, будь то несколько симптомов или полноценное расстройство. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2016 года (NSCH), самому последнему исследованию, для которого были доступны эти данные, 3 из 10 детей с СДВГ также страдают тревожным расстройством, а самое последнее исследование также показывает коморбидность между СДВГ и тревогой, достигающую 32,7. % во многих образцах.¹˒²

Некоторые симптомы СДВГ, такие как частые прерывания, выбалтывание, беспокойство и забывчивость, могут быть очень навязчивыми и повышать уровень стресса у детей. Например, если детей постоянно ругают за то, что они говорят вне очереди в школе, они, скорее всего, будут испытывать более высокий стресс и низкую самооценку.

СДВГ или тревога? Понимание связи

Многие дети с диагнозом СДВГ испытывают трудности с рабочей памятью, навыками управления временем и организаторскими способностями. Это может затруднить выполнение повседневных дел и выполнение как краткосрочных, так и долгосрочных задач. Это также может привести к хроническому стрессу.

Эмоциональная регуляция — еще одна проблема для детей с СДВГ. СДВГ имеет тенденцию вызывать у детей эмоции — положительные или отрицательные, — с которыми в данный момент может быть трудно справиться. Например, если ребенок переполнен чувством беспокойства и начинает размышлять о беспокойстве, этот ребенок может изо всех сил пытаться понять свои мысли и попасть в цикл негативных и тревожных мыслей.

Как отличить СДВГ от тревожности

Вы можете отличить эти два состояния друг от друга, наблюдая за некоторыми их ключевыми паттернами. Пристальное внимание к этим критическим сигналам может дать полезную информацию о типе состояния, которое может быть у вашего ребенка. Обратите внимание, что многие симптомы совпадают, и вам всегда следует обратиться к педиатру для оценки точного диагноза.

Как правило, страхи и беспокойства по поводу плохих вещей лежат в основе поведения тревожного ребенка, даже если они кажутся не связанными между собой (гнев или раздражительность, боли в животе).

При СДВГ обычно поведение не связано с беспокойством.

Симптомы тревоги у ребенка с СДВГ

Трудности с регулированием эмоций и преодолением тревожных мыслей могут проявляться по-разному у разных детей. В то время как некоторые дети могут полностью проверить и обратить свои тревожные мысли внутрь себя, другие, скорее всего, будут вести себя негативно. Настройка на базовое поведение вашего ребенка поможет вам оценить сосуществующую тревогу, когда вы заметите изменение в поведении.

Symptoms of anxiety in children include:

  • Sleep disturbance (difficulty falling or staying asleep)

  • Increased irritability

  • Being argumentative

  • Withdrawing from peers

  • Отказ от школы

  • Деструктивное поведение или клоунада в школе

  • Накручивание волос или дергание кожи

Ошибочный диагноз может иметь место и происходит, когда речь идет о детях с СДВГ и/или тревогой. Лучший курс действий для обеспечения точного диагноза — тщательная оценка у нейропсихолога. (Ваш педиатр или школьный консультант сможет направить вас к специалисту.)

У многих детей тревога очень похожа на СДВГ, поэтому важно, чтобы ваш ребенок был осмотрен кем-то, кто знаком с нюансами СДВГ, чтобы определить наилучший курс лечения. Имейте в виду, что школьные учителя могут быть более знакомы с симптомами СДВГ, чем с тревогой, поэтому в школе нередко возникает путаница.

Ниже приведены лишь некоторые из многих способов, в которых симптомы СДВГ и тревоги перекрываются:

Невнимательность

Тревожный ребенок может проверить и настроиться на свои беспокойства. Учителю или родителю это кажется невнимательностью. Для ребенка с СДВГ невнимательность является симптомом расстройства.

Плохие отношения со сверстниками

Ребенку с социальной тревожностью будет сложно заводить и поддерживать дружеские отношения из-за страха перед отказом или трудностей с регулированием эмоциональных мыслей во время общения со сверстниками. У ребенка с СДВГ, вероятно, низкий контроль импульсов и плохие социальные навыки, что затрудняет поддержание дружеских отношений.

Привычка к медленной работе

Тревожные дети могут бороться с перфекционизмом, что затрудняет выполнение в классе и домашних заданий. Ребенок с СДВГ борется с рабочей нагрузкой из-за плохих организационных навыков и сниженной концентрации внимания.

Постоянное движение

Тревожные дети склонны много двигаться (постукивать ногами, опрокидывать стул) и постоянно задавать вопросы, пытаясь справиться с тревожной энергией. Дети с СДВГ беспокойны из-за слабого контроля импульсов.

Хотя некоторые симптомы частично совпадают, важно отметить, что тревожные дети демонстрируют более перфекционистское поведение и беспокоятся об общении с другими людьми, в то время как дети с СДВГ испытывают трудности с контролем импульсов и организованностью.

Полное нейропсихологическое обследование, включающее по крайней мере одно обследование в классе, поможет определить, связано ли поведение ребенка с СДВГ, тревогой или их комбинацией. Школьное жилье также может быть полезным.

Как помочь ребенку с СДВГ справиться с беспокойством

И СДВГ, и тревога тяжело сказываются на детях. Как родитель, вы должны заботиться о самооценке вашего ребенка. Пусть ваш ребенок знает, что это не его вина, и что многие другие дети испытывают такие же трудности. А пока вот несколько стратегий, которые помогут вашему ребенку справиться с тревожными моментами.

Держите трекер триггеров

Понимание того, какие конкретно факторы стресса вызывают наибольшую тревогу у вашего ребенка, поможет вашему ребенку научиться прогнозировать ситуации, вызывающие тревогу, и справляться с симптомами по мере их возникновения. Например, если боязнь экзаменов вызывает искаженное мышление, ваш ребенок может встретиться с классным учителем, чтобы определить стратегии сдачи тестов, которые могут помочь в данный момент.

Ваш ребенок может держать «термометр для беспокойства» в своем рюкзаке или на столе, чтобы записывать время, когда ему было «горячо» от беспокойства в течение учебного дня. Он может раскрасить термометр до нужного уровня и записать время суток. Это поможет классному учителю понять его горячие точки беспокойства. Дети также могут использовать дома термометр для беспокойства или вести дневник беспокойства, чтобы вести список тревожных и навязчивых мыслей.

Учим останавливать мысли

Встревоженные дети борются с наводнением. Тревожные мысли, как правило, захлестывают детей одновременно, и бывает трудно восстановиться, когда мозг переключается на шаблон тревожного мышления.

Научите ребенка останавливать мысли дома. В спокойной обстановке попросите ребенка потренироваться говорить: «Нет. Перестань мне это говорить, волнуйся, мозг. Я могу сделать это.» Когда дети «возражают» своему беспокойному мозгу и заменяют тревожные мысли позитивными, они могут прервать цикл беспокойства и перезагрузить себя.

Обучение глубокому дыханию

Глубокое дыхание — отличная стратегия для маленьких детей. Глубокое дыхание замедляет частоту сердечных сокращений и снимает мышечное напряжение. Поощряйте ребенка визуализировать надувание воздушного шара при очень глубоком вдохе. Ваш ребенок должен вдохнуть, считая до четырех, задержать дыхание на четыре и выдохнуть на четыре.

Приложение MyLife Meditation (ранее называвшееся Stop, Breathe & Think) — отличный ресурс для детей с тревогой и СДВГ. С помощью управляемых медитаций и осознанного дыхания дети учатся управлять своими тревожными мыслями и заменяют негативное/тревожное мышление спокойным/умиротворенным.

Подумайте о психотерапии

Если тревожность вашего ребенка влияет на его повседневную жизнь (в школе, дома, на свежем воздухе) и мешает ему получать доступ к учебной программе в школе и получать удовольствие от жизни, пришло время обратиться к лицензированному специалисту по психическому здоровью. С помощью психотерапии дети могут научиться управлять своими эмоциями и работать со своими триггерами стресса и беспокойства. Для достижения наилучших результатов поищите направление к детскому психотерапевту, который специализируется на тревожных расстройствах.

Как лечить СДВГ и тревогу

После постановки диагноза вы можете изучить наиболее подходящие варианты лечения. Несмотря на их сходство, методы лечения тревоги и СДВГ могут различаться в зависимости от диагноза и наличия у вашего ребенка каких-либо дополнительных заболеваний. Вот наиболее вероятные варианты действий для каждой из трех различных диагностических ситуаций.

У вашего ребенка диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Обычно перед курсом лекарств рекомендуется сочетание поведенческой терапии и школьных мероприятий. Но если это рекомендовано, лекарства, отпускаемые по рецепту, включают стимуляторы и нестимуляторы.

Хотя стимулирующие препараты в некоторых случаях могут сделать симптомы тревоги более выраженными, их часто назначают детям от 6 лет и старше с диагнозом СДВГ, с известным тревожным расстройством или без него.

У вашего ребенка диагностирована тревожность

Если у вашего ребенка диагностирована тревожность, лечение может быть сложным. Тревога может принимать различные формы и может потребовать сочетания терапевтических вмешательств.

Имеются доказательства того, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) работает, как и лекарства, отпускаемые по рецепту, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) антидепрессанты.

У вашего ребенка диагностированы и СДВГ, и тревожность

Если у вашего ребенка диагностированы и СДВГ, и тревожность, вам лучше поговорить со специалистом в области психического здоровья. Они помогут вам определить, является ли поведенческая терапия хорошим начальным путем, который вы должны рассмотреть, прежде чем переходить к лечению отпускаемыми по рецепту лекарствами.

Имеются данные, подтверждающие использование стратегий модификации поведения перед введением психотропных препаратов. Эти стратегии включают в себя положительное подкрепление и навыки преодоления трудностей. В частности, у детей старшего возраста эти стратегии могут помочь облегчить тяжесть симптомов СДВГ и тревоги.

Влияние лекарств от СДВГ на тревожность

Если лекарства являются частью лечения вашего ребенка от СДВГ, вы можете ожидать улучшения результатов по ходу лечения. Исследования показывают, что дети с диагнозом СДВГ могут получить пользу от приема стимулирующих препаратов. Эти препараты могут помочь ограничить повторяющееся импульсивное поведение.

Медикаментозная терапия часто может показаться легким решением. Тем не менее, лекарства от СДВГ могут вызывать побочные эффекты, о которых должен помнить каждый родитель, прежде чем начинать медикаментозное лечение.

Одним из хорошо задокументированных психологических побочных эффектов лекарств от СДВГ у детей является тревога.

Некоторые другие распространенные побочные эффекты стимулирующих препаратов включают потерю веса, снижение аппетита, желудочно-кишечные расстройства и нарушения сна.

Важно не путать тревогу, вызванную приемом лекарств, с первичной тревогой. Симптомы, которые начинают проявляться при начале медикаментозного лечения, скорее всего, исчезнут вскоре после прекращения медикаментозной терапии.

Как лекарства от СДВГ влияют на тревогу

Стимулирующие препараты воздействуют на центральную нервную систему и активируют определенные химические вещества мозга. Этот процесс помогает улучшить внимание и справиться с симптомами, вызванными СДВГ. В некоторых случаях стимуляторы могут вызывать симптомы тревоги. Тем не менее, есть также исследования, которые, по-видимому, устанавливают связь между лекарствами от СДВГ и снижением риска тревожности у детей.

Полезно знать профиль побочных эффектов лекарств от СДВГ. Это осознание может помочь вам быть более подготовленными, чтобы помочь вашему ребенку.

Если вам кажется, что существует слишком много побочных эффектов, связанных с конкретным лекарством от СДВГ, вам следует обсудить альтернативные методы лечения со своим лечащим врачом. Это может обеспечить наиболее положительный результат лечения для вашего ребенка.

  1. Даниэльсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С. Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии . 2018, 47:2, 199-212.
  2. CHADD, Национальный ресурсный центр по СДВГ.

CHADD, Национальный ресурсный центр по СДВГ. СДВГ и сопутствующие расстройства (PDF). По состоянию на 3 марта 2021 г.

Д. Б. Шац, А. Л. Ростейн, «СДВГ с сопутствующей тревогой — обзор современной литературы», Журнал расстройств внимания, 2006 г. — Sage Publications

Reynolds S, Lane SJ, NLM, Сенсорная чрезмерная чувствительность и тревога у детей с СДВГ. PMID: 19708472, DOI: 10.5014/ajot.63.4.433

Wilens TE, Spencer TG, NLM, Понимание синдрома дефицита внимания/гиперактивности от детства до взрослой жизни.

Постдипломная мед. 2010 сен; 122(5): 97–109.doi: 10.3810/pgm.2010.09.2206

Центры по контролю и профилактике заболеваний. Тревога и депрессия у детей. Доступно на https://www. cdc.gov/childrensmentalhealth/depression.html. По состоянию на 3 октября 2022 г.

Центры по контролю и профилактике заболеваний. Детские психические расстройства. Доступно по адресу https://www.cdc.gov/childrensmentalhealth/symptoms.html. По состоянию на 20 сентября 2022 г.

Национальная служба здравоохранения. Тревожные расстройства у детей. Доступно по адресу https://www.nhs.uk/mental-health/children-and-young-adults/advice-for-parents/anxiety-disorders-in-children. По состоянию на 2 октября 2022 г.

Карпентер Дж. К., Эндрюс Л. А., Виткрафт С. М., Пауэрс М. Б., Смитс Дж. А. Дж., Хофманн С. Г., НЛМ, Когнитивно-поведенческая терапия тревоги и связанных с ней расстройств: метаанализ рандомизированных плацебо-контролируемых исследований. PMID: 29451967 PMCID: PMC5992015 DOI:10.1002/da.22728

Dunlop BW, Davis PG, NIH, Комбинированное лечение бензодиазепинами и СИОЗС при сопутствующей тревоге и депрессии: обзор. PMID: 18615162 PMCID: PMC2446479DOI: 10.4088/pcc.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts