Как лечится гиперактивность у детей: Гиперактивность у детей: мифы и реальность | Студеникин В.М.

Содержание

Гиперактивный ребенок что делать родителям советы психолога. Блог Кувырком

admin_kcom

Гиперактивные дети доставляют родителям, воспитателям, учителям немало хлопот. Они постоянно шумят, не слушаются, часто конфликтуют со сверстниками. Давайте разберёмся, что такое гиперактивность, в чем она проявляется и как вести себя родителям, которые обнаружили что их ребёнок является гиперактивным. 

Что такое гиперактивность?

В психологии и психиатрии используется термин СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Это состояние, которое характеризуется тремя отличительными особенностями: невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью.  

Некоторые родители считают своего не в меру шустрого малыша гиперактивным, однако СДВГ – это неврологический диагноз, поставить который может только врач. Ставят его в том случае, когда повышенная активность, невнимательность и неусидчивость у малыша наблюдается не менее полугода и при этом мешает нормальной адаптации в социуме. В остальных случаях родители принимают за СДВГ обычную детскую непоседливость.  

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Чтобы избежать путаницы и не приписывать здоровому ребёнку несуществующих расстройств, нужно понять, чем отличается активность от гиперактивности.  

Здоровый малыш дошкольного и младшего школьного возраста по своей природе должен быть активным. Он бегает, прыгает, играет в подвижные игры, проявляет ко всему любопытство, балуется. Это нормальное состояние для ребёнка.   

Но при этом активный малыш ведёт себя так далеко не всегда. Заинтересовавшись увлекательной книгой, мультфильмом или головоломкой, он сосредотачивает своё внимание на этом занятии. В присутствии незнакомых или малознакомых людей он ведёт себя спокойно и сдержанно.   

Особенность гиперактивного ребёнка в том, что он одинаково непоседлив в любых ситуациях – дома, на улице, в садике, в гостях и т. д. Он не может долго сосредотачивать внимание на каком-либо деле, постоянно отвлекается. Его активность не имеет определённой цели, он просто не может усидеть на месте. Ругать и наказывать гиперактивного малыша бесполезно, потому что он неспособен контролировать своё поведение.

Игры для усидчивости от КУВЫРКОМ

Признаки гиперактивности

Распознать синдром дефицита внимания и гиперактивность можно по следующим симптомам:

  • Ребёнок не может сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, его внимание рассеивается под влиянием самых незначительных внешних факторов (собачий лай за окном, работающий телевизор, лежащий на столе телефон).
  • Он
    не может довести
    начатое дело до конца (собирал конструктор или мозаику – бросил, начал смотреть мультик – недосмотрел). Даже если занятие очень нравится, малыш не может долго сохранять внимание.
  • Ребёнку трудно выполнять задания по инструкции и правилам, его это раздражает и быстро надоедает.
  • Он не умеет планировать и организовывать свою деятельность.
  • Ребёнок часто забывает, что собирался сделать, теряет свои вещи. Забывчивость, рассеянность, невнимательность – яркие признаки СДВГ.
  • Малыш не может спокойно сидеть на месте. Он постоянно подскакивает, болтает ногами, ёрзает на стуле, совершает какие-то движения руками (постукивает пальцами по столу, крутит в руках карандаш, царапает ногтем обивку стула).   
  • Занимаясь каким-либо делом, он может в любой момент
    прерваться и переключиться
    на что-то другое.
  • Двигательная активность крохи часто не имеет никакой направленности – он просто скачет, пытается куда-то залезть, суетится.
  • Кроха не любит спокойные игры и тихую возню с игрушками.
  • Он шумит, кричит, много болтает, задаёт кучу вопросов, но в ответы не особо вникает.
  • Ребёнок не умеет ждать. Любое ожидание даётся ему с трудом.
  • Малыш не может выслушать, когда ему что-то объясняют, он часто перебивает говорящего, переключает разговор на другую тему.
  • Ребёнок не соблюдает правил поведения в детском саду или школе, мешает другим детям, отвлекает их, нарушает тишину.
  • Во время выполнения письменных заданий ребёнок
    часто допускает
    ошибки и помарки из-за своей невнимательности.
  • На уроке он не может сосредоточиться, отвлекается сам и отвлекает соседа по парте, отвечая на вопросы учителя, часто выкрикивает с места, не поднимая руки.
  • Кроха не может сдерживать эмоции и бурно выражает их даже в тех ситуациях, где это неуместно. Чрезмерное веселье или истерика часто случается у таких малышей.

С самого раннего возраста у крохи наблюдается высокий мышечный тонус, плохой сон, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (шуму, свету, погодным условиям). По мере взросления и развития малыш становится все более активным и непоседливым. К подростковому возрасту состояние несколько стабилизируется, и ребенок становится более спокойным.

Игры для всей семьи от КУВЫРКОМ

Гиперактивные дети, как правило, имеют неряшливый и взъерошенный вид. Они не придают значения тому, как выглядят. Их вещи часто хранятся в беспорядке. Такие ребята обычно отстают от сверстников в учёбе, при том, что имеют нормальный интеллект. Также они плохо адаптируются в коллективе, конфликтуют с окружающими. Чрезмерная двигательная активность, дополненная природной неуклюжестью, нередко приводит к травмам. 

Виды гиперактивности

СДВГ у всех детей проявляется по-разному. Одни ребёнок может быть импульсивным и невнимательным, но при этом не гиперактивным. А другой может быть очень балованным и шумным, но не испытывать трудностей с концентрацией внимания. Есть и смешанный вариант – дефицит внимания вместе с гиперактивностью. К сожалению, он является наиболее распространённым.     

Чтобы определить, есть ли у ребёнка СДВГ и если да, то какого типа, необходимо обследование, диагностика и наблюдение врача. Сами родители, без специалиста (детского психиатра или невролога), не смогут определить это состояние. 

Воспитатель в детском саду, учитель или детский психолог может отметить необычное поведение ребёнка и порекомендовать родителям сводить его к врачу.

Игры для подготовки к школе от КУВЫРКОМ

Причины гиперактивности

Точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности до сих пор не установлена. Врачи и психологи выделяют ряд факторов, способствующих его появлению.

  • Биологические. Это различные проблемы внутриутробного развития и факторы, негативно влияющие на беременность мамы. Сюда относятся: гипоксия плода, недоношенность, слишком ранняя или поздняя беременность, употребление женщиной во время вынашивания малыша алкоголя, наркотиков, некоторых медпрепаратов.
  • Генетические. Синдром дефицита внимания и гиперактивность передаётся по наследству. По статистике 50% детей получают это расстройство от своих родителей.
  • Психологические и социальные факторы. Ребёнок может родиться здоровым и получить СДВГ из-за неблагоприятной атмосферы в семье. Скандалы родителей, насилие в семье, алкоголизм, неправильное воспитание нередко приводят к развитию этого синдрома.
  • Экологические факторы. Сами по себе они не вызывают СДВГ, но при его наличии могут усугублять состояние малыша. К таким факторам относится неполноценное питание, нехватка витаминов и микроэлементов. Очень часто в организме гиперактивных детей отмечается дефицит магния.

Какой бы ни была причина появления этого заболевания, его необходимо корректировать. Ребёнок с СДВГ создаёт немало сложностей и окружающим, и самому себе. Поэтому родители не должны оставлять проблему без внимания.

Стоит ли лечить ребёнка медикаментами?

Для лечения СДВГ врачи назначают детям препараты, успокаивающие нервную систему. Однако многие родители боятся давать малышу лекарства, думая, что они ему навредят или вызовут привыкание. Это расхожий стереотип, который не соответствует истине.  

Врач не будет назначать лекарства, если можно обойтись без них. Если он выписал таблетки, значит они нужны. Не стоит боятся давать их малышу. Современные препараты действуют мягко и не вызывают побочных эффектов. Для коррекции гиперактивности применяют лёгкие успокоительные средства, а также препараты, которые улучшают память, внимание, повышают умственную работоспособность.

Лекарства снижают психоэмоциональные нагрузки и помогают малышу стать более спокойным, усидчивым и уравновешенным. Конечно, подбирать препараты должен врач. Самолечение может навредить ребёнку.   

Советы родителям по воспитанию гиперактивного ребёнка

Если вашему малышу поставили диагноз СДВГ, не спешите впадать в панику. Дети с таким нарушением при должном воспитании могут нормально учиться и взаимодействовать с окружающими. Советы психологов помогут вам выстроить правильный подход к малышу.

  • Старайтесь сдерживать агрессивные порывы ребёнка. Объясните ему, почему драться, толкаться, щипаться нехорошо. Скажите, что эти действия причиняют боль и обиду другим людям, поэтому их нужно избегать. Научите кроху просить прощения у людей, которых он обидел. Он должен понять, что его агрессивное поведение будет порождать ответную агрессию, а окружающие будут относиться к нему плохо.
  • Объясните воспитателям, учителям, что ваш сын или дочь – гиперактивный ребёнок, который нуждается в особом подходе. Важно, чтобы окружающие взрослые знали об особенностях вашего малыша и не навешивали на него ярлыки «невоспитанный», «избалованный», «малолетний хулиган» и пр.
  • Помните, что ваш малыш плохо контролирует своё поведение, поэтому ругать и наказывать его за баловство бесполезно. Этим вы сделаете только хуже, поскольку ребёнок начнёт вести себе ещё более дерзко.
  • Ребёнок с диагнозом СДВГ нуждается в помощи специалиста. Воспитание – это только полдела. Для нормального функционирования нервной системы требуются соответствующие препараты – успокоительные средства, витамины и т. д. Для снижения мышечного тонуса врач может назначить курс расслабляющего массажа.
  • Если есть возможность, выделите сыну или дочери отдельную комнату. Находясь в общей комнате, где разговаривают родители, работает телевизор, малыш не сможет сосредоточиться. В своей комнате он сможет уединиться и спокойно играть, делать уроки, читать. Обои, мебель, постельное белье лучше выбирать нейтральных, спокойных тонов, чтобы они не отвлекали внимание малыша.
  • Соблюдайте режим дня. Гиперактивным деткам очень важно соблюдать правила и ежедневные ритуалы. Приучите сына или дочь вставать и ложиться в одно и то же время, есть, гулять по расписанию. Следите чтобы кроха не переутомлялся, особенно вечером, потому что переутомление приводит к проблемам со сном.
  • Составляйте распорядок дня таким образом, чтобы активные и спокойные занятия чередовались между собой. Например, после прогулки на улице предложите крохе
    позаниматься чем-нибудь творческим
    (рисование, лепка).  
  • Следите за рационом малыша. Ограничьте потребление сладкого, избегайте крепкого чая, кофе, какао, потому что эти продукты активизируют работу нервной системы. В рационе должна преобладать пища, богатая витаминами, минералами и микроэлементами – свежие фрукты и овощи, крупы, мясо и рыба.
  • Ограничивайте просмотр телевизора и игры на компьютере или телефоне. Все это возбуждает нервную систему, делая ребёнка ещё более подвижным и непоседливым.
  • Почаще гуляйте с малышом на улице. Свежий воздух и физическая активность благоприятно сказываются на здоровье и психике ребёнка. Во время прогулки он сможет выплеснуть лишнюю энергию и дома будет вести себя спокойнее.
  • Не водите малыша в шумные места с большим скоплением людей. Концерты, уличные праздники и другие общественные мероприятия возбуждают нервную систему. Пока ребёнок маленький, избегайте толпы. Хорошо, если у вас есть возможность не пользоваться общественным транспортом.
  • Почаще играйте с ребёнком в спокойные игры, требующие сосредоточения внимания. Собирайте вместе с ним конструктор, пазлы, решайте головоломки. Играйте в лото, домино, детские настольные игры.
  • Назначьте малышу определённые обязанности по дому – убирать игрушки, кормить кошку, поливать цветы. Следите, чтобы он регулярно выполнял порученную работу и обязательно хвалите его.
  • Давайте крохе различные поручения, просите помощи по хозяйству. Говорите ему, что его помощь очень важна для вас. Малыш должен чувствовать, что в нем нуждаются.
  • Обучайте ребёнка навыкам самоорганизации. Он должен уметь самостоятельно проводить гигиенические процедуры (мыть руки, умываться, чистить зубы), содержать в порядке свою одежду и игрушки.
  • Чётко обозначьте правила поведения. Ребёнок должен понимать, что можно делать, а чего нельзя. Будьте последовательны, не отступайте от этих правил. Не зажимайте ребёнка в жёсткие рамки, но при этом не допускайте вседозволенности. В силу своей невнимательности кроха может забыть какие-то требования. Если такое произошло, не ругайте его, а спокойно напомните о забытом правиле.
  • Приучайте кроху доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Если ему не хочется этого делать, подумайте, чем можно замотивировать.
  • Дошкольника и младшего школьника полезно записать в спортивную секцию. Регулярные занятия спортом помогут малышу избавиться от лишней энергии и сделают его более дисциплинированным. Однако помните, что не все виды спорта хороши для гиперактивных детей. Бокс, борьба – плохие варианты, а вот плаванье, лёгкая атлетика – хорошие.
  • Не применяйте к ребёнку физическое наказание. Если он провинился, лишите его сладостей, гаджетов, встречи с друзьями, но не бейте. Битье никогда не приводит к хорошим результатам, а на гиперактивных детей и вовсе действует крайне отрицательно.
  • Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Обстановка в семье оказывает сильное влияние на ребёнка. Если родители часто ссорятся и разговаривают на повышенных тонах, малыш вырастет нервным, агрессивным, неуравновешенным. Поэтому никогда не ругайтесь при ребёнке, все семейные разногласия выясняйте в его отсутствие.
  • Поддерживайте сына или дочь. Гиперактивные дети сталкиваются с негативным отношением окружающих, которые не понимают особенностей их поведения. Поэтому таким малышам очень важна поддержка близких и дорогих людей.    

Эти несложные рекомендации помогут вам сбалансировать состояние ребёнка и сделать его менее возбудимым и гиперактивным. Чем раньше вы обратите внимание на проблему и обратитесь к специалисту, тем проще будет её решить. Не пренебрегайте назначениями врача и регулярно проходите осмотры.

Поначалу вам может казаться, что сделать гиперактивного малыша более спокойным и уравновешенным нереально. Но стоит вам начать следовать указанным рекомендациям, как вы увидите перемены в поведении ребёнка. Будьте настойчивы и последовательны и у вас все получится.

Автор: КУВЫРКОМ

Гиперактивность и невнимательность (СДВГ) | Энциклопедия раннего детского развития


Чтобы разграничить непоседливость и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нам необходимо понять первопричины СДВГ, его развитие, мифы и предрассудки, связанные с ним, как его распознавать и каковы наиболее эффективные меры коррективного воздействия.

Обобщение PDF Все материалы по теме PDF

Информационные листы

Скачайте бесплатно в формате PDF здесь или купите бумажную версию в нашем интернет-магазине (только на английском и французском языках).

Магазин

Обобщение

Редактор темы: Рассел Шакхар, доктор медицины, университет Торонто, Канада

Тема разработана при финансовой поддержке:


Насколько это важно?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является нейропсихиатрическим расстройством, для которого характерны атипичные в возрастном отношении, устойчивые и ухудшающие самочувствие беспокойство, импульсивность и невнимательность, которые проявляются с раннего возраста. СДВГ можно разделить на три подтипа, основываясь на типе поведения, который наиболее заметен: 1) тип с преобладанием нарушений внимания; 2) гиперактивно-импульсивный тип; и 3) комбинированный тип, зависящий от природы симптомов. Данный синдром диагностируется, когда симптомы проявляются и причиняют затруднения у ребенка в более чем одной жизненной обстановке, например, в школе, дома или вне дома. По некоторым оценкам,  СДВГ поражает от 3 до 7% детей школьного возраста по всему миру, при этом у мальчиков обнаруживается более высокий уровень СДВГ, чем у девочек. СДВГ, как правило, сочетается с другими психиатрическими расстройствами или нарушениями развития (например, тревожностью, расстройством настроения, нарушениями способностей к обучению или речевыми нарушениями, расстройством поведения и нарушениями сна) в 50-66% случаев. СДВГ сохраняется во взрослом возрасте у более чем половины пораженных недугом детей. Симптомы СДВГ и сопутствующие ему расстройства мешают учебе и адекватному поведению в школе, поэтому процент детей с СДВГ, оканчивающих школу, более низкий. По мере взросления они также чаще испытывают сложности с трудоустройством. Другие негативные последствия, связанные с СДВГ, включают в себя сложности межличностных отношений и повышенную частоту случайных травм, автомобильных аварий и подростковой беременности. В целом, СДВГ является одной из крупных проблем для здравоохранения и может приводить к заметным потерям как в жизнях отдельных людей, так и для общества.

Что нам известно?

Считается, что СДВГ вызывается взаимодействием генетических и средовых факторов. Симптомы СДВГ имеют в высокой степени наследуемый характер (76 %), но все же природа генетического влияния до сих пор остается нераскрытой. Согласно результатам опубликованных исследований, генетические факторы, приводящие к СДВГ, также связаны с другими нарушениями. Так, общие генетически влияния обнаружены в случае дислексии и симптомов невнимательности, симптомов гиперактивности-импульсивности и оппозиционных расстройств поведения, СДВГ и симптомов аутизма. Более того, предполагается, что гены, ответственные за деление клеток, клеточную адгезию и миграцию нейронов имеют отношение к наступлению СДВГ. Что касается средовых факторов риска, то здесь исследователи отметили негативное влияние курения и употребления алкоголя матерью в дородовый период, материнской депрессии, низкой массы тела новорожденного, плохих методов родительского воспитания, а также проживания в неблагополучных районах.      

Дети с СДВГ испытывают больше проблем в учебе, чем их одноклассники, из-за нейрокогнитивных нарушений и поведения. СДВГ часто ассоциируется с дефицитом управляющих функций (например, планирования, организации, внимания к важным деталям и торможения импульсов). Соответственно, дети, у которых обнаружили это расстройство, с большей вероятностью будут испытывать проблемы в обучении и/или речевые затруднения. Результаты нейрофизиологических исследований позволяют предположить, что СДВГ ассоциируется с атипичной активностью лобной коры, области головного мозга, ответственной за когнитивные процессы. Тем не менее, важно отметить, что только некоторая часть детей школьного возраста с СДВГ (30%) имеет слабые управляющие функции, что позволяет не рассматривать их ни как необходимую, ни как достаточную причину расстройства.  

Что можно сделать?

Диагностика

Обычно СДВГ впервые обнаруживается и лечится у детей школьного возраста. Однако наличие симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности в дошкольном возрасте считается основным фактором для постановки диагноза. Прямое наблюдение за ребенком позволяет предположить диагноз, но ребенок даже с наиболее выраженными симптомами может быть спокойным и внимательным в необычной обстановке, такой как кабинет врача. Следовательно, обследование должно фокусироваться на получении всей истории поведения ребенка дома, во время игры и в школе с раннего детства и до момента обследования. Обычная клиническая беседа (интервью) дает возможность обсудить то, как родители и педагоги реагировали на затруднения ребенка, и выявить стратегии, которые сработали, и те, которые не сработали. Обследование не должно ограничиваться только симптомами СДВГ, следует также расспрашивать о сопутствующих симптомах, которые могут обнаруживаться, например, таких как тревожность, проблемы с настроением и поведением. Родители не всегда полностью осознают, насколько стрессовая обстановка может расстроить ребенка; вот почему беседа непосредственно с ребенком может быть важной частью обследования. Сопутствующие расстройства являются важной сферой лечения, и их наличие может повлиять на эффективность терапии. 

Многие клиницисты признают, что шкала оценок родителя и педагога полезна в диагностическом процессе, как способ получения описания поведения ребенка, которое без труда можно сравнить с возрастными нормами. Некоторые дети с высоким уровнем непоседливости (неусидчивости), невнимательности и импульсивности имеют медицинские проблемы или задержки развития, которые должны быть выявлены в ходе обследования. Дети, испытывающие затруднения в учебе, могут проявлять симптомы в школе и во время выполнения домашнего задания, так как им трудно осваивать учебный материал. Другие дети могут проявлять симптомы дома, что лишь указывает на некие проблемы в среде, окружающей ребенка, трудности социального характера или проблемы воспитания.  В кабинете доктора может быть очень сложно определить, у каких детей есть специфические проблемы с обучением. Следовательно, консультация с педагогом-психологом может быть очень полезна для получения полной картины сильных и слабых сторон ребенка. 

Коррективное вмешательство

Стимулирующие медикаменты (такие как метилфенидат, Риталинтм) в различных краткодействующих и пролонгированных формах играют  важную роль в лечении СДВГ. Некоторое время назад стали доступны нестимулирующие медикаменты, такие как Атомоксетин, которые играют важную роль в лечении. Эти медикаменты могут помочь большому числу больных людей улучшить их внимание, управление импульсами и снизить уровень их активности. Также эффективны интенсивные поведенческие коррективные вмешательства, которые подразумевают комбинирование обучения ребенка самоконтролю с обучением родителей стратегиям воспитания. Позитивное родительское внимание, поощрения за подобающее поведение и негативные последствия неподобающего поведения (например, запрещение ребенку играть с любимой игрушкой) – это рекомендуемые методы бихевиорального воздействия. Педагоги также могут применять аналогичные методы в своих классах. Имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что наилучшее коррективное вмешательство – это сочетание медикаментозной терапии, бихевиоральной коррекции и мероприятий на уровне школьной программы, направленных на поведение и обучение. Для получения оптимального эффекта эти виды лечения должны быть интенсивными и долгосрочными. Непосредственная тренировка когнитивных функций, таких как рабочая память (способность удерживать и работать с информацией в краткосрочной памяти), кажется обнадеживающей как потенциально эффективное вмешательство. У некоторых детей может улучшиться поведение при удалении определенных продуктов из их рациона питания, хотя универсальность этого эффекта не доказана. Тренировка мозговой электрической активности может улучшить внимательность и поведение некоторых детей. В связи с этим, главная проблема такого лечения заключается в обобщении положительной динамики и ее переносе в другую обстановку. Необходимо проводить дальнейшие исследования, направленные на изучение оказывающих влияние на лечение факторов (индивидуальных и контекстно-обусловленных), чтобы увеличить положительный эффект лечения детей в течение времени и в различной обстановке.

Читать далее

Дополнительные материалы

Понимание СДВГ: Когда нормальное становится ненормальным?

Многие люди утверждают, что подлинный СДВГ появляется в дошкольные годы, и что связанные с ним симптомы – объективны, подразумевая, что любой наблюдающий пришел бы к аналогичному заключению. Такая точка зрения часто, но не всегда, верна.

Хотя у детей-дошкольников право диагностировать данное расстройство предоставляется специалистам, в каждодневной обстановке родители являются экспертами в отношении своих детей. Если они замечают, что их ребенок беспокойный, невнимательный или импульсивный, что ему сложно контролировать свои реакции, что ему необходимо двигаться или сложно ждать своей очереди, тогда ухаживающим взрослым следует прислушаться. 

В идеальных условиях специалист будет работать совместно с родителями, чтобы наблюдать за поведением ребенка в различной обстановке, а также оценить возможность того, не заключается ли проблема в чем-то другом (например, в родительских ожиданиях, стратегиях преодоления сложностей, уровне стресса или социо-экономической ситуации).  

В некоторых случаях симптомы СДВГ могут проявиться значительно позже в развитии, после поступления в школу или даже позже в школьные годы. 

Во всех случаях решающим фактором в диагностике будет ухудшение состояния – на социальном ли, на учебном ли или на эмоциональном уровне.

Публикации

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: эпидемиология, коморбидность и диагностика

Как помочь гиперактивному ребенку?

СДВГ может влиять на все сферы жизни человека. Дети с СДВГ, которые принимают участие в программах раннего вмешательства, как правило, меньше нуждаются в помощи в школе, судебной системе и системе здравоохранения в дальнейшей жизни. Состояние детей с СДВГ также можно улучшить, добавив медикаменты к образовательным и другим вмешательствам. Применение медикаментов может помочь снизить тяжесть симптомов и таким образом способствовать реализации корректирующего вмешательства.

Раннее вмешательство может помочь детям улучшить:

  • Самоконтроль – как они контролируют свои эмоции и поведение
  • Управляющие функции – структурирование и планирование, принятие решений, суждение
  • Социальные навыки – заводить друзей и поддерживать дружеские отношения, взаимодействовать с другими и быть уверенным в себе
  • Школьную успеваемость – способность сидеть спокойно, слушать, понимать и хорошо продвигаться в учебе в соответствии  со своим этапом развития.

Получение помощи в раннем возрасте может оказывать кратковременный и долговременный положительный эффект на детей, снижая остроту проблем, ассоциированных с СДВГ, таких как неспособность к обучению, тревожность, депрессия и проблемы поведения.

Публикации

СДВГ и лечение

Расстановка с дефицитом с дефицитом внимания гиперактивность (СДВГ): лечение детей

, написанные в качестве редакционных участников WebMD

в этой статье

  • Препараты
  • Побочные эффекты
  • Меди. Не для всех
  • Поведенческая терапия
  • . Другие лечения 9000
  • . может помочь вашему ребенку с СДВГ в школе, социальных ситуациях и дома. Правильный план может помочь со всеми тремя основными компонентами СДВГ: невнимательностью, импульсивностью и контролем гиперактивности. Цель лечения — помочь ребенку следовать правилам, концентрироваться и поддерживать хорошие отношения с родителями, учителями и сверстниками.

    Эти варианты лечения были проверены на безопасность, но нет двух одинаковых детей, и то, что работает для некоторых детей, может не сработать для вас.

    Вместе с врачом вы разработаете план, соответствующий конкретным потребностям вашего ребенка. Может потребоваться время, чтобы выяснить, что работает лучше всего. План может включать лекарства, поведенческую терапию или и то, и другое.

    Лекарства

    Основными лекарствами, используемыми для лечения СДВГ, являются стимуляторы и нестимуляторы. Иногда также используются антидепрессанты.

    Стимуляторы являются наиболее распространенным методом лечения детей и подростков. Обычно это тип лекарства, который врач может попробовать в первую очередь. Стимуляторы используются давно и хорошо проверены. Они помогают мозгу контролировать импульсы, поведение и внимание.

    Дети с определенными заболеваниями не должны принимать стимуляторы. Прежде чем прописывать какие-либо лекарства, убедитесь, что врач знает историю болезни вашего ребенка.

    К стимуляторам относятся:

    • Амфетамин (ADZENYS XR-ODT)
    • Амфетамин/декстроамфетамин (Adderall, Adderall XR)
    • Dexmethylphenidat , Метилин, Риталин, Quillivant XR)
    • Сердексметилфенидат и дексметилфенидат (Азстарис)

    Если первое назначенное врачом лекарство не помогает, он может увеличить дозировку, предложить другое лекарство или предложить вашему ребенку примите другое лекарство вместе со стимулятором.

    Нестимуляторы не так хорошо проверены. Они действуют иначе, чем стимуляторы, но могут помочь с концентрацией и контролем импульсов. Для некоторых детей они могут быть лучшим вариантом, чем стимуляторы, но их часто используют вместе со стимуляторами.

    Эти нестимуляторы одобрены FDA для лечения СДВГ у детей и подростков:

    Антидепрессанты не одобрены для лечения СДВГ, но они могут помочь при невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это вариант для детей, которые плохо себя чувствовали на одних стимуляторах. Прием антидепрессантов вместе со стимуляторами, по-видимому, хорошо работает для детей, у которых СДВГ сочетается с расстройством настроения, таким как депрессия или тревога.

    Существует несколько типов антидепрессантов.

    Трициклические антидепрессанты. Воздействуют на химические вещества в головном мозге.

    Примеры трициклических антидепрессантов включают в себя:

    • Дезипрамин (Norpramin, Pertofrane)
    • Имипрамин (Tofranil)
    • Nortriptyline (Aventyl, Pamelor)

  • 9. 399.39.399.39.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399.399. 9. Врач может прописать это, если вашему ребенку не помогают стимуляторы.

    Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Это наиболее часто назначаемые антидепрессанты людям с депрессией. Они были опробованы для лечения СДВГ:

    • Эсциталопрам (Лексапро)
    • Сертралин (Золофт)

    Венлафаксин (Эффексор ). Этот препарат также влияет на химические вещества в головном мозге. Это помогает улучшить настроение и концентрацию у детей и подростков.

    Побочные эффекты

    Все эти лекарства могут вызывать побочные эффекты. Обычно они возникают, когда ребенок впервые начинает их принимать. Обычно они легкие и довольно быстро проходят. Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо новые лекарства, поговорите со своим врачом о том, чего ожидать.

    Если вас беспокоят побочные эффекты, когда ваш ребенок принимает лекарство, позвоните врачу. Не вносите изменений в лечение, не поговорив с ними.

    Лекарства не для всех

    Лекарства не всегда помогают детям с СДВГ. На самом деле, в 20-30% случаев они вообще не работают. В других случаях улучшение незначительное или побочные эффекты слишком серьезны. Ваша медицинская бригада может помочь вам подобрать комбинацию лекарств и поведенческой терапии или только терапию, которая лучше всего подходит для вашего ребенка.

    Чтобы узнать, что работает, полезно сначала поговорить со своим врачом о целях лечения. Другая идея состоит в том, чтобы контролировать и отслеживать время и интенсивность симптомов вашего ребенка в журнале симптомов СДВГ. Затем вы и ваша медицинская бригада сможете просмотреть журнал, чтобы определить закономерности, которые могут помочь в разработке более эффективного лечения.

    Поведенческая терапия

    Этот тип терапии использует положительное подкрепление за хорошее поведение и отрицательное подкрепление за нежелательное поведение. Специалист по психическому здоровью — психолог, социальный работник или семейный терапевт — работает с вами и учителями вашего ребенка, чтобы разработать программу по улучшению поведения вашего ребенка.

    Поведенческая терапия часто используется вместе с лекарствами от СДВГ, но ее также можно использовать отдельно.

    Другие методы лечения

    FDA предлагает два метода лечения, основанные на технологиях, в качестве немедикаментозного лечения детей.

    Первое устройство называется Monarch eTNS System и одобрено для детей от 7 до 12 лет. Оно размером примерно с сотовый телефон и работает путем легкой стимуляции электродов, прикрепленных ко лбу. Эти слабые электрические импульсы взаимодействуют с частью мозга, которая, как считается, отвечает за СДВГ.

    Также одобрено игровое цифровое терапевтическое устройство EndeavorRx для педиатрических пациентов с СДВГ в возрасте от 8 до 12 лет. Используя подход, основанный на видеоиграх, устройство использовало как сенсорные стимулы, так и задачи на двигательные навыки, чтобы нацеливаться на области мозга и помогать улучшать внимание и когнитивные функции.

    Кроме того, некоторые исследования показали, что добавки омега-3 могут помочь некоторым детям с СДВГ.

    Некоторым детям с СДВГ могут помочь изменения в диете, такие как отказ от глютена или определенных пищевых красителей и добавок. Поговорите с врачом вашего ребенка о наилучших вариантах для него.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и лечение у детей и подростков

    Цель обзора

    Обновление предыдущего обзора путем сравнения стратегий диагностики, лечения и наблюдения за детьми и подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

    Ключевые сообщения

    • Недостаточно данных по визуализации или электроэнцефалограмме для диагностики СДВГ у детей в возрасте 7–17 лет.
    • К отчету 2011 г. добавлено мало доказательств, согласно которым метилфенидат эффективен для детей в возрасте до 6 лет с СДВГ и что психостимуляторы могут быть эффективны для детей в возрасте 6–12 лет.
    • Атомоксетин оказывает несколько более сильное воздействие на желудочно-кишечный тракт, чем метилфенидат.
    • Когнитивно-поведенческая терапия может улучшить симптомы СДВГ у детей в возрасте 7–17 лет.
    • Обучение детей или родителей улучшило симптомы СДВГ у детей в возрасте 7–17 лет, но не повлияло на успеваемость.
    • Добавка омега-3/6 не повлияла на симптомы СДВГ.
    • Необходимы дальнейшие исследования для оценки диагноза, мониторинга и долгосрочных результатов для детей и подростков с СДВГ, которые лечатся в обычных условиях.

    Структурированный реферат

    Цели. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это распространенное педиатрическое нейроповеденческое расстройство, которое часто лечат в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Этот систематический обзор обновляет и расширяет два предыдущих систематических обзора доказательств Агентства медицинских исследований и качества (AHRQ) и фокусируется на сравнительной эффективности методов установления диагноза СДВГ, обновляет сравнительную эффективность фармакологического и немедикаментозного лечения и оценивает различные стратегии мониторинга. в учреждениях первичной медико-санитарной помощи для лиц в возрасте от рождения до 17 лет.

    Источники данных. Мы провели поиск в PubMed ® , Embase ® , PsycINFO ® и в Кокрановской базе данных систематических обзоров соответствующих исследований на английском языке, опубликованных с 1 января 2011 г. по 7 ноября 2016 г.

    Обзор методов . Два исследователя проверяли каждую абстрактную и полнотекстовую статью на предмет включения, извлекали данные и проводили оценку качества и классификацию доказательств. Модели случайных эффектов использовались для расчета сводных оценок эффектов, когда было достаточно данных для метаанализа.

    Результаты. Доказательства были получены из 103 статей, описывающих 90 уникальных исследований. Двадцать одно исследование, связанное с диагностикой, 69 исследований, связанных с лечением, и ни одно исследование не было выявлено при мониторинге. Опросник оценки внимания и исполнительных функций и Опросник исполнительных функций в детском возрасте показали лучшие результаты, чем автоматизированная батарея Кембриджского нейропсихологического теста для диагностики СДВГ в возрасте 7–17 лет (сила доказательства [СОЭ] = низкая). Доказательств по использованию электроэнцефалографии (ЭЭГ) или нейровизуализации для постановки диагноза СДВГ в возрасте 7–17 лет было недостаточно. Ни в одном исследовании напрямую не оценивался вред для детей с диагнозом СДВГ. Ограниченные дополнительные доказательства, опубликованные после того, как был доступен первоначальный отчет 2011 г., по лекарствам от СДВГ, одобренным Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), по сравнению с плацебо или по сравнению с другими одобренными FDA лекарствами от СДВГ (SOE = недостаточно). Для атомоксетина и метилфенидата наиболее частыми нежелательными явлениями были сонливость и легкие желудочно-кишечные расстройства. Действие атомоксетина на желудочно-кишечный тракт было несколько выше, чем у метилфенидата (СОЭ = низкое). Когнитивно-поведенческая терапия улучшила симптомы СДВГ (СОЭ = низкий уровень). Тренировки детей или родителей улучшили симптомы СДВГ (СОЭ = умеренная), но не повлияли на успеваемость (СОЭ = низкая). Добавка омега-3/6 жирных кислот не повлияла на симптомы СДВГ (СОЭ = умеренная). По всем видам лечения было получено мало данных о риске серьезных нежелательных явлений, включая риск сердечно-сосудистых заболеваний.

    Выводы. В систематическом обзоре AHRQ 2011 года подчеркивалась польза психостимуляторов для детей в возрасте 6–12 лет с СДВГ на срок до 24 месяцев и было обнаружено, что добавление психосоциальных/поведенческих вмешательств к психостимуляторам более эффективно, чем только психосоциальные/поведенческие вмешательства для детей с СДВГ и оппозиционно-вызывающее расстройство. Это целевое обновление обнаружило недостаточно доказательств в отношении новых подходов к диагностике (например, ЭЭГ, нейровизуализация). Мало что известно о влиянии ярлыка на человека с СДВГ. Хотя когнитивно-поведенческая терапия или обучение детей или родителей могут уменьшить симптомы СДВГ, необходима дополнительная информация об относительной пользе этих подходов по сравнению с медикаментозным лечением или в сочетании с ним.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts