Как научить ребенка правильно говорить звук «р»: упражнения от логопеда
Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника.
- Статьи
- Как научить ребенка правильно говорить звук «р»: упражнения от логопеда
Ни один другой звук не вызывает столько сложностей во время обучения, как “р”, осваиваемый к 5-6 годам. Это один из последних звуков, которые дети учатся выговаривать. Поскольку он дается ребенку позднее других, многие родители решают ничего не делать, аргументируя: “Просто подождем, само исправится”. Часто такой подход помогает, но не менее распространен вариант, когда крохе понадобится помощь.
Нужна ли профессиональная консультация
Неправильное произношение может иметь неприятный долгоиграющий эффект, если своевременно не решить проблему. Ребенок может стать более застенчивыми, стесняться говорить перед классом или незнакомцами, ситуация может отрицательно сказаться на орфографии и общей грамотности. Неправильная, неразборчивая речь нередко приводит к неприятным последствиям на более поздних этапах жизни, вызывая проблемы с коммуникацией.
Существует широкий спектр причин, влияющих на произношение, и не всегда с ними можно справиться в домашних условиях, иногда научить детей правильно говорить может только логопед. Хотя часто небольшая неразборчивость очевидна и легко поддается исправлению.
В большинстве случаев ключевыми факторами при выборе необходимости профессиональных логопедических услуг являются возраст вашего чада и способность понятно изъясняться. Если ребенок старше трех лет понятен только членам семьи — это сигнал тревоги, указывающий на проблемы, которые необходимо решить. Если в дошкольном возрасте есть ошибки в некоторых звуках, но они обычно понятны для посторонних — это нормально. Возможно, помогут легкие упражнения на произношение словосочетаний с проблемной буквой. Однако уже первоклассник должен освоить “р” — если не получилось, понадобятся советы врача.
Чем раньше вмешаться, тем легче будет исправить ошибки. Слишком часто ребенок по какой-либо причине не получает адекватной помощи, тогда артикуляционные проблемы остаются до подросткового возраста и позже. Интуитивно понятно — чем дольше длится вредная привычка, тем сложнее будет ее исправить.Научить правильно выговаривать все буквы — важная задача родителей в рамках подготовки малыша в школу. Овладев такими базовыми навыками, будущий первоклассник будет чувствовать себя увереннее. Кстати, купить рюкзак для первого класса можно по ссылке.
Почему некоторым детям сложно правильно говорить “р”
Данная буква трудна для некоторых детей, потому что требует достаточно развитого речевого аппарата и сильной “тренированной” подъязычной уздечки. Когда она произносится, движения языка увидеть трудно — получается сложно объяснить, как повторить упражнение. Например, “б” или “п” показать проще — для этого ребенку нужно только следить за вашими губами.
Чтобы научить ребенка говорить “р”, попытайтесь объяснить правильную технику воспроизведения. Кончик языка в природном положении, не сужая, нужно поднять к верхним зубам, а тогда выдохнуть, направляя поток воздуха таким образом, чтобы получилась вибрация.
Артикуляционные упражнения
Поставить “р” без помощи специалиста будет проще, натренировав артикуляционный аппарат. Специальные упражнения помогут малышу лучше преодолеть трудности речи. Возможны такие варианты:
-
“Кукушка” — открыть рот, дотянуться языком до верхней губы, а после спрятать за верхние зубы.
-
“Молоточек” — растянуть губы в улыбке, стучать по основанию верхних зубов подобно работе молотка, забивающего гвозди.
-
“Лошадка” — медленно щелкать языком, издавая звуки, похожие на цоканье копыт.
-
“Качели” — широко открыть рот, болтая языком вверх-вниз, касаясь кончиком поочередно верхних и нижних зубов.
-
“Вкусности” — облизывать открытые губы по часовой стрелке и обратно.
Чтобы научить говорить “р”, можно сначала потренироваться на других буквах. Простым упражнением будет, например, такая тренировка: нужно сильно нажать кончиком языка на верхнее нёбо, выдавливая “дддд”, пока звук не начнет вибрировать, превращаясь в “рррр”. Второй способ — жужжание. Следует произносить четкое “ж”, втягивая кончик языка вглубь — постепенно звук превратится в мягкое “рь”.
Простые логопедические упражнения — советы специалистов
Иногда самая простая техника оказывается самой действенной. Логопеды отмечают: часто проблема устраняется обычным повторением. Родители могут примерять роль учителей, попробовав следующий способ стимулировать произносить правильно:
-
Скажите маленькому ученику удобно устроиться в кресле и расслабиться. Затем объясните: “Очень внимательно смотри на мой рот. Я собираюсь медленно произнести слово “радость” пять раз”. Ребенок должен внимательно слушать, глядя на губы “учителя”. Не нужно анализировать, думать, стоит просто расслабиться, слушать.
-
Продолжайте очень медленно произносить «радость», акцентируя внимание на положении губ для удачного воспроизведения. Повторите очень медленно пять раз, оставляя пару секунд между повторениями.
-
После пятого раза укажите на своего ученика и произнесите слово вместе.
Что делать, если простое повторение в домашних условиях не помогает? Тогда попробуйте аналитический метод — обучайте маленького ученика правильному положению языка и губ во время речи, полагаясь не столько на слух, сколько на технику выговаривать.
Некоторые логопеды также советуют начинать осваивать звук с понятий, заканчивающихся на “р” — “ковер”, “вор”, “узор”. Нужно контролировать в первую очередь элементы речевого аппарата. Далее можно использовать понятия “король”, “марка”, “воробей”, в которых нужная буква находится посредине. Только после стоит переходить к понятиям вроде “работа”, “радуга”, “русло”.
Упражнения в виде игр — как быстро научить говорить букву “р” в домашних условиях
В обучении всегда главное практика, а лучшая практика та, что основана на игре, особенно, когда дело касается детей. Многим детям сложно усидеть на месте, и это становиться самой большой трудностью обучения. Советуем почитать наш материал “Как развить в ребенке усидчивость?”, а тогда попробовать следующие упражнения.
Простая игра на повторение
Произнесите слово с “р” правильно, например “кролик”, и неправильно — “кволик”. Посмотрите, может ли ребенок определить слово с правильным звуком. Возьмите несколько понятий, которые начинаются с этой буквы — “рюкзак”, “ранец”, “рот”, “рысь”, “рост” и т.д. Потренируйтесь на этих словах. Когда ваш сын или дочка произносит неправильно, постарайтесь не критиковать, не ругать за ошибки — такое только усилит проблему. Вместо этого повторите сказанное ребенком, а тогда произнесите правильно — позвольте малышу ощутить разницу.
Лев и ворона
Среди самых забавных и простых способов попрактиковаться в произношении согласного — тренировать ребенка рычать, как лев, и каркать, как ворона. Распечатайте изображения льва и вороны, положите перед обучаемым. Указывайте на каждое изображение по очереди и просите правильно произнести «рррр» или «карр». Покажите собственный пример — пусть малыш укажет на картинку, а вы произнесете нужный возглас. Практикуйтесь в игровой форме как можно чаще, сделав занятие веселым, интересным для ребенка.
Автомобильная гонка
Для такой забавной игры-упражнения понадобится стопка карточек с картинками на “р”, игрушечные машинки и распечатанная гоночная трасса. Нужно по очереди с ребенком перелистывать карточки из стопки и произносить название каждой картинки по 10 раз. Когда удалось правильно произнести слово все 10 раз, можно передвинуть машину вперед по гоночному треку. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту!
Попугай
Данное упражнение отлично подходит для всех уровней артикуляции, особенно, если ребенок может общаться на уровне фразы или предложения. Метод просто применить в домашних условиях. Нужно распечатать фото попугая и прикрепить его к палочке для мороженого. Ребенок будет держать попугая, пока вы просматриваете наперед подготовленные карточки с картинками на “р”. Вы произносите нарисованное на карточке, а малыш должен «попугаем» точно повторять услышанное. Можно начать составлять свои собственные смешные предложения, используя карточки, а тогда поменяться ролями с ребенком.
Исследования показывают, что успех с одним звуком должен благоприятно влиять и на коррекцию других звуков. Благодаря последовательной практике и повторению упражнения со временем успех станет очевидным, и ребенок справится с проблемной буквой.
Возврат к списку
ЛОГОПЕД.
РУ: Звуки [Р] и [Р’]. ЛОГОПЕД.РУ: Звуки [Р] и [Р’]. — LOGOPED.RU
Полезное: |
|
Интересные сайты. Полезные ссылки: |
1999-2020 © Logoped.Ru
Речевые упражнения для воспроизведения звука /r/
Звук /r/ играет важную роль в речи. Он считается высокочастотным звуком. Это означает, что в английском языке он встречается чаще, чем большинство других звуков. Единственные звуки, которые встречаются чаще, — это звуки /n/ и /t/. Умеет ли ваш ребенок произносить звук /с/? Большинство детей осваивают звук /р/ к пяти с половиной годам, но некоторые не произносят звук /р/ до семи лет.
Объяснить звук /r/ может быть сложно. Трудно видеть язык, когда вы это говорите. Также трудно объяснить ребенку, как его производить. Звук /r/ уникален, потому что он трансформируется в разные слова, в отличие от более четких звуков, таких как /b/ и /f/.
Вот несколько упражнений, которые могут помочь вашему ребенку, если у него проблемы со звуком /р/.
- Попросите их определить правильный звук /r/. Если ваш ребенок беспокоится о произношении звука /р/, он может потренироваться определять правильный звук /р/ в словах. Вы можете играть в эту игру, правильно и неправильно произнося слова /r/. Эта игра является отличной практикой, потому что это способ познакомить их со звуком /r/.
- Использовать звуки животных. Теперь вы можете практиковать звуки животных. Многие животные издают звук /r/, например, петухи, кошки и собаки. Вы можете поощрять их играть в эту забавную игру, моделируя шум, который вы хотите от них. Затем попросите их повторить. Например, поощряйте их мурлыкать, как кошка, или лаять, как собака.
- Переформулируйте слово с правильным /r/. Если ваш ребенок неправильно произносит звук /р/, не расстраивайтесь. Вместо этого повторите слово для них, правильно используя /r/. Таким образом, они могут слышать правильный звук без дополнительного давления, чтобы добиться идеального звука.
- Скажи им улыбнуться! Наконец, попробуйте избавиться от звука /w/, сказав ребенку улыбаться, когда он пытается произнести звук /r/. Практически невозможно произнести звук /w/, когда они улыбаются, поэтому вы можете использовать эту технику, чтобы усилить звук /r/.
Неспособность произнести правильный звук /р/ может смущать ребенка, поэтому важно поощрять его при работе над этой проблемой. Когда ребенок неправильно произносит звук /р/, постарайтесь держать при себе любые негативные эмоции. Кроме того, не заставляйте их повторять слово правильно, потому что это может усилить неправильное произношение.
Вам следует проконсультироваться с сертифицированным логопедом, который поможет вашему ребенку правильно произносить звук /р/. Благодаря доступности виртуальной терапии через такие организации, как Connect Teletherapy, ваш ребенок может иметь лучшего логопеда, где бы он ни жил. Независимо от того, живете ли вы удаленно или ведете насыщенную жизнь, телетерапия Connect делает терапию доступной для всех. Нажмите здесь, чтобы запланировать бесплатную консультацию.
Posted in Речевая телетерапия, Логопедия, Телетерапия, Виртуальная логопедия с тегами /r/ звук, Калифорния, школы, специальное образование, логопед, логопед, телетерапия
R Words Логопедические упражнения
Автор: Мишель Э. Систо, MS CCC-SLP TSSLD S
Одним из многих навыков, на которые могут ориентироваться логопеды, является овладение звуками речи. По мере того, как наши дети растут, они усваивают различные звуки, которые они могут использовать для создания целевых слов во время общения. Одним из самых сложных звуков для воспроизведения является звук /r/. Звук /r/ обычно усваивается в возрасте от 3 до 6 лет (ASHA, n.d.), а это означает, что двухлетний ребенок, не произносящий звук /r/, не будет непосредственным поводом для беспокойства.
Звук /r/ трудно выучить и выучить по многим причинам. Во-первых, при произнесении звука /р/ его не видно во рту во время произношения. В то время как ранее развивающиеся звуки, такие как /b/ и /p/, производятся при визуальном соединении обеих губ, /r/ может производиться двумя различными способами, которые невидимы. Один из способов воспроизведения /r/ — это «ретрофлексия» языка. Здесь кончик языка приподнят и наклонен к бугристой части нёба (альвеолярному гребню). Другой способ получения /r/ — это «сложение» языка. Когда язык «сложен», он располагается там, где края спинки языка поднимаются вверх, а кончик языка отводится назад или втягивается. Все эти места расположены во рту, что затрудняет их описание и обучение. Помимо размещения, все звуки сгруппированы по способу их воспроизведения. Звуки /р/ и /л/ сгруппированы как жидкие звуки. Жидкие звуки производятся, когда язык производит частичное смыкание рта.
Нет никакой пользы в обучении ретрофлексированного /r/ по сравнению с сгруппированным /r/ или наоборот. Это то, что проще и удобнее для клиента. Для начала полезно обсудить части рта, которые используются для производства этого звука. Используя зеркало, позвольте ребенку исследовать свой язык, губы и зубы. Это может помочь сузить круг, может ли ребенок изолировать движения своих артикуляторов или это то, что следует решить. После использования зеркала создайте искусственный язык с помощью пластилина! Объясните ребенку, как смоделировать игру, чтобы она была похожа на его язык. Побуждайте ребенка манипулировать пластилином, чтобы «поднять заднюю сторону и оттянуть язык назад» или «поднять кончик языка вверх». Предложите детям сделать так, чтобы их язык подражал и выглядел как модель языка, которую они только что создали, чтобы воссоздать необходимую форму языка.
Дети также должны научиться отличать звук /р/ от других звуков, таких как /л/ и /р/. Использование слухового различения — один из способов проверить навыки различения у ребенка. Используйте изображения минимальных пар [два слова, которые различаются только одним звуком], например, грабли и озеро или ряд и низкий. Предъявите ребенку картинки и попросите их указать или подобрать картинку слова, которое было сказано. Это должно произойти до того, как произойдёт отработка звука /r/, чтобы убедиться, что этот навык освоен, иначе работа над /r/ будет бесплодной.
После того, как будет установлено, что у ребенка есть эти навыки различения, можно использовать различные упражнения, которые можно использовать для обучения и отработки звуков /r/ для детей, испытывающих трудности.
Пить через соломинку
Подарите ребенку напиток и соломинку. Попросите их выпить жидкость через соломинку. Попросите их подумать о том, что делает их язык, когда они пьют. Попросите их объяснить вам движения своего языка. Это повышает осведомленность о движениях языка, которые имитируют втягивание языка во время производства /r/.Притворись лягушкой
Нарежьте листы зеленой бумаги в виде листьев лилии. Разложите кувшинки по всей комнате. Попросите ребенка прыгать с кувшинки на кувшинку, но загвоздка в том, что он должен произвести «ребенок», чтобы прыгнуть на следующую кувшинку. Они зарабатывают прыжки, произнося звук /r/. Установите количество раз, которое они должны сказать «ребенок», прежде чем прыгать к следующему листу кувшинки, чтобы повторить звук / r /.Покормить кролика
Используйте мягкую игрушку кролика или распечатайте изображение кролика. Объясните ребенку, что кролик голоден! Распечатайте маленькие картинки слов на /r/ и разложите их на отдельных листах бумаги. Дайте ребенку по одному, пусть он произносит слово и кормит кролика бумагой. Скажи «накорми кролика носорогом!» или «корми кролика изюмом!». Вы даже можете установить целевое количество работ, которые они должны произвести, прежде чем кролик съест картинки.Транспортная гонка
Устройте полосу препятствий в своей гостиной. Хватай все грузовики, машины и поезда, которые сможешь найти! Гоняйте с ребенком через различные полосы препятствий на транспортных средствах. Практикуйте целевые слова, такие как машина, гонка и комната (звук машины). Предоставьте ребенку образцы для подражания, используя слова на протяжении всей деятельности.
Существуют также опоры, которые следует использовать, чтобы помочь ребенку освоить звук /r/:
Видео и слуховая обратная связь
Во время отработки /r/ слов видео- и аудиозаписи записывают звук ребенка. После того, как ребенок произносит слово на /r/, смоделируйте правильное произношение всех неправильно произнесенных слов.