10 рекомендаций, как приучить ребенка к порядку. Советы опытной мамы
Ольга Крамаревич
Приходит время, когда каждая мама сталкивается с достаточно серьезной задачей — приучить ребенка к порядку. Многие очень много усилий тратят на то, чтобы научить подросшего ребенка убирать в своей комнате, но все их старания тщетны. В этой статье мама четверых детей и блогер Александра Нестеренко делится личным опытом и дает 10 конкретных рекомендаций, как приучить малыша к порядку.
- Расскажите ребенку, зачем нужно убирать. Нам не стоит забывать, что дети не всегда знают, зачем совершать то или иное действие. Поэтому им стоит часто напоминать, объяснять мотивы и акцентировать внимание на результате. Недостаточно просто сказать “Надо убирать”. Стоит объяснять, в чем цель уборки. К примеру, можно сказать так: “Намного легче искать вещи, если у них есть свое место. Ты всегда знаешь, где что лежит и легко можешь взять то, что тебе понадобится. Очень красиво, когда в комнате чисто. В такой комнате приятно находиться”. У ребенка будет больше желания убирать, если он будет знать, зачем он это делает.
- Сортируйте игрушки. Сделайте несколько отдельных ящиков и коробочек для игрушек. Они обязательно должны быть красивыми и яркими. Это будут домики для игрушек. Чтобы убрать игрушки, вместе с малышом рассортируйте их. Отдельно живет лего, отдельно кубики, отдельно машинки и т.д. Можно поиграть: кто быстрее соберет свою коробку. Это также поможет поддержать порядок в комнате. Ведь если малыш захочет поиграть с машинками, ему не придется переворачивать все игрушки вверх ногами, чтобы отыскать эти машинки.
- Мотивируйте детей к уборке. Александра предлагает сделать на холодильнике табличку, где будет имя ребенка и колонка для записи дел, которые он должен сделать. Если деток несколько — это еще интереснее! Можно выполнять на скорость. Кроме домашних обязанностей, в табличку можно вписать что-то нестандартное и интересное. Например, удивить папу, спеть песню.
- Помогайте ребенку убирать. Если ребенок никак не приступит к уборке, предложите ему помощь. Обычно уже через несколько минут ребенок может продолжать самостоятельно убирать и довести до конца уборку — тоже уже без вашей помощи.
- Не наказывайте уборкой! Это очень важно. Если использовать уборку в качестве наказания, ребенок очень быстро сформирует негативное отношение к ней. И он совсем не будет проявлять желания поддерживать чистоту.
- Убирайте играя. Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее.
- Используйте метод счета до 100. Если ребенок не хочет убирать разбросанные игрушки, скажите: “Я считаю до 100, а потом начну подметать и выбрасывать в мусор все, что валяется!” Пока вы будете считать, ребенок обязательно уберет игрушки.
- Хвалите ребенка за уборку и акцентируйте внимание на ее плюсах. После того, как малыш навел порядок, похвалите его и продолжите фразой: “Смотри, как чисто стало! Как красиво! Как приятно играть, когда кругом порядок!”
- Всегда предупреждайте о возможных последствиях. Если вы просите ребенка убрать, всегда сразу же предупреждайте, что произойдет, если он этого не выполнит. Только не забывайте выполнять обещания по наказанию.
- Показывайте пример ребенку. Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя!
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: 50 простых советов по воспитанию, которым нужно следовать каждый день 6 советов для родителей, как подготовить первенца к рождению второго ребенка 8 советов от Джанни Родари как придумывать сказки
Как научить ребенка наводить порядок
Родителям
Самое важное — не конкретные приемы и техники, считает японская писательница Тацуми Нагиса. Благодаря уборке люди учатся чему-то более важному — обращаться с вещами, строить отношения с семьей, принимать решения. В самом деле, вещей вокруг нас становится все больше и больше. Когда мы наводим порядок, мы не просто убираем, складываем и красиво расставляем все по местам. Нам приходится решать ряд вопросов: нужна эта вещь или нет? Если да, то как часто мы ее используем? Куда лучше ее положить, чтобы было легко достать?
Нет детей, которые с рождения обладают этими навыками. Возвращать вещи на место — дело привычки. И вам предстоит эту привычку сформировать, обучая ребенка уборке так же тщательно и терпеливо, как вы учите его разговаривать или обращаться с чашкой, вилкой. Если вы будете неустанно повторять одно и то же, как будто сразу убирать вещи на место — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.
Приучить ребенка к тому, в чем вы сами не сильны, почти невозможно
Но родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок собирался убрать вещь на место, а вы ему сказали: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.
И, тем не менее, воспитание во многом состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Главное — не поддаваться эмоциям и подавать правильный пример. Приучить ребенка к тому, в чем вы сами не сильны, почти невозможно.
Чему уборка учит ребенка
- Самостоятельно отвечать за свои вещи, уметь распоряжаться тем, что он имеет. Если не положить на место ножницы, то их трудно найти в следующий раз. Если бросать одежду как попало, она мнется. Если просто запихать все вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать то, что нужно.
- Разделять вещи на нужные и ненужные. Определять, в каком количестве они нужны. В жизни ребенку часто придется делать выбор, и не только по поводу того, нужна ли ему какая-то вещь. Самостоятельность развивается, когда человек с ранних лет привыкает брать на себя ответственность за свое решение.
- Думать о себе и о других. Дом — это место, в котором люди живут под одной крышей. Среди вещей, которые мы здесь храним, есть и общие, и личные. Поддерживать порядок в доме означает думать о том, как вести себя и как обращаться с вещами на общей территории. Когда ребенок поймет, что нужно преодолевать лень и убирать из гостиной разбросанные игрушки, потому что они всем мешают, он постепенно привыкнет думать о других.
Какие задачи предстоит освоить ребенку?
Наведение порядка означает одно из двух действий:
1. Убирать на место то, что взял. Вещи, которыми ребенок пользуется в течение дня, — книги, учебные принадлежности, игрушки, полотенца — желательно сразу же положить на место после использования. Вещи, которые он надевает или берет с собой, выходя на улицу (одежда, рюкзак, мобильный телефон, даже контейнер для обеда), возвращать на прежнее место, а не бросать, где попало.
2. Разобраться с тем, что принес домой. Когда ребенок приносит домой распечатки из школы, новую игрушку или что-то еще, чего раньше в доме не было, ему нужно определить место для этих предметов. Часто он решает положить ее «пока куда-нибудь» или затолкать в ящик стола, который и так уже почти не закрывается. Ребенку нужно привыкнуть выбрасывать или убирать новые вещи, которые он приносит в дом.
3. Обозначьте время
Возвращать вещи на место после того, как ими пользуешься, просто. Это простое действие совершают далеко не все и не всегда. Даже взрослый после того, как пострижет ногти, может положить маникюрные ножницы на стол, а прочитанную книгу оставить на диване. Взрослым остается только контролировать себя, насколько это возможно. А для ребенка лучшим вариантом будет прямо с детства привыкнуть все класть на место.
Одним замечанием дайте ему понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребенок собирается бросить ножницы, напомните, где они должны лежать. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, скажите, что стул стоит не на месте. Если ребенок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».
4. Научите убирать вещи так, чтобы их было легко доставать
Если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, то пользоваться ею просто. Допустим, ребенок ходит в кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю. Если так происходит, значит, следует найти более доступное место.
То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто, старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, проверьте, чтобы коробки легко открывались и не были набиты вещами доверху.
5. Договоритесь не оставлять свои вещи на общей территории
Прихожая, коридор, ванная, туалет, гостиная — это места для всех. Дом становится комфортным, когда все обитатели следят за состоянием общей территории. В большинстве семей за это отвечает мать. Она каждый день ставит обувь в шкаф, делает уборку в туалете и разносит по комнатам вещи, которые вся семья оставляет в гостиной. Если это всех устраивает — пусть так и будет.
Если предупредили, что выбросите игрушки, — выбрасывайте
Но я убеждена, что заботиться о порядке в доме должен каждый. Лучше привить ребенку это умение, пока он еще не вырос. Когда он оставляет вещи в прихожей, гостиной или где-нибудь еще, скажите ему: «Если ты не уберешь вещи из прихожей, они будут всем мешать» или «Отнеси вещи из гостиной в свою комнату». Объясните ребенку, что нужно не переложить вещи из одного общего места в другое, а убрать их.
Договоритесь, что родители могут в любой момент выбросить валяющиеся игрушки без предупреждения, и в этом он будет виноват сам. Тогда вам достаточно просто сказать: «Посмотри на пол» — и ребенок приступает к наведению порядка. Вопрос лишь в том, насколько он верит родителям. Покажите, что вы настроены серьезно. Если предупредили, что выбросите игрушки, — выбрасывайте. Если велели ребенку прибраться прямо сейчас — не давайте ему смотреть телевизор (ложиться спать/садиться за стол), пока он не закончит уборку.
Пусть вас не покидает уверенность в том, что поддерживать дом в чистоте очень важно. Это убеждение поможет не поддаваться отговоркам и мотивировать ребенка, чтобы он смело взялся за дело. Не думайте, что достаточно заставить ребенка наводить порядок. Помогайте ему, думайте и действуйте вместе с ним. Во-первых, вы станете для него примером, а во-вторых, скорее всего, и сами начнете понимать, как сделать лучше. Это понимание принесет вам ощущение полноты и завершенности.
Источник: Н. Тацуми «Магическая уборка для детей. Как искусство наведения порядка помогает развитию ребенка» (Бомбора, 2018).
Об авторе
Нагиса Тацуми — японская писательница и мать двоих детей, автор бестселлеров «Мастерство выбрасывать», «Новый метод хранения вещей от Нагисы Тацуми», «Искусство повседневной жизни».
Текст:Мария ФедотоваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Как мужчины относятся к женщинам, которые делали пластические операции?»
«Разлюбила мужа, но у нас общая собственность. Как стать свободной?»
Почему мужчина потерял сексуальный интерес: 7 возможных объяснений — узнайте причину
Как сблизиться с партнером: 4 простых шага — попробуйте в отношениях
От страхов и комплексов до любви к себе: чему меня научили секс-вечеринки
Тест: Каким мужчиной вы бы были?
«Не чувствую к себе уважения со стороны партнера»
«Прошло шесть месяцев после родов, а я так и не дождалась помощи от мужа»
Секвенирование для дошкольников: простые способы обучения концепции
- Поделиться
- Электронная почта
В раннем детстве дети узнают, что жизнь полна последовательностей, как дома, так и в их окружении.
Независимо от того, обучаете ли вы дошкольников секвенированию дома или в классе, вот несколько советов, которые помогут маленьким детям усвоить эту концепцию, а также некоторые упражнения по секвенированию, которые можно попробовать.
Что такое временной порядок?
Последовательность, также известная как временная упорядоченность , представляет собой процесс упорядочивания событий в том порядке, в котором они происходят во времени.
Иногда события просто происходят в определенном порядке, например, при одевании — сначала надевается нижнее белье, потом — брюки и т. д.
Иногда вещи меняют форму, например, когда дождь испаряется, образуются облака, а затем цикл продолжается.
Иногда также происходит изменение размера с течением времени, например, щенок или растение, которое становится больше. Жизненные циклы — хороший пример последовательностей в природе.
Почему секвенирование важно для дошкольников?
Обучение последовательностям является важной частью когнитивного развития ребенка, наряду с изучением таких умственных понятий, как сопоставление, сортировка, составление пар и причинно-следственные связи.
Дети узнают, как мир и его системы функционируют в соответствии с шаблонами и этапами, от подготовки ко сну ночью до выращивания дерева. Существует определенная предсказуемость того, как что-то происходит и в каком порядке.
Закономерности и этапы встречаются в математике, естественных науках и во многих областях науки. Обучение последовательному расположению предметов и изображений слева направо даже помогает детям научиться читать слева направо.
Временная последовательность развивает мышление и здравый смысл детей, а также их общие знания.
Как объяснить последовательность дошкольникам?
Подобно порядку, когда предметы располагаются в порядке в соответствии с размером или другим качеством, лучший способ объяснить ребенку упорядочение — это задать основной вопрос « Что дальше? »
Этот простой вопрос побудит детей задуматься о следующем логическом шаге в том возрасте, когда у них еще нет достаточного словарного запаса и зрелости, чтобы понять, что такое последовательность.
Поэтому при объяснении используйте такие предложения, обучая лексике порядка:
- Что дальше?
- Что вы делаете первым делом, когда просыпаетесь?
- Что тогда делать?
- Можно ли пойти в школу, не почистив зубы?
- Что происходит после этого?
- Что произойдет, если мы забудем сначала смешать ингредиенты?
- Какой последний шаг в этом рецепте?
Обучение дошкольников последовательностям не всегда должно принимать форму определенного занятия по последовательностям, такого как игра в последовательности.
Существует так много возможностей для обучения в нашей повседневной жизни или в школе, что этому понятию можно обучать во время игры, во время дискуссий, а также во время других занятий, которые обучают множеству навыков (например, обучение детей последовательности во время игры в магазин – начальная математическая деятельность).
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Упражнения и игры для дошкольников
Вот несколько простых заданий, которые можно попробовать с маленькими детьми.
1. Следование рецепту
Рецепты — отличный способ научить соблюдать последовательность и порядок.
Для детей младшего возраста: напишите основной рецепт на листе бумаги или на доске и отмечайте этапы по мере их выполнения.
Вот некоторые кулинарные упражнения для дошкольников, которые можно приготовить быстро и безболезненно.
2. Распорядок дня
Обсуждайте распорядок дня с маленькими детьми дома или в школе.
В качестве художественного занятия создайте плакат о повседневных делах, который можно повесить в спальне или классе. Запишите основные занятия на день и попросите детей нарисовать картинки для каждого занятия, а затем украсьте плакат для демонстрации.
Сделайте это простым для детей младшего возраста, но для старших дошкольников укажите время и больше деталей.
Пример домашней рутины:
- Пробуждение
- Приготовься
- Школа
- Обед
- Время воспроизведения
- ТВ-время
- Ужин
- Ванна
- Сказка на ночь
- Сон
Пример занятия в классе:
- Обсуждение
- Художественное занятие
- Время перекуса
- Время воспроизведения
- Музыка и движение
- Игры для дома
- История
- Домашнее время
Поместите маркер или точку рядом с текущим занятием и перемещайте его в течение дня, чтобы ваши дети чувствовали движение времени.
3. Фотоистория
Отправляйтесь в путешествие с детьми (в парк, в гости, по делам и т. д.) и сделайте на телефон несколько фотографий (достаточно 4–5) событий или вещей, которые вы видите .
Распечатайте фотографии на странице (уменьшите размер для экономии чернил) и вырежьте отдельные фотографии.
Перемешайте их и предложите детям расположить их в порядке того, что вы делали сегодня.
Это занятие должно быть относительно легко выполнять в наши дни с мобильными телефонами, которые делают фотографии, в противном случае сделайте свои собственные карточки и нарисуйте то, что вы делали в течение дня (сделайте карточку с тележкой, чтобы представить поход по магазинам, изображение бабушки, чтобы представлять визит и т. д.)
4. Выращивание бобов
Это занятие многие родители помнят в школе.
Фасоль — это весело и легко выращивать, а также это отличный способ показать детям жизненный цикл растения.
Нарисуйте этапы по мере их развития или сделайте карточки и попросите детей предсказать, как будет расти боб.
5. Сортировка фотографий
Нужно разобрать фотоальбомы?
Возьмите несколько фотографий своих детей и попросите их упорядочить фотографии по возрасту. Затем попробуйте это занятие с другими членами семьи.
В классе? Попросите каждого ребенка принести в школу набор из 4 или 5 фотографий и соединить их со сверстником, чтобы последовательно расположить фотографии друг друга.
6. Время сказок
Рассказывайте такие истории, как Три поросенка и Златовласка и три медведя .
Истории такого типа учат детей последовательностям и должны рассказываться в определенном порядке. Попросите детей перечислить их по порядку.
Это также хорошая сортировка, так как дети будут упорядочивать по размеру (папа-мишка, мама-мишка и медвежонок), а также по времени.
7. Выполнение инструкций
Используя доску или любую другую поверхность большого размера, покажите ребенку последовательность инструкций, используя простые иллюстрации.
Например, нарисуйте следующие простые картинки, изображающие эти инструкции:
- Яблоко — доешь свой перекус.
- Книжная полка. Приведите в порядок свои книги в своей комнате и аккуратно расставьте их на полке.
- Дерево. Тогда вы сможете поиграть в саду.
- Пара рук – Вымойте руки, когда вернетесь внутрь.
- Телевизор. Тогда вы можете несколько минут посмотреть телевизор, пока я готовлю ужин.
Тщательно объясните инструкции, чтобы ваш ребенок научился ассоциировать символы с инструкциями.
Устно давая ребенку двухэтапные инструкции, а затем и многоэтапные инструкции, вы поможете ему сформировать представление о порядке событий.
Вы также можете использовать эти упражнения «слушай и рисуй», чтобы последовательно изучать инструкции.
8. Карты секвенирования
Традиционные задания по составлению рассказов для дошкольников обычно представляют собой наборы карточек с картинками, которые дети размещают в правильном порядке.
Хотя вы можете сделать многие из них сами, как показано в примерах выше, детям понравится хороший набор карточек с картинками.
Получите свои собственные карты секвенирования, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.
Источник:
«Общее обучение: развивающая программа для детей младшего возраста», автор Джоанн Хендрик.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к головоломкам для печати, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .
- Поделиться
- Электронная почта
Последовательность обучения | Reading Rockets
Автор: Reading Rockets
Помощь детям в понимании концепции последовательности развивает как грамотность, так и навыки научного исследования. Вот несколько простых действий, которые семьи могут выполнять вместе, чтобы дать детям возможность наблюдать, записывать и думать о последовательности.
Дети легко усваивают, что одно следует за другим. Их занятия дома дают отличные примеры и являются хорошим введением в концепцию секвенирования. Например, сначала мы обедаем, потом принимаем ванну, после этого читаем сказки и, наконец, гасим свет.
Помощь детям в последовательности также развивает их навыки научного поиска. Чтобы изучать или наблюдать за изменениями в чем-либо, учащиеся должны следить и записывать изменения. Изменения происходят в определенном порядке, который дети могут задокументировать, написав или нарисовав картинки.
Вот несколько мероприятий, которые могут выполнять семьи, чтобы дать детям практику секвенирования. Пробуя их, попытайтесь включить словарный запас последовательности, который включает такие слова, как первый, затем, следующий, наконец или первый, второй, третий, последний.
- Вырежьте или вырвите страницы из старого календаря.
- Создать историю «последовательность событий». Начните с листа бумаги, разделенного на 4 больших квадрата. (Для детей старшего возраста вы можете создать на листе больше пустых квадратов последовательности.) Выберите занятие, с которым ваш ребенок знаком, например, приготовление бутерброда с арахисовым маслом и желе или чистка зубов. Попросите ребенка нарисовать этапы деятельности — по одному шагу на квадрат от начала до конца.
- Добавьте немного науки! Загрузите, распечатайте и вырежьте нашу 8-страничную мини-книгу «Как пчелы делают мед» и вместе с ребенком расставьте страницы в правильном порядке. Ваш ребенок также выучит большой словарный запас — такие слова, как «хоботок» и «испарение».
- Используйте свои учебники истории в качестве моделей. Книги, которые вы читаете вместе, дают возможность поговорить о последовательности событий. После того, как вы закончите книгу, спросите ребенка, что произошло сначала? А потом что случилось? Чем закончилась книга? Чтобы расширить эту идею, запишите каждое событие на отдельной каталожной карточке или палочке от эскимо. Попросите ребенка разложить карточки (или палочки) по порядку.
Предоставление вашему ребенку возможности вспоминать события в правильной последовательности поможет вашему ребенку участвовать в научных исследованиях и открытиях. Понимание последовательности также помогает вашему ребенку понять структуру рассказа, что, в свою очередь, развивает навыки понимания прочитанного и письма.
Рекомендуемые детские книги
Дождь на равнине Капити
Верна Аардема
В этой африканской народной сказке рассказывается простая история о пастухе и его желании дождя на африканской равнине. Повествовательная структура истории последовательно следует за пастухом Ки-патом, который делает лук и стрелу, стреляет стрелой в черное дождевое облако, наблюдает за изменением погоды и наблюдает, как растет трава, чтобы его коровы могли жить. (Возрастной уровень: 3-6)
Книга покупок
Каждую осень приходит медведь
Джим Арноски
Времена года меняются, и большой черный медведь готовится к зимней спячке. В поисках норы он пугает рысь, тетерева и других мелких животных. Яркие акварели и краткий текст, взятые из наблюдений художника за медведем за его домом в Вермонте, объясняют баланс, обнаруженный в природе, и циклы жизни. (3-6 лет)
Книга покупок
Как строится дом
Гейл Гиббонс
Строительство дома — сложный проект, требующий совместных усилий многих людей. Начиная с архитектора, который рисует планы, читатели знакомятся с геодезистами, операторами оборудования, плотниками, сантехниками и другими людьми, которые строят здания. Книга заканчивается тем, что въезжает семья, готовая сделать дом своим домом. (3–6 лет)
Книга покупок
Сад Джека
Генри Коул
В этой сводной истории Джек сажает, ухаживает и собирает урожай в своем саду. Читатели не только будут следить за действиями Джека, но и узнают о садах и садоводстве в этой информативной и анимированной книге с помощью текста и очень подробных и хорошо обозначенных иллюстраций. (6-9 лет)
Книга покупок
Молочники
Автор Гейл Гиббонс
Многие люди пьют молоко каждый день. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, откуда оно взялось? От молочной коровы до стола молоко проходит много этапов. И немного молока используется, чтобы сделать другие вещи. Молочная ферма и ее продукты представлены в четких, привлекательных иллюстрациях и прямолинейном тексте. (3-6 лет)
Книга покупок
Очень голодная гусеница
Автор Эрик Карл
Эта современная классика знакомит детей с жизненным циклом бабочки с помощью светящихся иллюстраций, страниц с вырубками, которые растут вместе с гусеницей, и предсказуемым языком. Бабочка, появляющаяся из кокона, уже не маленькая и не прожорливая, но продолжает волновать читателей многих веков.