Воспитание детей в христианской семье: 4 практических аспекта. Часть 2
В прошлой статье мы говорили с вами о самой большой ответственности, которая лежит на родителях: воспитание детей. Сегодня я поделюсь с вами несколькими практическими методами, которые можно использовать в своей семье.
Воспитывая ребенка, есть огромное искушение привязать его к себе. Но мы не должны этого делать. Наша задача – привязать его к Господу, научить слышать Божий голос и быть послушным Его повелениям. Обучение и наставление детей может и должно быть разнообразным, захватывающим и интересным. Давайте рассмотрим несколько простых, но важных шагов, которые мы можем для этого сделать:
Личный примерБезусловно, это самая главная и важная форма того, как научить детей жить так, чтобы это было угодно Господу. Как бы родители ни старались объяснить, рассказать или наставить, это будет бесполезно, если при этом их поступки расходятся с их учением. Малыши абсолютно все схватывают очень быстро. Для них мама и папа – это самые лучшие люди в мире, и неважно, что и как они делают, но нужно обязательно быть таким, как они. Моя двухлетняя дочь копирует все мои жесты, слова, мимику, поступки. И это придает мне мотивации еще пристальнее смотреть за собой: что я говорю, что делаю, как веду себя не только в обществе, но и дома, ведь, то, что я могу позволить себе дома, когда никто не видит, обязательно повторит моя девочка в большом собрании людей. Это дисциплинирует меня и вдохновляет к изменениям.
Но, взрослея, уже будучи подростками, они уже начинают не просто копировать родителей, но и анализировать их поступки и слова. У молодых людей обостренное чувство справедливости – все должно быть так, как должно быть. Их очень возмущает непоследовательность взрослых, чем они впоследствии оправдывают свое еще более неприемлемое поведение. Но, если использовать свой личный пример, пусть и негативный, но мудро, тогда это также может сыграть на пользу.
Во Второзаконии, 6 главе, где Господь дает повеление о наставлении детей, Он также дает и повеление, по отношению к самим родителям: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Второзаконие 6:17-18). В первую очередь, мы должны привести себя и свою жизнь в порядок и соответствие с Божьим Словом. Или же, учиться этому вместе со своим ребенком. Но при этом нужно быть смелым и открыто признаваться в своих ошибках. Объясните детям, что вы учитесь вместе с ними, что у вас тоже не все еще получается, попросите их о помощи и понимании. Такое отношение всегда даст лучший результат, чем авторитарные заявления, что родитель всегда прав.
Семейная молитваВторое, что мы, как родители можем сделать для своих детей – это вместе молиться. Не просто молиться вместе, но научить их молиться. Показать важность молитвы. Сделать молитву неотъемлемой частью жизни. Поставить ее на первое место в жизни.
Семейная молитва может быть разного характера. Молиться можно утром, благословляя детей на предстоящий день. Молитва может происходить перед едой, когда вся семья собирается за столом. Это может быть вечером, перед сном, с благословением на сон и завтрашний день. Хорошо, если вы уделите особенное время для общения.
Я выросла в многодетной семье, мои родители были верующими людьми, и я никогда не забуду того времени, когда каждый вечер в 21.00 мы собирались на молитву. Каждый из нас, включая родителей, делился своими достижениями и трудностями в прошедшем дне. Мы обсуждали возникшие сложные ситуации, а также каждый рассказывал, что он сегодня прочитал из Слова Божьего, что почерпнул и какие вопросы возникли. Это было время поддержки, утешения и наставлений. Наше общение заканчивалось молитвой, и все расходились по своим комнатам.
Кроме всего вышеперечисленного семейная молитва дисциплинирует. Если есть установленное время и правила, это будет мотивировать каждого члена семьи к определенным действиям: планировать свое время, исходя из того, на который час назначена молитва, анализировать свой день, читать Писание, чтобы было чем поделиться.
Чтение и разбор Божьего словаИзучение Библии основывается на убеждении, что Бог сказал Свое Слово (Евреям 1:1-2) и что часть того, что Он проговорил заключено в Священном Писании (2 Тимофею 3:16а); и это записано нам в наставление (1 Коринфянам 10:11, 2 Тимофею 3:16), чтобы Божий человек был приготовлен на всякое доброе дело (2 Тимофею 3:17). Библия должна стать нашей настольной книгой. При этом я не говорю о том, что вся остальная литература не нужна. Но Библия – это особенная Книга, и ей должно быть отведено особенное место в нашей жизни. Мы не должны просто читать ее, но изучать, объяснять, применять. Иногда нужно уметь сделать чтение интересным, чтобы ребенку это нравилось, и он с желанием и готовностью делал это ежедневно.
Моя мама сделала чтение Библии настолько увлекательным, что я могла целыми днями сидеть и читать. И это мне нравилось. Мы читали вместе, в ролях – она читала слова автора, а я – действующих лиц или наоборот. Мне мама подарила Библию, в которой я могла подчеркивать, рисовать, вклеивать картинки. Там, где была написана притча о заблудившейся овце, у меня была нарисована овечка. А там, где была притча о домах, построенных на прочном и слабом основаниях – домики. Моей любимой книгой была Книга Эсфирь. Разными цветами я подчеркивала разные слова – слова, которые были написаны с большой буквы, слова, которые определяли царя и царицу, слова, которые относились к Богу, слова, которые мне просто понравились.
Некоторые осуждают такие методы и запрещают своим детям делать что-либо подобное. Но через это можно заинтересовать, ведь когда интересно, то и учиться легче. Когда дети становятся старше, их необходимо приучать к самостоятельному изучению Слова, учить их применять это Слово и вести соответствующий образ жизни. Но при этом чтение и изучение Библии не должно ассоциироваться с наказанием, пусть это будет чем-то приятным и полезным.
Посещение церквиТакже не следует пренебрегать посещением церкви. Ребенок должен видеть важность посещения воскресных богослужений. А наша задача – показывать в этом пример и объяснять зачем мы это делаем и почему.
Мы должны делать все так, будто все зависит от нас. Только так мы сможем сделать все, что в наших силах. Непрестанно молитесь за своих детей, потому что только Бог видит сердца и может их изменить, несмотря на возраст. Непрестанно молитесь за себя, чтобы Бог давал мудрость, терпение и любовь в наставлении и воспитании. И только так у вас внутри будет мир и покой, потому что вы доверите своих детей Тому, Кто точно о них позаботится.
Елена Ризнык специально для «Небеса ТВ7».
«Христианское воспитание в семье – миф или реальность?»
Круглый стол «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?», прошедший в рамках фестивальной площадки, посвященной теме ответственности семьи за христианское воспитание детей и подростков, собрал тех, кто всерьез размышляет над проблемами воцерковления детей и готов поделиться своим положительным опытом в этой области. Опытом, который может вдохновить или вразумить других, помочь увидеть новые возможности или задуматься.
Ведущая площадки Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра Преображенского братства, отметила, что тема круглого стола была выбрана не случайно, поскольку именно семья призвана закладывать основы веры в детях и помогать ее воплощению ежедневно. Современные семьи сегодня сталкиваются со многими проблемами и трудностями в деле христианского воспитания, связанными, в первую очередь, с потерей традиции воспитания в вере, отсутствием в обществе должных этических норм и необходимой среды. Поэтому одних усилий родителей для воцерковления детей недостаточно – нужны еще и соборные усилия церковной общины. Неслучайно древняя восточная мудрость гласит: «Чтобы воспитать одного хорошего человека, нужны усилия целой деревни»; то есть помощь близких и знакомых ребенку людей, опыту и совету которых он доверяет, примеру которых готов следовать.
Однако опыт показывает, что если семья или хотя бы один верующий член семьи не берет на себя ответственность за воцерковление детей, если нет ежедневных, последовательных усилий в области христианского воспитания и доброго примера веры родителей, то и церковная община в большинстве случаев не может помочь детям стать христианами. Родители не всегда осознают, что у детей верующих родителей особые возможности и дары, если они решатся стать христианами еще в детском или подростковом возрасте и сумеют перейти «бурное море» юношеского возраста, сохранив верность Христу и Церкви.
Ольга СиницынаВ ходе круглого стола были показаны видеоинтервью с размышлениями современных верующих родителей о том главном, что, по их мнению, отличает христианское воспитание от светского, об основных проблемах воцерковления детей, с которыми им приходится сталкиваться.
Также прозвучали свидетельства тех, кто с детства был связан с исповедниками веры, о существовавшей традиции христианского воспитания: Елизаветы Михайловны Шик, дочери священномученика Михаила Шика; Екатерины Ивановны Пикиной, члена братства епископа-катехизатора Макария (Опоцкого); писателя Алексея Петровича Арцыбушева.
Своим размышлением о христианском воспитании в семье поделилась участница круглого стола матушка Ольга Юревич, жена протоиерея Андрея Юревича и мать семи детей, автор книги «Матушкины цветочки». Она отметила, что люди, выросшие в неверующих семьях (а таких в наше время по-прежнему большинство), не видели примеров подлинной веры и настоящей любви, воплощенных в конкретных делах родителей, в их отношениях и поведении. Мало счастливчиков, выросших в полных верующих счастливых семьях, где ребенок естественным образом, так же как родной язык, усваивает христианские ценности, учится быть христианином. «Когда ребенок видит, как вы доверяете Богу, полностью уповаете на Него, нуждаетесь в Нем, он осознает, что Бог реален и ваша вера – не абстракция», – сказала матушка Ольга. Она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы растить своих детей для Бога. При всех бытовых трудностях, связанных с нелегким служением супруга-священника, среди бесконечной готовки и стирки, она всегда находила время говорить о Христе со своими детьми. И это действительно подвиг – подлинное исполнение призвания мамы.
Матушка Ольга ЮревичМатушка Ольга выделила несколько основных вех, способствовавших в их семье успешному христианскому воспитанию детей. Это, прежде всего, вера родителей, их любовь друг к другу (отец не может сделать большего для детей, чем любить их мать) и к детям: «От любви никто никуда не убегает». Нужны запреты и границы, строгость и наказания. Но прежде всего все-таки надо преподать детям урок благой вести, любви Божьей, ведь Бог и дал нам закон, потому что Он нас любит.
Еще одна важная веха – молитва, разговор с Богом. Самое главное молиться своими словами с детьми, благословлять их на добрые дела. Родительское благословение творит чудеса.
Очень важен и положительный церковный опыт, связь между поколениями, когда воспитание детей идет еще и в большой семье-общине. Наши кровные семьи становятся частью церковной общины, где люди соединены в совместном служении Богу. Когда есть совместная жизнь и труды ради Бога и Церкви, тогда и дети входят в служение естественно и успешно.
Фрагмент воспоминаний Елизаветы Михайловны Шик (1926-2014), дочери священномученика Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне, об отношениях ее родителей к христианскому браку напомнил всем, что супруги призваны преодолеть во Христе лишь плотское отношение друг к другу и к своим детям.
Дмитрий Каштанов, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства из Екатеринбурга и его супруга Елена, родители троих детей, рассказали о своем опыте. По мнению Дмитрия Каштанова, важно не столько физическое присутствие отца, сколько его призвание вести ребенка вверх, а не только оберегать и защищать. Именно отец должен показывать пример мужественности, стойкости в вере. Отец обязан в отношении своих детей сформировать такой уклад семьи, который позволит им противостоять давлению мира сего. Нужно созидать различные пространства, где может осуществляться христианское воспитание детей: это и пространство личного общения, когда можно задать отцу самые важные вопросы; и семейная трапеза, когда вся семья собирается вместе и делится тем, как прошел день; пространство общей молитвы и чтения Писания, когда ребенок задает свои вопросы о вере. «Дети прогибаются под этот мир, так как чувствуют его силу, не хотят быть неудачниками в этом мире. Если мы им не подскажем, как пройти через эти искушения, то мир «подскажет»», – подчеркнул Дмитрий Каштанов.
Елена и Дмитрий КаштановыЕлена Каштанова обратила особое внимание на то, что родителям важно разобраться, что они должны сделать для христианского воспитания ребенка, и что они хотят сделать. В большинстве случаев верующие родители хотят, чтобы их дети стали христианами. Но под этим могут пониматься совершенно разные вещи. Например, ребенок должен стать хорошим, воспитанным, успешным человеком (не пьяницей, не наркоманом, не блудником, честным, добрым, мудрым) или должен взять свой крест и пойти за Христом и стать Его учеником. Между этими двумя представлениями есть существенная разница. Конечно, родители не имеют права требовать от детей выбора креста, но они обязаны рассказать им о двух путях – жизни и смерти. Это родительский и христианский долг.
Вера Журавлева, психолог, директор Общества друзей Священного Писания, (Санкт-Петербург), уже тридцать пять лет занимается организацией лагерей для детей и подростков, работает с детьми из христианских семей в кризисных ситуациях. Она отметила, что для успешного христианского воспитания в семье должна быть гармония между любовью и дисциплиной. Если мы уклоняемся в сторону дисциплины и порядка, мы создаем в наших семьях тюрьму (это может привести к уничтожению личности), а если в сторону любви – получаем вседозволенность (отсутствие границ). Еще одна проблема кроется в том, что любовь к детям надо не просто иметь, надо еще уметь ее выражать. Все кризисные родители говорят, что они любят своих детей, но дети этого не чувствуют. Или наоборот – любимый ребенок делает, все что хочет. В Писании есть заповедь: «Почитай отца и мать». Всем родителям важно задать себе вопрос: «Являюсь ли я родителем, которого дети уважают, не говоря уже о том, что почитают? Меня есть за что уважать?» Важно, чтобы родители думали не о том, что они должны сделать для своих детей, а о том, какими они должен быть, чтобы их дети, когда вырастут, их уважали и почитали.
Елена и Дмитрий Каштановы, Вера ЖуравлеваПисатель и художник Алексей Петрович Арцыбушев (1919-2017) рассказал на встрече с членами Преображенского братства о примере стойкости и мужества веры в любых обстоятельствах – о своей матери Татьяне Александровне Арцыбушеве, в монашестве – Таисии. Вера его матери сформировала в нем тот духовный стержень, который потом помог ему пройти все испытания, лагеря и не отпасть от Бога.
Ирина Елисеева, сотрудница Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте, рассказала об ответственности за христианское воспитание ребенка, которая ложится на воцерковленного родителя в семье, где второй родитель является нецерковным: «Когда я ждала сына, прогноз врачей был однозначный – после восьмого месяца беременности мы оба не выживем из-за моей врожденной сердечной недостаточности. Поэтому нас ни за какие деньги не брали ни в один роддом… Но Преображенское братство отмолило наши жизни – Миша родился, и я выжила, так что наш неверующий профессор-кардиолог сказал в тот день: «Вы понимаете, что это чудо Божье!» В такой ситуации ты особенно отчетливо понимаешь, что кроме твоих ожиданий от сына, у Бога также есть надежда на него; и что именно мне придется потрудиться, чтобы так его вырастить, чтобы ожидания оправдались». Дети перенимают отношение родителей к Богу, поэтому важно все продумывать, держать ритмы. В каждом возрасте важно правильно отвечать на эмоциональные реакции ребенка, делать свои акценты в молитве, Писании, богослужении, подбирать книги, фильмы. «Как-то лет в 6 Миша не хотел утром вставать в храм, я ему сказала: «Как же я приду в храм, все мы соберемся, и Бог скажет, а где же Миша? » И он вдруг понял, что так оно и есть, и собрался», – рассказала Ирина.
Еще один принцип – родители всегда старшие для детей, их слово и требования не должны игнорироваться. Нужно научить ребенка различать добро и зло, чтобы у него был внутренний стержень, связанный с Божьими заповедями, и он мог выбирать добро; объяснить, что у верующего человека больше ограничений, связанных с выбором жизненного пути, профессии, семейного положения, что Бог и все что ему посвящено – молитва, встречи, занятия в братском хоре, – не может стоять в одном ряду с остальными хорошими вещами в жизни.
Очень важно, какой образ Церкви видят дети. История XX века показала, что личную веру в Бога люди легче сохраняли, и даже могли передавать детям, чем веру в Церковь. Сегодня часто можно слышать, что, вырастая, и сталкиваясь со сложными ситуациями, дети теряют интерес к Церкви, не знают, что там искать или что делать? Начиная с подросткового возраста, особенно важным становится вопрос, есть ли у ребенка какие-то настоящие отношения со старшими братьями и сестрами в церковном сообществе. Важен их пример служения, их совет. «Я уже сейчас учу сына, чтобы он понимал, кто из церковных людей старший, к кому идти за советом, чьему примеру следовать», – сказала Ирина Елисеева.
В заключение круглого стола ведущая Ольга Синицына подвела итоги состоявшегося обсуждения: «Роль семьи в воспитании очень важна, но также важно понимать ограниченность возможностей семьи, ведь семья сама по себе еще не является церковной общностью, семью делает христианской только Церковь. И у нас есть прекрасный образ – Святое Семейство – образ того, как семья по плоти может вырасти в настоящую духовную семью. В этом есть некое подлинное преображение семейных отношений, открытость к Небу, новая возможность для людей обрести друг друга во Христе и со Христом. И это для нас задача – возрастание нашей семьи по плоти в духовную семью».
В завершении встречи был показан фрагмент воспоминаний Екатерины Ивановны Пикиной (1923-2012), духовной дочери епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), об опыте ее семьи и других семей из братства владыки Макария, когда для них родство по духу обрело большую ценность по сравнению с родством по плоти.
Ольга Рябичева
Фото Евгения Огурцова
Видео Евгения Огурцова, Олега Глаголева, Вячеслава Куликова3 ключа к воспитанию с Иисусом
Я не был естественным в воспитании детей. Пока другие девочки-подростки сидели с детьми, я была занята мирскими делами. Ни одна мама в здравом уме не доверит мне своих детей.
К тому времени, когда я, наконец, выпрямился, успокоился и подчинился Иисусу, мои биологические часы уже тикали, но я боялся вырастить собственного человека. Это колоссальная ответственность!
Не нужно ходить на цыпочках, пробовать план или примерять детей на размер. Это предложение «все или ничего». К счастью, мой мужчина был убежден, что мы станем рок-звездными родителями (и я верила, что, по крайней мере, он будет), поэтому наша семья начала расти.
Желая оправдать его ожидания и опасаясь испортить жизнь своему ребенку, я начал читать все, что мог найти по этой теме. Я наблюдал за матерями с маленькими детьми в продуктовых магазинах и на играх в парках. Я даже вызвалась работать в церковной детской, чтобы набраться опыта.
Господи, не совершенство
Из наблюдения, непринужденной беседы и личного опыта я поняла, что вам не нужно быть идеальной, чтобы быть хорошей мамой.
Тебе нужен Иисус.
Когда вы следуете словам и пути Иисуса, Он покрывает ваши слабости, заполняет пробелы и готовит вас к тому, чтобы быть лучшей мамой для своих детей. Вот три ключа к воспитанию с Иисусом
1. Любить, как ИисусТочно так же, как мы нуждаемся в любви Иисуса, наши дети нуждаются в нашей. Родители — самые важные люди в жизни ребенка, и наши дети отчаянно нуждаются в нашем внимании, одобрении и привязанности.
Дети чувствуют себя в безопасности, когда знают, что ничего не могут сделать, чтобы заставить нас разлюбить их. «Новую заповедь даю вам: любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34).
Осыпайте их объятиями, поцелуями и словами одобрения. Будьте надежным. Слушайте, когда они говорят. Обратите на них внимание. Сдерживай свои обещания. Эти действия укрепляют родительские узы любви, в которой нуждаются дети.
2. Проведите инструктажДети не маленькие взрослые. Они не доставляются нам полными мудрости и здравого смысла. Они приходят бесстрашными и глупыми.
«Глупость привязалась к сердцу юноши» (Притчи 22:15). Вам нужно научить их благочестивым дисциплинам и жизненным навыкам, чтобы преодолеть их глупость. «Вразумляйте своих детей, и они дадут вам мир; они принесут вам наслаждение, которое вы желаете» (Притчи 29).:17 NIV).
Обучение ребенка требует времени и терпения. У них это вряд ли когда-нибудь получится с первого раза, но ведь и у нас тоже. Вспомните, когда вы в последний раз узнавали что-то новое.
С первого раза осилили? Приходилось ли повторять какую-либо инструкцию? И это важно: подтверждайте то, что они делают правильно и хорошо.
То, на чем мы концентрируемся, растет. Чаще ловите своих детей на правильном поведении, а не на разоблачении ошибок и проступков, чтобы они не боялись пробовать что-то новое. «Посему увещавайте друг друга и назидайте друг друга» (1 Фессалоникийцам 5:11, NIV.)
3. Отпустите контрольПредоставьте своим детям столько свободы воли, сколько вы можете вынести, чтобы они поняли, как принимать правильные решения и решать свои собственные проблемы. Библия полна указаний о том, как заставить жизнь работать и чувствовать себя наполненной, но Бог позволяет нам выбирать между послушанием или бунтом.
Бесценные уроки жизни лучше усвоить, чем преподать. Один мудрый человек из нашей церкви призвал меня возложить ответственность на моих мальчиков-первоклассников — обращаться с ними так, как будто они на три года старше, чем они есть на самом деле.
Безумно страшно? О, да! Это сработало? Ничего себе, сделал это когда-либо! Мои мальчики приняли вызов, их уверенность в себе взлетела до небес, и они обнаружили, что неудача не фатальна, а только поучительна.
«Наставь ребенка на путь, по которому должно идти, и, когда состарится, не сойдет с него» (Притчи 22:6 KJV).
Просто делай все возможное
Воспитание детей — несовершенный процесс. Господь знает, были времена, когда я выходил из себя, закатывал припадки, слишком остро реагировал и моделировал поведение, которое никогда не потерплю. Вы тоже будете. Делайте все возможное, а когда вы все испортите, сбросьте с извинениями и объяснениями, где это необходимо. Вы не должны быть идеальными. Просто любите этих детей, как Иисус любит вас, воспитывайте их как можно лучше, и когда вы отпустите их, они будут процветать.
Мои мальчики уже выросли, но они достигли зрелости со всеми навыками, необходимыми для победы в жизни. Они знают, что их любят до луны и обратно их мама, их папа и их Спаситель.
Они умеют решать проблемы. Они много работают. И они изо всех сил стараются помочь незнакомцам.
Я молюсь о том, чтобы вы наслаждались благословлением глубоких отношений со своими детьми в результате вашей любви, обучения и мужественного смирения.
Рассмотрите несколько дополнительных ресурсов:
Пять библейских истин, которые закрепят идентичность ваших детей во Христе
Единственная надежда для родителей
Робин Дайкстра
Робин Дайкстра — очаровательный спикер ретритов и конференций, а также автор бестселлера « Вдова в розовом: правдивая история жизни после утраты и преображающей силы любящего Бога» . В мемуарах прослеживается ее путь от Playboy Bunny до учителя Библии и провозглашается верность Бога, когда ее муж умер от сердечного приступа в тридцать девять лет, оставив Робин с двумя маленькими мальчиками, которых она воспитывала одна. Робин счастливо вышла замуж за мистера 4-Ever (или вы можете называть его Дэйвом). Они полновременно служат, выступая по всей стране и призывая других довериться Богу и следовать за Иисусом. Спросите о том, чтобы Робин поделилась своей историей на вашем следующем мероприятии. www.robyndykstra.com
Подробнее о Робин
Метки
семья дети Дети Бог совершенство люди угождаютКак избежать борьбы за власть с вашими детьми
«Я не хочу , чтобы вздремнул! Я не устал! Вы , так что несправедливо!»
«Я единственный подросток в мире у которого нет социальных сетей! тебе так несправедливо!»
Как мама четверых детей в возрасте от девяти до девятнадцати лет, я слышала все, что касается моей «несправедливости».
Раньше я пытался убедить своих детей, что я знаю, что для них лучше, и либо приводить наилучшие доводы относительно того, почему я принял те решения, которые я принял, либо загонять их комментариями «потому что я так сказал», я поклялся, что я никогда бы не сказал своим детям, помня, что я чувствовал в детстве, когда моя мама говорила это.
Результат обоих подходов был по большей части катастрофическим. Обычно это заканчивалось плачем одного или обоих из нас, словами, которые не следовало произносить в гневе, и хлопаньем дверей. Несмотря на то, что я использовал отличные навыки рассуждения, это никогда не заканчивалось словами: «Спасибо, мама, теперь я понимаю, почему у тебя такие границы. Это из-за твоей любви ко мне. Можем ли мы помолиться, чтобы я мог поблагодарить Бога за то, что он дал мне такого любящего родителя?»
Сострадательный, медленный на гнев
Когда я воспитываю детей, я стараюсь использовать нашего Небесного Отца как образец для подражания — в конце концов, он занимается этим воспитанием уже тысячи лет, верно?
Когда Бог явился Моисею в Исход 34:6, он сказал: «ГОСПОДЬ, ГОСПОДЬ, Бог сострадательный и милосердый, долготерпеливый, многолюбящий и верный» (NIV).
В Псалме 103:13 говорится: «Как отец милует своих детей, так милует Господь боящихся Его».
Если всемогущий Бог, способный действовать «с громом и землетрясением, и сильным шумом, с вихрем и бурею и огнем поядающим» (Исаия 29:6), вместо этого выбирает быть медлительным на гнев, нежным и сострадательным к своим детям , может быть, я мог бы воспользоваться этим и помолиться об изменении своего отношения к своим детям.
Я принял решение сменить гнев и разочарование на нежность и сострадание.
Лидерство с эмпатией
После долгих проб, ошибок и в основном молитв я, наконец, почувствовал свободу с подходом под названием «эхо».
ФБР называет этот подход «отзеркаливанием» при ведении переговоров с террористами. Поскольку иногда мне кажется, что я веду переговоры с террористами, я счел это полезным.
Но я решил переименовать подход в «эхо», потому что он напоминает мне, что делать, когда уровень стресса стремительно растет, и он начинается с «е», что напоминает мне о том, что нужно вести с сочувствием.
Вот как это работает.
1. ЭмпатияПереучите свой мозг ставить себя на их место. Вспомните, каково быть ребенком в этой ситуации. Используйте язык тела, чтобы показать свою заботу. Станьте на их один уровень. Смотрите ребенку в глаза с добротой и состраданием, а не с агрессивностью. Кроме того, в этот момент обычно помогает глубокий вдох, так как вашему мозгу нужен весь кислород, который он может получить.
2. ЭхоОбычно это легко понять, потому что они повторяют это снова и снова. Повторяйте им в ответ то, что они говорят, без осуждения или сарказма. Помните о нежности и сострадании Бога.
3. ПодтвердитьИх чувства реальны, даже если вы с ними не согласны. Даже если они драматичны или преувеличены. Даже если вы чувствуете, что они на 100% неправы. Вы по-прежнему можете подтверждать их чувства, не соглашаясь с ними. (Прочитайте это еще раз) Вы никогда не заставите их изменить свои чувства или то, как они решают подойти к проблеме, борясь с ними или говоря, что они не правы. (Я пытался. Становится некрасиво, когда сталкиваешься с волевым существом.)
4. Предложите выборБольшинство людей хотят иметь небольшой контроль над своей жизнью. Поскольку дети — это люди, полезно предложить выбор, который обеспечивает некоторый общий контроль. Вы все еще можете настаивать на конечном результате (ваш ребенок спит или ваш подросток сейчас не пользуется социальными сетями), но дайте им немного общего контроля. В конце концов, если подумать, наш Небесный Отец дает нам возможность выбирать каждый божий день.
2 примера из реальной жизни
Ниже приведены два примера того, как это работает в реальной жизни.
С дошкольникомРодитель: «Пора спать!»
Ребенок: «Я не хочу спать! Я не устал ! Я не устал!
Родитель: Подходит к ребенку, становится на колени. Смотрит ребенку в глаза. «Я вижу» (Эмпатия). «Ты не устал» (эхо).
Ребенок: «Нет. Я , а не устал.
Родитель: «Понятно. Иногда трудно остановиться и дать телу отдохнуть» (подтвердить). «Вы хотите вздремнуть долго или коротко?» (Предложить выбор).
Ребенок: « Короткий сон!»*
Родитель: «Фантастика! Дай пять. Я включу таймер, как только ты уснешь.
*Если вам посчастливилось иметь существо с сильной волей, вроде меня, это может выглядеть так:
Ребенок: « Не спать! »
Родитель: «Извини, приятель, у меня не было выбора. Вы хотите решить или хотите, чтобы я решил?»
Ребенок: «Ни то, ни другое!»
Родитель: «Хорошо, тогда я решу. Давайте сегодня хорошенько вздремнем, а завтра, если хотите, попробуем немного поспать! (Скажите это со всей добротой, на которую способны, без сарказма и не сдавайтесь.)
С подросткомПодросток: «Я единственный ребенок в моей школе, у которого нет социальных сетей. Серьезно, я единственный ребенок в моей школе, у которого нет социальных сетей, мама и папа. Я будто живу в эпизоде «Маленького домика в прериях» с вашими строгими правилами. Все общаются через Snapchat, и я чувствую, что меня полностью исключают».
Родитель: «Понятно» (эмпатия). «Должно быть тяжело чувствовать себя единственным ребенком в школе без социальных сетей». (Эхо). «В средней школе достаточно сложно найти место, где вы принадлежите, и это должно сделать его еще сложнее, если все подключаются через социальные сети без вас (подтвердите)».
Подросток: «Точно».
Родитель: «Я понимаю, что социальные сети — это часть общества. Однажды ты сможешь получить его, я тебе обещаю. Можем ли мы поговорить о некоторых чертах характера, которые, по вашему мнению, вам понадобятся, чтобы противостоять давлению со стороны социальных сетей?»
(Совет: некоторые черты, которые вы, возможно, захотите обсудить, это надежность, самоконтроль, ответственность, способность противостоять давлению сверстников и т. д.)
Подросток: «Ответственность».
Родитель: «Отличное начало. Можете ли вы объяснить, почему вы считаете, что это может быть важной чертой характера?»
Подросток: «Потому что мне нужно будет нести ответственность за свои действия в социальных сетях».
Родитель: «Верно. А самоконтроль? В чем, по-вашему, эта черта характера важна?»
(Совет: пройдите это обсуждение, задавая много вопросов, чтобы включить их мозги и помешать вам читать лекции.)
Родитель: «Я буду искать в вас такие черты характера. По мере того, как я вижу, как они развиваются и/или становятся сильнее, я хотел бы снова поговорить об этом и поговорить о том, как мы можем открыть наши границы для социальных сетей, с которыми нам обоим комфортно» (выбор и общий контроль).
Подросток: «Когда? Можете ли вы дать мне временную шкалу?»
Родитель: «Все зависит от тебя и твоего роста! Сделай мне одолжение, если ты чувствуешь, что развиваешься в какой-то черте характера, а я, возможно, этого не замечаю, пожалуйста, подойди ко мне и дай мне знать об этом».
Подросток: «Итак, сегодня я был на уроке, и все мои друзья сплетничали о ребенке, который мне не очень нравится. Я хотел вмешаться, но не стал. Я просто хочу, чтобы вы знали, что я действительно работаю над самоконтролем».
Родитель: «Похоже, у нас хорошее начало. Спасибо, что поделились со мной своими мыслями. Ты отличный ребенок с отличными идеями».
Мир и стабильность
В конце концов, когда мы подражаем нашему Небесному Отцу и замедляем свой гнев, когда мы выбираем сострадание и нежность, когда мы слушаем наших детей и сопереживаем им и предлагаем выбор, мы приносим Божий мир и стабильность в наши дома.
Мы разделяем контроль, заставляем их чувствовать себя услышанными и ценим их мнение.
Если это работает, чтобы помочь стабилизировать террористов в ФБР, это, безусловно, может помочь нам стабилизировать наши дома во время сна и в подростковом возрасте.
Обратите внимание на несколько дополнительных ресурсов:
Воспитание подростков: милость или последствия?
Дети сложные