Игры для детей на развитие психических процессов: Картотека игр на развитие психических процессов у дошкольников | Картотека на тему:

Игры на развитие психических процессов

Игра «Что изменилось».
Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.
Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.
Положить перед детьми 5-6 игрушек и попросить их запомнить игрушки и их расположение, затем пусть они отвернутся или закроют глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, дети должны отгадать. Со временем можно увеличить количество игрушек.

Игра «Прятки с игрушками».
Цель: развивать у детей устойчивость внимания.
Оборудование: одна небольшая игрушка.
Дети закрывают глаза. Воспитатель «прячет» игрушку таким образом, чтобы она просматривалась. Дети ищут игрушку. Кто первый находит, тот прячет с воспитателем его. Когда дети находят игрушку, должны сказать, где она стоит.

Игры на развитие речевого и фонематического слуха Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.


Оборудование: мяч Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его. Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Угадай, кто тебя позвал».
Цель игры: овладение умением узнавать другого человека по голосу.
Один из детей становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, -в центр.

Игра «Кто знает больше»
Цель: развитие памяти, мышления.
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.

Повторы не принимаются.

Игра «Хлопай на счет «пять».
Цель игры: овладение умением считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого. Развитие внимания.
В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Дети садятся напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», вам нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.

Игра «Повтори за мной».
Цель игры: овладение умением подражать, проявлять выразительность речи и мимики. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Да, нет не говори»
Цель: Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.
Объясните детям, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.
◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.
◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

Игра «Звучащие предметы»

Цель: Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.
Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.
Посадите детей на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.
Дети должены сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.
Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

Игры на развитие слоговой структуры слова. Игра «Повтори по порядку». Цель игры: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Взрослый называет детям в определенной последовательности 2–3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача детей заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам».
Цель игры: овладение умением проговаривать слова по слогам.
Взрослый называет детям слова, которые они знают и звуки в которых произносят правильно. Дети должны повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д..

Игра «Съедобное — несъедобное».
Цель игры: обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания, памяти, мышления. Оборудование: мяч.
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1–2 круга.

Игра «Что это?»
Цель игры: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение словарного запаса. Оборудование: мяч. Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т. д.

Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч.
Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно- ласкательной форме.

Игра «Путаница»
Цель игры: формирование умения понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развитие памяти, внимания, мышления, связной речи, обогащение словарного запаса.
Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно. Например, использовать можно следующие фразы:
Шарик ловит Аню.
Петя позавтракала и пошла гулять.
Лена лег спать поздно.
Дети гуляет в парке.
Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

Игра «Почемучки – потомучки»
Цель игры: овладение умением задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что». Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления.

Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.
Взрослый показывает детям картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А дети отвечают на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»

Игра «Сломанное предложение»
Цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.
Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой и т.д..

Игра «Как услышишь, хлопни»
Цель игры: овладение умением выделять среди других заданный звук, развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Взрослый объясняет детям, что они должны хлопнуть в ладоши, если услышат какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает детям выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д..

Игра. «Добавь слово»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком.
Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., — поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.

Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра « Предложения по цепочке»

Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком.
Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Кто что делает?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук.
В центре стола раскладываются картинки. Вопитатель задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т. д.

Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным. значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый — ленивый
Вежливый — грубый
Грустный — веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупо

Игра «Снежный ком»
Цель: развитие памяти, речи.
Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.

Игра «Запомни парочки»
Цель: развитие произвольной памяти.
Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.

Игра «Летает — не летает»
Цель: развитие внимания, памяти.
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, летающий объект.
ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие внимания и памяти.
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.
Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Сборник игр и упражнений направленных на развитие познавательных и психических процессов у детей дошкольного возраста

МКДОУ Скатинский детский сад

направленных на развитие

познавательных и психических процессов у детей

дошкольного возраста

п. Восход, 2020

Сборник дидактических игр и упражнений направленных на развитие познавательных и психических процессов детей дошкольного возраста / сост. Воспитатель : Т.В. Бытова. МКДОУ Скатинский детский сад, 2020.

Сборник содержит задания, развивающие игры и упражнения, направленные на развитие познавательных и психических процессов – внимание, памяти, мышление, воображение у детей дошкольного возраста, которые могут успешно применяться на занятиях по освоению разных областей, в свободной деятельности, как индивидуально с ребенком, так и в коллективе, в рамках любой программы.

Сборник может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, а так же может быть полезен для воспитателей и родителей, которые занимаются с детьми дома.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Содержание

Пояснительная записка

4

1. Игры и упражнения на развитие внимания

6

2. Игры и упражнения на развитие памяти

11

3. Игры и упражнения на развитие мышления

13

4. Игры и упражнения на развитие воображения

15

5. Список литературы

16

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

     В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Важно отметить, что развитие познавательных процессов способствует активизации познавательной деятельности, которой в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В познавательным развитием ребёнка важна вся интеллектуально-познавательная сфера ребенка, которую составляют психические познавательные процессы:

Восприятие — Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Внимание — сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.

Память — является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Мышление — это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Сборник игр составлен с учетом ФГОС, ориентирующих на то, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных и психических процессов детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подбор дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных и психичесих процессов детей дошкольного возраста.
  2. Систематизация дидактических игр и упражнений, по разделам познавательных и психических процессов, для развития детей дошкольного возраста.
  3. Оформление сборника дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных и психических процессов детей дошкольного возраста.

По структуре дидактические игры и упражнения разделены на разделы, по познавательным и психическим процессам:

  • игры и упражнения на развитие внимания
  • игры и упражнения на развитие памяти
  • игры и упражнения на развитие мышления
  • игры и упражнения на развитие воображения

Предложенные игры и упражнения могут быть адаптированы взрослыми с учетом интересов детей их возможностей и уровня сформированности познавательных процессов, а так же могут использоваться как во время образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с детьми.

ВНИМАНИЕ

Упражнение на развитие концентрации

(интенсивности) внимания.

«СЛОВА-НЕВЕДИМКИ»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий рисует на доске или на стене, или в воздухе пальцем по одной геометрической фигуре. Дети зарисовывают фигуры по мере изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, что получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению. В этом случае он показывает одну за другой карточки с изображениями, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается – от 2-3, на первых занятиях до 1 раза, по мере привыкания. Постепенно увеличивается и темп упражнения.

Упражнение на переключение внимания

«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Цель: развитие переключения внимания.

Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.

В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте, например «А» или любую геометрическую фигуру. В течение следующих 5 минут (после отдыха) дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на пять минут, т.е тоже является тренингом внимания.

Взрослому следует обратить внимание и на индивидуальные особенности, темп каждого ребенка при выполнении корректурной пробы. Один ребенок работает в быстром темпе, просматривает большой кусок текста, однако у него много ошибок. Другой делает все без единой ошибки, но медленно и мало по объему. В зависимости от выявленных особенностей деятельности каждый ребенок получает рекомендации по совершенствованию стиля его работы.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

«ДА И НЕТ»

(любимая игра дошкольников)

Цель: развитие произвольного внимания и произвольного поведения у ребёнка.

«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.).  Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить

    Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

«ЛОТО»; «ДОМИНО»;

«НАЙДИ ПАРУ».

Цель: развитие зрительного вниманиея.

Оборудование: Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два или более участников.

Инструкция: Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за

один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко).

При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель: Побуждать детей группировать предметы по назначению и функциям.

Оборудование: картинки с изображением предметов рукотворного и природному миров.

Инструкция: Педагог предлагает детям помочь ему разобрать перепутанные картинки: необходимо найти все картинки, с изображением предметов, созданные человеком. В ходе игры уточнить из чего они сделаны, для чего нужны эти предметы.

Для чего и как помогают нам предметы природного происхождения.

Примечание: можно предложить детям описать предметы.

«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: развитие зрительно внимания.

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

«СКОЛЬКО ЧЕГО?»

Цель: развитие зрительно внимания.

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

«ДОРИСУЙ»

Цель: развитие зрительно внимания.

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

«ЗАЧЕРКНИ»

Цель: развитие зрительно внимания.

Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»

Цель: развитие слухового внимания.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

«УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

Цель: Развить слуховое внимание.

Оборудование: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Инструкция: Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

ПАМЯТЬ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

«НЕДОСТАЮЩИЕ КАРТИНКИ»

Цель: развитие зрительной памяти у ребёнка.

Детям предлагается подобрать 7-8 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем взрослый убирает левый ряд картинок, оставляя  правый. Ребенок должен назвать недостающие в правом ряду картинки.

«ОТГАДАЙ-КА!»

Цель: развитие памяти, внимания, и речи у ребёнка.

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«ВСПОМНИ ФИГУРУ»

Цель: развитие зрительной памяти у ребёнка.

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно — это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку — это очень сложное задание.

«ЗАПОМНИ ПОРЯДОК»

Цель: развивать память, внимание.

Инструкция: Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.

МЫШЛЕНИЕ

«КЛАССИФИКАЦИЯ»

Цель: развитие мышления у ребёнка

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие мыслительных операций у ребёнка

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Цель: развитие мышления у ребёнка

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое

слово является «лишним». Примеры:

 Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

 Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио.

«БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ»

Цель: развитие мышления у ребёнка

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленное; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

ВООБРАЖЕНИЕ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»

Цель: развитие воображения у ребёнка

Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит. В кастрюльке чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует.

    Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

(варианты: «Волшебная река», «Волшебный парк»)

Цель: развитие воображения у ребёнка

Дорисовать незаконченные фигурки, превратив их в цветы, деревья, бабочки, птицы, животных, и сочинить историю по картинке.

Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные представления, но и причудливые образы, невероятные аналогии, неуемная фантазия. Позволяйте ребенку самому осмыслить новую информацию, развивайте у него умение актуализировать по-новому стороны собственного опыта, побуждайте его к собственным проблематизациям.  

  1. Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? — М., 1991.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р. И., Цехонская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1989. — 127 с.
  3. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. Волгоград, 2010.
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
  5. Понимать, принимать, развивать / Сост. Е.А. Климкович. – Минск, 2004.
  6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Педагогика», 1986.
  7. Яковлева С.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2002.

25 Интеллектуальные игры для детей, способствующие всестороннему развитию

Интеллектуальные игры предлагают новые способы обучения для детей, которые всегда любопытны и постоянно ищут новые идеи. Мозговые игры для детей также бросают вызов имеющимся у детей знаниям по их любимым предметам посредством геймификации и вовлеченного обучения.

Дети также могут стать более активными учениками, если они весело проводят время в игровой среде, способствующей обучению. Лучшие игры для мозга — это те, которые могут сосредоточиться на определенных областях развития ребенка. Они работают над моторикой, памятью, вербальным воспроизведением, распознаванием образов, обнаружением тенденций и т. д.

Вам следует выбрать хорошие игры для мозга для детей, ориентированные прежде всего на цифровые технологии, в которые можно играть индивидуально или с друзьями, продуктивно проводя время за экраном. Давайте познакомимся с 25 забавными играми для мозга для детей бесплатно, которые улучшат их общее развитие.

Вот 25 лучших игр для развития мозга для детей

1. Запомните предметы!

Вы можете поднести поднос, полный захватывающих и уникальных предметов, на 5-10 секунд, а затем накрыть его, чтобы ваши дети могли вспомнить каждый из них. Награждение детей может сделать игру на память еще более увлекательной, когда они правильно угадывают каждое слово.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – поднос, лист, игрушки, предметы,

Особое примечание – вы можете усложнить игру, добавив больше предметов

2. Пазлы из 100 деталей

Эта классическая игра для мозга идеально подходит для развития мелкой моторики, распознавания образов, распознавания изображений и решения проблем. Дети также узнают о сотрудничестве для выполнения поставленной задачи, а также о важном навыке отложенного удовлетворения.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Головоломка, лист для печати

Особое примечание – Головоломка большего размера делает ее более привлекательной для детей старшего возраста

3. Кубик Рубика

Вы можете превратить кубик Рубика в забаву давая своим детям основные стратегии, необходимые для их правильного завершения. Вы можете следовать онлайн-руководствам, играть с друзьями и со временем совершенствоваться в игре для мозга. Это учит ваших детей важности развития навыков и памяти.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Стартовый набор кубика Рубика

Особое примечание – Вы можете поощрять ребенка играть с кубиком в свободное время

4. Обучающие онлайн-игры

Новый Подход к онлайн-обучению является ключевым для детей, чтобы учиться с помощью анимированных игр. Вы можете использовать SplashLearn и другие популярные платформы онлайн-обучения, чтобы играть в игры о счете, системах счисления, логарифмах и других ключевых понятиях.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Планшет/смартфон, онлайн-аккаунт на таких платформах, как SplashLearn

Особое примечание – Лучше всего использовать платформу, позволяющую заниматься самостоятельно Лучшие развивающие игры для детей по предметам и классам

5. Что я вижу? Что я шпионю?

Хотя цель игры состоит в том, чтобы задавать вопросы, чтобы найти нужный объект, вы можете усложнить задачу, сделав ее тематической. Вы также можете играть в эту игру в помещении и на улице, что делает ее динамичной для детей, чтобы улучшить их зрительную память и навыки запоминания.

Возрастной диапазон – от 3 лет и старше

Необходимые инструменты – Награда

Особое примечание – Игра с несколькими детьми усложняет задачу

6. Давайте придумаем историю из одного слова дети создают захватывающую историю не менее чем из 30 слов, произнося вслух по одному слову за раз. Это занятие может помочь зажечь внутреннюю творческую способность ребенка решать проблемы и улучшить его понимание языка.

Возрастной диапазон – 4 года и старше

Необходимые инструменты – Бумага

Особое примечание – Подсказка темы, например пиратов или животных, поможет

7. Шахматы – старая классика это позволяет им участвовать в интеллектуально стимулирующем опыте. Они могут изучать новые движения, создавать сообщество и исследовать сложные идеи в своем уме.

Возрастной диапазон – от 5 лет и старше

Необходимые инструменты – Шахматы, онлайн-видео

Особое примечание. Создание богатой предыстории вокруг шахматных фигур повысит удовольствие от игры.

8. Охота за мусором

Охота за мусором может быть разработана с помощью подсказок, представляющих собой математические и английские задачи. Ваши дети могут использовать свои творческие способности мышления, чтобы найти нужную подсказку и найти запрошенный предмет.

Возрастной диапазон – 5 лет и старше

Необходимые инструменты – канцелярские принадлежности для составления списков, награды/призы

Особое примечание. Вы можете играть в эту игру в группах, чтобы дети думали коллективно

9. Разыгрывая наше будущее по ролям

Вы можете назначить определенные роли, задачи, обязанности и отношения для большой группы детей, что позволит им сосредоточиться на достижении конкретных целей, работая вместе. Это улучшает их навыки межличностного общения, навыки дедуктивного мышления и способности решать проблемы.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Лист заданий, наклейки, этикетки, награда

Примечание. В эту интеллектуальную игру можно играть более чем с 5 детьми.

10. Картирование района

Вы можете попросить своих детей нарисовать карту вашего района с помощью мелков, карандашей и бумаги. Они могут быть как можно более конкретными или общими,

, и вы можете указать правильные подсказки, чтобы сделать карту пропорциональной.

Возрастной диапазон – 6 лет и старше

Необходимые инструменты – Справочник по карте, лист, канцелярские принадлежности

Примечание – Вы даже можете сделать несколько карт после прогулки по окрестностям

11. Головоломки для веселого обучения

Головоломки увлекательны и забавны, когда они заставляют детей мыслить нестандартно. Вы можете совместно решать головоломки и помогать ребенку мыслить нестандартно, чтобы решать более сложные вопросы.

Возрастной диапазон — от 4 лет и старше

Необходимые инструменты — Листок-головоломка

Особое примечание — Дайте подсказки или рекомендации перед началом работы

   Дополнительная литература:    20 лучших головоломок для развития внимания и памяти для детей  

12. Рабочие листы с буквами

Один из самых простых способов весело провести время, играя в развивающие игры для детей, — это выбрать рабочие листы. Вы можете распечатать их с онлайн-платформ и позволить вашему ребенку решить несколько из них за приз. Это стимулирует активное обучение, делая его более увлекательным благодаря визуальному обучению и применению.

Здесь вы можете распечатать потрясающие файлы для скачивания рабочие листы с буквами .

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Лист для печати

Особое примечание – Смешивание рабочих листов по математике, естественным наукам и английскому языку будет веселее для детей

13. Вербальные связи Венна

Вербальные игры типа Венна для мозга могут помочь детям построить связи между двумя отдельными категориями или объектами. Они могут перечислить общие черты между двумя предметными областями и подготовить диаграмму Венна для практического применения теоретических знаний.

Возрастной диапазон — от 6 лет и старше

Необходимые инструменты — устные

Особое примечание — вы можете поощрять ребенка к развитию большего сходства нюансов

14. Коснитесь нужного цвета

просто изучают разные цвета. Вы можете начать с набора основных и дополнительных цветов, а затем перейти к более сложным выражениям. Эта мозговая игра включает в себя воспроизведение памяти и обработку зрительной коры у маленьких детей.

Возрастной диапазон — от 3 лет и старше

Необходимые инструменты — лист для печати, глина, краски

Особое примечание — вы даже можете использовать предметы, чтобы помочь им укрепить свои знания мозговые игры для детей онлайн в виде скорострельных вопросов. Вы можете дать ребенку 20 секунд, чтобы он придумал как можно больше слов с одной начальной буквой. Вы также можете перепутать его, если все слова оканчиваются на другую букву.

Возрастной диапазон — от 6 лет и старше

Необходимые инструменты — Verbal, онлайн-трекер, часы играть в эту игру мозга для детей с изюминкой. Имея все подсказки о математике, естественных науках и других предметах, которые нравятся вашим детям, вы можете сделать игру более целенаправленной и основанной на навыках. Вы также можете добавить таймер, чтобы сделать его более сложным.

Возрастной диапазон – от 7 лет и старше

Необходимые инструменты – листы, маркеры

Особое примечание – можно составлять несколько подсказок на основе разных предметов

17. Угадай ноту мозговые игры, если они любят музыку. Вы можете сыграть определенную ноту на фортепиано или гитаре, и они воспроизведут ее. Вы можете сделать это с помощью аккордов, мелодий и других интересных комбинаций.

Возрастной диапазон – 7 лет и старше

Необходимые инструменты – Инструмент, онлайн-видео

Особое примечание – Вы даже можете воспроизвести заметку через видео

18. Игра с эмодзи

В этой простой игре детям предлагается угадать правильное слово на основе эмодзи. Это отличный способ познакомить детей младшего возраста со сложными терминами, особенно если у них проблемы с языковыми конструкциями.

Возрастной диапазон – от 3 лет и старше

Необходимые инструменты – Телефон, оценочный лист

Особое примечание – Вы можете сделать несколько подсказок на основе разных тем

19. Игра «Найди отличия»

Вы можете играть в онлайн-игру «Найди отличия» и распечатать листы вместе со своими детьми. Вы должны сосредоточиться на большем количестве визуальных контекстных сигналов, если ваши дети младше. Это одна из лучших онлайн-игр для детей, особенно если они любят животных и динозавров.

Возрастной диапазон — от 3 лет и старше

Необходимые инструменты — онлайн, лист для печати

Особое примечание — вы можете предоставить подсказки, если они рано запутались

20. Зрительно-моторная координация

Ваши дети могут следовать за вами, пока вы выполняете различные движения пальцами. Вы можете создавать различные узоры, перемещая два пальца из стороны в сторону и закрывая первый. Вы можете попросить своих детей копировать ваши движения, чтобы помочь им улучшить свои навыки моторной памяти.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Нет

Особое примечание – Чем быстрее вы будете двигаться, тем лучше проверите свои способности

21. Запомните последовательность

Вы можете поделиться серией событий, списком объектов, движений или игр и попросить детей вспомнить их в обратном порядке. Вы можете усложнить задачу, добавив двуязычные подсказки, головоломки и другие увлекательные препятствия.

Возрастной диапазон — от 6 лет и старше

Необходимые инструменты — Реквизит

Особое примечание — вы также можете попросить их придумать различные последовательности

22. Воссоздание узоров на бумаге

Узоры — это действительно хорошая игра для мозга для детей, чтобы играть, если они любят решать проблемы. Вы можете создать рисунок с точками и линиями и попросить ребенка воссоздать его по памяти. Приступая к упражнению, вы также можете начать с простого зигзагообразного или U-образного узора.

Возрастной диапазон – от 4 лет и старше

Необходимые инструменты – Лист, цвета

Особое примечание – Поощряйте ребенка сосредотачиваться на узоре, чтобы получить лучшие результаты ума ребенка, вы можете заставить его следовать по форме волны, используя обе руки одновременно. Это позволит вашему ребенку получить доступ к обоим полушариям своего мозга и решить уникальную задачу с помощью новых процессов.

Возрастной диапазон – от 3 лет и старше

Необходимые инструменты – Лист, карандаш

Особое примечание – Если они будут двигаться медленнее, это поможет им освоиться

24. Найдите основную идею

Вы можете попросить ребенка прочитать рассказ или рассказ и попросить его расшифровать основная мысль текста. Они также могут использовать онлайн-версию этой развивающей игры для детей на SplashLearn.

Возрастной диапазон — от 4 лет и старше

Необходимые инструменты — планшет, смартфон

Особое примечание — вы можете предложить им поиграть в несколько игр, чтобы продолжить изучение темы

25. Решение лабиринтов

Лабиринты помогают детям решать задачи намного быстрее. Он проверяет их способность запоминать правильный путь методом проб и ошибок. Они также могут найти правильный путь, ориентируясь в уме, а затем приступая к работе с ручкой и бумагой.

Возрастной диапазон — от 5 лет и старше

Необходимые инструменты — лист для печати

Особое примечание — более сложные лабиринты можно разделить на несколько частей для облегчения решения0010

При игре с детьми следует помнить о нескольких аспектах, на которые следует обратить внимание при выборе и запуске игры. Вы должны следить за тем, чтобы ваш ребенок органично принимал активное участие в событиях игры. Если выбранная игра не приносит удовольствия, ваш ребенок не будет забирать уроки, доступные ему.

  • Добавьте несколько сенсорных игр, чтобы максимально увеличить время обучения с ребенком.
  • Сделайте игровой процесс интерактивным и интересным для вашего ребенка.
  • Используйте подходящее онлайн-решение для образовательных игр, чтобы улучшить академические навыки.
  • Вовлечение кинестетических переживаний, таких как передвижение, сбор предметов, использование ручки и бумаги и т. д., позволит получить более всесторонний опыт.
  • Игры с анимированными приятелями, веселыми упражнениями и уникальными впечатлениями будут более полезными для детей младшего возраста.
  • Игры, включающие тесты на память и вербальное запоминание, также будут очень эффективны для общего развития.

Часто задаваемые вопросы

Какая интеллектуальная игра лучше всего подходит для развития навыков у детей?

Такие игры, как I-spy, судоку, головоломки и музыкальные игры, отлично подходят для развития навыков у детей.

Какая лучшая игра для развития памяти у детей?

Использование бинго с картинками, ящиков для мозга и числовых строк может быть эффективным для развития памяти у детей.

Являются ли пазлы хорошим способом развития мозга ребенка?

Да, для целостного развития можно использовать разные типы головоломок. Младшим детям можно давать визуально ориентированные головоломки, чтобы они были вовлечены и активно учились.

Как я могу стимулировать мозг моего 4-летнего ребенка?

Вы можете использовать онлайн-игры, такие как SplashLearn, и оффлайн-игры, такие как поиск слов, цветовой код, вдохновитель и т. д., которые могут помочь органически стимулировать мозг вашего маленького ребенка.

Упражнения для развития когнитивных способностей у малышей

Во время когнитивного развития малыши учатся лучше обрабатывать и систематизировать информацию, формируя основу для понимания окружающего мира. Однако в возрасте от двух до трех лет овладение языком и логическое мышление часто отстают от детской любознательности и стремления к самовыражению. Это может привести к большому разочарованию как родителей, так и детей — вот почему истерики в этом возрасте так распространены.

 

Лучшие занятия по когнитивному развитию для малышей сочетают обучение с игрой, что способствует более активному участию и лучшим результатам. Вы следите за прогрессом, пока ваш ребенок развлекается, делая эти умственные упражнения продуктивными и приятными для обеих сторон.

 

Познавательные занятия для памяти малышей

 

Прятание и нахождение предметов

Спрячьте предмет под полотенцем или одеялом и попросите малыша указать на него или перетасуйте предмет между руками. Это способствует развитию кратковременной и зрительной памяти, способности формировать мысленные образы, когда объект нельзя увидеть непосредственно.

 

Детские стишки, рассказы и песенки

Повторение способствует формированию долговременных воспоминаний, модели и последовательности, встречающиеся в простых стишках и песнях, легче усваиваются вашим юным умом. По мере того, как ребенок знакомится с детским стишком, рассказом или песенкой, делайте паузу перед следующим разделом или закройте следующее слово и попросите его заполнить пропуски. Песни с соответствующими действиями или хореографией могут помочь вашему ребенку научиться реагировать на сигналы.

 

Игры с буквами и цифрами

Буквы и цифры являются основой языка и математических рассуждений, поэтому рекомендуется познакомить вашего малыша с алфавитом и счетом до дошкольного возраста и детского сада. Разучите песенку с алфавитом, поиграйте с кубиками алфавита или магнитами или приклейте вырезанные буквы к предметам, названия которых начинаются с этой буквы. Что касается цифр, ищите возможности посчитать каждый раз, когда можете!

 

Познавательные занятия на логику малышей

 

Простые действия и действия

В возрасте от 2 до 3 лет малыш должен развить способность реагировать на простые инструкции и начать формировать действия. Когда придет время одеваться, предложите на выбор два наряда. Когда придет время есть, предложите на выбор две разные закуски. Таким образом, вы подпитываете стремление малыша к независимости, оставаясь при этом под контролем.

 

Сортировка размеров, форм и цветов

Малыши должны уметь упорядочивать и классифицировать предметы — форма и цвет — два самых простых способа классификации. Попросите их рассортировать цветные кубики, формы или прищепки от больших к маленьким или выбрать игрушки только определенной формы или цвета. Помимо специальных игровых сессий, попросите их выбирать или описывать вам объекты в этих терминах, занимаясь своими повседневными делами.

 

Игры на сопоставление и головоломки

Многие познавательные занятия для малышей могут быть основаны на отношениях между изображениями и звуками (например, животные и звуки, которые они издают) или на том, как объекты сочетаются друг с другом в пространстве (например, 2D- или 3D-головоломка). с крупными кусками). Метод проб и ошибок часто называют ключевой вехой развития.

 

Познавательные занятия для развития воображения и творчества малышей

 

Искусство и ремесла

Малыши смотрят и наблюдают за окружающим их миром с увлеченным увлечением. Они особенно заинтересованы в том, чтобы подражать или отражать действия своих родителей или опекунов. Рисуйте, раскрашивайте или лепите что-нибудь вместе или наблюдайте за независимым художественным проектом с безопасного расстояния. Коробка с безопасными для детей художественными принадлежностями, такими как пальчиковые краски, мелки, мел, скрап-бумага и/или пластилин, обязательно должна быть в вашем доме.

 

Игры на свежем воздухе и посещение мест

Важно выделять время для неструктурированных (но все же тщательно контролируемых) игр для развития независимого творчества и импровизации — игры во дворе или в парке без отвлекающих факторов и технологий в помещении помогает увеличить концентрацию внимания и познакомить ребенка с окружающим миром.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts