Конфликт детей и родителей: Проблемы детей и родителей в семье — причины и способы разрешения

Конфликты родителей и взрослых детей. Трансформация — Женский проект Вероники Хацкевич

В большинстве случаев возникают конфликты с матерью, реже с отцом, иногда наблюдаются ссоры с ними обоими.

Нельзя считать претензии взрослых детей необоснованными. Они не появляются ниоткуда, не рождаются в фантазиях. Жалобы на родителей по большей части обоснованы обидами, корни которой находятся в детстве. Чаще всего взрослые дети жалуются на бесконечную критику, постоянные указания и директивы, на то, что родители больше любят брата или сестру и др.

Несмотря на то, что взрослые дети могут быть объективными в своих претензиях, а родители порой действительно ведут себя ужасающе, что подтверждают реальные факты, есть в этой ситуации серьезная проблема. Констатируя неправильное поведение матери, отца, их ошибки, совершенные много лет назад или в настоящее время, внутренне каждый Взрослый Ребенок надеется на изменение ситуации. Ему кажется, что настанет момент, когда родитель вдруг образумится и поймет, что неправильно вел себя в отношениях сыном, дочерью.

И наконец, можно будет получить все, что не было дано, наступит счастье и свобода.

Поскольку ожидания чуда не сбываются, формируется агрессия по отношению к родителям или одному из них. В большинстве своем взрослые дети отрицают, что они ожидают чего-то от матери, отца, доказывают, рационально объясняют причины своего озлобления. Однако подсознательно они, все же, прокручивают одну и ту же картину отчаяния или ожидания изменения положения. Причем Внутренний Ребенок готов в течение многих лет ждать прихода «новой эры» отношений. Это признак инфантилизма и зависимости.

Чувства к родителям могут выражаться по-разному. Взрослые юноши и девушки, солидные тети и дяди могут ненавидеть маму или папу, раздражаться, копить на них обиду. В любом случае это говорит об уязвимости, о том, что существует ожидание, надежда на перемены, изменения в отношении родителей.

Многие взрослые дети, культивируя свои претензии к родителям, внутренне не ставят перед собой цель ликвидировать конфликт.

Они используют эти претензии для объяснения собственных неудач, бездействия:

  1. Несправедливое отношение родителей дает возможность не взрослеть, объяснять все свои ошибки тяжелым детством: «если бы мама меня не попрекала постоянно, я бы…».
  2. Ошибками в воспитании можно объяснять причину саморазрушения, сложные отношения с близкими людьми: « это родители не позволили мне завести котенка, я не могу простить такое разочарование, поэтому пью…».
  3. Обиды на родителей освобождают от ответственности за настоящее, позволяют не обвинять себя в провале: «с подорванной нервной системой невозможно добиться серьезных целей» или «это родители выбрали для меня институт, навязали мне работу не по душе».

Взрослый ребенок смиряется с конфликтом, использует его для оправдания собственных ошибок, недоработок, безволия. Агрессия, обиды лежат только на поверхности, главным моментом становится жалость к себе.

Недостаток внимания, любви от близких, родных людей, безусловно, является отрицательным фактором. Но следует понимать, что родители могут создавать такую ситуацию неосознанно. Скорее всего, они в детские годы также были лишены ласки, теплоты, заботы. Поэтому в них отсутствует этот источник, неоткуда взять любовь, которой ждут дети. Есть только одна возможность разорвать эту цепочку. Нужно стать своему Внутреннему Ребенку любящим, понимающим родителем, таким, каким он должен быть. Примите его со всеми его недостатками, не отвергайте и не корите. Отметьте его личные достоинства, похвалите за победы и успехи. Но нужно понимать, что с этого момента вы не сможете ни на кого перекладывать ответственность за свои промахи. Только вы причина ошибок и неудач.

К сожалению, не все готовы взять на себя такую ответственность, расстаться с привычкой списывать все на воспитание, родителей. Вся жизнь человека проходит под знаменем конфликта. В пожилом возрасте он продолжает горестно вздыхать: «Если бы родители больше любили и понимали меня, моя жизнь была бы намного лучше». Придется огорчить тех, кто намеревается прожить жизнь таким образом.

Не ваши родители виноваты в ваших промахах и проблемах, а вы сами. Приоритетная роль мам и пап заканчивается к 20-22 годам. В последующей жизни конфликты с родителями не могут руководить вашей жизнью. Бесполезно ждать от них, что они изменятся, безответственно требовать от партнера в отношениях компенсации неполученной любви, заботы, понимания.

Обратитесь к специалисту, если сами вы не в состоянии прекратить затянувшийся конфликт.

Семейные конфликты: родители и дети

Оглав­ле­ние
  • Новый член семьи
  • Полю­бите детей
  • «Мы его не понимаем!»

Наши дети – это наша ста­рость. Пра­виль­ное вос­пи­та­ние – это наша счаст­ли­вая ста­рость, пло­хое вос­пи­та­ние – это наше буду­щее горе, это наши слезы, это наша вина перед дру­гими людьми.

А.С. Мака­ренко

Рож­де­ние детей – совер­шенно новый этап в жизни семьи. Конечно, для нор­маль­ных супру­гов рож­де­ние чада все­гда очень боль­шая радость и сча­стье. Как гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Рож­де­ние детей сде­ла­лось вели­чай­шим уте­ше­нием для людей, когда они стали смерт­ными. Поэтому-то и чело­ве­ко­лю­би­вый Бог, чтобы сразу смяг­чить нака­за­ние пра­ро­ди­те­лей и осла­бить страх смерти, даро­вал рож­де­ние детей, являя в нем… образ Воскресения».

Но вся­кое хоро­шее дело, а осо­бенно такое важ­ное, как рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей, не совер­ша­ется без иску­ше­ний. И умно­же­ние семьи все­гда при­но­сит новые труд­но­сти и проблемы.

Один мой зна­ко­мый папа, изму­чен­ный семей­ными про­бле­мами, капри­зами и непо­слу­ша­нием своих детей, как-то ска­зал мне в минуту отча­я­ния: «Как же тяжело с детьми! Навер­ное, даже адские муки тер­петь легче!» Конечно, это было ска­зано в состо­я­нии аффекта. Я знаю, что этот отец любит своих детей, но, думаю, у каж­дого из роди­те­лей бывали пери­оды, когда хоте­лось убе­жать от своих отпрыс­ков на край света. Однако жизнь без детей невы­но­сима и скучна. Так что в нашей жизни все так – «грусть сосед­ствует с любовью».

Тему дет­ско-роди­тель­ских кон­флик­тов условно можно раз­де­лить на две части:

  • кон­фликты супру­гов из-за детей,
  • дет­ско-роди­тель­ские конфликты.

Нач­нем с первых.

Новый член семьи

Рож­де­ние мла­денца явля­ется не только про­вер­кой, экза­ме­ном для супру­гов на их готов­ность стать отцом и мате­рью, но и испы­та­нием их чувств. И если супруги плохо готовы к этому собы­тию, даже самый дол­го­ждан­ный ребе­нок может послу­жить ябло­ком раз­дора для них. И часто рож­де­ние детей вме­сто того, чтобы еще более спло­тить мужа и жену, наобо­рот, разъ­еди­няет их. Почему? Вина тут чаще всего обо­юд­ная. Рас­смот­рим несколько вариантов.

Отчуж­де­ние, кон­фликт между супру­гами, как пра­вило, про­ис­хо­дит из-за рев­но­сти. Муж, кото­рому до рож­де­ния ребенка жена уде­ляла много вре­мени, с появ­ле­нием в семье нового члена отхо­дит на вто­рой план. Очень часто ситу­а­ция усу­губ­ля­ется еще тем, что жена видела в муже сво­его «пер­вого ребенка»: забо­ти­лась о нем, холила и леле­яла, как дитя. А когда она стала насто­я­щей мате­рью, ее взрос­лый «ребе­нок» ока­зался забыт. Рож­де­ние мла­денца, осо­бенно пер­вого, – очень вол­ну­ю­щее и радост­ное собы­тие для матери. Ведь она, в отли­чие от отца, уже девять меся­цев имела связь с ним. Неда­ром в Еван­ге­лии ска­зано, что жен­щина, «когда родит мла­денца, уже не пом­нит скорби от радо­сти, потому что родился чело­век в мир» (Ин. 16:21).

Но здесь мно­гие матери совер­шают ошибку. Они отда­ются заботе и уходу за ребен­ком на все сто про­цен­тов. Про­ис­хо­дит это еще и из-за неопыт­но­сти, ведь такая мать все делает впер­вые, а уже со вто­рым ребен­ком она гораздо меньше пере­жи­вает и тра­тит душев­ных и физи­че­ских сил. А сей­час любой писк или недо­воль­ство мла­денца спо­собны вызвать у нее панику. Она часами гла­дит пеленки, кипя­тит соски и наво­дит в дет­ской сте­риль­ную чистоту. Есть даже такая шутка: если пер­вый ребе­нок уро­нит соску на пол – мать кипя­тит ее, если вто­рой – моет под кра­ном, а когда рож­да­ется тре­тий мла­де­нец – про­сто обли­зы­вает ее.

И вот в пер­вые месяцы после рож­де­ния ребенка неко­то­рые жен­щины забра­сы­вают все дела и зани­ма­ются только мла­ден­цем. Это совер­шенно неправильно.

Спе­ци­а­ли­сты утвер­ждают: «Пара­док­сально, но факт: одер­жи­мые мамочки, посвя­ща­ю­щие все свое время и силы мла­денцу, как пра­вило, в резуль­тате полу­чают плак­си­вого, болез­нен­ного и нерв­ного ребенка.

Почему так про­ис­хо­дит? Малыш эмо­ци­о­нально очень сильно свя­зан со своей мате­рью, и если чув­ствует ее под­со­зна­тель­ное жела­ние про­во­дить с ним как можно больше вре­мени, всеми воз­мож­ными спо­со­бами будет удо­вле­тво­рять это ее жела­ние: часто про­сы­паться по ночам, пла­кать каж­дый раз, когда мать обра­щает вни­ма­ние на мужа, и вообще не отпус­кать от себя маму ни на шаг. Как пра­вило, бес­по­кой­ные дети бывают у тех роди­те­лей, чьи отно­ше­ния далеки от абсо­лют­ной любви и взаимопонимания».

Так что такая гипе­ро­пека нано­сит двой­ной вред – и ребенку, и вза­и­мо­от­но­ше­ниям супру­гов. У мужа вполне могут воз­ник­нуть рев­ность, обида; не видя вни­ма­ния жены, он будет ста­раться уте­шиться где-то вне дома в ком­па­нии дру­зей или отдав­шись люби­мому увлечению.

Ребе­нок только тогда послу­жит объ­еди­не­нию семьи, когда роди­тели будут вме­сте забо­титься о нем. Жен­щине нужно пони­мать, что, если она будет при­вле­кать мужа к уходу за малы­шом, напри­мер супруг будет купать его, пере­оде­вать, ино­гда гулять с ним, чтобы немного раз­гру­зить маму, то это не только пой­дет на пользу ей (ведь она будет больше отды­хать и зани­маться домом), но и помо­жет отцу уста­но­вить необ­хо­ди­мый кон­такт с ребен­ком, а также укре­пит супру­же­ские чув­ства. Ведь ничто так не объ­еди­няет, как общее дело.

Бывает и такой вари­ант: муж сам ока­зы­ва­ется не готов к отцов­ству и не хочет брать на себя ответ­ствен­ность и заботу о ребенке. Он видит, что жена с рож­де­нием мла­денца начи­нает уде­лять ему меньше вни­ма­ния, и вме­сто того, чтобы начать дарить свою ласку, любовь и заботу ей и ребенку, под­дер­жать их, про­яв­ляет эго­изм, начи­нает рев­но­вать жену к ребенку.

Жен­щина после бере­мен­но­сти и родов осо­бенно нуж­да­ется в под­держке и вни­ма­нии. Для нее это время очень непро­стое, неда­ром как реак­ция на огром­ный стресс, свя­зан­ный с рож­де­нием ребенка, у мно­гих мате­рей раз­ви­ва­ется так назы­ва­е­мая после­ро­до­вая депрес­сия. Конечно, в супру­же­ском отчуж­де­нии, свя­зан­ном с рож­де­нием ребенка, бывает боль­шая вина и жен­щин. Ведь, несмотря на то, что мате­рин­ский долг обя­зы­вает ее много сил отда­вать ребенку, она должна также про­яв­лять любовь и чут­кость к мужу, пони­мать, что ему сей­час может быть тяже­лее, чем ей, ведь жен­щины, как пра­вило, очень при­вя­заны к мла­денцу, и, несмотря на труд­но­сти, ей достав­ляет боль­шое удо­воль­ствие быть мате­рью. А муж­чине еще только пред­стоит научиться быть отцом.

Так что обоим супру­гам нужно понять, что с появ­ле­нием ребенка они должны пере­стро­ить свои отно­ше­ния, научиться вза­и­мо­дей­ство­вать уже в новом каче­стве – отца и матери.

И пер­вое, что им нельзя забы­вать: самое важ­ное сей­час – сохра­нить и пре­умно­жить свою любовь и чув­ства, ведь самое глав­ное для их ребенка – расти в семье, где роди­тели по-насто­я­щему любят друг друга. Кто-то одна­жды выска­зал муд­рую мысль: «Самое боль­шое, что может сде­лать отец для сво­его ребенка, – это любить его мать».

Полюбите детей

Почему супруги рожают детей? Если устро­ить опрос среди роди­те­лей на эту тему, можно будет услы­шать весьма раз­ные ответы. Кто-то ска­жет: «Дети – это наше про­дол­же­ние, мы хотим оста­вить на земле след, чтобы наша фами­лия, наш род не исчезли». Или, напри­мер: «Мы хотим иметь опору и под­держку в ста­ро­сти»; «хотим, чтобы дети реа­ли­зо­вали наши планы и мечты, кото­рые не смогли осу­ще­ствить мы»; «если всту­пили в брак, нужно рожать детей: без них семья будет непол­ной». И все эти ответы содер­жат долю истины. Конечно, каж­дая семья должна стре­миться к про­дол­же­нию рода, любой роди­тель хочет, чтобы ребе­нок покоил его в ста­ро­сти, и мно­гие супруги хотят, чтобы дети про­дол­жили их дело и достигли в нем больших успе­хов, чем они сами (хотя, конечно, каж­дый чело­век дол­жен сам выбрать свой путь в жизни).

Но самый глав­ный мотив рож­де­ния детей дол­жен быть только один – любовь к детям.

Очень хорошо это видно на при­мере мно­го­дет­ных семей. Мно­го­дет­ных роди­те­лей не стра­шат ника­кие труд­но­сти, эко­но­ми­че­ские и жилищ­ные про­блемы, потому что они любят детей. Они знают, что каж­дый новый ребе­нок дает им новое счастье.

И когда роди­тели пой­мут, что глав­ное в вос­пи­та­нии ребенка и в обще­нии с ним – это любовь, тогда их жизнь и жизнь их чада изме­нится к лучшему.

Что бы мы ни делали: играли с детьми, учили чему-нибудь, нака­зы­вали их, – нужно все­гда руко­вод­ство­ваться только одним – любо­вью к ним. И поэтому даже если у вас пока нет осо­бых чувств к вашему чаду, нужно при­ло­жить все уси­лия, чтобы полю­бить его. Без любви про­цесс вос­пи­та­ния ребенка не будет иметь смысла.

Одна­жды, когда я высту­пал в одной ауди­то­рии, мне был задан вопрос. Моло­дая жен­щина, мать, спро­сила: «Что делать, если папа не имеет кон­такта, бли­зо­сти с детьми, мало обща­ется, играет с ними?» Уста­нов­ле­ние дру­же­ских, теп­лых отно­ше­ний с детьми напря­мую свя­зано с обще­нием. Конечно, это опре­де­лен­ный труд. Пре­одо­леть уста­лость, лень; придя с работы, не залечь на диван с газе­той, а найти время поиг­рать с детьми, почи­тать им книгу. Один мой зна­ко­мый дедушка пере­жи­вал и сето­вал, что его внук холодно отно­сится к нему. Но вот внук немного под­рос, и дед стал больше общаться с ним, заби­рать из школы, играть в фут­бол и вообще больше про­во­дить с ним вре­мени. И вза­и­мо­от­но­ше­ния межу дедом и вну­ком сразу улучшились.

Да, любовь явля­ется глав­ным фак­то­ром в вос­пи­та­нии детей, но здесь есть одно но. Любовь должна быть пра­виль­ной и разум­ной. Ведь очень мно­гие роди­тели, а также бабушки и дедушки пони­мают любовь как пота­ка­ние всем жела­ниям люби­мого чада. Одна моя зна­ко­мая гово­рила: «Любо­вью не изба­лу­ешь». Изба­лу­ешь, и еще как. Любовь к детям пред­по­ла­гает не только заботу, неж­ность и ласку, но и стро­гость – мы в ответе за них. «Кто хочет хорошо вос­пи­тать детей, вос­пи­ты­вает их в стро­го­сти и тру­дах, чтобы, отли­чив­шись в позна­нии и пове­де­нии, могли они со вре­ме­нем полу­чить плоды тру­дов своих», – гово­рит пре­по­доб­ный Нил Синай­ский. Тот, кто балует, излишне опе­кает ребенка; если и любит его, то сле­пой любо­вью, ведь изба­ло­ван­ные дети ока­зы­ва­ются совер­шенно не готовы к вступ­ле­нию во взрос­лую жизнь. Они не могут взять на себя ответ­ствен­ность за жену и детей, не умеют при­ни­мать решений.

Кроме гипе­ро­пеки и бало­ва­ния, суще­ствует и дру­гая край­ность. Это стиль роди­тель­ского пове­де­ния, кото­рый можно назвать соб­ствен­ни­че­ством. То есть роди­те­лям кажется, что они любят ребенка, но на самом деле они вос­при­ни­мают его как свою соб­ствен­ность, мате­риал для реа­ли­за­ции своих пла­нов. И совер­шенно не хотят видеть в нем личность.

С самого рож­де­ния детей такие роди­тели имеют чет­кий план отно­си­тельно них. Напри­мер, спец­школа с уси­лен­ным изу­че­нием англий­ского, потом – Инсти­тут ино­стран­ных язы­ков или МГИМО, далее – работа дипло­ма­том. Или юри­стом, эко­но­ми­стом, еще кем-нибудь, но только в соот­вет­ствии с роди­тель­ским сце­на­рием. А потом полу­ча­ется, что ребе­нок хотел стать музы­кан­том или вра­чом, но вме­сто этого окан­чи­вает какой-нибудь весьма скуч­ный вуз, потом без вся­кой охоты рабо­тает адво­ка­том или финан­си­стом только потому, что это пре­стижно, при­но­сит хоро­ший доход и так захо­тели его родители.

Или ино­гда роди­те­лям очень хочется, чтобы их чадо вопло­тило в жизнь те про­екты и амби­ции, кото­рые не полу­чи­лось вопло­тить им. И они, не счи­та­ясь с жела­нием и наклон­но­стями ребенка, исполь­зуют его для пре­тво­ре­ния в жизнь своих идей.

Конечно, как пра­вило, любому роди­телю хочется, чтобы ребе­нок пошел по его сто­пам. Но это не должно ста­но­виться идеей-фикс.

Самая глав­ная наша задача как роди­те­лей – обра­зо­вать ребенка, то есть взрас­тить в нем образ Божий, вос­пи­тать его веру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым чело­ве­ком и дать раз­виться его хоро­шим наклон­но­стям. Конечно, роди­тели должны давать ребенку направ­ле­ние в жизни, но только сооб­ра­зу­ясь с его задат­ками и способностями.

«Мы его не понимаем!»

Перей­дем к дет­ско-роди­тель­ским конфликтам.

Снова и снова вспом­ним, что кон­фликт – это непо­ни­ма­ние. Обе сто­роны кон­фликта не могут или не хотят понять друг друга.

Недавно я поздрав­лял одну свою зна­ко­мую с дол­го­ждан­ным пер­вен­цем, и на вопрос: «Как обстоят дела с малы­шом?», она отве­тила мне: «Все хорошо, только мы пока не пони­маем его». И те же самые слова могут ска­зать боль­шин­ство роди­те­лей не только мла­ден­цев, но и млад­ших школь­ни­ков, и под­рост­ков. Когда я стал отцом и появи­лись новые хло­поты и про­блемы, то, при­знаться, зави­до­вал своим детям. Как ино­гда хоте­лось без­за­ботно лежать в кро­ватке, кушать, играть и не думать о том, что зав­тра вста­вать ни свет ни заря и ехать на службу, что нужно чем-то кор­мить семью и вообще решать с утра до вечера мно­же­ство взрос­лых задач! Боль­шин­ству взрос­лых кажется, что дети вообще лишены каких бы то ни было про­блем. И если они каприз­ни­чают, бес­по­ко­ятся и что-то про­сят, то про­сто валяют дурака. Какие у них могут быть про­блемы? Делай то, что тебе гово­рят роди­тели, не делай того, что они не велят, ходи в школу и веди себя хорошо. На самом деле жизнь ребенка, несмотря на то, что он, конечно, чув­ствует роди­тель­скую защиту и под­держку, ничуть не менее трудна, чем взрос­лая жизнь.

Про­сто труд­но­сти у детей иного плана. Они, в отли­чие от взрос­лых, не обла­дают жиз­нен­ным опы­том, у них нет имму­ни­тета к житей­ским про­бле­мам, и если мы вспом­ним себя в дет­стве, то пой­мем, что жизнь ребенка тоже отнюдь не без­за­ботна. В ней при­сут­ствуют свои стрессы, страхи, обиды, скорби и пере­жи­ва­ния. Мы боимся выго­вора на работе, а ребе­нок боится полу­чить плохую оценку, быть поби­тым школь­ным хули­га­ном и вообще имеет свои дет­ские страхи, про кото­рые нам неве­домо. Мы испы­ты­ваем стресс, узнав о том, что не смо­жем вовремя пога­сить кре­дит, а ребе­нок боится, что плохо напи­шет кон­троль­ную, так как совсем не готов к ней.

Дети-дошколь­ники также имеют свои пере­жи­ва­ния, страхи, вол­не­ния, и нередко их капризы или агрес­сия могут быть вызваны какими-то внут­рен­ними при­чи­нами. И мы смо­жем прийти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию с нашими детьми, когда научимся вхо­дить в их поло­же­ние, поста­ра­емся про­ник­нуть в их внут­рен­ний мир и понять, чем они живут и дышат. И, конечно, научимся общаться с ними. У детей свое видение мира, отлич­ное от нашего взрос­лого вос­при­я­тия; оно может быть незре­лым, наив­ным, непра­виль­ным, но если роди­тели будут пони­мать сво­его ребенка, им будет очень легко без ссор, кон­флик­тов и суро­вых нака­за­ний заста­вить его слу­шаться их. Чадо будет больше дове­рять им и про­яв­лять послу­ша­ние не из страха, а из любви.

Нач­нем с общих поло­же­ний. Чего в первую оче­редь ждут от нас дети? Любви и пони­ма­ния. Мы уже не раз напо­ми­нали, что любовь – это жертва. Жертва все­гда посвя­ща­ется кому-то, совер­ша­ется ради кого-то. В дан­ном слу­чае жертва любви при­но­сится ради наших детей, ради их вос­пи­та­ния. Мы жерт­вуем сво­бод­ным вре­ме­нем, покоем, физи­че­скими и душев­ными силами и, конечно, имеем опре­де­лен­ные мате­ри­аль­ные затраты.

Глав­ное, чем любой роди­тель может повли­ять на сво­его ребенка, – это соб­ствен­ным при­ме­ром. Как отри­ца­тель­ным, так и поло­жи­тель­ным. Роди­тели всю жизнь явля­ются при­ме­ром для детей, а в дошколь­ном воз­расте они состав­ляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответ­ствен­ность перед детьми про­сто огромна. Рож­де­ние и вос­пи­та­ние ребенка – очень боль­шой сти­мул для роди­те­лей, чтобы начать рабо­тать над собой, бороться со сво­ими недо­стат­ками и вред­ными привычками.

Если мы не хотим, чтобы ребе­нок начал курить, мы сами должны не курить. Если роди­тели хотят отучить ребенка от теле­ви­зора и ком­пью­тера, то должны пер­выми подать ему при­мер. Гово­рить детям, что нельзя упо­треб­лять пло­хие слова, а самим не гну­шаться креп­ких выра­же­ний – это зна­чит учить их лице­ме­рию. Они имеют пол­ное право так выра­жаться, пока их роди­тели не будут сами сле­дить за своей речью. И так во всем! Если не хотим, чтобы сын вырос лен­тяем и неря­хой, сами должны не лениться и не раз­бра­сы­вать свои вещи. И глав­ное: учить ребенка духов­ной жизни и молитве можно только лич­ным примером.

Роди­тели должны прийти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию и согла­сию между собой хотя бы ради своих детей. Ведь дети при созда­нии соб­ствен­ной семьи будут ори­ен­ти­ро­ваться на роди­тель­ские сценарии.

Так что, вос­пи­ты­вая ребенка, мы вос­пи­ты­ваем и самих себя.

Роди­тели склонны допус­кать одну из двух оши­бок. Пер­вая: роди­тели счи­тают, что дети – это малень­кие взрос­лые; они все знают и пони­мают лучше нас, и поэтому не стоит их осо­бенно вос­пи­ты­вать. И вообще нужно общаться с ними на рав­ных. Это очень боль­шое и вред­ное заблуж­де­ние. Ребе­нок не может быть равен нам. Он еще не сфор­ми­ро­вался, у него не раз­вито созна­ние, и он не обла­дает опы­том и бага­жом зна­ний взрос­лого чело­века. Если он и пора­жает нас ино­гда сво­ими умными выска­зы­ва­ни­ями, то про­ис­хо­дит это по двум при­чи­нам. Либо он почерп­нул какую-нибудь инфор­ма­цию из теле­пе­ре­дачи, радио­про­граммы, книг, раз­го­во­ров с взрос­лыми… Либо воз­мо­жен такой вари­ант: созна­ние, вос­при­я­тие ребенка, в отли­чие от взрос­лого, менее загру­жено, его глаз менее «замы­лен», и он ино­гда может уви­деть то, на что мы обычно про­сто не обра­щаем вни­ма­ния. Вот почему устами мла­денца ино­гда «гла­го­лет истина».

Но ребе­нок не взрос­лый, и, обща­ясь с ним, нужно это не забы­вать. Он не будет пони­мать нас с полу­слова. Он ждет от нас объ­яс­не­ний. Он только познает этот мир, и то, что давно известно и понятно нам, может быть для него тай­ной за семью печа­тями. Поэтому не будем лениться бесе­до­вать с малы­шом, тер­пе­ливо объ­яс­няя ему смысл наших слов, просьб и запре­тов. Дети крайне любо­пытны. Осо­бенно дети дошколь­ного воз­раста. Они задают огром­ное коли­че­ство вопро­сов. Напри­мер, у моего млад­шего сына Коли речь напо­ло­вину состоит из вопро­сов. Правда, он ино­гда путает «зачем?» и «почему?», что выгля­дит осо­бенно смешно. Вот мы под­хо­дим к дому, и он спра­ши­вает: «А мама дома?» – «Нет» – «А зачем?» Но в основ­ном вопросы он задает пра­виль­ные и весьма инте­рес­ные. Для роди­те­лей это тоже сво­его рода тре­ни­ровка ума, ведь им надо соот­вет­ство­вать ста­тусу все­знаек, обла­дать доста­точ­ной эру­ди­цией. Ребе­нок задает вопросы не только чтобы полу­чить инфор­ма­цию, для него это также и спо­соб обще­ния. Ведь он сам не обла­дает еще доста­точ­ным кру­го­зо­ром, не может четко фор­му­ли­ро­вать мысли и стро­ить речь. Но он тянется к роди­те­лям, хочет пого­во­рить с ними, и поэтому ему легче общаться в вопросно-ответ­ной форме.

При обще­нии с малы­шом взрос­лым нужно не забы­вать, что ребе­нок обла­дает очень подвиж­ным созна­нием, он часто непо­сто­я­нен и не очень усид­чив. Сей­час ему хочется одного, а через пять минут дру­гого. Дет­ская память также имеет свои осо­бен­но­сти, и поэтому в вос­пи­та­нии детей нужно иметь боль­шое тер­пе­ние, не нужно злиться, если они что-то не запом­нили с пер­вого раза. Напри­мер, с тем же моим млад­шим сыном про­изо­шел такой слу­чай. Он с помо­щью мамы склеил очень кра­си­вый фанер­ный само­ле­тик. Потом подо­шел ко мне и попро­сил раз­ре­ше­ния рас­кра­сить его фло­ма­сте­рами. Я ска­зал, что делать этого не сле­дует, так как полу­чится некра­сиво, лучше оста­вить все как есть. Коля под­хо­дил несколько раз и каж­дый раз полу­чал отказ. Через пару дней я уви­дел, что весь само­лет «иска­ля­кан» раз­но­цвет­ными фло­ма­сте­рами. Я строго спро­сил его: «Зачем ты это сде­лал? Ведь я не раз­ре­шил тебе!» И тогда Нико­лай чуть не плача ска­зал: «Нужно было напом­нить мне, как только я начал его раз­ри­со­вы­вать!» Мне стало очень стыдно, я понял, что ребе­нок про­сто забыл про запрет, а я рас­це­нил это как неува­же­ние к отцу и про­явил ненуж­ную строгость.

Кроме ошибки «ребе­нок – малень­кий взрос­лый», суще­ствует и дру­гой непра­виль­ный стиль пове­де­ния с детьми. Это обще­ние с ребен­ком исклю­чи­тельно путем при­ка­зов, команд и запре­тов. Роди­тели, прак­ти­ку­ю­щие этот метод, счи­тают, что ребе­нок глуп, мал и нераз­вит. Он не дол­жен осо­бенно думать и рас­суж­дать, с ним не нужно осо­бенно раз­го­ва­ри­вать, он дол­жен про­сто слу­шать то, что ему гово­рят роди­тели, и выпол­нять это. Такой стиль пове­де­ния может при­ве­сти к пол­ной потере кон­такта с ребен­ком. Он про­сто замкнется в своем мире, уйдет туда как в рако­вину. Он пере­ста­нет дове­рять своим роди­те­лям, а слу­шаться их будет только до поры до вре­мени из страха наказания.

Ребе­нок с самого ран­него дет­ства ждет от роди­те­лей под­держки, защиты и помощи. И он дол­жен полу­чать эту под­держку. Один муж­чина рас­ска­зы­вал, что его жена при­дер­жи­ва­ется очень стран­ной тео­рии, и он ничего не может с этим поде­лать. По ее мне­нию, детей нельзя брать на руки, цело­вать и лас­кать. Роди­тели, кото­рые лишают своих детей ласки, осо­бенно в мла­ден­че­стве, не смо­гут потом уста­но­вить с ними кон­такт, найти общий язык. Их вза­и­мо­от­но­ше­ния будут фор­маль­ными и холодными.

Детям очень важно чув­ство­вать себя защи­щен­ными и облас­кан­ными не только сло­весно, но и телесно. Они чисто инстинк­тивно хотят под­бе­жать и при­жаться к матери в минуту гру­сти или поси­деть у отца на коле­нях. Это также очень спо­соб­ствует сбли­же­нию между детьми и роди­те­лями. Только, конечно, все должно быть в меру. Если пере­усерд­ство­вать в лас­ках, ребе­нок может так при­вык­нуть к ним, что не будет сле­зать с рук или они, наобо­рот, будут вызы­вать у него отвращение.

Автор: Свя­щен­ник Павел Гумеров

Источ­ник: Православие.ru

Динамика конфликта между родителем и ребенком

С 1991 года программа «Вмешательство в жизненный кризис» (LSCI) предлагается в качестве программы профессиональной подготовки для педагогов, консультантов, психологов, социальных работников, молодежных работников и других специалистов, работающих с трудными детьми и подростки. В последние годы Институт LSCI работал над переводом своих концепций построения отношений, основанных на информации о травмах, мозге, на нужды родителей и опекунов. В отрывке из новой книги Института LSCI «Воспитание трудного ребенка: 4-шаговый способ превратить проблемные ситуации в возможности для обучения» представлен Цикл конфликтов LSCI™, объясняющий круговую и обостряющуюся динамику конфликта между родителями и детьми и предлагающий важное понимание роли родителей либо в разжигании проблемных ситуаций, либо в их прекращении до того, как они выйдут из-под контроля.

Выдержка из Главы 1: 3 основы ИОЛС

Источник: Институт ИОЛС

рассмотрение того, как взрослые и дети обычно воспринимают, думают, чувствуют и ведут себя в ответ на стрессовые события и проблемные ситуации. Осведомленность об этих элементах Конфликтного цикла поможет нам понять, почему дети иногда ведут себя тревожно.

Восприятие

В общем, взрослые знают, что есть много способов восприятия мира. Например, если бы мы посмотрели на изображение ниже, некоторые из нас увидели бы утку, а некоторые — кролика.

Изображение утки/кролика

Источник: General Use

Будем надеяться, что, когда нас попросят рассмотреть, верно ли другое восприятие, мы признаем, что хотя наша точка зрения точна, точка зрения другого человека также верна. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы можем признать, что точки зрения других людей заслуживают внимания и что два человека могут иметь противоположные взгляды на мир и при этом оба быть «правыми».

Мы также знаем, что стресс может сильно влиять на наше восприятие проблемных ситуаций. В результате мы обычно готовы выслушать альтернативные точки зрения. Иногда мы даже пересматриваем свои собственные!

Молодым людям зачастую гораздо труднее принять альтернативную точку зрения. Во время стресса дети могут стать особенно конкретными в своем восприятии. Родители и опекуны могут ошибаться, полагая, что их дети просто упрямятся, когда настаивают на том, что их восприятие события является единственно правильным. Мысль о том, что ребенок « знает правду о том, что произошло, но не признается в этом », может вызвать враждебную реакцию взрослых. В этот момент и взрослый, и ребенок воспринимают друг друга с позиции враждебности.

Навыки LSCI помогут родителям и опекунам понять, что:

1. У всех нас есть уникальные способы восприятия окружающего мира. Знание того, как ребенок воспринимает ситуацию, всегда является отправной точкой для обучения альтернативному восприятию. Мы должны найти время, чтобы узнать, как ребенок воспринимает событие, прежде чем мы сможем предложить новую информацию.

2. Способность ребенка учитывать другие точки зрения связана с наличием и доступностью взрослого, который будет слушать и вести диалог с ребенком.

3. И родители, и дети вступают в конфликтные ситуации, чувствуя себя «правыми». Настаивание на том, чтобы кто-то другой изменил свою точку зрения, обычно приводит только к усилению враждебности и оборонительного отношения к исходной позиции.

Подход LSCI предлагает решение проблемы склонности взрослых и детей зацикливаться на жестких и противоположных способах восприятия события.

Мышление и чувства

В нашем более раннем обсуждении второй основы ИОЛС (Как навыки ИОЛС помогают успокоить мозг и подготовить детей к разговору) мы тщательно изучили мозговые источники стрессовых мыслей и подавляющих чувств. Парадигма цикла конфликта показывает нам, как воспринимаемый стресс события может вызвать набор мыслей и чувств, управляемых миндалевидным телом, которые, в свою очередь, вызывают нежелательное или неприемлемое поведение молодого человека.

Поведение

Рассматривая каждый отдельный компонент Конфликтного Цикла, важно отметить, что поведение обычно является первой частью Конфликтного Цикла, которая привлекает наше внимание. Нет мигающих огней, чтобы предупредить родителей о тревожном наборе восприятий или управляемом миндалевидным телом скоплении мыслей и чувств у ребенка. Скорее, это обычно разрушительное поведение, которое сначала заставляет нас осознать проблему.

Также важно, чтобы родители и опекуны воспринимали плохое поведение своего ребенка как симптом. Поведение является отражением уникальных восприятий, мыслей и чувств, которые ребенок испытывает в связи с определенным событием. LSCI бросает вызов традиционному представлению о том, почему дети демонстрируют нежелательное поведение. Мы часто слышим, что дети действуют, потому что хотят власти, контроля или внимания. Это правда, что мы все хотим власти и контроля над окружающей средой. Большинство из нас жаждут внимания и человеческого общения. Это хорошие вещи. Если бы дети не хотели их, мы бы действительно беспокоились о них. Как бы нелогично это ни казалось, проблемы, которые создают дети, обычно являются попыткой получить некоторую власть, контроль или внимание. Более того, их поступки и поступки редко бывают случайными. Обычно это предсказуемо. (Фексер, 2013). Если вы думаете о своем ребенке, который бросает вам больше всего вызовов, вы, вероятно, можете с большой точностью предсказать, с какой проблемой он столкнется в следующий раз. Большинство детей ведут себя по повторяющимся шаблонам.

Знание цикла конфликтов LSCI поможет родителям и опекунам понять, как определенные стрессовые ситуации вызывают предсказуемое восприятие, мысли, чувства и нежелательное поведение. Если мы можем это предсказать, мы можем это предотвратить. Другими словами, взрослые могут использовать цикл конфликта в качестве дорожной карты, чтобы предвидеть тревожное поведение и вмешиваться, чтобы помочь детям развить более позитивное мышление и лучшие навыки совладания с подавляющими чувствами. Со временем последовательное использование подхода LSCI помогает родителям предотвратить повторение тревожного поведения снова и снова.

Реакция взрослых

Будучи родителями и опекунами, если мы не будем вдумчивыми, целеустремленными и осведомленными, мы будем реагировать на плохое поведение ребенка так, как будто оно происходит в изоляции, забывая, что существует целый набор восприятий, мыслей , и чувства, которые им движут. Мы можем прибегать к механическим наказаниям или обидным импульсивным реакциям, которые портят наши отношения с ребенком.

Имейте в виду: реакция взрослого — это единственный элемент Конфликтного цикла, который родители могут контролировать. Если наша конечная цель состоит в том, чтобы научить молодых людей тому, что у них есть выбор, когда дело доходит до их поведения, мы должны начать с ролевого моделирования собственного положительного выбора, особенно с точки зрения того, как мы реагируем на нежелательное поведение наших детей.

Прочтите приведенный ниже реальный пример эффективной реакции одного родителя на вызывающее поведение ребенка:

Родитель приехал в школу, чтобы забрать свою дочь-ученицу 4-го класса на назначенный прием к врачу. Когда дочь подошла к матери в школьном коридоре, она начала плакать и кричать: «Я не хочу идти! Это всегда происходит. Ты всегда заставляешь меня уйти!

Мать могла чувствовать взгляды учителя своей дочери, а также школьной медсестры и консультанта, которые все были свидетелями ситуации. Она чувствовала давление их суждений как на себя, так и на своего громкого, непослушного ребенка. Она сразу поняла, что у нее есть два выхода:

1. Она могла бы использовать традиционный дисциплинарный подход и твердо сказать своей дочери, чтобы она успокоилась в коридоре и немедленно прекратила свое неуважение.

Она чувствовала себя оправданной, что это была бы подходящая родительская реакция, но она также знала, что для ее дочери это было бы следующим стрессовым событием и вызвало бы еще более расстраивающие мысли и чувства в эмоциональной части мозга ее дочери. . Хуже бы точно стало.

2. Вариант 2 заключался в том, чтобы попытаться подключиться к рациональному мозгу дочери, чтобы получить более логичный ответ.

Сначала она опустилась на уровень дочери и обняла ее. Она сказала: «Ты сейчас очень расстроен». Ее дочь издала долгий рыдание, а затем растаяла в объятиях матери.

Как раз в этот момент к разговору присоединилась школьная медсестра, слышавшая весь шум в коридоре, с благонамеренной, но слишком быстрой рациональной реакцией мозга: «Твоя мама пытается сохранить твое здоровье». . Что произойдет, если вы не сделаете прививку от гриппа?» она спросила.

Ребенок напрягся и снова начал плакать и кричать на мать.

Ее мать дала ей время. Она продолжала обнимать ее. Она вытерла слезы. Вместо того, чтобы защищаться, она использовала одобрительные слова: «Тебе кажется, что я забрала тебя из школы слишком рано, и ты пропускаешь перемену со своими школьными друзьями. Это случилось и в прошлом месяце, и тебе снова стало грустно».

Ребенок смягчился и установил зрительный контакт с матерью. Она кивнула и сказала: «Да, мне так грустно».

В течение двух минут этого успокаивающего общения с матерью девочка обрела самообладание. Когда она вышла из здания, она была почтительна, с облегчением и готова пойти на прием к врачу.

В этой ситуации вариант 1 мог быть уместным, но это было бы упущенной возможностью для родителя установить контакт и пообщаться со своим ребенком, помочь дочери отработать навыки успокоения и попрактиковаться в соединении языка с эмоциями. .

Означает ли это, что родитель должен позволить своему ребенку «сойти с рук» за неуважительное поведение, которое изначально проявлялось в школьном коридоре? Нет. Есть время для установления стандартов и общения с молодыми людьми о приемлемом поведении, но эта родительница использовала свои знания о конфликтном цикле LSCI в качестве дорожной карты, чтобы понять, что было бы более эффективно подождать, чтобы решить эти важные проблемы, когда ее ребенок был более контролирующим и более восприимчивым к обучению.

Понятно, что тревожное поведение ребенка, особенно то, что кажется «ни с того ни с сего», может вызвать сильную реакцию у взрослых, и не все мы реагируем так, как эта мать. К сожалению, слишком часто родители перенимают чувства ребенка и даже копируют его поведение. Они могут повышать голос, угрожать наказанием или говорить обидные вещи. Эта негативная реакция взрослого, в свою очередь, становится для ребенка очередным стрессовым событием и создает новый виток Конфликтного Цикла. Продолжается обреченная на провал борьба за власть между родителями и детьми. Понимание цикла конфликта — это первая линия защиты от усиления иррациональных убеждений ребенка и вовлечения в эту беспроигрышную динамику.

Даже родители и дети с самыми позитивными отношениями иногда попадают в Циклы Конфликта. Эффективное воспитание — это не полное отсутствие конфликтов, а скорее знание того, как стрессовые ситуации могут активировать эмоциональную часть мозга и помешать детям (и взрослым!) использовать свой мыслящий мозг для эффективного управления конфликтом.

Цикл конфликтов LSCI

Источник: Институт LSCI

Цикл конфликтов LSCI предлагает визуальное руководство, чтобы понять и, следовательно, помочь предотвратить эскалацию борьбы за власть между родителями и детьми. В следующих двух главах вы познакомитесь с навыками ИНК, необходимыми для того, чтобы помочь вам смягчить интенсивные мысли и чувства, которые могут быть вызваны стрессовыми ситуациями. В конечном счете, вы узнаете новые способы эффективного выхода из беспроигрышных конфликтов с детьми. Цель LSCI состоит в том, чтобы дать молодым людям почувствовать себя в безопасности и получить достаточную поддержку, чтобы они предпочли говорить о своих чувствах с родителями, а не отражать их деструктивными или деструктивными способами.

Сигне Уитсон — главный операционный директор Института LSCI и автор книги Воспитание трудного ребенка: 4-шаговый способ превратить проблемные ситуации в возможности для обучения. Для получения дополнительной информации посетите сайт lsci.org

Конфликты из-за стилей воспитания — Институт детского разума

В какой-то момент большинство пар расходятся во мнениях относительно того, как подходить к воспитанию детей.

«Я думаю, что почти в каждой семье вы обнаружите разногласия, — говорит Алан Равитц, доктор медицинских наук, детский и подростковый психиатр. «Я знаю, что в моей семье были времена, когда я думал, что моя жена была слишком резкой, а были времена, когда она думала, что я слишком легкий». Важно выступить единым фронтом. «Вы не должны спорить перед ребенком», — говорит он. «Вы должны не соглашаться за закрытыми дверями».

Это становится особенно сложной задачей, когда у родителей появляются крайние различия в подходах к воспитанию детей, особенно когда ребенок или дети борются с психиатрическим диагнозом или неспособностью к обучению и необходимо принимать решения о лечении. В этих ситуациях способность или неспособность родителей прийти к соглашению может означать разницу между успешным лечением и вызывающей тревогу ситуацией, в которой ребенок остается один, чтобы разобраться и интерпретировать сбивающие с толку и часто болезненные смешанные сигналы, которые он получает. получать от родителей.

Поиск баланса

Мария и Алекс считают себя счастливыми в браке, но когда они ссорятся, это всегда происходит из-за их детей, и это всегда происходит одинаково. «Он сказал бы, что я не доношу до наших детей мысль о том, что меня волнует, как они учатся в школе, или что я чувствую, что они должны усердно работать, или что мне важно, поступят ли они в хороший колледж», — говорит Мария. «И я думаю, что он так строг с ними, что у меня нет возможности быть строгим с ними, потому что я не думаю, что они могут получать это сообщение снова и снова».

Их разногласия также касаются вопросов лечения. Все трое их детей в возрасте от 12 до 16 лет посещают частную школу с высоким давлением. Их младшая дочь, Грейс, испытывает серьезное беспокойство, особенно по поводу школы и экзаменов, и она принимает лекарства от этого. «Алекс была более настойчива в том, чтобы заставить своего психиатра прописать лекарства, чем я, но я думаю, что это очень помогло», — говорит Мария.

«Затем мы провели ее обследование и пришли к выводу, что у нее ДОБАВИТЬ или », — говорит Мария с изрядной долей скептицизма. Верит ли Мария, что ее дочери нужен риталин? «Я думаю, что планка для диагностики кого-то с СДВ стала намного, намного ниже, и мой муж был действительно агрессивным, желая, чтобы ее лечили от этого лекарствами». Ее муж, по ее словам, считает, что он должен давать всем своим детям все возможные преимущества, которые они могут получить.

Доктор Равитц, который работает с семьями уже 30 лет, говорит: «Итог: если родители упорно продолжают не соглашаться, вы действительно не сможете получить никаких данных, подтверждающих интерпретацию проблемы одной стороной, а не другую. другие. Потому что на самом деле все данные, которые вы получаете, — это то, на что похож ребенок, когда ребенок получает смешанные сигналы, или на что похоже обращение с ребенком, когда ребенок получает непоследовательное лечение». Поэтому кто-то должен быть готов пойти на компромисс и оставить свой способ ведения дел на второй план, пока проверяется «стиль» или подход другого родителя.

Звучит разумно, но что, если вы даже не можете собрать обоих людей в одной комнате?

Разведенные родители

Ник открыто признает, что, когда он был женат, большую часть решений по уходу за детьми он оставил своей жене. «А потом мы развелись». После развода Ник понял, что не всегда соглашается с решениями жены, и, больше не заботясь о «поддержании мира», начал высказываться.

Сын пары, Оскар, боролся с тревогой, и недавно ему поставили диагноз СДВГ. Ник отдает должное своей бывшей жене за то, что она обеспечила их сыну жилье в его государственной школе. «Но в кризисные времена, когда он разваливался у нас на глазах, мы с ней по-разному относились к этому». Она склонялась к тому, чтобы позволить ему остаться дома, пока он не успокоится и не почувствует себя лучше, а затем разобраться с последствиями позже. Но Ник говорит, что ссора — все большее и большее отставание в академической работе — только усилила беспокойство, которое подлило масла в огонь эмоций. «В итоге мы просто играли в догонялки целый год.

Когда дело доходит до принятия решений о своих детях, доктор Равитц говорит, что разведенные родители должны хотеть найти золотую середину. Если доктору Равицу удается привести обоих родителей в свой кабинет, он делает все возможное, чтобы помочь им. «Но если конфликт между родителями таков, что возникает рефлекторное бездумное неприятие того, что должен сказать другой родитель, то ребенок всегда страдает, потому что ребенок никогда не получает того лечения, в котором он нуждается».

Так что же лучше для вашего ребенка, если вы и ваш партнер не можете договориться о том, как воспитывать?

Доктор Равитц говорит, что единственный ответ, который принесет пользу вашему ребенку, — это посвятить себя проверке одной теории за раз — будь то лечение лекарствами или их отсутствие, определенный вид поведенческой терапии или определенный стиль воспитания. «Обычно я говорю родителям, — говорит он, — что они могут не соглашаться, но они должны честно и достоверно проверять гипотезы. Итак, если гипотеза состоит в том, что у ребенка нет СДВГ и ему не нужны лекарства, а просто нужно поведенческое вмешательство — хорошо, давайте очень искренне попробуем это на 3 или 6 месяцев. Если это работает, это здорово. Если нет, давайте переходить к плану Б. Люди должны идти на компромисс, и они не могут быть упрямыми».

Давать и брать

Лаура Маршак, доктор философии, психолог и автор книги

Женат с детьми с особыми потребностями: руководство для пар, как оставаться на связи различие между противоречивыми подходами, которые «проистекают из отсутствия доброй воли или уважения в отношениях пары» — более крупная проблема — и небольшой непоследовательностью. «Последовательность, — говорит она, — может быть переоценена в ее влиянии на ребенка, учитывая, что ему придется действовать в не совсем последовательном мире. Например, им нужно адаптироваться к стилю разных учителей в школе, бабушек и дедушек и членов расширенной семьи».

Итак, по словам доктора Маршака, в контексте достаточно счастливого брака или даже мирного развода некоторые изменения в стиле воспитания могут быть полезны для детей. Ключ в том, чтобы поддерживать любые существующие отношения. Как говорит доктор Равитц, пары «должны непредвзято относиться к возможности того, что другой человек прав».

Или, с другой стороны, может быть полезно отказаться от проблемы, как показано в моменте между Дэвидом Леттерманом и Джерри Сайнфелдом в эпизоде ​​​​ Юмористы в машинах пьют кофе . Леттерман рассказывает о ситуации, которая возникла с его маленьким сыном, который сказал, что не может пойти на свою первую бейсбольную тренировку в этом сезоне, потому что повредил руку в неудачной игре на картинге (Леттерман был соучастником строительства бейсбольного клуба).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts